Живописный склад monpansie. Скульптор Донателло – биография, личная жизнь, творчество и интересные факты Итальянский скульптор эпохи возрождения основоположник

17.07.2019 Инструменты

Донателло работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни. Рассказывали, что бескорыстный Донателло вешал кошелек с деньгами около двери своей мастерской, и его друзья и ученики брали из кошелька столько, сколько им было нужно. С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Эти качества проявились уже в ранних работах мастера - статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы. находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов. Особенно известен "Святой Георгий" (1416) - юноша-воин со щитом в руке. У него сосредоточенный, глубокий взгляд; он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, подчас грубоватые, неприкрашенные, даже уродливые, но живые и естественные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум - цельные и духовно богатые натуры. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква).
В 1430 году Донателло создал "Давида" - первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Библейский пастух, победитель великана Голиафа,- один из излюбленных образов Ренессанса. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига. Поездка в Рим вместе с Брунеллески чрезвычайно расширила художественные возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и приёмами, в которых сказалось влияние античности. В творчестве мастера наступил новый период. В 1433 году он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти - нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков, иногда крылатых, изображённых в движении. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв. Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, одном из центров гуманистической культуры, родине глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского. Для городского собора, посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил в 1446-1450 годах огромный скульптурный алтарь со множеством статуй и рельефов. Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по обеим сторонам которой располагалось шесть статуй святых. В конце XVI в. алтарь был разобран. До наших дней сохранилась только его часть, и сейчас трудно себе представить, как он выглядел первоначально. Четыре дошедших до нас алтарных рельефа, изображающие чудесные деяния Святого Антония, позволяют оценить необычные приёмы, использованные мастером. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа. Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной жизненной обстановке. Фоном им служат огромные городские постройки и аркады. Благодаря передаче перспективы возникает впечатление глубины пространства, как в живописных произведениях. Одновременно Донателло выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находившегося на службе у Венецианской республики. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Это один из первых ренессансных конных монументов. Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой на римский манер головой, которая является великолепным образцом портретного искусства. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Монумент поставлен параллельно фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов.
В последние проведённые во Флоренции годы Донателло переживал душевный кризис, его образы становились всё более драматичными. Он создал сложную и выразительную группу "Юдифь и Олоферн" (1456-1457); статую "Мария Магдалина" (1454-1455) в виде дряхлой старухи, измождённой отшельницы в звериной шкуре; трагические по настроению рельефы для церкви Сан-Лоренцо, завершённые уже его учениками. Умер Донателло 13 декабря 1466 года во Флоренции.

О чем вам говорит имя Донатто ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolò di Betto Bardi, 1386–1466) ? Вероятно, ни о чем. Потому что этого человека весь мир знает как великого скульптора Донателло . Знаменитый флорентийский скульптор эпохи Возрождения жил и творил в XIV веке, но и сегодня его имя остается легендой.

Он работал с камнем, бронзой, деревом, глиной, штукатуркой и воском, а также разработал очень мелкий тип барельефа. Самые знаменитые его творения – «Давид», «Кающаяся Магдалина», «Пророк Аввакум», «Пир Ирода», «Юдифь и Олоферн», «Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами».

Донателло прожил длинную и интересную жизнь, посвятив целых 60 лет творчеству. Новаторские идеи мастера удивляли современников своей смелостью и произвели настоящий переворот в итальянском искусстве. Критики утверждают, что его работы не вписывались в общепринятые рамки того времени. Видимо, это послужило причиной того, что Донателло стали называть «отцом раннего Ренессанса».

Скульптор получил признание еще при жизни, его работы неизменно вызывали восхищение у современников. Поэтому и самооценка у мастера была соответствующая: однажды без ложной скромности он заметил, что в своем искусстве является патриархом. Но это не мешало ему быть скромным и непритязательным в быту: он мало ел, стеснялся носить дорогой плащ, который ему подарили почитатели его таланта. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования.

Конечно, многие факты из биографии великого скульптора уже утеряны, так как прошло слишком много времени. И хотя некоторые даты и события являются всего лишь предположениями историков, но сохранились сведения, которые можно с большой долей вероятности считать достоверными. Так, у биографов не вызывает сомнения происхождение Донателло: он появился на свет в семье богатого чесальщика шерсти, но уже подростком потерял отца. В юности будущий великий скульптор был подмастерьем ювелира, затем занимался литьем из бронзы. Непревзойдённого скульптора мир узнал, благодаря флорентийскому меценату Мартелло, который заметил талантливого юношу и оплатил его учебу у Лоренцо Гиберти, ювелира, скульптора и историка искусства.

Во время учебы в самой большой ювелирной и литейной мастерской Флоренции Донателло познакомился с Брунеллески, будущим известным архитектором. Молодые люди подружились и позднее вместе отправились в Рим изучать античное искусство. Эта поездка оказала большое влияние на их творчество.

Вернувшись во Флоренцию, Донателло начал искать собственный стиль, так как его не устраивали готические формы, которым отдавалось предпочтение в мастерской Гиберти. Вскоре молодого новатора приняли в Гильдию живописцев, и он стал настоящим народным художником, выполняя различные общественные заказы. Первой крупной работой художника стала роспись фасада церкви Ор Сан Микеле и создание статуй для наружных ниш. Самые известные среди них – это статуи Евангелиста Марка, Святого Людовика Тулузского и Святого Георгия.

В процессе работы Донателло обращал большое внимание на две вещи: пропорции и построение фигуры и место, где будет стоять статуя, так как считал, что от этого зависит впечатление, которое она будет производить на зрителя.

Говоря о творчестве Донателло, нельзя не упомянуть о полутораметровой бронзовой статуе Давида (1430-е), которая сейчас находится в Национальном музее Флоренции. Есть сведения, что она создавалась для фонтана во дворце Риккарди-Медичи, но установлена была на мраморной колонне во дворе Палаццо Веккьо.



Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Герой изображен обнаженным, его тело совершенно и прекрасно. Скульптура отличается живостью исполнения. Гибкая фигура, длинные волосы, свободная поза, спокойное выражение лица – именно так герои-победители обычно описывались в эпосе. Нога юноши стоит на отрубленной голове поверженного врага, в руках он держит меч и камень от пращи, а у подножия скульптуры лежит лавровый венок, которым у древних греков награждали победителей.

Статуя интересна тем, что Давид создан обнаженным, хотя в Средневековье это считалось греховным. Культ красоты нагого тела человека появился позже, когда наступила эпоха Ренессанса. Поэтому неудивительно, что статуя произвела настоящую революцию в сознании людей того времени и открыла новую страницу в истории искусства.

— знаменитый итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Художественно осмыслив опыт античного искусства, одним из первых итальянских скульпторов подошел к созданию классических форм Ренессансной скульптуры. Родился Донато ди Никколо ди Бетто Барди в 1386 году во Флоренции в довольно зажиточной семье. Его отец был чесальщиком шерсти. Из-за ранней смерти отца пришлось зарабатывать своим трудом на жизнь. В 15-летнем возрасте он работал ювелиром в небольшом городке недалеко от Флоренции. В 1403 году он начал обучаться технике бронзового литья во Флоренции в мастерской Лоренцо Гиберти. Именно в этот период Гиберти получил очень важный заказ на изготовление северных врат из бронзы для баптистерия. В годы обучения в мастерской (1403—1407) Донателло познакомился с известным итальянским скульптором, архитектором и ученым Филиппо Брунеллески. Гиберти и Брунеллески стали самыми близкими друзьями Донателло на всю жизнь.

В 1408—1409 юный гений создает мраморную статую Давида, предназначенную для украшения собора. Статуя считается его первым достоверным произведением. Донателло представил Давида юным воином, победившим гиганта Голиафа. Несмотря на восторженные отзывы современников, скульптор чувствует свою неуверенность, ему не хватает опыта и знаний. Статуя считается отражением готических форм. Далее Донателло создает работы для украшения фасадов соборов и общественных сооружений Флоренции. В 1409—1411 годах мастер трудится над созданием статуи сидящего Иоанна Евангелиста. В 1411—1413 годах он создал статую стоящего евангелиста св. Марка. Пропорции статуи идеальны, она полна достоинства и спокойствия.

Исполнение статуи св. Георгия исследователи относят к 1415—1416 годам. Статуя была установлена в нише здания на Ор Сан-Микеле. Тема святого Георгия поднималась в искусстве и раньше, где его изображали всадником с копьем, одетым в рыцарские доспехи. Этим копьем он поражает дракона. Донателло изобразил Георгия прекрасным стройным юношей, уверенно стоящим на земле, опираясь руками на щит. На нем лишь легкие латы и небрежно наброшенный на плечи плащ. Голова юноши непокрыта, лицо полно решимости и отваги. Статуя является ярчайшим изображением идеальной молодости.

В 1416 году скульптор приступает к новому заказу на создание статуй пророков для украшения кампанилы собора. Над созданием этих статуй Донателло трудился почти двадцать лет (1416—1435 годы). Донателло самостоятельно создал четыре статуи пророков и еще две — в соавторстве, он же проводил руководство всеми работами. В 1425—1427 г.г. Донателло совместно с Бартоломмео ди Микелоццо трудится над созданием монументального надгробия папы Иоанна XXIII в баптистерии во Флоренции. Выполненная Донателло лежащая фигура папы стала классическим образцом для следующих гробниц эпохи Возрождения.

В начале 20-х годов скульптор приступает к созданию статуй из бронзы. Так, в 1422 году им создана великолепная бронзовая скульптура святого Людовика Тулузского, в 1425 году — для купели сиенского баптистерия композиция «Пир Ирода». Созданные в 1427—1429 годах для этой же купели фигуры двух добродетелей «Веры», «Надежды» и фигурки трех музицирующих и танцующих ангелов положили начало возникновению итальянской мелкой бронзовой пластики. Вершиной его творчества в технике бронзы стала статуя обнаженного Давида, выполненная в 1430—1432 годах и полуобнаженная фигура улыбающегося ребенка с поднятыми вверх руками («Амур-Атис»).

С 1443 года Донателло пребывает в Падуе на должности главы крупнейшей мастерской. Здесь он прожил десять лет. В 1445 году Донателло начинает работу над конным памятником кондотьеру Гаттамелате. В 1447 году было выполнено литье памятника и начато сооружение постамента. В 1450 году была завершена чеканка памятника, правда, установили статую лишь в 1453 году. Этот памятник возвел Донателло в число величайших монументалистов планеты. В 1453 году Донателло вернулся во Флоренцию. Здесь он получил важный заказ на создание монументальной бронзовой композиции, на которой изображены фигуры Юдифь и Олоферна. В последние годы, несмотря на плохое здоровье, скульптор создает прекрасные серии рельефов. 13 декабря 1466 года один из величайших скульпторов всех времен и народов умер.

Донателло - итальянский скульптор, который творил и создавал в эпоху Возрождения. Произведения искусства, принадлежащие ему, сохранились до наших дней. Сегодня ознакомиться с ними можно во многих европейских музеях.

Биография скульптора Донателло

В жизни этого великого человека происходило многое. Его творчество привлекало многих людей. Сказать кратко о биографии скульптора Донателло невозможно. Вся его жизнь была наполнена яркими событиями, которые сильно повлияли на эту известную личность.

Родился Донателло во Флоренции. Точный день появления на свет скульптора неизвестен. Историки утверждают, что его дата рождения выпала на 1386 год.

Семья скульптора Донателло ничем не отличалась от других рабочих семей. Отец мастера был простым чесальщиком шерсти, чем и зарабатывал на жизнь. Он никогда не понимал страсть и любовь сына к искусству. Поэтому считал, что заработать себе на жизнь таким способом почти невозможно. Неоднократно отец пытался втянуть Донателло в ряды обычных рабочих. Однако скульптор сопротивлялся и следовал за своей мечтой.

Еще в ранние годы мальчику представилась возможность учиться в мастерской. Первым наставником совсем юного скульптора Донателло стал Биччи ди Лоренцо, который на тот момент был владельцем этого небольшого местечка, где создавалось прекрасное. Вся мастерская спонсировалась одним из богатейших вельмож Флоренции.

Чтобы получить полное художественное образование, Донателло пришлось уехать в Рим, где тогда жили и развивались самые известные "рабы искусства". В этой учебной поездке юношу сопровождал его друг - не менее известный архитектор Брунеллески, который потом прославился своими волшебными и необыкновенными работами. Учителем для молодых талантливых людей стал Лоренцо Гиберти. Именно ему удалось заложить те основы прекрасного в этих парней, которые потом остались в памяти людей.

Если говорить о личной жизни скульптора Донателло, то о ней практически ничего неизвестно. Многие историки утверждают, что у столь талантливого человека не было возлюбленной, потому как всю свою жизнь он посвятил искусству. Не изменяя делу всей своей жизни, Донателло так и не оставил после себя потомков.

Стили искусства

Скульптор Донателло творил в двух стилях, которые были свойственны только ему. Первые работы отличались своим чрезмерным реализмом. Более поздние произведения уже выглядели куда приятнее. Два абсолютно разных стиля, которые выбрал для своего творчества мастер, стали основными. Именно благодаря им мы и сегодня знаем, кем был этот выдающийся человек.

Одной из работ скульптора Донателло, принадлежащих раннему этапу творчества, стала статуя. Она изображала худую и длинноволосую женщину. Именно так мастер представил миру святую Магдалину. Сегодня эта скульптура находится в Крестильнице во Флоренции.

Работа, которая стала представителем второго направления или стиля, это скульптура святого Георгия. Она была выполнена из мраморного камня. Сейчас эта статуя находится на территории Флоренции.

Новая работа

В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. От скульптора требовалось лишь одно - проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Работа удалась на славу. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Местоположение статуи не изменилось. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Самым интересным фактом остается то, что эта статуя стало первой, которую можно было бы поставить в один ряд с монументами древних римлян.

После удачно выполненного задания Донателло предложили работу в самом соборе. На это скульптор дал положительный ответ. Ему требовалось украсить церковный алтарь святого Антония. Коллегой по работе стала такая известная личность, как Никколо Пиццоло.

Именно кропотливый труд в Падуе стал решающим в карьере Донателло. За всю его жизнь ему не сделали ни одного более выгодного предложения, чем отливка бронзовой скульптуры и невообразимо богатое украшение алтаря.

Дальнейшая работа

Скульптор остался в Падуе и не стал возвращаться домой. Там он продолжил целиком отдаваться искусству.

До 1456 года Донателло жил в Венецианской республике, где создал множество прекрасных статуй и памятников. Собор святого Антония был украшен работами скульптора, среди которых особенно выделялись отлитые из бронзы барельефы. Они изображали жизненные события покровителя по имени Падуе.

Возвращение домой

В 1957 году Донателло работал над созданием памятника, который изображал образ святого Иоанна Крестителя из мраморного камня. Сегодня эту статую можно увидеть в музее Барджелло.

Работу мастер выполнял уже не в Падуе, а в родном краю - во Флоренции. Скульптура Иоанна способна впечатлить каждого и сегодня. Она изображает худого мужчину с пустым взглядом, в котором невозможно прочитать какие-либо мысли. Его уста слегка приоткрыты. Будто через несколько секунд он произнесет что-то невообразимое, пророческое. Статуя изображена в движении. Святой пророк спокойно идет, но из-за худобы даже обычный шаг уже кажется действием, к которому приложено немало усилий.

Другие отрасли искусства

Кроме скульптур, Донателло увлекался созданием бюстов. Всем известно, что портретный бюст - это отдельное направление искусства. Донателло преуспел и в этой отрасли. Произведения греческих и римских художников уже канули в века. Однако скульптору удалось воскресить и снова сделать этот вид искусства популярным.

Бюсты

Еще в детских работах Донателло можно увидеть, насколько сильно скульптор придерживался реализма. Одновременно с этим бюсты не казались жуткими от того, что они изображали лица людей в точности. Статуи выглядели мило и приятно.

Особенности работ великого мастера

Искусство мастера отличается еще и тем, что только он сам определял тот момент, когда скульптура будет завершена. Донателло заранее предугадывал, какое впечатление окажут его работы на людей, которые в скором будущем их увидят. Главная особенность работ мастера заключалась в том, что ему удавалось воплотить внутренний мир человека и духовное развитие в чертах его лица.

Работа во Флоренции

Самые лучшие и интересные произведения Донателло сегодня находятся на родной земле скульптора - во Флоренции. Барельефы, медальоны, различные изображения известных евангелистов того времени в тяжелых раздумьях - все это сохранилось и до наших дней. Двери, на которых были изображены апостолы, вылитые руками Донателло, стали входом в великие храмы эпохи Возрождения.

Все яркие эпизоды жизней святых мастер всегда изображал с присущей ему резкостью и даже некоторой жестокостью.

Смерть Донателло

До самых последних своих дней скульптор жил во Флоренции. Работал мастер до глубокой старости, не зная при этом истинного чувства усталости.

Донателло скончался в 1466 году. Его тело было погребено в Сан-Лоренцо - одной из самых больших и старых церквей Флоренции, которая была украшена работами мастера как снаружи, так и изнутри. Во время похорон этому поистине талантливому человеку было отдано огромное количество почестей. Его смерть была большим ударом для тех, кто знал скульптора лично. В качестве знака уважения к творчеству скульптора Донателло, его работы стали особенно оберегать, что помогло их сохранить до нашего времени.

Донато ди Никколо ди Бетто Барди или как для всех привычнее и удобнее —
Донателло (Donatello ) являлся скульптором из Флоренции (около 1386-1466).
Являясь выдающимся мастером культуры раннего Итальянского Возрождения, он был также и родоначальником искусства Классицизма флорентийской школы.

Обучение Донателло получил в мастерской Л. Гиберти. Огромное влияние на его творчество оказала проторенессансная школа А. Пизано . Если судить по первым работам скульптора, то их выполнение приближенно к готическому стилю. Как искусно заметил М Дворжак: «художественной колыбелью» Донателло (впрочем, также как Ф. Брунеллески), являлась строительная мастерская собора Санта Мариа дель Фьоре.

Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Существует вероятность, что примерно в 1406-1408 годах им было выполнено две фигуры молодых пророков, которые были расположены над северным порталом собора. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Далее Донателло выполнил мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая предназначалась для одного из контрфорсов собора. Что примечательно, данная статуя была первым обнажённым произведением в итальянском искусстве, которое было не связано со стеной. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Данное произведение скульптора уже наполнено теми характерными чертами для зрелого периода его работ: стремлением к однородности элементов классического и готического искусства .

Давид / Донателло

Давид

Следом находятся статуи сидящих евангелистов: Иоанна и Марка (фасад Орсанмикеле ) 1411-1413 года. Примерно в 1417 году Донателло для Орсанмикеле сотворил одну из самых известных статуи Святого Георгия , которая в последствии была перенесена в Барджелло. Она выполнена в виде юного рыцаря, который выступает в роли первой портретной статуи Донателло.

Позднее были реализованы статуи пророков, получившие ещё большую индивидуализацию. Они были определены в качестве украшения кампанилы, среди фигур, которые в наивысшей степени сильны по своей внутренней напряженности и глубине: Иоанн Креститель , Иеремия , Цукконе (или иначе Лысый пророк).

Если говорить о работах определивших ранний период, то стоит непременно выделить бронзовую статую Святого Людовика . Её местоположение в настоящий момент — музей Санта Кроче. Данному периоду творчества Донателло обязаны также и три живописных рельефа, а именно: барельеф Вознесение Богоматери , Святой Георгий и дракон на пьедестале мраморной статуи Святой Георгий (отправленный в Неаполь для надгробия кардинала Бранкаччи) и бронзовый рельеф Пир Ирода (предназначенный для купели сиенского баптистерия).

Благовещение / Донателло

Благовещение

Второй период творческого пути Донателло относится примерно к 1434 году, вслед за созданием табернакля для старого собора св. Петра и завершения ряда других заказов. Мастер возвращается во Флоренцию из Рима, где и совершает работу над некоторыми художественными проектами, в которых главенствовали классические тенденции.
В 1440 году Донателло выполняет работу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора в Прато. 1430 год охарактеризован классическим сдержанным рельефом Благовещение для церкви Санта Кроче, Амур из Барджелло. К наиболее классическому периоду творчества Донателло относится и знаменитая бронзовая отдельно стоящая статуя Давида , которая была сделана для палаццо Медичи и находящаяся в данное время в Барджелло. Также масштабной работой второго периода мастера являются бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции, датируемые 1434-1443 годами.
Перейдём к третьему периоду. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) — первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Но не стоит забывать, что главной работой скульптора в Падуе выступает высокий скульптурный алтарь для церкви Сан Антонио, датируемый 1446-1450 годами. Вначале бронзовые статуи Мадонны и святых находились под балдахином, поддерживающим колонны, которые были назначены на высокий постамент и украшены рельефами. Алтарь был выполнен в определённой форме, которая и повлияла в значительной мере на облик живописных алтарных образов Мантеньи , Джованни и Кривелли Беллини .

Кафедра певчих для флорентийского собора Мария дель Фиоре / Донателло

Кафедра певчих для флорентийского собора Мария дель Фиоре

Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем , Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур, изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. В процессе работы над данным ансамблем скульптор неоднократно обращался за помощью к своим ученикам, коих было великое множество. Законы перспективы отразились в многофигурных бронзовых рельефах со сценами чудес святого Антония, а невысокий рельеф получил с помощью Донателло иллюзию глубины пространства.

Четвертый период. Работы, которые обрели жизнь после возвращения мастера (примерно 1454 год) имеют шероховатость в поверхности материала, создавалось впечатление не полной обработанности. Несомненно, статуи Святой Магдалины из Флорентийского баптистерия и Иоанна Крестителя из Сиенского собора — подлинные произведения искусства, которые не ограничены рамками нормы. Они являются проявлением наивысшей степени драматизма.

Конная статуя Эразмо ди Нарни / Донателло

Бронзовая скульптурная группа Юдифь и Олоферн (1456-1457 года), вначале была вхожа в состав композиции фонтана (сад палаццо Медичи), а в настоящее время находится на площади Синьории. Юдифи невозмутима, её образ близок стилю позднеготические статуи Мадонны. Расслабленность ее жертвы сильно потрясают наблюдателя и это даже невзирая на то, что изображенное здесь действие не кажется убедительным.

Великолепны работы, относящиеся к позднему стилю Донателло: бронзовые рельефы двух кафедр для церкви Сан Лоренцо (1460-е годы), которые были завершены его учениками уже после его смерти; яростные сцены Страстей Христовых — одни из самых пронзительных в своём драматизме работ во всем христианском искусстве.