Недюжинный. Проблема соотношения культуры и цивилизации Недюжинный ум изысканные манеры и дисциплинированность

20.10.2019 Краски

Недюжинный … Орфографический словарь-справочник

недюжинный - недюжинный ум … Словарь русской идиоматики

См … Словарь синонимов

НЕДЮЖИННЫЙ, недюжинная, недюжинное. Не обычный, выдающийся, выделяющийся (значением, способностями, силой и т.п.). Недюжинный ум. Недюжинная сила. Недюжинный человек. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

НЕДЮЖИННЫЙ, ая, ое. Выдающийся, выделяющийся своими способностями. Н. талант. | сущ. недюжинность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

недюжинный - ая, ое. Выделяющийся среди других; незаурядный. Проезжий офицер поручик Козельцов был офицер недюжинный. // Лев Толстой. Севастопольские рассказы // НЕДЮЖИННОСТЬ … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Прил. Выдающийся по своим качествам; незаурядный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Недюжинный, недюжинная, недюжинное, недюжинные, недюжинного, недюжинной, недюжинного, недюжинных, недюжинному, недюжинной, недюжинному, недюжинным, недюжинный, недюжинную, недюжинное, недюжинные, недюжинного, недюжинную, недюжинное, недюжинных,… … Формы слов

недюжинный - нед южинный (незаурядный) … Русский орфографический словарь

недюжинный - … Орфографический словарь русского языка

недюжинный - A/ пр см. Приложение II (незаурядный, особенный) Только ты, только ты всё дивилась вослед черным, синим, оранжевым ромбам… «N писатель недю/жинный, сноб и атлет, наделенный огромным апломбом…» В. В. Набоков, «Ах, угонят их в … Словарь ударений русского языка

Книги

  • Сергей Алексеевич Коровин. 1858-1908 , П. Суздалев. Почти ни один историк русской живописи второй половины XIX века не прошел мимо Сергея Алексеевича Коровина, не посвятив ему хотя бы нескольких строк своей книги; темне менее выдающийся…
  • Записки из Алексеевского равелина , Александр Осипович Корнилович. Александр Осипович Корнилович (1800-1834) - штабс-капитан Гвардейского Генерального штаба, историк, литератор, чьи талант, разносторонняя одаренность и образованностьвыделяли его даже среди…

Очень часто богатые люди, совершенно не придавая какого-либо значения интеллектуальному развитию своих избранниц, требуют, чтобы те по своим изысканным манерам напоминали как минимум благовоспитанных девиц. Обычно эти не всегда культурные и не особо чувствительные люди сильно обращают внимание на мелкие оплошности своих дам. Поэтому если вы желаете заполучить богатого мужа, обязательно обратите внимание на то, как вы себя ведете и дома, наедине с собой, и в обществе.

Конечно же, в первую очередь вам следует избавиться от такой вредной привычки, как использование ненормативной лексики в разговоре. Бывает, что по улице идет очень красивая девушка и ее сопровождает не менее замечательный кавалер, они мило беседуют, все прохожие просто любуются этой парой, вдруг девушке что-то не нравится в разговоре, и она, вспылив, выдает своему спутнику серию нецензурных выражений. Естественно, все очарование мигом пропадает, и девушка уже не кажется такой неотразимой. Никогда не забывайте, что если хорошие манеры вы приберегаете только напоказ, значит, они не настоящие и обман обязательно рано или поздно откроется.

Никогда не позволяйте себе говорить кому-либо такие слова, как «отвяжись» или «заткнись», поскольку грубость способна отвадить от вас не только богатых, но и всех остальных женихов. Вы сможете добиться элегантных и изысканных манер только в том случае, если даже наедине с собой будете постоянно следить за своим поведением, поскольку человек по-настоящему культурный вежливо ведет себя в любой ситуации. Возможно, вам не достает пока житейского опыта, однако его могут прекрасно заменить сообразительность и внутренний такт.

Очень часто некоторые дамы, разговаривая со своим избранником, повышают голос. Этого, конечно же, делать не следует. Не забывайте, что человек, который своим трудом добился какого-то положения в обществе, достиг успехов в каких-либо коммерческих предприятиях, никогда не позволит, чтобы на него кричали, будь то партнеры по бизнесу или дама сердца. Повышая голос в беседе с кем-либо, вы можете обидеть человека, а также произвести на своего потенциального жениха неблагоприятное впечатление, поскольку мало кому понравится, если его избранница из благовоспитанной девицы вдруг превратилась в уличную торговку.

Иногда чрезмерная ворчливость также способна сделать вашу цель практически неосуществимой. Если вы часами можете монотонным голосом вспоминать все недостатки и промахи своего избранника, безусловно, он постарается как можно реже встречаться с вами, а затем и вовсе вас оставит. Никому не понравится, когда кто-то будет перечислять его недостатки, поскольку он и так о них прекрасно осведомлен как из родительских уст, так и от противников, поэтому если вам неудержимо хочется сказать своему мужчине какую-нибудь гадость, постарайтесь побыстрее выйти из роли раздражительной мамаши и отвлечься, вспомнив, например, о всех его достоинствах.

Ваше поведение во многом зависит от того, как вы относитесь к своему избраннику. Если вы встречаетесь с ним исключительно ради выгоды и желания выйти замуж за богатого, не испытывая к нему ничего ровным счетом, то, конечно же, вам будет тяжело, поскольку ваше отношение волей-неволей будет выдаваться в ваших поступках, жестах, взглядах. Будьте лояльны по отношению к своему мужчине – все мы не без недостатков. Не зря гласит народная мудрость: «Любят не за что-то, а вопреки чему-то». Будьте откровенны и открыты, так намного безопаснее живется.

Каждой даме, желающей составить выгодную партию, необходимо знать правила этикета. Это придаст вам уверенности в себе, и в любой ситуации вы будете себя чувствовать на высоте. Скорее всего, когда вы будете со своим кавалером, вам придется знакомиться с кем-либо или знакомить друг с другом, к примеру своих приятелей и родственников. Если дело касается каких-либо деловых отношений, то в первую очередь называется фамилия менее важной особы, другими словами, вы должны представить менее важную особу более важной. Если речь идет о равных отношениях, то более близкую вам особу вы представляете первой.

Представьте, что человек, за которого вы хотите выйти замуж, пригласил вас в дорогой ресторан, который есть в вашем городе. Конечно же, у вас сразу же возникнет большое количество вопросов по поводу того, как одеться, как вести себя за столом, как поддерживать разговор и т. д.

Начнем с одежды. Безусловно, вы не отправитесь на свидание в рваных джинсах и вытянутой футболке, и здесь все зависит от вашего вкуса и наклонностей. Конечно же, идеальным вариантом было бы посоветоваться с профессионалом, однако не расстраивайтесь, если у вас всего один-единственный вечерний наряд и вам не приходится выбирать. Как правило, одежда не играет решающего значения в чем-либо, поскольку все зависит от того, какое впечатление вы произведете на своего избранника своими манерами и поведением.

Если пригласивший вас мужчина не заходит за вами прямо домой, а вы договорились встретиться где-нибудь в условном месте, не опаздывайте более чем на десять минут, иначе вы рискуете не найти его в этот вечер. Если вы будете проводить время не вдвоем, а в компании, которая вам незнакома, то вы должны знать, что при представлении женщина первой подает руку мужчине, однако если какой-либо представитель сильного пола проявил бестактность и первым протянул вам руку, не стоит это игнорировать, поскольку такое поведение еще большая бестактность, чем допущенная оплошность. Возможно, у вас возникнет и такой вопрос: «Снимать ли перчатку при приветствии?» В этом случае вам придется приспосабливаться к особе, которая подает первая руку для приветствия. Если вы здороваетесь с женщиной старше себя, которая без перчатки или сняла ее, то вам следует также снять свою перчатку. Мужчине всегда можно подать руку в перчатке.

Конечно же, в своем вечернем туалете вы будете выглядеть неотразимо, однако то, какое впечатление вы производите на окружающих, будет зависеть и от вашей походки, движений и жестов. Если вы тяжело ходите, с силой вонзая каблуки в землю или пол, не умеете вежливо улыбаться, имеете нехорошую привычку махать руками перед лицом человека, с которым разговариваете, садясь на стул, разваливаетесь или машете ногой, постоянно держите локти на столе, совершенно не следите за выражением своего лица и, если что-то вам не нравится, строите противные физиономии, громко сморкаетесь, грызете ногти, иногда через платье подтягиваете нижнее белье, то, безусловно, здесь вас не спасет даже супердорогое и модное платье и очаровательное личико.

Наверняка ваш кавалер не захочет вас еще раз куда-либо пригласить, ведь он мечтал провести вечер с красивой девушкой, а это понятие включает в себя множество самых различных элементов. Это и плавная походка, и элегантные движения, и умение поддержать разговор, и безукоризненное поведение за столом. Вы должны даже незначительные движения научиться делать красиво, например красиво расчесываться, красиво подавать руку или необычно красиво держать чашку. В завоевании мужчины именно эти мелочи нередко играют решающую роль. Если вы сможете так себя вести, то независимо от вашей внешности, будете всегда выглядеть красиво и добьетесь поставленной цели.

В первую очередь подойдите к зеркалу и внимательно осмотрите себя. Ваши плечи должны быть выпрямлены, живот втянут, а голова высоко поднята. Не забывайте, женщины, которые горбятся, ходят с опущенной головой, как правило, выглядят неудачницами и старше своих лет. Вам, конечно же, это совершенно ни к чему, поэтому побыстрее расправьте плечи. Некоторые женщины совершенно не умеют ходить на высоких каблуках, ноги у них при этом как бы всегда находятся в полусогнутом состоянии. Безусловно, зрелище не самое приятное, поэтому прежде чем обуться во что-то подобное, обязательно потренируйтесь дома, а еще лучше, если вы не уверены в своей походке, выберите туфли на каблуке чуть поменьше, это придаст вам уверенности, и движения будут более грациозны.

И последнее: туфли на высоких каблуках никогда не должны быть маловаты, поскольку это, безусловно, негативно отразится на вашем внешнем виде. Вы не только будете постоянно спотыкаться и некрасиво ходить, но и у вас испортится настроение, вы подурнеете: измученные глаза, понурое и болезненное выражение лица, что, конечно же, не понравится вашему спутнику.

Однозначно, в ресторане, который вы посетите, вам обязательно придется разговаривать и со своим спутником, и с друзьями, которые, возможно, окажутся за вашим столиком. Улыбка здесь, несомненно, играет немаловажную роль: вы должны очаровать и его, и его друзей, ведь если его приятели будут от вас в восторге, они непременно об этом ему сообщат, что также может приблизить вас к заветной цели выйти замуж. Улыбка, во-первых, зависит от вашего настроения, а во-вторых, от состояния ваших зубов, поэтому не забывайте хотя бы раз в год посещать стоматолога, ведь улыбка, открывающая неухоженный рот, не может быть приятной. Ни в коем случае не прикрывайте рот рукой, когда улыбаетесь, это очень неэлегантный жест.

Нередко в разговоре некоторые женщины так увлекаются, что способны, не прерываясь, говорить в течение долгих часов и совершенно не умеют слушать других. Если уж они замолчат на минутку, то по глазам видно, что им совершенно не интересно мнение собеседника, они просто подскакивают от нетерпения, чтобы заново возобновить свой монолог. Поэтому вы должны следить за собой, и если почувствуете, что ваше красноречие выходит за всякие границы, следует вовремя себя остановиться.

Случается, что у молодых женщин встречается такая привычка, как хихикать в процессе беседы, особенно в конце каждой фразы. Возможно, и у вас также проявляется нервозность, однако это производит негативное впечатление. Если вы еще не очень хорошо знаете своего спутника и его друзей, то эта привычка может даже испортить настроение тому, с кем вы общаетесь. Человек будет изумлен и может подумать, что вы смеетесь именно над ним, конечно же, это вызовет чувство досады, особенно если в это время обсуждался какой-либо серьезный вопрос. Поэтому, как бы ни тяжело вам было, постарайтесь отказаться от позиции «какой меня Бог создал, такой и буду», ведь от этого может зависеть ваше будущее.

Мужчинам, как правило, не нравится, когда женщины сплетничают и обсуждают окружающих. Вспомните Мелани из «Унесенных ветром» – идеал дамы. Она никогда ни о ком не сплетничала, не говорила плохо, в каждом пыталась найти что-то хорошее и всегда всех оправдывала. И если уж никак не могла о ком-то сказать ничего хорошего – не говорила вообще. Не забывайте, что, сплетничая, вы можете попасть в очень щекотливую ситуацию, если, например, вы неожиданно заметили, что человек, которого вы только что обсуждали, стоит рядом и все слышит. Безусловно, в этот момент самое лучшее, что вы могли бы сделать, – это телепортироваться куда-нибудь подальше от этого места, ведь что бы вы ни говорили в дальнейшем, это бесполезно и положение не исправить.

Говорят, что однажды Бернард Шоу, попав в ситуацию, когда одна из его знакомых безобразно высказалась в его адрес, совершенно не замечая, что тот, о ком она рассказывала, сидит за соседним столиком, сказал: «Чтобы избежать конфуза, я должен бы вас, госпожа, убить».

Поэтому чтобы не лишиться доброго расположения своего избранника старайтесь не повторять ошибок знакомой Бернарда Шоу, тем более что вы можете поставить возлюбленного в неловкое положение, и ему будет стыдно за вас.

Вам наверняка будут говорить комплименты. Некоторые женщины совершенно не умеют на них отвечать: одни чего-то стыдятся, другие не верят и на всякий случай отвечают иронией. Лучше искренне порадуйтесь и поблагодарите за добрые слова. Можно сделать ответный комплимент: «Я рада, что вам нравится мое платье, а у вас изумительная прическа». Сами в течение вечера обязательно шепните своему кавалеру, какой он элегантный и заботливый.

Во время застольной беседы постарайтесь не перебивать своего собеседника, это очень не нравится представителям сильного пола, особенно тем, кто добился каких-либо успехов в жизни. Внимательно слушайте ваших знакомых, и они, по мнению Дейла Карнеги, станут считать вас великолепной собеседницей. В разговоре обязательно обратите внимание и на свой тон, ведь даже совсем безобидные вещи можно так произнести, что собеседник может оскорбиться, поэтому старайтесь, чтобы ваш тон был если уж не милым, то, по крайней мере, вежливым.

Как бы элегантны и красивы вы ни были, однако если вы не умеете ловко обращаться со столовыми приборами и не знаете, какую вилку или ложку применить к данному блюду, то, конечно же, все ваши попытки блеснуть своими безукоризненными манерами будут тщетными. Как пользоваться ложкой, в общем-то, понятно всем, а вот вилка и нож нередко вызывают массу вопросов. Например, что полагается есть без ножа?

Только вилкой едят котлеты, клецки, паштеты, омлеты, овощи, яичницу и рыбу. Даже вполне привычные продукты питания, такие, как, например, хлеб, мы, как правило, едим по-разному дома и на приеме или в ресторане. Если дома допускается намазать весь кусок, затем взять его в руку и с наслаждением откусывать довольно большие куски, то в праздничной обстановке, конечно же, желательно отломить от хлеба маленький кусочек, намазать его маслом и элегантным движением отправить в рот. При этом не следует торопиться и крошить хлеб.

Когда вам подадут суп, то у вас может возникнуть вопрос: «В какую сторону можно наклонять тарелку – от себя или к себе?» Существует мнение, что в гостях вообще не следует наклонять тарелку, оставив остатки супа на дне. И еще: в процессе еды и после всегда оставляйте ложку в тарелке и никогда не располагайте ее так, чтобы одним концом она упиралась в тарелку, а другим в стол, это дурной тон.

Мясо с овощами нужно есть вилкой и ножом, причем в левой руке располагается вилка, а в правой – нож. Мясо следует отрезать по кусочку, на отрезанный кусочек накладывается картошка и овощи. Некоторые дамы предпочитают отрезать кусочек мяса, отложить нож, переложить вилку в правую руку и только после этого наколоть мясо и отправить его в рот. Эта операция не только трудоемка, но и некрасива. Стоит вспомнить и о том, что неэстетично класть локти на стол, старайтесь, чтобы кисти рук опирались на край стола.

Возможно, в ресторане вам подадут рыбу. Обычно к ней подается специальный прибор – нож-лопатка для рыбы либо две вилки. Ни в коем случае не ешьте рыбу, пользуясь ножом и вилкой, поскольку вы можете случайно разрезать кость ножом, проглотить ее и пораниться. Элегантно отделяя вилкой или лопаткой, находящейся в правой руке, кости, вы должны подносить ко рту безопасные куски рыбы на вилке в левой руке. Обычно к рыбе и мясным блюдам нередко подаются различные соусы, которые так жалко оставлять на тарелке. Однако если в домашних условиях правилами этикета и допускается обмакивание кусочка хлеба в соус, то в ресторане, как, впрочем, и на других приемах в общественных местах, соус должен оставаться в тарелке, пусть при этом ваше сердце будет истекать кровью.

Ранее было распространенно мнение, что птицу можно есть руками, но представьте себя в вечернем платье, в руке у вас кусок куриной ножки, по которой жир плавно стекает по пальцам на одежду, а рядом сидит грациозный красавец и ест курицу с помощью вилки и ножа. Зрелище, прямо скажем, непривлекательное. Конечно, у вас не сразу может получиться ловко разделывать курицу вилкой и ножом, особенно если та немного суховата и плохо режется, но представьте, как будет гордиться ваш избранник вашей ловкостью и элегантностью, когда вы с невозмутимым видом прекрасно справитесь с заданием и съедите курицу всю до последнего кусочка. Если до этого у него и были какие-то сомнения, то, видя ваши безупречные манеры, он наверняка заговорит с вами о свадьбе.

Далее можно вспомнить и о том, как нужно правильно есть сыры. Существует целая сырная церемония, возможно, кому-то это покажется неважным, однако если вы желаете произвести впечатление на своего избранника и доказать ему, что у вас самые что ни на есть безупречные манеры, вы должны знать все эти тонкости.

Сыры, как правило, подаются после последнего главного блюда, перед десертом. Несколько больших кусков разного сорта сыра помещаются на поднос или деревянную дощечку и в таком виде выносятся к столу. К ним подается нож. Вы отрезаете от сыра небольшой кусочек ножом и переносите его к себе на тарелку, затем отламываете кусочек хлеба и намазываете его маслом, сверху кладете кусочек сыра (отрезанный уже собственным ножом на собственной тарелке) и только после этого можете его съесть.

Всем известно, как можно съесть яблоко или арбуз, однако самый элегантный способ – это настоящая эквилибристика, которая требует долгих упражнений в домашних условиях, однако впечатление от этого превзойдет все ваши ожидания и наверняка только укрепит репутацию дамы с самыми изысканными манерами.

Сначала разрежьте яблоко на четыре части, затем по очереди каждую четвертинку наденьте на вилку и очистите ножом, который должен быть очень острым. Будьте осторожны – четвертинка не должна упасть с вилки. Каждый очищенный кусочек ешьте с тарелки при помощи вилки и ножа. Арбуз нужно есть таким же способом. Положите его на тарелку и, отделяя косточки, ешьте его вилкой и ножом. Цитрусовые можно очистить руками, разделить на дольки, потом брать по дольке рукой и отправлять ее в рот.

В горячие напитки – чай или кофе – как правило, люди сами кладут нужное количество сахара, поэтому постарайтесь, чтобы при размешивании его ваша ложечка не ударялась о стенки чашки. Эту процедуру следует проводить осторожно, чтобы не расплескать напиток, и бесшумно. При питье не следует также отставлять в сторону мизинец. Возможно, когда-то это считалось верхом элегантности и красоты, однако сейчас это дурной тон. Не следует пить чай или кофе ложкой и тем более из блюдечка. Если очень горячо, лучше подождать, когда напиток остынет.

Если на десерт вам подали пирожное или торт, их следует есть ложкой или вилкой, это зависит от того, что подали. Сухое пирожное безопаснее взять в руки, поскольку если нажать на него ложкой, оно может приземлиться на коленях вашего спутника. Откусив пирожное, приложите к губам салфетку, затем отпейте напиток. Салфетка нужно для того, чтобы не оставлять жирных следов на краю чашки. И последнее: во время еды следите, чтобы у вас не размазалась губная помада и не оставались крошки в уголках губ.

И самое главное – в течение вечера вы должны не только сидеть и мрачно смотреть на присутствующих, но и, если вас пригласит ваш кавалер танцевать, изумлять окружающих легкими и плавными движениями. Если вы весь вечер будете на высоте и докажете безупречными манерами и великолепным умением вести себя прилично в любой ситуации своему мужчине, что вполне способны претендовать на роль жены богатого человека, то результаты наверняка не заставят себя долго ждать и вскоре вы получите заманчивое предложение.

Известно, что придворных дам с детства обучали самым изысканным манерам, именно поэтому они в любой ситуации были на высоте. Однажды на представлении королю у одной дамы слетела нижняя юбка как раз в тот момент, когда та направлялась к трону на виду у многих вельмож. Женщина не растерялась, легко перешагнула ее и как ни в чем не бывало направилась дальше.

То, что человеку кажется окружающим миром, возникает как отражение игры воображения в его сознании. Появляющиеся эмоции позволяют поверить в реальность этой воображаемой иллюзии, а постоянно повторяющееся события укореняют в убеждении, что эта иллюзия и есть реальный мир.

Глаза, уши, чувства – только приборы, вырабатывающие электрические сигналы, которые поступают в мозг, где и происходит формирование того, что воспринимается человеком как окружающий его мир. От того, как настроен ум, зависит воспринимаемый мир и события в нём.

Ум, давая объяснение тому, что воспринимается, создаёт свою иллюзорную версию окружающего мира, в реальность которого заставляют поверить возникающие эмоции.

Поверив в реальность идей ума, человек начинает воспринимать их как свою жизнь и себя в ней, забывая, кем он является на самом деле. Такая невнимательность создаёт разделённость и раздробленность восприятия, порождает бесконтрольность в мыслях и беспорядок в уме, приносит страдания.

Чтобы не быть подобно лодке в океане и не зависеть от прихотей стихии, нужно укротить свой ум и обуздать свои желания . Для этого необходимо научиться правильно фокусировать своё внимание, чтобы наблюдать за мыслями и задавать нужное направление их движению. Внимание следует фокусировать не на обдумывании событий, происходящих в кажущемся мире, а на том, как и откуда возникают мысли, отражающие события.

Направьте движение своих мыслей в противоположную сторону - откуда они возникают, фокусируясь при этом на неделании, недуманьи, несоздании идей. Если для обеспокоенного ума это покажется трудным или невозможным, не проявляйте никаких усилий, позвольте уму делать то, что он хочет. При этом задайте направление движения мыслей на осознание того, что все идеи, возникающие в уме, являются только иллюзией. Следует постоянно создавать идею о том, что ни одна идея, возникающая в уме, не может быть реальностью. Так, каждая последующая создаваемая идея должна быть о нереальности существующей идеи и разрушать её. Таким образом, ум может поддерживаться в постоянном динамическом равновесии, разрушая возникающие иллюзии до тех пор, пока не будет достигнуто состояние полной дисциплины ума.

Такая практика способствует развитию способности к различению истинного от иллюзорного и позволяет достичь контроля над эмоциями. Отсутствие эмоций свидетельствует о том, что движение ума происходит в нужном направлении. Усиливающаяся эмоция свидетельствует о том, что вы идёте за мыслью и вам следует изменить направление движения ума.

P.S. В своём обучении не следует слепо полагаться на медитативные и другие подобные практики. Без дисциплины ума они могут долго не давать результатов, принося разочарования. Не следует пытаться волевым усилием избавиться от мыслей в голове. Какие бы усилия вы ни прилагали, это ничего не даст кроме концентрации на том, от чего вы хотите избавиться, и принесёт вам совершенно противоположный результат.

Станислав Милевич

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

Ум, давая тому, что воспринимается объяснение и создаёт тем самым идею – свою иллюзорную версию воспринимаемого, в реальность которой заставляют поверить возникающие эмоции. Поверив в реальность идей ума, человек начинает воспринимать их как свою жизнь и забывает кем он является. Такой неправильный фокус внимания создаёт разделённость и раздробленность восприятия, отсутствие контроля за движением мыслей и беспорядок в уме, порождая страдания.

Для того чтобы укротить свой ум и обуздать свои желания , необходимо научиться правильно фокусировать своё внимание, чтобы наблюдать за мыслями и задавать нужное направление их движению. Внимание следует фокусировать ума не на обдумывании событий происходящих в кажущемся мире, а на том, откуда возникают эти мысли. Направьте свой разум в противоположную сторону, непривычную для него, в ту сторону, откуда возникает мысль. Направьте его на неделание, недуманье, несоздание идей. Если вашему обеспокоенному уму это покажется трудным или невозможным, не проявляйте никаких усилий, позвольте уму делать то, что он хочет. Только задайте направление создания идей. Оно должно быть направлено на осознание того, что все предыдущие идеи в уме являются иллюзией, созданной самим же умом. Следует постоянно создавать идею о том, что предыдущая идея не является реальной, и поскольку ни одна идея ума не является реальностью, то последующая идея ума должна быть о нереальности идеи, которая существует в уме сейчас. Таким образом, ум может поддерживаться в динамическом равновесии несоздавания идей, чем может быть достигнута дисциплина ума , а практика различения поможет вам осознать иллюзорность идей ума и позволит достичь контроля над эмоциями.

Отсутствие эмоций будет свидетельствовать о том, что движение ума происходит в нужном направлении. Усиливающаяся эмоция свидетельствует о том, что вы идёте за мыслью, и вам следует изменить направление движения ума.

Учебная задача - создание сочинения-рассуждения в жанре литературно-критической статьи.

Возможный план сочинения на тему «Татьяна - русская душою…»
с краткими комментариями.

I . Место образа Татьяны Лариной в образной системе романа «Евгений Онегин».

Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения , поскольку с ним связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над духовной средой.

II . Психологический портрет пушкинской героини.

Героиня отличается богатым внутренним миром, нерастраченными душевными силами. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена умом, воображением. Своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества, понимает его пошлость, праздность, пустоту жизни. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов.

1. Условия воспитания героини: «они хранили в жизни мирной привычки милой старины…» Вместе с семейным воспитанием Татьяна приобрела основы народной нравственности , чистоты.

2. Своеобразие характера в детстве и ранней юности.

Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Татьяна отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира.

3. Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

    общение с народом, любовь к няне;

    русская природа;

    патриархальность семейного уклада.

4. Гармоничность натуры Татьяны:

    незаурядный ум;

    нравственная чистота;

    глубина чувств;

    верность долгу.

III . В. Г. Белинский о Татьяне Лариной.

Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера,
за ум, пламенное и нежное чувство , за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».

Возможный план - краткий и развернутый с комментариями -
сочинения на тему «Евгений Онегин - лишний человек».

I . Исторические обстоятельства, частью которых стали, являлись автор и его герой. Черты эпохи, в которой создавался роман «Евгений Онегин».

II . Евгений Онегин - «лишний человек».

1. Происхождение героя.

2. Воспитание Онегина:

    уровень знаний;

    неумение трудиться;

    утонченные манеры;

    времяпрепровождение.

3. Разочарованность Онегина и ее причины.

4. Поиски удовлетворения духовных запросов:

    чтение книг;

    попытки писать;

    путешествия;

    преобразования в деревне.

5. Основные черты характера Онегина:

    резкий охлажденный ум;

    эгоизм;

    правдивость;

    знание и понимание людей;

    неудовлетворенность жизнью.

6. Отношение героя к окружающим:

    к Татьяне;

    к Ленскому;

    к поместному дворянству.

III . Трагичность образа Онегина, ставшего литературным типом.

Развернутый план сочинения с комментариями.

I . Вступление.

1. Важной особенностью пушкинского творчества является его необычная
по размерам и скорости эволюция.

2. Наилучшим свидетельством авторской эволюции становится пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин». Метаморфозы, которые переживает поэт, - центральная тема самого «Евгения Онегина». Роман писался в течение семи лет (1823-1831); за это время менялись исторические обстоятельства , частью которых становился автор и его герой, замысел романа, менялся сам поэт, менялись представления автора о своих героях, отношение к ним.

3. Евгений Онегин - меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при этом внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже может меняться. Основной принцип в изображении меняющегося («живого», «незастывшего») героя - «принцип противоречия».

II . Главная часть.

1. Противоречия в изображении Онегина.

а) В начале первой главы герой сатирически показан как типичный представитель светского общества (стоит перечислить типические характеристики Онегина как светского человека).

б) В конце первой главы - элегическое изображение Онегина как романтического («байронического») героя (перечислить черты онегинского романтизма, близкие самому автору: «Мечтам невольная преданность, // Неподражательная странность», «томление» («Томила жизнь: обоих нас»), усталость от жизни («В обоих сердца жар угас») и др.

в) Автор отдает себе отчет в противоречивости своего героя: «Противоречий очень много, // Но их исправить не хочу». Сам роман должен разъяснить , почему Автор не хочет «исправить» противоречия героя.

2. Загадка Онегина и ее разрешение:

а) Кто же такой Онегин? Этот вопрос поставила перед собой любящая его Татьяна. Первоначально она искала в нем героя «возвышенных» романов - или «ангела», или «демона» («Кто ты, мой ангел ли хранитель, // Или коварный искуситель?»). Уже после дуэли Татьяна вновь задается этим вопросом: «Созданье ада иль небес, // Сей ангел, сей надменный бес, // Что ж он?»

б) Пушкин не дает простого ответа на этот вопрос. Ангел или бес, положительный или отрицательный герой? Ни то, ни другое. Татьяна пытается разгадать Онегина по тем книгам, которые он читает, по его меткам на полях этих книг -
и догадывается: «Уж не пародия ли он?»

в) Однако и эта догадка лишь отчасти верна. Когда в VIII главе те же оценки даны Онегину светским мнением, автор возражает: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» Да, в Онегине есть «пародия»; да, его поведение во многом определяется сменой масок («Мельмота, космополита, патриота, Гарольда...»), но разгадка его в ином.

г) Так кто же он? Он человек - сложный , меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка - в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой сложный герой впервые введен в русскую литературу Пушкиным.

3. Онегин - лишний человек.

а) Онегин - «лишний человек», особый человеческий тип. Определяя тот характер, который открывался Татьяне при чтении любимых онегинских книг, автор указывает на важнейшую черту своего Героя: «С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» - вот ключ для понимания Онегина. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей своего времени,
не сделал ничего , кроме зла: убил друга, принес несчастье любящей его женщине: «Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, // Томясь в бездействии досуга, // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел».

б) В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним».

III . Заключение.

Характер, созданный А. С. Пушкиным, стал для русской литературы типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества - отчасти по причине их слабости, отчасти же по вине общества (которому они служили укором). Истоки многих тем в русской литературе восходят к Пушкину; одна из них - тема «лишнего человека».

Материалы к сочинению на тему «Лирические отступления как неотъемлемая композиционная составляющая романа “Евгений Онегин”».

Возможные эпиграфы к работе.

Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их из книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой ее странице.

Л. Стерн

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина... Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.

В. Г. Белинский

Ключевое понятие.

Лирические отступления - это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно ,
а не от лица кого-либо из действующих персонажей.

Речевые обороты, позволяющие охарактеризовать черты личности повествователя, проявляющиеся в его суждениях:

План сочинения.

I. Место лирических отступлений в романе «Евгений Онегин».

II. Роль лирических отступлений.

2. Расширение пространственных и временных границ повествования.

3. Создание культурно-исторического образа эпохи.

III. Главное действующее лицо в романе «Евгений Онегин» - автор или его герой?