Юлия фишер скрипка. Фишер, юлия

20.10.2019 Краски

Эмигрировала в ФРГ в . Отец, математик, в том же году переехал в ФРГ из ГДР . Юлия начала учиться игре на скрипке в четырёхлетнем возрасте. В 9 лет поступила в Музыкальную академию Мюнхена (класс проф. Анны Чумаченко). Стала лауреатом конкурса скрипачей имени Менухина в г. и победительницей Конкурса молодых музыкантов «Евровидение» в Лиссабоне в г. С этого времени началась её концертная карьера.

Репертуар

Творческие контакты

Выступала с крупнейшими оркестрами мира под руководством известных дирижёров. Играла в ансамбле с Ларсом Фогтом , Т. Циммерман и др.

Признание

Напишите отзыв о статье "Фишер, Юлия"

Ссылки

  • (нем.) (англ.)
  • (нем.)
  • (рус.)

Отрывок, характеризующий Фишер, Юлия

– Ты не имеешь права мне отказать! Больше меня никто не слышит!!! – опять заорал он.
Книги в комнате закружились вихрем и дружно шлёпнулись на пол. Казалось, что внутри этого странного человека бушует тайфун. Но тут уж я тоже возмутилась и медленно произнесла:
– Если вы сейчас же не успокоитесь, я уйду с контакта, а вы можете дальше бунтовать в одиночку, если это доставляет вам такое большое удовольствие.
Мужчина явно удивился, но чуть-чуть «остыл». Было впечатление, что он не привык, чтобы ему не подчинялись немедленно, как только он «изъявлял» любое своё желание. Я никогда не любила людей этого типа – ни тогда, ни когда стала взрослым человеком. Меня всегда возмущало хамство, даже если, как в данном случае, оно исходило от мёртвого...
Мой буйный гость вроде бы успокоился и уже более нормальным голосом спросил, хочу ли я ему помочь? Я сказала, что да, если он обещает себя нормально вести. Тогда он сказал, что ему совершенно необходимо поговорить со своей женой, и что он не уйдёт (с земли) пока он не сможет до неё «достучаться». Я наивно подумала, что это один из тех вариантов, когда муж очень любил свою жену (несмотря на то, как ни дико это выглядело по отношению к нему) и решила помочь, даже если он мне и очень не нравился. Мы договорились, что он вернётся ко мне на завтра, когда я буду не дома и я попробую сделать для него всё, что смогу.
На следующий день я с самого утра чувствовала его сумасшедшее (иначе назвать не могу) присутствие. Я мысленно посылала ему сигнал, что я не могу торопить события и выйду из дома, когда смогу, чтобы не вызывать лишних вопросов у своих домашних. Но, не тут то было... Мой новый знакомый был опять совершенно нестерпимым, видимо возможность ещё раз поговорить со своей женой делала его просто невменяемым. Тогда я решила поторопить события и отвязаться от него, как можно скорее. Обычно в помощи я никому старалась не отказывать, поэтому не отказала и этой странной, взбалмошной сущности. Я сказала бабушке, что хочу пройтись и вышла на двор. Так как зашла речь о каприсах и их значимости (насколько помню в «о форуме»), то
прикладываю «хронометраж» записи и обработку нескольких статей об этом опусе итальянского
гения. Много текста, но сначала данные о каждом, затем о каприсе как стиле и конкретно
Паганиньеском каприсе, потом о сюжетах их. Думаю, что кому-то, возможно, будет интересно.
1 - 00’00 - E
2 - 1’48 - b
3 - 4’38 - e
4 - 7’57 - c
5 - 14’11 - a
6 – 16’58 - g
7 - 22’55 - a
8 - 26’47 - Es
9 – 29’49 - E
10 – 32’59 - g
11 – 35’16 - C
12 - 39’49 - As
13 - 43’07 - B
14 - 45’34 - Es
15 – 46’53 - e
16 - 49’41 - g
17 - 51’18 - Es
18 - 55’04 - C
19 - 57’38 - Es
20 - 60’49 - D
21 - 64’42 - A
22 - 67’41 - F
23 - 70’30 - Es
24 - 75’14 - a
Вообще ни под одной записью хронометража и сведений о каждом каприсе нет. И это
ужасно! Каприсы Паганини – огромный пласт в скрипичной, да и вообще музыке в целом. Без
скрипки нельзя представить ни барокко, ни романтизм, ни авангард. Да что там говорить.
Можно заставить звук литься из рояля, но петь, заливаться, рождаясь и умирая в звуке… в
этом скрипке нет равных. А без Паганиньевского первого опуса сложно представить эту в
самом деле «королеву» музыки. Будто бы августейшая особа потеряла свою мантию и над ней
потешается весь двор, если позволите.
Теперь о каприсах.
Вообще каприс (каприччио, каприччо) в буквальном переводе значит фантазия, каприз, в
котором автор вправе дать полную свободу своему воображению. Задача композитора – легко
набросать появившийся в его воображении образ, так, чтобы мы могли следовать за полетом
его фантазии, часто скорее угадывая, чем замечая, отдельные детали. Это совсем не
грандиозное, помпезное произведение, нет: вот картинка, нарисованная воображением автора и
отобразившаяся в наших мыслях перед нами, а вот она улетела и её как будто и не было.
Создавался этот жанр преимущественно для светской публики, искушённой в метафорах и
символах. Однако сам жанр и то, что получилось у великого итальянца, далеко не одно и
тоже. Каприсы Паганини являются настоящим пособием для искушённых в инструменте
музыкантов, желающих постичь все таинства этих четырёх струн, превращавшихся у генуэзца в
нечто более мощное, чем целый оркестр. Все каприсы – сложнейшие по технике этюды,
покоряющиеся только истинным профессионалам. Но именно из-за этого и сложилось мнение о
том, что весь 1-ый опус – только этюдный, и ничего, кроме техники, в нём найти нельзя.
Кроме 24-ого (наверное, самого известного скрипичного произведения). Это, конечно,
глупость. Думал выделить в хронометраже те из каприсов, которые действительно стоит
послушать… и не смог. Тут надо слышать и чувствовать каждый. Если же говорить о сюжетах,
то, хотя во многих каприччо его можно трактовать двояко, «рисуются» совершенно разные
изображения, то в некоторых идея ярко выражена и не вызывает сомнений.
Девятый – сцена охоты. Да ещё какой! Тут всё: имитация охотничьих рогов и скачки
лошадей, выстрелы охотников и порхание взлетающих птиц, азарт погони и гулкое пространство
леса. А про то, что это именно охота, свидетельствует начало – блестяще воссозданные звуки
горна, собирающего в путь.
Тринадцатый – это настоящая ода смеху, как «искусству». Он воплощает в себе
всевозможные оттенки человеческого смеха: от кокетливого женского до безудержных раскатов
мужского.
Семнадцатый - не настолько выраженный, но чувствующийся торжественный выезд при
дворе. Фанфары, а затем ярко показанные лица отдельных участников процессии не могу не
говорить о этом.
Шестой (к слову, мой любимый) – завывание зимней вьюги в трубе небольшого дома,
почти что хижины.
Во многих случаях целую сцену представить нельзя, однако границы сюжета – более чем
возможно.
Второй – дождь, бьющий по крышам.
Восьмой – пантомима, некое театральное действо (вообще большинство каприсов
приближены к театру, с его неповторимым чувством юмора, условностей, волшебства и
сказочности).
Первый – начало пути. Каприс, открывающий цикл, сразу же не может не поразить
свободой, импровизацией, показом интереснейших возможностей скрипки.
Стоит отметить также часто исполняемые (настолько часто, настолько это возможно)
одиннадцатый и двадцать первый. А вообще, каждый, наверное, сможет найти в них нечто своё.
Хронометраж есть – есть возможность окунуться в удивительный мир Николо Паганини.

Юлия Фишер родилась в Мюнхене в 1983 году. В три года начала заниматься на форте...

Благодаря необычайно яркому и разностороннему таланту Юлия Фишер завоевала всемирное признание. Ее исключительная одаренность и мастерство отмечены большим числом наград, как за концертные выступления, так и за записи (в том числе звание «Артист года» по версии The Gramophone Awards в 2007 и «Инструменталист года» от MIDEM Classical Awards в 2009), и многочисленными восторженными отзывами критиков и прессы.

Юлия Фишер родилась в Мюнхене в 1983 году. В три года начала заниматься на фортепиано под руководством матери, а вскоре стала брать уроки на скрипке. Обучалась в Мюнхенской Академии музыки у Анны Чумаченко, в 11 лет (в 1995) выиграла Международный конкурс Иегуди Менухина, спустя год - Конкурс молодых музыкантов «Евровидение» в Лиссабоне. Эти победы стали точкой отсчета ее сольной карьеры.

Первые громкие успехи пришли к скрипачке в области звукозаписи. Ее первые CD вышли на лейбле PentaTone. Дебютный альбом с записями скрипичных концертов Хачатуряна, Прокофьева и Глазунова с Российским национальным оркестром под управлением Якова Крейцберга (2004) получил престижную немецкую награду ECHO Klassik Award в 2005. Всеобщее признание критики завоевала запись Сонат и Партит Баха для скрипки соло (2005): она была удостоена сразу трех наиболее престижных наград во Франции (Diapason d’Or от Diapason, CHOC от Le Monde de la Musique и наивысшее место в рейтинге Classica Repertoire). Эта же запись завоевала приз BBC Music Magazine для «Лучшего дебютанта 2006 года», а запись Скрипичного концерта Чайковского принесла Юлии Фишер награду ECHO Klassik как «Инструменталисту года» в 2007.

Скрипачка выступает с лучшими симфоническими оркестрами Европы, в том числе является постоянным партнером Российского национального оркестра и Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова. В США она регулярно играет с симфоническими оркестрами Чикаго, Цинциннати, Сан-Франциско, Филадельфии, Бостона, филармоническими коллективами Лос-Анджелеса и Нью-Йорка.

Юлия Фишер - участница самых престижных музыкальных фестивалей, включая London"s Mostly Mozart Festival, фестивали в Аспене, Равинии, Люцерне, Шлезвиг-Гольштейне, Мекленбурге, «Пражская весна», Зимний фестиваль в Санкт-Петербурге «Площадь искусств».

В репертуаре скрипачки - произведения современных композиторов: фортепианное трио Маттиаса Пинчера (исполнила премьеру этого сочинения в ансамбле с пианистом Жаном-Ивом Тибоде и виолончелистом Даниэлем Мюллер-Шоттом), скрипичные концерты Лорина Маазеля и Николаса Моу.

С 2009 года Юлия Фишер - эксклюзивная артистка фирмы Decca. В 2009 вышел ее дебютный альбом на Decca, с записью скрипичных концертов Баха с оркестром Академии Св. Мартина-в-Полях, ставший бестселлером. В США эта запись стала самым «быстро продаваемым» дебютным альбомом в истории в области классической музыки. Осенью 2010 выпущен CD с записью 24 Каприсов Паганини. В апреле 2011 на Decca вышел диск Юлии Фишер «Поэма» с записями «Поэмы» Шоссона, Poema Autunnale («Осенняя поэма») Респиги, «Фантазии» Й. Сука и романса для скрипки с оркестром The Lark Ascending («Взлетающий жаворонок») Воан-Уильямса. Этот диск стал последним для дирижера Якова Крейцберга (1959–2011), художественного руководителя Филармонического оркестра Монте-Карло, с которым Юлия Фишер тесно сотрудничала многие годы. Альбом, получивший чрезвычайно высокие оценки, был представлен в ежеквартальном списке номинантов на престижную премию немецких критиков в области звукозаписи.

1 января 2008 года Юлия Фишер дебютировала как пианистка во франкфуртской Alte Oper, исполнив Концерт Грига в сопровождении оркестра Junge Deutsche Philharmonie под управлением Маттиаса Пинчера. В той же программе она сыграла Концерт № 3 для скрипки с оркестром Сен-Санса. DVD этого уникального концерта, сделанный Unitel Classica, был выпущен на Decca в сентябре 2010.

В сезоне 2010–2011 Юлия Фишер была артистом-резидентом Филармонического оркестра Монте-Карло. Кульминационными событиями прошлого сезона стали выступления с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Владимира Юровского на ВВС Proms, с Кливлендским симфоническим оркестром под руководством Франца Вельзера-Места, дебют на Пасхальном фестивале в Зальцбурге с оркестром Берлинской филармонии (где она играла Скрипичный концерт Глазунова), тур с пианистом Мартином Хелмшеном (концерты в городах Германии, Испании и Лондоне). В мае 2011 года артистка получила почетную награду - приз Немецкого Культурного фонда.

Сезон 2011–2012 Юлия Фишер начала на фестивале в Люцерне с Лондонским филармоническим оркестром и Владимиром Юровским, затем совершила европейское турне (Лондон, Люксембург и Франкфурт) с мировой премьерой посвященного ей скрипичного концерта Маттиаса Пинчера Mar’eh. Среди других значительных событий сезона - туры с оркестром Академии Св. Мартина-в-Полях и с Санкт-Петербургским филармоническим оркестром. Скрипачка выступит с оркестрами Филармонии Люксембурга с Эммануэлем Кривиным, Филармоническим оркестром Монте-Карло, Штаатскапеллой Дрездена и Мюнхенским филармоническим оркестром, а также с оркестром Цюрихского Тонхалле под управлением Дэвида Цинмана. Состоятся сольные концерты с пианисткой Миланой Чернявской в Италии, Испании и США. В завершение сезона Юлия Фишер выступит с сольными и камерными концертами на фестивале Иегуди Менухина в Гштааде и в концертном зале «Тиволи» в Копенгагене. А затем проведет в Мюнхене очередной собственный фестиваль.

Юлия Фишер играет на скрипке Дж.Б. Гваданини (1742).

Немецкая скрипачка Юлия Фишер дала концерт в Московском доме музыки, представив программу своего нового CD, посвященного Пабло Сарасате. 30-летняя звезда академической сцены рассказала корреспонденту «Известий», почему слушатели не должны знать, на чьей скрипке она играет.

- Что за программу вы привезли в Москву?

Для меня весьма необычную: я не привыкла составлять концерты из миниатюр. Пару лет назад у меня родилась идея записать альбом «Сарасате», и для него я подобрала специфическую музыку - короткие пьесы в духе испанских танцев, написанные разными авторами. Сочетать Сарасате с Бетховеном или Брамсом, на мой взгляд, неуместно. Лучше соединить его с «Дьявольской трелью» Тартини и с сонатой Мендельсона, самой виртуозной скрипичной сонатой в истории. Ну и с «Цыганкой» Равеля, раз уж наиболее популярная пьеса Сарасате называется «Цыганские напевы» (их я не играю - зачем играть самое популярное?).

Вы не только скрипачка, но и концертирующая пианистка. Согласны ли вы с тем, что в скрипичном репертуаре элемент виртуозности важнее и, скажем так, неизбежнее?

Пожалуй, да, потому что публика больше любит смотреть на скрипачей-виртуозов, чем на пианистов - просто это более зрелищно. Если ты хочешь быть великим артистом, придется стать виртуозом - на любом инструменте. Но виртуозность не должна быть причиной твоего появления на сцене.

Вообще-то игра на скрипке ничуть не сложнее, чем игра на фортепиано - просто на скрипке очень трудно начинать, и пройдет много времени, прежде чем ты сможешь издавать нормальные звуки. На фортепиано всё наоборот: начинать легко, но чем дальше продвигаешься, тем сложнее становятся задачи. Именно поэтому на свете множество потрясающих пианистов - тех, кто находится на уровне 90–95% от совершенства. И очень-очень мало тех, кто достигает 100%. А среди скрипачей множество играет на уровне 60% и немало - на уровне 100%, но между ними почти никого нет. Есть либо среднестатистические скрипачи, либо фантастические.

- Вам не приходила мысль по очереди исполнить обе партии какой-нибудь сонаты для скрипки и фортепиано и затем свести их в одну аудиозапись?

Нет, это уже будет спорт, а не музыка. Одна из самых чудесных вещей в нашем искусстве - это разговор с партнером. Так здорово, когда ты играешь фразу, и кто-то тебе на нее отвечает. Скрипачи очень редко находятся на сцене в одиночестве. Пианисты, напротив, большую часть времени проводят один на один с инструментом - возможно, именно поэтому они так часто похожи на сумасшедших. В общем-то, скрипичное искусство гораздо более социально.

Современный музыкальный бизнес внушает нам, что звездный скрипач должен играть на Страдивари и ни на чем другом. А вы обходитесь инструментами Гваданини и Августина.

Я играла на Страдивари шесть лет, когда мне давали его скрипку в пользование. Причина, по которой сейчас я не играю на Страдивари, очень проста: я не могу себе позволить купить его скрипку, а на арендованных инструментах играть больше не хочется. Но когда я перешла со Страдивари на Гваданини, никто этого не заметил. Ни оркестранты, ни дирижеры, ни мои коллеги. Один мой друг-пианист говорил: «Не бывает плохих роялей, бывают плохие пианисты». В каком-то смысле он прав.

- То есть исключительность скрипок Страдивари - это миф?

В определенной степени. Имя скрипичного мастера не должно влиять на публику. Ведь 99% слушателей не могут отличить Страдивари от Гварнери. Говоря «Страдивари и никто другой», мы по сути сваливаем 600 разных скрипок в одну кучу. Это все равно, что сказать: «Я выйду замуж только за японца, и не важно, какой он». Каждая скрипка Страдивари уникальна, так же, как каждая скрипка Августина.

Почти все скрипачи сильного пола говорят: «Я люблю свою скрипку, как женщину, это моя жена» и т.д. В немецком, как и в русском, скрипка - женского рода. Какие у вас отношения с этой дамой?

Ладно, признаюсь, я лесбиянка (смеется) . Но вообще-то у меня никогда не было таких уж личных и тесных отношений с инструментом. Я строю отношения с музыкой, с композитором, а скрипка - посредник между нами.

- Как вы совершили переход из вундеркиндов во взрослые музыканты?

Я не была вундеркиндом и вообще никогда не чувствовала себя в профессии ребенком. Уже в восемь лет, выходя на сцену, я ощущала свою ответственность. В 13 лет у меня появился персональный менеджер, но я всегда сама решала, какие концерты буду играть и с кем.

- То есть ваше развитие шло плавно, без кризисов?

В профессии - да.

Многие говорят, что жизнь гастролера, связанного контрактами со звукозаписывающими и концертными компаниями, тяжела и почти лишена свободы выбора.

Это нытье. Если ты совершеннолетний человек, ты должен работать. У тебя есть контракт, и ты не можешь сказать: «Сегодня мне неохота идти в офис». То, что я стала скрипачкой и даю много концертов, - это мой свободный выбор. Играть или не играть тот или иной концерт - тоже дело выбора. Но если я сказала «да» и я подписала контракт, то уже не могу быть абсолютно свободна. Не понимать этого - инфантильно. Вообще-то музыкантам очень свойственно жаловаться. Они жалуются, когда концертов слишком мало и когда их слишком много. Когда программа концерта слишком длинная и когда - слишком короткая. Когда они путешествуют слишком много и слишком мало. Когда они чересчур часто играют за рубежом и когда они играют только в своем городе.

- Вы начали карьеру с записей русской музыки. Кто ваш любимый русский композитор?

Шостакович.

- Вы тяготеете к трагедийной и депрессивной музыке?

В Шостаковиче меня влечет не только депрессивность, но и то, что его музыка очень политична. Здесь намек на Сталина, там - на какое-то историческое событие. Это как тайнопись, скрытый язык. И чем больше ты погружаешься в Шостаковича, тем больше понимаешь. Живя под жестким давлением тоталитарной системы, в музыке он был совершенно свободным.

- А кто ваш любимый русский вообще?

Свою первую запись я сделала с дирижером Яковом Крейцбергом, и он, безусловно, одна из важнейших для меня фигур. Мы работали вместе семь лет, выпустили много дисков, дали порядка ста концертов. И никто - ни до, ни после - не критиковал меня так, как он. Мне его очень не хватает.

- Вы хотели бы сыграть с Гергиевым?

Как и с любым другим русским дирижером. Но вообще я - человек Темирканова. Я люблю Юру и чувствую, что он меня тоже любит. На репетициях он очень строг. Бывает крайне жестким с оркестрантами, может отправить кого-нибудь заниматься за дверь. Но когда Юра выходит на сцену, он отдается наслаждению вместе с оркестром и аудиторией.

- Что вы можете сказать о его оркестре - петербургских филармониках?

Шесть лет назад у нас был совместный тур по Америке. Один из концертов проходил в городе Линкольн в Небраске. Это самое тихое место в Штатах. Пустыня. Именно там спрятали Джорджа Буша, когда случились теракты 11 сентября 2001 года. Если честно, никто не выкладывается, играя в этом захолустье. Да там никто и не ходит на концерты. Но когда петербуржцы вышли на сцену, они играли так же, как в «Карнеги-холле».

- Может, они не успели понять, где находятся?

Им не важно, где играть. Им важно лишь одно - играть.