Сочинение-анализ на тему: Произведения «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда

21.10.2019 Детские


Рюмина Дарья
Эссе по произведению Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Прочитанная мной этим летом книга О. Уайльда "Портрет Дориана Грея" понравилась сразу. В ней я обнаружила множество интереснейших мыслей, неожиданных парадоксов, странных выводов, которыми книга буквально напичкана. Ну и, конечно, полудетективный сюжет. Правда, о возможной концовке догадываешься к середине произведения. "Портрет Дориана Грея" показался мне тогда книгой настолько "высоко моральной" и добропорядочной, что становилось даже скучно. Я решила, что это ее единственный недостаток. Но потом прочитала послесловие и поняла, что поняла я все неверно. Оказалось, что большинство современников Уайльда считало книгу аморальной, вредной, "испорченной". Но как это возможно? Ведь своего "грешного" героя автор "убивает". Значит, как нас учат в школе на уроках литературы, не разделяет его взглядов. Это же очевидно! Но читателям века XIX это было совсем не очевидно. В чем же дело? Я попыталась разобраться.

Итак, исходные данные: о чем же книга? Сюжет ее заключается в том, что некий Художник пишет прекрасный портрет очень красивого юноши. Художник знакомит этого юношу, "чистого душой и помыслами", со своим другом Генри. Генри циничен (во всяком случае, внешне), обладает даром убеждения, его речи - речи искусителя. Он убеждает юношу (зовут которого Дориан), что от жизни нужно брать все, что молодость - высшая ценность, что совесть - лишь трусость и т.д. Дориан меняется в минуту, на глазах изумленных читателей. Он "искушен", хочет чувствовать все, испытать все удовольствия, сделать из своей жизни произведение искусства. Видя свой портрет, он в сердцах умоляет сделать так, чтобы портрет старел вместо него. Его желание сбывается. Дориан сохраняет молодость и красоту, а главное - его грехи отражаются не на его лице, а на портрете.

И вот Дориану 38 лет. Он все такой же. Его жизнь грешна. Об этом все подозревают, но все подозрения рушатся, стоит лишь посмотреть на его лицо. Оно невинно, как и двадцать лет назад. Однажды Дориан рассказал тому Художнику, что написал портрет, о своей тайне. И, испугавшись, убил его. Дориан еще делает попытки свернуть на путь добра, мучается и, в итоге, решает уничтожить портрет. Как только он вонзает нож в картину, он падает мертвым. И все его годы отражаются на его лице, все его грехи. А портрет становится таким же прекрасным, как был когда-то. Казалось бы, зло наказано, справедливость восторжествовала. Но чтобы понять истинный смысл произведения, следует подробнее остановится на фигуре автора.

Оскар Уайльд. Человек-загадка, человек-парадокс. Была путаница в датах его рождения. Его мать и отец отличались экстравагантностью. Сам он сделал из своей жизни роман: "Я был символом искусства и культуры своего века. Я понял это на заре своей юности, а потом заставил и свой век понять это". Он возглавил "Эстетическое движение". Главные постулаты движения: Искусство выше жизни, Искусство не может быть нравственным или безнравственным, главное в мире - красота, Искусство не должно приносить пользу. Это движение противостояло Реализму и Романтизму в искусстве. Но на самом деле, вполне отвечало тенденциям конца XIX века - начало эпохи модерна, движения символистов и декадентов. Сам Уайльд был воплощением искусства, эстетики и красоты. Окружающих он эпатировал зелеными гвоздиками в бутоньерке, тростями, кольцами. Его внешний вид был продуман до мелочей. Его внешнее не принятие морали будило агрессию. Но был ли он таковым? Я уверена, что нет. Внешне Уайльд казался независимым, далеким от общественного мнения. Но, например, одевался он так, как это общество от него ожидало, он старался соответствовать созданному им же самим образу. Его внешняя аморальность - игра. Его жизнь вовсе не была такой, какой он старался ее показать.

В 1895 году Уайльда осудили за совращение юного лорда Дугласа. Писатель отбывал срок в тюрьме. И в его произведениях о ней так много сострадания к узникам! Не к себе, к другим. Он писал петиции в правительство, и условия жизни узников были улучшены. Причем Уайльд писал их уже на свободе. И этого человека считали, чуть ли не чудовищем!

Последние годы Уайльд прожил под псевдонимом, забытый всеми. Ему не разрешали даже видеться с детьми. Но почему то от его биографии остается ощущение, как от хорошо написанного романа…Словно писатель сам себе придумал такую судьбу. Искусство выше жизни…Кстати, умер Уайльд на улице Изящных Искусств. Вот и думай после этого что хочешь…

Почему же я так подробно останавливаюсь на биографии Автора? Да потому что этот роман - олицетворение уайльдовского духа. Писатель говорил, что искусство не может быть морально или аморально. А сам пишет книгу с высоко нравственным финалом. Говорит о главенствующей роли эстетики и убивает главного героя - "олицетворение" этой идеи. Создается впечатление, что Уайльд отрекается от собственного образа, от собственного мировоззрения.

Но, как мне кажется, и это неверно. Ни от чего автор не отрекается. А просто издевается над теми, кто пытается провести параллели между ним и его романом. Уайльд хотел написать книгу, как совершенное произведение Искусства. Сочетающее в себе внешнюю красоту и некое духовное содержание. Книгу, лишенную авторского начала.

На самом деле, все основные мысли книги вынесены в предисловие. Причем автор словно пророчествовал. Он знал, что некоторые критики будут ругать его книгу за безнравственность, другие наоборот, будут находить в ней лишь моральное начало. Но лишь избранные увидят только Красоту. Красоту Искусства. Увидят Совершенство сочетания Морали и Эффекта. Уайльд предвидел реакцию публики. Но все равно творил. Искусство ради Искусства…

На все последующие высказывания в свой адрес Уайльд ответил в предисловии. Его можно все здесь процитировать. Там нет, не главных мыслей. Это квинтэссенция романа. Это то, что Уайльд пытался доказать своей жизнью:

"Художник - тот, кто создает прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника - вот к чему стремится искусство…Избранник - тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту. Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо…Этика искусства - в совершенном применении несовершенных средств…Художник не стремится что-то доказывать… Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: Ему дозволено изображать все… В сущности, Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится. А вовсе не жизнь… Если произведение искусства вызывает споры, - значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное. Пусть критики расходятся во мнениях, - художник остается верен себе. Тому, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению. Всякое искусство совершенно бесполезно".

К каждой из этих фраз в романе найдется подтверждение…и опровержение. Если разбирать каждый парадокс, встречающийся в тексте на каждой строчке - получится отдельное произведение размером с "Войну и мир".

Чтобы понять, что хотел сказать автор своим романом, обычно ищут героя, который автора в романе представляет. Так вот: в этой книге такового не существует. В романе есть три образа, через которые автор может попытаться отразить себя. (Три образа - триединость Бога - в конце жизни Уайльд интересовался католичеством… Это так, к слову.) Первый образ - художник Бэзил. Как писал сам Уайльд, таковым он хочет быть. Но в "Портрете…" высказывается мысль, что все гениальные художники - заурядные в жизни люди. Но Уайльд заурядным не был - значит, не был гением? Но он - гений (я это поняла). Значит, он был заурядным? То ли это раскрытие экзистенциальной сущности автора, то ли мысль в романе не верна. "Решайте сами", - подсказывает Уайльд.

Второй образ - лорд Генри. Его извечные циничные шутки, его примат чувственности и ощущений над Разумом: "Как увлекательно интересны чувства людей, гораздо интереснее их мыслей!", "Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть врачует душа.", "Красота - чудо из чудес".Самое интересное, что лорд Генри не совершает ничего циничного и греховного. Он лишь говорит. Как писал потом в письме сам Уайльд: "Лорд Генри тот, кем меня видят другие". Другие…видят… То есть в жизни Уайльд не такой? А какой? Ответа нет.

Третий образ - Дориан Грей. Юноша с душой грешника. Кстати, все его "грехи" должны додумывать сами читатели. Получается, чем человек испорченнее, тем испорченнее его Дориан Грей. И тем больше такие люди возмущаются "безнравственностью" произведения. На воре шапка горит…

Дориан Грей - тот, каким автор хотел бы видеть себя в другое время (фраза из письма). Юношу, в общем то, сгубило искусство. Портрет искалечил всю его жизнь. И, в конце концов, убил. А его первое преступление? Он влюбился в молодую актрису, вернее в ее образы на сцене. А когда увидел ее сущность в жизни - прекрасную, добрую девушку,… но не Джульетту и не Офелию, он бросил ее. Она покончила с собой. (Между тем, сколько девушек и в наше время влюбляются в "Искусство" - певцов, артистов, футболистов. Влюбляются в образы. Т.е. Искусство побеждает Жизнь. Оно совершеннее. Тут можно сказать об идеальных образах, которые живут в сознании человека. Ведь искусство - это и есть воплощение той идеальной жизни, полной чувств. Которой, кстати, пытался жить сам Оскар Уайльд. Или делал вид, что пытался? Это, опять же, к слову.)

В романе есть еще одна "обманка". Это таинственная "книга странного цвета", которую лорд Генри присылает Дориану. Эту книгу потом искали и в творчестве Уайльда, думали, что это роман "Наоборот" - нашумевшая книга другого автора. А сам Уайльд в письме отмечал: "Книги, которая отравила или сделала верхом совершенства Дориана Грея не существует; это только моя фантазия". Отравила или сделала верхом совершенства… Т. е. возможны варианты? Решать предоставлено читателям.

Что мы получили в итоге? Идеи "Эстетического движения" Уайльда. Да-да, хотя мы вроде бы от них отошли. Искусство побеждает Жизнь. (Портрет убивает Дориана). Искусство убивает на протяжении всей книги. То есть, искусство выше морали. Искусство не должно вмешиваться в жизнь, а жизнь в Искусство. (Это произошло в романе. И что получилось? Хаос и разрушение.) Искусство восстанавливает Красоту, побеждает зло, оно - ответ на все вопросы.

Возможен другой вариант. "Раскрыть людям себя и скрыть художника - вот к чему стремится искусство". Бэзил вложил в портрет слишком много самого себя. И портрет исправляет положение - убивает художника. Ведь, может быть, что портрет - просто преступник, доведший Грея до исступления, заставивший его убить Бэзила. Затем портрет "устраняет" свидетеля - убивает Грея. И вот результат - портрет вновь прекрасен, а искусство поглотило, "скрыло" художника. Ведь к этому стремится Искусство, по Уайльду. Получается, что книга - просто детективная история, где главный преступник - Искусство. А если попробовать провести параллели с автором? Искусство убивает в Уайльде человека, который живет страстями, как Уайльд и проповедовал. Его жизнь - искусство, и именно этого человека, получается, в Уайльде нет. (Искусство убило Грея в Уайльде). Искусство, руками Грея, убило в Уайльде художника (Бэзила). Кто остался? Лорд Генри, который "аморален" лишь внешне. Т. е. Уайльд остался человеком, который лишь эпатировал публику, и только. Словно Искусство завладело Уайльдом, подчинило его себе. И последний шанс писателя - обвинить искусство в своем романе, раскрыть глаза человечества на изначальную преступность Искусства.

Это лишь гипотеза. Это то, что хотел сделать Оскар Уайльд. Запутать, обмануть. Я вижу, как он стоит и смеется над всеми нами. Воспринимайте "Портрет Дориана Грея" как Красоту. Как совершенное единение духа и формы. Мне кажется, что Уайльд имел в виду именно это. Хотя…….

Я учился в музыкальной школе и до сих пор люблю слушать классическую музыку. Например, этюды Шопена. В них звучит призыв к борьбе. В них слышится боль, отчаяние и вера в победу. Все как в жизни: борьба, где каждый хочет быть победителем. Некоторые впадали в отчаяние и отступали, некоторые шли до конца. А некоторые (писатели «чистого искусства») утверждали, что жизнь устроена несправедливо и изменить ее невозможно, борьба бесполезна. Но своей властью творца художник может отвлечь человека от порочной действительности, а порокам общества противопоставить именно «чистое искусство», не связанное с жизнью. Одним из теоретиков его был английский писатель Оскар Уайльд.

…Закрываю глаза, чтобы яснее представить себе этого человека…

1895 год, перрон редингского вокзала. Стоит человек, одетый в арестантскую куртку каторжника. Он стоит под холодным дождем, окруженный стражей, и плачет впервые в жизни. Около него улюлюкают мальчишки, рядом стоит полисмен. Это Уайльд. А совсем недавно он был законодателем мод в богатых салонах. Ему подражали, завидовали, прислушивались ко всему, что он говорил. Конечно, ведь он блистательный рассказчик, непревзойденный создатель остроумных афоризмов. Стоило ему появиться в гостиной, как сразу вокруг него собирались люди, привлеченные его славой.

Оскар Уайльд создал свою философию спасения человека и общества. Писатель утверждал, что только искусство спосооно увести людей из мира пошлости, мещанства. Он развивал мысль, что искусство помогает людям понять несправедливость и найти пути избавления от нее. Правоту своей философии Оскар Уайльд стремился доказать силой художественных образов. Он создал роман-символ «Портрет Дориана Грея».

Молодой аристократ Дориан Грей - главный герой романа. создала его удивительно красивым. Но красота внешняя и внутренняя - разные вещи. К сожалению, Дориан был красив лишь внешне. А может быть, он был слишком слаб духовно, не имел своей точки зрения на жизнь и с легкостью принял девиз жизни лорда Генри - красота и наслаждение, то есть полный эгоизм. Дориан любит только себя и свою красоту. Но все, кто сталкивается с ним, гибнут. Покончила с собой Сибилла Вейн, беззаветно любившая Дориана. Погибли все те, кто не хотел увидеть в красоте Дориана Грея божество и стремился судить его поступки с позиций общественной морали. Но Грей попирал моральные законы. Люди думали, что такой красивый человек не может быть порочным. Даже судьба сделала ему великолепный подарок. Случилось удивительное волшебство. Исполнилось желание Дориана Грея, и его красота не меркла с годами. И лишь только на портрете изображалось все то, что происходило с душой Дориана.

Я себя не считаю идеальным. У каждого человека есть недостатки, и у меня тоже. Но Дориан, как он мог так скверно использовать свое единственное достоинство - красоту? Все пороки развратной натуры явственно проступали на портрете. А судьба все равно давала ему шанс вернуть свой человеческий облик. Художник Бэзил Холлуорд до последней минуты старался образумить Дориана, и получил за это нож в спину. Грей с гневом обвиняет во всех своих несчастьях художника; бешенство, охватившее его, находит выход в убийстве. Если бы он хоть раз заглянул в Библию, да и вообще, если бы он имел свое мнение, он бы знал, что за все грехи рано или поздно приходится расплачиваться. Каждый получает то, что заслужил. Дориан заслужил смерть. Как глупо. Если бы я был красивым, я бы дарил красоту людям, делая только добро.

В начале своего сочинения я говорил о философии Уайльда, о его попытке доказать, что искусство сильнее жизни. Что же произошло с Дорианом Греем? Что его убило — искусство? Нет, конечно. Портрет был отражением души Дориана. Он убил себя своей бездарной жизнью. Портрет — символ искусства, а оно не может быть к жизни безразличным. Служа только себе, своим собственным прихотям, мы убиваем в себе человека, и роман служит еще одним предостережением от горьких ошибок.

Мистический и философский роман «Портрет Дориана Грея» соблазнит каждого, кто хоть раз в мыслях или вслух желал сохранить свою молодость и красоту. Но у Оскара Уайльда вовсе не было намерения делиться секретом бессмертия, автор отразил в произведении собственный взгляд на человеческую мораль, любовь и на мир, где правит стремление к наслаждению.

Сюжет строится вокруг молодого человека, который обладает природной, чувственной красотой. Юный натурщик позирует для своего друга, художника Бэзила Холлуорда. В мастерской Бэзила Дориан знакомится с Генри Уоттоном, с человеком, который впоследствии отравляет разум юноши своими софистическими речами и циничными взглядами. Генри выказывает сожаление о том, что красота не вечна, а молодость, по его мнению, является единственным богатством, которое стоит беречь. Ну вот, портрет прекрасного гедониста завершен. Красавец восхищен своим отражением, перенесенным на полотно, но в его душу закралась горечь, вызванная словами нового знакомого. Молодой человек понимает, что время отнимет у него красоту, свежесть его лица, и он превратится в сморщенного старика с безобразной фигурой. В волнении он восклицает: «Если бы я всегда оставался молодым, а старился этот портрет! За это… за это я отдал бы все на свете! Ничего бы не пожалел! Я готов был бы душу отдать за это». С этого момента описание книги «Дориан Грей» приобретает мрачные тона: главный герой перевоплощается в извращенного эгоиста, перенося все последствия своего образа жизни на картину. Она стареет вместо него.

Его желание сбывается. Мужчина бросается в омут порока, истязая душу и тело удовольствиями и увеселениями. На протяжении многих лет герой остается молодым, а его портрет принимает на себя все его грехи и преступления, становясь отталкивающим. Он губит прелестную девушку Сибиллу Вейн, разбив ей сердце. Убивает своего преданного друга Бэзила, который был очень привязан к юноше и любил его. И в финале обезумевший Дориан вонзает нож в злосчастное изображение, желая покончить с прошлым и обрести покой. Но так находит лишь свою смерть.

История создания

Оскар Уайльд заключил спор со своим приятелем, что напишет роман, который сведет с ума весь Лондон. «Дориан Грей» был написан в кратчайшие сроки, в едином порыве творческой воли. Спор писатель выиграл, но за победу поплатился: его судили за развращение английских нравов. В результате, он получил реальный тюремный срок.

Роман имеет за собой реальную основу. У Оскара Уальда в действительности был приятель Бэзил, который был талантливым художником. Однажды в его мастерской писатель увидел очень красивого юношу. Уальд был восхищен чарующей внешностью натурщика и с горечью заметил, что этой красоте не миновать старости с ее безобразностью. Но художник был готов рисовать изображение красавца каждый год, чтобы старение и увядание отражались только на полотне.

«Портрет…» является единственным опубликованным романом, принесшим своему создателю успех и почти скандальную славу. Впервые был напечатан в июле 1890 года в американском «Ежемесячном журнале Липпинкотта». После, в 1891 году, книга вышла в отдельном издании с шестью новыми главами и с особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма.

Жанр

«Портрет Дориана Грея» можно отнести к жанру интеллектуального романа. В произведении персонажи и рассказчик подвержены самоанализу, осмыслению своих поступков и окружения. Их беседы выходят за рамки сюжета, представляя собой прения тех или иных философских взглядов. В книге поднимаются важнейшие эстетические, нравственные и «вечные» проблемы.

По времени создания и стилистике произведение можно отнести к викторианскому роману. Так нарекли английскую прозу периода царствования королевы Виктории – эпохи спокойствия, пуританства и лицемерия. Ее автор изящно высмеивает в репликах лорда Генри.

Также применимо по отношению к книге определение «аллегорическая притча». События, происходящие в ней, не стоит воспринимать буквально. Герои не являются людьми, они обозначают философские взгляды, волшебные картины – порочное искушение, смерть и любовь – испытания, медные трубы, которые открывают завесу над человеческой природой.

Направление творческой мысли автора находится на стыке между романтическим, фантастическим и реалистическим началами. Так, в книге проявляются элемент фантастики (магическая сила портрета), психологическая и социальная составляющие реализма и романтический типаж главного героя.

Главные герои

  1. Дориан Грей – наивный и прекрасный юноша, превратившийся в развратного и бесчувственного эгоиста под влиянием лорда Генри. Он дворянин, потомок знатного рода. Его душа жадно искала наставника в новом для него светском мире. Выбрав искушенный и порочный пример для подражания, герой, будучи слабовольным и ведомым, спешит опробовать на себе все циничные советы старшего товарища. С самого начала ясно, что он – чувственный, но трусливый себялюбец, ведь мысль о потере собственной красоты (единственного отличия от других мужчин его круга) порабощает его ум, не успевший еще развиться. Он с легкостью предает любовь к другим людям, это говорит о мелочности его натуры и скупости сердца. На его примере автор проводит параллель между внутренним и внешним богатствами, которые вовсе не тождественны друг другу. Образ Дориана Грея писатель уже воплощал в сказке «Мальчик-звезда». Того героя Уайльд превращает в уродца, не давая возможности скрыть безобразие. Поэтому он быстро перевоплощается в хорошего и высоконравственного молодого человека, осознающего свою вину. Однако роман – не сказочная притча, в нем творец правдиво рассказал о том, что ждет зазнавшегося и помешанного на себе персонажа.
  2. Лорд Генри – богатый и изысканный дворянин, хорошо принятый в высшем обществе. Его саркастические реплики и казуистическое мировоззрение (он исповедует гедонизм) нравятся окружающим людям, которые наслаждаются его остроумием. Каждая вторая его цитата – афоризм. Однако сам он никогда не следует за своей смелой мыслью. Он напутствует, хитро, исподволь развращает душу Дориана, но сам ничего подобного не делает. Его образ традиционно сравнивается с архетипом дьявола в литературе. Уоттон подобен Мефистофелю из «Фауста» Гете: он лишь направляет человека, умело тасуя гедонистические идеи, тонкий юмор и высокомерный цинизм. Дух порочности, исходящий от этого героя, притягателен. Он обладает утонченностью и возвышенностью, но это лишь внешняя красота, которая, подобно прелести лица, является лишь хрупкой вуалью прогнившей греховной сущности.
  3. Сибила Вэйн – возлюбленная Дориана, актриса. Девушка редкой красоты была еще и очень талантлива. Своим дарованием она поразила Грея. Он полюбил ее за него, ведь артистка никогда не могла наскучить: она перевоплощалась в другие образы каждый день. Настоящая же Сибила готова была пожертвовать карьерой, успехом, самим творчеством ради любви, и, почувствовав это, юноша быстро пресытился обожанием. Ему нравилась сценическая, надуманная дама сердца, такая же свободная и непостижимая, как он сам. Но молодая женщина была всего лишь добра, мечтательна, наивна и ранима. Поэтому первое разочарование в людях заставило ее покончить с собой. Ни мать, ни брат не смогли вовремя разуверить ее в радужных надеждах.
  4. Бэзил Холлуорд – живописец, друг Дориана и лорда Генри, который их знакомит. Именно он написал роковой портрет. Художник искренне восхищался натурщиком и его красотой, и именно он чутко воспринял перемены, произошедшие в юноше. Он увидел в нем зарождающуюся порочность и забил тревогу, но Грей лишь отдалился от него в ответ. Бэзил был гуманистом и моралистом, его нравственные принципы контрастируют с изысканной безнравственностью Генри, поэтому раздражают главного героя. Холлуорд ценит уединение, любит поразмышлять и пофилософствовать, является носителем авторской точки зрения в романе. Его натурщик винит в своем падении, и затем убивает, желая снять заклятие. Ему невдомек, что друг все это время отчаянно пытался воспрепятствовать его развращению.
  5. Джеймс Вэйн – брат Сибилы, моряк. Здравомыслящий и волевой юноша. Он с самого начала скептически относится к намерениям богатого дворянина относительно сестры. Мужчина привык во всем полагаться на себя, а не искать легкие пути наверх, поэтому предостерегает мать от излишнего доверия незнакомцу из знати. Он – типичный представитель викторианской эпохи, его социальные предрассудки непоколебимы. Когда Вэйн узнает о гибели обманутой сестры, в его сердце просыпается отчаянное желание мстить бессердечному богачу. С тех пор твердый в своих убеждениях и целеустремленный моряк гонится за обидчиком, но встречает свою смерть раньше, чем успевает преподнести ее Грею.
  6. Смысл книги

    Роман Уайльда столь же многогранен, сколь многолико творческое воплощение его замысла. Смысл произведения «Портрет Дориана Грея» состоит в том, чтобы показать нам превосходство внутреннего содержания человеческой личности над внешним. Какова бы не была красота лица, души прекрасные порывы ей не заменить. Уродство мысли и сердца все равно умерщвляет плоть, делает прелесть форм безжизненной и искусственной. Даже вечная молодость не принесет безобразию счастья.

    Также автор доказывает читателю, что искусство вечно. Творец поплатился за свою любовь и преданность идеалам, но его творение живо и прекрасно. На портрете прелестный юноша в расцвете чарующей молодости и красоты. А человек, посвятивший себя культу удовольствия, влюбленный лишь в себя и свои желания, - мертв. Его облик жив в картине, жив в искусстве, и единственный способ сохранить мгновение на века – это изобразить его во всей красе.

    Предисловие к роману состоит из 25 афоризмов, которые провозглашают эстетические идеалы автора. Вот некоторые из них: «Художник – творец прекрасного», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту». «Пороки и добродетели для творца – материал искусства». «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля». Оскар Уальд хоть и был сторонником теории эстетизма, но в произведении четко обрисовывается опасность разделения этических и эстетических принципов. Служение приводит к гибели, как это случилось с героем романа. Чтобы почувствовать и насладиться красотой, и при этом сохранить свое лицо и добродетель, необходимо всегда соблюдать нормы морали и не доводить себя до фанатизма, даже если в запасе есть вечная жизнь.

    Мораль

    Разумеется, самый главный нравственный закон бытия – это не возводить видимое в статус единственно значимого. Если человек красив, это еще не означает, что его душа соответствует оболочке. Напротив, многие красавцы – эгоисты и глупцы, однако общество продолжает ценить их выше, чем людей, одаренных подлинными добродетелями. Это ошибочное поклонение приводит к абсурдным культам бессердечных и пустых манекенов, а истинно прекрасные личности остаются непонятыми. Карнавальная фальшь, лицемерное следование приличиям и общепринятым установкам составляли непреложный закон викторианской эпохи, в которой не ужился умный, смелый и оригинальный писатель Оскар Уайльд.

    Поклонение любви погубило Сибиллу Вейн, влюбленность в красоту и восхищение ею, как искусством, привело художника Холлуорда в дом, где он нашел свою кончину. Главный герой, который погрузился в порочный мир наслаждений, пал от собственной руки. Мораль романа «Портрет Дориана Грея» указывает на то, что любое абсолютное поклонение несет за собой опасность. Можно любить, творить, наслаждаться, но при этом оставлять место для трезвого осмысления своих поступков. Персонажи подвержены импульсивности, в этом их беда: Сибила после разрыва кончает жизнь самоубийством, Дориан с торжествующей злобой бросается с ножом на картину. И все они стали жертвами своих идеалов – такова цена ослепления. В разумных пределах цинизм помогает людям не совершать подобных ошибок, именно ему учит автор, изображая лорда Генри.

    Проблематика

    В романе раскрыта проблема «прекрасного» и «безобразного». Эти две крайности, которые нужны для понимания цельности этого мира. К «прекрасному» принадлежит трагичная и чистая любовь актрисы Сибилы, искренняя привязанность Бэзила к юноше и, конечно, сам главный герой, как воплощение подлинной земной красоты. «Безобразное» носит в себе его душа, с каждым пороком и преступлением она тлеет, загнивает, теряя чувствительность и способность к состраданию. И все эти метаморфозы принимает на себя таинственный холст, превращая изображенного на нем человека в уродливое порочное создание. Но общество слепо к тонким граням между красотой и уродством, он фиксирует только внешние атрибуты личности, напрочь забывая о внутренних. О проделках Дориана знают все, но от этого его не перестают любить и уважать. Кое-кто лишь трусливо опасается потерять свою показную добродетель, поэтому не принимает его официально. В этих обстоятельствах наряду с неразборчивостью людей стоит их лицемерие и трусость – проблемы не менее важные.

    Портрет Дориана Грея - это отражение его души и совести. Оно никак не управляет жизнью своего владельца, не наказывает его, а лишь безмолвно отражает всю низость и безнравственность молодого человека. Добродетель поругана, настоящие чувства уступили место лицемерию. Красавец поддался искушению, и только его изображение покажет расплату за этот соблазн. Налицо проблема безнаказанности человека из высшего общества: он ведет не только аморальный, но и противозаконный образ жизни, а его никто не останавливает. Конечно, он же из знати, а, значит, имеет право не считаться с законом, пока его поведение не станет достоянием широкой общественности. Только тогда все сделают вид, что шокированы известием, но ранее ничего такого не подозревали. Таким образом, автор затрагивает проблемы социального и политического толка, критикуя викторианскую Англию за то, что она закрывает глаза на преступления своей элиты.

    Тема

    Самой интересной для писателя была тема искусства. О нем он рассуждал в диалогах главных героев, ему же посвятил финал романа, где человек погиб, а его портрет остался вечной памятью о нем. Незримая власть картины — показатель того, что самое весомое из созданного людьми – искусство, оно затмевает и переживает своего создателя, увековечивая его имя и мастерство. Оно же делает его по-настоящему притягательным. Дориана восхищали творческий гений Бэзила, необыкновенное дарование Сибилы, ораторская сила Генри. Его неиспорченная душа тянулась к свету созидательного начала, и отвернулась от него, приняв распущенность и низость за жизненные ориентиры.

    Кроме того, темой произведения можно назвать драматическое столкновение идей гедонизма (этическое учение, где наслаждение есть как высшее благо и цель жизни) и эстетизма (движение в европейской литературе и в искусстве, в основу которого легло преобладание эстетических ценностей - поклонение искусству, изящному). Бэзил Холлуорд был влюблен в прекрасное, искусство и красота для него были неразделимы. Искусство - это и есть красота. Он стремился обессмертить ее черты с помощью кисти и исключительного таланта. Но поклонение прекрасному погубило художника, его любовь и преданность красоте были растоптаны безумием развращенной души. Герой избрал путь наслаждения, в центре которого был он сам. Он упивался своей безнаказанностью и нравственным падением, ведь никто не сможет лишить его богатства - вечной молодости. Такой образ жизни не приводит к истинному счастью, а лишь создает его иллюзию. Дориан под конец начинает жалеть об утраченной невинности, о прежней чистоте своей души, но уже слишком поздно; искренние чувства, сострадание, настоящая любовь навсегда потеряли для него значение.

    Критика

    Современники писателя яро ополчились против «Дориана Грея» за высмеивание чопорного пуританского общества того периода. Кроме того, Уайльд в красках описал безнравственное поведение главного героя, которое было не прилично видеть даже на страницах книги. В тайных похождениях светского льва особо добродетельные читатели усмотрели пропаганду гедонистической позиции и порочного досуга. Просвещенная и взыскательная публика не заметила изящно скрытого осуждения, ведь соревнования в показном благочестии никто не отменял.

    За поругание морали писателя даже осудили, причем на реальный тюремный срок. Хотя его речь на защите и произвела фурор среди людей здравомыслящих, всех остальных ею переубедить не удалось. Однако позже это произведение оценили по достоинству, и на сегодняшний день оно – одно из самых значимых не только в английской, но и в мировой литературе.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение

Портрет Дориана Грея


«Протрет Дориана Грея» - величайший роман английского философ а и писателя , одного из самых известных драматургов позднего Викторианского периода Оскара Уайльда. Я считаю этот роман литературным шедевром, так как он полностью передает атмосферу лондонской аристократии того времени, содержит в себе немало гениальных афоризмов и поднимает проблемы, которые никогда не перестанут быть актуальными. А именно Уайльд сопоставляет проблемы молодости и красоты с пороком и моральным истощением.

Сюжет романа строится на том, что молодой человек Дориан Грей, обладающий ангельской красотой, гонится за вечной молодостью и вечными наслаждениями, он видит лишь в этом смысл своего существования. Дориан доходит до того, что платит слишком большую цену за это: он обменивает свою душу на то, чтобы всегда оставаться молодым. Его слова, сказанные художнику Бэзилу: «О, если бы было наоборот! Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас!» подтверждают это. Дориан, предается всевозможным искушениям и запретам, ведет жизнь, наполненную пороком, а его портрет принимает на себя все последствия такой жизни. Он стареет вместо Дориана. красота порок нравственный портрет

Оскар Уайльд сумел изобразить совершенный образ внешне, но гнилой изнутри. Все уродства души Дориана отображались на портрете, в то время как сам он сохранял ангельское обличие и являлся идеалом, которому все подражали. Автор показывает, как человек превращается в преступника, уничтожая собственную душу. Уайльд говорит о том, что жизнь человека может контролировать только совесть, хоть капля которой живет в каждом из нас, и человек жив, пока жива его совесть. Дориан же убил ее, иначе говоря, его душевная смерть породила физическую. Оскар Уайльд своим романом как бы спрашивает нас, а что прячем мы под своей внешней оболочкой? Видим мы ли мы свои пороки и боремся ли с ними? Автор хочет, чтобы читатель понял, что не бывает совершенной красоты, состоящей только из наружной оболочки, обязательно должна быть внутренняя привлекательность, чистота и наполненность.

Это превосходное произведение заставило и меня сделать определенные выводы. Ведь в современном мире очень часто бывает, что под казалось бы, милой внешностью и благоразумием скрывается черствая душа. Люди должны задумываться о том, что нельзя безнаказанно убивать собственную совесть, нужно быть с ней в согласии, и только тогда можно будет достичь душевной гармонии.


Сочинение-анализ на тему: Произведения «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда


С самого начала роман О. Уайльда "Портрет Дориана Грея" представляет читателю умиротворенную картину: талантливый художник пишет портрет, который по его задумке будет сохранен в тайне от всех. Вдруг натурщик испытывает зависть к собственному изображению и страх перед своей человеческой сущностью – неминуемо увядающей и смертной. Открывается произведение пророческими словами главного героя Дориана Грея: "Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это... за это я отдал бы все на свете... Душу бы отдал за это!" Именно от этих слов и зависит дальнейший ход сюжета произведения. Портрет начинает стариться и становиться отвратительнее, герой внешне молод, а вот все невзгоды отражаются на его сердце.

Неожиданно Дориан влюбляется в актрису Сибилу Вейн. Однако для него весь жизненный путь представляет собой театр, и он не ценит чувств девушки, остается черствым в душе, что заставляет картину еще больше стареть. В итоге, Сибила, не выдержав душевных терзаний, совершила самоубийство.

Продолжается жизнь Грея погружением в разгул, порок и ненависть ко всем окружающим, которая длится 20 лет. На данном этапе даже художник Бэзил, его друг, не может остановить главного героя. И мимолетный порыв ненависти к уродливому портрету подталкивает Дориана к убийству художника, даже несмотря на то, что Бэзил любил юношу со всеми его порочными недостатками.

Постепенно к уже имеющимся порокам Дориана добавились наркотики. Наконец совесть достучалась до него и в этих муках Дориан уничтожает безвременно ставший старым портрет, но этим самым убивает себя. Дориан умирает, а портрет снова обретает молодость.

Уайльда показывает нам, как недопустимо вести себя в неординарных ситуациях, оставаться человечным. Не внешность красит личность, а богатый внутренний мир. Если рассмотреть сюжет романа, то можно заметить, что автор использует сюжеты из мифов, например, миф о Нарциссе, умершем, увидев свое отражение в воде. Дориан Грей влюблен в портрет, подолгу любуется им. И, по сути, в конце произведения, Грей, все больше влюбленный в свою неотразимость, умирает, словно Нарцисс, от любви к самому себе.

Несмотря на то, что писатель создал отнюдь не реалистичный роман, некоторые сцены довольно правдоподобны. Главное внимание Уайльд в романе уделяет не действиям и характеристикам, а тонкой игре ума лорда Генри, чьи смелые парадоксы воплощают мысли автора. Суть философии лорда Генри основана на том, что все живое, будь то уродливое или безнравственное, имеет право на существование. Но такие эксперименты с жизнью часто не доводят до добра.

Один из главных душевных изъянов Дориана как человека состоит в том, что он не наделен воображением и нуждается в поступках, которые дают ему возможность испытать возбуждение от соприкосновения с жизнью. Однако, его собственные мысли старят его сущность, а окружающие его люди – всего лишь жертвы его душевных противоречий. Поведем итог: весь роман О. Уайльда построен на различных противоречиях. Суть произведения - это и вседозволенность, и одновременно неприятие преступных действий.