Балет актеры. Па на весь мир: балетные танцоры из России, известные всему миру

20.10.2019 Мужские

Давно ушли в небытие мифы о только женских партиях в танце. Сегодня мужчины по праву занимают лидирующие партии, без них мы не можем представить современный балет.

Топ – 5 самые знаменитые танцоры балета

Вацлав Фомич Нижинский

Основоположник мужского балета 20 столетия. Родился в семье танцовщиков в 1890г. В 1907году окончив училище, начал выступать с Мариинским театром, практически сразу играя главные роли. У Нижинского была неповторимая на тот момент техника, особо неприметный в жизни, он полностью перевоплощался в своего героя. Неподражаемы были его прыжки-полеты птицы. Не всегда новаторство и эксперименты Нижинского имели успех, он как бы опережал время и публика его не понимала. В 1919 году было последнее выступление артиста. Позднее в балете приняли его стиль экспрессионизма и совершенно новые движения пластики. Несмотря на короткий период творчества(10 лет), он был и остался кумиром.

Васильев Владимир Викторович

Родился в 1940 году в рабочей семье. В 1947г, за компанию, с другом пошел в танцевальный кружок. А через 2 года в 1949 был принят в хореографическое училище, где поражал своих преподавателей мастерством и виртуозностью. После училища, в1958 году был приглашен в труппу балета Большого Театра, где, практически сразу, начал играть главные роли. Самой фееричной стала партия Спартака, после чего Васильева прозвали «богом танца». Своими движениями он передавал малейшие акценты в музыке, сливаясь с ней в единое целое. Васильев награжден несколькими наградами, стал лауреатом многих конкурсов, завоевав первые премии и золотые медали.

Горский Александр Алексеевич

В 1889 году начал танцевать в кордебалете, через 11 лет стал премьером труппы. Автор учебного пособия системы танцевальных движений Степанова. Преподаватель теории танца в школе балета. Горский – реформатор балета. Он внес в балет законы драмы и чувство достоверности происходящего. Его постановку «Дон Кихот» до сих пор ставят в театрах, хотя на тот момент восторга у критиков она не вызвала. Как балетмейстер, Горский внес большой вклад в развитие и совершенствование . Многие известные балеты, поставленные Горским по своей трактовке, начали жить новой жизнью.

Ермолаев Алексей Николаевич

Будучи 16 летним выпускником училища, Ермолаев играет бога ветра – свою первую партию в балете «Талисман». Балетмейстер театра сразу увидел безудержную энергию и силу парня и создавал образы под его характер. Фанат балета, он перестраивал под себя все партии, репетируя ночами при свете свечи. Ермолаем изменил привычный образ мужской роли в балете, его виртуозные движения – тройные туры в воздухе, двойные револьтады, до сих пор не могут повторить танцоры.

Фокин Михаил Михайлович

Итальянец, родился в семье артистов балета в 1850г. Обучался в флорентийской академии танца Дж. Лепри. С 1870г выступал на сцене театра Ла Скала. Мастер мимики и па-де-де. Автор методики развития танцевальной техники балета.

Если есть искусство способное покорить без исключения сердце каждого, проникнуть в душу, наполнить её радостью, сопереживанием, заставить ликовать или плакать, захватив при этом весь зрительный зал - то это искусство балет.
Классический русский балет — это не только известные балерины, танцовщики, но и композиторы, писавшие специально для русского балета. По сей день, по всему миру российские балерины считаются лучшими, самыми стройными, выносливыми, работоспособными.

Ульяна Лопаткина - известная прима-балерина Мариинского театра. Вдохновленная творчеством Г.Улановой и М.Плисецкой, она навсегда связала свою жизнь с балетом и поступила в хореографическое училище. Однако, при поступлении ей дали весьма скромную оценку. Полностью она раскрылась в предвыпускном классе. Все увидели в ее танце не только безупречное техническое владение танцем, но и характер, изящество, изюминку. Талант или плоды огромной работы? Позднее, в одном из своих интервью, она признается: «Звездами не рождаются!», значит, все-таки, трудолюбие и воля определяют успех. Так и есть на самом деле. Ульяна Лопаткина - очень трудолюбивая ученица, только эта способность позволили ей стать настоящим виртуозом в балете.

Ульяна Лопаткина - статная балерина с индивидуальным стилем исполнения и с определенным отношением к герою, публике, себе. Может быть, поэтому у нее сейчас находится медальон Марии Тальони, находившийся на хранении у великой Галины Улановой и переданный Ульяне Лопаткиной, согласно завещанию.


О красоте и грации Майи Плисецкой сказано и написано много.

Майей Плисецкой восхищен весь мир. Часто движения ее гибких рук и корпуса сравнивают с трепетом крыльев плывущего лебедя, превращением девушки в птицу. Одетта в исполнении Майи Плисецкой со временем стала мировой легендой. Критик парижской газеты «Фигаро» уверял, что ее руки в «Лебедином озере» движутся «не по-человечески» и что, «когда Плисецкая начинает волнообразные движения своих рук, уже больше не знаешь - руки это или крылья, или руки ее переходят в движения волн, по которым уплывает лебедь».


Владимир Васильев по праву может считаться легендой Русского балета. Единственный артист балета, которого Парижская Академия Танца удостоила звания «Лучший танцовщик мира» и который был объявлен критиками «богом танца», «чудом искусства», «совершенством». Он в свое время ввел новую технику, которая в сочетании с характерной для него глубокой художественностью ее исполнения до сих пор считается эталоном мужского танца.


Екатерина Максимова - прославленная советская балерина, чье творчество заняло достойное место среди шедевров этого искусства. Ее образы обладали удивительным качеством: они сочетали в себе детское наитие, чистоту и поступки взрослой личности. Эта особенность достигалась необыкновенной легкостью и изяществом хореографии Максимовой, рисунку которой были присущи тона света и радости. Каждый выход танцовщицы на сцену был одой лирике и молодости. Благодаря педагогу хореографического училища, Е.П. Гердт, Екатерина Максимова делала упор не только на безупречное исполнение танца, но и на передачу всей гаммы чувств, которые волнуют ее героиню. Внутренний мир создаваемых образов передавался особой мимикой, особым актерским талантом.


Наталья Бессмертнова - самая романтическая балерина ХХ века.
Мастер лиризма, захватывала не техническим «обвалом» тридцати двух фуэте, но атмосферой (теперь скажут - аурой) танца. Её искусство - сильнейшее впечатление на всю жизнь. Умение на несколько часов увести зрителя в мир, где нет ничего бренного, именно за это ее обожали поклонники и поклонницы.



Танцевальные способности и артистизм Людмилы Семеняки впервые проявились в хореографическом кружке Дворца пионеров имени Жданова.

В 10 лет поступила в Ленинградское Академическое хореографическое училище им. Вагановой, в 12 — дебютировала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова в сольной партии маленькой Мари в балете «Щелкунчик».
В 1969 году на Первом Международном конкурсе артистов балета в Москве была удостоена III премии.
С 1970 по 1972 годы работала в Театра оперы и балета имени Кирова. Продолжала заниматься под руководством Ирины Колпаковой.
В 1972 году Юрий Григорович пригласил её в Большой театр. В том же году артистка успешно дебютировала в спектакле Большого театра «Лебединое озеро».
В 1976 году она завоевывает 1-ю премию и золотую медаль I Международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручает ей Премию имени Анны Павловой Парижской академии танца.


Светлана Захарова родилась в Луцке 10 июня 1979 года. В 1989 году поступила в Киевское хореографическое училище. Проучившись там шесть лет, приняла участие в конкурсе молодых танцовщиков Vaganova-Prix в Санкт-Петербурге. Получила второй приз и предложение перейти на выпускной курс в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой. В 1996 году Захарова окончила академию, оказавшись в числе первых выпускниц Елены Евтеевой, в прошлом известной балерины Мариинского театра. В том же году она была принята в труппу Мариинского театра и уже в следующем сезоне заняла положение солистки.

В апреле 2008 года Светлана Захарова признана звездой знаменитого миланского театра «Ла Скала».
Выступала в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Берлине, Париже, Вене, Милане, Мадриде, Токио, Баку, Нью-Йорке, Амстердаме и т. д.

О М. В. Кондратьевой

«Если бы Терпсихора существовала в действительности, воплощением её была бы Марина Кондратьева. Не знаешь и не можешь уловить, когда она опускается на землю. То видишь только одни её глаза, то лёгкие изящные ноги, то только одни выразительные руки. Все вместе они рассказывают убедительным языком чудесные истории. Но вот еле заметный поворот плеча — и её нет... и кажется, что её вообще не было. Она, как раннее розовое облачко, то появляется, то тает на глазах».

Касьян Голейзовский, артист балета, выдающийся русский хореограф

«Её танец вызывал у меня ассоциации с японской живописью, тончайшими и такими выразительными штрихами, с прозрачными мазками акварельных красок».

Людмила Семеняка, народная артистка СССР

«Высочайший профессионализм Кондратьевой восхищает не только в её сольных выступлениях, но и в дуэтах, и в ансамблях с другими солистками. Быть надёжным партнёром — тоже искусство. И как достигнуть его — для многих остаётся секретом».

Марис Лиепа, народный артист СССР

«Чистота и лёгкость были присущи не только её танцу, но и её душе. Конечно, это была настоящая Муза.

Ярослав Сех, танцовщик Большого театра


Бывают в искусстве особые, "звездные" люди, наделенные, помимо таланта, трудолюбия, обаяния и творческой силы, еще и каким-то светом, полетностью. О Марисе Лиепе: он - в полете, в прыжках, долгих, словно затяжных, через все пространство сцены. Как распрямившаяся пружина. В день спектакля, с утра, он сжимался, как пружина, и важно было это состояние не потерять, пружина срабатывала тогда, когда поднимался занавес.

Тринадцатилетний серьезный рижский мальчик: первое участие в конкурсе в Москве. Первое па-де-де из "Щелкунчика". Первый успех. Только с этого момента он решил, что балет - его судьба
Он был азартен, страстен в любом проявлении. . Лиепа бежит вприпрыжку на занятия к ученикам, легкий, неотличимый от них, юных, в толпе. И учит он тоже легко и страстно, падая на колени, зажигаясь сам и хваля, хваля безудержно, потому что знает: балет - это гигантский труд.
Он прожил жизнь, как факел или звезда - вспыхнул и погас. Он не смог бы, наверное, доживать, угасать. Он умел и хотел только - жить. "Я чувствую себя как автогонщик, все лечу и лечу и не могу остановиться". "Когда я уйду из Большого - я умру". Большой был его единственным театром. Он был максималистом, романтиком. И балет был его единственной судьбой.


Конечно, это далеко не все звезды русского балета, которые блистали и блистают сейчас на многих сценах мира. Но о всех сразу в одном сообщении рассказать не возможно. Благодарю за внимание.

Танцевальный почерк этой балерины нельзя спутать ни с кем. Чёткий, тщательно отточенный жест, размеренное передвижение по сцене, предельный лаконизм костюмов и движений - вот те особенности, которые сразу же выделяют М. Плисецкую.

По окончании Московского хореографического училища, где Плисецкая училась у педагогов Е. П. Гердт и М. М. Леонтьевой, с 1943 г. она работала в Большом театре. С самого начала творческого пути проявилась особая артистическая индивидуальность Плисецкой. Её работы отличает редкое соединение чистоты линии с властной экспрессией и мятежной динамикой танца. А её прекрасные внешние данные – большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность - лишний раз подтверждают, что Плисецкая не просто стала балериной, а родилась ею.

Анна Павловна Павлова (12 февраля 1881 г. - 23 января 1931 г.), русская балерина.

Искусство Павловой представляет собой уникальное явление в истории мирового балета. Она впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже самой неподготовленной публике.

Легенды окутывают всю ее жизнь с рождения и до смерти. Согласно документам, её отцом был солдат лейб-гвардии Преображенского полка. Однако ещё при жизни балерины газеты писали о её аристократическом происхождении.

Галина Сергеевна Уланова (8 января 1910 г. - 21 марта 1998 г.), русская балерина.

Творчество Улановой составило целую эпоху в истории мирового балета. Она не просто восхищала филигранным искусством танца, но каждым движением передавала душевное состояние своей героини, ее настроение и характер.

Будущая балерина родилась в семье, где танец был профессией. Ее отец был известным танцовщиком и балетмейстером, а мать - балериной и педагогом. Поэтому поступление Улановой в Ленинградское хореографическое училище было совершенно естественным. Вначале она училась у матери, а затем её педагогом стала известная балерина А. Я. Ваганова.

В 1928 году Уланова блестяще окончила училище и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета. Вскоре она становится ведущей исполнительницей партий классического репертуара - в балетах П. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», А. Адана «Жизель» и других. В 1944 году она становится солисткой Большого театра в Москве.

Мариус Иванович Петипа (11 марта 1818 г. - 14 июля 1910 г.), русский артист, балетмейстер.

Имя Мариуса Петипа известно каждому, кто хоть немного знаком с историей балета. Всюду, где сегодня существуют балетные театры и школы, где показывают фильмы и телепередачи, посвященные балету, издают книги об этом удивительном искусстве, знают и чтят этого человека. Хотя он и родился во Франции, но всю свою жизнь проработал в России и является одним из родоначальников современного балета.

Петипа однажды признался, что с самого рождения вся его жизнь была связана со сценой. Действительно, его отец и мать были известными артистами балета и жили в крупном портовом городе Марселе. Но детство Мариуса прошло не на юге Франции, а в Брюсселе, куда семья переселилась сразу после его рождения в связи с новым назначением отца.

Музыкальные способности Мариуса были замечены очень рано, и его отдали сразу в Большой колледж и консерваторию по классу скрипки. Но первым его учителем стал отец, который вел при театре балетный класс. В Брюсселе Петипа впервые и вышел на сцену в качестве танцовщика.

Ему было в то время всего двенадцать лет. А уже в шестнадцать он стал танцовщиком и балетмейстером в Нанте. Правда, проработал там всего год и затем вместе с отцом отправился в свое первое заграничное турне в Нью-Йорк. Но, несмотря на сопутствовавший им чисто коммерческий успех, они быстро уехали из Америки, поняв, что там некому оценить их искусство.

Вернувшись во Францию, Петипа понял, что ему надо получить более глубокое образование, и стал учеником знаменитого хореографа Вестриса. Занятия быстро дали результат: всего через два месяца он стал танцовщиком, а позже и балетмейстером в балетном театре города Бордо.

Сергей Павлович Дягилев (31 марта 1872 г. - 19 августа 1929 г.), русский театральный деятель, импресарио, издатель.

Своей матери Дягилев не знал, она умерла при родах. Его воспитала мачеха, которая относилась к нему так же, как и к собственным детям. Поэтому для Дягилева смерть сводного брата в советское время стала подлинной трагедией. Возможно, поэтому он перестал стремиться на родину.

Отец Дягилева был потомственным дворянином, кавалергардом. Но из-за долгов он был вынужден оставить армию и поселиться в Перми, считавшейся в то время российской глубинкой. Его дом практически сразу же становится центром культурной жизни города. Родители часто музицировали и пели на проходивших в их доме вечерах. Их сын также брал уроки музыки. Сергей получил настолько разностороннее образование, что когда оказался после окончания гимназии в Петербурге, то ничем не уступал своими знаниями петербургским сверстникам и даже иногда превосходил их уровнем начитанности и по уровню знания истории и русской культуры.

Внешность Дягилева оказалась обманчивой: здоровяк-провинциал, казавшийся увальнем, был достаточно начитан, свободно говорил на нескольких языках. Он легко вошёл в университетскую среду и стал числиться студентом юридического факультета Петербургского университета.

Одновременно он погрузился в театральную и музыкальную жизнь столицы. Юноша берет частные уроки игры на фортепиано у итальянца А. Котоньи, посещает класс в Петербургской консерватории, пытается сочинять музыку, занимается историей художественных стилей. На каникулах Дягилев совершает и первое путешествие по Европе. Он как бы ищет своё призвание, обращаясь к различным сферам искусства. Среди его друзей оказываются Л. Бакст, Е. Лансере, К. Сомов – будущее ядро объединения «Мир искусства».

Вацлав Фомич Нижинский (12 марта 1890 г. - 8 апреля 1950 г.), русский танцовщик и балетмейстер.

В 1880-х годах в России с успехом выступала труппа польских танцовщиков. В ней служили муж и жена – Томаш и Элеонора Нижинские. Они и стали родителями будущего великого танцовщика. Театр и танец вошли в жизнь Вацлава с первых месяцев жизни. Как он сам писал впоследствии, «желание танцевать было для меня столь же естественным, как дышать».

В 1898 г. он поступил в Петербургское балетное училище, окончил его в 1907 и был принят в Мариинский театр. Выдающийся талант танцовщика и актера сразу вывел Нижинского на положение премьера. Он исполнял многие партии академического репертуара и был партнером таких блистательных балерин, как , О. И. Преображенская, А. П. Павлова, .

Уже в 18 лет Нижинский танцевал главные партии почти во всех новых балетах, поставленных на сцене Мариинского театра. В 1907 году он танцевал Белого раба в «Павильоне Армиды», в 1908-м - Раба в «Египетских ночах» и Юноши в «Шопениане» в постановке М. М. Фокина, а через год исполнил роль Урагана в балете «Талисман» Дриго в постановке Н. Г. Легата.

И, тем не менее, в 1911 году Нижинский был уволен из Мариинского театра за то, что, выступая в балете «Жизель», самовольно надел новый костюм, выполненный по эскизу А. Н. Бенуа. Выйдя на сцену полуобнаженным, актер вызвал раздражение у сидевших в ложах членов царствующей семьи. Его не смогло защитить от увольнения даже то, что к этому времени он был одним из известнейших танцовщиков русского балета.

Екатерина Сергеевна Максимова (1 февраля 1939 г. - 28 апреля 2009 г.), русская советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, педагог, народная артистка СССР.

Эта уникальная балерина не сходила со сцены тридцать пять лет. Впрочем, с балетом Максимова связана и сегодня, поскольку является педагогом-репетитором театра «Кремлевский балет».

Екатерина Максимова получила специальное образование в Московском хореографическом училище, где ее педагогом была прославленная Е. П. Гердт. Еще будучи ученицей, Максимова получила первую премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве в 1957 году.

Свое служение искусству она начала в 1958 году. После окончания училища молодая балерина пришла в Большой театр и проработала в нем до 1988 года. Небольшого роста, идеально сложенная и удивительно пластичная, она, казалось, самой природой была предназначена для классических ролей. Но вскоре стало очевидно, что ее возможности поистине безграничны: она с одинаковым блеском исполняла и классические, и современные партии.

Секрет успеха Максимовой заключается в том, что она всю жизнь продолжала учиться. Свой богатый опыт ей передала прославленная балерина Г. Уланова. Именно от нее молодая актриса балета переняла искусство драматического танца. Не случайно, в отличие от многих балетных актеров, она сыграла целый ряд ролей и в балетных телеспектаклях. Необычайно выразительное лицо Максимовой с большими глазами отображало самые тонкие нюансы при исполнении комедийных, лирических и драматических ролей. Кроме того, ей блестяще удавались не только женские, но и мужские партии, как, например, в балетном спектакле «Чаплиниана».

Сергей Михайлович Лифарь (2 (15) апреля 1905 г. - 15 декабря 1986 г.), русский и французский танцовщик, балетмейстер, педагог, коллекционер и художник.

Сергей Лифарь родился в Киеве в семье крупного чиновника, его мать происходила из семьи известного зерноторговца Марченко. Первоначальное образование он получил в родном городе, поступив учиться в 1914 г. в Киевский императорский лицей, где прошел подготовку, необходимую для будущего офицера.

Одновременно, с 1913 по 1919 год, Лифарь ходил на занятия по классу фортепиано в консерваторию имени Тараса Шевченко. Решив посвятить свою жизнь балету, он поступил в 1921 г. в Государственную школу искусств (класс танца) при Киевской опере и получил азы хореографического образования в студии Б. Нижинской.

В 1923 г. по рекомендации педагога вместе с четырьмя другими его учениками Лифаря пригласили на просмотр в труппу «Русский балет» С.П. Дягилева. Сергею удалось пройти конкурс и попасть в прославленный коллектив. С этого времени начался трудный процесс превращения начинающего любителя в профессионального танцовщика. Лифарю давал уроки известный педагог Э. Чекетти.

Одновременно он много учился у профессионалов: ведь в труппу Дягилева традиционно приходили лучшие танцовщики России. Кроме того, не обладая собственными идеями, Дягилев аккуратно собирал лучшее, что было в отечественной хореографии, поддерживал поиски Джорджа Баланчина, Михаила Фокина. Сценографией и театральными декорациями занимались известные художники России. Поэтому постепенно «Русский балет» превратился в один из лучших коллективов в мире.

Через несколько лет после смерти Мариса Лиепы было принято решение увековечить в виде медальонов пять его рисунков. Они выполнены под руководством итальянского мастера Д. Монтебелло в России и продаются на вечерах памяти Лиепы в Москве и Париже. Правда, первый тираж составил всего сто - сто пятьдесят медальонов.

Окончив Рижское хореографическое училище у В. Блинова, Марис Лиепа приехал в Москву, чтобы поучиться еще и в Московском хореографическом училище у Н. Тарасова. После его окончания в 1955 году он так и не вернулся на свою историческую родину и практически всю свою жизнь проработал в Москве. Здесь же он получил признание поклонников и свою известность выдающегося артиста балета.

Сразу после окончания училища Марис Лиепа пришел в труппу Театра имени К. Станиславского, где танцевал партию Лионеля в балете «Жанна Д’Арк», Феба, Конрада. Уже в этих партиях проявились главнейшие черты его таланта - сочетание великолепной техники с яркой выразительностью каждого движения. Работа молодого артиста обратила на себя внимание ведущих специалистов балета, и уже с 1960 года Лиепа становится членом коллектива Большого театра.

Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кжесиньска) (19 (31) августа 1872 г. - 6 декабря 1971 г.), русская балерина.

Матильда Кшесинская была миниатюрна, ростом всего 1 метр 53 сантиметров, да и формами будущая балерина могла похвастаться, в отличие от худощавых подруг. Но, несмотря ни на рост, ни несколько лишний для балета вес, имя Кшесинской на протяжении многих десятилетий не сходило со страниц светской хроники, где она была представлена в ряду героинь скандалов и «роковых женщин». Эта балерина была любовницей последнего русского царя Николая II (когда он был еще наследником престола), а также женой великого князя Андрея Владимировича. О ней рассказывали как о фантастической красавице, а между тем она отличалась лишь необыкновенно красивой фигурой. В свое время Кшесинская была известной балериной. И хотя по уровню дарования намного уступала, скажем, такой своей современнице, как Анна Павлова, она все же заняла свое место в русском балетном искусстве.

Кшесинская родилась в потомственной артистической среде, которая на протяжении нескольких поколений была связана с балетом. Отец Матильды был известным танцовщиком, являлся ведущим артистом императорских театров.

Отец и стал первым учителем своей младшей дочери. Вслед за старшей сестрой и братом Матильда была принята в хореографическое училище, после окончания которого началась ее долгая служба в императорских театрах.


Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. В этом обзоре собраны истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Анна Павлова



Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.

Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.



Анна Павлова поддерживала смелые идеи балетмейстера и с готовностью соглашалась на эксперименты. Миниатюра «Умирающий лебедь», которая впоследствии стала визитной карточкой русского балета, была практически экспромтом. В этой постановке Фокин дал балерине больше свободы, позволил самостоятельно прочувствовать настроение «Лебедя», импровизировать. В одной из первый рецензий критик восхищался увиденным: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: ».

Галина Уланова



Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.



Галина Уланова достигла . Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Ольга Лепешинская



За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.

Ольга Лепешинская легко справлялась как с классикой балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), так и с современными постановками («Красный мак», «Пламя Парижа».) В годы Великой Отечественной войны Лепешинская бесстрашно выступала на фронте, поднимая боевой дух солдат.

Title="Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru." border="0" vspace="5">


Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru.


Несмотря на то, что балерина являлась любимицей Сталина и имела множество наград, она была очень требовательна к себе. Будучи уже в преклонном возрасте, Ольга Лепешинская говорила, что ее хореографию нельзя было назвать выдающейся, но «природная техника и огненный темперамент» делали ее неподражаемой.

Майя Плисецкая



Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.

Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.



Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.

Людмила Семеняка



Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.



В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

Вот только осваивал он мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США.

Искусство танца является универсальной формой самовыражения с давних времен. Язык тела понимает любой человек мира, поэтому танцы так популярны. От балета до современных танцев, от хип-хопа до сальсы, от восточных танцев до фламенко — в последние десятилетия танец, как высокое искусство, переживает настоящий расцвет.

Но когда дело доходит до отдельных танцоров, бывает очень сложно выбрать кого-то одного лучшего. Если вам интересны танцы и люди, которые посвятили им всю свою жизнь, то предлагаем ознакомиться со списком самых известных и популярных танцоров 20-го века .

10 самых известных танцоров 20-го века

1. РУДОЛЬФ НУРИЕВ

Родился артист в России и уже в двадцать лет стал солистом Мариинского театра. В 1961 году Нуриев просит политического убежища, якобы в связи с притеснением его властями, и получает его во Франции. Затем артист гастролирует с Гранд Балет дю Маркиз де Куэвас.

Очевидцы утверждают, что Нуриев был удивительно харизматичен, а его эмоциональное выступление в дуэте с Фонтейн в «Ромео и Джульетта» по сей день остается одним из самых сильных выступлений среди дуэтов в истории балета.

К сожалению, Нуриев стал одной из первых жертв ВИЧ и умер от СПИДа в 1993 году. Двадцать лет спустя, мы все еще наслаждаемся тем великим наследием, которое он оставил после себя.

2. МИХАИЛ БАРЫШНИКОВ

Михаил Барышников является одним из величайших артистов балета всех времен, многие критики считают его самым лучшим. До поступления в труппу Мариинского театра в 1967 году, Барышников занимался балетов в Ленинградской школе Вагановой. С началом карьеры в Мариинском театре Михаил занимает ведущие роли в десятках постановок.


Барышников сыграл ключевую роль в становление балета, как части популярной культуры, в конце 1970-х и начале 80-х, он был лицом этого искусства на протяжении более двух десятилетий.

Сегодня Михаил Барышников, пожалуй, самый влиятельный и известный танцор нашего времени.

3. ФРЕД АСТЕР И ДЖИНДЖЕР РОДЖЕРС

Фред Астер и Джинджер Роджерс — эта великая танцевальная пара сегодня на третьем месте рейтинга самых известных танцоров 20-го века. Пара была очень гармоничной, он придавал ей класс, а она делала его еще более харизматичным. Их выступления были доступны для самых широких масс, и публика отвечала им искренней любовью.


Расцвет карьеры Астера и Роджерс пришелся на Великую Депрессию и момент был чрезвычайно удачным: многие американцы в то время едва сводили концы с концами, и зажигательные танцы пары позволяли им хотя бы ненадолго уйти от реальности и повеселиться.

4. ХОАКИН КОРТЕС

Хоакин Кортес является самым молодым среди танцоров, представленных в нашем списке. Хотя он еще не закончил свою карьеру и, возможно, не станцевал свой самый известный танец, Кортес один из немногих танцоров в истории, который получил титул секс-символа и безумно популярен как среди женщин, так и среди мужчин. Мадонна и Дженнифер Лопес утверждают, что обожают его, в то время как Наоми Кембелл и Мира Сорвино пополнили ряды женщин, чье сердце он разбил.


Можно с уверенностью сказать, что Хоакин Кортес — один из величайших танцовщиков фламенко в мире. Среди его почитателей-мужчин Тарантино, Армани, Аль Пачино, Бандерас и Стинг. Поклонники называют его богом фламенко, и, если вы посмотрите хотя бы одну запись его выступления, вы поймете почему. В возрасте сорока четырех лет Кортес до сих пор остается один, однажды он заявил: «Танцы это моя жена, моя единственная женщина».

5. МАЙКЛ ДЖЕКСОН

Майкл Джексон стал человеком, который сделал танцы важным элементом современной поп-музыки. Большинство современных поп-звезд, таких как Джастин Бибер, Ашер, Джастин Тимберлейк, признались, что в разное время они находились под большим влиянием стиля Майкла Джексона.


Его вклад в танцы огромен. Джексон был новатором, который создавал новые танцевальные движения самостоятельно. Его природная грация, гибкость и чувство ритма способствовали появлению фирменного «стиля Джексона». Его коллеги называли его «губкой» за умение искать и находить новые идеи и техники везде, где бы он ни находился.

Вдохновение Джексон искал в работах Джеймса Брауна, Марсель Марсо, Джин Келли и, как бы странно это не прозвучало, в выступлениях классических танцоров балета. Самобытность и уникальный стиль принесли Майклу Джексону славу, и сегодня он стоит рядом с другими гигантами популярной музыки, такими как Элвис и Битлз.

6. СИЛЬВИ ГИЛЛЕМ

В свои сорок восемь лет Сильви Гиллем продолжает оставаться одной из самых популярных балерин в мире. Гиллем изменила лицо балета, ее выступления выходят за его классические рамки.


Вместо того, чтобы строить классическую карьеру балерины, Гиллем сделала смелый выбор, наравне участвуя и в постановках Парижской оперы и в проектах Уильяма Форсайта. Наравне с Марией Каллас в оперном мире, Сильви Гиллем вновь сформировала популярный образ балерины.

7. ДЖИН КЕЛЛИ

Джин Келли был одной из самых известных звезд голливудских мюзиклов. В номерах Келли гармонично сочетались балетные элементы и движения современных танцев — это был его собственный неповторимый стиль. Келли привнес новые танцевальные веяния в театральные постановки.


Наследие Келли — это его музыкальное видео, узнаваемое и любимое во всем мире. Уже не одно поколение американских танцоров находит что-то свое в его движениях и стиле.

8. ЖОЗЕФИНА БЕЙКЕР

Хотя имя Жозефины Бейкер связано, прежде всего, с периодом расцвета джазовой музыки — золотым веком джаза, ее влияние на вновь появляющихся и современных звезд по-прежнему велико.


Жозефина Бейкер является одной из первых звезд африканского происхождения. Она приехала в Париж в 1925 году и буквально покорила публику сочетанием экзотического шарма и таланта. Жозефина выступала в Фоли-Бержер, и это было удачным началом ее карьеры. Во Франции артистка не чувствовала столь широкого распространения расовых предрассудков, как это было в США в то время.

В конце жизни Жозефина вернулась на сцену. Умерла она в 1975 году от кровоизлияния в мозг.

9. МАРТА ГРЭМ

Марта Грэм считается матерью современного танца. Она создала более ста пятидесяти уникальных хореографических номеров и оказала огромное влияние на все области современного танца.


Ее техника отличается от классической, а такие движения, как сжатие, выпуск и спираль являются ее собственной находкой. Грэм пошла еще дальше и создала «язык движения», основанный на выразительных возможностях человеческого тела.

10. ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ

Вацлав Нижинский был одним из самых талантливых танцоров балета в истории. К сожалению, не осталось записей его выступления, поэтому в настоящее время нереально оценить его невероятный талант.

Нижинский был известен своей удивительной способностью бросать вызов гравитации, которая воплощалась в его великолепных прыжках. Вацлав был партнером легендарной Анны Павловой.


Нижинский оставил сцену в 1919 году в возрасте двадцати девяти лет. Он был болен шизофренией и частые нервные срывы не позволяли продолжать работу. Последние годы жизни артист провел в психиатрических больницах и приютах.