Эссе на тему летят журавли фильм. «Летят журавли» — мой любимый фильм

21.10.2019 Цвета

Выполнила: студентка 202группы

Ибраева Анастасия Игоревна

Эссе по фильму «Летят журавли»

Фильм повествует о жизни людей, в чьи судьбы вторглась бессердечная, жестокая война. Главными героями являются Борис и Вероника. Это молодая пара, проживает в Москве, они безумно любят друг друга и вот-вот собираются пожениться. Фильм начинается с того момента, как молодые гуляют по Москве, наслаждаясь друг другом, и тут они видят, как над Москвой летят журавли клином, после прогулки пара возвращается домой уже в четвертом часу утра. Этим же утром объявляют о начале войны. Борис и Вероника встречаются вновь, в фильме показано, как весело и беззаботно они проводят время вместе, Борис ласково называет ее «Белка», Вероника постоянно произносит вслух стихи: «Журавлики-кораблики, летят под небесами, и серые, и белые, и с длинными носами!»

На следующий день у нее день рождения и тут она узнает, что Борис решил идти на фронт добровольцем, хотя он вполне мог получить бронь. Бориса провожают родные: бабушка, Марк, Ирина и папа, но он не дождался Веронику, она не успела приехать вовремя и тогда Борис оставляет ей в подарок игрушку белку, а в корзинку с золотыми орехами кладет записку и просит бабушку отнести подарок имениннице. В это время Вероника старается успеть к Борису изо всех сил, но судьба оборачивается против них и она так и не успевает попрощаться с ним. В Москве начинается бомбежка, и во время очередной бомбежки родители отправляют Веронику в метро, она хватает свою белку и идет. После окончания бомбежки она возвращается домой и понимает, что дом разбомбили, а родители мертвы. Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Марк имеет бронь, поэтому он и не уехал вместе с Борисом. Марк все больше проявляет свою любовь и ухаживания по отношению к Веронике, но она его отвергает, но проходит какое-то время писем от Бориса она не получает и ей приходиться выйти замуж за Марка. Семья Бориса не принимает этого, но отец не отвергает ее. Вскоре Бориса отправляют в разведку, где его убивают. В это время его семья вместе с Вероникой переезжают за Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале и однажды она видит, как солдат впадает в истерику из-за того, что его не дождалась невеста, тогда отец Бориса начинает успокаивать солдата и говорить, что эта невеста недостойна его, что не он, а она потеряла своё счастье. Все солдаты поддерживают, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к неверным невестам, выбегает из госпиталя, хочет покончить жизнь самоубийством. И тут она видит как маленького мальчика чуть не сбивает машина, она спасает его и спрашивает, как его зовут. Оказывается его, зовут Боря, услышав это она обнимает его из-за всех сил и забирает домой. Дома мальчик начинает плакать и Вероника хочет успокоить ребенка своей игрушкой белкой, но тут выясняется, что белку унес Марк. Вскоре Вероника узнает, что Марк ужасный человек и что у него бронь купленная, она тут же с ним расстается, а отец выгоняет его из дома. Проходит время, война закончилась и все бегут к поезду встречать Солдат и Вероника, зная, что Борис умер, все равно бежит к поезду его встречать, но не находит его, а встречает друга Степана, который передает ей фото, которое хранил Борис. И тут вся в слезах, Вероника бредет сквозь толпу, к ней подходит отец Бориса и они видят, как над Москвой вновь пролетает клин журавлей, и на этом заканчивается фильм.

Мне очень понравился фильм «Летят журавли», смотрела его на одном дыхании, очень переживала за судьбу героев, фильм пробирает до слез. Все-таки самое страшное- это война, она беспощадная и безжалостная, она разлучает людей, уносит жизни и ей все равно, кто перед ней. Фильм заставляет задуматься о жизни, я поняла, что каждая минута, проведенная с близкими и родными- бесценна. Нужно ценить жизнь пока она есть и радоваться каждому мгновению, проведенному с любимым человеком.

Рецензия на фильм

«Летят Журавли»


Обычно так именуют стихотворения — по первой строчке. А один из первых кадров этого фильма — журавлиный клин, летящий над головами героев. По тем временам это означало оставить фильм без названия. Вольно или невольно авторы признавали, что создали нечто необычное, что даже они сами не могут в полной мере ни понять, ни определить. И действительно, фильм удивил, потряс и стал одной из главных загадок и легенд нашего кино.

Сразу по выходе картины, да и позднее, критики повторяли один и тот же странный приговор: это, конечно, шедевр, но у него слабая, неудачная драматургия. Кажется, никого из писавших о фильме не удовлетворила главная сюжетная коллизия: неожиданная, психологически не объясненная измена героини своему жениху, ушедшему на фронт, как и обставленное необыкновенными событиями раскаяние Вероники. Сценарные просчеты казались слишком очевидными и признать, что фильм стал тем, чем он есть не вопреки, а благодаря своему «неправильному» сюжету — было очень трудно. Для этого необходимо было совершенно новое прочтение фильма. Чтобы как-то оправдать героиню, критика писала о ней как о жертве роковых обстоятельств, но ведь в равной степени справедливо и обратное: война, даже убив Бориса, не смогла уничтожить их чувство к друг другу. Рецензию на фильм об измене солдату Р. Юренев, сам фронтовик, называет «Верность» — и такое двойственное восприятие картины наиболее адекватно ей.

Парадоксально, но без этой измены не было бы и той абсолютной любви, которую мы читаем в глазах Вероники в финале. В фильме отсутствует прямая связь между внутренним и внешним. Иначе откуда бы взялся этот свет среди кошмара разлук, смертей, предательских поступков, безнадежного ожидания, одиночества, стыда и страха? Вот знаменитая сцена во дворе призывного пункта, у решетки, раньше срока непреодолимо разделившей влюбленных.

Причем остальному множеству людей решетка не мешает прощаться, она фатально разлучает только Бориса и Веронику.

Но что удивительно, — разлучая, соединяет так прочно, как еще не было и не могло быть в минуты их безмятежного юного счастья. Еще раньше опоздание Вероники на проводы эмоционально взвинчивает ситуацию. Ее пробеги, проезды в автобусе, метания в толпе происходят при постоянном ощущении, что Борис где-то совсем рядом. Она прибегает в дом Бороздиных — нет его — только что ушел, мелькнул за школьным забором, обернулся — не он. Вероники рванулась в первые ряды провожающих: вот сейчас она встретит колонну добровольцев — сдавили, затерли, оттеснили куда-то назад... Так же и Борис: хлопнула входная дверь — нет не она — пришли девушки с завода, заметил знакомую фигурку в толпе — обознался, в последнюю минуту перед отправкой услышал голос: «Боря», но звали не его...

Но у этой пытки на разрыв, между обгоняющими друг друга надеждой и отчаянием, — парадоксальный результат, потому что среди всего этого столпотворения обнимающихся, торопящихся сказать что-то последнее, самое важное, целующихся, нежно и преданно глядящих друг другу в глаза — никто не связан между собой такой неизъяснимой близостью, как эти двое, уже разлученные.

Власть Судьбы, Рока, Истории над героиней не беспредельна и не захватывает того пространства ее души, которое посвящено Борису. Здесь внутренняя стена, обрыв причин и следствий, который не удается связать даже гнусным узлом замужества, отягощенного тройным предательством, когда женихом оказывается брат Бориса — Марк, а «свадьба» происходит под крышей дома, где отец Бориса приютил осиротевшую Веронику.

В странном мире этого фильма у реальности и у чувства — свои отдельные пути. Особенно остро это начинаешь понимать после драматического эпизода, когда записка, написанная Борисом в еще день проводов, наконец попадает в руки Вероники. Его уже давно нет, а его любовь проходит испытание изменой его невесты. Ведь прочитай Вероники строки его нежного объяснения, когда он был жив, разве они прозвучали бы с такой оглушающей силой, как сейчас? И разве это слова обманутого? И разве не прибавилось к ним теперь прощение Вероники — точнее, даже не прощение, а особое, высшее неведение, дар не замечать ни измену, ни даже смерть, потому что это лишь эпизоды, а подлинное значение имеет только их любовь? «Журавли» относятся к числу очень немногих фильмов, о языке и стиле которых написано не меньше, чем о сюжете. И это не удивительно. Сколько даже очень хороших картин покажутся рядом с ним каким-то кладбищем изображения. Недаром работа Сергея Урусевского в этом фильме и по сей день считается высшим и недосигаемым образцом операторского искусства. Вот на набережной, у Крымского моста, разговаривают Вероника и Марк. И он, будто случайно, накрывает своей ладонью ее руку.

Рассерженная Вероника уходит, решительно сказав «нет» на предложение Марка проводить ее. Он остается стоять внизу у опоры моста, а камера оказывается высоко над набережной, и мы видим удаляющуюся девушку в черном свитере между плотно стоящими на мокром асфальте противотанковыми ежами. Война еще ничего не натворила, еще дома Борис, но уже незримым пятном медленно расплывается парализующее предчувствие утрат, разлук и предательства. И как ужасен невидимый с высоты, но вместе с тем физически ощущаемый взгляд Марка в спину Вероники.

Этот последний кадр вошел во все учебники, как пример совершенной операторской графики. Но иные, не менее важные его качества остались не усмотренными, потому что относились к заслугам другой, режиссерской профессии. Дело в том, что этот ракурс сверху, с того же моста, уже был несколькими сценами раньше, в самом начале фильма, когда здесь ранним мирным утром проходили счастливые и беззаботные Борис и Вероника. Что же дает это торопливое возвращение назад, в то же самое пространство, аналогичным образом очерченное? Шок от стремительной и катастрофической деформации, которая с ним произошла, когда оно почти на глазах покрылось незаживающими язвами: на глазах Вероники. А самый главный результат этого композиционного повтора в том, что зритель начинает дышать одним дыханием с героиней фильма.

У Эйзенштейна в записках о предполагаемой экранизации «Американской трагедии» Т. Драйзера есть замечательное выражение: «И тогда аппарат скользнул внутрь Клайда... Оно точно подходит к сцене с Марком: «И тогда аппарат скользнул внутрь Вероники». Но Эйзенштейн говорит о принципиально ином пути к этому результату, о внутреннем монологе, о монтажном выходе из реального в психологическое пространство прямого изображения снов, воспоминаний, грез и т. п. Как отдельный прием он использован в самой знаменитой сцене «Журавлей», когда Бориса посещает предсмертное видение несостоявшей свадьбы с Вероникой, наложенное двойной экспозицией на кружащиеся над его запрокинутой головой верхушки берез.

И хотя вся сцена гибели героя не поддается переоценке, эта ее часть, относящаяся к внутреннему монологу, выглядит самой уязвимой и даже архаичной. Архаичной по отношению к тому, значительно более характерному для стиля фильма «соскальзыванию» внутрь персонажа, когда это совершается без выхода из физического пространства и нарушения единства действия.

Подобным образом структура сна встроена без швов в сцену возвращения героини после бомбежки домой, вернее, туда, где еще несколько минут тому назад был ее дом и она сидела рядом с живыми отцом и матерью. Она вбегает в подъезд, взлетает по остаткам той самой лестницы, на которой в последнее мирное утро они с Борисом никак не могли расстаться. Выход в сон совершается простым распахиванием двери в квартиру, где вместо стен она вдруг видит город: улицы, крыши, небо, потом замечает висящий над этой панорамой их домашний абажур и слышит звук часов, которые стоят у самого края дымящегося провала и мирно тикают. Вероника внимательно разглядывает их, и они отвечают усиливающимся тиканьем. Она зажимает голову в ладонях, и тогда наступает тишина, похожая на пробуждение...

Что заставляет нас неотрывно от героини пережить этот провал в мнимый сон и скоротечное осознание, что все происходит на самом деле? Дело в том, что ночной кошмар всегда обратим, и когда спящий хочет от него избавиться, он ищет возврата к тому, сразу ставшему бесконечно дорогим, что было до сна. А тут и абажур, и часы, когда Вероника обнаруживает их среди совершенно незнакомого пространства, словно уговаривают ее: мы же здесь, а значит, и все остальное вернется...

Еще более характерно для фильма безмонтажное «соскальзывание», когда обычная для Урусевского бесконечная панорама длится и длится в естественном времени, а вы вдруг ощущаете головой спазм от неожиданно наступившей сверхестественной близости к другой душе — обнаженной и мерцающей.

Так, вроде бы, развивается и хрестоматийная сцена встречи Вероники с танковой колонной, но неотрывно следовавшая за героиней камера неожиданно отделяется от нее и уходит вверх на самый общий план, что может показаться как раз переходом от взгляда изнутри к авторскому взгляду извне. Однако именно этот отрыв в буквальном, физическом смысле дает максимальное психологическое слияние с героиней. Кажется, что Вероника в этот момент видит себя именно с этой точки, откуда на нее смотрит объектив, ощущая, как ее начинает засасывать бездонная — вся из железа, пыли и дыма — воронка войны.

Нам уже известно об особых свойствах пространства в картине. Постоянные возвращения в одни и те же места и даже точки съемки (Крымский мост, лестница в доме Вероники) делают его принадлежащим не столько внешнему, сколько внутреннему миру героини. В конечном итоге эта интервенция субъективности охватывает все клеточки, все молекулы фильма. Вот почему именно «Журавлям» удалось с недоступными другим фильмом глубиной и бесстрашием выразить одну из самых заветных оттепельных идей, связывающую эту эпоху с другими временами: душа больше мира ей предназначенного.

Отсюда — появление Вероники в финале на встрече фронтовиков с букетом белых цветов и в белом платье невесты, хотя известно, что Борис ни на этом поезде, ни на каком другом уже не вернется. Но все же она — невеста, потому что была ею в предсмертном видении Бориса (еще один, завершающий тему повтор!) Таков этот, неподдающийся разрушению заговор двух душ против всего остального света.

Виталий Трояновский

В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин, Светлана Харитонова, Константин Никитин, Валентин Зубков, Антонина Богданова, Борис Коковкин, Валентина Ананьина, Валентина Владимирова, Леонид Князев, Николай Сморчков.

Режиссер-постановщик: Михаил Калатозов.

Оператор-постановщик: Сергей Урусевский.

Художники-постановщики: Евгений Свидетелев, Лидия Наумова (костюмы).

Композитор: Моисей Вайнберг, текст песен: Вадим Коростылев.

Звукорежиссер: Игорь Майоров.

О ФИЛЬМЕ МИХАИЛА КАЛАТОЗОВА «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ»

Кортасар в своей «Игре в классики» замечает (тонко или не очень – решать каждому для себя), что опасно путать эмоцию с искусством. Написать сарказм черно-желто-фиолетовыми красками – это, знаете ли, легче легкого. Как и вызвать грусть, играя что-нибудь в миноре.

И так и хочется ухватиться за эту мысль, когда смотришь фильм классика советского кино Михаила Калатозова «Летят журавли». Точнее, пытаешься смотреть, потому что слезы, застилающие глаза где-то с середины фильма, делают его просмотр практически невозможным.

Наверное, количество слез, которые пролили зрители всех времен и народов над этим фильмом сравнимы с мощными струями поливальной машины, которая их обрушивает на героев в первых кадрах фильма. Фильм вызывает эмоции. Не меньшие, чем на заре кинематографа фильм «Политый поливальщик». Но все-таки «Летят журавли» причислен всеми киноведческими учебниками к классике, а «Политый поливальщик» всего лишь к ученическим фильмам на потребу специалистам.

На калатозовской мелодраме о девушке, которая не дождалась любимого с войны, по признанию, например, такого маститого режиссера как Сергей Соловьев, выросло все поколение нынешних 50-летних.

Впрочем, удивляет не то, что поколение выросло из пошленькой мелодрамы. В конце концов, оперы Верди гениальны, несмотря на свои подчас кошмарные либретто (вспомним хотя бы «Трубадур» или ту же «Даму с камелиями»). Калатозов был в гораздо более выгодном положении, чем Верди, но гениальный итальянец на то он и гениальный, что сумел выкрутиться. А вот Калатозов – нет.

Он добросовестно перенес на экран сценарий Виктора Розова, чьи пьесы, в принципе, не требуют постановки, так как их текст вполне может быть интерпретирован самим читателем (это не плохо, то же самое можно сказать, например, об Островском, хотя нельзя сказать о Чехове или Эсхиле).

Калатозов и не стал вносить свою трактовку, не предпринял ни малейшей попытки чуть-чуть усложнить, углубить черно-белые характеры. Положительный юноша Борис в исполнении положительного Алексея Баталова, который вообще ни до, ни после фильма никого «вредного» не играл. В «Летят журавли» сладость образа достигает почти такого же апогея, как потом в его звездной роли «простого слесаря» из картины «Москва слезам не верит». Считается, что в этом вся прелесть и творческая находка создателей фильма: герой есть воплощение всех добродетелей (и девушку нежно любит, и на стройке работает, когда мог бы в университетах обучаться, и на войну идет сам), а вместе с тем прост, как правда. Все делает без пафоса. Реально существовавшие Борисы 40-х, наверное, действительно все делали без пафоса. Но Борис Баталова- Калатозова так же неестественен, как естественны герои «Я шагаю по Москве» (тоже, между прочим, положительные).

Приторность засахаривает и другие образы. Скажем, девушка Бориса, Белка, в исполнении красавицы Татьяны Самойловой. Именно она, по идее, носительница основного конфликта фильма, причем конфликта новаторского – он перенесен в душевный мир героини. Она должна терзаться, что вынуждена (?) выйти замуж за ненавистного (!) ей сводного брата Бориса, который изнасиловал ее, когда она была без сознания.

Картины терзаний предстают перед нами во всей красе. Самойлова старательно бежит, то раздираемая угрызениями совести, то приступами радости, старается делать то скорбное, то счастливое лицо. Увы, оно остается абсолютно кукольно-каменным, и лишь время от времени его оживляют глицериновые слезы. Богатство оттенков психологических переживаний недоступно таланту актрисы. Он бы идеально подошел для японской драмы, где от актеров требуется как можно меньше мимики.

Особенно больно за несбывшееся совершенство фильма становится, когда сослуживец Белки рассказывает ей о смерти Бориса, Самойлова сжимает белье, которое она в этот момент стирала, и уходит в другую комнату. У нее это получается именно так: сжимает белье и уходит. Прямо как в «новом романе»: никаких метафор, никакого психологизма! Сжимает белье и уходит! Представляете, как могла бы сыграть это Маргарита Терехова, Марина Неелова, Сандрин Боннер… Да сколько актрис!

Подбор актрисы не слишком удачен даже по внешним данным: Самойлова никак не выглядит 17-летней девочкой. Скорее Анной Карениной – взрослой женщиной в самом соку.

Больно становится и за разработку роли гада-насильника-пианиста, который обманом получает бронь и не идет в армию. Окруженный к тому же мерзкими «тыловыми крысами» (чего стоит эпизод, когда одна из нихтребует прокатить себя по городу на машине, пусть даже на скорой помощи – ничего не пожалеет!), он не позволяет испытывать к себе никакого сочувствия. А теперь представьте, какой это мог быть образ? Хотя бы с мотивами кортасаровского насильника из «Ленты Мебиуса», или утонченных Гумберта и Вальмона, или с очарованием Депардье в его «Вальсирующих»…А что мы узнали нового из того, что насильник – плохой человек, редиска? А, он пианист! Скажите, пожалуйста, и крестьянки любить умеют!

Нет, я не хочу быть заподозренной в предвзятости. Баталов и Самойлова очень достойно разыграли достойную Голливуда драму. Им вторили второстепенные персонажи (пожалуй, наиболее удачен образ сестры Бориса, поскольку в нем есть хоть небольшой элемент жизненного противоречия: хороший человек, но старая дева; солдатам помогает, но плохо обращается с бабушкой). Именно благодаря этим эпизодам, нормальному сценарию Розова, добротной режиссуре Калатозова получился фильм, вполне соответствующий категории «коммерческое кино для всех». Чья отличительная, по-моему, черта – трагическая музыка в трагические моменты и метафоры вроде изнасилования во время бомбежки под аккомпанемент бьющихся стекол.

Увы, в братской могиле усилий по созданию действительно авторского, талантливого, энергичного кино погибли старания оператора и художника по свету. Но я думаю, что именно эти старания и заслуживают присвоения фильму звания безусловного шедевра.

Другое дело, что оператор Сергей Урусевский метал бисер перед свиньями, погружая все эти вампуки в непривычные ракурсы и поэтичнейшие панорамы. Чего стоят ставшие хрестоматийными моменты, когда герой расстается с жизнью, и березы кружатся в его сознании, соединяясь с фатой его невесты; или эта ручная камера, вместе с Белкой рвущаяся сквозь толпу людей, а потом и колонну танков. Увы, эти находки, как и странное, сюрреалистичное освещение комнат (оно делает их еще больше похожими на случайные декорации, создает впечатление гротескности, театральности происходящего, особенно вкупе с прямолинейной игрой актеров, однако вряд ли режиссер это осознает) только раздражают, как глупая фраза, которую пытаются облечь в замысловатые слова.

Хочется плакать над фильмом, от фильма. От того, что игра в классики в очередной раз удалась.

P.S. Отдельное спасибо создателям фильма за то, что теперь не стыдно плакать над “Титаником” и “Рабыней Изаурой”.

Только только началась война, на фронт со всех уголков СССР идут добровольцы. Вот и один из главных действующих лиц, Борис, идет на фронт, оставляя свою невесту Веронику. Проходит время, но от Бориса так и не приходит никакой весточки. И тут на Веронику сваливается несчастье - погибают при бомбежке родители. Она перебирается в семью жениха. Однако, там же живет и двоюрдный брат Бориса - Марк, который давно не ровно дышал к Веронике. По прошествии какого-то времени, под гнетом неизвестности (Борис так ничего и не написал) Вероника ломается и выходит замуж за Марка. Всю семью эвакуируют в Сибирь. Там-то и проявляется подлая душонка Марка - он обманом получает бронь, к тому же начинает изменять жене. Вероника все это время не находит себе покоя, виня себя. Но теперь чаша терпения переполняется. И она уходит от Марка. Находит потерявшегося малыша по имени Борис и начинает растить его и ждать своего Бориса с фронта. А Бориса там временем нелепо убивает шальная пуля во время разведки, но так как часть была в окружении, никто так и не сообщил об этом родным. А Вероника продолжает ждать, даже узнав, что кто-то видел, как упал Борис. А после победы появляется и живой свидетель. Горю бедной женщины нет конца, ведь она все это время продолжала верить в чудо, но, к сожалению, оно не произошло... Тяжелая драма о войне, пробирающая до глубины души...

Как-то, во время чаепития, мы с бабушкой завели разговор о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Она рассказала мне о том, что ее бабушка Пелагея Васильевна Мисюрина, в той войне потеряла мужа и осталась одна с четырьмя детьми. Младшему было всего 3 годика. Она больше никогда не выходила замуж и воспитывала детей и внуков до конца жизни одна. Это была любовь на всю жизнь. «Да таких женщин были тысячи. Может быть, посмотрим один фильм о любви? А потом поговорим еще», — сказала она. Я не очень люблю старые фильмы, но уступил бабушке. Она предложила мне посмотреть фильм, который был выпущен в октябре 1957 года. Режиссер-постановщик фильма Михаил Калатозов. Фильм называется «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ».

С первых минут просмотра, я с удивлением заметил что, несмотря на черно-белый вариант, с удовольствием его смотрю. А позже, фильм меня поглотил, заставил поверить, что я участник тех далеких событий. Я как будто очутился в 1941 году и вместе с героями фильма ощутил ту трагедию, которую пришлось пережить им. Это фильм как бы о войне. Но я думаю, что не только о войне, а больше о людях, переживших ту войну. Это повествование о двух влюбленных Борисе и Веронике, об их семьях, о друзьях и о войне, безжалостно ворвавшейся в их жизнь и искалечившей судьбы влюбленных. Война навсегда разъединила эту пару, отняла жизнь одного из них. Они не были готовы к такой трагедии и мечтали долго и счастливо жить, любить друг друга вечно.

Ночное свидание двух влюбленный, расставание на рассвете. А утром, как гром среди ясного неба, объявление по радио о войне. Борис работает на заводе и имеет бронь, поэтому Вероника надеется еще долго не расставаться с любимым. Но Борис записывается на фронт добровольцем и получает повестку из военкомата. Сбор завтра. Но завтра ее день рождения. И он решает подарить любимой символический подарок белку.

Символический потому, что Борис нежно называет девушку Белка. Внутрь корзины с орешками он прячет записку с поздравлением и просит свою бабушку поздравить от его имени Веронику и передать ей подарок. Еще он просит ее позаботиться о девушке, если ей будет тяжело.

Утром он отправляется на сборный пункт, а оттуда на вокзал. Поезд на фронт. Вероника на сборный пункт опоздала и бегом бежит на вокзал. В этот момент мне кажется будто я бегу вместе с нею. Кругом на улицах грохочут танки, толпы провожающих. А мысль только одна: «Успеть, успеть, успеть!» Она должна успеть сказать ему нечто важное, успеть проститься. Добегая до вокзала, она видит отбывающий поезд и понимает, что опоздала. Символически в фильме, перед поездом и провожающими решетка. Уже не встретиться. Вероника кричит, но Борис ее не слышит и поезд отправляется. Даже у меня заболела грудь после этой сцены. Я на себе почувствовал их боль, горечь расставания.

И вот Борис на фронте. Показывает фото своей Белки бойцам. И когда один из них оскорбляет его невесту, Борис бьет его. На войне как на войне. Командир, видя их ссору, отправляет обоих в разведку вместе. Они попадают под обстрел. Спутник Бориса тяжело ранен. Вынося его из-под обстрела, Борис попадает под снайперскую пулю и смертельно раненый падает. В этом месте просмотра бабушка заплакала, а я представил себе то, что показывалось в кадре. Как закружились перед ним будто в вальсе зеленые кроны высоких тонкоствольных берез, как возник образ Белки и он, бегущий за ней по винтовой лестнице, по кругу. И тишина... Спиной чувствуешь смерть. Чувствуешь, как хрупка эта грань между жизнью и смертью.

Бомбежка дома Вероники, смерть ее родителей и чувство безнадежности, беззащитности и страх. Семья Бориса забирает ее жить к себе. Но облегчения жизнь не приносит, от Бориса нет никаких вестей. Двоюродный его брат домогается ее любви и, пользуясь безволием, слабостью Вероники вынуждает ее выйти за него замуж. Она отдается в руки трусу, подлецу и как позже выяснилось, дезертиру. Марк клянется, что любит ее. Но любит этот негодяй только себя. Ему не понять страданий Вероники, страданий родных Бориса. Даже в такой ситуации он пытается жить разгульно и весело, пользуясь незаконно полученной бронью. Он желает сохранить свою драгоценную жизнь. Уходя на очередную гулянку, он совершает чудовищный поступок по отношению к Веронике и своему брату Борису — дарит ее белку разгульной женщине в день рождения. Это последняя капля терпения Вероники. Она забирает с гулянки свою белку и читает записку Бориса. Он ее любит, помнит о ней. Глаза открываются на все происходящее. Выход один — немедленно уйти. Горечь измены добавилась к страшному известию о гибели Бориса. Но Вероника не верит, надежда еще не покидает ее. И в это тяжелое время она находит мальчика сироту и берет его на воспитание. Надо жить дальше. Да она достойна презрения, она безвольна, она изменила памяти любимого, она получает презренное молчание родных Бориса. Но как удар молнии ее добивает речь главного врача госпиталя, обращенная к раненому бойцу. Поскольку главврач отец Бориса, Вероника принимает его речь на свой счет. «Копейка ей цена, если такого красавца, героя на тыловую крысу променяла. Это она свое счастье потеряла. Так ей и надо! Недостойная мелкая у нее душонка. Разве она понимает, какие телесные муки вы несете за них же? Ты в глаза смерти смотрел, а она ничтожного испытания временем не выдержала. Таким как она, всеобщее наше мужское презрение! Нет им прощения!»

И вот долгожданная ПОБЕДА. Но радость не для нее. Вокзал. Прибывают поезда с победителями в этой войне. Вероника рада за всех кто дождался, и кого дождались с проклятой войны. Она раздает победителям цветы, которые хотела бы подарить своему любимому. Но она навеки будет одна со своей любовью. Девушка поднимает голову и видит летящих клином журавлей. Слезы текут по лицу ручьем. В них она чувствует и потерянное счастье, и вечную любовь и надежду на будущее.

Бабуля рыдает. Очень печальная история. Не все достойно выдержали испытание той войной. Не все вернулись к матерям, невестам, детям и женам. Но вечная им память будет жить в наших сердцах. Память о моем прапрадеде Мисюрине Алексее Прокофьевиче, погибшем и похороненном в Можайске; о моем прадеде Баштан Василии Дмитриевиче, умершем после войны от ран, тысячах таких же молодых, порой безусых, солдат, сложивших головы за своих любимых. Я прожил с героями фильма часть их жизни. Теперь мне понятно, почему вспоминая войну, плачет бабушка. Сколько утерянных жизней, несбывшихся надежд унесла война. Но все вынесли наши русские женщины в той войне. Сохранили любовь, сохранили детей, помогли в деле победы над фашизмом. Я ненавижу фашизм во всех его проявлениях.

Я никогда не знал об актерах, игравших в этом фильме. Теперь я тоже знаю, что Алексей Баталов, Татьяна Самойлова, Василий Меркурьев — это национальная гордость в области кинематографии. А советские фильмы пересмотрю все, по возможности. Я теперь, больше, понимаю своих предков, и почему они гордятся так Советским Союзом.

Бочаров Андрей , 12 лет

г. Воронеж

Более полувека назад на советские экраны вышла картина Михаила Калатозова "Летят журавли". Кинолента, повествующая о влюблённых, которых война разлучила навсегда, мгновенно снискала популярность за рубежом, получив в 1958 году "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля. Однако на родине вся партийная и советская печать отрецензировала "Журавлей" как "идеологически невыдержанный фильм" с неудачной драматургией. И всё же трудно будет найти другую картину, которая смогла бы лучше отобразить кинематографическую эпоху того времени и взглянуть на войну под другим углом.

"Летят журавли" был новаторским фильмом и по заявленной теме, и по форме. Режиссёр Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский как будто заново открыли возможности кино. Ведь многие ленты послевоенного времени больше напоминали затянутые театральные представления, лишённые и намёка на искусство монтажа. Субъективная камера Урусевского помогла зрителю ближе разглядеть киногероя, увидеть мир его глазами, уловить, прочувствовать все нюансы его восприятий жизненных ситуаций. Помимо этого съёмки ручной камерой позволили оператору сделать композицию фильма динамичной. Поэтический киноязык дуэта Калатозов-Урусевский произвёл ошеломляющее впечатление. Операторские и режиссёрские решения картины стали хрестоматийными: практически каждый эпизод подробно разбирается в учебниках истории отечественного кинематографа.


Ещё одной важной составляющей успеха фильма стала актриса Татьяна Самойлова, молодая артистка с очень "противоречивой внешностью" для советского кинематографа. Её лицо не подходило ни под классический тип красавицы, ни под милый типаж жеманной служанки, а в данном случае нужна была совершенно новая история, чтобы выплеснулась скрытая в этом характере духовная сила. Девушку заметил ассистент Калатозова и предложил её кандидатуру Сергею Урусевскому, а тот в свою очередь убедил режиссёра. Впервые советскому зрителю был представлен образ "хорошей плохой героини". Вероника (в исполнении Самойловой) не была идеалом нравственности. Она изменила жениху, ушедшему на фронт, не стремилась демонстрировать всем и каждому мнимую добродетельность, но при этом казалась такой целостной, сильной, настоящей, "словно созданной для испытания на излом". Её внутренний мир настолько потрясал воображение, что зрители поневоле проникались к героине симпатией. В народе её стали называть "советской Бриджит Бордо". В результате, Татьяна Самойлова соединила фильм воедино, стала его центром и средоточием.

Её партнёр по съёмочной площадке Алексей Баталов сыграл роль возлюбленного Вероники - Бориса. Актёр превосходно воплотил образ честного, доброго, "лучистого" человека. Он не просто сыграл одного из миллионов павших героев Великой Отечественной войны - для зрителей, которые мгновенно влюбились в созданный актёром образ, Баталов явился воплощением мужества и благородства, достойным гордости целого народа.

Но, прежде всего, картина "Летят журавли" подкупила зрителей буйством чувств. Трагичностью первой любви, которой суждено было стать вечной, невозможностью соединиться любящим сердцам, которых разделила война. И ещё тем, что надежда на счастье не умирает даже тогда, когда драматический конец уже очевиден.

Именно фильму "Летят журавли" удалось с недосягаемой другим картинам глубиной выразить одну из основных оттепельных идей, связывающую эту эпоху с другими временами: "душа больше мира ей предназначенного".

Интересные факты :

Фильм снят по пьесе Виктора Розова "Вечно живые".

Рабочее название картины - "За твою жизнь".

На съёмках фильма в качестве ассистента оператора в течение двух дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию "Мосфильм". Впоследствии он стал известным кинорежиссёром. Его имя — Клод Лелуш.

Для съёмок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы.

Главную героиню - Веронику - изначально должна была играть актриса Елена Добронравова.

О триумфе фильма "Летят журавли" на Каннском кинофестивале в 1958 году в СССР вышла только одна заметка без названия и фотографий, в газете "Известия" не были упомянуты ни режиссёр, ни автор сценария фильма.

"Летят Журавли" остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.

На фестивале название фильма было переведено как фр. Quand passent les cigognes (буквально "Когда пролетают аисты").

"Летят журавли" был одним из самых любимых фильмов Пабло Пикассо.

Картина внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая кассовая из всех, когда-либо получивших Гран-при на Каннском фестивале.

Фестивали и премии :

1958 МКФ в Каннах
Гран-при "Золотая пальмовая ветвь" (Михаил Калатозов)

1958 МКФ в Каннах
Приз высшей технической комиссии Франции (Сергей Урусевский)

1958 МКФ в Локарно
Почётный Диплом (Михаил Калатозов)

1958 МКФ в Мехико
Почётный приз (Михаил Калатозов)

1958 МКФ в Мехико
Диплом международного смотра (Сергей Урусевский)



План:

    Введение
  • 1 Содержание
  • 2 В ролях
  • 3 Съёмочная группа
  • 4 Интересные факты
  • 5 Название в Каннах
  • Примечания

Введение

«Летят журавли» - советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года.

Рабочее название при съёмках - «За твою жизнь».


1. Содержание

Действие фильма разворачивается в Москве до и во время Великой Отечественной войны.

Борис с Вероникой любят друг друга, вот-вот собираются пожениться, они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин. На следующий день начинается Война. Борис уходит добровольцем на фронт за день до дня рождения Вероники, и оставляет ей в подарок игрушку - белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладет записку. Бориса провожают на фронт, а Вероника не успевает проститься с ним.

Во время бомбёжки Москвы погибают родители Вероники, и Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним. Спустя некоторое время главная героиня выходит замуж за двоюродного брата Бориса, Марка, который давно был в нее влюблен. Этот поступок тяжело воспринимает все семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры героя Алексея Баталова, отец не отворачивается от нее. Марк, талантливый пианист, получает бронь, и на фронт не попадает.

Борис со своим товарищем, Степаном, выходит из окружения. Один из солдат неудачно шутит по поводу его невесты, оставшейся дома. Борис бьет его по лицу и их обоих, за нарушение дисциплины, отправляют в разведку. В разведке солдата ранят, и Борис, вынося его на себе, получает смертельное ранение.

Семью Бороздиных эвакуируют за Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач - Фёдор Иванович. Вероника несчастна, она понимает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса. Однажды в госпитале один из солдат не выдерживает, и выходит из себя, потому что в этот день ему сообщили, что его невеста сбежала, пока он воевал. Фёдор Иванович, успокаивая его, говорит чтобы тот не печалился, потому что она, а не он потерял свое настоящее счастье. Весь госпиталь поддерживает его, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к таким, как она, в смятении выбегает из госпиталя, теряет голову и хочет покончить жизнь самоубийством. Она поднимается на мост, чтобы спрыгнуть под идущий поезд, но в последний момент замечает маленького мальчика на дороге. Вероника спасает его и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис.

Вернувшись с мальчиком домой, к Бороздиным, она хочет дать ему поиграть единственную игрушку - белочку. Но выясняется, что белочку унёс Марк, якобы, чтобы подарить её какому-то мальчику. Тут она выясняет, со слов дочери Фёдора Ивановича, что Марк уже давно ходит к какой-то женщине.

Тем временем Марк развлекает толпу разодетых спекулянтов и барыг игрой на пианино и романсами. Стол ломится от дефицитной снеди, на столе стоит подаренная Марком любовнице игрушка. Какая-то тётка, говоря, что всё уже попробовала, только вот орешков не едала, хватает белку и находит там записку, не найденную Вероникой. Вероника вбегает в этот вертеп, вырывает записку из рук, даёт пощечину Марку и уходит.

Фёдор Иванович узнаёт, что Марк получил бронь не за заслуги, а по блату. Марк, придя домой, встречается с ним, и отец семейства выгоняет его из дома. Вероника тоже хочет уйти, но Фёдор Иванович убеждает её, что она не виновата, и что её нельзя осуждать за её ошибку.

Вероника стирает бельё. Заходит солдат, которого Борис спас во время разведки. Солдат рассказывает Веронике, что Борис погиб, но она не верит этому, так как солдат всего лишь видел, как Бориса тяжело ранило и его унёс на плащ-палатке товарищ Степан, но не видел самой смерти Бориса.

После войны. Мирная Москва. Солдат и Вероника общаются на набережной, и тот удивляется, зачем же Вероника ждёт. Она отвечает, что человек должен надеяться хоть на что-то хорошее.

Приезжает поезд, привёзший фронтовиков. Толпа встречает их слезами и букетами цветов. Вероника бежит сквозь толпу и ищет Степана. Встретившись с ним, она понимает, что Борис погиб. Плача, она бредёт сквозь толпу.

Степан с паровоза говорит речь о том, что радость победы огромна, а горе от потерь - безмерно, и что люди теперь сделают всё, чтобы никогда, никогда не было такой войны. Вероника идёт сквозь толпу и раздаёт по цветочку из своего букета фронтовикам. И тут все видят, как над Москвой летят журавли.


2. В ролях

Актёр Роль
Татьяна Самойлова Вероника Вероника
Алексей Баталов Борис Борис
Александр Шворин Марк Марк
Василий Меркурьев Фёдор Иванович Фёдор Иванович
Антонина Богданова бабушка Бориса и Ирины
Валентин Зубков Степан Степан
Валентина Ананьина сотрудница Бориса
Валентина Владимирова солдатка
Леонид Князев Сачков Сачков , сослуживец Бориса
Борис Коковкин Чернов Чернов
Екатерина Куприянова Анна Михайловна Ковалёва Анна Михайловна Ковалёва
Константин Никитин Володя Володя
Николай Сморчков Захаров Захаров , раненый
Светлана Харитонова Ирина Бороздина Ирина Бороздина
Даниил Нетребин раненый
Георгий Куликов инженер с завода

3. Съёмочная группа

  • Автор сценария: Розов, Виктор Сергеевич
  • Режиссёр: Калатозов, Михаил Константинович
  • Оператор-постановщик: Урусевский, Сергей Павлович
  • Художник-постановщик: Свидетелев, Евгений Васильевич
  • Композитор: Вайнберг, Моисей Самуилович
  • Тексты песен: Коростылев, Вадим Николаевич
  • Звукорежиссёр: Майоров, Игорь Петрович
  • Художник по костюмам: Наумова, Лидия Ивановна

4. Интересные факты

  • На съёмках фильма в качестве ассистента оператора в течение двух дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию «Мосфильм». Впоследствии он стал известным кинорежиссёром. Его имя - Клод Лелуш. Вернувшись во Францию он позвонил директору Каннского фестиваля и сказал, что видел фильм, который обязательно надо пригласить на фестиваль. Вскоре отборщик Канна отправился в Москву и фильм включили в конкурс.
  • Для съёмок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы.
  • Никита Хрущёв после просмотра фильма гневно его раскритиковал, назвав главную героиню «шлюхой» .
  • Во время съёмок Самойлова болела туберкулёзом.
  • О триумфе фильма на Каннском кинофестивале в 1958 году в СССР вышла только одна заметка без названия и фотографий. В заметке в Известиях не были упомянуты ни режиссер ни автор сценария фильма.

5. Название в Каннах

Фильм «Летят Журавли» остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.

На фестивале название фильма было переведено как фр. Quand passent les cigognes (буквально «Когда пролетают аисты»), поскольку дословный перевод слов «журавль» (grue, на сленге также «проститутка») и «лететь» (voler, омоним также «красть») дал бы второй смысл «проститутки воруют».


Примечания

  1. Актриса, которая повергла Софи Лорен - www.interfax.ru/culture/txt.asp?id=11564 // interfax.ru
  2. Занимательные факты о Татьяна Евгеньевна Самойлова (Tatiana Samoilova) - www.peoples.ru/art/cinema/actor/samoilova/facts.html
  3. Летят журавли и спутник - www.izvestia.ru/retro/article3141976/ Известия. 18.05.2010
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 06:06:32
Похожие рефераты: