Сочинение-анализ на тему: Произведения «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда

21.10.2019 Инструменты

Сочинение-анализ на тему: Произведения «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда


С самого начала роман О. Уайльда "Портрет Дориана Грея" представляет читателю умиротворенную картину: талантливый художник пишет портрет, который по его задумке будет сохранен в тайне от всех. Вдруг натурщик испытывает зависть к собственному изображению и страх перед своей человеческой сущностью – неминуемо увядающей и смертной. Открывается произведение пророческими словами главного героя Дориана Грея: "Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это... за это я отдал бы все на свете... Душу бы отдал за это!" Именно от этих слов и зависит дальнейший ход сюжета произведения. Портрет начинает стариться и становиться отвратительнее, герой внешне молод, а вот все невзгоды отражаются на его сердце.

Неожиданно Дориан влюбляется в актрису Сибилу Вейн. Однако для него весь жизненный путь представляет собой театр, и он не ценит чувств девушки, остается черствым в душе, что заставляет картину еще больше стареть. В итоге, Сибила, не выдержав душевных терзаний, совершила самоубийство.

Продолжается жизнь Грея погружением в разгул, порок и ненависть ко всем окружающим, которая длится 20 лет. На данном этапе даже художник Бэзил, его друг, не может остановить главного героя. И мимолетный порыв ненависти к уродливому портрету подталкивает Дориана к убийству художника, даже несмотря на то, что Бэзил любил юношу со всеми его порочными недостатками.

Постепенно к уже имеющимся порокам Дориана добавились наркотики. Наконец совесть достучалась до него и в этих муках Дориан уничтожает безвременно ставший старым портрет, но этим самым убивает себя. Дориан умирает, а портрет снова обретает молодость.

Уайльда показывает нам, как недопустимо вести себя в неординарных ситуациях, оставаться человечным. Не внешность красит личность, а богатый внутренний мир. Если рассмотреть сюжет романа, то можно заметить, что автор использует сюжеты из мифов, например, миф о Нарциссе, умершем, увидев свое отражение в воде. Дориан Грей влюблен в портрет, подолгу любуется им. И, по сути, в конце произведения, Грей, все больше влюбленный в свою неотразимость, умирает, словно Нарцисс, от любви к самому себе.

Несмотря на то, что писатель создал отнюдь не реалистичный роман, некоторые сцены довольно правдоподобны. Главное внимание Уайльд в романе уделяет не действиям и характеристикам, а тонкой игре ума лорда Генри, чьи смелые парадоксы воплощают мысли автора. Суть философии лорда Генри основана на том, что все живое, будь то уродливое или безнравственное, имеет право на существование. Но такие эксперименты с жизнью часто не доводят до добра.

Один из главных душевных изъянов Дориана как человека состоит в том, что он не наделен воображением и нуждается в поступках, которые дают ему возможность испытать возбуждение от соприкосновения с жизнью. Однако, его собственные мысли старят его сущность, а окружающие его люди – всего лишь жертвы его душевных противоречий. Поведем итог: весь роман О. Уайльда построен на различных противоречиях. Суть произведения - это и вседозволенность, и одновременно неприятие преступных действий.

Сочинение

Портрет Дориана Грея


«Протрет Дориана Грея» - величайший роман английского философ а и писателя , одного из самых известных драматургов позднего Викторианского периода Оскара Уайльда. Я считаю этот роман литературным шедевром, так как он полностью передает атмосферу лондонской аристократии того времени, содержит в себе немало гениальных афоризмов и поднимает проблемы, которые никогда не перестанут быть актуальными. А именно Уайльд сопоставляет проблемы молодости и красоты с пороком и моральным истощением.

Сюжет романа строится на том, что молодой человек Дориан Грей, обладающий ангельской красотой, гонится за вечной молодостью и вечными наслаждениями, он видит лишь в этом смысл своего существования. Дориан доходит до того, что платит слишком большую цену за это: он обменивает свою душу на то, чтобы всегда оставаться молодым. Его слова, сказанные художнику Бэзилу: «О, если бы было наоборот! Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас!» подтверждают это. Дориан, предается всевозможным искушениям и запретам, ведет жизнь, наполненную пороком, а его портрет принимает на себя все последствия такой жизни. Он стареет вместо Дориана. красота порок нравственный портрет

Оскар Уайльд сумел изобразить совершенный образ внешне, но гнилой изнутри. Все уродства души Дориана отображались на портрете, в то время как сам он сохранял ангельское обличие и являлся идеалом, которому все подражали. Автор показывает, как человек превращается в преступника, уничтожая собственную душу. Уайльд говорит о том, что жизнь человека может контролировать только совесть, хоть капля которой живет в каждом из нас, и человек жив, пока жива его совесть. Дориан же убил ее, иначе говоря, его душевная смерть породила физическую. Оскар Уайльд своим романом как бы спрашивает нас, а что прячем мы под своей внешней оболочкой? Видим мы ли мы свои пороки и боремся ли с ними? Автор хочет, чтобы читатель понял, что не бывает совершенной красоты, состоящей только из наружной оболочки, обязательно должна быть внутренняя привлекательность, чистота и наполненность.

Это превосходное произведение заставило и меня сделать определенные выводы. Ведь в современном мире очень часто бывает, что под казалось бы, милой внешностью и благоразумием скрывается черствая душа. Люди должны задумываться о том, что нельзя безнаказанно убивать собственную совесть, нужно быть с ней в согласии, и только тогда можно будет достичь душевной гармонии.


«Портрет Дориана Грея» спустя почти 2 столетия является таким же актуальным. Причина банальна – нужно видеть в зеркале свои недостатки, уметь бороться с ними, а не идти на поводу…

Герой книги – Дориан Грей, попадая под впечатления от влияния бывшего сокурсника, известного в высшем английском обществе повесы, лорда Генри. И тот, будучи сам продуктом развращенного света, весьма негативно влияет на Грея, только начавшего входить в высший свет благодаря деньгам и связям.

Развития развиваются таким образом, что практически в тот момент, когда талантливый художник Безил Холлуорд трудится над парадным портретом Грея, лорд Генри разражается пламенной речью, в которой говорит о том, что потрясающая красота и юность останутся лишь на указанном полотне. Оно будет укоризненно напоминать в старости о том, каким когда-то был Дориан. Этот монолог весьма впечатлил Грея и в пылу отчаяния он возжелал: «…пусть подаренный ему Холлуордом портрет стареет, а сам он остается всегда в расцвете молодости».

Впервые молодой человек Дориан обращается не к Богу, а к дьяволу, и тот исполняет просьбу. Но это бы лишь первый шаг Дориана к пропасти растления, порочности и цинизма.

Следующим шагом Грея на пути к адской бездне были его любовные отношения с Сибиллой Вейн. Любовь к Грею заменяет Сибилле все, она бросает работу актрисы, поскольку лгать со сцены не в состоянии, теряет работу и любовь. Дориану более не интересна бывшая актриса, чувства остыли, и он оставляет Сибиллу, отчего та накладывает руки на себя. И впервые Дориана поражает его изображение – черты становятся более хищными, жесткими, взгляд презрителен, в них проскакивает пресыщение. Но это изменение – только начало.

Проходят годы, изменяется мода, сменяется человеческое окружение, но не сам Дориан. За четверть века ни капли не постарел – все тот же молодой красивый юноша. Зато как изменился портрет! В нем нельзя узнать миловидного Дориана. В изображении словно язвы проступают все проступки, недостатки и порочные мысли. Портрет давно живет собственной жизнью, жадно впитывая все недостатки и отрицательные качества Грея.

Теперь, спустя столько лет, вместо юного лица на Дориана глядит дряхлый старик с циничной усмешкой. Но сам Грей не хочет замечать перемен, он тщеславен и влюблен в себя, не гнушается целовать собственную картину. Между тем, его начинают одолевать душевные муки, он осознает, что изображение на портрете отражает падшую душу, внутренний мир. Дальше герой не выдерживает, умирая в приступе самолюбования.

Как же были потрясены увиденным люди, нашедшие труп дряхлого старика рядом с портретом, на котором изображен красивый юноша! Столпившиеся увидели воочию истинное лицо человека из высшего общества, погрязшего в разврате и порочности. Этот портрет отдал обратно Дориану Грею всю грязь поступков, предоставив людям личность того Грея, каким он был много лет назад.

В солнечный летний день талантливый живописец Бэзил Холлуорд принимает в своей мастерской старого друга лорда Генри Уоттона - эстета-эпикурейца, «Принца Парадокса», по определению одного из персонажей. В последнем без труда узнаются хорошо знакомые современникам черты Оскара Уайльда, ему автор романа «дарит» и преобладающее число своих прославленных афоризмов. Захваченный новым замыслом, Холлуорд с увлечением работает над портретом необыкновенно красивого юноши, с которым недавно познакомился. Тому двадцать лет; зовут его Дориан Грей.

Скоро появляется и натурщик, с интересом вслушивающийся в парадоксальные суждения утомлённого гедониста; юная красота Дориана, пленившая Бэзила, не оставляет равнодушным и лорда Генри. Но вот портрет закончен; присутствующие восхищены его совершенством. Златокудрый, обожающий все прекрасное и нравящийся сам себе Дориан мечтает вслух: «Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как есть!» Растроганный Бэзил дарит портрет юноше.

Игнорируя вялое сопротивление Бэзила, Дориан принимает приглашение лорда Генри и, при деятельном участии последнего, окунается в светскую жизнь; посещает званые обеды, проводит вечера в опере. Тем временем, нанеся визит своему дяде лорду Фермеру, лорд Генри узнает о драматических обстоятельствах происхождения Дориана: воспитанный богатым опекуном, он болезненно пережил раннюю кончину своей матери, наперекор семейным традициям влюбившейся и связавшей свою судьбу с безвестным пехотным офицером (по наущению влиятельного тестя того скоро убили на дуэли).

Сам Дориан между тем влюбляется в начинающую актрису Сибилу Вэйн - «девушку лет семнадцати, с нежным, как цветок, лицом, с головкой гречанки, обвитой тёмными косами. Глаза - синие озера страсти, губы - лепестки роз»; она с поразительной одухотворённостью играет на убогих подмостках нищенского театрика в Ист-Инде лучшие роли шекспировского репертуара. В свою очередь Сибиле, влачащей полуголодное существование вместе с матерью и братом, шестнадцатилетним Джеймсом, готовящимся отплыть матросом на торговом судне в Австралию, Дориан представляется воплощенным чудом - «Прекрасным Принцем», снизошедшим с заоблачных высот. Её возлюбленному неведомо, что в её жизни тоже есть тщательно оберегаемая от посторонних взглядов тайна: и Сибилла, и Джеймс - внебрачные дети, плоды любовного союза, в свое время связавшего их мать - «замученную, увядшую женщину», служащую в том же театре, с человеком чуждого сословия.

Обретший в Сибиле живое воплощение красоты и таланта, наивный идеалист Дориан с торжеством извещает Бэзила и лорда Генри о своей помолвке. Будущее их подопечного вселяет тревогу в обоих; однако и тот и другой охотно принимают приглашение на спектакль, где избранница Дориана должна исполнить роль Джульетты. Однако, поглощённая радужными надеждами на предстоящее ей реальное счастье с любимым, Сибила в этот вечер нехотя, словно по принуждению (ведь «играть влюбленную - это профанация!» - считает она) проговаривает слова роли, впервые видя без прикрас убожество декораций, фальшь сценических партнёров и нищету антрепризы. Следует громкий провал, вызывающий скептическую насмешку лорда Генри, сдержанное сочувствие добряка Бэзила и тотальный крах воздушных замков Дориана, в отчаянии бросающего Сибиле: «Вы убили мою любовь!»

Изверившийся в своих прекраснодушных иллюзиях, замешенных на вере в нерасторжимость искусства и реальности, Дориан проводит бессонную ночь, блуждая по опустевшему Лондону. Сибиле же его жестокое признание оказывается не по силам; наутро, готовясь отправить ей письмо со словами примирения, он узнает, что девушка в тот же вечер покончила с собой. Друзья-покровители и тут реагируют на трагическое известие каждый по-своему: Бэзил советует Дориану укрепиться духом, а лорд Генри - «не лить напрасно слез о Сибиле Вэйн». Стремясь утешить юношу, он приглашает его в оперу, обещая познакомить со своей обаятельной сестрой леди Гвендолен. К недоумению Бэзила, Дориан принимает приглашение. И лишь подаренный ему недавно художником портрет становится беспощадным зеркалом назревающей в нем духовной метаморфозы: на безупречном лице юного греческого бога обозначается жёсткая морщинка. Не на шутку обеспокоенный, Дориан убирает портрет с глаз долой.

И вновь ему помогает заглушить тревожные уколы совести его услужливый друг-Мефистофель - лорд Генри. По совету последнего он с головой уходит в чтение странной книги новомодного французского автора - психологического этюда о человеке, решившем испытать на себе все крайности бытия. Надолго заворожённый ею («казалось, тяжёлый запах курений поднимался от её страниц и дурманил мозг»), Дориан в последующие двадцать лет - в повествовании романа они уместились в одну главу - «все сильнее влюбляется в свою красоту и все с большим интересом наблюдает разложение своей души». Как бы заспиртованный в своей идеальной оболочке, он ищет утешения в пышных обрядах и ритуалах чужих религий, в музыке, в коллекционировании предметов старины и драгоценных камней, в наркотических зельях, предлагаемых в притонах с недоброй известностью. Влекомый гедонистическими соблазнами, раз за разом влюбляющийся, но не способный любить, он не гнушается сомнительными связями и подозрительными знакомствами. За ним закрепляется слава бездушного совратителя молодых умов.

Напоминая о сломанных по его прихоти судьбах мимолетных избранников и избранниц, Дориана пытается вразумить Бэзил Холлуорд, давно прервавший с ним всякие связи, но перед отъездом в Париж собравшийся навестить. Но тщетно: в ответ на справедливые укоры тот со смехом предлагает живописцу узреть подлинный лик своего былого кумира, запечатлённый на холлуордовском же портрете, пылящемся в темном углу. Изумленному Бэзилу открывается устрашающее лицо сластолюбивого старика. Впрочем, зрелище оказывается не по силам и Дориану: полагая создателя портрета ответственным за свое нравственное поведение, он в приступе бесконтрольной ярости вонзает в шею друга своих юных дней кинжал. А затем, призвав на помощь одного из былых соратников по кутежам и застольям, химика Алана Кэмпбела, шантажируя того некой позорной тайной, известной лишь им обоим, заставляет его растворить в азотной кислоте тело Бэзила - вещественное доказательство содеянного им злодейства.

Терзаемый запоздалыми угрызениями совести, он вновь ищет забвения в наркотиках. И чуть не гибнет, когда в подозрительном притоне на самом «дне» Лондона его узнает какой-то подвыпивший матрос: это Джеймс Вэйн, слишком поздно проведавший о роковой участи сестры и поклявшийся во что бы то ни стало отомстить её обидчику.

Впрочем, судьба до поры хранит его от физической гибели. Но - не от всевидящего ока холлуордовского портрета. «Портрет этот - как бы совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить», - приходит к выводу Дориан, переживший все искушения мира, ещё более опустошённый и одинокий, чем прежде, тщетно завидующий и чистоте невинной деревенской девушки, и самоотверженности своего сообщника поневоле Алана Кэмпбела, нашедшего в себе силы покончить самоубийством, и даже… духовному аристократизму своего друга-искусителя лорда Генри, чуждого, кажется, любых моральных препон, но непостижимо полагающего, что «всякое преступление вульгарно».

Поздней ночью, наедине с самим собой в роскошном лондонском особняке, Дориан набрасывается с ножом на портрет, стремясь искромсать и уничтожить его. Поднявшиеся на крик слуги обнаруживают в комнате мёртвое тело старика во фраке. И портрет, неподвластный времени, в своем сияющем величии.

Так кончается роман-притча о человеке, для которого «в иные минуты Зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни».

Английский писатель, поэт, драматург Оскар Уайльд прожил недолгую и трагическуя жизнь. Его творчество наиболее полно и талантливо отбивает художественно-философское течение - эстетизм, который возник в Англии в 70-90 годах XIX века. Поборники эстетизма отстаивали принципы «искусства для искусства» и считали, что литература не должна выполнять моральную миссию, учить добру, справедливости, что она равнодушна к проблемам добра и зла. Искусство должно служить красоте.

Теоретические принципы эстетизма отобразились в романе «Портрет Дориана Грея». В центре внимания автора - три персонажа: художник Базил Холлуорд, который превыше всего ценит искусство, его друг лорд Генри, порочный и циничный аристократ и молодой, очень красивый юноша Дориан Грей. Действие романа начинается из того, что лорд Генри приходит в мастерскую Базила Холлуорда, где художник работает над портретом юного красавца. В скором времени появляется и сам натурник Дориан Грей. Он с увлечением слушает циничные разговоры лорда Генри. Любовь к себе - это единый роман, который длится вся жизнь. Так определяет свое жизненное кредо «король парадоксов». Работу над портретом закончено, он поражает всех своим совершенством. С увлечением смотрит на него Дориан Грей и говорит: «Если бы портрет изменялся, а я мог оставаться таким, как я есть». Растроганный художник дарит портрет натурщику. Лорда же Генри поражает красота самого юноши, и он предлагает Дориану принять участие в развлечениях вместе с ним. Художник старается предостеречь юношу, но напрасно, Дориан обращается к светской жизни. Он влюблен в молодую актрису Сибилу Вейн, которая вдохновенно играет роли в выдающихся пьесах, но в бедном театре. Дориан и Сибила решают пожениться. Юноша приглашает на спектакль с участием невесты своих друзей. Девушка в захвате от своего чувства, и ей кажется, что играть любовь на сцене напрасно. Роль Джульетты в спектакле, который пришли смотреть Холлуорд и лорд Генри, она проваливает. Художник сочувствует юноше, лорд цинично шутит. Дориан кричит своей невесте: «Вы убили мою любовь!». Ему казалось, что искусство и реальность имеют неразрывную связь. Всю ночь блуждает он улицами Лондона, а на утро решает помириться, но узнает, что его слова привели к самоубийству Сибилы. Дориан смотрит на свой портрет и с ужасом замечает, что на обрисованном лице появилась первая резкая морщина. Дальше Уайльд в одной главе рассказывает о 20 лет жизни героя. Это история влюбленности в свою красоту и упадка души. Дориан давно уже спрятал портрет, так как со временем прекрасное лицо превратилось на безобразное лицо сластолюбивого старца. Дориан предъявляет обвинение художнику в том, что произошло с его душой, и в припадке ярости убивает Базила Холлуорда, а своего компаньона, шантажируя страшной тайной, принуждает растворить тело художника в азотной кислоте. На портрете отбивается и это страшное преступление. Дориан Грей завидует всем, даже своему компаньону, который нашел в себе силы покончить жизнь самоубийством, даже лорду Генри, цинику, тонущему в пороках, но который считает, что любое преступление - вульгарность. Дориан бросается на портрет, стремясь уничтожить его. Слуги находят тело безобразного старца, одетого в одежду Дориана, рядом с портретом, на котором изображенный прекрасный юноша.

Уайльд отстаивает высшую силу искусства. Реальная жизнь может быть отвратительной, искусство же воссоздает красоту, сохраняет ее, оно не подвластное ни времени, ни моральным законам.