Летят журавли эссе. Сочинение по картине Степанова Журавли летят (описание)

21.10.2019 Инструменты

Выполнила: студентка 202группы

Ибраева Анастасия Игоревна

Эссе по фильму «Летят журавли»

Фильм повествует о жизни людей, в чьи судьбы вторглась бессердечная, жестокая война. Главными героями являются Борис и Вероника. Это молодая пара, проживает в Москве, они безумно любят друг друга и вот-вот собираются пожениться. Фильм начинается с того момента, как молодые гуляют по Москве, наслаждаясь друг другом, и тут они видят, как над Москвой летят журавли клином, после прогулки пара возвращается домой уже в четвертом часу утра. Этим же утром объявляют о начале войны. Борис и Вероника встречаются вновь, в фильме показано, как весело и беззаботно они проводят время вместе, Борис ласково называет ее «Белка», Вероника постоянно произносит вслух стихи: «Журавлики-кораблики, летят под небесами, и серые, и белые, и с длинными носами!»

На следующий день у нее день рождения и тут она узнает, что Борис решил идти на фронт добровольцем, хотя он вполне мог получить бронь. Бориса провожают родные: бабушка, Марк, Ирина и папа, но он не дождался Веронику, она не успела приехать вовремя и тогда Борис оставляет ей в подарок игрушку белку, а в корзинку с золотыми орехами кладет записку и просит бабушку отнести подарок имениннице. В это время Вероника старается успеть к Борису изо всех сил, но судьба оборачивается против них и она так и не успевает попрощаться с ним. В Москве начинается бомбежка, и во время очередной бомбежки родители отправляют Веронику в метро, она хватает свою белку и идет. После окончания бомбежки она возвращается домой и понимает, что дом разбомбили, а родители мертвы. Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Марк имеет бронь, поэтому он и не уехал вместе с Борисом. Марк все больше проявляет свою любовь и ухаживания по отношению к Веронике, но она его отвергает, но проходит какое-то время писем от Бориса она не получает и ей приходиться выйти замуж за Марка. Семья Бориса не принимает этого, но отец не отвергает ее. Вскоре Бориса отправляют в разведку, где его убивают. В это время его семья вместе с Вероникой переезжают за Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале и однажды она видит, как солдат впадает в истерику из-за того, что его не дождалась невеста, тогда отец Бориса начинает успокаивать солдата и говорить, что эта невеста недостойна его, что не он, а она потеряла своё счастье. Все солдаты поддерживают, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к неверным невестам, выбегает из госпиталя, хочет покончить жизнь самоубийством. И тут она видит как маленького мальчика чуть не сбивает машина, она спасает его и спрашивает, как его зовут. Оказывается его, зовут Боря, услышав это она обнимает его из-за всех сил и забирает домой. Дома мальчик начинает плакать и Вероника хочет успокоить ребенка своей игрушкой белкой, но тут выясняется, что белку унес Марк. Вскоре Вероника узнает, что Марк ужасный человек и что у него бронь купленная, она тут же с ним расстается, а отец выгоняет его из дома. Проходит время, война закончилась и все бегут к поезду встречать Солдат и Вероника, зная, что Борис умер, все равно бежит к поезду его встречать, но не находит его, а встречает друга Степана, который передает ей фото, которое хранил Борис. И тут вся в слезах, Вероника бредет сквозь толпу, к ней подходит отец Бориса и они видят, как над Москвой вновь пролетает клин журавлей, и на этом заканчивается фильм.

Мне очень понравился фильм «Летят журавли», смотрела его на одном дыхании, очень переживала за судьбу героев, фильм пробирает до слез. Все-таки самое страшное- это война, она беспощадная и безжалостная, она разлучает людей, уносит жизни и ей все равно, кто перед ней. Фильм заставляет задуматься о жизни, я поняла, что каждая минута, проведенная с близкими и родными- бесценна. Нужно ценить жизнь пока она есть и радоваться каждому мгновению, проведенному с любимым человеком.



План:

    Введение
  • 1 Содержание
  • 2 В ролях
  • 3 Съёмочная группа
  • 4 Интересные факты
  • 5 Название в Каннах
  • Примечания

Введение

«Летят журавли» - советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года.

Рабочее название при съёмках - «За твою жизнь».


1. Содержание

Действие фильма разворачивается в Москве до и во время Великой Отечественной войны.

Борис с Вероникой любят друг друга, вот-вот собираются пожениться, они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин. На следующий день начинается Война. Борис уходит добровольцем на фронт за день до дня рождения Вероники, и оставляет ей в подарок игрушку - белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладет записку. Бориса провожают на фронт, а Вероника не успевает проститься с ним.

Во время бомбёжки Москвы погибают родители Вероники, и Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним. Спустя некоторое время главная героиня выходит замуж за двоюродного брата Бориса, Марка, который давно был в нее влюблен. Этот поступок тяжело воспринимает все семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры героя Алексея Баталова, отец не отворачивается от нее. Марк, талантливый пианист, получает бронь, и на фронт не попадает.

Борис со своим товарищем, Степаном, выходит из окружения. Один из солдат неудачно шутит по поводу его невесты, оставшейся дома. Борис бьет его по лицу и их обоих, за нарушение дисциплины, отправляют в разведку. В разведке солдата ранят, и Борис, вынося его на себе, получает смертельное ранение.

Семью Бороздиных эвакуируют за Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач - Фёдор Иванович. Вероника несчастна, она понимает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса. Однажды в госпитале один из солдат не выдерживает, и выходит из себя, потому что в этот день ему сообщили, что его невеста сбежала, пока он воевал. Фёдор Иванович, успокаивая его, говорит чтобы тот не печалился, потому что она, а не он потерял свое настоящее счастье. Весь госпиталь поддерживает его, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к таким, как она, в смятении выбегает из госпиталя, теряет голову и хочет покончить жизнь самоубийством. Она поднимается на мост, чтобы спрыгнуть под идущий поезд, но в последний момент замечает маленького мальчика на дороге. Вероника спасает его и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис.

Вернувшись с мальчиком домой, к Бороздиным, она хочет дать ему поиграть единственную игрушку - белочку. Но выясняется, что белочку унёс Марк, якобы, чтобы подарить её какому-то мальчику. Тут она выясняет, со слов дочери Фёдора Ивановича, что Марк уже давно ходит к какой-то женщине.

Тем временем Марк развлекает толпу разодетых спекулянтов и барыг игрой на пианино и романсами. Стол ломится от дефицитной снеди, на столе стоит подаренная Марком любовнице игрушка. Какая-то тётка, говоря, что всё уже попробовала, только вот орешков не едала, хватает белку и находит там записку, не найденную Вероникой. Вероника вбегает в этот вертеп, вырывает записку из рук, даёт пощечину Марку и уходит.

Фёдор Иванович узнаёт, что Марк получил бронь не за заслуги, а по блату. Марк, придя домой, встречается с ним, и отец семейства выгоняет его из дома. Вероника тоже хочет уйти, но Фёдор Иванович убеждает её, что она не виновата, и что её нельзя осуждать за её ошибку.

Вероника стирает бельё. Заходит солдат, которого Борис спас во время разведки. Солдат рассказывает Веронике, что Борис погиб, но она не верит этому, так как солдат всего лишь видел, как Бориса тяжело ранило и его унёс на плащ-палатке товарищ Степан, но не видел самой смерти Бориса.

После войны. Мирная Москва. Солдат и Вероника общаются на набережной, и тот удивляется, зачем же Вероника ждёт. Она отвечает, что человек должен надеяться хоть на что-то хорошее.

Приезжает поезд, привёзший фронтовиков. Толпа встречает их слезами и букетами цветов. Вероника бежит сквозь толпу и ищет Степана. Встретившись с ним, она понимает, что Борис погиб. Плача, она бредёт сквозь толпу.

Степан с паровоза говорит речь о том, что радость победы огромна, а горе от потерь - безмерно, и что люди теперь сделают всё, чтобы никогда, никогда не было такой войны. Вероника идёт сквозь толпу и раздаёт по цветочку из своего букета фронтовикам. И тут все видят, как над Москвой летят журавли.


2. В ролях

Актёр Роль
Татьяна Самойлова Вероника Вероника
Алексей Баталов Борис Борис
Александр Шворин Марк Марк
Василий Меркурьев Фёдор Иванович Фёдор Иванович
Антонина Богданова бабушка Бориса и Ирины
Валентин Зубков Степан Степан
Валентина Ананьина сотрудница Бориса
Валентина Владимирова солдатка
Леонид Князев Сачков Сачков , сослуживец Бориса
Борис Коковкин Чернов Чернов
Екатерина Куприянова Анна Михайловна Ковалёва Анна Михайловна Ковалёва
Константин Никитин Володя Володя
Николай Сморчков Захаров Захаров , раненый
Светлана Харитонова Ирина Бороздина Ирина Бороздина
Даниил Нетребин раненый
Георгий Куликов инженер с завода

3. Съёмочная группа

  • Автор сценария: Розов, Виктор Сергеевич
  • Режиссёр: Калатозов, Михаил Константинович
  • Оператор-постановщик: Урусевский, Сергей Павлович
  • Художник-постановщик: Свидетелев, Евгений Васильевич
  • Композитор: Вайнберг, Моисей Самуилович
  • Тексты песен: Коростылев, Вадим Николаевич
  • Звукорежиссёр: Майоров, Игорь Петрович
  • Художник по костюмам: Наумова, Лидия Ивановна

4. Интересные факты

  • На съёмках фильма в качестве ассистента оператора в течение двух дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию «Мосфильм». Впоследствии он стал известным кинорежиссёром. Его имя - Клод Лелуш. Вернувшись во Францию он позвонил директору Каннского фестиваля и сказал, что видел фильм, который обязательно надо пригласить на фестиваль. Вскоре отборщик Канна отправился в Москву и фильм включили в конкурс.
  • Для съёмок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы.
  • Никита Хрущёв после просмотра фильма гневно его раскритиковал, назвав главную героиню «шлюхой» .
  • Во время съёмок Самойлова болела туберкулёзом.
  • О триумфе фильма на Каннском кинофестивале в 1958 году в СССР вышла только одна заметка без названия и фотографий. В заметке в Известиях не были упомянуты ни режиссер ни автор сценария фильма.

5. Название в Каннах

Фильм «Летят Журавли» остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.

На фестивале название фильма было переведено как фр. Quand passent les cigognes (буквально «Когда пролетают аисты»), поскольку дословный перевод слов «журавль» (grue, на сленге также «проститутка») и «лететь» (voler, омоним также «красть») дал бы второй смысл «проститутки воруют».


Примечания

  1. Актриса, которая повергла Софи Лорен - www.interfax.ru/culture/txt.asp?id=11564 // interfax.ru
  2. Занимательные факты о Татьяна Евгеньевна Самойлова (Tatiana Samoilova) - www.peoples.ru/art/cinema/actor/samoilova/facts.html
  3. Летят журавли и спутник - www.izvestia.ru/retro/article3141976/ Известия. 18.05.2010
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 06:06:32
Похожие рефераты:

Степанов - Журавли летят

Картина «Летят журавли» нарисована великим русским художником Алексеем Степановичем Степановым в 1891 году. Это самая популярная работа художника. Людей восхищает невероятная красота картины и то сколько чувств отразил в ней Степанов.

На картине изображены крестьянские дети, любующиеся пейзажем. Особое внимание художник уделяет их одежде- лапти, повязанные платочки, онучи. По этим деталям видно насколько тяжело им живётся, но несмотря на это они не теряют своей детской любознательности и с особым интересом наблюдают за природой.

Природа этой картины невероятна. Именно на этой картине художник изобразил истинную и неповторимую красоту русской земли: бескрайние луга, леса и села. Наступила весна и природа начала просыпаться после долгой зимы: трава уже позеленела и совсем скоро на деревьях распустятся первые почки. И на фоне всей этой красоты слышится журавлиный клич. Журавли вернулись домой! И кажется, что это начало чего-то нового и обязательного хорошего!

Картина «Летят журавли» вызывает двойственные и неопределенные чувства. Сначала чувствуется восхищение от невероятной красоты русского пейзажа, а затем ощущается невыносимая горечь от осознания того насколько была тяжела жизнь русских крестьян. Мне кажется, что это одна из самых удивительных и чувственных картин за всю историю русского искусства.

  • Сочинение по картине Перова Охотники на привале 6, 7, 8 класс

    Холст «Охотники на привале» - является очень известным. Смотря на него нельзя отвести глаз. Этот холст, просто завораживает своей красотой.

  • Сочинение по картине Богданова-Бельского Виртуоз (описание)

    Передо мной потрясающая картина Н.П. Богданова-Бельского «Виртуоз». На этой картине изображено пятеро детей, четыре маленьких мальчика и одна девочка.

  • Сочинение по картине За туалетом. Автопортрет Серебряковой 6 класс

    Наступило раннее, летнее, солнечное утро. Проснувшись, девушка немного потянулась в кровати, и встав, подошла к туалетному столику. В зеркале она увидела точную копию себя – своё отражение

  • Сочинение по картине Щербакова Русь Подмосковная (описание)

    Картина русского живописца Щербакова «Русь подмосковная» - одна из самых известных его работ. Она является, простой и в то же время точно отражает дух своего народа.

  • Сочинение по картине Тихого Аисты 9 класс описание

    Иван Антонович Тихий, уникальный русский художник, который написал картину «Аисты», она до сих пор удивляет всех художественных критиков своим величием и натуральностью



О фильме Михаила Калатозова "Летят журавли"

Кортасар в своей "Игре в классики" замечает (тонко или не очень - решать каждому для себя), что опасно путать эмоцию с искусством. Написать сарказм черно-желто-фиолетовыми красками - это, знаете ли, легче легкого. Как и вызвать грусть, играя что-нибудь в миноре.

И так и хочется ухватиться за эту мысль, когда смотришь фильм классика советского кино Михаила Калатозова "Летят журавли". Точнее, пытаешься смотреть, потому что слезы, застилающие глаза где-то с середины фильма, делают его просмотр практически невозможным.

Наверное, количество слез, которые пролили зрители всех времен и народов над этим фильмом сравнимы с мощными струями поливальной машины, которая их обрушивает на героев в первых кадрах фильма. Фильм вызывает эмоции. Не меньшие, чем на заре кинематографа фильм "Политый поливальщик". Но все-таки "Летят журавли" причислен всеми киноведческими учебниками к классике, а "Политый поливальщик" всего лишь к ученическим фильмам на потребу специалистам.

На калатозовской мелодраме о девушке, которая не дождалась любимого с войны, по признанию, например, такого маститого режиссера как Сергей Соловьев, выросло все поколение нынешних 50-летних.

Впрочем, удивляет не то, что поколение выросло из пошленькой мелодрамы. В конце концов, оперы Верди гениальны, несмотря на свои подчас кошмарные либретто (вспомним хотя бы "Трубадур" или ту же "Даму с камелиями"). Калатозов был в гораздо более выгодном положении, чем Верди, но гениальный итальянец на то он и гениальный, что сумел выкрутиться. А вот Калатозов - нет.

Он добросовестно перенес на экран сценарий Виктора Розова, чьи пьесы, в принципе, не требуют постановки, так как их текст вполне может быть интерпретирован самим читателем (это не плохо, то же самое можно сказать, например, об Островском, хотя нельзя сказать о Чехове или Эсхиле).

Калатозов и не стал вносить свою трактовку, не предпринял ни малейшей попытки чуть-чуть усложнить, углубить черно-белые характеры. Положительный юноша Борис в исполнении положительного Алексея Баталова, который вообще ни до, ни после фильма никого "вредного" не играл. В "Летят журавли" сладость образа достигает почти такого же апогея, как потом в его звездной роли "простого слесаря" из картины "Москва слезам не верит". Считается, что в этом вся прелесть и творческая находка создателей фильма: герой есть воплощение всех добродетелей (и девушку нежно любит, и на стройке работает, когда мог бы в университетах обучаться, и на войну идет сам), а вместе с тем прост, как правда. Все делает без пафоса. Реально существовавшие Борисы 40-х, наверное, действительно все делали без пафоса. Но Борис Баталова- Калатозова так же неестественен, как естественны герои "Я шагаю по Москве" (тоже, между прочим, положительные).

Приторность засахаривает и другие образы. Скажем, девушка Бориса, Белка, в исполнении красавицы Татьяны Самойловой. Именно она, по идее, носительница основного конфликта фильма, причем конфликта новаторского - он перенесен в душевный мир героини. Она должна терзаться, что вынуждена (?) выйти замуж за ненавистного (!) ей сводного брата Бориса, который изнасиловал ее, когда она была без сознания.

Картины терзаний предстают перед нами во всей красе. Самойлова старательно бежит, то раздираемая угрызениями совести, то приступами радости, старается делать то скорбное, то счастливое лицо. Увы, оно остается абсолютно кукольно-каменным, и лишь время от времени его оживляют глицериновые слезы. Богатство оттенков психологических переживаний недоступно таланту актрисы. Он бы идеально подошел для японской драмы, где от актеров требуется как можно меньше мимики.

Особенно больно за несбывшееся совершенство фильма становится, когда сослуживец Белки рассказывает ей о смерти Бориса, Самойлова сжимает белье, которое она в этот момент стирала, и уходит в другую комнату. У нее это получается именно так: сжимает белье и уходит. Прямо как в "новом романе": никаких метафор, никакого психологизма! Сжимает белье и уходит! Представляете, как могла бы сыграть это Маргарита Терехова, Марина Неелова, Сандрин Боннер... Да сколько актрис!

Подбор актрисы не слишком удачен даже по внешним данным: Самойлова никак не выглядит 17-летней девочкой. Скорее Анной Карениной - взрослой женщиной в самом соку.

Больно становится и за разработку роли гада-насильника-пианиста, который обманом получает бронь и не идет в армию. Окруженный к тому же мерзкими "тыловыми крысами" (чего стоит эпизод, когда одна из нихтребует прокатить себя по городу на машине, пусть даже на скорой помощи - ничего не пожалеет!), он не позволяет испытывать к себе никакого сочувствия. А теперь представьте, какой это мог быть образ? Хотя бы с мотивами кортасаровского насильника из "Ленты Мебиуса", или утонченных Гумберта и Вальмона, или с очарованием Депардье в его "Вальсирующих"...А что мы узнали нового из того, что насильник - плохой человек, редиска? А, он пианист! Скажите, пожалуйста, и крестьянки любить умеют!

Нет, я не хочу быть заподозренной в предвзятости. Баталов и Самойлова очень достойно разыграли достойную Голливуда драму. Им вторили второстепенные персонажи (пожалуй, наиболее удачен образ сестры Бориса, поскольку в нем есть хоть небольшой элемент жизненного противоречия: хороший человек, но старая дева; солдатам помогает, но плохо обращается с бабушкой). Именно благодаря этим эпизодам, нормальному сценарию Розова, добротной режиссуре Калатозова получился фильм, вполне соответствующий категории "коммерческое кино для всех". Чья отличительная, по-моему, черта - трагическая музыка в трагические моменты и метафоры вроде изнасилования во время бомбежки под аккомпанемент бьющихся стекол.

Увы, в братской могиле усилий по созданию действительно авторского, талантливого, энергичного кино погибли старания оператора и художника по свету. Но я думаю, что именно эти старания и заслуживают присвоения фильму звания безусловного шедевра.

Другое дело, что оператор Сергей Урусевский метал бисер перед свиньями, погружая все эти вампуки в непривычные ракурсы и поэтичнейшие панорамы. Чего стоят ставшие хрестоматийными моменты, когда герой расстается с жизнью, и березы кружатся в его сознании, соединяясь с фатой его невесты; или эта ручная камера, вместе с Белкой рвущаяся сквозь толпу людей, а потом и колонну танков. Увы, эти находки, как и странное, сюрреалистичное освещение комнат (оно делает их еще больше похожими на случайные декорации, создает впечатление гротескности, театральности происходящего, особенно вкупе с прямолинейной игрой актеров, однако вряд ли режиссер это осознает) только раздражают, как глупая фраза, которую пытаются облечь в замысловатые слова.

Хочется плакать над фильмом, от фильма. От того, что игра в классики в очередной раз удалась.

P.S . Отдельное спасибо создателям фильма за то, что теперь не стыдно плакать над "Титаником" и "Рабыней Изаурой".


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"

Борис с Вероникой любят друг друга, вот-вот собираются пожениться, они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин. Во время прогулки они слушают, как часы на Спасской башне бьют 4 часа ночи, после чего возвращаются домой. Именно этим утром началась война. Борис, несмотря на возможность получить бронь, уходит добровольцем на фронт за день до дня рождения Вероники и оставляет ей в подарок игрушку - белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладёт записку. Бориса провожают на фронт, а Вероника не успевает проститься с ним.

В Москве начинаются бомбёжки. Однажды, когда Вероника, позвонив на завод, где работал Борис, узнаёт, что от него никаких вестей, они с матерью идут и разговаривают. Их разговор прерывает сигнал воздушной тревоги. Они спешат домой за отцом Вероники, но тот отказывается уходить в метро, ссылаясь на то, что у него срочные работы. Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку - подарок Бориса. Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблен, а родители погибли.

Смотрите и скачивайте наши фильмы в App Store - https://itunes.apple.com/ru/app/mosfil-m/id463145701?mt=8 Google Play - https://play.google.com/store/apps/details?id=r...

Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Давно влюблённый в Веронику Марк - талантливый пианист, имеет бронь, и на фронт не попадает. Борис также советует ему не ходить. Марк продолжает добиваться Веронику, и она, уступив его настойчивости, выходит за него замуж. Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, отец не отворачивается от неё.

Воинская часть Бориса и его товарища Степана выходит из окружения в тяжёлых условиях. Один из солдат пошло высказывается в адрес Вероники. Борис бьёт его по лицу, и их обоих «в воспитательных целях» отправляют в разведку. Под разрывами снарядов и под пулями Борис, вынося на себе раненого напарника, сражен точным выстрелом.

Семью Бороздиных эвакуируют за Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач - Фёдор Иванович. Вероника несчастна, поскольку считает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса (о смерти которого она не знает).

Однажды в госпитале у одного из раненых происходит нервный срыв из-за полученного сообщения о том, что его невеста вышла замуж, пока он воевал. Фёдор Иванович, усмиряя его, говорит что не он, а она потеряла своё счастье. Весь госпиталь поддерживает, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к неверным невестам, в смятении выбегает из госпиталя, теряет голову и хочет покончить жизнь самоубийством. Она поднимается на мост, чтобы спрыгнуть под идущий поезд, но в последний момент замечает маленького мальчика на дороге. Вероника спасает его из-под колёс грузовика и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис.

Вернувшись с мальчиком домой, к Бороздиным, она хочет дать ему поиграть игрушку-белку, прощальный подарок Бориса. Но выясняется, что игрушку унёс Марк, якобы подарить какому-то мальчику. Со слов дочери Фёдора Ивановича Вероника узнаёт, что Марк уже давно ходит к какой-то женщине.

Тем временем Марк развлекает толпу разодетых спекулянтов и барыг игрой на пианино и романсами. На столе со снедью стоит игрушка, подаренная Марком любовнице. Какая-то тётка, говоря, что «всё уже попробовала, а вот золотых орешков не щёлкала», хватает белку и находит под орехами записку, не замеченную Вероникой.

В этот момент Вероника вбегает в этот вертеп, вырывает записку из рук, даёт Марку пощечину и уходит.

Фёдор Иванович узнаёт, что Марк получил бронь не за заслуги, а по блату. Марк, придя домой, встречается с ним, и отец семейства выгоняет его из дома. Вероника тоже хочет уйти, но Фёдор Иванович убеждает её, что она не виновата, и что её нельзя осуждать за её ошибку.

Вероника стирает бельё. Заходит солдат, которого Борис спас во время разведки. Солдат рассказывает Веронике, что Борис погиб, но она не верит этому, так как солдат всего лишь видел, как Бориса тяжело ранило и его унёс на плащ-палатке товарищ Степан, но не видел самой смерти Бориса - о котором известно лишь, что он пропал без вести.

Конец войны. Мирная Москва. Вероника по-прежнему не может забыть Бориса и ждёт - потому что «человек должен надеяться хоть на что-то хорошее».

Приезжает поезд с возвращающимися фронтовиками. Их встречают с букетами цветов и со слезами на глазах. Вероника бежит сквозь толпу и ищет Бориса и Степана. В конце концов она находит последнего, и он передаёт ей фотокарточку, которую она в своё время подарила Борису. Вероника понимает, что Борис погиб. Плача, она бредёт сквозь толпу.

Степан с паровоза говорит речь о том, что радость победы огромна, а горе от потерь - безмерно, и что люди теперь сделают всё, чтобы никогда, никогда не было такой войны. Вероника идёт сквозь толпу и раздаёт по цветочку из своего букета фронтовикам. И тут все видят, как над Москвой летят журавли.