Шекли биография. Шекли роберт краткая биография писателя

21.10.2019 Окрашивание

Роберт Шекли родился в Нью-Йорке. Окончил технический колледж, факультативно прослушал курс литературы у Ирвина Шоу. В 1951 г. Шекли окончил Нью-Йоркский университет и получил степень бакалавра искусств, а год спустя опубликовал свой первый рассказ. Роберт Шекли является общепризнанным мастером юмористической и сатирической фантастики. Многие российские любители фантастики в числе самых любимых классических произведений называют повести Шекли «Обмен разумов» и «Билет на планету Транай», рассказы «Страж-птица», «Призрак V» и многие другие.

Успех и устойчивую репутацию блестящего юмориста и сатирика принесли Шекли именно короткие рассказы, в основном, написанные в 1950-е гг. Хотя по большей части творчество Шекли-рассказчика ограничено задорным, искромётным и достаточно безобидным юмором, в показном безоблачном «веселье» отчётливо слышны тревожные ноты, особенно это касается тех произведений, где автор ставит под сомнение способность человека совладать с внутренними демонами саморазрушения. В «Абсолютном оружии» (1953) исследователи на Марсе, польстившись на местное сверхоружие (уже сработавшее на ставшей пустынной планете), забыли о том, что таковое и предназначалось, видимо, абсолютно против всех, включая нашедших его; та же идея является центральной в «Пушке, которая не бабахает» (1958). Абсолютным (в смысле - саморазрушительным) оружием может стать и простая человеческая агрессивность, которую «моралисты» пытаются канализировать, придав убийству форму легального контракта - «Ордер на убийство» (1954) - или массового спорта и досуга в будущем, как в одной из самых известных новелл Шекли «Седьмая жертва» (1953); после экранизации рассказа Шекли опубликовал романизацию сценария - «Десятая жертва» (1966), а спустя 20 лет вернулся к теме в романах-продолжениях: «Первая жертва» (1987), «Охотник/Жертва» (1988). Изящный рассказ «Бесконечный Вестерн» (1976) посвящён демифологизации, в духе фильма М. Крайтона «Мир Дикого Запада», ещё одного кровавого американского развлечения.

Более мягким юмором проникнуты многие рассказы, посвящённые контакту и инопланетянам: «Не тронуто руками человека» (1952; рус. 1968 - «Где не ступала нога человека»), «Запах мысли» (1953) , «Пиявка». Культурный геоцентризм при встрече с экзотическими формами внеземной жизни может привести к трагедии - как это случилось в рассказе «Чудовища» (1953). Самый, вероятно, любопытный звездолёт в НФ, члены экипажа которого одновременно являются и его составными частями, образуя в совокупности исправный биомеханизм, нарисован в рассказе «Специалист» (1953). Другой неиссякающий источник вдохновения Шекли-сатирика и юмориста - роботы, земные и инопланетные: «Мятеж шлюпки» (1955), «Особый старательский» (1959) , «Мой двойник - робот» (1973) и другие; кибернетическая антиутопия, в которой преступников ловят и карают с помощью электронного «стервятника», изображена в «Страж-птице» (1953); проблемам криминологии будущего посвящён также рассказ «Вор во времени» (1952). В шутливой «Битве» (1954) Армагеддон представляет собой финальную битву демонов против автоматов; в отличие от традиционно фольклорных сверхъестественных существ в «Демонах» (1953), герой рассказа «Бухгалтер» (1953) - мальчик из семьи чародеев - мечтает, оказывается, о более прозаической профессии «нормальных» людей. С присущим Роберту Шекли блеском и остроумием деликатные проблемы секса и эротики решаются в рассказах «Идеальная женщина» (1954) , «Паломничество на Землю» (1956), «Язык любви» (1957), «И люди занимаются этим?» (1972), «Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?».

Роберт Шекли опубликовал около двадцати романов и приблизительно столько же сборников рассказов. Использовал псевдонимы Филлипс Барбе, Нэд Лэнг и Финн О`Донневан. На русском языке изданы два собрания сочинений писателя - первое выпущено издательством «Полярис» (в 12 томах), а второе - издательством ЭКСМО.

В апреле 2005 г. Шекли приехал на Украину по приглашению организаторов конвента фантастов «Портал». Там он почувствовал себя плохо и был помещён в частную клинику. После проведения курса лечения, писателя отправили на родину, где поместили в один из лучших госпиталей. Писателю была проведена операция по поводу аневризмы сосудов головного мозга, после чего его состояние несколько стабилизировалось. Он даже планировал ещё раз посетить Украину в следующем году.

Однако в последнее время здоровье писателя стало неуклонно ухудшаться, и 9 декабря в больнице города Пафкипси (штат Нью-Йорк) Роберт Шекли ушёл из жизни.

Шекли Роберт

Роберт Шекли родился в 1928 в Нью-Йорке. После службы в армии окончил Нью-Йоркский университет. Рано начал писать, а с 1951 г. оформился в профессионального писателя. Считается одним из ведущих представителей сатирической и юмористической НФ США.

Первая публикация датирована 1952 годом -» Последняя проверка». В конце 70-х работал редактором отдела прозы журнала» Омни». Долго вел» кочевой» образ жизни, постоянно менял место жительства в США и Европе. Что отрадно, недавно посетил Россию. И даже дал интервью.

Успех юмориста и сатирика принесли рассказы середины 50-х годов, представленные в сборниках -» Нетронуто руками человека»,» Гражданин в космосе»,» Лавка бесконечности». Более поздние рассказы объединены в сборники -» Ловушка для людей»,» Что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?»,» То же и вам — в двойном размере»,» Удивительный мир Роберта Шекли».

Хотя большинство произведений Шекли насыщено задорным и искрометным юмором, в них отчетливо проглядывается тревога автора за способность человека совладать со своим внутренним миром (стремлением разрушать). В» Абсолютном оружии» наиболее четко выражена мысль, что человеческая агрессивность, может стать оружием, более сильным, чем самое совершенное техническое сверх-оружие. Более мягким юмором проникнуты многие рассказы, посвященные контакту и инопланетянам:» Не тронуто руками человека» (1952),» Запах мысли» (1953),» Пиявка» .

Весьма разнообразно и интересно его творчество. Самый, вероятно, любопытный звездолет в НФ, члены экипажа которого одновременно являются так же и его» составными частями», образуя в совокупности исправный биомеханизм, нарисован в его рассказах -» Специалист» (1953),» Форма» (1953). Другой неиссякающий источник вдохновения Шекли-сатирика и юмориста — роботы, земные и инопланетные:» Мятеж шлюпки» (1955),» Особый старательский» (1959),» Мой двойник — робот» (1973),» Робот Рекс» и др. Кибернетическая антиутопия, в которой преступников ловят и карают с помощью электронного» стервятника», изображена в» Страж-птице» (1953). Проблемам криминологии будущего посвящен также рассказ» Вор во времени» (1952). В шутливой» Битве» (1954) Армагеддон представляет собой финальную битву кибердемонов против киберангелов. В отличие от традиционно фольклорных сверхъестественных существ в» Демонах» (1953), герой рассказа» Бухгалтер» (1953) — мальчик из семьи чародеев — мечтает, оказывается, о более прозаической профессии» нормальных» людей. С присущим Шекли блеском и остроумием деликатные проблемы секса и эротики решаются в рассказах:» Идеальная женщина» (1954),» Паломничество на Землю» (1956),» Язык любви» (1957),» И люди занимаются этим?» (1972),» Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?» .

Также Роберт Шекли известен читателю благодаря соавторству с Роджером Желязны, вместе с которым они написали ироническую трилогию о молодом демоне Аззи. Трилогия насыщена обилием комических ситуаций, в которые попадает демон, постоянно пытающийся строить Великие пакости

Роберт Шекли, известный как самый влиятельный фантаст двадцатого века, родился в Бруклине 16 июля 1928 года в семье бизнесмена. Писатель успел выпустить собственную биографию. О матери Роберт рассказывал как о простой девушке Рахиль из деревни.

Она преподавала в начальных классах саскачеванской школы. Отец фантаста, Дэвид, мечтал плотно закрепиться в бизнесе и, несмотря на частые неудачи, нашел свое место. Его последним и главным местом работы стала страховая фирма Шиффа Терхью. Там он получил должность секретаря-казначея.

Детство и юность

Четыре года после рождения Роберта семья Шекли жила в Нью-Йорке, а затем обосновалась в штате Нью-Джерси, в городе Мейплвуд. По происхождению его родители были польскими евреями, которые до 1980 года жили в Варшаве, но ближе к концу 19 века им пришлось иммигрировать в Америку.


Во время летних каникул дедушка забирал Роберта и его сестру Джоан на ферму. Будущий писатель рос любознательным ребенком, который любил приключения, книги и джаз. Шекли зачитывался книгами , Старджона и Каттнера. Грезил стать признанным автором бестселлеров и начинал первые работы на печатной машинке.

Попытки попробовать себя в качестве писателя не увенчались успехом, поэтому Роберт продолжил читать и учиться в школе. Когда Шекли исполнилось шестнадцать лет, он принял решение жить отдельно от родителей, однако это ни к чему не привело. Юному Роберту пришлось окончить обучение, а затем устраиваться на работу.


Он зарабатывал на жизнь за прилавком в магазине и с инструментами в саду. В 1940-х годах мужчина отправляется на службу в Корею. Там и начинается его писательская деятельность. Шекли занялся редактурой газеты полка.

После возвращения из Кореи Роберт поступил в университет в Нью-Йорке, где стал изучать гуманитарные науки. Университетские занятия будущий фантаст совмещал с лекциями . Помимо плотного увлечения литературой, Роберт играл на гитаре и даже успевал зарабатывать этим на жизнь. Обстоятельства сложились так, что ему пришлось оставить университет и устроиться работать на завод.

Литература

В 1951 году Роберт Шекли предложил сотрудничество журналу “Воображение”. Фантастические рассказы понравились главному редактору и были все опубликованы. В дальнейшем писатель восторженно рассказывал о рабочих буднях в офисе журнала, где он творил с утра до вечера.


Долгое время фантаст работал над рассказом “Лавка бесконечности”. В 1959 году антиутопия публикуется и приобретает популярность среди любителей философских размышлений на тему “как стать счастливым”.

Шекли создавал рассказы, романы и сценарии фантастического содержания, которые использовались на телевидении и в радиоэфирах. Зрителям полюбились “Капитан Видео” и “По ту сторону зеленой двери”. В 1960 году популярность Роберта Шекли стала набирать обороты. Все свои работы он успешно продавал в популярный “Галакси”.


Роман Роберта Шекли "Цивилизация статуса"

1965 год также становится знаменательным для творчества Роберта Шекли. “Галакси” опубликовал повесть “Обмен разумов”, а затем через год выходит доработанный книжный вариант.


Роман Роберта Шекли "Обмен разумов"

В 1968 году выпускается повесть “Координаты чудес”. Считается, что с нее начинается всемирная слава фантаста. Произведение о космическом путешествии Тома Каморди в полной мере демонстрирует писательский талант Шекли, чей взгляд на мироустройство и смысл существования притягивают внимание читателей.

Позже, во время визита в Россию, Шекли был приятно удивлен, что его произведение произвело такой фурор. Известно, что образы некоторых героев второй части “Координат чудес” Роберт писал с реальных людей, русских поклонников. Фантастический роман переведен на несколько языков и стал классикой в мире фантастики. Едва ли не всю книгу можно разбить на цитаты - настолько тонок юмор и свежа мысль.


Роман Роберта Шекли "Координаты чудес"

Каждое произведение фантаста - особый мир необыкновенной философии, размышления о добре и зле, поиск смысла человеческого существования. Любой герой произведения Шекли представляет собой уникальную многогранную личность, которая раскрывается с каждой новой страницей.

В 2000 годах Шекли познакомился с Роберто Квалья, чье имя широко известно в литературном сообществе. У них даже были запланированы совместные работы, но в связи со смертью Шекли они остались незаконченными.

Личная жизнь

Личная жизнь классика американской фантастики оказалась бурной. Первую жену, Барбару Скардон, Шекли встретил во время учебы в университете. Она родила ему первенца Джейсона, но брак распался.

Второй брак тоже сложился неудачно. Супруга Зива родила Роберту дочь Алису, но мнения молодоженов разошлись, когда пришлось выбирать место жительства. Горожанка Зива отказалась следовать за мужем, который хотел обосноваться на Ибице.


На новом месте Роберт Шекли сошёлся с Эбби Шульман. Ибица стала источником вдохновения для писателя, но отношения с новой женщиной никак не складывались. Очередной громкий скандал стал последним для пары: Шекли собрал все свои работы и отправился в путешествие по Дальнему Востоку.

Творческий путь писателя наполнился трудностями в связи с наркотической зависимостью. Временами ему казалось, что таким образом стимулируется работа мозга, открываются новые грани. В 1990 году, по возвращении в Лондон, Шекли отказался от употребления галлюциногенов. В Нью-Йорке ему пришла концепция журнала “Омни”, который он возглавлял пару лет до очередной женитьбы на писательнице Джей Розбелл.


Однако и этот брак не был последним. Главной женщиной и вдохновителем стала для него журналистка Дана Гейбл. Во время совместной жизни с пятой супругой Шекли продолжает упорно и плодотворно трудиться.

Несмотря на количество браков, последние годы жизни Роберт Шекли провел в одиночку, много болел и меньше уделял времени творчеству. В 2005 году Шекли прилетел в Украину и там же был срочно отправлен в больницу.

Смерть

Перелет в Украину оказался губительным для пожилого фантаста. Шекли почувствовал недомогание, и его госпитализировали. Стоимость лечения составила более $10 тыс. Болезнь оказалась неожиданностью для писателя, поэтому для оплаты дорогостоящих процедур поклонники организовали благотворительный сбор. Часть суммы внес украинский политик, чье имя осталось в тайне.


Когда состояние Роберта Шекли улучшилось, он вернулся в Нью-Йорк вместе с дочерью Анной. Но там врачи оказались бессильны. В 77 лет не стало знаменитого фантаста. Причиной смерти, по версии специалистов, стала аневризма мозга.

Цитаты

“То, на что природе потребовались миллионы лет, человек может стереть в порошок в один день!” (Обмен разумов)
“Легче понять вселенную, чем себя” (Координаты чудес)
“Любовь - чудесная игра, которая начинается с веселья и счастья и заканчивается женитьбой” (Обмен разумов)
“Историю делают мелочи. Настоящее состоит из огромного числа ничтожно малых факторов, которые сформировались в прошлом. Если ввести в прошлое еще один фактор, то в настоящем неминуемо будет получен иной результат” (Травмированный)
“Капли чистого опыта добывают из дряни бытия” (Координаты бытия)

Библиография

  • 1954 - “Где не ступала нога человека”
  • 1955 - “Не тронуто рукой человеческой”
  • 1955 - “Гражданин в космосе”
  • 1957 - “Паломничество на Землю”
  • 1960 - “Идеи: без ограничений”
  • 1960 - “Лавка бесконечности”
  • 1962 - “Осколки космоса”
  • 1968 - “Ловушка на человека”
  • 1978 - “Робот, который был похож на меня”

англ. Robert Sheckley

знаменитый американский писатель-фантаст, мастер иронического юмористического рассказа

Краткая биография

Ро́берт Ше́кли (англ. Robert Sheckley; 16 июля 1928, Нью-Йорк - 9 декабря 2005, Поукипзи, штат Нью-Йорк) - знаменитый американский писатель-фантаст, автор нескольких сотен фантастических рассказов и нескольких десятков научно-фантастических романов и повестей. Мастер иронического юмористического рассказа. Один из самых оригинальных юмористов научной фантастики. В начале своей карьеры писал под псевдонимами Finn O’Donnevan и Ned Lang.

Роберт Шекли родился в 1928 году в еврейской семье в Бруклине, Нью-Йорк. Вырос в Мэйплвуде (штат Нью-Джерси), потом опять переехал в Нью-Йорк.

Начал читать рано, с детства любил читать и мечтал стать писателем. В юности увлекался творчеством таких авторов, как Роберт Хайнлайн, А. Ван Вогт, Джон Кольер. После окончания школы учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Служил писарем в армии в Корее. Вернулся в США из-за конфликта с начальством. Некоторое время работал на металлургическом заводе.

С начала 1950-х годов Шекли начал писать первые рассказы и предлагать их в научно-фантастические журналы, где встретил очень тёплый приём редакторов и читателей. За последующие десять лет написал несколько сотен коротких, остроумных фантастических рассказов. Как Шекли признался в одном из своих последних видеоинтервью (2004 г.), то были самые счастливые годы его жизни. Он снимал вначале комнату, а затем однокомнатную квартиру в тихом месте центра Нью-Йорка. Сочинял по несколько рассказов в неделю, печатая их на пишущей машинке, и на своём скутере «Ламбретта» развозил их по редакциям. Телефон писателя разрывался от редакционных звонков.

Однажды один известный редактор научно-фантастического журнала, ознакомившись с несколькими рассказами начинающего автора, сказал молодому Шекли: «Я куплю каждое ваше слово, всё, что вы ни напишете, потому что я продам всё, что вы ни напишете ». Шекли говорил, что это были одни из самых приятных для него слов. (Из автобиографических воспоминаний).

«Почему именно фантастика?» - часто спрашивали его впоследствии. Ответ был неизменным: «Только она дарит творцу полную свободу ». (Видео-интервью с Р. Шекли)

Молодой талантливый автор не остаётся незамеченным редакцией самого популярного в те годы в США нового ежемесячного научно-фантастического журнала «Galaxy» (вначале называвшегося «Galaxy Science Fiction »). Шекли начинает постоянно печататься в нём, получая уже не один, а 3 - 4 цента за слово, и с каждым новым выпуском приобретая всё большую популярность. Таким образом, гонорары писателя за один рассказ в 5000 слов составляли до 200 $, что в пересчёте на сегодня составляет примерно 2000 $.

В 1954 г. Шекли получает награду «Лучший дебют » - самое высокое звание, присуждаемое в жанре фантастики наиболее перспективному молодому автору. Многие маститые коллеги по перу и критики признавали Роберта Шекли лучшим фантастом 50–60-х годов.

В 60-е он активно печатает свои фантастические рассказы в самых известных журналах, в том числе в литературных колонках журнала «Плэйбой», очень популярного в то время и платившего крупные гонорары своим авторам (благодаря громадному в те годы тиражу - более 7 млн экземпляров только в США).

Шекли быстро завоёвывает признание и известность именно как мастер короткого рассказа. Однако продолжению «звёздного» времени журнальной прозы в США в 60-е годы помешало массовое распространение телевидения. С появлением телевизоров в каждом доме тиражи журналов упали, многие журналы вообще закрылись, и писатели короткой формы в большинстве своём остались не у дел. «Galaxy» снижает ставки авторам до 1,5 центов за слово, начинает выходить нерегулярно, потом уже и не ежемесячно, а 6 раз в год, пока вообще не закрывается.

Шекли пробует себя в больших литературных формах, вынужденный пойти на это из-за требований рынка. Однако здесь, в не столь любимом для себя жанре, успех меньше сопутствовал писателю. Его перу принадлежат также несколько детективных рассказов, написанные в основном под псевдонимами.

Шекли пишет также сценарии 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» («Captain Video ») и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зелёной двери» («Behind the Green Door »). Они были прочитаны по радио известным актёром Бэзилом Рэтбоном, сыгравшим знаменитого сыщика в американском сериале «Шерлок Холмс ».

  • «Где не ступала нога человека » (1954);
  • «Не тронуто рукой человеческой » («Untouched by Human Hands », 1954, 1955);
  • «Гражданин в космосе » («Citizen in Space », 1955);
  • «Паломничество на Землю » («Pilgrimage to Earth », 1957);
  • «Идеи: Без ограничений » («Notions: Unlimited », 1960);
  • «Лавка бесконечности » («Store of Infinity », 1960);
  • «Осколки космоса » («Shards of Space », 1962);
  • «Ловушка на человека » («The People Trap », 1968);
  • «Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это? » («Can You Feel Anything When I Do This? », 1971);
  • «Робот, который был похож на меня » («The Robot Who Looked Like Me », 1978);
  • «Удивительный мир Роберта Шекли » («The Wonderful World of Robert Sheckley », 1979);
  • «Так люди ЭТИМ занимаются? » («Is THAT What People Do? », 1984);
  • «Машина Шехерезада » («The Shecherezade Machine », 1995).

Рассказы Роберта Шекли отличает парадоксальный взгляд, показывающий самые обычные обстоятельства и предметы с необычной стороны, а также неожиданная концовка. По стилю произведений писателя часто сравнивают с О. Генри.

Большой популярностью пользовался его юмористический цикл из семи рассказов о незадачливых бизнесменах Грегоре и Арнольде, основавших фирму ААА-ПОПС и пытающихся заработать на оказании услуг По Оздоровлению Природной Среды в иных мирах.

В видеоинтервью писателю Роберто Квалье (Roberto Quaglia ) Роберт Шекли на вопрос «Какой вопрос Вы ненавидите больше всего? » с присущим ему мягким юмором ответил: «Откуда Вы берёте свои идеи? Этот вопрос мне задают чаще всего. Если бы я знал, "откуда", я бы пошёл туда и взял бы их больше! ». А на вопрос «Какой вопрос Вам понравился больше всего? » ответил: "Мне его, к сожалению, никогда так и не задали. Он звучит так: «Не считаете ли вы, что писатель - словно ловкий врун из известной легенды?» Я бы ответил: «Да. Думаю, да ».

По произведениям Шекли было снято четыре кинофильма:

  • «Десятая жертва» (1965, в гл. роли Марчелло Мастроянни);
  • «Беглец» (1992, др. название «Корпорация „Бессмертие“», в гл. ролях Эмилио Эстевес и Мик Джаггер);
  • «Побег с Адского острова» («Escape from Hell Island», 1963);
  • «Цена риска» (1983).

В 2007 году был экранизирован рассказ «Страж-птица » (в сериале «Хроники будущего» - Masters of Science Fiction ).

В среде любительского кинематографа также нашлись поклонники творчества Шекли. Так, на Украине был снят любительский короткометражный фильм «Премия за риск» (2009) по одноимённому рассказу писателя.

Хотя произведения Шекли и печатались постоянно, его известность на родине не была особенно широка. Короткая форма, сюрреалистические сюжеты и несвязанность с обычными приёмами научной фантастики затрудняли восприятие читателем его творчества. Вдобавок к этому - свободный рынок, большое количество авторов, работающих в жанре фантастики, достаточное число изданий и их дороговизна и, главное, упадок популярности журнальной прозы в США в 1960-е.

Однако его произведения, переведённые в 60–80-х годах на русский язык и изданные большими тиражами, мгновенно принесли Роберту Шекли уникальную популярность и любовь в СССР - даже большую, чем у себя на родине. Немалую роль в этом сыграл, конечно, и фирменный стиль автора - интригующий с первых слов яркий развлекательный сюжет, удивительный юмор, уникальная доброта и человеколюбие, и всегда - неожиданная развязка. Роберт Шекли был и является в настоящее время одним из самых известных и любимых отечественным читателем зарубежных фантастов.

В первый приезд мастера в СССР к нему после выступления подошёл один из его российских поклонников и попросил поставить автограф на сборнике рассказов Шекли, перепечатанных на пишущей машинке. Писатель был поражён: «Неужели у Вас такой дефицит книг, что вам приходится самим перепечатывать эти книги? ». Он был прав лишь отчасти. Он все ещё не мог поверить, насколько был популярен и любим в СССР (интервью).

Из других произведений Шекли, помимо рассказов, наиболее известны романы:

  • «Корпорация „Бессмертие“» («Immortality, Inc. », 1958-59);
  • «Цивилизация Статуса» («The Status Civilization », 1960);
  • «Путешествие в послезавтра» («Хождение Джоэниса »; 1962, 1978);
  • «Обмен разумов» («Mindswap », июнь 1965);
  • «Координаты чудес» («Dimension of Miracles », 1968);
  • а также повесть «Билет на планету Транай» («A Ticket to Tranay », 1955).

Совместно с Роджером Желязны Роберт Шекли написал трилогию о незадачливом рыжем демоне Аззи (1991–95):

  • «Принеси мне голову прекрасного Принца» («Bring Me The Head of Prince Charming »);
  • «Если с Фаустом Вам не повезло» («If At Faust You Don"t Succeed »);
  • «Пьеса должна продолжаться» («A Farce To Be Reckoned With »).

На вопрос, какие его произведения и герои ему наиболее близки, Роберт Шекли назвал Тома Кармоди («Координаты чудес») и Марвина Флинна («Обмен разумов»). И пояснил: «Они постоянно путешествуют по иным мирам, всегда попадая в неприятности. Всё это и нужно нам, романтикам ».

Его рассказы были настолько непредсказуемы, настолько остроумно "вывернуты наизнанку", а идеи столь многочисленны и оригинальны, что ему часто задавали вопрос о приёме наркотиков и пользе наркотического опьянения для творчества. Шекли признал: было время, когда он принимал подобные средства, однако это никак не было связано с его творчеством. Он принимал их в тяжёлый период жизни только для того, чтобы чувствовать себя лучше. Для творчества же всегда требуется ясное сознание и чистый мозг. Но в конце жизни Шекли признал, что всё же один роман был им написан под воздействием наркотиков, когда он жил на Ивисе - это «Хождение Джоэниса ». Интересно, что по популярности (среди других его произведений) этот роман занимает одно из последних мест, что подтверждает слова писателя: для творчества наркотики не подходят.

Им были написаны также три юмористических детективных романа о частном сыщике Хобе Дракониане :

  • «Сома-блюз» Soma-Blues », 1977);
  • «Детективное агентство „Альтернатива“» The Alternative Detective », 1993);
  • «Между Сциллой и Харибдой» Draconian New York », 1996).

Шекли сотрудничал с такими фантастами, как Роджер Желязны, Гарри Гаррисон, Харлан Эллисон и другими. Был близким другом фантаста-сатирика Уильяма Тенна. В 90-е годы Роберт Шекли работал над сценарием компьютерной игры «Netrunner ».

Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал 20 романов и более 400 рассказов и повестей, составивших 13 авторских сборников. Его произведения были переведены на многие языки мира, что составило более 65 книг.

В 70-е годы писатель много путешествовал, ходил под парусом, был редактором журнала «Omni ».

В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галлана (Daniel F. Gallun ) за вклад в жанр научной фантастики. В 1998 в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики.

Шекли был женат пять раз. У него есть сестра Джоан Клейн, сын Джейсон от первого брака, дочь Алиса Квитней от второго, дочь Анна и сын Джед от третьего, а также три внука. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дане (англ. Gail Dana) и жил в Портленде. Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его поклонники и почитатели.

В 1999 г. Шекли подружился со своим поклонником, итальянским писателем Роберто Квальей (вице-председателем Европейского общества научной фантастики с 2002 г.), у которого часто и долго гостил в Генуе и вместе с которым много путешествовал по миру, давал интервью, участвовал в ток-шоу и выступал на телевидении. С ним Шекли планировал написать две совместные книги. Они были начаты, но не закончены из-за смерти писателя.

Роберт Шекли всегда был страстным курильщиком, а в последние годы жизни - ещё и гурманом. На выступлениях ему, в качестве исключения, разрешали курить везде и всюду, в том числе даже в пожароопасных местах - библиотеках, типографиях и т.п.: писатель не мог провести без сигареты и десяти минут.

США

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Запах МЫСЛИ. Роберт Шекли

    ✪ Роберт Шекли - Чумной Район // Аудиорассказы от Maestro (выпуск 11)

Субтитры

Друзья, если у вас нет возможности (времени, желания, сил) читать рассказ Роберта Шекли «Запах мысли», смотрите это видео и будете знать о приключениях межзвёздного почтальона на незнакомой планете столько же, сколько и человек, который прочитал этот фантастический рассказ. Итак, у пилота почтолёта Лероя Кливи начались неполадки. Лерой – межзвёздный почтальон на старом корабле. Неполадки были связаны с охладительной системой. На базу он передал, что приземлится на ближайшей кислородной планете. База ответила, что высылает к нему спасательный корабль. Кливи сел на планете 3-М-22. Он успел выпрыгнуть из корабля прежде, чем тот взорвался. Почту, кстати, сохранил. Вскоре Кливи увидел пробегавшего мимо маленького зверька, величиной с белку, но с тёмно-зелёным мехом. У этого зверька не было ни глаз, ни ушей. Появился другой зверь – размером с волка. Тоже зелёного цвета, тоже без глаз и ушей. Но с мощными клыками. Слепой волк охотился за слепой белкой. Это было смешно. Внезапно белка задрожала, и волк её съел. Кливи подумал, что у этого волка большие зубы, и тотчас волк повернулся в его сторону. «Теперь он съест меня», - подумал он. «Наверное я буду первым съеденным человеком на этой планете». Когда волк подошёл очень близко к нему, Кливи отключился. Очнулся он вечером. Странно, но он был жив. Почему волк не съел его? И тут он увидел местную пантеру. Тоже зелёную, тоже без глаз и ушей. Она ушла прочь. Как только он подумал о ней, то увидел, что она повернулась к нему. И тут он понял, что животное обнаруживало его… телепатически, по мыслям. Пантера приближалась. Нужно было срочно перестать думать о ней. Тогда Кливи стал лихорадочно думать о своих девушках, о космолётах, о планетах, о синяках на ноге. Сколько их? Восемь. Ещё раз нужно пересчитать. Точно восемь. Пантера приближалась. Блин, как можно в такое время не думать о пантере? Эврика. Он подумал, что он пантера-самка. Тогда животное подошло к нему и потерлось об него. Вскоре пантера убежала. Кливи начал думать. Вероятно у каждого животного есть свой запах мысли. Он уснул. Когда проснулся, то с удивлением обнаружил, что ещё жив. Вернулся к остаткам своего корабля, взял какой-то металлический стержень. Хоть какое-то оружие. Очень хотелось есть. Кливи увидел кустарник, попробовал ягоду и принял решение поесть. Потом запил водой из ручья. После этого начал искать какое-то укрытие, чтобы дождаться спасателей. Но местный ландшафт не позволял найти подходящее место. По небу пролетел местный стервятник. А рядом Кливи увидел сразу четырёх волков. Тогда он подумал, что он волчица, которая ищет своих волчат. Не прокатило. Один из волков прыгнул на человека. Кливи ударил его стержнем, тот отступил. Все четверо снова наступали на него. Тогда Кливи представил себя пантерой. На секунду волки остановились, но всё равно продолжали движение. Один из них прыгнул на Кливи и свалил его с ног. Во время борьбы человек представил себя змеёй. Волки быстро отступили. Кливи понимал, что нужно и дальше оставаться змеёй, но он побежал. Волки кинулись за ним. Тогда он представил себя птицей-стервятником, как он кружит над землёй. Волки стали подпрыгивать вверх и щёлкать зубами. Постепенно он ушёл от них. День закончился. Проснулся. Спасателей нигде не было. Стоило только на миг подумать о пантерах и волках, как они тут же появились. Рядом не было ни деревьев, ни скал – только кусты. «Блин, что делать?». О! Стану кустом. Животные остановились. На плечо Кливи села птичка. Она клюнула его в шею. А потом ещё и ещё. Этот дятел реально достал. Он схватил его и кинул в пантеру. Животные кинулись на него. Кливи только успел подумать, что он уже труп, как звери сразу же отступили. Он стал разлагающимся трупом, на который не поведётся ни одно животное, кроме… Правильно, кроме стервятника. Стервятник спокойно подошёл к нему, и Кливи ударил его ногой. И снова пантера была готова накинуться на него. Как жаль, что с собой нет факела. Точно, факела! И он представил себя факелом. Все звери вокруг стали убегать подальше от Кливи. Но внезапно на него обрушился ливень. Когда он пришёл в себя, то был уже на звездолёте. Почтмейстер сказал, что он подоспел как раз вовремя. Потому что Кливи находился в эпицентре степного пожара, и он успел включить увлажняющую систему. Почтмейстер посмотрел на Кливи и спросил: - Скажи, а почему на тебе нет ожогов? Всё…

Биография

Роберт Шекли родился в 1928 году в еврейской семье в Бруклине, Нью-Йорк . Вырос в Мэйплвуде (штат Нью-Джерси), потом опять переехал в Нью-Йорк.

Начал читать рано, с детства любил читать и мечтал стать писателем. В юности увлекался творчеством таких авторов, как Роберт Хайнлайн , А. Ван Вогт , Джон Кольер . После окончания школы учился в Нью-Йоркском университете , специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Служил писарем в армии в Корее. Вернулся в США из-за конфликта с начальством. Некоторое время работал на металлургическом заводе.

С начала 1950-х годов Шекли начал писать первые рассказы и предлагать их в научно-фантастические журналы, где встретил очень тёплый приём редакторов и читателей. За последующие десять лет написал несколько сотен коротких, остроумных фантастических рассказов. Как Шекли признался в одном из своих последних видеоинтервью (2004 г.), то были самые счастливые годы его жизни. Он снимал вначале комнату, а затем однокомнатную квартиру в тихом месте центра Нью-Йорка. Сочинял по несколько рассказов в неделю, печатая их на пишущей машинке, и на своём скутере «Ламбретта» развозил их по редакциям. Телефон писателя разрывался от редакционных звонков.

Однажды один известный редактор научно-фантастического журнала, ознакомившись с несколькими рассказами начинающего автора, сказал молодому Шекли: «Я куплю каждое ваше слово, всё, что вы ни напишете, потому что я продам всё, что вы ни напишете ». Шекли говорил, что это были одни из самых приятных для него слов. (Из автобиографических воспоминаний ).

«Почему именно фантастика?» - часто спрашивали его впоследствии. Ответ был неизменным: «Только она дарит творцу полную свободу ». (Видео-интервью с Р. Шекли )

Молодой талантливый автор не остаётся незамеченным редакцией самого популярного в те годы в США нового ежемесячного научно-фантастического журнала «Galaxy » (вначале называвшегося «Galaxy Science Fiction »). Шекли начинает постоянно печататься в нём, получая уже не один, а 3 - 4 цента за слово, и с каждым новым выпуском приобретая всё большую популярность. Таким образом, гонорары писателя за один рассказ в 5000 слов составляли до 200 $, что в пересчёте на сегодня составляет примерно 2000 $.

В 1954 г. Шекли получает награду «Лучший дебют » - самое высокое звание, присуждаемое в жанре фантастики наиболее перспективному молодому автору. Многие маститые коллеги по перу и критики признавали Роберта Шекли лучшим фантастом 50–60-х годов.

В 60-е он активно печатает свои фантастические рассказы в самых известных журналах, в том числе в литературных колонках журнала «Плэйбой », очень популярного в то время и платившего крупные гонорары своим авторам (благодаря громадному в те годы тиражу - более 7 млн экземпляров только в США).

Шекли быстро завоёвывает признание и известность именно как мастер короткого рассказа. Однако продолжению «звёздного» времени журнальной прозы в США в 60-е годы помешало массовое распространение телевидения. С появлением телевизоров в каждом доме тиражи журналов упали, многие журналы вообще закрылись, и писатели короткой формы в большинстве своём остались не у дел. «Galaxy» снижает ставки авторам до 1,5 центов за слово, начинает выходить нерегулярно, потом уже и не ежемесячно, а 6 раз в год, пока вообще не закрывается.

Шекли пробует себя в больших литературных формах, вынужденный пойти на это из-за требований рынка. Однако здесь, в не столь любимом для себя жанре, успех меньше сопутствовал писателю. Его перу принадлежат также несколько детективных рассказов, написанные в основном под псевдонимами.

Шекли пишет также сценарии 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» («Captain Video ») и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зелёной двери» («Behind the Green Door »). Они были прочитаны по радио известным актёром Бэзилом Рэтбоном , сыгравшим знаменитого сыщика в американском сериале «Шерлок Холмс ».

  • «Где не ступала нога человека » (1954);
  • «Не тронуто рукой человеческой » («Untouched by Human Hands », , 1955);
  • «Гражданин в космосе » («Citizen in Space », );
  • «Паломничество на Землю » («Pilgrimage to Earth », );
  • «Идеи: Без ограничений » («Notions: Unlimited », );
  • «Лавка бесконечности » («Store of Infinity », );
  • «Осколки космоса » («Shards of Space », 1962);
  • «Ловушка на человека » («The People Trap », 1968);
  • «Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это? » («Can You Feel Anything When I Do This? », );
  • «Робот, который был похож на меня » («The Robot Who Looked Like Me », );
  • «Удивительный мир Роберта Шекли » («The Wonderful World of Robert Sheckley », );
  • «Так люди ЭТИМ занимаются? » («Is THAT What People Do? », 1984);
  • «Машина Шехерезада » («The Shecherezade Machine », 1995).

Рассказы Роберта Шекли отличает парадоксальный взгляд, показывающий самые обычные обстоятельства и предметы с необычной стороны, а также неожиданная концовка. По стилю произведений писателя часто сравнивают с О. Генри .

Большой популярностью пользовался его юмористический цикл из семи рассказов о незадачливых бизнесменах Грегоре и Арнольде, основавших фирму ААА-ПОПС и пытающихся заработать на оказании услуг По Оздоровлению Природной Среды в иных мирах.

В видеоинтервью писателю Роберто Квалье (Roberto Quaglia ) Роберт Шекли на вопрос «Какой вопрос Вы ненавидите больше всего? » с присущим ему мягким юмором ответил: «Откуда Вы берёте свои идеи? Этот вопрос мне задают чаще всего. Если бы я знал, "откуда", я бы пошёл туда и взял бы их больше! ». А на вопрос «Какой вопрос Вам понравился больше всего? » ответил: "Мне его, к сожалению, никогда так и не задали. Он звучит так: «Не считаете ли вы, что писатель - словно ловкий врун из известной легенды?» Я бы ответил: «Да. Думаю, да ».

По произведениям Шекли было снято четыре кинофильма:

  • «Десятая жертва » (1965, в гл. роли Марчелло Мастроянни);
  • «Беглец » (1992, др. название «Корпорация „Бессмертие“», в гл. ролях Эмилио Эстевес и Мик Джаггер);
  • «Побег с Адского острова» («Escape from Hell Island», );

В 2007 году был экранизирован рассказ «Страж-птица » (в сериале «Хроники будущего» - Masters of Science Fiction ).

В среде любительского кинематографа также нашлись поклонники творчества Шекли. Так, на Украине был снят любительский короткометражный фильм «Премия за риск» (2009) по одноимённому рассказу писателя.

Хотя произведения Шекли и печатались постоянно, его известность на родине не была особенно широка. Короткая форма, сюрреалистические сюжеты и несвязанность с обычными приёмами научной фантастики затрудняли восприятие читателем его творчества. Вдобавок к этому - свободный рынок, большое количество авторов, работающих в жанре фантастики, достаточное число изданий и их дороговизна и, главное, упадок популярности журнальной прозы в США в 1960-е.

Однако его произведения, переведённые в 60–80-х годах на русский язык и изданные большими тиражами, мгновенно принесли Роберту Шекли уникальную популярность и любовь в СССР - даже большую, чем у себя на родине. Немалую роль в этом сыграл, конечно, и фирменный стиль автора - интригующий с первых слов яркий развлекательный сюжет, удивительный юмор, уникальная доброта и человеколюбие, и всегда - неожиданная развязка. Роберт Шекли был и является в настоящее время одним из самых известных и любимых отечественным читателем зарубежных фантастов.

В первый приезд мастера в СССР к нему после выступления подошёл один из его российских поклонников и попросил поставить автограф на сборнике рассказов Шекли, перепечатанных на пишущей машинке. Писатель был поражён: «Неужели у Вас такой дефицит книг, что вам приходится самим перепечатывать эти книги? ». Он был прав лишь отчасти. Он все ещё не мог поверить, насколько был популярен и любим в СССР (интервью ).

Из других произведений Шекли, помимо рассказов, наиболее известны романы:

  • «Корпорация „Бессмертие“ » («Immortality, Inc. », 1958-59);
  • «Цивилизация Статуса » («The Status Civilization », 1960);
  • «Путешествие в послезавтра » («Хождение Джоэниса »; 1962, 1978);
  • «Обмен разумов » («Mindswap », июнь 1965);
  • «Координаты чудес » («Dimension of Miracles », 1968);
  • а также повесть «Билет на планету Транай » («A Ticket to Tranay », 1955).

Им были написаны также три юмористических детективных романа о частном сыщике Хобе Дракониане :

  • «Сома-блюз» Soma-Blues », 1977);
  • «Детективное агентство „Альтернатива“» The Alternative Detective », 1993);
  • «Между Сциллой и Харибдой» Draconian New York », 1996).

Шекли сотрудничал с такими фантастами, как Роджер Желязны , ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики.

Шекли был женат пять раз. У него есть сестра Джоан Клейн, сын Джейсон от первого брака, дочь Алиса Квитней от второго, дочь Анна и сын Джед от третьего, а также три внука. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дане (англ. Gail Dana ) и жил в Портленде . Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его поклонники и почитатели.

В 1999 г. Шекли подружился со своим поклонником, итальянским писателем Роберто Квальей (вице-председателем Европейского общества научной фантастики с 2002 г.), у которого часто и долго гостил в Генуе и вместе с которым много путешествовал по миру, давал интервью, участвовал в ток-шоу и выступал на телевидении. С ним Шекли планировал написать две совместные книги. Они были начаты, но не закончены из-за смерти писателя.

Роберт Шекли всегда был страстным курильщиком, а в последние годы жизни - ещё и гурманом. На выступлениях ему, в качестве исключения, разрешали курить везде и всюду, в том числе даже в пожароопасных местах - библиотеках, типографиях и т.п.: писатель не мог провести без сигареты и десяти минут.

В последние годы он жил на Ивисе вместе со своей пятой женой, а впоследствии - в одиночестве. В это время Шекли писал немного, почти не издавался, жил скромно, болел и часто нуждался в деньгах.

Помня о своей популярности в России и на Украине (где фантастика всегда была развита и куда он неоднократно приезжал по приглашению в качестве почётного гостя), в последние годы жизни Роберт Шекли рассматривал возможность поселиться на черноморском побережье - в недорогом, тёплом и романтическом месте, располагающем к творчеству. Однако этим планам писателя не суждено было сбыться.

Весной 2005 г., во время визита на Украину на литературный конвент «Портал », состояние здоровья Шекли (вследствие простуды, перенапряжения и преклонного возраста) резко ухудшилось, и он был госпитализирован. Писатель задержался на Украине, его медицинская страховка была просрочена. В связи с серьёзностью болезни было принято решение поместить его не в бесплатную государственную, а в дорогую частную клинику. Шекли не имел возможности оплатить лечение в ней самостоятельно, и его долг (10 000 $) был оплачен известным украинским бизнесменом Виктором Пинчуком . Также для него был организован сбор средств, что помогло ему (в тяжёлом состоянии, под присмотром украинских врачей) вернуться в США . На Украину за ним приезжала его дочь Анна.