Борис петров валаамский хор биография. Руководитель хора Валаамского монастыря Александр Бордак: «В звуках рождается главное – очищение и вера

20.10.2019 От выпадения

Ольга МИХАЙЛОВА 2016-11-19
Эксклюзивное интервью художественного руководителя хора Валаамского монастыря Александра Бордака
В Черкесске с аншлагом прошло выступление знаменитого хора Валаамского монастыря.
К началу концерта свободных мест в зале не осталось, а зрители занимали проходы, некоторые даже рассаживались на ступенях лестницы.
Концерты хора Валаамского монастыря начались с городов полуострова Крым – Ялты, Симферополя, Евпатории, Севастополя, Керчи. Продолжилось турне концертами на площадках городов черноморского побережья Новороссийска и Сочи. Далее – Краснодар, Армавир и Ставропольский край: Невинномысск, Кисловодск и Пятигорск, а также Северная Осетия и Ингушетия. В ближайшие дни состоятся концерты в Чечне и Дагестане. График выступлений хора бывает столь напряженным, что концерты проходят по принципу «каждый следующий концерт в новом городе».
На каждом концерте зачитывают послание Президента Российской Федерации Владимира Путина: «Путешествуя по регионам России, хор Валаамского монастыря знакомит публику с богатейшим культурным, историческим наследием нашего народа, с великолепными образцами древнерусского певческого искусства, традиционной и современной духовной музыкой, военно-патриотическими произведениями, авторскими сочинениями», – говорится в приветственном слове Президента РФ Владимира Путина. «Уверен, что выступления этого уникального, самобытного коллектива оставят в памяти зрителей самые добрые и светлые впечатления. И конечно, такие общественно значимые акции, как концерты хора Валаамского монастыря, во многом способствуют консолидации общества вокруг гуманистических, духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, беззаветного служения Отечеству», - также отмечает Владимир Путин в своем приветственном слове к участникам, организаторам и гостям концертов хора Валаамского монастыря в рамках Всероссийского тура с программой «Свет Валаама».
Перед началом концерта мы встретились с художественным руководителем хора Александром Бордаком. За красивый детский голос он ещё десятилетним был принят в третий класс Хорового училища им. М.И. Глинки при Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, затем окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию сразу по двум специальностям: хоровое дирижирование и академический вокал. Его голосу всегда были подвластны и сложные оперные арии, и русские народные песни, и старинные и современные романсы, и произведения советской песенной классики, кроме того, Александр сам сочиняет прекрасные мелодии - и вот год назад он возглавил хор Валаамского монастыря
- Александр, как я понимаю, несмотря на то, что хор называется Валаамским, его солисты не являются монахами, не так ли?
- На Валааме вот уже более 20-ти лет существует хор братии монастыря, очень слаженный и дружный, но певчие этого хора не покидают монастырские стены и не гастролируют. В составе же нашего коллектива - профессиональные музыканты из Санкт-Петербурга, выпускники Хорового училища при Государственной академической капелле им. М. И. Глинки и Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, дипломированные дирижёры и вокалисты, ведущие певцы вокальных, хоровых коллективов и музыкальных театров Санкт-Петербурга, лауреаты международных вокальных конкурсов.
- А чье пение лучше – монашеское или профессиональное?
- Мы всегда говорим зрителям: «Если хотите в полной мере насладиться красотой и проникновенностью древних Валаамских и церковных распевов, приходите в храм, приезжайте на остров Валаам». Пение братии - неповторимо. Оно в отличие от пения профессионалов отображает смысл богослужебных песнопений и текстов. Мы не можем мыслить так, как люди, живущие монастырской жизнью, до тех пор, пока сами не начнём принимать живое постоянное участие в литургической жизни. Даже будучи верующим, профессионал во время богослужения больше следит за дыханием, правильностью исполнения, нежели за своим духовным состоянием. Петь в храме должны община, приход, в монастырях - братские хоры. Хотя, с другой стороны, если светские люди поют в храмах, они хоть как-то соприкасаются с Церковью. А вот концертное исполнение как богослужебного репертуара, так и авторской духовной музыки несет в себе, на мой взгляд, особый миссионерский смысл.
- Как сложилась певческая традиция валаамского распева?
- Валаамский распев - это местная традиция знаменного пения, особенность современного валаамского церковного пения как раз в том, что русские распевы исполняют в греческой манере, с выдержанными нижними тонами. Треть программы тура «Свет Валаама» - это именно богослужебное пение и духовная музыка.
- Каков ваш репертуар? Насколько часто меняется программа?
- Ведущей идеей концертной работы я назвал бы просвещение. Наш концерт «От Византии до России» включает в себя богослужебное пение Греции, Сербии, Болгарии, Грузии, древнерусские песнопения. «Величественные тоны Валаама» - это
оригинальные напевы Валаамского монастыря и их многоголосные изложения. «Русский духовный концерт» - духовные сочинения русских классиков крупной формы, это Бортнянский, Дегтярев, Архангельский. «Мелодии русской души» - русские народные песни и романсы Алябьева, Булахова, Вертинского, песни русской армии и казачества XIX-XX вв., лирические и патриотические песни советского периода. «Забытая война» - оригинальные гимны, песни и романсы Первой мировой войны, русская классическая и современная духовная музыка. «Вера и Победа» - Пасхальные песнопения русских классиков и современных российских композиторов Рахманинова, Чеснокова, Бордака, песни о Великой Отечественной войне Мигули, Тухманова, Молчанова. «Свет Христов просвещает всех!» - древнерусские и валаамские песнопения Рождества Христова, рождественские песни России, Украины, Болгарии, Сербии, Греции, Англии, Франции, Аргентины.
- То есть, как я понимаю, вы поете на многих языках?
- Да, солисты хора поют на греческом, грузинском, английском, сербском, французском, украинском, казахском, испанском языках.
- Расскажите поподробнее о работе хора.
- Хор Валаамского монастыря, работающий по благословению игумена Валаамского монастыря, епископа Троицкого Панкратия, одновременно является богослужебно-певческим и концертным творческим коллективом. Он участвует в праздничных богослужениях на Валаамском подворье в Санкт-Петербурге. Храм подворья – единственное место в городе, где аутентичные древнерусские песнопения исполняются по старинному обычаю «антифонно», то есть попеременно на два «лика» и одним общим хором вместе. Коллектив сопровождает Патриаршие богослужения на Валааме, торжественные приёмы на острове Президента и членов Правительства РФ, других высокопоставленных гостей монастыря. В период летнего паломнического сезона певцы хора помогают в пении хору братии Валаамского монастыря и дают благотворительные концерты, знакомя многочисленных гостей обители с традициями валаамского церковного пения. Этот тур хора начался в январе с выступления перед российскими военными на авиабазе «Хмеймим» в сирийской провинции Латакия.
- Кто входит в состав хора? Молоды ли его участники?
- Средний возраст участников хора Вааламского монастыря 35 лет. Всего в турне участвуют 16 певцов и баянист Александр Корбаков. Много редких голосов. Бас-профундо Михаила Круглова очень редок. Таких певцов называют октавистами: они поют «на октаву ниже баса», точнее, на одну октаву ниже самой нижней ноты грудного регистра, до ми-соль контроктавы. Дмитрий Попов обладает самым высоким из мужских оперных голосов - контратенором. Его диапазон от «ми» малой октавы до «ми» второй. Зрителям нравится и звеняще-чистый голос Артема Хаматнурова, и нежный тенор-альтино Антона Нестерова, и мягкий баритон Бориса Петрова.
- Вы выступаете с программой «Свет Валаама». Из чего она состоит?
- Нынешняя концертная программа хора - это старинные церковные распевы, лирические и патриотические песни Первой мировой и Великой Отечественной войн, стихи поэтов «серебряного века» и современных авторов.
…И вот музыканты на сцене. В них прекрасно все: скромная, исполненная достоинства манера исполнения, сдержанные костюмы с золототкаными воротниками, и искренняя, душевная подача материала, и мощь, сила и чистота мужских голосов. Особое же внимание приковывали двое – сам Александр Бордак, великолепно руководящий хором, и баянист Александр Корбаков, исполнитель-виртуоз, обладатель звания «Золотая десятка гармонистов России», который просто покорил сердца всех присутствовавших женщин, и не только блистательными аккордами тальянки, но и удивительно благородной внешностью.
С первых взятых нот, с первых тактов зрители погрузились в пустынную богонаполненность мерных монашеских распевов, потом - в тревожные годы Первой мировой, вспомнив сестёр милосердия, пролитые слезы и кровь русских солдат, над которыми незримо возвышались образы Христа, Богоматери и Святой Руси. «Свет Валаама» - это не просто концерт, это порыв души, молитва, сила звука, сила духа и сила слова. Каждое выступление каждого солиста зал встречал аплодисментами, и чем дальше пел хор – тем громче они становились, переходили в овации, а в конце - зал стоял и скандировал. Исполненная на одном дыхании сложнейшая программа, без единой ошибки или накладки, окончательно и бесповоротно покорила слушателей. В финале весь зал стоя аплодировал, музыкантов не отпускали, раздавались крики «Браво!» Ещё минута - и певцов просто понесли бы на руках.
После концерта на сцену вышла первый заместитель руководителя Администрации Главы и Правительства КЧР Надежда Пивоварова и с волнением обратилась к участникам хора.
«От имени Главы республики разрешите поприветствовать вас на гостеприимной земле Карачаево-Черкесии, выразить благодарность за уникальную возможность слушать такие произведения в исполнении, можно смело сказать, легендарного хора. Ваша программа «Свет Валаама» для Карачаево-Черкесии событие не только культурное, но и духовное. На территории КЧР проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. Здесь расположены древнейшие христианские храмы. И каждый житель республики с уважением относится к культурным ценностям наших традиционных религий. Нам близки ваши слова к Всевышнему, слова любви друг другу. Хочется поблагодарить вас за то, что ваша деятельность направлена на воспитание молодежи в духе патриотизма», - сказала Надежда Иванова. На прощание каждому участнику хора на память о пребывании в КЧР были подарены книги о Карачаево-Черкесии и картины с изображением Лика Христа.

26.01.2017

Востребованный концертный коллектив, состоящий из мирян, гастролирующий по самым разным залам России – нет, эта история не про шоу-бизнес, а про служение Богу и людям. Хор Валаамского монастыря выступает перед людьми, многие из которых имеют самое поверхностное представление о христианстве, о Церкви. Оригинальные концертные программы хора – не только предложение прикоснуться к древней культуре и насладиться более привычными для нее произведениями современных композиторов, но и свидетельство проникновения Православия в сознание жителей России. Руководитель хора Александр Бордак рассказывает об истории создания коллектива и о его буднях.

– Монастырь на острове Валааме возник в начале прошлого тысячелетия. Как только на суровой северной земле затеплился огонек веры, запели сердца, преисполненные любовью, воздавая хвалу Творцу. На Валаамскую землю пришли греческие миссионеры Сергий и Герман, с уставом греческой службы они внесли пение византийской традиции. Особенность пения в один голос передавалась из поколения в поколение. В эпоху Петра I в храмах и монастырях Руси стали петь многоголосные песнопения, но братия Валаамского монастыря сохраняла верность древней знаменной традиции. Многие паломники преодолевали тысячи километров, чтобы оказаться на острове и погрузиться в молитву, слушая строгий одноголосный распев.

Постепенно и на Валааме зазвучал партес. Чаще пелись обработки именно одноголосных распевов, чему есть подтверждение. Существует аудиозапись на шведском радио – покинувшие в связи с исторически сложившейся сложной ситуацией Валаам монахи записали фрагменты богослужений, и там мы слышим как раз валаамский распев в многоголосном изложении.

С начала Великой Отечественной войны на Валааме – страшное запустение. Военные действия, затем интернат. И только в 90-е годы, с возрождением монастыря, опять начинает звучать древний одноголосный распев. По благословению епископа Троицкого Панкратия на Валаам были приглашены профессиональные музыканты для помощи братскому хору. Помимо пения на службах «светская» часть хора ежедневно участвовала в небольших концертах-лекциях, во время которых знакомила паломников и туристов с историей валаамских песнопений. Традиция данных выступлений сохранилась и по сей день.


Постепенно Валаамский монастырь обретает статус центра Православия на Севере Руси. Патриарх ежегодно служит на острове. Приезжает много гостей, среди них – и члены правительства страны. Хор увеличивается в своем численном составе для более объемного и красочного звучания, и на данный момент шестнадцать человек в его составе славят Господа на службах и поют концерты.

Как Вы стали руководителем хора Валаамского монастыря?

– Я закончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу хорового дирижирования и классу вокала, длительное время занимался сольной практикой. В 2013 году был приглашен руководством Валаамского монастыря для создания новых музыкальных программ. Осенью 2016 года по благословению владыки Панкратия был назначен художественным руководителем коллектива.


За время нашего сотрудничества создан ряд духовно-патриотических программ. Первой стала программа «Вера и победа», премьера которой состоялась 9 мая 2013 года в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Далее были подготовлены программы «Забытая война» к 100-летию начала Первой мировой войны, «Свет Христов просвещает всех», посвященная Рождеству Христову. Все произведения создаются с учетом специфики голосов наших певцов. Например, специально для нашего баса Михаила Круглова, обладателя редкого голоса бас-профундо, был написан гимн Пресвятой Богородице «Достойно есть». Такой голос – конечно, украшение нашего коллектива. Как и все голоса, конечно, которые создают ту самую узнаваемую краску именно нашего хора.

С чем выступает ваш хор сейчас?

– В данное время мы выступаем в разных городах России с программой «Свет Валаама». В концерте звучат древние валаамские распевы, обработки старинных мелодий, авторская музыка русских композиторов. Затем мы поем произведения, в которых в простой песенной форме говорим о Божьих заповедях, о милосердии и жертвенности. И именно в песнях военных лет – известных и неизвестных, любимых и забытых – эта тема стоит особенно остро. Две тысячи лет назад Спаситель отдал Свою жизнь за спасение всего человечества. И на полях сражений тысячи героев отдавали свои жизни во имя мира и во имя любви, о которой сказал Сам Господь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13).

Как часто хор должен репетировать, чтобы звучать достойно?

– Мы стараемся делать запись каждого концерта, затем ее слушаем, анализируем и перед следующим концертом на репетиции вносим коррективы. Таким образом, во время гастролей у нас репетиции проходят каждый день. Раньше, когда у нас не было большого количества выступлений, мы встречались два-три раз в неделю. Теперь, когда в Петербурге мы бываем значительно реже, наши репетиции только на гастролях и происходят.


Какие напевы, произведения каких композиторов нравятся лично Вам? И влияет ли Ваш вкус на репертуар хора?

– В первую очередь это, конечно, древние одноголосные распевы, которые являются неотъемлемой частью богослужения на Валааме. Мы их исполняем на каждом концерте. Часто звучат произведения Сергея Рахманинова и Павла Чеснокова. Для реализации творческих задач иногда сами сочиняем музыкальные композиции.


Кто-то, кроме Вас, участвует в составлении программ?

– До сегодняшнего дня мы сами справлялись с поставленными задачами. Но впереди обозначена новая работа, рабочее название которой – «100 лет жизни страны: 1917-2017». Премьера состоится 27 июля на Валааме в рамках фестиваля «Просветитель». Помимо хора, в концерте примут участие автор-исполнитель Елена Фролова, певец Олег Погудин, а также камерный симфонический оркестр. Будет осуществляться видеоподдержка. С таким объемом работы нам одним, конечно, не справиться. Будут приглашены режиссеры, видеоинженеры, и совместными усилиями, я уверен, удастся создать новую интересную программу.


Откуда приходят в хор новые певцы? Обязательно ли они должны быть воцерковленными людьми?

– Основной состав нашего хора сохраняется с 90-х годов. Мы вместе работаем больше двадцати лет, и поэтому хорошо понимаем друг друга с полуслова, полужеста.

Конечно, и новые люди приходят. Вера – дело очень личное. Когда человек приходит на прослушивание, никто не спрашивает его, верит ли он в Бога, воцерковленный ли он. Если человек принимает решение работать в нашем хоре, он ведь понимает, что идет не только работать, но, в первую очередь, служить Богу, так как мы занимаемся именно духовно-просветительской деятельностью. Бог приводит нам людей, которые нужны. Как руководитель хора я не заглядываю в личное пространство певцов. Но отношение ребят, конечно, проявляется.


Например, мы были в Керчи. Концерт «на материке» был под угрозой срыва, так как оказалась закрытой паромная переправа. Вдруг появился неизвестный нам батюшка и стал служить молебен. Мы даже не сразу это все заметили, поскольку были в другом месте. Я стал участвовать в молитве. Краем глаза заметил, что еще несколько наших ребят присоединились. Потом услышал, как запели басы. Через некоторое время пел уже весь хор. Поэтому мне кажется, мы дышим одним воздухом, смотрим в одном направлении и делаем одно общее дело.

Вас часто приглашают поучаствовать в богослужениях?

– В данный момент не часто. И это оправдано, потому что у нас каждый день концерты, каждый день переезды. Существуют чисто физические ограничения. Ребятам надо высыпаться, чтобы полноценно работать. Мы поем службы на Валааме. Наше служение сейчас – на концертных площадках. И это очень важно.


На концертах вы используете подзвучку. Есть ли в этой части вашей работы какие-то нюансы?

– Залы очень разные по акустическим параметрам, поэтому мы используем микрофоны. Стараемся «подзвучить» каждого певца, чтоб звуковые потери были минимальными. Мы обращались к владыке Панкратию с ходатайством, чтобы благотворители монастыря помогли в приобретении гарнитур для каждого участника хора. Уверен, такой момент настанет, и это даст нам возможность получить полный спектр звуковых красок.


Очень важный момент: наш звукорежиссер находится в зале, но в хоре один из певцов – также звукорежиссер, у него в папке с нотами находится планшет, с помощью которого он управляет звуком прямо со сцены. Это наша маленькая особенность.

Беседовал Игорь ЛУНЁВ

Музыкально-поэтическая программа «Свет Валаама» была показана на сцене областной филармонии - участники известного коллектива исполнили старинные церковные распевы, русскую классическую и современную духовную музыку, а также патриотические песни времен Первой мировой войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Концерт уникального творческого коллектива, созданного в 2005 году в Карелии, состоялся накануне на сцене биробиджанской филармонии. Несмотря на продолжающийся в стране социально-экономический кризис и ощутимые цены входных билетов (400-1000 рублей), приобщиться к духовным ценностям решило немало биробиджанцев. К началу концерта свободных мест в концертном зале филармонии практически не осталось. Среди зрителей были представители Биробиджанской епархии, областного правительства и губернатор ЕАО Александр Левинталь.

На сцене, отливающей багровым цветом, появился художественный руководитель (регент) хора Валаамского монастыря Алексей Жуков и поклонился публике. В рядах раздались аплодисменты.

— Ваше высокопревосходительство, ваше преосвященство, возлюбленные братья и сестры, жители, труженики и гости Биробиджана! Мы искренне рады, что в лице своего хора обитель Валаамская прибыла на вашу благословенную русскую землю. Сегодня перед вами будут выступать светские певцы Валаамского хора, не монахи. Но это люди, которые значительную часть своей творческой жизни (более 20 лет) посвятили Валаамскому монастырю, — сообщил Алексей Жуков.

Затем он рассказал о программе концерта. Слушателей ждали древние песнопения в честь преподобных Сергия и Германа (основателей Валаамского монастыря), а также песнопения в честь пресвятой Богородицы.

— Вы услышите не только древние распевы, но и русскую духовную музыку (Сергея Рахманинова, Павла Чеснокова, современного петербургского композитора Александра Бордака). Будет исполнено несколько песнопений в честь Воскресения Христова. Сродни Христовой жертве самоотверженность наших воинов, отдавших свои жизни на полях сражений. Вы услышите песни и стихи времен Первой мировой войны, а также песни в честь славной победы всего нашего народа в Великой Отечественной войне. Они составят основную часть нашей концертной программы, — рассказал Алексей Жуков.

После этого из-за кулис вышли 16 участников хора Валаамского монастыря (мужчины среднего возраста), чье появление было встречено дружными аплодисментами. Вначале были исполнены древние песнопения , где общую волшебную картину создавали чистые и сильные голоса вокалистов. В яркой звуковой палитре чудесным образом дополняли и усиливали друг друга бас-профундо, баритон, тенор и другие «природные инструменты». Порой в завораживающую музыкальную канву вплетались театральные элементы и ситуационные перфомансы.

— Христос воскресе! - вскинув руки, неожиданно обратился к зрителям один из вокалистов.

Ответом зала было мощное троекратное «воистину воскресе». После этого незримый барьер между артистами и слушателями исчез - все стали участниками «таинства» живого искусства, необыкновенной мистерии духа.

— Ничего подобного я раньше не слышала. Душа поет и радуется от этих песен, — поделилась впечатлениями одна из зрительниц.

Концерт уникального творческого коллектива, напомнивший о том, что не хлебом единым жив человек, никого не оставил равнодушным. Зрители устроили овации талантливым артистам, которые исполнили более 20 творческих номеров, отмеченных печатью вечности.

Мужской хор «Валаам» - современный петербургский музыкальный коллектив. Организован в 1994 году. Создатель и художественный руководитель хора - воспитанник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, заслуженный артист Российской Федерации Игорь Владимирович Ушаков .

Репертуар

В репертуаре хора - более 600 произведений: образцы древнерусского певческого искусства, традиционная и современная русская церковная музыка, народные песни, авторские сочинения. Ведущей идеей деятельности коллектива является возрождение русского военно-патриотического песенного наследия, поэтому особое место в его репертуаре занимают песни Русской Императорской Армии и Военно-Морского Флота. Приоритет в деятельности хора - запись и издание музыкально-исторических и мемориальных программ. Коллектив редко выступает на публике .

Дискография мужского хора «Валаам»

  • Распевы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (втпо «Фирма Мелодия» с90 32159 002, 1991 г.)
  • Песни и гимны армии Российской Империи (slr 0019, 1994 г.)
  • Распевы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (slr 0020, 1994 г.)

Триптих духовных песнопений «Русская Голгофа»

  • Часть I «Новомученикам Российским» (rcd 29001, 1995 г.)
  • Часть II «Царственным Мученикам» (rcd 29002, 1995 г.)
  • Часть III «Пасха Неурочная» (rcd 29003, 1995 г.)

Антология «Православные святыни русского севера»

  • Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Распевы валаамского монастыря. Авторские гармонизации распевов. (rcd 29004, 1995 г.)
  • Соловецкий монастырь часть I. Распевы Соловецкого монастыря. Авторские гармонизации распевов. (rcd 29005, 1995 г.)
  • Тихвинский монастырь. Древние монастырские распевы. Авторские сочинения. (rcd 29006, 1996 г.)
  • Кирилло-Белозерский монастырь. Распевы Кирилло-Белозерского монастыря. Авторские сочинения. (rcd 29007, 1996 г.)
  • Коневский Монастырь. Древние монастырские распевы. Авторские сочинения. (rcd 29008, 1996 г.)
  • Соловецкий монастырь часть II. (2 cd) Распевы Соловецкого монастыря. Авторские гармонизации распевов. (rcd 29009, 1996 г.)
  • Бородино. К 185-летию Бородинского сражения. Русские солдатские песни эпохи Отечественной войны 1812 года. Духовные песнопения. (vgr 001, 1997 г.)
  • Храм земли русской. Русские солдатские песни эпохи Отечественной войны 1812 года. Духовные песнопения. (imlcd 029, 2000 г.)
  • Распевы Валаамского Монастыря - выпуск I. (imlcd 034, 1999 г.)
  • Распевы Соловецкого монастыря - выпуск I. (imlcd 035, 1999 г.)
  • Духовный хоровой концерт - выпуск I. Произведения русских композиторов. (imlcd 037, 2000 г.)
  • Русь святая. Распевы монастырей русского севера. (imlcd 038, 2001 г.)
  • За царя, за Русь святую! Гимны и песни российской императорской армии. (imlcd 039, 2001 г.)
  • Пошли нам, Господи, терпение… Посвящение семье последнего российского императора Николая II. Песнопения русской православной церкви. (imlcd 040, 2001 г.)
  • Боже, царя храни! Гимны и песни российской Императорской армии. (imlcd 041, 2001 г.)
  • Песенная летопись Кавказской войны. памяти русских военачальников и солдат, павших на Кавказе, посвящается. Солдатские песни Российской Императорской армии времён замирения Кавказа. (rlcd 001, 2002 г.)
  • Пажеский его Императорского Величества корпус. Гимны, марши и песни Российской Императорской армии. (rlcd 009, 2002 г.)
  • Слава матушке - России! Солдатские песни Российской Императорской армии. (rlcd 002, 2003 г.)
  • Похвала Пресвятой Богородице. Песнопения русской православной церкви. (rlcd 003, 2003 г.)
  • Хвалите имя господне! Распевы Валаамского монастыря в творчестве русских композиторов. (imlcd 042, 2002 г.)
  • Песни российского флота. (imlcd 043, 2001 г.)
  • Распевы Кирилло-Белозерского монастыря (imlcd 045, 2003 г.)
  • Русская духовная музыка XVI-XVII в.в. (imlcd 046, 2002 г.)
  • Духовный хоровой концерт выпуск II. Произведения русских композиторов. (imlcd 048, 2003 г.)
  • Рождественские песнопения русской православной церкви (imlcd 052, 2001 г.)
  • Песни российской Императорской гвардии (imlcd 053, 2002 г.)
  • Христос воскресе! Пасхальные песнопения русской православной церкви. (imlcd 060, 2002 г.)
  • Гром победы, раздавайся! Песни и марши российской Императорской армии. (imlcd 061, 2002 г.)
  • Гимны и марши российской Империи (imlcd 063, 2002 г.)
  • Молитвословия русской православной церкви. П. Г. Чесноков. Ектении. (imlcd 064, 2006 г.)
  • Похвала любви божией. Памяти священника Павла Флоренского. Песнопения русской православной церкви. (imlcd 065, 2002 г.)
  • Москва - сердце Руси православной. Солдатские песни эпохи Отечественной войны 1812 года. Гимны. (imlcd 078, 2003 г.)
  • Царь - ремесленник, самодержец всероссийский. Канты эпохи Петра Великого. Песнопения русской православной церкви. (imlcd 083, 2003 г.)
  • Мы - кадеты, мы дети России! Русским кадетам всех времён посвящается. Гимны, марши и песни военно-учебных заведений Российской Империи. (imlcd 084, 2003 г.)
  • Непобедимый воин Феодор. Фдмирал флота российского Ф. Ф. Ушаков. Русские матросские песни. Песнопения русской православной церкви. (imlcd 085, 2003 г.)
  • Гимн героям. к 100-летию русско-японской войны. Русские матросские песни. Авторские сочинения. (imlcd 112, 2004 г.)
  • Похвала русским святым. Песнопения русской православной церкви. (imlcd 113, 2004 г.)
  • Тернистый путь борьбы и муки. Песни белого движения и русского зарубежья. (iml cd 114, 2004 г.)
  • Хвала тебе, паскевич - росс! Русские солдатские песни времён: Персидской войны 1826-28 гг., Турецкой войны 1828-29 гг. и усмирения Польши в 1831 г. (imlcd 115, 2004 г.)
  • Песнопения русской православной церкви. Сольные записи Владимира Миллера с мужским хором «Валаам». (imlcd 116, 2004 г.)
  • Легендарный Севастополь. К 150-летию Восточной (Крымской) войны. Русские солдатские песни времён Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг. Современные сочинения, посвящённые 150-летию героической защиты Севастополя. (imlcd 117, 2004 г.)
  • Русские исторические песни. Сольные записи Владимира Миллера с мужским хором «Валаам». (imlcd 118, 2005 г.)
  • Распевы Соловецкого монастыря выпуск II. (imlcd 144, 2002 г.)
  • Вперёд, за братьев! Русские солдатские и исторические песни времён войны за освобождение Болгарии 1877-78 гг. (imlcd 170, 2008 г.)
  • Присоединение Крыма к России при императрице Екатерине II (2 cd) К 225-летию. Русские солдатские и исторические песни времён Императрицы Екатерины Великой. Сочинения русских поэтов. (iml cd171, 2008 г.)
  • Распевы Валаамского монастыря - выпуск III. (imlcd 174, 2008 г.)
  • Песни былой России (imlcd 173, 2008 г.)
  • Песни о героях русской армии и флота (imlcd 172, 2008 г.)
  • Генералиссимус князь А. В. Суворов. К 210-летию Итало-Швейцарского похода. Русские солдатские и исторические песни. Сочинения русских поэтов. (imlcd 175, 2008 г.)
  • Поэтическая псалтирь (2 cd) Поэтические переложения псалмов, духовная поэзия и оды - М. Ломоносов, Г. Державин, А. Крылов. (imlcd 176, 2008 г.)
  • Рыцарь белого воинства. К 90-летию гибели генерала М. Г. Дроздовского. Песни дроздовских частей и стихи Белого движения времён гражданской войны. (imlcd 177, 2009 г.)
  • Полтава. К 300-летию Полтавской битвы. Русские солдатские и исторические песни. Сочинения русских поэтов. (imlcd 178, 2009 г.)
  • Бородино. Русские солдатские песни и авторские произведения об Отечественной войне 1812 года. (imlcd 179, 2009 г.)
  • Вспомним, братцы, россов славу! Строевые песни Российской Императорской армии. (rlcd 024, 2008 г.)
  • Боже, царя храни! К 175-летию русского национального гимна. (rlcd 008, 2008 г.)

Напишите отзыв о статье "Валаам (хор)"

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Валаам (хор)

Отрывок, характеризующий Валаам (хор)

«Будь, как все, иначе жизнь станет невыносимой. Если в знании или умении оторвёшься от нормальных людей слишком далеко, тебя перестанут понимать и сочтут безумцем. В тебя полетят камни, от тебя отвернётся твой друг»…
Значит уже тогда (!) на свете были «необычные» люди, которые по своему горькому опыту знали, как это всё непросто и считали нужным предупредить, а если удастся – и уберечь, таких же «необычных», какими были они сами, людей!!!
Эти простые слова, когда-то давно жившего человека, согрели мою душу и поселили в ней крохотную надежду, что когда-нибудь я возможно и встречу кого-то ещё, кто будет для всех остальных таким же «необычным», как я сама, и с кем я смогу свободно говорить о любых «странностях» и «ненормальностях», не боясь, что меня воспримут «в штыки» или, в лучшем случае, – просто безжалостно высмеют. Но эта надежда была ещё настолько хрупкой и для меня невероятной, что я решила поменьше увлекаться, думая о ней, чтобы, в случае неудачи, не было бы слишком больно «приземляться» с моей красивой мечты в жёсткую реальность…
Даже из своего короткого опыта я уже понимала, что во всех моих «странностях» не было ничего плохого или отрицательного. А если иногда какие-то из моих «экспериментов» и не совсем получались, то отрицательное действие теперь проявлялось уже только на меня, но не на окружающих меня людей. Ну, а если какие-то друзья, из-за боязни быть вовлечёнными в мои «ненормальности», от меня отворачивались – то такие друзья мне были просто не нужны…
И ещё я знала, что моя жизнь кому-то и для чего-то видимо была нужна, потому, что в какую бы опасную «передрягу» я не попадала, мне всегда удавалось из неё выйти без каких-либо негативных последствий и всегда как-будто кто-то неизвестный мне в этом помогал. Как, например, и произошло тем же летом, в момент, когда я чуть было не утонула в нашей любимой реке Нямунас...

Был очень жаркий июльский день, температура держалась не ниже +40 градусов. Накалившийся «до бела» воздух был сухим, как в пустыне и буквально «трещал» в наших лёгких при каждом вздохе. Мы сидели на берегу реки, бессовестно потея и ловили ртами воздух, как выброшенные на сушу перегревшиеся караси… И уже почти что полностью «поджарившись» на солнышке, тоскующими глазами смотрели на воду. Привычной влаги абсолютно не чувствовалось и поэтому всей ребятне дико хотелось как можно быстрее окунуться. Но купаться было немножко боязно, так как это был другой, не привычный нам берег реки, а Нямунас, как известно, издавна была той глубокой и непредсказуемой рекой, с которой шутки шутить не советовалось.
Наш старый любимый пляж был на время закрыт для чистки, поэтому мы все временно собрались на месте более или менее кому-то знакомом, и все пока что дружно «сушились» на берегу, никак не решаясь купаться. У самой реки росло огромное старое дерево. Его длинные шелковистые ветви, при малейшем дуновении ветра, касались воды, тихо лаская её нежными лепестками, а мощные старые корни, упираясь в речные камни, сплетались под ним в сплошной «бородавчатый» ковёр, создавая своеобразную, нависающую над водой, бугристую крышу.
Вот это-то старое мудрое дерево, как ни странно, и являло собой реальную опасность для купающихся… Вокруг него, по какой-то причине, в воде создавалось множество своеобразных «воронок», которые как бы «всасывали» попавшегося человека в глубину и надо было быть очень хорошим пловцом, чтобы суметь удержаться на поверхности, тем более, что место под деревом как раз было очень глубоким.
Но детям говорить об опасности, как известно, почти что всегда бесполезно. Чем больше их убеждают заботливые взрослые, что с ними может произойти какая-то непоправимая беда, тем больше они уверенны, что «может быть с кем-то это и может случиться, но, конечно же, только не с ними, не здесь и не сейчас»… А само ощущение опасности, наоборот – их только ещё больше притягивает, тем самым, провоцируя иногда на глупейшие поступки.
Вот примерно так же думали и мы – четверо «бравых» соседских ребят и я, и, не вытерпев жары, всё же решили искупаться. Река выглядела тихой и спокойной, и никакой опасности вроде бы собой не представляла. Мы договорились наблюдать друг за другом и дружно поплыли. В начале вроде бы всё было, как обычно – течение было не сильнее, чем на нашем старом пляже, а глубина не превышала уже знакомой привычной глубины. Я расхрабрилась и поплыла уже более уверенно. И тут же, за эту же слишком большую уверенность, «боженька стукнул меня по головушке, да не пожалел»… Я плыла недалеко от берега, как вдруг почувствовала, что меня резко потащило вниз… И это было столь внезапно, что я не успела никак среагировать, чтобы удержаться на поверхности. Меня странно крутило и очень быстро тянуло в глубину. Казалось, время остановилось, я чувствовала, что не хватает воздуха.
Тогда я ещё ничего не знала ни о клинической смерти, ни о светящихся туннелях, появлявшихся во время неё. Но то, что случилось далее, было очень похожим на все те истории о клинических смертях, которые намного позже мне удалось прочитать в разных книжках, уже живя в далёкой Америке…
Я чувствовала, что если сейчас же не вдохну воздуха, мои лёгкие просто-напросто разорвутся, и я, наверняка, умру. Стало очень страшно, в глазах темнело. Неожиданно в голове вспыхнула яркая вспышка, и все чувства куда-то исчезли... Появился слепяще-яркий, прозрачный голубой туннель, как будто весь сотканный из мельчайших движущихся серебристых звёздочек. Я тихо парила внутри него, не чувствуя ни удушья, ни боли, только мысленно удивляясь необыкновенному чувству абсолютного счастья, как будто наконец-то обрела место своей долгожданной мечты. Было очень спокойно и хорошо. Все звуки исчезли, не хотелось двигаться. Тело стало очень лёгким, почти что невесомым. Вероятнее всего, в тот момент я просто умирала...
Я видела какие-то очень красивые, светящиеся, прозрачные человеческие фигуры, медленно и плавно приближающиеся по туннелю ко мне. Все они тепло улыбались, как будто звали к ним присоединиться… Я уже было потянулась к ним… как вдруг откуда-то появилась огромная светящаяся ладонь, которая подхватила меня снизу и, как песчинку, начала быстро подымать на поверхность. Мозг взорвался от нахлынувших резких звуков, как будто в голове внезапно лопнула защищающая перегородка... Меня, как мячик, вышвырнуло на поверхность… и оглушило настоящим водопадом цветов, звуков и ощущений, которые почему-то воспринимались мной теперь намного ярче, чем это было привычно.
На берегу была настоящая паника… Соседские мальчишки, что-то крича, выразительно размахивали руками, показывая в мою сторону. Кто-то пытался вытащить меня на сушу. А потом всё поплыло, закружилось в каком-то сумасшедшем водовороте, и моё бедное, перенапряжённое сознание уплыло в полную тишину... Когда я понемножку «очухалась», ребята стояли вокруг меня с расширившимися от ужаса глазами, и все вместе чем-то напоминали одинаковых перепуганных совят… Было видно, что всё это время они находились чуть ли не в настоящем паническом шоке, и видимо мысленно уже успели меня «похоронить». Я постаралась изобразить улыбку и, всё ещё давясь тёплой речной водой, с трудом выдавила, что у меня всё в порядке, хотя ни в каком порядке я в тот момент естественно не была.

Ульяновцы и димитровградцы осталисьпод впечатлением от выступления хора Валаамского монастыря. «Мастерство певцов настолько высоко, что создаётся впечатление, будто хор Валаама - это единая душа», «Это было божественное исполнение», «Было замечательно, многогранно - и плачевно, и радостно, и умиротворяюще: вся гамма человеческих чувств на одном концерте!», «Хочется ещё неоднократно услышать хор Валаама, почувствовать гордость за историю нашей Руси, ощутить невероятную радость и вдохновение», - пишут зрители в соцсетях.

Концерт коллектива Валаамского монастыря только в Ленинском мемориале посетили более тысячи человек. Зрители услышали программу «Свет Валаама». Перед выступлением художественный руководитель хора Валаамского монастыря Александр Бордак ответил на несколько вопросов.

- Александр Валерьевич, сколько лет существует хор?

Тот хор, который вы сегодня увидите, существует более 20 лет, и он состоит из светских людей. Братский Валаамский хор находится всегда на острове. По канонам монастыря они его не покидают, поэтому гастрольную концертную жизнь может вести только светская часть хора. На Валааме мы, конечно же, тоже работаем: помогаем братьям монастыря на службах, поём небольшие концерты для паломников, которые посещают остров, рассказываем им о Валаамской древней музыкальной традиции. А уже полный наш состав поёт в основное богослужение в честь основателя монастыря Святого Сергия Германа 11 июля, которое возглавляет Святейший Патриарх.

- А как был сформирован ваш хор, который гастролирует?

Хор наш стал возникать в 90-е годы, в тот момент, когда монастырь стал возрождаться. И вот мы по сей день вместе трудимся и хвалим Господа. Никогда никакого прослушивания в коллектив не было. Люди действительно Божьей милостью оказывались на Валааме. К примеру, я сам приехал на Валаам в 1993 году. В тот момент меня пригласили именно потому, что нужен был хороший профессионал-певец, который может быстро прочитать с листа любую музыку. Потом они знали моё отношение к церкви. В то время заведовал хором регент Михаил Рузанов. Как только прибыл на Валаам, мне выдали ноты, и буквально через несколько минут я уже выступал перед паломнической группой. И вот с того момента я стал там служить, работать, молиться. Затем узнали, что есть такой обладатель редкого певческого голоса — баса-профундо Михаил Круглов. Тоже позвонили ему, Михаил с радостью откликнулся, приехал. Потом ежегодно стали приезжать туда певцы, для которых это место стало близким. Так сформировался самостоятельный коллектив. Собственно говоря, его не надо было искать. Но это не просто знакомые люди. У всех есть музыкальное образование, практически все окончили Санкт-Петербургскую консерваторию, поэтому соединились в нашем коллективе и высокий профессионализм, и искренняя вера. Нас отличают, помимо того, что я сказал, очень добрые дружеские отношения внутри коллектива. Это даёт нам возможность искренне отдаваться той работе, которой мы радуем людей. Зритель это чувствует, поэтому всегда очень быстро открывает своё сердце и уже слушает со всей душой.

- Вы много гастролируете?

География наших гастролей весьма обширная: от Дальнего Востока до Калининграда. За несколько последних лет мы спели больше 330 концертов по всей стране. Наши выступления находят отклик в сердцах слушателей, и это нас радует.

- Главная цель ваших выступлений?

Наша задача - приводить людей в церковь, говорить, что Бог живой, что он среди нас, и поэтому мы стараемся донести это доступным языком. В какой-то момент мы поняли, что хор должен иметь своё лицо не только в голосах, но и в узнаваемости репертуара, произведений. Теперь нет ни одного произведения, которое бы не прошло обработку специально для нашего коллектива, учитывая обширный диапазон голосов: от контратенора до баса-профундо. Зрители могут услышать и звуки скрипки, и духовые инструменты. И никакой фальши не только музыкальной, потому что в звуках рождается главное - очищение и вера.

- В чём особенность вашего песнопения?

На Валааме до сих пор, как не во многих монастырях и тем более в обычных приходских церквях, сохраняется традиция пения древними распевами: знаменным, столбовым. Сам Валаамский распев как раз возник из них. В основном его поют на один или два голоса. Лишь по большим праздникам, таким как День памяти Сергия Германа - Валаамского чудотворца, дозволяется в храме исполнять многоголосые гармонизации или авторские сочинения, в основе которых лежит именно Валаамский распев. И основным нашим репертуаром являются Валаамские распевы. Целая программа, которая называется «Величественные тоны Валаама», посвящена именно этому уникальному древнему пению. Мы долго учились петь так, как пели монахи ещё в начале 20-го века, когда хор в монастыре был большой, в нём пело больше 100 человек. Всё это стало возможным благодаря сохранившимся аудиозаписям, сделанным шведским радио, ими был издан целый сборник Валаамских распевов именно в том изложении, как они звучали в начале 20-го века.

- Что у вас в планах?

Конечно, посетить с концертами как можно больше российских городов. В марте начнём готовиться к новой программе, которую представим 12 мая в Кремлёвском дворце.

Ирина Антонова

Фото предоставил Ленинский мемориал