Биография. Что такое биография? Подробный разбор Почему биографии важны

20.10.2019 Краски

Биография это жанр жизнеописания; предполагает художественное или научное осмысление истории жизни личности, нацеленное на поиск и выявление истоков общественно значимой деятельности человека в его индивидуальном биографическом опыте. Предпосылкой создания биографии служит признание значимости данной личности для истории, культуры, политической жизни или быта в национальном или мировом масштабе. В биографии события жизни героя являются документальным материалом, фактографической стороной; сюжет биографии, выявляемый автором в жизни героя или формируемый им, составляют динамика, развитие личности и его закономерности. Степень присутствия автора в биографии, мера перевоплощения его в героя и объем трансформации жизненных событий могут быть различны. Интерпретация событий жизни, их логический анализ, нравственная оценка и эмоциональное освоение в биографических жанрах могут соотноситься поразному. В соответствии с этим выделяются жанры художественной биографии (в ней субъективность автора, пристрастная трактовка выступает необходимой чертой стиля), научной, популярной и академической биографии. Возможно взаимодействие жанровых тенденций: существуют научно-популярные биографии; художественные биографии могут приобретал, черты документальности и научности, научно-популярные биографии обогащаются стилистической живописностью, образностью. Биографии наших современников часто сближаются с репортажами и очерками.

Истоки биографии восходят к античным «Сравнительным жизнеописаниям» Плутарха (1 в.), к «Жизнеописанию Агриколы» (97) Тацита, «Жизнеописанию двенадцати цезарей» (1191-21) Светония. В ходе становления жанра активизируется присущее ей дидактическое начало: средневековые биографии существуют преимущественно в виде агиографической литературы (жития) и повествуют о религиозных подвижниках, мудрых правителях, талантливых полководцах. В эпоху Возрождения в Европе, а в России в 17 в. житие превращается в биографию частного человека (Дж.Боккаччо. Жизнь Данте Алигьери, ок. 360; составленные Дж.Вазари жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих; биографические сочинения П.де Б.Брантома; «Повесть об Ульянии Осорьиной», 17 в.), что связано с интересом к неповторимому душевно-интеллектуальному миру личности и к разнообразию человеческих талантов и их проявлений. В эпоху Просвещения биография характеризуется стремлением выявить закономерности взаимодействия индивидуального и социального бытия человека, обнаружить мотивацию деятельности в целом и отдельных поступков исследуемой личности; она строится на основательных документальных исследованиях и в исторической перспективе («История Карла XII», 1731, Вольтера, «Жизнь С. Джонсона», 1791, Дж.Босуэлла). Появляются первые биографические словари («Опыт исторического словаря о российских писателях», 1772, Н.И.Новикова). В 19 в. жанр биографии процветает как в Европе, так и в России. Особое внимание уделяется жизнеописанию писателей и поэтов и их духовному и общественному воздействию на эпоху: в Европе биографии создаются Дж.Милтоном, В.Скотшм, Ч.Диккенсом; возникает жанр литературной автобиографии (С.Т.Колридж. Biographia literaria, 1817).

В России традиции биографического жанра развивают «Фон-Визин» (1830) П.А.Вяземского, «А.С.Пушкин в Александровскую эпоху» (1874) П.В.Анненкова; выходит восьмитомный «Словарь достопамятных людей русской земли» (1836-47) Д.БантышКаменского. На рубеже 1920 вв. практика создания биографических словарей продолжается («Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. От начала русской образованности до наших дней» под редакцией С. А.Венгерова, «Русский биографический словарь» А.П.Половцева (1896-1913. Т. 1-25). В 20 в. особой популярностью пользуются художественные биографии, написанные С.Цвейгом, А.Моруа, Р.Ролланом, Д.Вейсом, Г.Манном, окрашенные авторским мировосприятием и нацеленные на исследование судеб людей, внесших вклад в разные сферы общественной жизни. В России признание получила основанная М.Горьким в 1933 серия «Жизнь замечательных людей», включающая биографии людей науки, искусства, политических деятелей разных эпох. Биографические произведения этой серии часто носили идеологический характер, что направило жанровое развитие биографии в сторону иллюстративности.

В 1990-е стали создаваться, публиковаться или получили доступ к читателю биографии людей, чье влияние на национальную или мировую культуру, науку и историю отрицалось либо подвергалось сомнениям по идеологическим причинам: биографические работы А.Хейт «Анна Ахматова. Поэтическое странствие» (1991), «Жизнеописание Михаила Булгакова» (1988) М.О.Чудаковой, «Марина Цветаева. Жизнь и творчество» (1997) A.А.Саакянц, биографические работы о Н.С.Гумилеве, О.Э.Мандельштаме, Е.И.Замятине, А.П.Платонове, B.В.Розанове, И.А.Бунине, переиздания биография русского зарубежья: «Державин» (1931) В.Ф.Ходасевича, «Дмитрий Мережковский» (1945) З.Н.Гиппиус и др. Особой модификацией жанра биографии является автобиография.

Слово биография произошло от греческого bios - жизнь и grapho, что в переводе означает - пишу.

На вопрос Почему только Плюшкину Гоголь дает биографию? Детали биографии. Гоголь Мертвые души глава 6 заданный автором Ксения лучший ответ это Приступая к работе над поэмой «Мертвые души» , Гоголь ставил перед собой цель «показать хотя с одного боку всю Русь» . Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова - чиновника, скупающего «мертвые души» . Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку. Лицо помещичьей России представлено в пяти главах, каждая из которых посвящена одному помещику. Замыкает этот ряд глава о Плюшкине.
По словам Гоголя, перед нами следуют герои, «один пошлее другого» . Известно, что у Гоголя был план, оставшийся неосуществленным, написать поэму из трех частей, наподобие «Божественной комедии» Данте, где первая часть - это «Ад» . Тогда получается, что первый и единственный завершенный том этой трехчастной поэмы имеет сходства с дантовским «Адом» , и в нем должна соблюдаться та же последовательность показа героев: чем дальше, тем они становятся хуже. По этой логике выходит, что из всех помещиков Плюшкин, который рисуется последним, должен быть самым ужасным, душа его должна была бы полностью омертветь.
Авторская характеристика Плюшкина - «прореха на человечестве» - вроде бы подтверждает такую догадку. Но есть свидетельства о том, что из всех героев первого тома Гоголь хотел провести через очищение к возрождению души в третьем томе только двух - Чичикова и Плюшкина. Значит, позиция автора далеко не так прямолинейна, как может показаться на первый взгляд.
Это заметно уже по тому, как изображается имение этого помещика - самого богатого во всей губернии. С одной стороны, в этом описании соблюдается принцип общей характеристики Плюшкина: он «накопитель» и «расточитель» одновременно, поскольку, полностью поглощенный своей скупостью и жаждой стяжательства, он утратил представление о реальном положении вещей. В итоге он не может отличить важного и нужного от мелочей, полезного от несущественного. Вот и гниет у него в амбарах богатый урожай, в то время как всякий хлам хранится в куче, тщательно охраняемой хозяином. Добра много, а впроголодь живут не только крестьяне, но и сам помещик.
И то же мы видим в описании «обширного села со множеством изб и улиц» , но при этом во всех деревенских строениях Чичиков заметил «какую-то особую ветхость» . Огромный, как замок, господский дом, выглядел «каким-то дряхлым инвалидом» . Зато «старый, обширный, тянувшийся позади дома сад» , тоже сочетающий черты былого величия и страшного запущения, производит иное впечатление: он оказывается прекрасен даже в своем «картинном опустении» . Почему же природа оказывается способна сохранить свою «душу» , а человек, захваченный властью вещей, должен «омертветь» навсегда? Может быть, остается надежда даже и для того, кто стал «прорехой на человечестве» ? Мне кажется, что именно встреча с Чичиковым помогает увидеть в Плюшкине то, что дает некоторую надежду на возрождение его омертвевшей души.
Есть еще одна особенность главы, посвященной Плюшкину, отличающая ее от других глав о помещиках: только здесь дана развернутая биография героя. Почему же автор отступает от принятого им в других главах плана?
С одной стороны, если во всех других помещиках подчеркивалась именно их типичность, то в Плюшкине автор видит не только характерное для помещичьей России явление, но своего рода исключение. Даже Чичиков, видавший «немало всего рода людей» , такого «еще не видывал» , да и в авторской характеристике Плюшкина сказано, что «подобное явление редко попадается на Руси» . А потому характер этого помещика требует особых объяснений.
То состояние, в котором его находит Чичиков, и впрямь ужасающе. Рисуя портрет Плюшкина, автор сгущает краски до предела: Чичиков не мог даже «распознать, какого пола была фигура: баба или мужик» , - и решил в конце концов что перед ним ключница. Но, пожалуй, даже и ключница не наденет то тряпье, которое носит Плюшкин: на его халате «рукава и верхние полы до того засалились, что походили на юфть, какая идет на сапоги» .

В статье рассказывается о том, что такое биография, для каких целей ее обычно составляют, какие ее виды существуют.

Жизнь на нашей планете существует уже почти 4 млрд лет, за это время на ней сменилось множество биологических видов, начиная от первых примитивных бактерий, заканчивая высокоразвитыми организмами. Но самыми живучими и умеющими приспосабливаться лучше остальных оказались люди. И кстати, количество населения всегда росло разными темпами и неравномерно, и увеличилось оно практически в два раза лишь за последние 60 лет.

Все люди разные, они обладают уникальными чертами характера, жизненным опытом и достижениями. И лишь некоторые удостаиваются чести быть вписанными в историю или иные источники, благодаря которым их и будут помнить спустя века.

С развитием письменности и книгопечатания стала популярна такая вещь, как биография. В самом начале подобные тексты были преимущественно религиозного характера, они описывали жизнь святых, точностью не отличались, но постепенно все изменилось. Так что такое биография, зачем она нужна, какие ее разновидности бывают? В этом мы и разберемся.

Определение

Если обратиться к энциклопедии, то по ее определению биография является описанием жизненного пути человека, которое составили другие люди. В случае если составил он ее сам, то это называется автобиографией.

Биография - это источник важной социологической информации, на основе которого можно определить роль отдельно взятой личности в национальной, исторической или же какой-то иной обусловленности.

Если говорить проще, то биография - это подробное или не очень описание жизни человека, где приведены его достижения, заслуги и иные социальные и общественные проявления. И обычно подобного удостаиваются далеко не все. Так что теперь мы знаем, что такое биография. Но какой она бывает и для чего нужна?

Виды

Биографии можно разделить на несколько видов.

Научная - это та, где в произведении того или иного рода подробно задокументированы все события, приведены источники, доказательства и т.п. Правда, подобное не всегда удается сделать, особенно если речь идет о какой-то исторической личности, что существовала несколько тысяч лет назад.

Автобиография составляется самим человеком. Это может быть как объемный литературный труд, где он пожелал поведать о своей жизни и заслугах, так и краткий ее пересказ при приеме на работу или в иной ситуации.

Художественная биография жизни отличается в первую очередь способом подачи материала. Он менее официален, но жизнь героя или героев произведения все равно описана максимально подробно и в соответствии с тем, как все было на самом деле. Подобный вид биографии можно отнести к популярной, этим приемом часто пользуются для повышения интереса людей к каким-то историческим событиям или иным процессам.

Смысл

По сути, составители биографий преследуют несколько целей. Кроме дани памяти, биография, в которой подробно описан жизненный путь исторической личности, позволяет проанализировать события далеких или не очень лет, понять, почему все произошло именно так, могло ли быть иначе и т.п. Особенно это ценно с культурной точки зрения. Само собой, подобные литературные или кинопроизведения составляются далеко не про всех людей.

Этой чести удостаиваются древние правители, политики, ученые, естествоиспытатели и деятели современности, которые также внести свой вклад в развитие той или иной сферы науки, культуры или общественной жизни. К примеру, кинорежиссеры, актеры, знаменитые спортсмены и прочие. Так что теперь мы знаем, что такое биография.

Биография личного рода

Правда, бывают ситуации, когда биография составляется не как дань уважения или для исторического или культурного разбора, а как обычный документ, где отражается жизненный путь человека, его профессиональные навыки и прочее.

Личная биография нужна в первую очередь там, где производится контроль над людьми и строгий отбор по профессиональным или личным качествам. Это органы правопорядка, вооруженные силы, различные научные учреждения закрытого типа или же иные институты, где необходимо оценить человека с точки зрения описания его жизни, поступков и качеств. Теперь мы разбираемся в том, что такое биография.

В предыдущей статье я писала о том, чтобы добиться своей мечты. И тут мне вспомнилась многим известная биография шестнадцатого президента США Авраама Линкольна. Почему я вспомнила его биографию, поймете чуть позже. А я хочу сказать, что именно биография Авраама Линкольна является одним из лучших мотиваторов.

Итак, чем же интересен жизненный путь шестнадцатого президента США?

Авраам Линкольн родился 12 февраля 1809 г. в штате Кентукки, в семье бедного фермера. Детство Линкольна было трудным, он потерял сначала брата, потом умерла мать. После матери не стало старшей сестры. У Линкольнов были серьезные финансовые трудности, из за которых Авраам не мог получить полноценного образования. Ему приходилось заниматься самостоятельно.

Достигнув совершеннолетия, Авраам Линкольн начал самостоятельную жизнь, подрабатывал плотником, лесорубом, почтмейстером, курьером и так далее. И все же это не мешало ему заниматься самообразованием и получить разрешение на юридическую практику.
Не буду Вас больше томить рассказами, а приведу лишь выдержки из биографии Авраама Линкольна, которые я нашла в сети интернет. Благо, сейчас любую информацию не сложно найти.

1831 – прогорел в бизнесе, объявлен банкротом
1832 – потерпел поражение на выборах в законодательную палату своего штата
1834 – вновь прогорел в бизнесе и опять объявлен банкротом
1835 -1836 – личные неудачи и в итоге тяжелейший нервный срыв, долго лечился
1838 – потерпел поражение на очередных выборах
1843 – потерпел поражение на выборах в Конгресс США
1846 – потерпел поражение на выборах в Конгресс США
1848 – потерпел поражение на выборах в Конгресс США
1855 – потерпел поражение на выборах в Сенат
1856 – потерпел поражение как кандидат на пост вице-президента США
1858 – потерпел поражение на выборах в Сенат
1860 – избран президентом США

И чем Вам не мотивация? А мы все плачем, никак не можем сами себе дать поджопопинальник. Перечитайте еще раз биографию Линкольна и сделайте для себя соответствующие выводы.

Идите к своим целям для осуществления мечты, не взирая ни на какие трудности на своем пути.

Биография

Биография

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Биогра́фия

(от греч. bios – жизнь и grapho– пишу), литературный жанр , описание жизни реально существовавшего человека, основанное на фактическом материале. Биография может быть научной, популярной, художественной. Жанр существовал ещё в античности («Сравнительные жизнеописания» Плутарха , «Жизнь двенадцати цезарей» Светония). Образцы биографий в европейской литературе принадлежат Вольтеру , С. Цвейгу , Р. Роллану . В России мастерами жанра являются П. А. Вяземский («Фонвизин»), Ю. Н. Тынянов («Пушкин») и др. Биографию следует отличать от автобиографии , написанной самим же её героем, и от художественного произведения, прототипом героя которого является реальное историческое лицо (напр., «Пётр Первый» А. Н. Толстого ), т. к. биография не предполагает художественного вымысла.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Биография

БИОГРАФИЯ (греч. bios жизнь и grafo - пишу; жизнеописание) - последовательное изображение жизни какого либо лица от рождения его до смерти. Задача биографа, по определению Т. Карлейля, в том, чтобы «нарисовать верную картину человеческого земного странствования» (Истор. и крит. опыты. Биогр. В. Скотта). Не ограничиваясь простым изложением внешних фактов жизни и этим отличаясь от curriculum vitae и некролога (см.), Б. ставит себе целью возможно полнее изобразить духовный облик данного лица во всех его проявлениях. Если из биографии выбираются только некоторые характерные черты из жизни и деятельности данного лица, то тогда получается характеристика . Биогр. литература чрезвычайно обширна. Биографы имелись уже в классической древности; таковы, напр., Плутарх и Тацит. Зап.-Евр. средневековье знало Б. почти исключительно в виде жизнеописаний святых, но с XVI в. появились Б. людей светских. До-петровская Русь с особенной любовью занималась Б. святых, но наряду с этим в словарях того времени, так называемых азбуковниках, встречаются биогр. и другого рода деятелей, напр., древне-греческих философов. Развитие биогр. литературы в России начинается с XVIII в. Материалами для Б. служат дневники, семейные архивы, записки, воспоминания, письма, автобиографии, некрологи, портреты, продукты творчества и т. д. Особый вид Б. составляет автобиография (см.). Б. является совершенно необходимой для историка литературы, которого интересует личность автора изучаемого им памятника. Б. писателя помогает определить круг его интересов и художественных влияний, найти определенные источники творчества. Все ли для историка литературы представляется в Б. писателя равноценным и нужным? Напр., некоторые биографы уделяют внимание таким мелочам, как вопросу о том, курил ли Пушкин. Подобные мелочи историки литературы оценивают по разному. Одни считают, что всякая, даже мельчайшая черта, биографии важна для характеристики писателя, другие же говорят, «что знание Б. писателя важно и ценно для истории лит. постольку, поскольку она выясняет процесс его литературного творчества и обрисовывает его писательскую физиономию. Сведения же о том, сколько, напр., заплатил тот или иной писатель за кафтан и т. п. совершенно никакого значения но имеют». (В. Н. Перетц. Краткий очерк методологии ист. русск. лит. Петргр. 22). Из биогр. писателей, как на классич. произведения этого рода литературы, обычно указывают: «Фон-Визин» кн. Вяземского; «Кольцов» Белинского; «Крылов» Плетнева; «Державин» Грота. Одним из первых биогр. словарей в России является «Опыт историч. словаря о российских писателях» Н. И. Новикова. Спб. 1772. Из последних изданий - «Критико-биогр. словарь русских писателей и ученых от начала русского образ. до наших дней» С. А. Венгерова. Пять томов: А. Б. В., но в последних томах алфавит нарушен (Спб. 1889-97, изд. осталось незаконченным). Библиограф. указ. Б.: И. Владиславлев. Что читать Вып. III. Жизнь замечательных людей. М. 1914.

Биогр. имеет чрезвычайно важное значение для целого ряда научных дисциплин, имеющих то или иное отношение к человеческой личности - психологии, истории, педагогики, социологии и пр., поэтому среди некоторых научных деятелей возникла мысль об организации Биогр. Института для систематического, всестороннего научного изучения Б. «Институт должен представлять из себя как бы графическую память человечества, передавая из поколения в поколение накопленный людьми жизненный опыт и знания. Вместе с тем институт должен быть международным адресным столом, где будет зарегистрирован всякий, отметивший так или иначе свой жизненный путь». (Н. Рыбников. Биогр. и их изучение. М. 1920. Биографич. Институт. М. 1920).

Н. Ашукин. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Биография" в других словарях:

    Повествоват. изображение истории жизни отдельной личности, способ представленности в культуре специфики отд. человеч. существования. Занимает важное место в культуре различных эпох. Жизнь отд. личности может быть предметом науки,… … Энциклопедия культурологии

    - (греч., от bios жизнь, и graphein писать). Описание чьей либо жизни. Производные: биографический, биограф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БИОГРАФИЯ греч., от bios, жизнь, и graphein писать.… … Словарь иностранных слов русского языка

    биография - и, ж. biographie f. 1. Описание чьей л. жизни. Ож. Краткия биографии славнейших новых писателей. МЖ 4 247. Биография, описание жизни одного человека. Корифей 1 209. || Характеристика, оценка. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Жизнеописание, житие, автобиография, послужной (формулярный) список, формуляр. У него формуляр нечист (замаран подсудностью)... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. биография… … Словарь синонимов

    биография - Биография, может быть, не стоило бы приводить здесь это кажущееся таким простым слово, но... Поскольку нередко приходится слышать сочетание биография жизни, исключать это слово из нашего словаря нельзя. Ведь биография в переводе с греческого… … Словарь ошибок русского языка

    Жизнь * Биография * Возраст * Время * Здоровье * Катастрофа * Путь(жизненный) * Рождение * Смерть * Смысл жизни * Судьба * Цель Биография Из автобиографии о ее авторе нельзя узнать ничего плохого, за исключением состояние его памяти. Ф.Джонс… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Описание жизни человека, сделанное им самим (автобиография) или другими людьми. Биография является источником первичной социологической информации, позволяющий выявить психологический тип личности в его исторической, национальной и социальной… … Финансовый словарь

    - (от био... и...графия) 1) описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы. Современная биография (напр., серия Жизнь замечательных людей) выявляет историческую, национальную и социальную обусловленность,… … Большой Энциклопедический словарь

    биография - БИОГРАФИЯ, жизнеописание БИОГРАФИЧЕСКИЙ, жизнеописательный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    БИОГРАФИЯ, биографии, жен. (от греч. bios жизнь и grapho пишу). 1. Сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого нибудь лица. 2. перен. Чья нибудь жизнь. Он рассказал интересный случай из своей биографии. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова