Сколько лет милене вавиловой солистка поющих гитар. Истинно народный ансамбль

20.10.2019 Мужские

ВИА "Поющие гитары Броневицкого из Ленинграда" 8 марта дадут праздничный концерт в петербургском зале "Колизей".

На "Деловой завтрак" в Северо-Западный филиал "Российской газеты" пришли лидер коллектива Евгений Броневицкий, Валерий Кочегуро (гитара, вокал), Милена Вавилова (вокал). Музыканты рассказали о том, почему публика любит ретро, о демократии в ансамбле и о том, как коллектив отказался от фонограммы.

У вас радикально поменялась афиша. Понятно, что "Поющие гитары" - легенды СССР, первый вокально-инструментальный ансамбль в стране. Но почему так удлинилось название - "Поющие гитары. ВИА Броневицкого из Ленинграда"? Прошел слух, что вы распались на два коллектива.

Евгений Броневицкий: Что скрывать? Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. От нас откололись два музыканта, которые не сходились во взглядах со мной, стоявшим у истоков ансамбля, и с Валерой Кочегуро, который сегодня занимается у нас музыкальной частью. Вокруг них образовался клон "Поющих гитар" 2013 года. К сожалению, наш директор зарегистрировал на себя наш бренд… Я пригласил его к нам в 1997 году. Потом человек изменился до неузнаваемости: царь и бог, не так поем, не так одеты, не так стоим на сцене, решал, кому давать интервью, а кому отказать. Хочу - казню, хочу - милую. Мы расстались, и он создал свои "Поющие гитары". Пусть работают. Но не называют нас "не настоящими", "самозванцами"!

Валерий Кочегуро: Имя Броневицкого в название мы ввели для того, чтобы публика понимала, кто будет выступать. Наш домен - www.Поющие-гитары.рф. Все участники ансамбля сегодня учредители ООО.

То есть вы прошли путь от ВИА до ООО?

Евгений Броневицкий: Вынужденно. Разве мы думали, что у нас отнимут название? И как его можно отнять или присвоить? Нам его народ дал. Когда мы создавались в 1966 году, было столько предложений! "Летний сад", "Эрмитаж", "Аврора"… Публика "приклеила" нам название "Поющие гитары", и мы согласились. Такого на советской эстраде не было - все играют на инструментах, да еще и поют…

Вы не входите в "Петербург-концерт"?

Евгений Броневицкий: Когда-то мы входили в "Ленконцерт". Можно было бы сотрудничать с "Петербург-концертом", но там стало некомфортно, нам выставляли неприемлемые условия.

Валерий Кочегуро: В 2010 году мы забрали оттуда трудовые книжки. Хотя если бы остались в этой организации, может, и не возникали такие ситуации, как у нас сейчас, не появлялись бы "клоны", "двойники". На самом деле, наш случай не единичен. Через такое прошли "Веселые ребята", "Песняры"… У всех зарегистрировано содружество музыкантов - ООО. И уникальный, вопиющий случай - индивидуальный предприниматель "Поющих гитар". Ладно бы, Броневицкий им назвался, один из основателей ансамбля… А тут - администратор. Вопрос не простой, но он будет решен.

Евгений Броневицкий: Ребята доверили мне почетную должность руководителя. Хотя трудно переоценить роль Кочегуро. Каждый свое слово может сказать. У нас демократия. Нет никакого диктата.

Милена, вы солистка. Каково одной красивой женщине среди стольких мужчин?

Милена Вавилова: Очень хорошо!

Евгений Броневицкий: Она молодец, уже 10 лет с нами, даже теперь нам советует, какие костюмы надеть на тот или другой концерт. Кстати, мы никогда не говорим "солистка". Миленочка - член коллектива. Мы все поем. У нас всегда была девушка в коллективе, это уже добрая традиция.

На вашей афише написано "живой звук". Вы отказались от фонограммы?

Евгений Броневицкий: Когда мы создали "Поющие гитары", работали "живьем". В 1997 году, когда снова вышли на сцену после 22-летнего перерыва, фонограммы у нас не было. И вдруг все стали работать "под фанеру". И мы тоже. Сейчас наш ансамбль от этого отказался. Наш принцип - работать "вживую". Обманывать публику и получать за это деньги - подлость.

Кто вам пишет новые песни? Как их принимает публика, которая идет на концерт, чтобы послушать старые, добрые хиты?

Евгений Броневицкий: Новые песни Валера пишет. Мы не можем стоять на месте, пользуясь старым багажом, хотя те песни принесли нам успех. Эксплуатировать тот репертуар - стагнация, она ведет к развалу, гибели. Мы идем вперед, экспериментируем, пробуем исполнять новые песни. Этот путь сложен, тернист. Наш репертуар должен быть понятен нормальным людям, которые не хотят шума, грохота на концертах, которым не интересна псевдофилософия. Чем "Поющие гитары" заинтересовали народ в 60-70-е? Своим разнообразным репертуаром, тем, что были понятны, близки людям - музыкой, содержанием песен, теплом по отношению к публике.

Когда поем новые песни, у нас холодок по спине пробегает: как примут? Если хлопают из вежливости (а это всегда чувствуется) - всё, надо эту убирать. Когда Валера Кочегуро поет "Родину", "Санкт-Петербург", "Ведь это весна", ему долго аплодируют. Станут ли они любимы - покажет время. Не бывает такого, чтобы написал песню, и она тут же встала в ряд с "Сумерками", "Синим инеем".

Правда ли, что чиновники не давали вам петь "Сумерки"?

Евгений Броневицкий: В 1968 году Анатолий Васильев написал песню "Сумерки" на стихи Кима Рыжова ("Словно сумерек наплыла тень…"). Когда я показал ее на худсовете, все замахали руками: "Нет, нет!", половина "начальников" ушли возмущенные. Дескать, разве можно петь таким голосом, выходя на сцену? Не понравилась моя манера исполнения. У меня тембр, как у многих. Не мастер бельканто, прямо скажем. В общем, запретили нам ее исполнять. Васильев разозлился. "Хорошо, - говорит, - в Ленинграде не поем, а на гастролях - будем, там ведь не знают про запрет". И такой успех был у этой песни! Я по три раза пел ее на концерте. Потом, конечно, все изменилось. На концерте в Ленинграде были местные чиновники и, увидев, как мне хлопал огромный стадион, не давая уйти со сцены, сказали: "Ладно, пусть поет".

Чужие песни не исполняете? Только свои?

Евгений Броневицкий: Почему нет? Если они совпадают с нашими, как теперь говорят, вибрациями, гармонично вписываются в репертуар.

Тема ретро вдруг стала близка нашему народу…

Евгений Броневицкий: Над этим феноменом ломают голову специалисты. Может, потому захотелось "старенького", что новоиспеченное искусство оказалось хуже, чем то, которым занимались мы? Или соскучились по той музыке? Ощущения нормального человека, что раньше и сахар был слаще, и огурцы вкуснее… Это естественно. Хорошо забытое старое всегда всплывает.

Валерий Кочегуро: Сколько музыкантов перепевали песню "Для меня нет тебя прекрасней…", а ведь есть новые песни! Знаете ее историю? Юрий Антонов, уходя из "Поющих гитар", подарил Евгению Броневицкому нотный лист с наброском песни, которую он только что сочинил. Спустя полгода Броневицкий сделал аранжировку и спел эту песню. Она стала хитом. Антонов же начал петь ее через несколько лет.

У нас много песен, которые не уходят из нашего репертуара. Люди на концерте спрашивают: "Синий иней" будет? А "Сумерки" споете?" И 50 процентов новых песен. Должны быть радио- и телеэфиры. Чем мы сейчас начали заниматься. Ансамбль надо популяризировать. За пределами Петербурга - точно. Так что мы начинаем новую жизнь.

Разве "Поющие гитары" теряли популярность?

Валерий Кочегуро: В 2003 году на нашем сольном концерте в БКЗ "Октябрьский" публика, что называется, на люстрах висела. Потом потихоньку все пошло на спад, и пришли к тому, что на концерт было продано чуть больше четверти зала. Почему такое произошло? Ансамбль из года в год играл одни и те же песни, в одном и том же порядке! Мало того, были одни и те же объявления, шутки, движения. Ну просто роботы! Зрителям это перестало быть интересным. А у нас стало 99 процентов концертов - корпоративы (откуда и пошла фонограмма). Это нас сгубило. "Корпораты" - нормальный приработок, но мы превращались в "кабачный" ансамбль: идет "разгуляево", где под водку артисты выступают.

В 2012 году мы сыграли первый за последние годы живой концерт. Это произошло в Минске. Зал просто стонал от восторга. А мы испытали шок. И началось возрождение "Поющих гитар".

Евгений Броневицкий: Так что от "корпоратов" снова идем к своему зрителю. А он прощает нам помарочки на концерте, мы ведь живые люди.

Евгений Александрович, о "Поющих гитарах" писали много, а вы не думали рассказать про своего знаменитого старшего брата? (Александр Броневицкий - основатель ансамбля "Дружба". - "РГ"). О том, как вы росли "под роялем". О своих коллегах, музыкантах, с которыми встречались, работали. Может, стоит книгу выпустить?

Евгений Броневицкий: У меня нет дара изложения. И потом, вряд ли моя жизнь кому-то интересна. Я действительно вырос под роялем, на котором играл мой брат, рядом стояла моя маленькая раскладушка (жили мы в коммуналке, в тесноте, в одной комнате). Звуки музыки меня не раздражали. Брат был, конечно, мастер! Привел в ансамбль "Дружба" восемь певцов с разными голосами, а потом полюбил польскую девочку Эдиту Пьеху, многому научил ее, она стала солисткой, а дальше - народной артисткой СССР, легендой эстрады.

Как родились "Поющие гитары"? В 1965 году мы с Анатолием Васильевым и Левой Вильдавским пошли на концерт итальянской группы Marino Marini. Вот тогда мы и загорелись.

Про самый первый концерт "Поющих гитар" расскажите.

Евгений Броневицкий: Это был ужас - первый концерт в ленинградском Военмехе в 1966 году. Столько народу пришло! Как будто "Битлз" ждали. Мы не могли пройти в зал, пришлось через дворы проникать… Поем, и вдруг дым откуда-то пошел. Микрофоны отключились. Стали петь без них, один из нас - быстро за рояль. Зрители ропщут. Мы просим их подождать, пытаемся чинить. Настолько страшно было! "Все, - решил я, - никаких "Поющих гитар"! Ухожу". Короче, не получился концерт, народ разошелся… Вот такое начало!

Журналисты всегда просят вспомнить смешные случаи, "соленые" истории. Могу рассказать драматическую историю о том, как на меня Ленин упал. В Кургане это было, году в 74-м, по-моему. Выступали на сцене филармонии. А там под потолком висел на веревках огромный барельеф Владимира Ильича. Играем. Вдруг за моей спиной со страшным грохотом что-то падает. Ленин упал! Раздробил мой усилитель на части, проломил деревянный пол. Но при этом усилитель продолжал работать! И я цел и невредим. Ну не чудо ли? Ангел какой-то спас меня.

Справка "РГ"

В 1966 году Анатолий Васильев, Евгений Броневицкий, Лев Вильдавский и Сергей Лавровский создали ВИА "Поющие гитары". Это был первый в СССР вокально-инструментальный ансамбль. Через него прошло более 40 музыкантов, там работали Юрий Антонов, Ирина Понаровская. В 1975 году ансамбль поставил зонг-оперу "Орфей и Эвридика" и в том же году прекратил свое существование как ВИА. После 22-летней паузы в 1997 году "Поющие гитары" возобновили концертную деятельность.

Золотые хиты "Поющих гитар"

"Песенка велосипедистов", "Люди встречаются", "Для меня нет тебя прекрасней", "Карлсон", "Сумерки", "Синий иней", "Неприметная красота", "Если выйдешь ты мне навстречу", "Воскресенье", "Цыганочка".

Википедия Поющие гитары это: ВИА "Поющие гитары" Основная информация Жанры рок, Фолк-рок, Поп-рок, Рок-опера Годы 1966-настоящее время Страны СССР, Россия Город Ленинград, Санкт-Петербург Лейбл Мелодия Состав Евгений Броневицкий Василий Борисов Владимир Васильев Аркадий Аладьин Валерий Ступаченко Милена Вавилова Валерий Кочегуро Бывшие участники Ирина Понаровская Альберт Асадуллин Ольга Левицкая Александр Фёдоров Юрий Иваненко Владимир Калинин Альгирдас Паулавичюс Григорий Клеймиц Эдгар Бернштейн Юрий Соколов Лев Вильдавский Сергей Лавровский Галина Баранова Татьяна Калинина Елена Федорова Олег Мошкович Штефан Петраки Юрий Антонов Владимир Рубин Лев Пильщик Юрий Чванов В. Дынга Эдуард Кузинер Богдан Вивчаровский Василий Борисов Юрий Иванов Валентин Бадьяров Владимир Васильев Другие проекты театр рок-оперы Официальный сайт «Поющие гитары» - советский вокально-инструментальный ансамбль, пользовавшийся необыкновенной популярностью в начале 1970-х годов. Наиболее известными песнями в наши дни являются «Синяя песня» («Синий иней») и «Песенка велосипедистов». Коллектив являлся одним из первых в истории отечественной популярной музыки профессиональным коллективом, давший имя всему жанру ВИА и послуживший образцом для многочисленных последователей и подражателей . «Поющие гитары» создали универсальную формулу для ВИА, появившихся в конце 60-х и первой половине 70-х годов. Содержание 1 История 2 Репертуар 3 Скандал с группой «Аргонавты» 4 Участники коллектива 5 Дискография История Создан в Ленинграде в 1966 году. 5 октября 1966 года ансамбль дал первый профессиональный концерт - на сцене актового зала в Военно-механическом институте. В 1967 году ансамбль записывает на фирме «Мелодия» свою первую пластинку. Популярность группы растет: ВИА «Поющие гитары» в год давали до 350-400 концертов-аншлагов. Сильными сторонами группы было знание западных образцов, а также «эффектное вокальное многоголосие и остроумная театрализация многих песен». Многие участники группы позже добились индивидуального успеха как певцы, композиторы, аранжировщики и дирижёры (Юрий Антонов, Альберт Асадуллин, Ирина Понаровская, Валентин Бадьяров, Альгирдас Паулавичус, Григорий Клеймиц, Валерий Бровко, Галина Баранова и др.). К началу 80-х годов популярность группы сильно упала[источник не указан 1142 дня], сказывалась и сильная текучка кадров. Коллектив стал заниматься постановками рок-опер, и с 1985 года преобразован в Государственный театр «Рок-опера». Весной 1997 года «Поющие гитары» неожиданно для многих воссоединились и дали серию хорошо принятых публикой концертов, со своим репертуаром 30-летней давности. Но почти сразу начинаются потери: в 1998 году уходит из жизни музыкальный руководитель Григорий Клеймиц, в 2002 году гитарист и вокалист Александр Фёдоров уезжает на ПМЖ в Канаду, в 2004 году уходит из жизни вокалистка Ольга Левицкая. В ансамбле появляются новые, молодые музыканты: гитарист Валерий Кочегуро и вокалистка Милена Вавилова. В 2004 году одно из немногих тогда «живых» выступлений ансамбля было в телепередаче «Живой звук» за несколько дней до смерти Ольги Левицкой. Впоследствии концерты, в том числе юбилейный концерт в Санкт-Петербурге в БКЗ «Октябрьский» 15 октября 2006 года, за редким исключением проходят под фонограмму «дабл-трэк». 12 декабря 2012 года в Санкт-Петербурге в БКЗ "Октябрьский" ансамбль выступил c долгожданным живым концертом, в нём были и новые песни. Ушедшего на пенсию ударника Юрия Соколова сменил Аркадий Аладьин (ранее группы «Марафон», «Эверест», «Август», «Зарок»). Ранее Аладьин играл после Соколова в группе "Сильвер". Репертуар В основу репертуара легли обработки популярных эстрадных мелодий зарубежных групп Shadows, Ventures, песни групп «the Beatles», «Тремелос», песни Джанни Моранди, а также русские народные и цыганские песни. «Синий иней» (русский текст Альберта Азизова, оригинал - Келлер-Хантер (первое исполнение - Нил Седака, 1959) One way ticket (to the blues)) «Песенка велосипедистов», оригинал - Riccardo Del Turco «Uno tranquillo» (французский кавер - Джо Дассен «Siffler sur la colline», английский - The Tremeloes «Suddenly You Love Me», ивритский - "להשתטות לפעמים") "Воскресенье ("Самый лучший день")", оригинал - Daniel Boone, "Beautiful Sunday". «Был один парень», оригинал - Джанни Моранди «C`era un ragazzo che come me amava I Beatles…» (бразильская версия: Os Incríveis «Era um garoto, que como eu, amava os Beatles e os Rolling Stones») «Духовые оркестры», оригинал - Halina Kunicka «Orkiestry dete» «Индейская резервация», автор John D. Loudermilk, русский текст Я.Голяков, оригинал - The Raiders, «Indian Reservation» «Ленинград», оригинал - Джо Дассен, «La complainte de l`heure de pointe» «Апачи», оригинал - The Shadows, «Apache». «Торреро», оригинал - The Shadows, «The Savage». «Синяя птица», оригинал - The Shadows, «Peace Pipe». «Цыганочка», оригинал - The Shadows, «Man of Mystery». «Люди встречаются», оригинал - Peter Poor «Fekete Vonat» (также русскоязычный кавер - Янош Коош "Черный поезд") «Прекрасное воскреснье», оригинал - Daniel Boone «Beautiful Sunday» «Толстый Карлссон», оригинал - Jeff Christie «Yellow River» (французский кавер - Джо Дассен «L`Amerique»).. «Три минуты до смерти», оригинал - Pascal Danel «Les trois dernières minutes» Скандал с группой «Аргонавты» В репертуаре «Поющих гитар» есть песня-реквием «Саласпилс». Эту песню о трагической судьбе латвийской деревни, где в годы Великой Отечественной войны находился нацистский концлагерь для детей, сочинил солист группы «Аргонавты» Александр Тимошенко, на стихи поэта Виктора Большакова. В декабре 1969 г. группа «Аргонавты» выступила на очередном вечере, посвящённом дню студентов, там впервые и прозвучала песня «Саласпилс». Песня быстро разошлась по городу, исполнялась другими группами, а несколько лет спустя попала в репертуар «Поющих гитар», клавишник которых Эдуард Кузинер сделал свою аранжировку, добавил инструментальное соло, и немного изменил слова. Тем не менее, когда «Поющие гитары» собрались издать «Саласпилс» на пластинке, «Аргонавты» заявили свои права на песню, и сумели доказать их - на изданном фирмой «Мелодия» диске, Тимошенко и Кузинер значились соавторами. Эта история - пожалуй, первый прецедент успешной борьбы за авторские права в Советском Союзе. Участники коллектива Состав коллектива постоянно обновлялся: «Звёздный» концертный состав: Анатолий Васильев - соло-гитара, вокал, основатель коллектива Ирина Понаровская (1971-1976 гг.), Валерий Ступаченко, Александр Федоров, Евгений Броневицкий (бас-гитара, вокал) - солисты ансамбля Юрий Иваненко - бас-гитара, флейта Владимир Калинин - ритм-гитара, вокал, Альгирдас Паулавичюс - электроорган, флейта Григорий Клеймиц - клавишные инструменты, вокал (в последующем аранжировщик и музыкальный руководитель ансамбля) Эдгар Бернштейн - труба, радиоинженер Юрий Соколов - ударные инструменты, вокал Прочие: Лев Вильдавский (электроорган, фортепиано) Сергей Лавровский (ударные инструменты, вокал) Солистки (последовательно):Галина Баранова, Татьяна Калинина, Елена Федорова, Ирина Понаровская, Ольга Левицкая Олег Мошкович (клавиши, вокал) Штефан Петраки (клавишные инструменты, вокал) Юрий Антонов (клавишные инструменты, вокал) А также периодически - Владимир Рубин, Лев Пильщик, Юрий Чванов, В. Дынга Эдуард Кузинер (клавишные инструменты) Богдан Вивчаровский (вокал) Василий Борисов (гитара, скрипка, вокал) Юрий Иваненко (бас-гитара, флейта) Юрий Иванов (гитара, флейта, вокал) Валентин Бадьяров (соло гитара, двенадцатиструнная гитара, скрипка, вокал) Владимир Васильев (бас-гитара, вокал) Современный состав: Евгений Броневицкий - бас-гитара, вокал Василий Борисов - ритм-гитара, вокал Владимир Васильев - клавишные инструменты, вокал Аркадий Аладьин - ударные инструменты Валерий Ступаченко - вокал Милена Вавилова - вокал Валерий Кочегуро - соло-гитара, вокал Дискография 1967 год (гитарные обработки Анатолием Васильевым эстрадных мелодий): «Сюрприз» «Тореро» «Цыганочка» (песня Man of Mystery группы The Shadows) «Синяя птица». 1968 год (пластинка) «Песня - это главное, друзья!»: «Песня - это главное, друзья» /Я.Дубравин-С. Фогельсон/, «Синяя птица» /обр. А.Васильева/, «Тореро» /обр. А.Васильева/, «Дороги» /А.Новиков - Л.Ошанин/, «Аппачи» /обр. А.Васильева/, «Песенка велосипедистов» /гр. «Тремелос» - русск. текст П.Ватника/, «Вечерний город» /М.Таривердиев/, «Сюрприз» /обр. А.Васильева/, «Ноктюрн» /М.Таривердиев/ - вокал Е.Федорова, «Цыганочка» /обр. А.Васильева/, «Ты уходишь, как поезд» /М.Таривердиев - Е.Евтушенко /- солистка Е.Федорова. 1970 год (пластинка-миньон): «Синий иней» /Н.Седака - А.Азизов/ «Сумерки» /А.Васильев - К.Рыжов/ «Тройка» 1971 год (пластинка-миньон): «Проводы» /А.Колкер - К.Рыжов/, «Мы расстались» /молдавская нар. песня/, «Карлсон» /Дж. Кристи - И.Резник/, «Нет тебя прекрасней» /Ю.Антонов - И.Безладнова, М.Беляков/. 1972 год (пластинка-миньон): «Прекрасное воскресенье» /Д.Бун - М.Беляков/, «Соловей» /чил. нар. - Я.Голяков/ «Саласпилс» /А.Тимошенко, Э.Кузинер - Я.Голяков/ «Тихо течет Неман» /литовская народная песня, обр. А.Паулавичюса/ 1974 год реквием «Саласпилс» 1976 год (последняя пластинка-миньон группы): «А я пою» / сл. К.Рыжова/, «Моя вина» / сл. Ю.Боброва / «У реки черёмуха» /сл. В.Харитонова/ 1979 год Фламандская Легенда Концептуальный альбом-опера, посвящённый жизни Тиля Уленшпигеля 1975 год (двойной диск) Зонг-опера «Орфей и Эвридика» 1997 год «Поющим гитарам 30 лет - архивные записи» 1997 год 2002 год «Синий иней» Синий иней Толстый Карлсон Суббота Цыганочка Не ломай черемухи Сумерки Ленинград Тонкая рябина Восток Пятьдесят Степь Синяя птица Проводы Эх, дороги Вот это погода Люблю Вечерний город 2002 год «Люди встречаются» (CD) 2003 год «Орфей и Эвридика» (CD)

Легендарному ВИА «Поющие гитары»– 50

Рязань, 27 октября – Областная Рязанская Газета. В четверг, 20 октября, в Муниципальном культурном центре города Рязани состоялся концерт живой легенды отечественной эстрады – вокально-инструментального ансамбля из Санкт-Петербурга «Поющие гитары». В предыдущий раз этот прославленный коллектив приезжал в наш город почти ровно два года назад – 20 ноября 2014 г. И выступали тогда «Поющие» на той же самой площадке.

«Поющие гитары» были созданы в Ленинграде пятьдесят лет назад – осенью далёкого теперь уже 1966 года – музыкантом популярного в те годы ансамбля «Дружба» (под управлением Александра Броневицкого, являвшегося мужем Эдиты Пьехи) Анатолием Васильевым. «ПГ» стали первым в Советском Союзе официально зарегистрированным профессиональным вокально-инструментальным ансамблем. Именно с них в нашей стране началась эпоха ВИА. Одним из тех, кто активно помогал Васильеву в создании коллектива, стал младший брат Александра Броневицкого Евгений. Он самого начала и по сей день в строю, является музыкальным руководителем, солистом и бас-гитаристом ансамбля, невзирая на довольно солидный возраст – 71 год!

В свой юбилейный год ВИА «Поющие гитары» совершает гастрольный тур по городам России под девизом «Нам 50 – мы вместе!», и именно с этой программой он приехал в Рязань. Начался концерта весьма необычно. В полутьме на сцену вышел барабанщик (Аркадий Аладьин), сел за ударную установку и начал отбивать ритм. Следом за ним в свете софитов один за другим стали высыпать остальные музыканты. Собравшись все вместе, они тут же погнали вступительную вещь – инструментальную композицию «Апачи» (кавер-версия из репертуара популярной в 60-х гг. ХХ в. американской группы «The Ventures», игравшей преимущественно в стиле surf). Под эту музыку, постепенно приближаясь к центру сцены, словно исполняя «танец живота», появилась солистка Милена Вавилова.

Нужно отметить, что на протяжении всего концерта эта грациозная женщина ни на минуту не оставалась неподвижной, постоянно проделывая во время исполнения песен различные танцевальные па! Другой инструментал – «Цыганочка» (cover «Man of Mystery» рок-команды с Туманного Альбиона «The Shadows» также в стиле сёрф) питерцы сыграли уже по ходу концерта. Одеты же были артисты прямо в соответствии со словами из известной интермедии их земляка Аркадия Райкина «бэлий вэрх, чорний низ». А каверы, или по-русски, перепевки импортных произведений – это то, с чего начинал свою деятельность, наверное, любой, даже самый маститый вокально-инструментальный ансамбль. Они прозвучат в исполнении питерского ансамбля в этот вечер ещё не раз. Вообще-то, ничего негативного в перепевках нет. Наоборот, в эпоху «железного занавеса», когда отечественными спецслужбами глушились «вражеские радиоголоса», советские слушатели имели возможность пусть даже таким способом приобщиться к лучшим произведениям мировой эстрады тех лет. По версии «Поющих гитар» это такие шедевры, как «Песенка велосипедистов» («Uno tranquillo» из репертуара британской поп-группы 60-х «The Tremeloes»), «Карлсон» («Yellow River» – из творческой копилки английской же группы под управлением Джеффа Кристи и Джо Дассена «L`Amerique»), «Соловей» (принято считать, что это обработка чилийской народной песни, однако у неё есть французские авторы: музыка Офрей, слова Делано, русский текст Якова Голякова), «Люди встречаются» («Fekete Vonat» из наследия венгерского певца Петера Поора), «Синяя песня» («One Way Ticket» из творческого багажа американца Нила Седаки), «Прекрасное воскресенье» («Beautiful Sunday» Дэниэла Буна, русский текст Михаила Белякова). Естественно, все эти хиты прозвучали в тот вечер в стенах МКЦ. Излишне говорить, что каждый из этих номеров срывал бурные овации зрительного зала.

Конечно же, любимые артисты подарили публике и свои самые известные шлягеры, сочинённые отечественными авторами: «10 дней», «Неприметная красота», «Женская доля» (монолог Лиды из мюзикла ленинградцев композитора Александра Колкера и либреттиста Кима Рыжова по мотивам одноимённой пьесы А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», соло Милены Вавиловой), «Сумерки», «Над рекой черёмуха», «Если любишь ты», «Нет тебя прекрасней». Преподнесли участники ВИА зрителям также и произведения более поздних лет, сочинённые их соло-гитаристом, композитором и аранжировщиком Валерием Кочегуро: «Санкт-Петербург», «Метель» (напоминание о том, что скоро зима), «Весна», «Крутится жизни колесо», «Поющие гитары» (особенно в ней запомнились слова «мы вас не предавали»!). Были представлены и два хита, написанные клавишником «ПГ» Владимиром Васильевым, которого все почему-то называют «Царь» – «Летний вечер» и «Кара-Кум». Музыку к этим жемчужинам вокально-инструментального фонда он написал, будучи в разное время участником (и для) других эстрадных коллективов, однако сумел сохранить на них авторские права. Причём исполнил их петербургский ВИА даже лучше, чем в аутентичных вариантах соответственно группа Стаса Намина «Цветы» и рок-группа п/у Игоря Саруханова «Круг»! Наверно, для экзотики «Поющими» были спеты и русская народная «Тонкая рябина», и в каком-то цыганском стиле «Слышишь, мчатся сани» на стихи Сергея Есенина – видимо, отдавая дань уважения родине великого русского поэта, на которой они в тот момент пребывали.

В зале был практически аншлаг, и под аккомпанемент «ПГ» многие зрители танцевали и между рядами, и не сходя с кресел, а также подпевали исполнителям. В одной из пауз Валерию Кочегуро удалось дозвониться до основателя ансамбля Анатолия Васильева, которому в тот день исполнился 81 год (!) и вместе с залом поздравить его с Днём рождения. Благодарные зрители неоднократно преподносили букеты цветов Милене Вавиловой и Евгению Броневицкому. А директор Муниципального культурного центра города Рязани Владимир Колчаев, помимо цветов, вручил руководителю ансамбля также и «мужской набор» в красивой упаковке. В своей речи Колчаев отметил, мол, «все мы росли под вашу музыку».

Рязанцы долго не хотели отпускать ВИА «Поющие гитары» со сцены, но всегда приходит момент, когда любому процессу однажды наступает логическое завершение. Апофеозом концерта стало исполнение его участниками пожелания «Многая лета Рязани», да так, что невольно подумалось, что они периодически посвящают себя в качестве певчих в хоре одного из санкт-петербургских соборов!

После окончания концерта, как обычно, состоялись фотосессия всех желающих сняться с артистами и традиционная раздача автографов. В ходе непринуждённых бесед оказалось, что гитарист Василий Борисов совершенно свободно говорит по-белорусски, и что он, будучи на гастролях в Минске, общался на этом языке с экс-солисткой ВИА «Верасы» Ядвигой Поплавской! При этом он сообщил, что и у него, и у Евгения Броневицкого – белорусские корни. Теперь стало понятно, почему у «Поющих гитар» так много поклонников в Республике Беларусь. На мой вопрос, почему не спели песню из репертуара «ПГ» «Пятьдесят», которая была бы совершенно уместна в данной ситуации, Евгений Броневицкий смущённо ответил: «Да как-то забыли…»

Необходимо добавить, что встреча рязанцев в юбилейный год 50-летия ВИА «Поющие гитары» состоялась благодаря усилиям продюсера Виктора Петрусёва и директора МКЦ Владимира Колчаева, предоставившего легендарному и поистине народному, любимому зрителями на протяжении многих десятков лет коллективу.

Игорь ФИЛАТОВ. Фото: Лариса КОМРАКОВА

Когда поют гитары. Первому в СССР вокально-инструментальному ансамблю исполнилось 50 лет

"Поющие гитары" сегодня...


... и в середине 1970-х.

Легендарному ВИА "Поющие гитары" исполнилось 50 лет. Участникам ансамбля не пришлось собираться, как другим коллективам, чтобы отметить юбилей, им не надо воссоединяться - они и сегодня активно работают, гастролируют. На афишах у них по-прежнему пишут: "Живой звук". "Поющие" не поют "под фанеру".

Первый в СССР профессиональный вокально-инструментальный ансамбль появился в Ленинграде в 1966 году. Родился под крылом "Ленконцерта". "ВИА из Ленинграда" - так называли их. Художественным руководителем стал Анатолий Васильев. Выпускник дирижерско-хорового отделения Ленинградской консерватории, известный джазмен, в 1957-1965 годах - гитарист ансамбля "Дружба" под управлением Александра Броневицкого, решил приблизить советскую эстраду к западным стандартам. Будущих участников "Поющих гитар" отбирал среди выпускников музучилищ и из числа самодеятельных музыкантов. С ним были Евгений Броневицкий (младший брат Александра Броневицкого), Лев Вильдавский и Сергей Лавровский.

В 1965 году мы с Анатолием Васильевым и Левой Вильдавским пошли на концерт итальянской группы Marino Marini. Вот тогда и загорелись, - рассказывал Евгений Броневицкий. - Такого на советской эстраде не было - все играют на инструментах, да еще и поют. Первый концерт в ленинградском Военмехе в 1966 году. Столько народу пришло! Как будто "Битлз" ждали. Мы не могли пройти в зал, пришлось через дворы проникать. Поем, и вдруг дым откуда-то пошел. Микрофоны отключились. Стали петь без них, один из нас - быстро за рояль. Зрители ропщут. Мы просим их подождать, пытаемся чинить. Настолько страшно было! "Всё, - решил я, - никаких "Поющих гитар"! Ухожу". Короче, не получился концерт, народ разошелся. Вот такое начало!

В 1975 году ансамбль поставил оперу "Орфей и Эвридика"(1975, музыка Алексея Журбина, либретто Юрия Димитрина) и в том же году прекратил свое существование как ВИА.

Золотые хиты "Поющих гитар"

Фильм - концерт(1969)

0.22-Полюшко-поле
4.00-Дороги
7.51-Синяя песня"Синий иней"
10.37-Сумерки("Словно сумерек наплыла тень...").
15.13-Был один парень
18.12 -Печальная
21.41-Песенка велосипедистов
24.00-Тачанка

"Люди встречаются"

"Толстый Карлсон"

"Для меня нет тебя прекрасней..."

"Неприметная красота"

Это Ирина Понаровская!!!

"Если выйдешь ты мне навстречу"

После 22-летней паузы в 1997 году "Поющие гитары" возобновили концертную деятельность.

Сегодняшний состав "Поющих гитар"-
Евгений Броневицкий (с 1966 года, бас-гитара, вокал, аранжировка), Василий Борисов (с 1969 года, гитара, вокал), Владимир Васильев (с 1974 года, клавишные, гитара, вокал), Валерий Кочегуро (с 2003 года, соло-гитара, вокал), Милена Вавилова (с 2004 года, вокал), Аркадий Аладьин (с 2012 года, ударные).


«Орфей и Эвридика» - первая советская рок-опера. Написана в 1975 году композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным, поставлена ансамблем «Поющие гитары» в оперной студии при Ленинградской Консерватории.
Поскольку термин «рок» вызывал негативные эмоции у руководства Министерства культуры СССР, постановка была названа «зонг-оперой» (от нем. der Song - «эстрадная песенка»).
В 2003 году опера вошла в книгу рекордов Гиннесса как мюзикл, максимальное количество раз сыгранный одним коллективом (на момент регистрации рекорда спектакль исполнялся 2350-й раз).


Исполнители:
Орфей - Альберт Асадуллин
Эвридика - Ирина Понаровская
Харон - Богдан Вивчаровский, единственный артист России, получивший в 2001 году звание заслуженного артиста за работу в рок-опере. Играя роль Харона с самого начала (более 30 лет), Вивчаровский тоже занесён в Книгу рекордов Гиннесса.
Фортуна - Ольга Левицкая
1-й певец - Валерий Цакадзе
2-й певец - Василий Лазаренко
3-й певец - Александр Фёдоров

Часть 1:
1. Увертюра (1:37)
2. Орфей полюбил Эвридику… (1:09)
3. Первый дуэт Орфея и Эвридики и песня Орфея ("Когда поет Орфей") (5:38)
4. Хор вестников ("Близится, близится…") (1:38)
5. Сцена прощания (1:25)
6. Ария Эвридики ("Песня о капле росы") (3:43)
7. Напутствие Эвридики (0:37)
8. Первый зонг ("Оглянись") (2:18)
9. Интерлюдия (1:36)
10. Певцы и фортуна (4:22)
11. Состязание певцов (4:26)
12. Выступление Орфея (3:16)
13. Сцена прославления (4:34)
14. Явление Фортуны ("Звал меня, звал меня, мой певец…") (3:05)
15. Песня Харона ("Еще один юнец встречает в сны…") (2:58)
16. Встречай, Эвридика (1:06)
17. Первое возвращение Орфея (4:44)
18. Второй зонг ("Прости нас, Эвридика…") (1:59)
Часть 2:
1. Интерлюдия ("Буря над озером") и песня Эвридики ("Орфей, я в лицо её знаю…") (6:00)
2. Дуэт Эвридики и Харона (1:59)
3. Сцена опьянения (4:18)
4. Ария Фортуны ("Все несчастливцы как один…") (2:49)
5. Сцена Орфея и Харона и песня Харона (8:32)
6. Ария Орфея ("Потерял я Эвридику…") (3:52)
7. Напутствие Фортуны (1:39)
8. Третий зонг ("Маятник") (2:29)
9. В ожидании Орфея (1:27)
10. Встречай, Эвридика (0:41)
11. Сцена второго возвращения Орфея (3:13)
12. Хор вестников ("Близится, близится…") (2:04)
13. Исчезновение Эвридики (1:34)
14. Финал (3:50)


Свершилось! Легендарный вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары» дает сольный концерт в Москве. Только представьте себе - последний сольный концерт этого ансамбля в Москве состоялся в 1999 году в ДК «Меридиан». Были выступления в сборных концертах ВИА, съемки на ТВ, участие в различных программах, но сольных концертов не было. И вот 4 апреля 2015 года в культурном центре «Москвич», что у станции метро «Текстильщики», состоялось наконец историческое событие.
Надо заметить, что музыканты «Поющих гитар» прибыли в Москву ночным поездом. А вечером предыдущего дня они выступали в благотворительном концерте, средства от которого пойдут создателю «Поющих гитар» - первого вокально- инструментального ансамбля в СССР, Анатолию Васильеву. Известно, что у Анатолия Николаевича давно серьезные проблемы со здоровьем, и питерские музыканты во главе с Александром Розенбаумом решили помочь. Была организована интернет-трансляция на домашний компьютер Анатолия Николаевича, и он мог в прямом эфире наблюдать за действием.
Встретившись перед входом в культурный центр с моим другом Владимиром Михайловым , бывшим участником ансамблей «Лейся, песня» и «Акварели», мы прошли через служебный вход за кулисы. Перед концертом удалось только поздороваться с музыкантами, и мы прошли в зал. Большой зал культурного центра «Москвич» вмещает чуть больше тысячи зрителей. Где-то половина зала или чуть больше была заполнена. Еще хотел бы заметить, что акустика зала очень хорошая, гораздо лучше, чем в хорошо нам всем знакомом зале ЦДХ.
Первой исполненной композицией оказалась песня «Если любишь ты» Юрия Антонова, более известная в исполнении «Веселых ребят». Очень симпатичная живая аранжировка, хороший голос Василия Борисова. Надо заметить, что мне не хватило той самой Лермановской изюминки. Но это уже мое, личное. Голос Александра Лермана – мой любимый голос эпохи ВИА, отсюда и сравнения.
Следом пошла известная всем «Десять дней». Отсутствие в общем вокале, привычного по записи, тембра Саши Федорова, компенсировалось очень сочным вокалом Владимира Васильева.
Далее начался «женский» блок. «Неприметная красота» и романс Лидочки из спектакля «Свадьба Кречинского» в исполнении солистки ансамбля Милены Вавиловой. Первая композиция, которую мы помним со времен Понаровской, прозвучала в довольно привычной манере. А вторая оказалась довольно неожиданной. Этот романс все знают в исполнении вокалисток-сопрано (Елена Дриацкая, Людмила Сенчина), а здесь непривычное джазовое и относительно «низкое» исполнение. Но получилось насколько непривычно, настолько и неплохо. Хотелось бы отметить и прекрасное сопровождение на акустической гитаре Валерия Кочегуро. А что касается солистки «Поющих» Милены Вавиловой…. Знаете, есть женщины некрасивые, есть красивые, есть сексуальные. В Милена – воплощение замечательной красоты и теплой сексуальности, если можно так выразиться. Про таких женщин говорят – «в ее глазах можно утонуть» или «глядя в ее глаза можно пропасть»… В общем, роскошная женщина.
Во второй части концерта у Милены была еще одна сольная композиция «Синей иней». После ухода Валерия Ступаченко, который исполнял эту песню с 1969 года, музыканты нынешнего состава нашли очень верный ход – отдать вокальную партию солистке. Что стало вполне привычным, учитывая исполнение этой песни такими коллективами как «Здравствуй, песня» и «Верные друзья».

Дальше на первый план вышел «Царь». Знакомые с жанром люди понимают, что речь идет о Владимире Васильеве . Владимир исполнил хит группы Стаса Намина «Летний вечер». Голос абсолютно не изменившийся, узнаваемый, но аранжировка непривычная: нет вступительного соло на гитаре. Предваряя это исполнение, Валерий Кочегуро сказал, что «Поющие гитары» не исполняют чужих песен, но в данном случае сделано исключение, так как Владимир первый исполнитель и один из создателей этой песни. Ансамбль позволил себе исполнить еще одну «не свою» композицию - «Каракум». По тем же причинам. А что касается Владимира Васильева, то следует сказать, что он в отличной физической и вокальной форме.
Концерт достиг своего апогея, когда Евгений Александрович Броневицкий запел «Сумерки». Честно говоря, не знаю таких людей, кому бы не нравилась эта песня. В зале таковых тоже не было и он (зал) разразился овацией. О Евгении Броневицком можно сказать одно – дай бог каждому в таком возрасте так петь и так держаться на сцене.

По моим ощущениям было еще два пика оваций. Первый – после исполнения инструментальной композиции Man of Mystery группы The Shadows, более известной у нас как «Цыганочка» из фильма «Начало». В этой композиции во всей красе проявил свой талант гитариста Валерий Кочегуро. Я бы назвал самого молодого участника мужской части ансамбля сердцем коллектива. Бьющимся и живым сердцем. За манерой держаться Валерия на сцене во время исполнения гитарных соло и вставок очень приятно наблюдать. Про таких говорят – сценичен. А его шутки и обвязки между исполнением песен тоже очень хороши.
И второй пик оваций пришелся, конечно же, на исполнение легендарной «Нет тебя прекрасней». Эта песня – олицетворение самого жанра. Более того, она пережила любовь нескольких поколений. И я знаю, что совсем юное поколение тоже любит эту песню.
Уже три года в ансамбле работает барабанщик Аркадий Аладьин. Он до этого десять лет проработал в аккомпанирующем составе Александра Розенбаума. Опыт и мастерство этого музыканта заметно даже дилетанту. Обычно барабанщики бывают двух психотипов: один – энергичный, экпрессивный (как бывший барабанщик ПГ, к сожаленью уже покойный, Соколов – Помидор), второй – флегматичный, немного индифферентный. Аркадий Аладьин относится ко второму типу, что совершенно не мешает качеству. Уйдя за кулисы в начале исполнения романса из «Свадьбы Кречинского», Аркадий успел на последних тактах подбежать к установке, взять палочки и отстучать на тарелках коду. Отсылая нас, таким образом, к эпизодам из фильма «Жил певчий дрозд», бессмертного творения режиссера Иоселиани. Все это было симпатично и с большим юмором.
Далее были и «Люди встречаются», и «Воскресенье», и «Песенка велосипедистов», и «Толстый Карлссон» (тут самые веселые дамы из зала пустились в пляс), и «Тонкая рябина»…
Пожалуй, что из хитов этого ансамбля не были исполнены «Саласпилс», «Соловей» и «Не ломай черемухи». Остальные песни прозвучали.
Хочу заметить, что были исполнены и две новые песни – «Санкт-Петербург» и «Поющие гитары». Их автор – Валерий Кочегуро, самый пишущий музыкант в коллективе.
Заканчивал концерт ансамбль акапельным многоголосьем исполнением «Многие лета». Это было замечательно!
И на бис – «Люди встречаются».
Всего концерт продолжался чуть больше полутора часов и шел только с живым звуком!!!
После концерта началось общение. Прекрасные, душевные люди, без надменности и какого-либо налета звездности.
Спасибо вам, «Поющие гитары»! И приезжайте еще. Обязательно приезжайте!