Из скольки частей состоит матрешка. Русская матрёшка: народный промысел

20.10.2019 Инструменты

Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал?


Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»?



Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества?


Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звёздочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с чёрным пертухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнутого младенца.


О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

«Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрёшки: трёх- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрёшка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке чёрного петуха. За ней следуют три сестрёнки, братишка, еще две сёстренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят ещё, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так.


Имя матрёшки

Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён - и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет».



Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».


Тем не менее, матрёшка снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.


Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка - это тепло и уют в доме».


Другими словами, одно в другом спрятано, заключено - и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки». Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка - напоминание потомкам об исторической памяти нашего народа?


Однако, скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками. Многие, например, знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Например, сюжет о поисках царевичем «кощеевой смерти» звучит у Афанасьева: «Чтобы совершить такой подвиг, нужны необычайные усилия и труды, потому что смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо - и Кощей мгновенно умирает».



И не случайно замечательный русский писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: «Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, - раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше».


Вот и выходит, что не так проста русская матрёшка - эта составная часть нашей жизни


Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка.


Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной - с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!


Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели.


Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек.


Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом - сарафан и косынка.


С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером…

Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России - и в мире! - музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. Московский музей матрёшки расположился в помещении Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке; его директор - Лариса Соловьёва - посвятила изучению матрёшек не один год. Она - автор двух книг об этих веселых деревянных куклах. А совсем недавно, в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в Нижегородской области - он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи - те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее - метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая - размером всего с рисовое зерно! Матрёшками любуются не только в России: совсем недавно, в 2005 году, группа расписных куколок приезжала и на Международную торговую выставку высококачественных потребительских товаров "Ambiente-2005" в Германию, в город Франкфурт-на-Майне.


В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре. Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус - матрёшек, изображающих политиков, известных музыкантов, гротескных персонажей…


Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим «матрёшка», то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.






05.06.2017 18:56 4687

Кто придумал матрешку и почему она многоместная.

Матрешка уже многие годы считается символом России. Она представляет собой разборную, многоместную расписную куклу. Наверняка и у кого-то из вас дома есть такой сувенир. Но кто же придумал эту необычную игрушку? И почему она многоместная?

Существует несколько предположений относительно истории происхождения матрешки. По одной из версий, самая первая матрешка появилась в России в конце XIX века. На тот момент это была восьмиместная деревянная кукла, которая изображала девушку в сарафане, белом фартуке и цветастом платке на голове. В нарисованных руках она держала черного петуха.

Выточена эта матрешка была токарем В.П.Звездочкиным в московской мастерской-магазине под названием "Детское воспитание". Расписал куклу известный художник С.В.Малютин. А названа она была популярным в то время именем Матрена, вернее шутливо-ласковым его вариантом. Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского святого Фукурумы, которая находилась вдоме владельца мастерской Мамонтова.

С Японией связано и еще одно предположение о происхождении матрешки. Вернее оно говорит о том, что Страна Восходящего Солнца (так называют Японию) и есть родина этой знаменитой на весь мир игрушки.

В этой древней стране множество богов. И каждый из них за что-то отвечал: кто-то за урожай, кто-то помогал праведникам, а кто-то был покровителем счастья или искусства. Божки эти разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрые...По японскому поверию, человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствует какой-либо бог.

В связи с этим, в Японии были очень популярны комплекты фигурок-божков. И первой такой куколкой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старичка, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

"Совершенное в совершенном, подобное в подобном, одно во всех и все в одном" - это полное единообразие, в котором японцы видят высший смысл и красоту бытия. И именно на этом основано создание фигурок складывающихся одна вдругую.

И все-таки, настоящей родиной русской матрешки все-таки признан подмосковный городок Сергиев Посад - крупнейший центр по производству игрушек в России.Троице-Сергиев монастырь, расположенный в этом городе был центром художественных ремесел Московской Руси. Как гласят предания, сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, вырезал из дерева игрушки и одаривал ими детей.

Большую популярность матрешка имела не только в России, но и за рубежом. После того, как в 1900 году она была представлена на Всемирной Выставке в Париже, мастерская получила на нее много заказов. В итоге дошло даже до того, что иностранцы начали подделывать русскую куколку.

Со временем разнообразие матрешек в Сергиевом Посаде увеличилось. Кроме матрешек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами и т.д. стали изготавливать куколок в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, а также в виде пастушек со свирелью и даже старика с густой бородой и большой палкой и во многих других образах.

Создавали также матрешек и в виде персонажей литературных произведений и сказок."Репка", "Золотая рыбка", "Конек-Горбунок", "Иван-царевич" - это лишь часть из всех. Кроме того, мастера пытались даже изменить форму матрешек, стали выпускать фигуры в виде древнерусского шлема, а также конусообразные. Однако, эти игрушки не нашли спроса и их производство прекратили.С того времени и до настоящего момента выпускаются матрешки традиционной формы.

Стоит отметить, что матрешками называются не все деревянные фигурки, а только те, которые вкладываются друг в друга. Самыми распространенными были 3-х, 8-ми и 12-ти местные куколки. А в 1913 году токарем Н. Булычевым для выставки игрушек в Петербурге была выточена 48-местная матрешка!

В 1918 году в Москве был создан Музей игрушки, при котором была открыта мастерская, где изготавливали игрушки,в том числе и матрешек. Постепенно производство этих куколок разошлось по многим местностям России. В каждом крае матрешка была особенной и имела свою неповторимую внешность.Так например, кировская матрешка отделывалась соломкой, а матрешка из Уфы была создана в башкирском национальном стиле.

Есть также историки, которые считают, что матрешку придумали и создали еще древнерусские умельцы. Сначала это была просто деревянная болванка - детская кукла без лица. Затем её начали расписывать - рисовать лицо, одежду.

А еще позже, чтобы позабавить детей к кукле начали изготовливать фигурки-вкладыши.Так матрешка стала многоместной. Со временем внешний вид куклы менялся и количество фигурок-вкладышей тоже.Появились даже матрёшки с изображением полководцев, а в наше время президентов и т.д.

Споров о том, где и когда зародилась матрешка - много. Как бы там ни было, но то, что первая русская матрёшка увидела свет в конце XIX века - нессомненно. Остается только один вопрос: почему расписывая матрешку, ей никогда не рисуют ноги?

Обращая внимание на этот факт, некоторые исследователи опять же указывают на то, что это могло быть признаком того, что родиной матрешки могла быть Япония. И вот почему.

В японской культуре есть один персонаж - святой по имени Дарума. Куклы с его изображением тоже безногие. Дарума - это японский вариант индийского имени Бодхидхарма. Так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь.

Так вот, японская легенда гласит, что Дарума медитировал без устали целых девять лет смотря на стену. При этом он постоянно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в сон.

Тогда, Дарума срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь,чтобы они не мешали ему. Теперь с постоянно открытыми глазами святой мог бодрствовать. А из его век, которые он бросил на землю появилось чудесное растение, прогоняющее сон - так по легенде вырос настоящий чай.

Однако у этой игрушки от матрешки есть одно важное отличие - она не разборная и не вмещает в себя другие фигурки. Поэтому вряд ли Дарума мог стать образцом для создания матрешки.

Разборные фигурки, как в Росии, так и в Японии, были популярны еще до появления матрёшек. Так например, на Руси были популярны "писанки" - деревянные расписные пасхальные яйца. Иногда их делали полыми (пустыми) внутри, и тогда в большую фигурку вкладывалась меньшая. А еще эта идея встречается в русском фольклоре. Помните, как в сказке говорится? - "игла - в яйце, яйцо в утке, утка в зайце...".

Вот и выходит, что невозможно точно определить, где родилась любимая многими куколка-матрешка...


Создателем матрешки был художник Сергей Малютин, апологет стиля a la russe в искусстве. Произошло «рождение» главного русского сувенира в начале 1890-х годов в московской игрушечной мастерской «Детское воспитание». Кукла настолько удачно ассимилировалась со старинными крестьянскими игрушками, что всего через несколько десятилетий в сознании людей прочно закрепился миф, будто с матрешками играли еще при царе Горохе.

Автопортрет Сергея Малютина. Источник: wikipedia.org

Более того, прототипом матрешки стала японская традиционная кукла. Диковинную вещицу, внутри которой было еще шесть куколок поменьше, привезла из Японии супруга Саввы Мамонтова Елизавета. Вся эта сложносочиненная игрушка символизировала «семь богов счастья». Малютин, увидев этот заморский сувенир, решил переработать его на отечественный лад.


Японская «матрешка». Источник: wikipedia.org

Первый набор вкладывающихся друг в друга кукол состоял из восьми предметов. Все куклы были расписаны по-разному: среди них встречались как девочки, так и мальчики, а самая маленькая олицетворяла младенца в пеленках. Старшая же «сестрица» держала в руках черного петуха. Этот набор, расписанный Малютиным, сейчас хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.


Первый набор Сергея Малютина. Источник: wikipedia.org


Дно самой большой матрешки из первого набора. Источник: wikipedia.org

В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже. Мода на матрешек после этого охватила не только Россию, но и Европу, где «русский стиль» в ту пору был популярен как в искусстве, так и в интерьере и одежде.

Сергиев Посад стал одним из первых крупных центров матрешечного производства. Другими значимыми производителями стали город Семенов Нижегородской губернии и село Полхов-Майдан. При этом знатоки на глаз могли определить, где изготовлена матрешка: сергиевские куклы казались более сбитыми и приземистыми по сравнению с семеновскими. Вскоре матрешечное производство вышло далеко за пределы России: в Германии, например, начали производить подделки, выдавая их за настоящих русских матрешек.

Про русскую матрешку написано так много, что можно запутаться во всей информации. Но практически везде упоминается один и тот же рассказ об истории создания русской матрешки. Пишут, что самая первая русская матрешка "родилась" в 1890 году в усадьбе Абрамцево близ Москвы в мастерской прикладного искусства "Детское обозование", это мнение упорно кочует из одной статьи в другую и стало неким мифом. Почему мифом? Да потому, что не все так складно было, как пишут везде.

Одна из первых изданных в России красочно иллюстрированных книг о русской матрешке, ее истории, разных стилях была написана Ларисой Соловьевой. Книга была переведена на другие языки и пользовалась большим спросом в 90-х годах. Но надо признать, что книга была чисто комерческим иллюстрированным альбомом, а не научным исследованием. А для коммерческой идеи важна не только сама голая суть, но и некоторая фабула, история, сказка, легенда, миф.

Это очень большая и в то же время тонкая хитрость торговцев и производителей, как продать нечто, когда это нечто никому уже не нужно, потом, кода спрос насыщен - нужно продавать не сам товар, а некоторую иллюзию, фикцию - людям уже мало обладать просто вещью, имеющей утилитарное или эстетическое назначение, им нужно, чтобы эта вещь служила им признаком их особенности, отличия от других людей. Но оставим эту тему для философов и социологов, не будем лишать их куска хлеба.

Опыт продажи матрешек показывает, что люди намного охотнее покупают не саму матрешку, а рассказ об этой матрешке. В свое время я знал одного человека (не буду называть его имени, он здравствует и поныне и дай Бог ему многих лет жизни), который мастерски рассказывал всякие истории и сказки о всех матрешках, которые он продавал. Люди заслушивались, просили записать или рассказать снова, но он отказывался это делать - он был мастером экспромта, второй раз он уже не мог повторить придуманную им на ходу историю. Он мне сознался, что не помнил этих историй и сказок и забывал тут же, как будто это и не он их сочинил.

Легенда о создании матрешки выглядела красиво, здорово выглядела, но вот когда дотошные исследователи стали "раскапывать" все тонкости, то многое не стыковалось. Не сходилось время, когда первая русская матрешка была выточена и раскрашена, не сходилось авторство самого эскиза, приписываемого Сергею Малютину, не сходилось авторство изобретения самой формы русской матрешки, оно, как известно, приписывается мастеру-игрушечнику Василию Звездочкину. Ну да Бог с ним, с этим авторством, скажем просто - автором матрешки был народ, как авторство множества деревянных игрушек. А то сейчас потомки Звездочкина и Малютина начнут судебный процесс об авторском праве и потребуют свою долю с продажи каждой матрешки, это дело модное и выгодное (конечно выгодное, еще как выгодное, особенно адвокатам).

И так, русская матрешка возникла в России в конце 19 - начале 20 века и получила большую популярность и признание, многие художники и ремесленники стали повторять ее, придумывая, однако, свои собственные рисунки (как бы сейчас сказали - дизайнерские решения). Параллельно мастера по изготовлению деревянных игрушек освоили технологию вытачивания деревянных заготовок матрешек. Впрочем, для них это не было таким сложным и необычным делом, так как подобные многоместные игрушки с разъемом посередине и помещающиеся друг в друга (например, деревянные яйца) и ранее вытачивались умельцами, здесь требовалось только приноровиться к новой форме, а также приспособиться к вытачиванию более тонких стенок игрушек.

Надо сказать, что принцип и технология вытачивания заготовок матрешек остался практически неизменным с тех самых времен, когда стали изготавливаться первые русские матрешки. Главное условие при изготовлении матрешек - использование правильно подготовленной и высушенной древесины. Лучшим материалом для вытачивания матрешек является липа, легкий и податливый материал, но иногда используют ольху и березу, но из этих пород дерева можно изготовить матрешки с небольшим количеством мест в наборе, так как труднее получить тонкую стенку, кроме того матрешки из этих пород получаются тяжелыми.

Деревья для вытачивания матрешек спиливают ранней весной, когда еще не началось сокодвижение. Бревна очищают от коры, оставляя в нескольких местах кольцами для того, чтобы предотвратить растрескивание бревен в процессе сушки. Сушка проводится на открытом воздухе, но под навесом, защищающем бревна от осадков и прямых солнечных лучей. Такие условия обеспечивают постепенное высушивание древесины, которое длится 2 года и более - чем больше диаметр бревен, тем больше времени требуется для его сушки.

Когда бревно высушено, его режут на чурки длиной сантиметров 50. Если требуется выточить матрешку большого диаметра, то используют чурку как есть, а если меньшего, то чурки раскалывают на несколько частей, затем их обтесывают топоров, стараясь придать круглую форму. Затем заготовку закрепляют в токарном станке. Станки самые простые, самодельные. В качестве привода использую электродвигатель и ременную передачу, которая передает вращение так называемому стакану, стальному полому цилиндру, в которые забиваются деревянные заготовки. Основная особенность вытачивания матрешки состоит в том, что деревянная заготовка крепится не в двух точках, как это обычно делается при вытачивании изделий из дерева, а в одной, в том самом стакане.

Ну дальше все просто (правда это "просто" осваивается в течении многих лет, начиная с детского возраста, когда начинают вытачивать относительно простые изделия вроде яиц) - сначала заготовка выравнивается, ей придается строго круглая форма. Затем треугольным резцом вытачивается внешний контур матрешки. Затем специальным круюкообразным резцом ("крючком") выбирается внутренняя часть. Причем сначала вытачивается нижняя часть, а затем верхняя (голова), последовательно, так как обе части должны точно подогнаны друг к другу, чтобы плотно закрывались. Хороший мастер все делает "на глаз", улавливая десятые доли миллиметра, все матрешки получаются ровные, практически одного размера.

Матрешка с фабрики "Вятский сувенир"

В России сформировалось много стилей матрешек, но настоящих, образованных не правительственными постановлениями об открытии в каждой республике СССР фабрик по изготовлению художественных изделий, а естественным образом существует несколько. Это прежде всего Сергиев-Посадская матрешка, Семеновская матрешка , Полхов-Майданская матрешка и Кировская (Вятская) матрешка . Все они возникли в старинных центрах игрушечных промыслов, естественным образом впитав в себя характерный художественный стиль промыслов. Более подробно об этих матрешка и истории матрешечных промыслов можно почитать на соответствующих страницах.

Полхов-майданская матрешка

Вскоре матрешки стали изготавливать ив других центрах деревянных промыслов, прежде всего в Семенове под Нижним Новгородом, а затем и в Полховском Майдане в той же губернии, но на самой ее окраине в 250 километрах от губернского центра. Матрешки в этих регионах расписывались в характерном для них стилях, немного простоватом, если сравнивать со Сергиев-Посадской матрешкой, но ярком и красочном, захватывающем глаз ребенка - ведь это все-таки игрушка!

Семеновские матрешки отличались свей характерной вытянутой формой, именно здесь стали изготавлить многоместые матрешки, состоящие из 10, 12, 15 и более кукол. Интересны семеновские матрешки разнообразием форм, под каждого персонажа вытачивались матрешки особой формы. И в Семенове, и в Полховском Майдане для росписис использовались анилиновые красители, обычно употребляемые для окрашивания тканей. Поэтому эти матрешки быля яркие, цвета насыщенные, преобладали желтые и красные тона.


Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества?

С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным – сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.

Для начала напомню основные версии-мифы, исправно переписываемые под копирку и кочующие по страницам различных изданий.

Часто повторяющаяся общеизвестная версия : появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила . Он же Фукурокуджу , он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени).

Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Сразу оговоримся: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе – нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует. Более того, какой-то странный монах получается с точки зрения элементарной логики: стал бы христианин копировать языческое, по сути, божество? Зачем? Игрушка понравилась? Сомнительно, хотя с точки зрения заимствования и желания переделать на свой лад, возможно.

Японская кукла Фукурума:

Русская матрешка:

Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево.

«Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Но, во-первых, токарь Звездочкин не работал до 1905 года в Сергиево-Посадских мастерских! Об этом будет рассказано ниже. Во-вторых, другие источники говорят о том, что «родилась она (матрёшка – прим.) именно здесь, в Леонтьевском переулке (в Москве – прим.), в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней – еще одна…»

Вот уже и создалась путаница, по принципу «кто, где и когда был, иль не был». Пожалуй, наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова — статья «Кто придумал матрёшку». Аргументы, которые приводит автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой необычной игрушки, как матрёшка, в России.

О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

Далее следует весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».

Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин ничего не упоминает. Теперь следует обратить внимание на немаловажную деталь, почему-то ускользающую от других исследователей, хотя видно это, как говорится, невооружённым глазом – речь идёт о некоем этическом моменте. Если брать за основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение – ОНА и ОН, т.е. русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца. Подозрительным образом напрашивается символическая аналогия с ветхозаветной сказкой, где Еву создали из ребра Адама (т.е. она произошла от него, а не наоборот, как это происходит естественным образом в природе).

Вернёмся к исследованию Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».

Русская матрешка:

А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или нет? Или всё-таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин?

«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.
Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера»

:
Теперь о прототипе матрешки. А был ли ? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».

Кто же такой наш загадочный Фукурума , добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? …По традиции посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).

В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму – фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума , не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!»

Русская матрешка:

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя - Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».

Само имя Матрона действительно означает «знатная женщина» в переводе с латыни, и включено в Православный церковный календарь. Но, что касается утверждения многих исследователей о том, что Матрёна – женское имя, очень любимое и распространённое в среде крестьянства в России, то и здесь имеются любопытные факты. Некоторые исследователи попросту забывают, что Россия большая. А это значит, что одно и то же имя, или один и тот же образ могут заключать в себе как положительное, так и отрицательное, иносказательное значение.

Так, например, в «Сказках и преданиях Северного края», собранных И.В. Карнауховой, есть сказка «Матрёна». В которой повествуется о том, как баба по имени Матрёна чуть было не умучила чёрта. В публикуемом тексте прохожий-горшечник избавляет чёрта от ленивой и вредной бабы и, соответственно, в дальнейшем пугает ею чёрта.
В данном контексте Матрёна является неким прообразом злой жены, которую боится сам чёрт. Подобные описания встречаются и у Афанасьева. Сюжет о злой жене, популярный на Русском Севере, неоднократно записывался экспедициями ГИИС в «классических» версиях, в частности, от А.С. Крашанинниковой, 79 лет, из д. Мешкарево Повенецкого уезда.

Русская матрешка:

На одном из форумов на тему культуры, в частности, развёрнутой в сети Интернет, прозвучало буквально следующее: «Прототип русской матрешки (имеет ещё и индийские корни) – японская деревянная кукла . За образец . По своим истокам она представляет собой изображение древнего индийского мудреца Дарумы (санскр. Бодхидхарма) в V веке перебравшегося в Китай. Его учение в средние века широко распространилось в Японии. призывал к постижению истины через молчаливое созерцание, и в одной из легенд он – пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги (отсюда безногие скульптурные изображения Дарумы ):

Тем не менее, матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме»


С последним трудно не согласиться – чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.

Что касается восточного мудреца Дарумы (вот ещё одно имя «предшественника» матрёшки!) – честно говоря, располневший от неподвижности, да ещё с отнявшимися ногами «мудрец» крайне плохо ассоциируется с русской игрушкой, в которой каждый человек видит позитивный, нарядный символический образ. И ведь благодаря этому прекрасному образу наша матрёшка пользуется огромной известностью и популярностью практически во всём мире. Речь вовсе не идёт о «матрёшках» в виде политических деятелей мужского (!) пола, карикатурными ликами которых предприимчивые кустари в девяностые годы наводнили весь Старый Арбат в Москве. Речь идёт, прежде всего, о продолжении старых традиций разных школ в росписи русской матрёшки, о создании разных по количеству (так называемой, «местности») матрёшек.

В процессе работы над этим материалом возникла необходимость задействовать и смежные источники, не только посвящённые теме русской народной игрушки. Не стоит забывать, что в древности, и не только на Руси, различные украшения (женские и мужские), предметы обихода, а также игрушки, вырезанные из дерева или сделанные из глины, играли роль не просто предметов, скрашивающих быт – но являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией.

Так, удивительным образом встретилось совпадение имени Матрона, перекочевавшего (по общепринятой версии) из латинского в русский язык, с древнеиндийским образами:
МАТРИ (др.-инд. «мать»), ударение ставится на первый слог – в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Идея активного женского начала получила широкое признание в индуизме в связи с распространением культа шакти. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве».

Вам ничего это не напоминает? Матрёшка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста. Это уже не просто совпадение, а доказательство общих, индоевропейских корней, что имеет прямое отношение и к славянам.

Отсюда можно сделать следующий вывод: образно говоря, если символическое «путешествие» необычной деревянной фигурки начинается в Индии, затем получает своё продолжение в Китае, оттуда фигурка попадает в Японию, а уже затем «неожиданно» находит своё место в России – утверждение о том, что наша , несостоятельно. Хотя бы потому, что сама фигурка некоего восточного мудреца не является исконно японской. Вероятно, гипотеза об обширном расселении славян и распространении их культуры, которая оказала впоследствии своё влияние на культуры других народов, в том числе проявившая себя и в языке, и в божественном пантеоне имеет под собой общую для индоевропейской цивилизации основу.