Методика розовый куст джон алан. Медитация «Розовый куст

20.10.2019 Окрашивание

Участники садятся в удобную позу, расслабляются и закрывают глаза.

Они должны представить розовый куст - корни, стебли с листьями, закрытые зеленью цветочные бутоны. Должны рассмотреть все мельчайшие детали.

Затем раскрываются внутренние лепестки и внутри вас тоже должен начать раскрываться цветок.

Роза и участник расцветает в одном темпе. Она - это он. Он чувствует ее тонкий аромат.

В центре есть источник всех сил, источник жизни. Там есть образ, образ прекрасного. Просто наблюдайте его, не оценивая, наслаждайтесь им, впитывайте его. Проникнитесь красотой.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Рисование - самый популярный метод арт-терапии.

Произвольный, тематический, сюжетный, хаотический, раскраски... О мастерстве и таланте в арт-терапии речь не идет.

Главное - получить огромное удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления.

Рисунок - это отражение нашего бессознательного Я. Мы переносим свое состояние на лист бумаги, а потом моделируем его с помощью изменения рисунка.

Как внести позитив в свою жизнь при помощи арт-терапии?

*********************

Розовый Куст

Почему жизнь вас не радует? Психолог ДЖОН АЛАН разработал тест под названием «Розовый куст». Например, кто-то нарисует пышный куст в шикарном саду - значит, у человека все в порядке, он в буквальном смысле «цветет и пахнет». А кто-то изобразит чахлый, с облетевшими листьями и вялыми бутонами куст на фоне полуразрушенного дома. Значит, у него - подавленное состояние.

Рисуя розовый куст, вы фактически рисуете свой внутренний мир.

Нет ничего более индивидуального, чем неожиданный рисунок. «Розовый куст» - это метафора человека, его состояния.

Что с этим делать? На протяжении примерно 2-х недель снова и снова рисуйте куст, представляя, что за ним ухаживают, поливают. На нем появляются листочки, распускаются бутоны. Куст может измениться, а вслед за ним изменитесь и вы!



*****************************

УПРАЖНЕНИЕ РОЗОВЫЙ КУСТ

Введение

С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого "Я". В Китае таким цветком был <Золотой цветок", в Индии и на Тибете - лотос, в Европе и Персии - роза. Примером этому могут служить <Песнь о розе> французских трубадуров, <вечная роза>, так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.

Обычно Высшее <Я> символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробуждать силу. Но еше более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка - развитие от бутона до раскрывшейся розы.

Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего <Я>.

Порядок выполнения

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.

3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чаше листиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.

4. Теперь уже и лепестки тоже начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок... Постарайтесь почувствовать как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.

5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.

6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.

7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. (Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны).

8. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе. что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически - вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.

Детям предлагается закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить, что все они превращаются в красивые цветочные кусты, а вся группа (класс) становится похожа на цветущий розовый сад. Каждый ребенок может превратиться в любой куст, в тот, который ему больше всего нравится.

После превращения группа обсуждает, в какой куст превратился каждый ребенок.

Этот куст маленький или большой?

Сильный или слабый?

Есть ли на этом кусте цветы, если есть, то какие? Какого они цвета? Их много или мало? Это распустившиеся цветы или просто бутоны?

Есть ли на кусте листья? Как они выглядят?

Как выглядят побеги и ветви?

Есть ли у этого куста корни? Какие они: прямые или длинные и изогнутые? Как глубоко они проникают в землю?

Есть ли на кусте шипы?

Где растет этот куст: во дворе, в парке, в пустыне, а может быть, на Луне или на другой планете?

Он стоит в горшке или растет на земле, а может быть, пробивается сквозь бетон или асфальт?

Что находится вокруг куста? Есть ли вокруг него деревья, животные, птицы или люди?

Кто ухаживает за кустом?

Есть ли вокруг него ограда, а может быть, камни или скалы?

Это упражнение не только помогает детям успокоиться и отвлечься от негативных эмоций, но и стимулирует их воображение, предлагает различные варианты и возможности для формирования образа.

Ребенок садится ближе к краю стула, опирается на его спинку. Руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены.

Голова опущена на грудь, глаза закрыты. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая - очень легкая, простая:

Замедляются движенья, исчезает напряженье...

И становится понятно - расслабление приятно!

Рисунок дома -- Рисунок дома - это отображение вашего эго. Есть ли у вашего дома окна, двери, какого они размера и формы, есть ли решетки на окнах и засовы на дверях - все это на бессознательном уровне отражает, насколько вы открыты для мира, как сосуществуете с окружающими. Важно только не преувеличивать свои проблемы.

Готовых ответов нет - психолог не выносит приговор. Вы сами в силах понять почему ваш дом выглядит именно так, что это означает для вас.

Например, если в вашем доме нет двери, то это может свидетельствовать о временном желании уединения, страхе, обиде или боязни общения с людьми.

У всех есть понятие о границах в общении и личном пространстве. С разными людьми мы их то расширяем, то сужаем так, чтобы нам было комфортно. С коллегами у нас одна дистанция, а с близкими людьми - совсем другая.

можно сделать вывод, что вы считаете, что все вертится вокруг вас. Скорее всего, он не дифференцирует «мое - чужое», «я - он». Если рисунок, напротив, очень мал, то ситуация у вас обратная.

Диагностика в арт-терапии:

КВАДРАТ- это фигура, обозначающая полную уверенность в себе.

ТРЕУГОЛЬНИК - устойчивая фигура, но если он стоит на остром угле, то это уже говорит о том, что человеку не хватает каких-то ресурсов, уверенности.

КРУГ - женская фигура, символизирует материнское чрево. То есть олицетворяет защиту. Во всех фантастических сюжетах герои, которые хотят обезопасить себя, очерчивают вокруг себя эту фигуру.

Что дает арт-терапия?

Если вы, рисуя, всегда выходите за границы и вам нужен еще один лист, чтобы рисунок «поместился»,

Вам чего-то не хватает в жизни (активности, уверенности, терпения, жизнелюбия)? Так подарите это себе!

Как часто нас переполняет злость на кого-то, отбирая массу энергии! Вместо того чтобы ругаться, исчеркайте бумагу, постепенно находя и позитивные стороны.

Вы, мягко говоря, «темпераментная женщина», у вас нет больше сервизов для битья? Несколькими цветными карандашами «изливайте» свои чувства, пока не остынете.

ТАЛИСМАН

Вы беспокоитесь о каком-то важном деле? Нарисуйте «позитивный резу льтат» своих желаний (это могут быть и чувства). Разглядывайте его почаще - это ваш талисман!

Вы не уверены, что знаете, куда двигаться дальше? Нарисуйте ваш путь к успеху таким, каким вы его видите. Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете прилив энергии.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Вы можете прислать свой вопрос и получить от него ответ, рекомендуем воспользоваться услугой "Он-лайн консультация" на сайте www.Centresh.ru

Текущая страница: 2 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

Какой ваш внутренний ребенок? (визуализация)

Визуализация своего внутреннего ребенка поможет нам прислушаться к голосу этого ребенка и обрести чуть больше внутренней свободы и спокойствия. Проявление нашего внутреннего ребенка – это буря эмоций, вызванная нечаянно кем-то брошенным в наш адрес замечанием, событие, от которого начинает болеть сердце, тоска, которая вдруг появилась ниоткуда. Это когда мы плачем над сентиментальным фильмом или становимся шаловливым, как ребенок, когда рассматриваем фотографии нашего детства. Когда мы слушаем и понимаем нашего внутреннего ребенка, это полностью меняет наши отношения с собой и другими людьми. В тихом месте, чтобы вам никто не мешал, устройтесь поудобнее, расслабьтесь и представьте, что рядом с вами тот ребенок, которым вы были когда-то. Постарайтесь установить с ним контакт, чтобы узнать, как о нем заботиться. Например, мысленно спросите его, отчего у него так часто бывает стресс? Что его обычно пугает в жизни, чего он боится, что злит, отчего плачет? Поищите, что могло бы сделать эти эмоции менее интенсивными и частыми, найдите то, что вызывает негатив. Подумайте, как свести на нет действие факторов, которые способствуют такому состоянию. Например, попробуйте глубоко подышать, чтобы ослабить стресс и т. п. Поддержите себя, доставьте себе удовольствие позаботиться о себе, как родители заботятся о своих детях. Всегда помните, наш внутренний ребенок – это наша душа, общайтесь с ним как можно чаще. Вы его можете видеть разным. Ему может быть в один период вашей жизни 5 лет, а через некоторое время 8–10. Испытывая свои самые разнообразные эмоциональные состояния, он может быть как грустным, задумчивым, так и радостным, как и вы в настоящее время. Посмотрите внимательно на рисунки женщины Марии (рис. 1–2 на цветной вклейке). Они наглядно показывают, что дела обстоят именно таким образом.

Рисуем своего внутреннего ребенка

Вам понадобится лист бумаги формата А4, простой и цветные карандаши. Расслабьтесь, прикройте глаза и постарайтесь увидеть своего внутреннего ребенка: какое у него выражение лица, какого цвета глаза, сколько ему примерно лет и т. п. Задержите этот образ в своем воображении на некоторое время, затем мысленно поблагодарите ребенка, что он был с вами. Если это будет трудно сделать, начните вспоминать одежду, которую вы носили в детстве, или что-нибудь другое. И вы непременно увидите своего внутреннего ребенка на своем визуальном экране. Теперь возьмите простой карандаш и нарисуйте его. Самое главное не бойтесь, что рисунок не получится. Знайте, как бы вы ни нарисовали, это нарисовали вы и ребенок на рисунке, каким бы он ни был, ваш. Затем раскрасьте рисунок цветными карандашами, гуашью или акварельными красками так, как увидели ребенка в своем воображении. Теперь ваш внутренний ребенок проявился полностью, и вы можете на него посмотреть и спросить, что бы вы хотели для него сделать?

Подарок своему внутреннему ребенку

Возьмите лист бумаги формата А4, карандаш и краски. Нарисуйте то, что бы вы хотели подарить своему внутреннему ребенку. Это могут быть цветы, солнце, любовь и многое другое. В завершение работы напишите десять благодарностей своему детству.

Рис. 1. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Марии, 55 лет, во время стресса (см. иллюстрации).

Рис. 2. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Марии, 60 лет, 5 лет спустя (см. иллюстрации).

Что делать, если ваш внутренний ребенок на рисунке получился грустным, плачущим и т. п.? Можно попробовать свое состояние изменить, рисуя как можно чаще своего внутреннего ребенка, общаться с ним, помня, что это часть вашей души. Увидите, ваш внутренний ребенок повеселеет, станет другим на рисунке, ведь вы его не забываете, а значит, у него нет причин для грусти. Вслед за этим и у вас потеплеет на душе.


Рис. 3. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Елены, 38 лет


Рис. 4. «Подарок внутреннему ребенку». Рисунок Елены, 38 лет


Рис. 5. «Мой внутренний ребенок». Рисунок Татьяны, 43 года


Рис. 6. «Подарок внутреннему ребенку». Рисунок Татьяны, 43 года

Методика «Розовый куст»

Данная методика позволяет получить ценную информацию о внутреннем мире человека. Рисуя розовый куст, вы фактически рисуете свой внутренний мир, а розовый куст является метафорой вашего состояния. Разработал эту методику психолог Джон Алан1
Алан Дж. Ландшафт детской души. – М.: Пэр СЭ, 2006. – 272 с.

Выполнение

Для выполнения методики понадобится лист бумаги А4, простой и цветные карандаши, акварельные краски или фломастеры. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь, дышите ровно, сосредоточившись на своих телесных ощущениях. Пустите в ход свое воображение и представьте себе, что вы превратились в куст роз, который внимательно рассмотрите. Какой это куст: маленький или большой, высокий или низкий? Есть ли на нем цветы, и какие они: в виде бутонов или с распущенными цветами, какие ветки – с шипами, с листьями или без них? Есть ли у вашего воображаемого куста корни, как глубоко они проникают в землю. А где растет куст: в городе, в пустыне, на клумбе или находится в вазе? Есть ли вокруг куста забор, деревья, другие цветы? Кто ухаживает за кустом? А когда наступают холода, как он себя чувствует? Попробуйте до тончайших деталей представить, каково это быть розовым кустом. Откройте глаза и нарисуйте себя в виде розового куста. Сначала сделайте на листе бумаги набросок простым карандашом, а затем раскрасьте рисунок так, как захотите.

Интерпретация рисунка

♦ Размер рисунка

Куст роз нарисован маленьким по отношению к листу бумаги – говорит о неуверенности человека, чем меньше рисунок по отношению к альбомному листу, тем ярче проявляется такое качество.

Куст роз очень большой, буквально не помещается на листе бумаги – указывает на сильную эгоцентричную позицию и импульсивность.

♦ Цвет

Черный цвет, темно-коричневый, серый и все темные цвета в рисунке говорят о возможном неблагополучном эмоциональном фоне человека.

Все яркие, сочные, теплые краски и их оттенки, которыми раскрашен рисунок, являются признаками психологического благополучия и внутренней гармонии.

♦ Благополучные признаки рисунка

Пышный куст с густой листвой, с крепкими корнями, с многочисленными бутонами или распустившимися цветками, который растет с другими такими же кустами. На благополучие внутреннего состояния человека могут указывать также нарисованное солнце, небо, яркие цветы, отсутствие всяких ограждений и т. д.

♦ Неблагополучные признаки рисунка

Большое количество колючек и шипов на ветвях – признак агрессивности, но в то же время может означать потребность в защите, чувстве безопасности.

Голые ветви без листьев, корней, куст растет одиноко в пустыне или висит буквально в воздухе – говорят о возможном внутреннем одиночестве, опустошенности, недостатке душевного тепла.

Сломанные цветы на кусте или срезанные в вазе – признак неблагополучия, возможная психологическая травма.

Забор, ограда или частокол вокруг куста – указывают на подавление каких-то страхов в себе, ограничения в действиях.

Рисунок расположен внизу альбомного листа – говорит о душевном дискомфорте.

Анализ рисунков

Екатерина, 49 лет . Жизнь сложилась благополучно, правда, в последнее время ощущает себя неуверенно. На фирме, в которой она работает, начались сокращения сотрудников, и у нее возникли переживания, что ее могут уволить. По характеру оптимистка, и тот пышный, красивый куст с красными, распустившимися розами, с большим количеством листьев, которые она нарисовала, говорит не только об этом, но и о ее внутреннем благополучном состоянии. Корни, уходящие в землю, указывают на прочность ее положения и что в настоящий момент ей переживать не стоит.

Рис. 7. «Розовый куст». Рисунок Екатерины, 49 лет (см. иллюстрации).


Николай, 69 лет . На пенсии, но до сих пор занимается спортом и физической закалкой. Женат много лет. Живут дружно и хорошо со своей женой. По характеру спокойный, но замкнутый. На просьбу сначала представить, а затем нарисовать куст роз откликнулся мгновенно, сказав, что уже этот куст видит в своем воображении. На рисунок у него ушло не более 5 минут, и вот что получилось. Нельзя сказать, что куст густой, всего четыре ветки с небольшим количеством листьев. Зато хорошо видны шипы на ветвях, что указывает на потребность в защите, обретение чувства безопасности. Маленький заборчик вокруг куста указывает на подавление каких-то страхов в себе и ограничение в своих действиях.


Наталья, 19 лет . Находится в постоянном конфликте с матерью и с некоторыми из своих подруг. Парня, с которым бы встречалась, нет уже более года. Печаль и тоска в глазах, одета неопрятно. Рисунок куста роз нарисовать согласилась неохотно и то с условием, что сделает это у себя дома. Посмотрите внимательно, какой получился рисунок. На нем хорошо отражен весь внутренний настрой девушки. Надо ли его комментировать, когда и так все понятно.


Рис. 8. «Розовый куст». Рисунок Николая, 69 лет


Рис. 9. «Розовый куст». Рисунок Натальи, 19 лет

Коррекция внутреннего состояния

Что делать, если ваш рисунок содержит большое количество неблагополучных признаков? Вы можете самостоятельно изменить свое состояние. Для этого в течение двух недель снова и снова рисуйте куст роз, представляя, как за ним ухаживают, как его поливают, как через какое-то время на нем распускаются бутоны, появляются ярко-зеленые молодые листики. Куст может измениться, а вслед за ним изменится и ваше состояние, изменитесь вы.

Тест «Мой автопортрет»

В наших автопортретах «свернуты» маленькие рассказы не только о нас самих, но и о тех людях, которые нас окружают или окружали, о тех чувствах, которыми мы связаны с ними.

Для практического изучения особенностей самосознания и самооценки личности служит тест «Автопортрет». На автопортрете почти всегда отражаются индивидуальные особенности характера человека и его наклонности. По автопортрету вы многое можете узнать о себе, даже то, чего раньше в себе не замечали.

Выполнение теста

Для выполнения теста нарисуйте свой автопортрет: по памяти, по фотографии или глядя в зеркало. Затем раскрасьте рисунок по своему выбору: цветными карандашами, акварельными красками, гуашью или пастельными мелками. Внимательно посмотрите на свой рисунок, когда его закончите: какого размера вы нарисовали себе глаза, уши, нос и т. п. Почему портрет получился именно таким? Нравится ли он вам? Теперь можете сами ответить на многие вопросы, прочитав интерпретацию к рисунку.

Интерпретация рисунка автопортрета (по Р. Бернсу2
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1991. – 164 с.
)

♦ Голова

Голова большая – большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.

Голова маленькая – чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

♦ Глаза

Глаза большие – подозрительность, озабоченность, гиперчувствительность по отношению к общественному мнению.

Глаза маленькие или закрытые – тенденция к интроверсии и самопоглощенности.

♦ Уши и нос

Большие уши – чувствительность к критике.

Акцент, смещенный на нос, – наличие сексуальных проблем.

Выделенные ноздри – склонность к агрессии.

♦ Рот

Отсутствие рта – переживания, депрессия, вялость в общении.

Выделенный рот – возможная затрудненность с речью, иногда примитивные оральные тенденции.

♦ Руки

Руки символизируют контакт личности с окружающим миром.

Хрупкие, слабые руки – физическая, иногда психологическая слабость.

Скованные руки – замкнутая, обязательная, жесткая личность.

Вяло опущенные руки – неэффективность.


Длинные, сильные руки – амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира.

Очень короткие руки – отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

♦ Ноги

Длинные ноги – потребность в независимости.

Большие ноги – нестабильность и отсутствие основы (дезертиры, например, часто рисуют людей без ног).

Анализ рисунков

Настя, 17 лет . Поступала в институт – не поступила, поэтому находится уже несколько месяцев в эмоционально-напряженном состоянии. Плохо спит. Замкнулась в себе, не может разобраться, что с ней происходит. Свой автопортрет рисовала с равнодушным видом. Я видела, как на рисунке рот у нее явно не получался, и она его несколько раз стирала, а потом и вовсе сказала мне, что больше его рисовать не будет. Отдала рисунок в незаконченном виде, хотя и раскрасила его. Глядя на рисунок, можно сказать следующее: не получилось нарисовать рот, и он в итоге отсутствует, а отсутствие рта – это всегда внутреннее напряжение, признак замкнутости, зажатости, вялости. Вообще, отсутствие любой части тела на рисунке должно всегда настораживать, так как это указывает на очень сильные внутренние переживания, которые могут привести к нервному срыву. Сильно зачерненные зрачки глаз говорят о страхе, а большие выпученные глаза о гиперчувствительности по отношению к чужому мнению. Девушке явно не нравился ее рисунок.

Изменить состояние Насти можно было. Я посоветовала ей нарисовать новый автопортрет, а именно: нарисовать себя такой, какой она хотела бы себя видеть.

Рис. 10. «Автопортрет». Рисунок Насти, 17 лет (см. иллюстрации).


Александр, 51 год . Нарисовал себя, находясь в прекрасном настроении, будучи убежденным в том, что совсем не умеет рисовать. Пытался и меня убедить в этом же. Внимательно посмотрите на его рисунок. Александр не смотрел на свою фотографию или в зеркало, а нарисовал себя только по памяти и своему визуальному представлению, причем сделал это за 3 минуты, на одном порыве. Я нашла, что автопортрет полностью отражает все его черты характера, а также его самого как внешне, так и внутренне. Вывод: мы рисуем себя очень похожими, независимо от того, умеем ли мы рисовать или только так думаем, и рисунок автопортрета Александра только лишний раз подтверждает истину – все мы умеем рисовать, но, повзрослев, забыли об этом.

Коррекция внутреннего состояния

Если у вас получился автопортрет, не удовлетворяющий вас, постарайтесь нарисовать новый, представляя, каким (какой) вы бы хотели себя видеть.


Рис. 11. «Автопортрет». Рисунок Александра, 51 год

Тест «Метафорический автопортрет»

Тест рассчитан на психологическое исследование себя и поиск собственных ресурсов и состоит из четырех рисунков, которые отражают четыре базовых потребности человека.

Выполнение теста

Для выполнения теста вам понадобятся карандаши, краски, четыре листа бумаги формата А5, на каждом из которых следует нарисовать только одну тему.

1-й рисунок . Если бы я был(а) растением, то я был(а) бы таким…

2-й рисунок . Если бы я был(а) посудой, то я был(а) бы такой…

3-й рисунок . Если бы я был(а) оружием, я был(а) таким…

4-й рисунок . Если бы я был(а) украшением, то я был(а) бы таким

Рисовать можно в любой последовательности. После того, как рисунки будут нарисованы, на них следует посмотреть как бы со стороны и спросить себя:

– какой рисунок было рисовать наиболее сложно, а какой легко?

– какой рисунок нравится больше всего?

– хотите ли что-то изменить?

Интерпретация рисунков

♦ 1-й рисунок «Растение» – обозначает право на существование.

Дерево крепкое, с прямым стволом, здоровое говорит о том, что у человека наиболее выраженное право на существование в этом мире.

Маленькое, с редкими ветвями, хилое указывает, что есть проблемы, а право на существование очень слабое.

Защищенное растение (роза, кактус) – большее право, чем у растения обычного.

Сказочное или фантастическое растение – прав на существование мало.

Если вы рисунок не нарисовали по какой-то из причин, например, не захотели или не смогли, то отсутствие рисунка говорит о том, что у человека нарушено это право.

♦ 2-й рисунок «Посуда» – обозначает право на свои потребности.

Если вы нарисовали посуду, которой часто пользуются , например, чашку, чайник, кастрюлю, тарелку и т. п., то ваше право ярко выражено.

Праздничная посуда – это значит, что право есть, но оно ограничено по каким-то причинам, искажено.

Посуда, которой совсем не пользуются, – это говорит о проблеме собственных потребностей как таковых.

Если вы нарисовали много посуды – вы потеряны, найдите из нее, какая же ваша? Где вы? Вас не видно…

Посуда наполненная – вы хорошо реализуете право на свои потребности.

Посуда пустая – означает, что есть проблемы на реализацию своих потребностей.

Уникальная посуда, например из музея, с выставки или посуда, которой очень редко пользуются, – ваше право ограниченно.

♦ 3-й рисунок «Оружие» – обозначает право на автономию.

Оружие ближнего поражения , например, сабли, шпаги, мечи и т. п. – указывают на защиту границ, когда их нарушают.

Яд – скрытность, границы не обозначены четко.

Пистолет – территориальное ощущение своей безопасности, это дальше, чем шпага на вытянутой руке.

Пушки, бомбы – большой радиус поражения, но и большое право.

♦ 4-й рисунок «Украшение» – обозначает право быть любимым(ой).

Ценное для себя украшение, которое часто носите , например бусы, кольцо, цепочка и т. п. – право быть любимой наиболее проявлено, и наоборот.

Отсутствие рисунка – отсутствие права, которое вы сами себе обозначили.

Коррекция внутреннего состояния

Следует нарисовать новый рисунок, уже по-другому, что-либо изменив в нем или новый образ себя в будущем.

Анализ рисунков

Галина, 55 лет . Недавно ушла на пенсию, но уже нашла новую работу. Замужем уже много лет. Четыре рисунка, которые нарисовала Галина, отражают то, что она находится в хорошем душевном состоянии и востребована в жизни.





Рис. 12–15. «Метафорический портрет». Рисунки Галины, 55 лет

Тест «Фрактальный рисунок»

Слово «фрактал» происходит от латинского слова «fractus», что означает «из частей». Авторы теста Полуяхтова Т. З., Комов А.3
Полуяхтова Т.З., Комов А.Е. Родник фрактальной мудрости, либо свежий взор на наши способности. – М.: Деловая литература, 2002. – 160 с.

Основа метода – принцип фракталов и фрактальности. Рисунок здесь считается продолжением человека, его малой частью, проекцией. Глядя на фрактальный рисунок, можно диагностировать внутреннее состояние человека, его нарисовавшего. В таком рисунке даже самая мелкая деталь воспроизводит и повторяет все, что именно для автора рисунка характерно. Многочисленные исследования показывают, что человеческий мозг сохраняет подробную информацию о личности, привычках и целях, которые он устанавливает для себя и желает в дальнейшем реализовать. Во время выполнения этого теста можно получить доступ к знаниям и информации, скрытых в самых глубоких слоях нашего подсознания. Фрактальный рисунок позволяет дать визуальное выражение этой информации, а также раскрывает возможности для ее интерпретации и осознаний. Особенностью данного теста является то, что рисунок создается с закрытыми глазами, а это в свою очередь позволяет на время отключить оценочные суждения разума и проявить полную свободу самовыражения. В дальнейшем, овладев методом фрактального рисунка, вы сможете самостоятельно с ним работать, изменяя свое состояние и свою жизнь к лучшему.

Выполнение теста

Для выполнения вам понадобится лист бумаги формата А4, шариковая ручка, цветные карандаши (не менее 24 цветов).

Расслабьтесь, закройте глаза и в течение одной минуты шариковой ручкой рисуйте на листе бумаги одну непрерывную линию. Начинать ее рисовать следует с правого угла и закончить там же, при этом линия может много раз пересекаться. Затем откройте глаза и внимательно посмотрите, что у вас получилось. Вы увидите рисунок, состоящий из многочисленных, разных размеров ячеек, которые надо будет раскрасить. Цвета карандашей следует выбирать с закрытыми глазами.


Рис. 16. «Фрактальный рисунок», выполненный с закрытыми глазами одной непрерывной линией


Интерпретация рисунка

♦ Размер и конфигурация рисунка

Маленький, с овальным периметром, рисунок , который занимает не более 1/3 площади листа, чаще всего указывает на уравновешенный характер.

Большой рисунок, с выходящими за пределы листа линиями , который занимает более 2/3 площади листа, указывает на нестабильное, эмоциональное состояние. В некоторых случаях неумение концентрироваться и ослабленное внимание.

Прямоугольная форма периметра рисунка обычно говорит о прямолинейном, зачастую сложном характере.

Конфигурация рисунка с причудливо выраженными «хвостиками» по его периметру указывает на нестабильность характера, но в то же время яркую и неординарную личность.

♦ Линии

Четко прочерченная линия – показатель уверенного и твердого характера, целеустремленности, аккуратности, обязательности.

Линия с неодинаковым нажимом говорит о том, что человек эмоционален, имеет творческие способности, фантазию, иногда проявляет неуверенность в себе и своих действиях.

Слабо прочерченные линии чаще всего указывают на болезненное состояние, неуверенность в себе и комплексы.

Угловато прочерченные, резкие линии – стрессовое состояние и эмоциональное напряжение.

Плавные линии с мягкими переходами говорят о гармоничном, уравновешенном состоянии.

Кругообразный повтор линий в рисунке указывает на склонность к навязчивым состояниям и неврозам.

Ячейки. Конфигурация и размеры

Большое количество крупных ячеек указывает на доброго и открытого человека.

Большое количество средних ячеек говорит об аккуратности, педантизме, наличии аналитических способностей. Некоторой склонности к точным наукам.

Большое количество мелких ячеек обычно является показателем некоторой закомплексованности, неуверенности в себе, стремлением к детализации, аккуратности, старательности.

Гармоничное сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка в равных пропорциях говорит об уверенности в себе и целеустремленности.

Плавные, округленной формы ячейки указывают на склонность к творчеству, рассудительность и спокойный характер.

Большое количество ячеек геометрической формы – показатель скептицизма в оценках и склонности к анализу.

Угловатые, неровные ячейки – эмоциональная неуравновешенность, стресс, раздражение.

Рис. 1

Использование метода «символдрама»,

как способа диагностики динамики полового самосознания у мужчин

С.А. Мартыненко (Харьков), Я.Л. Обухов (Москва) 1

Методика символдрамы, предложенная немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером (1921-1996), является одним из современных методов психотерапии, который ориентирован на глубинную психологию 2 .

До последнего времени в отечественной сексопатологии аналитически ориентированные методы противопоставлялись академическому классическому клиническому подходу к пониманию динамики развития и становлению сексуального влечения (либидо). Однако, детальное изучение возможностей использования метода «символдрама» в клинической практике врача-сексопатолога позволило выявить безусловную связь основных понятий классической сексологии и закономерностей развития используемого в технике символдрамы образа соответствующего мотива.

Цель настоящей работы - показать, как динамика развития имагинативных процессов при представлении образов по технике символдрамы, отражающая глубинные особенности личности, непосредственно соответствует основным фазам развития сексуального либидо, описанным проф. Г.С. Васильченко (Общая сексопатология. Под ред. Г.С. Васильченко, 1977). Васильченко определяет «либидо» (лат. «влечение», «желание», «похоть») более узко, чем это принято в психоанализе. Как известно, в психоанализе либидо – это энергия, подоснова всех преобразований сексуального влечения. В аналитической психологии К.Г. Юнга понятие «либидо» используется в расширенном смысле и означает «психическую энергию» как таковую (Лапланш Ж.; Понталис Ж.-Б., 1996). По Васильченко, сексуальное либидо для мужчины - это интерес к женщине как к половому партнеру и желание провести с ней половой акт (Общая сексопатология. Под ред. Г.С. Васильченко, 1977). Васильченко выделяет следующие фазы развития либидо:

    понятийное либидо – для него характерно абстрактное (понятийное) отношение к женщине и отсутствие чувственного опыта; мальчик, юноша, мужчина только думают о женщине в соответствии со своими абстрактными представлениями;

    платоническое либидо – эта стадия предпочтения, восхищения, идеализации женщины; для нее характерна способность юноши или мужчины выбрать одну женщину, которой посвящаются все мысли, желания, чувства - словно «…рыцарем на картине, что на звезды смотрит и ждет» (Н. Гумилев); негативной стороной платонической стадии развития либидо является то, что чувственный компонент сексуальных отношений рассматривается как грязный и греховный;

    эротическое либидо – для него характерны тактильные прикосновения, поверхностный (без прикосновения к гениталиям) и глубокий (с прикосновениями к гениталиям) петтинг;

    сексуальное либидо, при котором происходит половой акт;

    зрелая сексуальность – это способность создать устойчивые взаимоотношения с постоянной партнершей, что делает возможным не только удовлетворение сексуальных потребностей, но и позволяет реализовать потребность в создании семьи; зрелая сексуальность предполагает способность к самоограничению и сдерживанию.

Указанные фазы развития сексуального либидо характеризуют прежде всего процесс онтогенеза, когда ребенок, подросток, а затем взрослый человек последовательно проходят интерес к противоположному полу сначала на понятийном, затем на романтическом, потом на эротическом и, в конце концов, на сексуальном уровне. В то же время описанная Васильченко последовательность фаз сексуального либидо характерна также для развития чувств по отношению к конкретному объекту любви. Сначала чувства испытываются на платоническом уровне, затем на романтическом, потом происходит эротическое сближение, и лишь потом отношения достигают сексуального уровня. Достижение более зрелой фазы сексуального либидо не перечеркивает предыдущие фазы. Они продолжают играть важную роль в сложном комплексе сексуальных отношений, образуя основу для более зрелых отношений. Всегда возможны сочетания различных фаз сексуального либидо. Формально перейдя к последующей фазе развития сексуального либидо, человек по существу может внутренне остаться на предыдущих стадиях.

Выделение фаз развития сексуального либидо имеет важное значение для проведения психотерапии нарушений сексуального поведения, которые могут быть вызваны фиксацией, застреванием на промежуточной стадии развития либидо или ситуацией, когда в ходе развития отношений с женщиной какая-то фаза пропущена или прожита в недостаточной мере. В таких случаях, как показывает клинический опыт, переживание последующих фаз не будет стабильным.

Клиническая практика неоспоримо доказывает надуманность противопоставления классических, академических методов отечественной сексопатологии и современных психоаналитически ориентированных методов психотерапии и дает основания использовать символдраму как метод лечения и диагностики. Особенно эффективным метод символдрамы оказался у лиц с выраженным образным мышлением. Он позволяет также вести лечебно-диагностическую работу с пациентами, испытывающими трудности в выражении своих эмоций и переживаний на вербальном уровне, которым очень сложно выразить свое внутреннее отношение к женщинам, особенно в тех случаях, когда необходимо выявить тонкие нюансы внутреннего восприятия, оценки, отношения к женщине, как к партнеру в интимной близости. Сказанное относится также к невозможности получить от пациента какие-либо обобщения относительно своего внутреннего отношения к женщине, как к противоположному полу.

В применении метода символдрамы для диагностики динамики полового самосознания у мужчин, нами использовался предложенный Х. Лёйнером мотив «куст розы », когда пациента просят представить куст розы на краю луга, а затем сорвать с него один цветок (Leuner H., 1994; Лёйнер Х., 1996). Символ куста розы или шиповника на краю луга глубоко связан с немецкой архетипической культурой, на которую опирался Х. Лёйнер. Особенно популярно в Германии стихотворение И.В. Гёте «Дикая роза», которое знает наизусть каждый школьник, на слова которого исполняются романсы.

Мальчик розу увидал,

Розу в чистом поле,

К ней он близко подбежал,

Аромат ее впивал,

Любовался вволю.

Роза, роза, алый цвет,

Роза в чистом поле!

«Роза, я сломлю тебя,

Роза в чистом поле!»

«Мальчик, уколю тебя,

Чтобы помнил ты меня!

Не стерплю я боли».

Роза, роза, алый цвет,

Роза в чистом поле!

Он сорвал, забывши страх,

Розу в чистом поле.

Кровь алела на шипах.

Но она - увы и ах! –

Не спаслась от боли.

Роза, роза, алый цвет,

Роза в чистом поле!

(Перевод Д. Усова)

Важным является, как выглядят цветы, нерешительность пациента сорвать цветок («Розе будет больно…»), его страх уколоться и т. п. Этот мотив имеет центральное значение для лечения сексуальных расстройств.

Наши исследования показали, что в славянской культуре мотив «куст розы » также оказался диагностически и психотерапевтически высокоэффективным. При этом нами выделены следующие этапы развития процесса имагинации, которые являются существенными для развития процесса диагностики.

После проведения предварительной беседы с сидящим в удобном кресле или лежащим на кушетке пациентом проводится упражнение на релаксацию по методике, близкой к аутогенному тренингу по Й. Шульцу 3 . После чего пациенту предлагается представить «луг ».

После возникновения образа пациент дает его общую характеристику, включая как подробные детали, так и чувства и субъективные оценки образа в целом. Следует расспросить пациента о погоде, времени года, времени суток; о размерах луга, о том, что находится по его краям, о растительности на лугу. Образ луга - это матерински-оральный символ, отражающий как связь с матерью и динамику переживаний первого года жизни, так и актуальное состояние, общий фон настроения. Фактор настроения может быть представлен в характере погоды, времени суток и времени года. В норме это летнее время года или поздняя весна, день или утро, погода хорошая, на небе солнце; вокруг богатая, сочная растительность, представленная обилием трав и цветов; луг приветливый, даже ласковый, залитый ярким солнечным светом (Лёйнер Х., 1996; Обухов Я.Л., 1997).

Спустя 3-5 минут работы по технике мотива «луг » пациенту предлагают оглядеться вокруг и посмотреть, есть ли где-то куст розы. Как правило, куст розы представляется где-то на краю луга. Пациента просят его подробно описать. Указанное описание дает возможность исследовать понятийную фазу развития сексуального либидо по классификации Васильченко.

На этом этапе пациент получает инструкцию выбрать один из цветов розы, который нравится ему больше всего. Пациент дает развернутое описание выбранного цветка и указывает основания своего предпочтения. Особенно важным является субъективный эмоциональный чувственный тон, связанный с объектом выбора. По классификации Васильченко этот этап соответствует платонической фаза развития либидо.

Трудности в выборе конкретного цветка на кусте розы могут быть вызваны фиксацией на сочетании понятийной, эротической и сексуальных фаз развития либидо при недоразвитии платонической фазы. Символдрама открывает возможность для проведения соответствующей диагностики и психокоррекции.

Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. Цвет розы может отражать степень сексуальной зрелости. Считается, что самые сильные эмоции вызывает у человека красный цвет. Сочетание красного, желтого и оранжевого цветов считается самым сексуальным. Розовые цветы могут символизировать инфантильность, «розовые мечты», желание, чтобы окружающие относились к тебе как к ребенку; желтые розы могут быть связаны с ревностью; белые розы – целомудренность, платонические, духовные отношения, идеализация; оранжевые розы – символ силы личности и возможного подавления окружающих. Листья на стебле символизируют витальную силу или ее отсутствие. Сам стебель символизирует фаллическое начало, опору, стержень личности. Шипы на стебле розы символизируют опасности, сопровождающие страсть. Если в воображении пациента их слишком много, то такой человек находится во власти страха и утрирует опасности. Если шипов нет или их очень мало, то такой человек пренебрегает опасностями, связанными с сексуальными отношениями, не замечает их, излишне легкомыслен.

Пациент 35 лет, женат, двое детей, находящийся в командировке вдали от дома, представил далеко на краю луга куст розы с нежными маленькими розовыми цветами, которые он связал с отношением к жене и к которым ему хотелось подойти. Но, сделав несколько шагов, он почувствовал слева сильный аромат роз. Повернувшись, он увидел куст роскошных красных и алых роз. Пациент решил «пойти налево» к красному кусту, в чем проявилась проблема выбора, связанная с недоразвитием платонической фазы сексуального либидо.

Рис. 2

На следующем этапе пациенту предлагается попытаться дотронуться в своем воображении кончиком пальца к стеблю, провести по нему, коснуться шипов, листьев, лепестков цветка и, наконец, вдохнуть аромат розы. Пациента расспрашивают о его чувствах и ощущениях. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Соответственно, исследуется эротическая фаза развития либидо по Васильченко.

Далее пациенту предлагается сорвать или срезать розу, что символически характеризует формирование сексуальной фазы развития либидо. Некоторым пациентам (не достигшим, по классификации Васильченко, сексуальной фазы развития либидо) это сделать особенно трудно. Иногда пациенту жалко, что розе будет больно (фиксация на платонической стадии развития либидо, когда физическая близость, половой акт рассматриваются как что-то грязное). Другие боятся уколоться шипами (у них гипертрофированно чувство опасности перед возможными неприятными последствиями сексуальной близости). Один наш пациент представил на стебле розы много мелких иголочек, как на кактусе. Он знал, что, с одной стороны, это не так больно, и можно потерпеть. Но если он сорвет розу, ему потом долго придется вынимать из пальцев неприятные иголки. Тем не менее, это не остановило его сорвать цветок. В жизни пациент также был склонен к риску и был готов терпеть возможные неприятности, связанные с сексуальными отношениями.

По тому, как пациент относится к предложению сорвать розу, можно судить о степени его сексуальной зрелости, как это демонстрируют два следующих примера из практики Х. Лёйнера.

Х. Лёйнер работал с юношей 18 лет, не достигшим еще полной мужской зрелости, что отразилось при представлении «куста розы », как видно из следующего протокола: «Я вижу красивый широкий куст розы. Цветы все белые. Они мне очень нравятся, в них что-то приятное, нежное, закрытое.» (Психотерапевт: «Они еще закрыты, или некоторые уже открылись?») «Нет, все еще закрыты, многие только в бутонах.» (Психотерапевт: «Они все белые, или среди них есть также некоторые розовые или, может быть, красные цветы?») «Нет, все совершенно белые и нежные. Я гораздо больше люблю белые розы, чем розовые или красные» (Психотерапевт: «Могли бы Вы сорвать одну из роз, чтобы поставить дома у себя на столе в вазе?») «Нет, мне бы этого не хотелось, они слишком нежные, еще такие целомудренные. Мне кажется, было бы нехорошо их здесь рвать. Может быть, они вообще не будут цвести в моей вазе. К ним просто не прикоснуться.» (Leuner H., 1994, с. 177)

Х. Лёйнер отмечает, что не требуется никакого особого искусства интерпретации, все уже содержится в выражениях нашей речи. Бутоны символизируют неготовность к сексуальным отношениям, незрелость. Белый цвет символизирует целомудрие, платонические отношения.

И другой пример: Х. Лёйнер предложил тот же тест мужчине, который очень много ездил в различные поездки. Когда Х. Лёйнер попросил его представить «куст розы », ему сразу же представилась вместо куста хрустальная ваза, стоящая в его комнате. Ваза была полна уже срезанными крупными, душистыми розами. Они уже полностью раскрылись, на некоторых уже опадали отдельные лепестки, что свидетельствовало, с одной стороны, что «сорвать розу» не представляет для него никакой проблемы, розы сами уже готовы, а с другой стороны, наблюдалось уже некоторое пресыщение сексуальными отношениями. (Leuner H., 1994, с. 177)

Одной из причин невозможности сорвать розу (например, роза, к которой протягивает руку пациент, загорается пламенем и сгорает на глазах у пациента) может быть непреодаленная эдипальная зависимость от матери. Мужчина на бессознательном уровне продолжает относиться к матери как к объекту инфантильной сексуальной привязанности. Ей принадлежит вся его любовь. Автоматически включается табу на инцест – бессознательный запрет на сексуальные отношения с матерью. Поэтому связанная с любовью к матери роза часто представляется целомудренного белого цвета. Таким мужчинам обычно нравятся женщины, в которых они бессознательно «видят» мать, но по отношению к которым они внутренне не могут позволить себе осуществлять сексуальные действия. Непреодаленная эдипальная зависимость от матери, переживаемая на бессознательном уровне, может быть причиной нарушения эрекции. Проведение психотерапии по методу символдрамы позволяет эмоционально проработать эдипальный конфликт и преодолеть эректильную дисфункцию.

Пациент представил поле белых роз (рис. 3 ). Луг, поле – это символ матери, роза – символ любви. В бессознательном пациента вся любовь принадлежит матери. Но отношение к матери в силу табу на инцест не может быть эротичным или сексуальным. Поэтому либидо пациента фиксировано на платоническом уровне, что символизирует белый цвет роз на поле. На предложение психотерапевта, поискать, есть ли где-нибудь розовые или красные розы, пациент сказал, что за пределами луга (т. е. вне отношений с матерью) он «видит» красные розы. Но и там у него возникли трудности, когда ему нужно было сорвать цветок. Стебель розы превратился в длинный канат с якорем на конце, который словно пуповина, связывал его с землей. Глубинно-психологический подход в понимании символики, принятый в символдраме, считает, что земля, «мать сыра земля» – это важнейшие орально-материнские символы. Пациент бессознательно связан символической пуповиной с телом матери.

При диагностическом использовании режиссерские принципы ведения имагинации должны содержать в себе минимум императивности, что позволяет оценить дифференцированность фаз развития либидо, их гармоничность и центрированность. При пассивном, креативном раскрытии образа есть возможность исследовать механизмы регрессии и фиксации либидо в системном его понимании. Классическим примером подобной фиксации является невозможность выбора конкретного цветка (вариант полевого поведения, нарушение еще на стадии понятийно-эротической фазы), либо –невозможность сорвать понравившийся цветок из-за боли, причиняемой ему (фиксация на платонически-эротической фазе, боязнь сексуальных отношений, идеализация партнерши).

Р ис. 3

На последнем этапе пациенту предлагается отнести розу в дом и разместить ее там, что также иногда вызывает трудности у пациента. В доме пациент ставит розу в воду и любуется ею (с символической точки зрения, важно, захочет ли пациент подрезать стебель розы, добавить что-нибудь в воду, чтобы роза лучше стояла, и т. п.). Это символически характеризует развитие зрелой сексуальности, т. е. способности создать устойчивые взаимоотношения с постоянной партнершей, что необходимо для реализации потребности в создании семьи. Например, некоторые мужчины берут розу с корнями, что символизирует установку на то, чтобы «взять» женщину со всеми ее корнями, родственниками, близкими. Другие считают, что партнершу нужно сначала воспитать, исправив то, что не сделали ее родители. Они постоянно одергивают и поправляют партнершу («не болтай так много по телефону»), принимают за нее решения, навязывают ей свое представление о счастье и подталкивают к соответствующим действиям, демонстрируют, что не уважают ее интеллектуальные способности («ты это не поймешь»), неуважительно относятся к ее вкусам («как ты можешь слушать такую музыку»). В образе это может проявляться в том, что стебель розы нужно сначала подрезать, обжечь на огне, разбить молотком и т. п.

Один пациент, женат, двое детей, глубоко и искренне любящий жену, сорвал розу на клумбе, принес домой и поставил в вазу в спальне. Все оставшееся время он любовался ее. Только здесь роза расцвела во всей своей красе. Для пациента характерна зрелая сексуальность с устоявшимся выбором и стабильной системой ценностей.

Ошибочно мнение, будто психоаналитики все проявления человеческой жизни сводят исключительно к проявлению сексуального инстинкта. Зрелая сексуальность, с точки зрения современного психоанализа, предполагает не только биологическую потенцию и способность переживать оргазм, но и целый ряд психологических особенностей, которые необходимы человеку, чтобы любить и быть любимым. К таким психологическим свойствам немецкий психоаналитик Петер Куттер, директор Института психоанализа им. З. Фрейда во Франкфурте-на-Майне, в своем «Обзоре психоаналитических теорий влечения и их дальнейшего развития» (Kutter P., 1992) относит следующие факторы:

1. Способность учитывать и уважительно относиться к личности другого человека.

2. Достаточно высокая самооценка.

3. Относительная независимость и самостоятельность.

4. Способность к эмпатии, т. е. к сочувствию и вчувствованию в состояние другого человека.

5. Способность к частичной идентификации с другим человеком.

6. Способность устанавливать, поддерживать и сохранять отношения с другими людьми.

7. Необходимо благополучно пройти фазы сепарации и индивидуации по М. Малер.

8. Умение воспринимать чувства, «задействованные» в любви, а также способность к их развитию.

9. Должна быть благополучно достигнута и пройдена «депрессивная позиция » по М. Кляйн, т. е. способность воспринимать себя и других как потенциально «хороших» и «плохих».

10. Описанная Д.В. Винникоттом способность быть одному .

11. Должны быть в основном преодолены эдипальные конфликты.

12. Отношения с любимым человеком не должны быть чрезмерно отягощены переносом и проекциями из раннего детства, а также должны быть относительно свободны от объектной зависимости .

13. Должно быть положительным отношение к собственному телу.

14. Необходимо уметь переживать такие чувства, как радость , боль и печаль .

15. Необходимо освободиться от патологических фиксаций на непреодаленных стадиях развития в детстве.

16. Соответствующим образом должны быть скомпенсированы и выровнены дефициты в предшествующем развитии.

Указанная выше методика может быть проведена в различных модификациях, в зависимости от задач психотерапевта. Использование мотива «куст розы » оказалось высокоэффективным при лечении психогенных эректильных дисфункций, как показывает следующий пример из нашей практики.

К нам обратился пациент, по профессии техник-механик, 51 год, 30 лет в браке, двое детей 27 и 18лет. Живет с женой в отдельной квартире и жилищными условиями доволен. Небольшого роста (170 см), полный, с лысиной. Причина обращения – притупление оргазма и снижение эрекции, что не позволяло проводить введение полового члена без дополнительных манипуляций руками.

ТИ 1,95 (трохантерный индекс – соотношение роста и длины ноги). Оволосение на лобке по женскому типу. Сексуальная формула мужская по Васильченко (СФМ) 232-123-211-1 7/6/4/1 суммарный показатель 18 (довольно низкие показатели). Наблюдались застойные явления в предстательной железе. Одна из предположительных причин снижения эрекции – травма в пояснице.

Вспоминает, что интерес к женщине как к половому партнеру и желание провести с ней половой акт (либидо) проявилось примерно в 12 лет. Первое семяизвержение произошло при полюции в 14 лет. Мастурбировал с 15 до 21 года примерно два раза в неделю. Мастурбация была заместительного типа, т. к. не было женщины. С 17 до 21 года практиковал поверхностный и глубокий петтинг. Информацию о половой жизни получал от друзей. Первый половой акт был в 20 лет, расценил его как слишком быстрый. Частота половых сношений до брака составляла примерно два раза в неделю. В брак вступил в 21 год. Свою жену он выбрал по внешней и духовной привлекательности. У супруги сексуальность была пробуждена сразу. После брака в медовый месяц частота половых сношений составляла 3-4 раза в неделю. В условно-физиологический ритм (УФР), т. е. 2-3 половых сношения в неделю, вошел практически сразу, что является одним из признаков слабой половой конституции (в медовый месяц частота половых актов достигает иногда семи сношений в день). Максимальный эксцесс (количество заканчивающихся семяизвержением половых актов в сутки) не превышал двух. Последний раз два заканчивающихся семяизвержением половых сношения за сутки было у него в 45 лет. Легко переносит абстиненцию 14 дней. Абстиненция проявляется болью в яичках, на фоне абстиненции появляются полюции. Настроение перед половым актом обычно плохое, испытывает тревогу. Длительность полового акта 5-7 минут. На момент обращения сохранялись утренние спонтанные эрекции.

Пациент предпочитает широкий диапазон приемлемости (разные позы, нетрадиционные формы удовлетворения сексуальной потребности, орально-генитальные и орально-анальные ласки), однако в супружеской паре из-за позиции жены диапазон приемлемости узок, что является одним из факторов дисгармонии супружеских отношений. Предпочтительное время проведения полового сношения у пациента – в 4 часа утра. Позы проведения полового акта его устраивают. От нежелательной беременности пара предохраняется при помощи календарного метода по фазам менструального цикла.

Поведение жены перед половым актом пациента не устраивает, так как жена своими действиями и ласками не усиливает его сексуального возбуждения. Однако сам половой акт и половые отношения в целом его устраивают. В то же время, на бессознательном уровне отношения с супругой в целом не соответствуют желаниям и ожиданиям пациента.

У пациента существует феномен «потери полового члена во влагалище», так как жена после родов не тренировала мышцы влагалища на сокращение по технике W.H. Masters и V.E. Johnson.

Установка в сексе характеризуется социокультурным мифом «Мадонны и Блудницы»: он хотел бы иметь чистую, как мадонна, жену, женственную и верную, а половую жизнь вести с развратной блудницей, чувственной, доступной, кокетливой. У пациента игровой тип сексуальной мотивации: он любит в сексуальных отношениях игру, фантазию, творчество, любит экспериментировать. Психосоциальный тип – «мужчина-ребенок». В общении с супругом жена занимает позицию «обвинителя» (по В. Сатир). Пациент демонстрирует инфантильный тип привязанности.

Любит свою жену, мировоззрение и убеждения супругов соответствуют друг другу, моральные установки тоже взаимно соответствуют. Это во многом и удерживает их вместе. Ролевой позицией жены в семье в целом тоже удовлетворен. Внебрачные связи отсутствуют. Свою верность жене объясняет тем, что не было желания изменять, не было нужды в других женщинах. Иногда возникающие конфликты с женой связаны с семейным бюджетом.

Считает свою внешность затрудняющей контакты с женщинами, в том числе с целью сближения (низкий, толстый, лысый).

Было проведено пять сеансов психотерапии, включавшей три сеанса рациональной психотерапии, одно занятие по методу символдрамы (мотив «куст розы ») и одно занятие с использованием гипноза.

На четвертом сеансе пациенту было предложено представить «куст розы » по методу символдрамы. Пациент представил красно-желтые цветы, росшие прямо из паркета. Образ был неустойчивый, пациент тщетно пытался его удержать. Начался приступ нервной дрожи. Сидящего в кресле пациента колотило так, что ему пришлось судорожно вцепиться в подлокотники. Происшедшее произвело на пациента сильнейше эмоциональное впечатление. После этого состоялось аналитическое обсуждение, позволившее ему осознать свои проблемы, а также эмоционально их отреагировать. В результате у пациента восстановилась эрекция. На следующем, последнем пятом сеансе, он с радостью сообщил о своем выздоровлении. Для закрепления полученного эффекта и диагностики актуального состояния был проведен сеанс легкого гипноза, во время которого спонтанно возник образ куста розы. На этот раз образ был устойчивый. На кусте было много разнообразных цветов. Пациент испытывал радость и гордость, что он может легко представлять и удерживать образ любых роз.

Сейчас в каждом более-менее крупном городе есть школы или центры, где обучают женским практикам и техникам управления интимными мышцами. Но прежде чем всерьёз подойти к этому вопросу и записаться на подобный курс, рекомендую самостоятельно начать практиковать простые упражнения, которые подготовят твой организм к более серьёзным техникам.

Здесь я собрала несколько важных советов и простых, но действенных практик, которые не требуют особых усилий и дополнительного «снаряжения». Итак,

  • Прежде всего учимся расслаблять живот . Чтобы казаться стройнее и привлекательнее, мы втягиваем живот, не понимая, что при этом наносим своему здоровью ущерб. Низ живота — один из основных энергетических центров, который отвечает за нашу сексуальность, функцию деторождения, творческую энергию и в целом за положительные эмоции. И, напрягая живот, мы провоцируем проблемы во многих сферах, так как лишаем себя доступа к хранилищу женской силы, кроме того, перетянутый ремнём/поясом живот мешает нормальной циркуляции энергии по телу. Всё это ограничивает нашу сексуальность, может привести к застойным явлениям и женским заболеваниям. Следи за состоянием живота в течение дня, он должен быть расслаблен. Лучше зажимать мышцы промежности, чтобы наша сексуальная энергия не выходила наружу.
  • Следующий совет: дышим животом , то есть при вдохе воздух опускаем ниже грудной клетки и диафрагмы, при этом живот надувается, выпячивается; а при выдохе — сдуваем его. Стараемся следить за глубиной «опускания» воздуха.
  • А теперь простое упражнение для интимных мышц «Бутон — розочка»: при вдохе — сжимаем как можно сильнее мышцы промежности («бутон»), на выдохе — расслабляем («распускается розочка»). Это упражнение можно практиковать во время мочеиспускания, зажимая мышцы так, чтобы оно прекратилось. Для начала рекомендуется делать минимум 50 повторений.
  • Упражнение «Кошачья спина» : из положения «стоя на коленях» обопрись на руки. Спина расслаблена, без чрезмерного изгиба, голова, шея и позвоночник — на прямой линии. Вдох, на выдохе — выгибаем позвоночник вверх, опуская голову и сильно напрягая мышцы живота и ягодиц. Постепенно расслабляемся и возвращаемся в исходное положение (10-15 раз)
  • «Подъём таза» : исходное положение — лёжа на спине, колени согнуты. Выдохнуть и прижать спину к полу. На вдохе оторвать таз от пола, напрягая мышцы живота, бёдер и промежности. На выдохе — расслабиться, опустить таз.
  • Тренировке интимных мышц способствуют и знакомые с детства простые упражнения «Ножницы» и «Велосипед » . Думаю, в их описании ты не нуждаешься.

Следование этим простым советам и регулярное выполнение упражнений, поможет тебе сделать шаг к продлению своей молодости, восстановлению жизненной энергии и сохранению здоровья. Надеюсь, эти практики войдут в твою жизнь в качестве полезных привычек. Подробнее о пользе и благотворном влиянии женских практик на организм в статье

Интересно, как бы начать этот рассказ. Как-то я уже писала об интерпретации проективных методик. На данный момент можно рассмотреть очень живой материал. В нем представлены не только сама методика, но и некий рассказ клиента о том, что он делал. То есть вербальная проекция самого клиента.

На мой взгляд, это особенно интересно, так как все очень наглядно. Методика «Розовый куст». Вот рисунок.

И сказка, которая родилась у клиента в качестве добавления и рассказа об этом кусте.


Сказка про розовый куст.

Однажды на одной высокогорной равнине взошел побег розы, он очень обрадовался, что он растет в таком красивом месте –если он смотрел в одну сторону, то насколько хватало глаз, он видел голубое небо и сливающуюся с ним зелень травы и мхов.

Если он смотрел в обратную сторону, он видел возвышающиеся до самого горизонта вершины гор. Одно было не очень удобно на этом месте – дули сильные ветры, поэтому, что бы его ни сломали, куст начал расти вдоль земле – он расстилал свои ветви и цветы вдоль равнины, он покрывал собой мох и траву.

Так как он вырос почти на самом краю высокогорной равнины, то постепенно ветви его стали свисать вниз и украшали собой серые, безмолвные скалы. А куст розы радовался, что он так к месту пришелся здесь, что он может внести в эту картину свои краски.

Он радовался солнышку, которое грело его, он радовался дождику, который поливал его, он даже радовался ветру, который раскачивал его ветви вдоль скал, как будто качели. Ему очень нравилось там жить и расти. Правда иногда ему становилось скучно, хотелось бы с кем то разделить этот покой и умиротворение.

В далеке от обрыва стоял большой каменный замок, он был таким же серым, как скалы, таким же твердым и неприступным. Он хорошо защищал своих хозяев от непогоды. Там жило три человека: два мальчика и мужчина.

Постепенно ветви куста начали достигать их замка и они очень обрадовались новым краскам на их равнине. Они с удовольствием любовались красотой роз и вдыхали их запах, смешанный с запахом гор и мхов.

Мальчики никогда не обрывали его цветов, как будто понимали – что ему будет больно, они просто ложились рядом с ним и, вдыхая аромат роз, смотрели в небо, как облака меняют свои причудливые формы. Мужчина же приходил на обрыв и любовался как куст украсил и разнообразил ландшафт равнины и как ветви куста все ниже и ниже спускались со скал.

«Надо же!» - думал он, «Кто бы мог подумать, что такое прихотливое растение может жить в горах, где нет больше никакой растительности, кроме мхов и травы! Кто бы мог подумать, что дикий куст разрастется, стилясь по земле, чтобы ветры и сильные дожди не сломали его!»

Мужчина был благодарен и природе и кусту, за то что он появился в их жизни. Куст же, чувствуя любовь и поддержку этих мужчин стал смелее в своем росте. И вскоре весь их чудесный каменный дом, до самой крыши был обвит ветвями цветущими ветвями роз".

Интересная сказка и сам рисунок. Такой рисунок рассказал о некотором рождающемся благополучии, о некоем расширении сферы своего влияния и границ. Но, появились некоторые оговорки, с которыми клиент согласился. Мир, к которому стремится «роза».

К нему (этому Миру) существует некое послание: «Будьте бережны со мной. Восхищайтесь мной, не причиняйте боли». В сказке говорится о том, что на розу только смотрели, никто не причинял ей зла, как будто знали, что розе будет больно.

Так же при всем буйстве красок и распространении по территории у розы нет корней. Хотя в воображении клиента они есть, но они точно не прорисованы – это как послание о восполнении энергии. Территория занимается большая, куст богат, на это нужна энергия.

Как вывод – это задуматься о том, где же ее брать в реальной жизни? Источник, который поможет восполнить энергозатраты на достижение цели. Следует отметить, что в сказке оговаривается, что местность совсем не подходящая для розы, условия выживания растения – сложные.

При том, удивительно, как растет сама роза. Она не растет вверх, не имеет возможности, тогда найден новый способ творческого приспособления, она растет вширь, заполняет собой пространство иным способом, добивается внимания.

Так и в жизни, человек сумел найти способы своей реализации, творчески приспособиться к жизненным перепитиям.

Вот, немного об арт-терапии и о том, как она работает.