Дориан грей эссе. Уайльд "Портрет Дориана Грея" - сочинение "Некоторые рассуждения о красоте познании духовности по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»"

21.10.2019 Маски

В творческом наследии известного английского писателя О. Уайльда есть много разнообразных по жанрам литературных произведений: это и стихи, и сказки для детей, и комедии. Но более известен он как писатель-романист, а самым известным его произведением считается роман «Портрет Дориана Грея», написанный в 1890 году. В этом произведении нашла свое отражение философия автора о том, что искусство выше реальной жизни. Но, зная, что О. Уайльд был одним из самых характерных представителей эстетизма в тогдашней литературе, эти идеи не вызывают никакого удивления. При чем сам писатель в этой теории не всегда был последовательным.

В романе «Портрет Дориана Грея» автор поднимает такой важный вопрос, как соотношение внутренней красоты человека и внешней красоты окружающего мира, нравственности и красоты. Говорят, что красота спасет мир, но почему же тогда красота, которой так щедро был наделен главный герой произведения, перед которой он преклонялся, которой он так любовался, не только не смогла спасти мир, но и привела самого Дориана Грея к гибели? Что стало причиной нравственного падения героя и потери им любого достоинства?

Пройдя долгий жизненный путь, исполненный всеми спокутами мира, светский лев Дориан Грей стал одиноким и опустошенным, он начал завидовать всем, кто его вот очував. Он завидовал невинности и чистоте деревенской девушки, воли своего руководства и приятеля Алана Кэмпбелла, который после того, как помог Дориану уничтожить тело художника, нашел силы покончить свою жизнь самоубийством, завидовал даже душевном аристократизмом своего наставника, друга и соблазнителя лорда Генри, который не признавал никаких моральных преград, но при этом был согласен, что «всякое преступление вульгарно».

Несмотря на то, что Дориана Грея всю его жизнь окружала неподдельная, настоящая красота, это не остановило его падение. Героя окружал мир бескорыстия, уважения, любви и добра, но ценности, над которыми не властен время, которые и сегодня остаются актуальными, Дориан Грей не ценил и не признавал, он склонялся перед другими ценностями — молодостью, красотой и наслаждением. На мой взгляд, именно это и привело его не только к моральному падению, но и к гибели.

В финале романа, в конце жизни главного героя произведения перед ним предстал его уродливый портрет, на котором отразились и кровь на руке убийцы, и развратные морщины, и лицемерный выражение лица, которое он принимал, когда отдельными хорошими поступками пытался откупиться от наказания судьбы. Дориан Грей настолько сильно сросся со своим портретом, что портрет стал им самим, его совестью и его естеством. А от себя, как известно, не убежишь. По крайней мере пока это не удалось сделать ни одному человеку.

Уничтожив своего бывшего товарища, художника, который был автором портрета — зеркала его души, Дориан пытался очистить портрет от пороков, пытался и сам от них очиститься. Но при этом он не сделал главного — не очистил от грязи собственную душу. Что угодно, но самый суровый палач и самый справедливый судья для человека — это его совесть. Невозможно перевести свои грехи на кого-то другого, невозможно от своей совести откупиться или ввести ее в заблуждение. Но Дориан Грей этого не понимал, потому и стремился обеспечить себе спокойную жизнь, уничтожив портрет. Он считал именно его виновником своего духовного и нравственного падения. И он сам создал свою жизнь, сам разорил и ославил позором душу, сам покрыл свою жизнь бесчестьем. А воткнув в чем портрет, он убил себя, потому что настоящее лицо с портрета — такое уродливое и мерзкое — перешло на Дориана.

О романе Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея"

Вадим Руднев

"Портрет Дориана Грея" - роман Оскара Уайльда (1891). Несмотря на то что этот роман написан в конце ХIХ в., он по своей проблематике и идеологии целиком принадлежит ХХ в., а по художественному языку - европейскому символизму, а тем самым модернизму и неомифологизму. Кроме того, в этом произведении впервые поставлена проблема соотношения текста и реальности как проблема энтропийного времени. В концепции культуры ХХ в., развиваемой на страницах этого словаря, "П. Д. Г." играет в культуре ХХ в. едва ли не меньшую роль, чем, например, "Доктор Фаустус" Томаса Манна.

Напомним вкратце сюжет романа. Художник Бэзил Холлуорд написал замечательный портрет молодого и знатного красавца Дориана Грея. Художник столько души вложил в этот портрет, что не хочет его нигде выставлять и дарит Дориану. В этот момент появляется университетский друг художника лорд Генри, циник и имморалист, воспевающий "новый гедонизм", человек, который "всегда говорит безнравственные вещи, но никогда их не делает". Он сетует на то, что красота Дориана Грея скоро потускнеет, а портрет всегда будет напоминать ему о его молодости. Риторика лорда Генри так заразительна, что Грей в отчаянии: пусть лучше старится портрет, а он остается вечно молодым.

Лорд Генри начинает играть огромную роль в антивоспитании Грея, ориентируя его на эстетизм, гедонизм и легкое отношение к нравственности.

Грей влюбляется в красивую, но бедную девушку, актрису маленького театрика Сибилу Вэйн. Однако когда она, охваченная любовью к Дориану, не хочет и не может изображать несуществующие чувства на сцене - начинает плохо играть, он без сожаления расстается с нею, наговорив ей жестоких слов. Сибила кончает жизнь самоубийством, а Грей, случайно взглянув на портрет, замечает, что портрет изменился - на губах появилась жесткая складка. Итак, его желание сбылось - отныне портрет станет его совестью, он будет стареть, а Дориан останется вечно молодым.

Вдохновленный лордом Генри и прочитанным по его совету Романом Гюисманса "Наоборот", Дориан Грей пускается во все тяжкие. Он ведет самый беспутный и безнравственный образ жизни, какой только можно себе представить, и лишь его обаяние и странно не меркнущая с годами красота заставляют общество не отвернуться от него, хотя о нем идет много пересудов. Проходят десятилетия, но он остается молодым и прекрасным, меняется лишь его портрет, становясь все безобразнее, но об этом никто не знает, кроме самого Грея; он тщательно спрятал портрет в укромной комнате своего дома.

Художник Бэзил приходит увещевать Дориана. Тот показывает ему портрет, а затем в приступе гнева убивает художника. Портрет становится еще ужаснее. Погружаясь все больше в бездну порока, Грей не может остановиться. На портрете он выглядит уже отвратительным стариком. В припадке ярости Грей бросается на портрет с ножом, но убивает тем самым себя, превращаясь в труп омерзительного старика, тогда как на портрете восстанавливается облик прекрасного юноши.

Обратимся теперь к мифологическим реминисценциям романа. Прежде всего, Дориан Грей наделяется целым рядом прозвищ, именами мифологических красюцев - Адонис, Парис, Антиной, Нарцисс. Последнее имя подходит к нему, конечно, более всего.

В мифе о Нарциссе говорится, что прорицатель Тиресий предсказал родителям прекрасного юноши, что тот доживет до старости, если никогда не увидит своего лица. Нарцисс случайно смотрит в воду, видит в ней свое отражение и умирает от любви к себе.

Дориан Грей влюблен в свое "второе я" портрет, подолгу смотрит на него и даже целует его. В конце романа, когда портрет заменяет его, Грей все больше и больше влюбляется в свою красоту и, не выдержав красоты своего тела и, по контрасту, омерзительности своей души, которую ему показывает портрет, по сути кончает собой, умирает, как Нарцисс, от любви к себе.

Другой не менее важный миф, который используется в сюжетном построении романа, это легенда о том, как Фауст продал душу дьяволу за вечную молодость. В роли искусителя выступает лорд Генри. Он стращает Дориана картинами безобразия его тела, когда оно постареет. Тогда-то Дориан и говорит сакраментальную фразу:

"- Как это печально! - пробормотал вдруг Дориан Грей, все еще не отводя глаз от своего портрета. - Как печально! Я состарюсь, стану противным уродом, а мой портрет будет вечно молод. Он никогда не станет старше, чем в этот июньский день... Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это... за это я отдал бы все на свете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это! (подчеркнуто мной. - В.Р.)".

Так и получается: Дориан становится вечно молодым "отродьем Дьявола", как называет его проститутка в порту, а портрет гнусно стареет.

Попробуем теперь разобраться, что все это означает с точки зрения концепции энтропийного времени. Свойство физического времени - необратимость, связанная с накоплением энтропии, распада, хаоса, как показал современник Оскара Уайльда великий австрийский физик Людвиг Больцман. В романе много раз изображается этот процесс энтропийного разложения тела. Энтропийному времени противостоит семиотическое время, который исчерпывает, уменьшает энтропию и тем самым увеличивает информацию.

Текст с годами молодеет, так как он обрастает все большим количеством информации. В этом одна из важнейших мемориальных функций культуры: если бы не сохранялись тексты о прошлом, мы бы ничего не знали о наших предках.

В романе Уайльда текст и реальность меняются местами. Портрет приобретает черты живого организма, а Дориан становится текстом. Происходит это потому, что в романе заложена идеология панэстетизма, которой живут его герои. Именно конец ХIХ в. и начало ХХ в. связаны с протестом позитивного физического времени против второго начала термодинамики (см. время). Протест этот выражался даже в самой статистической термодинамике Больцмана, им наполнена философия Ницше, Вагнера, Шпенглера, Бердяева. Это возврат к средневековой философии истории Блаженного Августина, на место энтропии ставившего порок.

Не случайно Дориан Грей влюблен не столько в актрису Сибилу Вэйн, а в те роли (тексты), которые она играет, - Джульетту, Розалинду, Имоджену. Он сам - музыкант и страстно любит все прекрасное. Коллекционирует предметы древнего искусства. Это - декадентский вариант мифологемы Достоевского о том, что красота спасет мир. Красота губит личность, потому что это не настоящая красота, а дьявольская, что показывает портрет, который хранится у Дориана Грея. За сделку с дьяволом надо расплачиваться. Вся история, происшедшая с Дорианом Греем, - это дьявольское наваждение: убитый, Грей становится таким безобразным, каким и должен быть, а портрет вновь превращается в текст - равновесие восстанавливается.

Список литературы

Руднев В. Текст и реальность: Направление времени в культуре //Wiener slawistischer Almanach, 1986. - В. 17.

Руднев В. Морфология реальности: Исследование по "философии текста". - М., 1996.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/

Сочинение

Начиная это рассмотрение, следует подчеркнуть, что безупречная внешняя красота Дориана Грея привлекает внимание уже во время знакомства героя с лордом Генри. Но тогда писатель концентрирует внимание на художественных деталях, совокупность которых разрешает говорить о моральной, духовной чистоте этого красивого и одаренного юноши: «Да, бесспорно, этот юноша - с нежными очертаниями ярко-красных уст, чистыми голубыми глазами, золотистыми кудрями - был чрезвычайно красивый. Его лицо чем-то таким сразу вызвало доверие. Из него проговаривала вся искренность юности, вся чистота юношеского запала. Виделось - жизненная грязь еще не обозначила его своим тавром». В начале произведения Дориан Грей представляет собой действительно счастливого, полного гармонии человека, который объединяет впечатляющую внешнюю красоту и человеческие добродетели, которые украшают ее.

В конце произведения, когда обезумевший от ненависти до портрета, который кажется ему виновным во всех его несчастьях, Дориан Грей делает попытку уничтожить своего врага, но уничтожает себя, мы видим совсем другого человека. Вот что увидели челядинцы Дориана Грея, когда попали в закрытую комнату, где их хозяин прятал «свидетеля» своих преступлений: «Когда они вошли в комнату, на стене им бросился в глаза замечательный портрет их хозяина - подлинно такого, которым они в последний раз его видели, во всем блеске его волшебной юности и красы. А на полу, с ножом в груди, лежал какой-либо мертвец в вечернем костюме. Весь в сморчках, сухой, аж взгляд воротило. И лишь посмотрев перстни у него на пальцах, челядинцы узнали, кто это». Итак, ничего не осталось от искреннего, духовно чистого, откровенного и счастливого человека. Раньше гармония внутренней и внешней красоты делали Дориана Грея неповторимым человеком, сейчас мы видим «какого-то» мертвеца, и узнать этот урода невозможно.

Внешние изменения есть на самом деле ужасными. Оскар Уайльд очень подробно, психологически убедительно обрисовывает процесс «преобразование» героя. Но в то же время нельзя не поставить себе вопрос: «Или есть это преобразование, это самоуничтожение человека естественным для него, поскольку обусловлено его характером, личностью, или оно стало следствием такого себе «несчастного случая», которым при этих условиях нужно считать встречу Дориана Грея с лордом Генри»? На первый взгляд, составляется впечатление, что именно лорд Генри, который сознательно соблазнял Дориана Грея теорией «нового гедонизма», виновен в том, что жизнь морального и талантливого юноши была потеряна. Соответственно, Дориан Грей оказывается своеобразной жертвой лорда Генри. Именно жертвой, так как противостоять этому человеку было крайне тяжело, а Дориану, наверное, вообще невозможно, в начале произведения эти личности отличались одна от другой как небо и земля.

Для осмысления глубины трагедии Дориана Грея нужно вспомнить, что представляет собой психологическая сущность «нарциссизма». Э. Фромм отмечал, что «нарциссизм необходимый для сохранности жизни и одновременно является угрозой его сохранения. Эта психологическая амбивалентность «нарциссизма» определила судьбу Дориана Грея, который старался навсегда сохранить свою красоту, за что был наказан судьбой.

Посмотрим, каким образом счастливый и гармонический молодой человек по имени Дориан Грей превратился в фигуру, жизнь которой была посвящена сохранению внешней красоты, что стало на некоторое время возможно благодаря искажению, даже, можно сказать, уничтожению души.

Еще до того, как Дориан Грей, стоя перед собственным портретом, осознал, что его внешняя красота есть образцовой, и перепугался, его душа была взволнована выражениями лорда Генри, его апологией «новому гедонизму» как наиболее соответствующей для главного героя романа философии жизни. Эта психологическая деталь есть очень важной, поскольку речь лорда Генри была для Дориана Грея не просто словами. Это были слова, которые заставили юношу дрожать: «Минут десять он стоял неподвижно, с полураскрытыми устами и непривычным блеском в глазах. Он неясно сознавал, что в нем возбудились совсем новые мысли и чувства. Но ему казалось, что они поднимаются из глубин его естества, а не принесенные извне. Те несколько слов, которые друг сказал ему, - слов умышленно парадоксальных, но сказанных, безусловно, случайно, - затронули какую-то тайную струну, некогда еще не тронутой, и он слышал, как она это трепетала и вибрировала в нем чудными толчками. Именно на этом психологическом фоне состоялось «преобразование» гармонического юноши красавца в бесшабашного Нарцисса.
Для психологически правильного понимания ситуации необходимо припомнить, что «нарциссизм» как черта характера присущ любому психически нормальному, адекватному человеку. Именно поэтому во время характеристики личности «нарциссизм» нельзя считать ее положительным или отрицательным качеством. Все зависит от того, каким образом он влияет на жизнь личности, на ее самооценку и поступки. В зависимости от этого он может быть полезным, или, наоборот, вредить человеку. Поэтому надо сосредоточить внимание на том, чем именно стал «нарциссизм» для Дориана Грея и почему его жизнь сложилась именно так, а не иначе.

Очевидно, что для героя романа Оскара Уайльда «нарциссизм» стал ведущей формой самозащиты. Припомним детство Дориана Грея, холодное и вражеское отношение дедушки, морально обезображенного человека, к единому внуку. Оно было обусловлено тем, что мать Дориана, признанная красавица, женщина, которая принадлежала к английской знати, вопреки воли отца полюбила неимущего, не вельможного человека. Возможно, чрезвычайно трогательная внешняя красота героя обусловлена именно этой пылкой, беспредельно искренней любовью его родителей? Впрочем, для дедушки это было сплошным унижением, поэтому он сделал, чтобы отец его внука был убит, а собственная дочь, потеряв любимого мужчину, умерла. Вот как рассказывает об этой трагедии, которая стала следствием и выражением залоговых предрассудков общества, лорду Генри его дядя: «Я слышал -он (дедушка) забрал дочь назад к себе, но она с того времени ни словом не обозвалась к старому. Это печальная история. Где-то через год дочь умершая…». Итак, воспитанием ребенка опекался лорд Кельсо, и это воспитание оставило в Дориане Грее самые неприятные воспоминания.

О том, что детство Дориана Грея было трудным и безрадостным, свидетельствует многозначная художественная деталь: убедившись в том, что портрет всегда будет отражать его преступления, он перепрятывает этого неумолимого «обвинителя» на втором этаже дома. А именно, в комнате, которая продолжительное время была сначала его детской, а потом классной комнатой.
В этой комнате он сначала жил, а потом учился, и воспоминания об этих временах неприятно растрогали Дориана Грея. Оказавшись в комнате, он якобы возвращается в свое безрадостное детство: «Это просторное пропорциональное помещение покойный лорд Кельсо специально обустроил для своего маленького внука, которого терпеть не мог за разительное сходство с матерью, да и по другим причинам, и все старался держать подальше от себя. На Дорианов взгляд, комната эта почти не изменилась…» . Впрочем, внешняя «неизменность» комнаты это больше подчеркивает невозвратные изменения, которые состоялись в душе неизменяемого красавца Дориана Грея: «Каждый миг его одинокого детства возникал перед ним, пока он оглядывался вокруг себя. Он припомнил незапятнанную чистоту мальчишеских своих лет, и ему стало жутко от мысли, что этот фатальный портрет должен быть скрыт именно здесь.

Почему же портрет «должен быть» скрытый именно в этой комнате? Кстати, мы снова видим использование писателем уже знакомого приема «обрамления»: уничтожая портрет, Дориан Грей уничтожает себя, и он уходит из жизни в комнате, в которой она, в сущности говоря, и начиналась. Жизнь, в которой еще в начале ее не было любви, также заканчивается без любви. Мать не могла любить своего сына, так как после гибели мужа медленно шла из жизни, которая потеряла для нее всякий смысл. Дедушка, как указано выше, ненавидел внука за то, что он был подобен матери, поэтому о любви не шло и речи…

Соответственно, мог ли при этих условиях Дориан Грей кого-то любить, или могла любовь в его жизни стать своеобразным спасением от всего отрицательного, что определяло его детство.

Уайльд "Портрет Дориана Грея" - сочинение "Некоторые рассуждения о красоте познании духовности по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»"

______________________________________________

***** - Портрет Дориана Грея - книга, фильм, цитаты!

Уважаемый читатель!

Данный файл представлен исключительно в ознакомительных целях.

Все тексты взяты из открытых электронных источников и выложены на сайте для не коммерческого использования!

Если вы скопируете данный файл, Вы должны незамедлительно удалить его сразу после ознакомления с содержанием.

Копируя и сохраняя его, Вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему международному законодательству.

Любое коммерческое и иное использование, кроме предварительного ознакомления запрещено.

Публикация данного документа не преследует никакой коммерческой выгоды.

_______________________________________________

Удивительно, как произнесенные нами слова или мысли влияют на нашу жизнь. Как говорят суфии, мир подобен куполу: он отражает то, что вы говорите под ним, и отвечает вам тем же…». Вымышленный сюжет часто предопределяет судьбу автора. Думал ли О. Уайльд, когда писал роман «Портрет Дориана Грея», что в этом романе он отобразит свое будущее, что в своей жизни он встретит юношу, похожего на своего героя, а сам повторит судьбу художника Бэзила? В 1891г. О. Уайльд написал роман «Портрет Дориана Грея», в котором описал ангельски красивого человека, юношу Дориана Грея. Художник, случайно встретивший этого молодого человека, пишет его портрет, начинает боготворить его как идеал красоты, как источник вдохновения. Но конец этой дружбы был печален. Прекрасный юноша оказывается совсем не таким прекрасным человеком, как кажется многим, и в конце романа убивает художника.

А в 1895г. О. Уайльд встречает молодого человека, чем-то похожего на Дориана Грея. Альфред, сын лорда, был красив, но нагл и расчетлив. О. Уайльд видел же в этом человеке своего лучшего друга. Отец Альфреда обвинил писателя в безнравственности, и по окончании судебного разбирательства О. Уайльд попадает в тюрьму. В это время умирает его жена, это окончательно надломило силы художника. Выйдя на волю, он сумел создать очень немногое: ни одной пьесы, ни одного сборника сказок, ни одного романа ему больше не удалось написать. А вскоре, 30 ноября 1900 года, Оскар Уайльд скончался.

Ангельски красивый Д. Грей убивает художника, а напоминающий ангела лорд Альфред губит О. Уайльда. Возникает вопрос: нужна ли человеку красота, если она причиняет столько несчастий? Разумеется, да.

Я убежден, что в нашем мире должна быть красота, которая украшает мир, которая напоминает людям о рае. Конечно, хочется верить, что у красивого человека должна быть обязательно красивая душа. Хочется восхищаться красивым человеком, любить его, доверять ему и подражать. Люди обычно верят, что такой человек подобен ангелу, в нем не может быть зла. Но если в сердце и душу человека проникает эгоизм и жестокость, значит, в него вселился сатана, значит душа такого человека утратила божественное начало. Но красота должна быть, по моему глубокому убеждению, именно божественной, люди должны идти за Богом, а не за сатаной.

Достоевский верил, что «красота спасет мир». Но он же говорил: «Красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, и поле битвы - сердца людей».

Какая же была красота у Д. Грея? Мне кажется, что у Дориана Грея была красота зла. Это была внешняя, физическая, «телесная» красота, но не душевная. В сердце у Д. Грея была пустота, но именно этим он и привлек лорда Генри: «Люди меня интересуют больше, чем их принципы, и интереснее всего люди без принципов». Д. Грей, при своей внешней красоте, как раз и был человеком без принципов. Душа у него спала, но потом, «благодаря» наставлениям лорда Генри, превратилась в настоящее пристанище зла. Ради сохранения молодости и красоты Д. Грей продал душу дьяволу. И, в конце концов, погубил не только себя, но и очень многих людей.

Художник Бэзил говорил: «В судьбе людей, физически или духовно совершенных, есть что-то роковое. Гораздо безопасней ничем не отличаться от других…» Но тогда зачем дается Богом красота? Я знаю одну очень хорошую притчу из Евангелия. Это притча о талантах, о том, что Бог дает людям различные дары: жизнь, здоровье, силы, красоту. Но дает не просто, а для того, чтобы, как написано в Законе Божьем, развивать эти дары, совершенствовать их, чтобы этими дарованиями, талантами служить Богу и людям. Только тогда человек будет чувствовать настоящую радость от жизни, только тогда его жизнь будет полной.

Служил ли Дориан Грей ближнему? Нет. Д. Грей служил себе и только для себя. Он решил, что самое главное для него - «жизнь, его безграничный интерес к ней, вечная молодость тела, неутомимая страсть, наслаждения, утонченные и запретные, и еще более иступленное безумие греха». А за такое отношение к жизни всегда бывает расплата. «И за все эти дары Богов мы расплатимся когда-нибудь, заплатим тяжкими страданиями»,- сказал художник Бэзил.

Я много думал, мог ли Д. Грей пойти по другому, по истинному пути. Я считаю, что мог бы. Но у Д. Грея оказался свой змей-искуситель - лорд Генри. При первой встрече лорд Генри сказал Д. Грею: «Я почувствовал, что должен помочь познать Вам самого себя». В чем же был смысл познания лорда Генри? Лорд Генри говорил, что молодость - единственное богатство, которое стоит беречь, что подлинная тайна жизни заключается в зримом, а не в сокровенном, что, согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление - это путь к очищению. Но это не смысл познания, не смысл жизни. Это ловушка для души.

Бог дал людям жажду познания, поэтому любой человек всегда хочет познавать. Но есть всего два пути познания: через Бога или через сатану. В чем же истинный смысл познания? Я думаю, что истинный смысл познания в Боге. Ведь Бог и есть истина. «Кто знает себя, знает Бога», - говорится в Коране. А что значит познать себя? «Это значит знать, - как говорят суфии, - откуда вы произошли и для какой цели рождены вы на свет; будете вы жить вечно или же ваше пребывание здесь временно: принадлежите ли вы к числу ангелов, созерцающих красоты Божьи, или вы из числа зверей, которые не знают ничего иного, кроме как есть, пить, веселиться, или же вы один из демонов, занятых всяческим злом».
Я думаю, что лорда Генри можно причислить к числу «зверей», а его веселье заключалось в игре слов, в игре ума. Он играл на человеческих чувствах, поэтому «ему нравилось играть на самолюбии и эгоизме Д. Грея». Герой-искуситель «жонглировал» словами, сеял слова, не несущие никакого положительного смысла. Он саркастически, профессионально (как демон) высмеивал все хорошие чувства: любовь, дружбу, смирение перед Богом. Про него можно сказать строчками из Корана, что он только звал, ничего не обещая...

Лорд Генри «позвал» Д. Грея, и Д. Грей «попался». Жертва искушения стал страшнее искусителя. Снаружи герой романа О. Уайльда был красив, как ангел, а в душе у него жило зло. Д. Грей притягивал к себе людей своей красотой, а потом губил всех тех, кто привязывался к нему, кто шел за ним. Иногда он пытался сделать добро, но у него ничего не получалось. То, что он делал и принимал за добро, на самом деле было только проявлением его эгоизма. В Д. Грее часто просыпался, как говорят суфии, демон, занятый творением всяческого зла. Но за все злые дела надо было расплачиваться. Главная расплата для каждого человека за свои злые дела - это омертвение его души. Человек обычно не видит свою душу. Но его душа всегда была перед глазами - это его портрет. С каждым новым злым делом портрет Д. Грея становился все страшнее: «С портрета на Д. Грея смотрела его собственная душа и призывала к ответу…». Душа постоянно мучила героя-злодея, поэтому он постоянно хотел измениться. Но измениться можно только тогда, когда искренне раскаиваешься в своих грехах и делаешь добрые дела без всякой корысти. после каждого дела, доброго или злого, бежал к портрету и смотрел, изменился он или нет. Например, когда он отказал своей невесте и увидел перемены в портрете, то сразу решил измениться. Но Д. Грей решил измениться не ради невесты Сибиллы. Главное для него было не прекращение ее страданий, а мучительный страх перед своей совестью. Портрет действительно был зеркалом души. Он демонстрировал Д. Грею, что во всех его попытках самоотречения нет ничего, кроме самолюбования, любопытства, лицемерия…

Д. Грей смог бы измениться, очистить свою душу, если бы поменял свое мировоззрение, если бы начал истинно верить в Бога, делать добрые дела. Как сказано в Коране, «кто в Бога верует и делает добро, всегда найдет у Господа награду, ведь на него не ляжет страх, не отягчит печаль его…». Но герой О. Уайльда пошел по другому пути. И этот путь убил его душу и его самого.

В предисловии к роману О. Уайльд излагает такую мысль: «Кто идет глубже поверхности, тот идет на риск». Возможно, я тоже пошел на риск, выражая свои взгляды на известный роман О. Уайльда, может быть, я может быть мои взгляды ошибочны, но я пишу так, как думаю. А я думаю, что роман «Портрет Дориана Грея» - это и своеобразный символ нравственно - этических убеждений человека, живущего во второй половине 19 века, время «вступления человечества в техническую эпоху», время стремительного прорыва в науке, расцвета реализма, возникновение декадентства, проповедующего культ красоты, чуждой нравственности, красоты как высшей ценности. Человек начинает стремиться не к высоким нравственным идеалам, а к правдивости. Реализм торжествует, а божественные истины высмеиваются или превращаются в разменную словесную монету. В предисловии Оскар Уайльд сказал: «Ненависть 19 века к реализму - это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть 19 века к романтизму - это ярость Калибана, не находящего в зеркале свого отражения».

Как талантливый человек, О. Уайльд понимал, что абсолютное торжество реализма ведет к омертвлению души, к эстетству, презирающему высокие чувства: дружбу, любовь, верность, сострадание. Это осозновал не только О. Уайльд. В России у Пушкина, Лермонтова, Гоголя главные герои некоторых их произведений становятся «умными ненужностями», людьми с очерствевшими душами. И это роднит О. Уайльда с русскими писателями. Их мучают одни и те же вопросы: почему сопутствуют друг другу культура и разврат, красота и бездуховность, высший свет - цвет общества - и эгоизм.

У Гоголя есть произведение с похожим названием - «Портрет». Портрет ростовщика стал отражением и воплощением его души, души, проданной сатане. И все люди, которые сталкивались с портретом, заражались от него. Души людей мертвели, когда в них вселялся сатана, они забывали о божественных истинах, о добре, честном труде, о любви, и уже не могли устоять перед соблазнами жизни. Молодой талантливый художник Чертков лишился своего подлинного дара творчества, погнавшись за деньгами, попав на удочку сатане. Герой Гоголя потерял рассудок, увидев настоящее творение другого художника. Тот, другой художник, смог устоять перед соблазнами мира, соблазнами сатаны и получил от Бога истинный дар, дар воплощать в своих картинах Божественный свет, нести людям самое светлое и чистое.

Но между Гоголем и О. Уальдом есть очень большое отличие. В своих произведениях Гоголь очень много говорит о проявлениях зла. Н. Бердяев писал «У Гоголя очень сильное чувство зла...». А О. Уальд очень много писал о красоте. Мне кажется, что у О. Уальда было очень сильное чувство красоты, что его самая заветная мечта была о таком прекрасном мире, в котором бы внешняя красота соответствовала внутренней. Я думаю, что О. Уайльд был большим мечтателем. А мечтал о царстве красоты, где «красота есть предельный идеал, из которого изгнана всякая дисгармония, всякое уродство, всякая низость».

Философский роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» развенчал декадентское представление о красоте, лишенной высокой нравственности.

А как же нынешний, 21 век? В нашем времени, «пике» реалистического мышления, с одной стороны, «поэзия, искусство перестают быть воспоминанием о рае, они скорее говорят об аде». С другой стороны, происходит духовное возрождение людей, даже ученые говорят о том, что современные исследования тоже подтверждают существование Бога, а значит, и существование вечных духовных ценностей.

Николай Бердяев говорил о том, что человечество увидит свет - но это свет вечерней звезды. Поэтому каждый из нас должен внимательно всматриваться в свой портрет - в свою душу. Каждый должен знать себя сокровенного, быть в ладу с совестью, сознавать нравственную ответственность за свое поведение, делать добро - совершать такие поступки как будто проживаешь последний час жизни. К таким мыслям привело меня первое ознакомление с творчеством английского писателя О. Уайльда.

В солнечный летний день талантливый живописец Бэзил Холлуорд принимает в своей мастерской старого друга лорда Генри Уоттона - эстета-эпикурейца, «Принца Парадокса», по определению одного из персонажей. В последнем без труда узнаются хорошо знакомые современникам черты Оскара Уайльда, ему автор романа «дарит» и преобладающее число своих прославленных афоризмов. Захваченный новым замыслом, Холлуорд с увлечением работает над портретом необыкновенно красивого юноши, с которым недавно познакомился. Тому двадцать лет; зовут его Дориан Грей.

Скоро появляется и натурщик, с интересом вслушивающийся в парадоксальные суждения утомлённого гедониста; юная красота Дориана, пленившая Бэзила, не оставляет равнодушным и лорда Генри. Но вот портрет закончен; присутствующие восхищены его совершенством. Златокудрый, обожающий все прекрасное и нравящийся сам себе Дориан мечтает вслух: «Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как есть!» Растроганный Бэзил дарит портрет юноше.

Игнорируя вялое сопротивление Бэзила, Дориан принимает приглашение лорда Генри и, при деятельном участии последнего, окунается в светскую жизнь; посещает званые обеды, проводит вечера в опере. Тем временем, нанеся визит своему дяде лорду Фермеру, лорд Генри узнает о драматических обстоятельствах происхождения Дориана: воспитанный богатым опекуном, он болезненно пережил раннюю кончину своей матери, наперекор семейным традициям влюбившейся и связавшей свою судьбу с безвестным пехотным офицером (по наущению влиятельного тестя того скоро убили на дуэли).

Сам Дориан между тем влюбляется в начинающую актрису Сибилу Вэйн - «девушку лет семнадцати, с нежным, как цветок, лицом, с головкой гречанки, обвитой тёмными косами. Глаза - синие озера страсти, губы - лепестки роз»; она с поразительной одухотворённостью играет на убогих подмостках нищенского театрика в Ист-Инде лучшие роли шекспировского репертуара. В свою очередь Сибиле, влачащей полуголодное существование вместе с матерью и братом, шестнадцатилетним Джеймсом, готовящимся отплыть матросом на торговом судне в Австралию, Дориан представляется воплощенным чудом - «Прекрасным Принцем», снизошедшим с заоблачных высот. Её возлюбленному неведомо, что в её жизни тоже есть тщательно оберегаемая от посторонних взглядов тайна: и Сибилла, и Джеймс - внебрачные дети, плоды любовного союза, в свое время связавшего их мать - «замученную, увядшую женщину», служащую в том же театре, с человеком чуждого сословия.

Обретший в Сибиле живое воплощение красоты и таланта, наивный идеалист Дориан с торжеством извещает Бэзила и лорда Генри о своей помолвке. Будущее их подопечного вселяет тревогу в обоих; однако и тот и другой охотно принимают приглашение на спектакль, где избранница Дориана должна исполнить роль Джульетты. Однако, поглощённая радужными надеждами на предстоящее ей реальное счастье с любимым, Сибила в этот вечер нехотя, словно по принуждению (ведь «играть влюбленную - это профанация!» - считает она) проговаривает слова роли, впервые видя без прикрас убожество декораций, фальшь сценических партнёров и нищету антрепризы. Следует громкий провал, вызывающий скептическую насмешку лорда Генри, сдержанное сочувствие добряка Бэзила и тотальный крах воздушных замков Дориана, в отчаянии бросающего Сибиле: «Вы убили мою любовь!»

Изверившийся в своих прекраснодушных иллюзиях, замешенных на вере в нерасторжимость искусства и реальности, Дориан проводит бессонную ночь, блуждая по опустевшему Лондону. Сибиле же его жестокое признание оказывается не по силам; наутро, готовясь отправить ей письмо со словами примирения, он узнает, что девушка в тот же вечер покончила с собой. Друзья-покровители и тут реагируют на трагическое известие каждый по-своему: Бэзил советует Дориану укрепиться духом, а лорд Генри - «не лить напрасно слез о Сибиле Вэйн». Стремясь утешить юношу, он приглашает его в оперу, обещая познакомить со своей обаятельной сестрой леди Гвендолен. К недоумению Бэзила, Дориан принимает приглашение. И лишь подаренный ему недавно художником портрет становится беспощадным зеркалом назревающей в нем духовной метаморфозы: на безупречном лице юного греческого бога обозначается жёсткая морщинка. Не на шутку обеспокоенный, Дориан убирает портрет с глаз долой.

И вновь ему помогает заглушить тревожные уколы совести его услужливый друг-Мефистофель - лорд Генри. По совету последнего он с головой уходит в чтение странной книги новомодного французского автора - психологического этюда о человеке, решившем испытать на себе все крайности бытия. Надолго заворожённый ею («казалось, тяжёлый запах курений поднимался от её страниц и дурманил мозг»), Дориан в последующие двадцать лет - в повествовании романа они уместились в одну главу - «все сильнее влюбляется в свою красоту и все с большим интересом наблюдает разложение своей души». Как бы заспиртованный в своей идеальной оболочке, он ищет утешения в пышных обрядах и ритуалах чужих религий, в музыке, в коллекционировании предметов старины и драгоценных камней, в наркотических зельях, предлагаемых в притонах с недоброй известностью. Влекомый гедонистическими соблазнами, раз за разом влюбляющийся, но не способный любить, он не гнушается сомнительными связями и подозрительными знакомствами. За ним закрепляется слава бездушного совратителя молодых умов.

Напоминая о сломанных по его прихоти судьбах мимолетных избранников и избранниц, Дориана пытается вразумить Бэзил Холлуорд, давно прервавший с ним всякие связи, но перед отъездом в Париж собравшийся навестить. Но тщетно: в ответ на справедливые укоры тот со смехом предлагает живописцу узреть подлинный лик своего былого кумира, запечатлённый на холлуордовском же портрете, пылящемся в темном углу. Изумленному Бэзилу открывается устрашающее лицо сластолюбивого старика. Впрочем, зрелище оказывается не по силам и Дориану: полагая создателя портрета ответственным за свое нравственное поведение, он в приступе бесконтрольной ярости вонзает в шею друга своих юных дней кинжал. А затем, призвав на помощь одного из былых соратников по кутежам и застольям, химика Алана Кэмпбела, шантажируя того некой позорной тайной, известной лишь им обоим, заставляет его растворить в азотной кислоте тело Бэзила - вещественное доказательство содеянного им злодейства.

Терзаемый запоздалыми угрызениями совести, он вновь ищет забвения в наркотиках. И чуть не гибнет, когда в подозрительном притоне на самом «дне» Лондона его узнает какой-то подвыпивший матрос: это Джеймс Вэйн, слишком поздно проведавший о роковой участи сестры и поклявшийся во что бы то ни стало отомстить её обидчику.

Впрочем, судьба до поры хранит его от физической гибели. Но - не от всевидящего ока холлуордовского портрета. «Портрет этот - как бы совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить», - приходит к выводу Дориан, переживший все искушения мира, ещё более опустошённый и одинокий, чем прежде, тщетно завидующий и чистоте невинной деревенской девушки, и самоотверженности своего сообщника поневоле Алана Кэмпбела, нашедшего в себе силы покончить самоубийством, и даже… духовному аристократизму своего друга-искусителя лорда Генри, чуждого, кажется, любых моральных препон, но непостижимо полагающего, что «всякое преступление вульгарно».

Поздней ночью, наедине с самим собой в роскошном лондонском особняке, Дориан набрасывается с ножом на портрет, стремясь искромсать и уничтожить его. Поднявшиеся на крик слуги обнаруживают в комнате мёртвое тело старика во фраке. И портрет, неподвластный времени, в своем сияющем величии.

Так кончается роман-притча о человеке, для которого «в иные минуты Зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни».