Приключенческая литература. Приключенческая литратура О чем пишут в приключенческой литературе

21.10.2019 Окрашивание

один из видов художественной литературы, проза, основным содержанием которой является увлекательный, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях. Признаки приключенческой литературы – динамичный сюжет, острота ситуаций, накал эмоций, мотивы тайны, похищения, преследования, преступления, путешествия и т. п. Внутри приключенческой литературы можно выделить несколько устойчивых жанров, различающихся по двум признакам: в какой обстановке происходит действие и каково основное содержание сюжета. Так, к приключенческой литературе относятся детективы, основное содержание которых – расследование какого-либо преступления. Мастерами детективов были Э. По, А. К. Дойл, А. Кристи и др. Часто автор создает детективные романы и рассказы с одним сквозным персонажем – сыщиком-профессионалом или любителем (отец Браун у Г. К. Честертона, Шерлок Холмс у Конан Дойла, Эркюль Пуаро у Кристи и др.). Интерес читателя поддерживается за счет попыток найти преступника, имя которого обычно узнается в самом конце. Фантастическая приключенческая литература рассказывает о вымышленных существах, их приключениях или о вымышленных событиях, происходящих с людьми. Действие фантастических произведений может быть перенесено на другие планеты, в прошлое или будущее Земли; в них действуют инопланетяне, сказочные существа и т. п. Известные авторы фантастики – Г. Уэллс, Р. Брэдбери, С. Лем, К. Булычев, А. и Б. Стругацкие. Занимательность фантастической приключенческой литературы основана на изображении необычных существ и механизмов, а также неординарных событий, происходящих с ними. Историческая приключенческая литература рассказывает о какой-либо удаленной от автора и читателя эпохе, стараясь как можно точнее восстановить детали быта и обстановки. В этом жанре работали В. Скотт, А. Дюма-отец, В. Гюго. В исторических романах обычно действуют вымышленные главные герои, а реальные исторические лица являются эпизодическими героями (напр., главные герои романа «Три мушкетера» – Атос, Портос, Арамис и д Артаньян – выдуманы автором, а кардинал Ришелье, король и королева Франции – реальны). Также занимательность приключенческой литературы может быть связана с экзотикой различных народов и племен, природы разных стран – таковы романы Ф. Купера, Дж. Лондона, Р. Л. Стивенсона, Ж. Верна, Т. М. Рида, Дж. Конрада, Г. Р. Хаггарда. Автор может изображать жизнь бок о бок с такими племенами (как Т. М. Рид, описывающий жизнь в США и вводящий в свои произведения индейцев). Ведущим мотивом в таких произведениях может быть мотив путешествия, как, напр., у Г. Р. Хаггарда.

Наряду с выделенными типами приключенческой литературы существуют произведения, не относимые ни к какой из этих групп, но тем не менее принадлежащие к приключенческой литературе за счет своей занимательности и захватывающего сюжета (напр., повести А. П. Гайдара о приключениях подростков или романы М. Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне).

В русской литературе в жанре приключенческой литературы работали А. С. Грин («Алые паруса»), В. А. Каверин («Два капитана»), А. Н. Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), А. П. Гайдар («Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Чук и Гек»), А. Р. Беляев («Голова профессора Доуэля»), В. П. Катаев («Белеет парус одинокий»), братья Вайнеры («Эра милосердия») и др.

Итак, что такое приключенческая литература? Относится ли, например, к ней наследие Джека Лондона? (кстати, мой любимый писатель). Аналогичный вопрос вызывают «Дон Кихот», «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера». Не только отдельные произведения, но и целые жанры спорят за своё право называться приключенческой литературой.

«По современным понятиям, приключенческая литература — это совокупность нескольких прозаических жанров, отдающих приоритет действию перед характером, случаю перед будничным ходом жизни и динамике перед описательностью».

К приключенческой литературе принято относить детектив, роман путешествий, научную фантастику, авантюрный (собственно приключенческий) роман. От «серьёзной» литературы, приключенческая отличается по типу конфликта, который здесь особенно «конфликтен». Нередко преувеличиваются достоинства героя, а также значимость и «размеры» его поступков (подвига).

Очень часто приключенческая проза заселяется простаками, чьи наивные умозаключения оттеняют проницательность интеллектуалов (Портос или доктор Уотсон как выгодный фон для д’ Артаньяна и Шерлока Холмса).

Да, приключение - игра, но оно вместе с тем драма, поскольку его герой неизменно подвергается испытаниям — причём подлинной опасностью, а не тренированной ситуацией. Ответная реакция читателя — большое эмоциональное и интеллектуальное напряжение. Ведь поединки приключенческой игры ведутся на самом краю пропасти. Герой обычно преодолевает все препятствия и всё, как правило, заканчивается хеппи эндом, но в принципе счастливый финал похождений ему не гарантирован.

Произведения первой приключенческой волны отождествимы с серьёзной литературой: «Робинзон Крузо», «Приключения Гулливера», романы Вальтера Скотта и Филдинга. Дюма, По, Жюль Верн, Стивенсон, Конан Дойл — вот авторы второй «волны», под пером которых приключенческая литература принимает современный вид.

Вообще-то грань между приключенческой и «серьёзной» литературой весьма условна. Некоторые произведения позапрошлого, прошлого, да и нынешнего веков имеют словно бы двойное подданство, принадлежа одновременно той и другой. Вспомните хотя бы «Робинзона Крузо» или роман В. Богомолова «Момент истины».

Среди важнейших представителей советской, российской приключенческой литературы — А. Толстой и А. Грин, В. Катаев и В. Каверин, А. Беляев и И. Ефремов, бр. Стругацкие, А. Рыбаков, Ю. Семёнов и А. Адамов. Их лучшие приключенческие произведения входят в золотой фонд юношеского чтения, регулярно публикуются под маркой приключенческих изданий.

Зарубежная приключенческая литература только ХХ века может похвалиться такими примечательными именами, как Сабатини с его романами о капитане Бладе, фантастами Брэдбери, Азимов, Шекли, детективщиками Джон Диксон Кар, Кристи, Симеон и др.

Приключение вроде бы легкомысленно, беззаботно. Но за этой маской — неотложная забота: (может кому-то это покажется слишком пафосным) утвердить в сознании читателя высокий нравственный идеал. Приключенческая литература, сколь ни парадоксально может прозвучать такое утверждение, — назидательная, поучающая, воспитывающая.

Часто молодые авторы спрашивают: «А где он этот «воспитывающий» момент в моём рассказе (повести, романе), если я не вкладываю особого смысла в свой опус, а просто описываю придуманные или где-то услышанные приключения?» Смысл, а значит «воспитывающий момент» в таких произведениях присутствует всегда. Автор зачастую сам того не осознаёт. Вспомните, как после прочтения какой-то книги или просмотра фильма Вам вдруг хочется хоть чуть-чуть стать похожими на главного героя или героев — стать таким же сильными, смелыми, благородными…

Не могу не сказать несколько слов о фантастике. Собственно фантастика это не жанр, а понятие, в которое входят такие жанры как НФ, фэнтези — её родная сестра, мистика и даже сказки, мифы, саги….

Лучшие образцы отечественной, в частности, фантастики дали Пушкин и Гоголь, Салтыков-Щедрин и Достоевский, Алексей Толстой и Булгаков…. Вспомните рассказ А. С. Пушкина «Уединённый домик на Васильевском», а «Пиковая дама» - разве это не фантастика? Вспомните «Штосса» Лермонтова, рассказ А. К. Толстого «Амена» и А. Н. Толстого «Граф Калиостро», И. С. Тургенева «Призраки», А. П. Чехова «Чёрный монах», Брюсова, Куприна, Грина, Платонова, Зозуля... Список можно продолжать до бесконечности…

Аркадий Стругацкий сказал: «ФАНТАСТИКА - ПРАМАТЕРЬ ВСЕХ ВИДОВ ЛИТЕРАТУР»

Я полностью согласен с нашим великим писаелем и, не боясь каких-либо обвинений в чрезмерной категоричности, вслед за ним утверждаю, что мировая фантастика - праматерь и современница всех видов литератур. Вероятно, для многих сказанное явится неким откровением. Раньше (да, наверное, и сейчас) фантастика считалась, возможно, и считается, несерьёзным жанром. Эдаким «бедным родственником» на задворках литературы, лёгким чтивом для людей не очень любящих напрягать мозг.

Хочу честно сказать: всем видам фантастики предпочитаю научную. Возможно, кто-то считает жанр НФ скучным, изобилующим техническими подробностями, «погрязшем» в научных терминах, без любимого молодёжью, и не только молодёжью, экшена. А кто-то, может быть, даже посчитает его вымирающим жанром… Поверьте, вы ошибаетесь. А слухи о смерти сильно преувеличены.

НФ возникла не на пустом месте; ее элементы можно встретить в греческой мифологии (миф о Дедале и Икаре). Но первым начал писать то, что в дальнейшем получило название «научная фантастика» Жюль Верн. А его младший современник Уэллс показал, что фантастика может быть не только познавательно-развлекательным чтивом, но и серьезной, «большой» литературой. Обычно к «первопроходцам» относят и сэра Артура Конан Дойла, оставившего нам обширное литературное наследство, в том числе несколько НФ произведений, самое известное из которых, «Затерянный мир».

Фраза из критического обзора: «Одно не понравилось. Повесть написана по классическим канонам НФ»(!).

Что здесь скажешь? Печально!

Не раз мне приходилось слышать, (и не только слышать, но и читать) что фантастика - литература, точнее - недолитература, которую жульё пишет для слабоумных на тему «ты лети моя ракета».

«Не верю! Чего он меня пугает?» - вопит некто, с трудом одолев «Гиперболоид инженера Гарина». А в этот момент над его головой, в двухстах километрах, мертво и зорко, нестерпимо блестя на солнце, скользит спутник-истребитель, вооруженный смертоносным лазером и начиненный ядерной взрывчаткой. «Не верю! Не желаю я жить в этом будущем!» - надрывается он же, одолев несколько глав «Туманности Андромеды». «Не ве…» - начинает он, перелистав по диагонали «Шагреневую кожу», но тут же спохватывается: его еще в школе учили, что Бальзак - великий писатель.

«Фантастика - это литература для детей и юношества, призванная в увлекательной форме рассказывать о перспективах развития науки и техники, а главное - играть воспитательно-патриотическую роль». Современная НФ отличается большой «степенью свободы». Авторы, работающие в этом жанре, охотно идут на эксперимент, комбинируют, ищут новые формы. Иногда это получается лучше, иногда - хуже, порой сами авторы не могут определиться относительно жанровой принадлежности своих творений. Вполне вероятно, что в результате появится (или уже появилась?) совершенно новая разновидность фантастики, для которой еще только предстоит подобрать название, и за которой будущее.

К «приключенческой литературе» причисляют те произведения, для которых характерна приключенческая тематика, динамика и острота сюжетных перипетий, напряженность действия. Есть еще одно понятие, которое сопряжено с таким типом произведений - это авантюрная литература.

Что такое приключенческая литература

Прежде всего, стоит упомянуть истоки приключенческой литературы. Уже в древнегреческих романах встречаются элементы такого жанра - путешествия, кораблекрушения, плен и нападения пиратов, бури на море и различные препятствия.

Для приключенческой литературы присущи элементы рыцарских и готических романов. В начале XIX века мир, который был известен людям до этого, начал стремительно меняться и это обусловило появление приключенческой литературы.

Развивалось кораблестроение и навигация, многие дальние страны стали более доступными и появилась возможность их описать. Очень большое влияние на развитие такой литературы оказало исследование европейцами стран колонизации. Это стало известными мотивами приключенческой литературы и идеями новых, более авантюрных романов.

Одним из первых приключенческих романов считается «Книга джунглей» Р. Киплинга, которая была написана в 1894-1895 годах. Другие писатели стали использовать элементы авантюрной литературы в своих произведениях другого жанра.

Ярким примером этого является роман А. Дюма «Три мушкетера» - путешествие за подвесками королевы в Англии можно назвать увлекательным приключенческим элементом.

Герои, живущие по эталонам чести

Герои приключенческих романов - совершенно особенные. Главные качества их характера - это честность и смелость, преданность своим идеалам и способность к решительным действиям. Они непоколебимы и умеют совладать со своим страхом.

Так как в приключенческих романах зачастую поднимается вопрос противостояния добра и зла, главные герои выступают на стороне добра и отстаивают справедливость и защищают слабых. Зачастую главные герои - ярко выраженные авантюристы, но это не обязательно условие для приключенческого романа.

Они сражаются за высшие идеалы - за свободу и равенство, за свою честь и за честь других людей. Честь крайне важна для таких героев, они действительно живут именно по такому закону, и учат нас быть более смелыми и справедливыми. Герои, живущие по эталонам чести - это многоликие и смелые герои романов Жюль Верна, герои произведений Стивенсона и Дюмы.

Что делает книгу и ее героев бессмертными

Мир приключенческих романов настолько интересен и насыщен, что привлекает внимание и взрослых, и детей. Для многих, кто читает такие книги в детстве - приключения в ней и ее бравые герои запоминаются на всю жизнь.

Невероятные путешествия, постоянное преодоление препятствий, смелость и бесстрашие главных героев - все это не только восхищает, но и учит смотреть на мир шире.

В литературе существует множество произведений, которые уже признаны бессмертными, так как прошло уже много лет со дня их написания, но они до сих пор популярны и вызывают восторг у каждого последующего поколения.

Данный урок проводится в 5-м классе (образовательная система "Школа-2100", учебник Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой), рассчитан на два часа.

Цели урока:

  • повторить, закрепить, систематизировать пройденный на уроках литературы материал;
  • развить у учащихся умение обобщать и анализировать полученные знания, делать выводы;
  • способствовать формированию у учащихся развитого воображения;
  • содействовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей школьников.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок с разнообразными видами занятий

Оборудование урока: мультимедиа-проектор, ИКТ, портреты писателей, экран, индивидуальные карточки для учащихся

Эпиграф к уроку (запись на доске)

Приключения: Книги о приключениях стали самыми любимыми для читающих детей. Почему именно такие?

Ход урока

Давайте запишем в тетради тему сегодняшнего урока: "Приключенческая литература". Приключения: Что таит для вас это слово? Давайте поиграем в ассоциации.

В тетрадочках напишите слово ПРИКЛЮЧЕНИЯ.

Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

  • Почему мы так любим книги о приключениях?

Предполагаемые ответы.

  • Потому что тянет к дальним странствиям
  • Потому что в них много мужества
  • Потому что мы узнаём, кто является героями приключенческих книг и какие увлекательные события в них описываются.

Учитель .

Такие авторы, как Д. Дефо, М. Твен, Р. Л. Стивенсон, умели так живо и ярко описать необычные приключения, что читатель навсегда запомнит Гека Финна, с дохлой кошкой в руках, или путешествия Робинзона, его способность выжить на необитаемом острове, или одноногого пирата Джона Сильвера по прозвищу Окорок из "Острова сокровищ". Книги о приключениях различные по содержанию, но настроение, которое возникает при их чтении, как правило, светлое и радостное. Например, приключения героев в Изумрудном городе или полеты Карлсона - веселые и забавные истории, которые, тем не менее, с особой мудростью подчеркивают те добрые чувства, на которых строятся настоящая дружба и уважение.

Диалог учитель - ученики:

Д"Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса придумал французский писатель ____(А.Дюма-отец).

Слайд. А.Дюма-отец "Три мушкетёра"

В 1844году выходит первая книга трилогии о мушкетёрах ____________("Три мушкетёра").

Чем привлекает нас его произведение?

Предполагаемые ответы.

Герои Дюма привлекают рыцарским благородством, отвагой, верностью в дружбе и любви.

Когда происходят события, описанные в романе?

Предполагаемый ответ.

Главные герои произведения - кто они?

Предполагаемые ответы.

Д"Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса - они мушкетёры короля.

Писатель рассказывает не столько об исторических событиях 17 века, сколько о нравах того времени. Так что в основе всего повествования лежат судьбы и подвиги "людей чести" Атоса, Портоса и Арамиса и присоединившегося к ним Д"Артаньяна.

Во имя чего совершают свои подвиги мушкетёры?

Предполагаемый ответ.

Во имя Франции

Учитель.

Мушкетёры совершают свои подвиги во имя Франции, они патриоты (запись в тетрадь: патриот - тот, кто любит свою родину, предан своему народу), для них долг превыше личных интересов. Они верны идеалам и нетерпимы подлости, это определяет их поступки в каждой экстремальной ситуации.

Что для мушкетёров значит дружба?

Предполагаемые ответы.

Верность,

Преданность друг другу "один за все и все за одного"

А ещё это символ объединения ума, изобретательности и благородства, которые должны служить справедливости.

Слайд: "Плывущий корабль" (для привлечения внимания)

А вот писатель Жюль Верн был одним из первых фантастов. Он предсказал многие научные открытия, летал на воздушном шаре, написал знаменитого "Капитана Немо", командира Наутилуса.

Самым увлекательным его произведением был роман "Дети капитана Гранта", где кипят страсти и приключения, и смелые люди утверждают дух дружбы, который поистине непобедим.

Уже с первых страниц романа "Дети капитана Гранта" Ж.Верн привлекает читателя к аналитическому мышлению. Как он это делает?

Ответы учащихся

Какими предстают перед нами главные герои романа "Дети капитана Гранта"?

Предполагаемые ответы.

  • Смелыми
  • Отважными
  • Целеустремлёнными
  • Спешащими на помощь друг другу
  • Честными
  • Любознательными

Слайд. Эдгар По "Золотой жук"

Э.По в своей повести "Золотой жук" рассказывает о детективном поиске клада.

Почему повесть называется "Золотой жук"?

Предполагаемые ответы.

Так как именно с находки золотого жука и начинается поиск клада.

Эдгару По интересен сам процесс разгадывания загадки, процесс познания и в этот процесс он вовлекает и читателя.

Как раскрывается тайна?

Ответы учащихся:

Учитель.

Можно ли это произведение отнести к жанру приключенческого рассказа?

Предполагаемые ответы.

"Золотой жук" - самый настоящий приключенческий рассказ. Все черты жанра налицо:

  • динамика развития событий,
  • тайна,
  • шифр,
  • поиски клада,
  • клад.

Слайд. Р.Л.Стивенсон

"Я поднялся, и меня сейчас же с ног до головы обдало волной. Но теперь это меня не устрашило. Я сел и, собрав все силы, осторожно принялся грести. Я пустился вдогонку за не управляемой никем "Испаньолой". Один раз волны так швырнули меня, что сердце у меня трепыхнулось, как птица. Я остановился и стал вычерпывать воду...".

Из какого произведения эти строки?

Предполагаемые ответы.

"Остров сокровищ"

Роберт Льюис Стивенсон родился в 1850 году в главном городе Шотландии - Эдинбурге. Он был единственным ребенком в семье. Роберт Льюис Стивенсон был по образованию юристом, всю жизнь страдал неизлечимой болезнью бронхов и часто был прикован к постели. Отец его, Томас Стивенсон, морской инженер, любил истории о путешествиях, дальних странах и пиратах. Может быть, профессиональные занятия - строительство маяков - настраивали его на такой лад. Сидя у постели больного сына, отец рассказывал об отважных морских разбойниках, отчаянных плаваниях, зарытых кладах.

Слайд. Р.Л.Стивенсон "Остров сокровищ"

Это произошло летом 1881 года. Развлекая пасынка (запись в тетрадь: пасынок - неродной сын одного из супругов, приходящийся родным другому), приехавшего домой на каникулы, Стивенсон нарисовал карту острова и раскрасил ее красками. Карта вышла просто замечательная! На ней были обозначены Холм Подзорной трубы, остров Скелета, нарисованы заливы и бухты. Стивенсон вообще очень любил карты, "за их содержательность и за то, что их не скучно читать". И посмотрев на нарисованный остров он вдруг увидел: голубое небо, корабль под белыми парусами, темно-зеленые леса и сокровища!

"Это должна быть книга для мальчиков", - объявил писатель своим домашним. После этого старый мистер Томас Стивенсон, отец писателя, потратил целый день, составляя опись предметов, хранившихся в сундуке у Билли Бонса. И в этой описи Роберт Льюис ничего не изменил. Старый морской инженер подсказал и бочку с яблоками. Ту самую бочку, которая потом очень пригодилась, - ведь именно сидя в ней, Джим Хокинс узнал о коварных планах пиратов.

Книга вышла в 1883 году и с тех пор ею зачитывается не одно поколение читателей.

Слайд. Р.Л.Стивенсон "Остров сокровищ". Джим Хокинс.

А ведь Джим жил в деревушке где-то в самой глуши, был в трактире чем-то вроде мальчика на побегушках. Был даже немного трусоват поначалу. Самый простой, обыкновенный мальчик. И вдруг на его долю выпадают такие - пусть страшные и опасные - но такие головокружительные приключения, в бешеном темпе сменяющие друг друга. Жутко стучит палка слепого Пью по обледенелой дороге... Джим сидит в бочке с яблоками и слышит страшное имя капитана Флинта... Хриплый крик попугая "Пиастры, пиастры, пиастры!"... Пираты признают выжженный солнцем скелет: "Э, да это Аллардайс, разрази меня гром!"

И вот на наших глазах Джим меняется.

Каким он становится?

Предполагаемые ответы.

Он становится ловким, смелым и находчивым, и даже - пусть на час - капитаном "Испаньолы".

Слайд. Р.Л.Стивенсон "Остров сокровищ". Другие герои повести.

Навсегда останутся в памяти читателей и другие герои книги.

Каких героев повести вы помните? Кратко охарактеризуйте их. (Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях).

Предполагаемые ответы.

Добрый, но недалекий и болтливый сквайр; капитан Смоллет с железным чувством долга; доктор Ливси, умный и отважный, оказывающий медицинскую помощь даже своим смертельным врагам; и, конечно же, одноногий пират Джон Сильвер! Именно он, вместе с Джимом - главные герои книги. "Корабельный повар" - так, по мысли Стивенсона, она должна была сначала называться.

Слайд. А.Н.Рыбаков.

РЫБАКОВ Анатолий Наумович (1911 - 1998), русский писатель. Опубликованная в 1948 году повесть "Кортик" была написана 37-летним демобилизованным офицером, участником Великой Отечественной войны. Это была первая книга А. Рыбакова, жизненный опыт которого включал в себя и войну, и предшествующие ей годы скитаний по России, и учебу в Институте инженеров транспорта (по образованию писатель-инженер-автомобилист).

Книга построена по всем правилам приключенческого жанра.

Ребята, докажите, пожалуйста, что эта повесть построена по всем правилам приключенческого жанра.

Предполагаемые ответы.

В центре сюжета - загадка, которую должен разгадать, распутать герой книги Миша Поляков со своими верными друзьями Генкой и Славкой. Загадка эта воплощается в старинном кортике, оказавшемся при странных обстоятельствах у комиссара Полевого во время гибели линкора "Императрица Мария". Затем комиссар подарил кортик Мише. Внутри рукоятки кортика - шифр, ключ к которому находится в ножнах этого таинственного оружия, а ножнами овладел белый офицер, предполагаемый виновник гибели линкора, главарь банды Никитский.

И, как и положено в приключенческой книге, пути обладателя кортика и обладателя ножен чудесным образом скрещиваются: слежка, смутные догадки - одно таинственное событие влечет за собой другое.

Какие они - главные герои повести?

Предполагаемые ответы.

  • решительный Миша Поляков,
  • деликатный и все подвергающий сомнению Слава,
  • горячий и болтливый Генка;
  • то, что три друга узнали о существовании тайны кортика - случайность.
  • герои А. Рыбакова мужественны

А мужественность - это не только храбрость, это и чувство ответственности за происходящее, умение самому находить правильное разрешение нравственных задач, которыми полна жизнь каждого человека, большого и маленького.

и в то же время Миша, Генка и Слава - не скопище добродетелей, а обыкновенные мальчишки - они не прочь пошалить, увильнуть от неприятного и скучного дела. Но обратите внимание, как, рискуя жизнью, Миша бросается под ноги бандиту, чтобы спасти комиссара Полевого, или как терпеливо и деликатно отваживает он беспризорника Коровина от бездомной жизни. Это поступки истинно мужественные.

Заключение.

Учитель.

Сегодня мы обратились к жанру приключенческого произведения (романа, повести, рассказа). Вспомнили таких писателей, как А.Дюма-отец, Жюль Верн, Эдгар По, Роберт Льюис Стивенсон, Анатолий Наумович Рыбаков, которые написали такие интересные произведения, сами были интересными людьми и прожили яркую жизнь.

Каковы основные черты произведений приключенческой литературы?

Ответы учащихся :Обобщение сказанного.

Вывод (запись в тетрадь)

Основные черты произведений приключенческой литературы, их отличительные особенности:

В основе - приключение, динамичное событие, участниками которого волей случая становятся герои произведения. В приключенческом произведении одно приключение сменяется другим, что делает произведение остросюжетным.

Случай играет большую роль и в разгадках тайн, шифров и т.п.

Характерны описания исторических событий, географических открытий (то и другое как фон для развития действия), кораблекрушений, поединков, столкновений с пиратами и другими разбойниками, наводнений, землетрясений и т.д., то есть того, что мы называем экстремальными ситуациями .

Разгадка шифра, поиск клада, любые другие полные тайны ситуации .

Часто действие происходит в море или на острове .

Герои - обычно смелые , мужественные , добрые , благородные люди. Они отличаются верностью и преданность, готовы прийти на помощь попавшему в беду.

Чему нас учит приключенческая литература?

Ответы учащихся:

Слайд. "Приключенческая литература учит нас"

(Запись в тетрадь)

Приключенческая литература учит нас

  • дружить и любить,
  • быть стойкими и храбрыми,
  • не бояться трудностей;
  • прививает любовь к путешествиям,
  • воспитывает тягу к знаниям, к наукам.

Домашнее задание. Рабочая тетрадь к учебному комплексу "образовательная система "Школа-2100"" стр. 11-12.