Чем мне понравился древнегреческий театр. Как выглядел древнегреческий театр

21.10.2019 Праздничные

Сочинение


Качественно нового содержания и формы трагедия приобрела после появления на театральном горизонте Эсхила (525- 456 гг. к н.э.). Талантливее за своих предшественников, он настолько усовершенствовал трагедию, что его по праву считают “отцом трагедии”. Именно в его творчестве трагедия окончательно оформилась как драматический жанр. Прежде всего, нужно отметить введение Эсхилом второго актера. Это значительно увеличило диалогическую часть пьесы: диалог теперь мог происходить не только между актером и корифеем, но и между двумя актерами, а также между ними и корифеем, Ведь трагедия с двумя актерами стала способной передать конфликт, который лежит в основе драмы. Именно трагедии с двумя актерами смогли передать психологическое напряжение и драматизм, которые непременно сопровождают конфликты, больше того, они отображают общественно-культурные и идеологические сдвиги, связанные с утверждением личности в древнегреческом рабовладельческом обществе.

Огромная заслуга Эсхила состоит в создании могущественных и величественных характеров - монументальных образов, носителей неслыханных страстей, участников грандиозных конфликтов. Образа Прометея (”Прометей прикован”), Клитемнестри, Ореста, Кассандры, Электры (трилогия “Орестея”) навсегда вошли в казну мировой драматургии. Соответствующим есть и стиль трагедий Эсхила - монументально патетичный. Как справедливо делает замечание Ю. И. Султанов, “Он имеет много общего с изобразительным искусством Старинной Греции в V ст., к н.э.”. Эту же самую мысль развивает исследовательница Г. Подлесная, делая ударение, которое “торжественная зрелость тогдашней греческой скульптуры, лишенной портретных черт, отвечает величественным персонажам Эсхила”.

Нужно также указать, что Эсхил предоставил всем частям и элементам трагедии совершенной формы, ввел ряд приемов, которые усиливают драматический эффект - ввел формулу трагического молчания, создал атмосферу ужаса на сцене, ввел ряд технических средств и приемов - выкрашенные маски, котурны, декорации, костюмы, танцы и танцевальные фигуры, первым начал писать трагические трилогии. Ведь Эсхил начал эру новой трагедии.

Продолжил развивать оформленные Эсхилом принципы драматического искусства Софокл (496 - 406 гг. к н.э.). Большим его взносом стало введение третьего актера. Это дало возможность значительно увеличить диалогическую часть трагедии и уменьшить хоровые партии. Отныне диалог в трагедии выходит на первый план, который существенно расширяет возможности драматурга показать конфликт, больше того - углубить конфликт и сделать разнообразным его. Из того времени хор почти потерял значение коллективного актера, его песни часто уже не связаны непосредственно с развитием сюжета, эта связь имеет скорее идейный характер.

Заметим также, что трагедия Софокла становится более приближенной к жизни, она теряет тот мистически - религиозный характер, который его малая предыдущая трагедия. На смену масштабным грандиозным сюжетам приходят сугубо земные сюжеты и значительно более простые. Этот процесс сопровождается медленным проникновением во внутренний мир человека, более глубоким рисованием человеческих характеров.

Любимым художественным средством Софокла есть прием контраста. Контрастность дает автору возможность сильнее подчеркнуть слабые и сильные стороны персонажей, чтобы зритель мог яснее понять их внутреннюю суть. Контрастными образами возникают Эдип и слепой Тиресий (”Царь Эдип”), Креонт и Тиресий (”Антигона”), Антигона и Исмена (”Царь Эдип”), Электра и Клитемнестра (”Электра”).

Софокла считают непревзойденным мастером композиции. Аристотель подчеркивал в ней наличие перипетии, “изменения событий к противоположному” и познаванию, связанному с поворотом к неожиданному, с “переходом от незнания к знанию. Эти приемы оказывают содействие созданию на сцене атмосферы глубокого психологического напряжения, и, соответственно, более сильного драматического эффекта. Зрители целиком поглощались в мир трагедийных отношений, глубоко проникаясь болью и судьбой персонажей. Они на определенный срок полностью употреблялись в трагедийные образы, плача и радуясь вместе с ними. Возможно, поэтому в греческой трагедии нашла выражение такая эстетичная категория, как катарсис, т.е. очищение, облагораживание человека. По свидетельству Аристотеля, Софокл твердил, что изображает людей такими, которыми они должны быть. Художник считал необходимым воспитывать граждан на примере идеального героя. Поэтому персонажи Софокла - натуры всегда целостные. Они остаются верными себе на протяжении всего действия (Антигона). Как отмечает Ю. И. Султанов, “Целостность образов Софокла, пластическое совершенство его трагедий создали ему славу чрезвычайно ясного и внутренне гармонического художника”. Софокл завершил создание греческой трагедии, в его творчестве она достигает своей вершины.

Преемником Эсхила и Софокла был Еврипид (480/84 - 406 гг. к н.э.). Тем не менее, он пошел своим путем. Его трагедии существенным образом отличались от драматических произведений Эсхила и Софокла и в своей основе были новаторскими за темой, содержанием образов, характером конфликта, а часто и по форме. Они посвящены новой и необыкновенной для традиционного греческого театра семейно- бытовой тематике, в них принципиально не освещаются социально-политические проблемы.

Понятно, что раскрытие этой тематики требовало более глубокого, чем раньше, проникновение автора в мир психологических переживаний человека. Сохраняя традиционный конфликт, который происходил между двумя героями, Еврипид первым ввел в свою трагедию конфликт одного героя, т.е. противоборство двух противоположных чувств в душе одного героя, иначе говоря - внутренний конфликт, психологический конфликт. Он дает возможность автору глубже показать человека в момент душевного кризиса, как говорят психологи - пограничный или межевой образ человека, воссоздать то напряжение, в котором оказывается герой (Медея, Федра, Алкеста).

Одной из центральных в творчестве Еврипида постоянная тема любовника и те страдания, что оно несет людям. Во всех случаях, когда героев охватывает чувство любви, оно становится определяющим, принуждает их углубляться у себя, в свою внутреннюю борьбу, чрезмерно страдать. Еврипид изображает любовь как могущественную страсть, которой невозможно противостоять (”Ипполит”, “Медея”). Не случайно Еврипид вошел в историю мировой драматургии как “самый трагический с трагических поэтов”.

Психологические конфликты Еврипида выходят за пределы античного общества, поскольку поэт затрагивает глубоко интимные чувства человека, такие, что являются вечными, независимо от национальных, географических или хронологических факторов.

Еврипид был последним, кто существенно изменил классическую греческую трагедию.

Благодаря созданию им внутреннего конфликта трагедия изменяет свой характер. На первый план выходит теперь человек со всем спектром своих ощущений, сомнений, переживаний, страстей. Как результат, наблюдается тенденция к сужению масштаба конфликта, с одной стороны, и к значительному его углублению, с другой стороны. Это и дает повод считать, что в творчестве Еврипида мы имеем дело не с трагедией, а с драмой (бытовой драмой) в традиционном литературоведческом толковании этого жанра. Итак, герои Еврипида не трагические персонажи, а драматические, так как они самые делают свой выбор, а со временем становятся его жертвой. Однако следует отметить, что этот вопрос в науке и на сегодняшний день остается кое-что полемическим.

Впрочем, именно путем Еврипида будет развиваться более поздний драматургия. Пыльный интерес к жизни и чувствам отдельной индивидуальности, широкое использование интриги и комедийных элементов, общий семейно бытовой фон пьесы надолго будут определять ведущие тенденции развития драматического искусства.

Государственное бюджетное

образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 331

Невского района Санкт-Петербурга

Тема урока

«Древнегреческий театр»

5 класс.

Учитель истории и обществознания

Богданова О.Н.

Санкт – Петербург

2011

Конспект урока

«Древнегреческий театр» 5 класс

Цель урока:

Познакомить учащихся с возникновением, особенностями древнегреческого театра и показать его значение.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Познакомить c творчеством древнегреческих драматургов: Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана.

2. Познакомить с новыми понятиями: театрон, орхестра, скене, котурны, трагедия, комедия.

3. Раскрыть синтез искусств на примере организации древнегреческого театра.

Развивающие:

1. Развивать интерес к истории Древней Греции, к древнегреческой культуре.

2. Формировать умение работать в парах и малых группах.

Воспитательные:

    Воспитывать эстетическое отношение к театральному искусству.

    Прививать любовь к театру.

План урока:

I . Организационный момент – 1 мин.

II . Основная часть урока – 42 мин.

1. Проверка домашнего задания – 10 мин.

2. Сообщение темы и цели урока – 1 мин.

3. Рассказ учителя с использованием презентации — 20 мин.

4. Физминутка – 1 мин.

5. Работа с учебником — 10 мин.

III . Подведение итогов

1. Подведение итогов урока – 1 мин.

2. Домашнее задание – 1 мин.

I . Проверка домашнего задания

1. Устный рассказ об афинской школе.

2. Кроссворд: если правильно будет заполнена «сетка» кроссворда, то в одной из горизонталей можно будет прочитать слово, напрямую связанное с темой нашего урока

Т

Е

А

Т

Р

Задания к кроссворду:

— Школа, в которой мальчики с 12 лет занимались гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками, метанием диска и копья.

— Храм богини Афины на Акрополе.

— Район гончарных мастерских в Афинах.

— Металлическая или деревянная палочка для письма в афинских школах.

— Главная площадь Афин.

(Полученное в результате слово – ТЕАТР)

II . Сообщение темы и цели урока:

Итак, тема нашего урока – «Древнегреческий театр»

Запишем тему в тетрадях.

Мы узнаем о возникновении театра в Греции, об особенностях театра, о том, как играли актеры, какие пьесы ставились, кто был автором этих пьес.

— Что такое театр? Какие театры в Санкт – Петербурге знаете? В каких театрах были?

Цель нашего урока – узнать, каков был театр в Древней Греции, чем он отличался от современного театра; каково было отношение греков к театру и почему.

III . Сообщение учителя:

Древнегреческий театр возник примерно в 560 г. до н.э., в период правления афинского тирана Писистрата (запись в тетрадях) Именно Писистрат установил общегосударственный праздник Великих Дионисий.

Театральные представления обычно устраивались 4 раза в год. По праздникам Диониса – бога – покровителя виноделов. Главным праздником, посвященным Дионису, считался праздник в марте. Он и получил название «Великие Дионисии».

Греки наряжались в козлиные шкуры, надевали маски. Они изображали спутников Диониса – весёлых сатиров. Праздник продолжался 5 дней. Разыгрывались сценки из мифов, посвященных богу виноделия. Позже поэты стали сочинять для театра пьесы.

Хор был обязательным участником представлений. Под руководством корифея он воспевал подвиги богов и героев.

Однажды, в 535 г. до н.э., один из корифеев вдруг запел от собственного имени, отождествляя себя с героем (т.е. от первого лица).

Писистрату это понравилось. Он пожелал, чтобы и впредь создавались такие произведения.

— Как же был устроен театр в Афинах?

Сначала представления проходили на главной площади Афин.

— Как она называлась, вспомните? (Агора)

Для зрителей строили временные помосты из бревен и досок. Зрителей на таких представлениях всегда было очень много. Однажды, в 500 г. до н.э., помост не выдержал и рухнул. После этой катастрофы Народное собрание Афин приняло решение о постройке постоянного театра у подножия Акрополя.

Древнегреческие театры – сооружения под открытым небом. Они напоминали наш стадион или цирк с одной усеченной стороной, вмещали тысячи зрителей.

Театр, построенный у подножия Акрополя, был рассчитан на 44000 зрителей.

Части театра (Запись в тетрадях)

1. Места для зрителей.

Скамьи для зрителей были вырублены прямо в каменистом склоне Акрополя. Проходами места для зрителей делились на секции. Именно такой простейший зал назывался ТЕАТРОН

(Запись в тетрадях: Театрон – простейший зрительный зал)

2. Орхестра – тоже часть театра.

Это круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры.

Как мы сейчас называем эту часть театра? (сцена)

Хор участвовал в каждом представлении. Участники хора – хоревты – изображали друзей или врагов героя, воинов, горожан, а иногда даже птиц, лягушек, деревья, облака. Хор объяснял происходящее на сцене.

3. Скене – третья часть театра.

Это пристройка к орхестре. К ней крепились декорации и простейшие подъемные механизмы. Внутри скене хранились костюмы актеров.

В первом ряду места для почетных гостей.

— кто, по-вашему, мог занимать почетные места? (Полководцы. жрецы, олимпионики)

Эти места были бесплатными. Остальные места – платные. Продавались «билеты» — жетоны из свинца или обожженной глины. На них поставлена буква, обозначающая секцию, в рядах которой можно занять любое место. (рис. в учебнике стр. ….)

Театр был доступен даже беднейшим жителям Греции. Государство выдавало деньги для покупки входных билетов.

Как думаете, почему государство так заботилось о развитии театра?

Еще одна особенность древнегреческого театра – актерами были только мужчины, они исполняли и женские роли.

Актеры использовали маски с большой прорезью для рта. Маски были гораздо больше голов актеров. Еще использовали особую обувь на толстой подошве – котурны.

Как думаете, почему все это использовалось? (Чтобы было лучше слышно и видно даже с верхних рядов)

Меняя костюмы и маски, актер часто исполнял в спектакле сразу несколько ролей. Маски белого цвета использовались для женских ролей; мужские маски были темного цвета.

Какие же пьесы ставились в театре?

Было два главных вида представлений – трагедия и комедия. (запись в тетрадях)

Трагедия – «песня козлов» («трагос»- козел и «оде»- песня). Возникла из хоровой песни, распевавшейся актерами, одетыми в козлиные шкуры.

Кто знает, в чем особенность трагедии? (Герои погибают)

Эсхил – «отец трагедии». У этого драматурга герой подчиняется божеству. Суд бога над человеком – справедливый суд.

Софокл больше внимания уделяет людям. Хор в его трагедии «Антигона» поет:

Много в природе дивных сил,

Но сильней человека нет!

Герои трагедий воспринимались как пример для подражания- они сражались, погибали, но не сдавались.

Познакомившись с именами драматургов, пойдем на склон Акрополя, в театр Диониса. Пойдем пораньше, чтобы успеть занять места поближе к орхестре. С собой обязательно возьмем узелки с водой и едой. Мы будем в театре целый день.

Как обычно, будет показано несколько представлений одно за другим. Каждое из них будет оценено специальным жюри из зрителей. В конце дня будут названы лучшая пьеса и лучший актер. Перед представлением обязательно совершается обряд жертвоприношения богу Дионису и обряд очищения всех присутствующих в театре.

Итак, звук труб возвещает, что начинается действие. Только смолкает звук труб, раздается возглас: «Введи свой хор!…» Далее следует имя драматурга, которому по жребию выпало выступать первым. А попали мы сегодня на представление трагедии Софокла «Антигона»

IV . Работа с учебником:

Сюжет трагедии был хорошо известен грекам. Познакомимся и мы с ним.

Чтение стр. …….. учебника.

Ответы на вопросы:

— Как думаете, почему зрителям так понравились слова царевича? Почему зал рукоплескал?

— Прав ли Полиник, который пошел войной на родной город?

— Мог ли иначе поступить царь Фив?

— Как вы относитесь к поступку Антигоны, нарушившей закон?

— Можно ли пьесу Софокла назвать трагедией? Почему? Свой ответ объясните.

Совсем иное настроение создает комедия.

Что это такое? «Комедия — песня комоса» — праздничного деревенского шествия.

«Отцом комедии» называют Аристофана. Его произведения дошли до нас не только частями, но и целиком. Самыми известными произведениями Аристофана являются «Птицы» и «Всадники».

В отличие от трагедий в комедиях действовали не только герои и боги, но и обычные люди. Зрители могли узнать в них и пронырливого торговца, и бездарного поэта, и вора, и обманщика.

Задание: (работа в парах) подготовиться с соседом по парте прочитать отрывок из пьесы «Птицы» по ролям. (стр. … учебника)

V . Подведение итогов урока:

Мы познакомились с древнегреческим театром.

Чем он похож на наш?

Чем отличается?

Почему греки так любили театр?

VI : Домашнее задание:

§ 39 , подготовить рассказ о театре;

в тетради нарисовать 2 театральные маски – трагическую и комическую.

Происхождение древнегреческого театра

Развился он из ритуального представления, действа (драма - слово греческое и означает действо) в честь бога Диониса, бога веселья и вина. Ритуал обычно сопровождался хороводами, танцами и дифирамбами (жанр древнегреческой хоровой лирики). Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях Диониса. Исполнители их танцами и мимикой воспроизводили это сказание. Участники ритуала надевали на себя маски с козлиными бородами и рогами, изображая спутников Диониса - сатиров (отсюда название - сатировская драма). Ритуальные представления происходили во время дионисий (празднеств в честь Диониса). Эти ритуальные представления и являются предшественниками древнегреческого театра. После ритуала устраивали шествие, с играми и плясками. Интересно, что шутки, по мнению древних греков, любит бог Дионис. Во время этих увеселений возникла комически-бытовая сценка. Ритуальные танцы стали греческое трагедией, а само празднество- древнегреческой комедией.

Как выглядел древнегреческий театр?

Древнегреческий театр представлял собой открытое здание огромнейших размеров. Сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых задняя (с навесом) называлась скеной, боковые - параскениями, а сама сцена - предскением. Поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром, место между сценой и амфитеатром - орхестрой; здесь помещался хор, который управлялся корифеем. Декораций в Древнегреческом театре не было.

Организация представлений.

Организатором театральных состязаний являлось государство. В основном это был аэропаг и архонт. Театр старались использовать, как пропаганду идеальной демократии. И чтобы оказать своё воздействие на всех свободных граждан (метекам запрещено было посещение театра), они для бедных установили особую театральную денежную выдачу (феорик).

Древнегреческая трагедия

Актёры носили маски, котурны и длинные плащи (что интересно, цвет их зависел от роли - цари, например, носили красные плащи). Всё это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу или герою, которых он изображал. От мимических дифирамбов постепенно перешли к показу их в действии.

Основной мотив греческой трагедии - страх перед роком, судьбой - по мысли Аристотеля должен иметь результатом не просто боязнь попасть в такое же положение, а моральное очищение от тех чувств, которые могут его вызвать. Отсюда происходят три единства греческой трагедии: места, действия и времени (действие могло совершаться лишь от восхода до захода солнца), которые должны были усилить иллюзию реальности действия. Единство времени и места в значительной мере ограничивало характерное для эволюции рода развитие драматических элементов за счёт эпических. О происходившем вне сцены рассказывали так называемые «вестники».

Первые драматурги. Первыми драматургами считаются Феспис и Фриних. Они ввели актёра. Драматические произведения давались авторами обычно в порядке состязаний. Авторы же исполняли главные роли, сами писали музыку для трагедий, руководили танцами.

Великие драматурги.

Три крупнейших трагика Греции - Эсхил, Софокл и Еврипид. Поколебать его не могут даже взбунтовавшиеся титаны (трагедия «Прикованный Прометей»).

Древнегреческая комедия

Число актёров не превышало трёх, хотя каждый из них исполнял больше ролей, чем в трагедии. И в комедии огромную роль играл хор. Особенностью последнего было то, что корифей хора говорил от лица самого автора, излагая его основные мысли, которые он проводил в комедии. Часть представления актёры танцевали. Непохожи были костюмы актёров комедии на костюмы актёров трагедии. Маски актёров должны были подчеркнуть смешное и уродливое в изобличаемом герое (они были с выпученными глазами, со ртом до ушей и т. п.). Фигурам актёров придавался не менее уродливый вид.

Комедиографы

Первый комедиограф - Эпихарм. У него боги играли шутовские роли. Из трёх знаменитых представителей аттической политической комедии - Кратина, Евполида и Аристофана - самым крупным был последний. Он в своих комедиях вёл ожесточённую борьбу с демократией. В карикатуре изображал Сократа, Еврипида. Он часто пародировал Еврипида. Менадор является одним из самых выдающихся комедиографов этого времени. Изображая реальную жизнь, бытовая комедия Менандра отказалась от пляски и пения.