Васильковский уезд. Отрывок, характеризующий Васильковский уезд

20.10.2019 Мужские

В Государственном Эрмитаже находится крупнейшая в мире коллекция скифских предметов, известна эта коллекция прежде всего артефактами, сохранившимися в вечной мерзлоте, которая хорошо сохраняет органику. К сожалению, а для многих несомненно к счастью, вечная мерзлота на юге России присутствует только в Сибири, была бы мерзлота в Краснодаре (или на Украине), там сохранилось бы больше древних предметов из органики (дерева, кожи, ткани и т.д.), но жителям этих мест повезло, поэтому богатая материальная культура скифов лучше представлена в захоронениях лесостепей Сибири - на Алтае, в Туве и Хакасии.

Женская погребальная гипсовая маска нанесенная на череп. Оглахтинский могильник. Таштыкская культура, I - VII вв. Хакасия

Чтобы проникнуть в залы Древней Сибири Гос. Эрмитажа, нужно идти по длинному Кутузовскому коридору.


арт
И в вестибюле Салтыковского подъезда можно обнаружить уже первые и, надо сказать, весьма значительные артефакты. Это деревянные саркофаги скифских вождей, выдолбленные из цельных стволов деревьев.

Саркофаг-колода из ствола дерева. Кедр. Могильник Туэкта курган 1. Пазырыкская культура, VI в. до н.э. Алтай

Саркофаг-колода, выдолбленный из одного ствола дерева. Пазырыкская культура. VI в. до н.э. Второй Башадарский курган, Алтай.

Резное изображение тигров на саркофаге. Башадар, курган 2.

Таштыкские гипсовые погребальные маски из могильника Оглахты, I - VII вв. На переднем плане мужская маска, на черепе видна прическа в виде клока волос на темени.

Погребальные маски таштыкской культуры из Хакасии принадлежали смешанному европеоидно-монголоидному населению Минусинской котловины. Эти люди имели погребальные обряды по сложности не уступающие египетским. Они подвергали умерших мумификации - извлекали внутренние органы, мозг и наполняли тела травой и глиной. На лицо наносилась портретная маска из гипса, есть предположение, что таким образом хоронили женщин и подростков, мужчин, таштыкцы, кремировали, а затем засыпали оставшийся пепел внутрь специально изготовленных кукол. Куклы не уступали размерами живому человеку, их делали из кожи, травы и глины, лица выполняли очень тщательно из гипса, добиваясь портретного сходства. В общем, кукла должна была быть полным аналогом умершего человека, для большего сходства подобную куклу одевали в одежды покойного.

Женская маска из могильника Оглахты. Таштыкская культура, I - VII вв.

Бюст погребальной куклы. Таштыкская культура, I - VII вв. Хакасия.

Лиственничный сруб погребальной камеры пятого пазырыкского кургана. Пазырыкская культура. IV в. до н.э. Алтай

Деревянные срубы погребальных камер пазырыкских курганов напоминают подобные камеры фригийский курганов в Малой Азии, например, в кургане «царя Мидаса». Есть серьезные основания думать, что между алтайскими курганами и фригийскими существует какая-то связь, так как в VII в. до н.э. скифы контролировали почти всю территорию Малой Азии.

Трехметровый саркофаг-колода в погребальной камере.

Мумия мужчины из пятого пазырыкского кургана. Пазырыкская культура. IV в. до н.э. Алтай

Тело мужчины 55 лет подверглось специальной обработке, у него извлекли все внутренности из брюшной полости, трепанировали череп и извлекли мозг. Еще Геродот писал, что скифы длительно сохраняют тело умершего царя, возят его по подвластной им территории и только потом хоронят в кургане.

Татуировки на теле мумии мужчины из пятого пазырыкского кургана. Увидеть их можно только в инфракрасном излучении.

Человеческая кожа с татуировками. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.

Ниже, мумифицированная голова. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.
Голова этого скифского воина имеет явные монголоидные черты и ему явно не повезло в жизни - череп скальпирован и имеет сверху несколько дырок, возможно, в эти отверстия вставлялся ремень, с помощью которого отрубленная голова подвешивалась к седлу. Геродот писал об этом обычае:
«Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь, только принесший голову врага получает свою долю добычи, а иначе – нет. Кожу с головы сдирают следующим образом: на голове делают кругом надрез около ушей, затем хватают за волосы и вытряхивают голову из кожи. Потом кожу очищают от мяса бычьим ребром и мнут ее руками. Выделанной кожей скифский воин пользуется как полотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем.»

Антропоморфная голова. Уздечная бляха. Дерево. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.

Реконструкция одежды людей из кургана Аржан-2, VII в. до н.э. Тува.

Деревянная колесница. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.

Войлочный ковер и туристы. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.

Здесь изображена сидящая богиня, которая встречает воина на коне, в одной руке у нее древо жизни. Воин по внешнему виду чистый армянин, с большим носом и лихо закрученными усами) Богиня видимо абсолютно лысая, хотя верхнюю часть ее головы скрывает замысловатый головной убор. Изображения подобных сидящих на троне женских божеств характерны для Малой Азии, как правило, все они олицетворяют Кибелу.

Войлочный ковер, фрагмент. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.

Два изображения богини Кубабы (Кибелы) в характерном головном уборе, 850-900 г. до н.э. из новохеттского города Каркемиш. Музей Анатолийских цивилизаций в Анкаре.

Конский чепрак, войлок. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.

Войлочный ковер. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.

Фигурки лебедей из войлока. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.

Вот такая «мягкая игрушка» IV в. до н.э. Пятый пазырыкский курган

Узда. Кожа и дерево. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.

Фрагменты знаменитого Пазырыкского ковра, V-IV века до н.э. Возможное происхождение ковра - Передняя Азия, скорее всего Мидия. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.

Ковер - шерстяной узелковый стриженый, возможно самый древний из всех известных на сегодня.

Седло. Пятый пазырыкский курган, IV в. до н.э.

Арфа. Могильник Пазырык, курган 2, V-IV вв. до н.э.

Конская маска. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э.

Конская маска. Могильник Пазырык, курган 1, V-IV вв. до н.э. Пазырыкцы очень хотели видеть своих лошадей оленями, поэтому когда хоронили их вместе с хозяином, прикрепляли им специальные рога. Олень и его терзание - главный сюжет всего скифского искусства, при этом культ оленя существовал и в Малой Азии, на фригийской керамике олени встречаются чаще всего, вполне возможно, что культ оленя был заимствован скифами именно там.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Губерния
Центр
Образован
Упразднён
Площадь
Население

География

Уезд находился в центре губернии. На востоке граничил с Киевским уездом , с севера и запада граничил с Радомысльским уездом , на юго-западе с Сквирским и Васильковским уездами, на юге - с Таращанским . Площадь уезда составляла 3 961,7 вёрст².

Демография

Согласно переписи населения Российской империи 1897 года в уезде проживало 263 261 человек. Из них 83,62% - украинцы , 12,11% - евреи , 2,25% - русские , 1,79% - поляки .

Административное деление

Васильковский уезд состоял из четырёх местечек, 22 сёл, 52 деревень, 25 хуторов, трёх еврейских колоний, трёх предместий, 35 ферм, одного посёлка, одного казённого лесничества, одной дачи, одной железнодорожной станции, железнодорожного разъезда и 18 железнодорожных будок - всего из 237 населённых пунктов. Все эти пункты были распределены в административном отношении между двумя мировыми посредниками, тремя становыми приставами, 20 волостными правлениями и 14 полицейскими урядниками. В судебно-мировом и следственном отношениях Васильковский уезд был разделён на пять судебно-мировых и пять следственных участков.

  1. Василевская волость

Напишите отзыв о статье "Васильковский уезд"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Список населённых мест Киевской губернии. Издание Киевского губернского статистического комитета. Киев, 1900

Отрывок, характеризующий Васильковский уезд

Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. Увидав Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней.
Невольно он испытывал волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придется ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами, впервые после Суворова.
Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.
Взволнованный и раздраженный этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день. Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему то смеялись.
– Что ты так мрачен? – спросил Несвицкий, заметив бледное с блестящими глазами лицо князя Андрея.
– Веселиться нечему, – отвечал Болконский.
В то время как князь Андрей сошелся с Несвицким и Жерковым, с другой стороны коридора навстречу им шли Штраух, австрийский генерал, состоявший при штабе Кутузова для наблюдения за продовольствием русской армии, и член гофкригсрата, приехавшие накануне. По широкому коридору было достаточно места, чтобы генералы могли свободно разойтись с тремя офицерами; но Жерков, отталкивая рукой Несвицкого, запыхавшимся голосом проговорил:
– Идут!… идут!… посторонитесь, дорогу! пожалуйста дорогу!
Генералы проходили с видом желания избавиться от утруждающих почестей. На лице шутника Жеркова выразилась вдруг глупая улыбка радости, которой он как будто не мог удержать.
– Ваше превосходительство, – сказал он по немецки, выдвигаясь вперед и обращаясь к австрийскому генералу. – Имею честь поздравить.
Он наклонил голову и неловко, как дети, которые учатся танцовать, стал расшаркиваться то одной, то другой ногой.
Генерал, член гофкригсрата, строго оглянулся на него; не заметив серьезность глупой улыбки, не мог отказать в минутном внимании. Он прищурился, показывая, что слушает.
– Имею честь поздравить, генерал Мак приехал,совсем здоров,только немного тут зашибся, – прибавил он,сияя улыбкой и указывая на свою голову.
Генерал нахмурился, отвернулся и пошел дальше.
– Gott, wie naiv! [Боже мой, как он прост!] – сказал он сердито, отойдя несколько шагов.
Несвицкий с хохотом обнял князя Андрея, но Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову. То нервное раздражение, в которое его привели вид Мака, известие об его поражении и мысли о том, что ожидает русскую армию, нашло себе исход в озлоблении на неуместную шутку Жеркова.

Когда основано здесь первое поселение, неизвестно; но уже в X веке здесь существовало урочище Василев. Во время княжения Владимира в посаде Василеве был устроен двор, куда ссылались из великокняжеских теремов в заточение жены, состарившиеся или нарушившие уставы гарема . Близ этого посада, в лесах и ущельях, идущих к нему от р. Днепра, любил охотиться великий кн. Владимир. В году печенеги , во время набега на Русскую землю, приступили к Василеву со значительными силами, против которых Владимир не устоял и должен был укрыться под мостом. Там он дал обет соорудить в Василеве церковь св. Преображения, если избавится от гибели. Неприятель удалился, и Владимир исполнил свой обет. В 997 году в посаде Василев родился св. Феодосий. Колодезь его существует и до сих пор; над ним устроена часовенка, известная под именем «каплицы Феодосия». В г. великий князь Андрей Юрьевич, внук Владимира, по завещанию своих родителей подарил посад Василев Киево-Печерской лавре , а в 1157 г. Василев делается уделом князя Василька. В году город испытал бедствия монгольского нашествия; в году завоеван был Гедимином; во время польского владычества подвергался неоднократно разорениям крымских татар и запорожцев. В г. заведовавший Киево-Печерскою лаврою епископ Хребтович заложил здесь замок. В году В. достался России и до года находился в собственности Киево-Печерского монастыря, а потом поступил в казну. До года В. был пограничным и таможенным городом, а в году сделан уездным городом Киевской губ. Местоположение города красиво. На восточной стороне его тянется тройной ряд валов и насыпей; вышина их около 2 саж. Концы наружных валов с одной стороны упираются в р. Стугну, а с другой - в ручей Василев. По преданию, эти валы, а также и вал, который находится в 4-х верстах от города, служили границею между Россиею и Польшей . В 1/2 вер. от города находятся земляные укрепления на 4 орудия. В предместье города В., за Стугной, находится курган в 7 саженей высоты. Всей городской земли у города 10880 дес., из которых около 900 десятин под городским поселением. Жителей в году считалось 17794, из них 8946 мужского пола, 8848 женского пола. По вероисповеданию: православных 10833, раскольников 27, католиков 22 и 69 1 2 евреев. По сословиям более всего мещан - 13925 чел., затем 3335 крестьян, дворян было 151 чел., духовных 36, купцов 90, почетных граждан 6. В городе 2 ярмарки, мыловаренный завод с производством на 3300 руб. в год, завод восковых свечей, с производством на 2000 руб., 4 кожевенных завода с производством на 38000 руб. и 1 кирпичный завод с производством на 3000 руб.; 3 православных церкви, 1 синагога и 2 молитвенных еврейских дома, больница; 2-х классные училища, мужское и женское; несколько частных начальных школ, как русских, так и еврейских. Климат города здоровый, прирост населения - 1,3 % в год.

Васильковский уезд

Васильковский уезд - в средней части Киевской губернии; пространство 81,9 кв. мили, или 3961,7 кв. версты. Поверхность довольно волнистая; кряжи возвышенностей переходят из Киевского уезда в Васильковский и оканчиваются, не доходя р. Ротка. Между реками Ротком и Каменкою, впадающими в Рось , простирается значительная плоская возвышенность, составляющая среднюю полосу В. уезда и ограничивающаяся к С pp. Упавой и Стугной. Западная сторона уезда более низменна, и только по берегам р. Роси, Каменки и Упавы видны небольшие возвышения, а северная часть, смежная с Киевским у., представляет некоторые черты Полесья. Около м. Белой Церкви простирается обширная равнина, по направлению к Василькову, Фастову и Миравке, ширина ее от села Миравки к Фастову 40 вер., а длина от Белой Церкви до Стугны 80 в. Судоходных рек в уезде нет, но вообще рек и истоков много. Главные р.: Рось, Ирпень , Роток, Каменка , Настаевка и др. Озер в уезде нет, но реки образуют широкие разливы, напр., при г. Василькове пруд, образуемый рекою Стугною. Болота незначительны. Почва уезда плодородна и состоит из неглубокого пласта чернозема; примесь глины в черноземе находится в полосе от р. Каменки на ЮВ, не доходя до р. Роси. Земли в уезде 346147 десятин; из нее казне принадлежат 23648 десятин, удельному ведомству 26262 десятины, монастырям и церквям 4890 десятин, городским обществам 2805 десятин, дворянам 83916 десятин, в наделе у крестьян 200648 десятин, у крест.-землевладельцев 2 753 десятины, у прочих сословий 1225 десятин. У народонаселения было в г. лошадей 34361, рогатого скота 49525, овец 66849, свиней 32825, коз 512. Всего населения уезда было в г. 263261 чел. (127748 муж. и 135513 женщ.). По вероисповеданию: православных 217559, раскольников 1310, римско-католик. 4723, евреев 39639 чел. По сословиям: дворян 1931, духовного звания 729, почетных граждан 270, купцов 684, мещан 43286, крестьян 197773, колонистов 1616, военного звания 15767, иностранных подданных 1135. Жители уезда занимаются хлебопашеством, разными промыслами и торговлею. Самые значительные поселения в уезде - местечки Белая Церковь и Фастов , села Винцентовка , Езерна , Плисецкое, Большое Половецкое , Малое Половецкое, Прилесское и т. д. В уезде существуют 2 еврейские колонии.

Свеклосахарных заводов 5, с производством в год на 2793000 рублей. По посеву свекловицы В. уезд занимает седьмое место в губернии (засевает от 5 до 6 т. десятин в год). За свеклосахарными заводами следуют мукомольни, которых 7 с производством на 458 тыс. руб., 3 винокуренных завода, которые выкурили 6823 т. градусов спирта, 1 пивоваренный завод с производством на 56 т. руб., 1 табачная фабрика с оборотом в 90 тыс. руб., 1 маслобойня с произв. на 12 тыс. руб., 1 машиностроительный завод (106 т. р.), 1 завод металлических изделий (40 тыс. руб.), 4 кожевенных завода (37500 руб.), 1 завод восковых свечей и 1 кирпичный, с производством каждый на 2 тыс. руб. Кроме того, в уезде 3 конских завода (85 производителей и 205 маток).

В археологическом отношении В. уезд представляет много интересного. Золотые монеты были найдены в м. Фастове и с. Прилесах. В г. на полях между с. Марьяновкою и Пинчуками найдены металлические вещи, орудия и посуда дохристианского периода. По дороге из м. Фастов в с. Великую Снетинка находится большой курган, называемый «Острая могила». Между дер. Фастовец и с.