Конспект урока по литературе на тему. “Природа, у которой мы все учимся.”

21.10.2019 От выпадения

Цель урока: Познакомить учащихся с рассказом Э. Сетона-Томпсона «Лобо», показать стремление писателя пробудить у читателей интерес к миру животных, желание сберечь, защитить его, воспитывать у школьников любовь к миру природы.


Оборудование: Презентация к уроку, портрет Э. Сетона-Томпсона, иллюстративный материал, текст рассказа, мелодия «Звуки природы».

Эпиграф: «Мы – дети одной матери-природы». Э. Сетон-Томпсон

Ход урока:

І. Мотивация учебной деятельности.

Вот уже несколько уроков подряд мы говорим с вами о произведениях, связанных с природой. Сегодняшний урок – не исключение. Природа – это бесценный дар, которым награждены мы, люди. Природа – это то, что окружает нас с детства: зеленые сочные травы, ветвистые деревья, пение птиц, голубое безоблачное небо, реки, озера, моря, домашние животные.

Берегите природу
Я в летний зной палящий
Войду в прохладный лес,
Так вот он настоящий
Мир сказок и чудес

Найду родник холодный
Упьюсь его водой
И чинно-благородно
Пойду своей тропой

Природа дарит негу
И силы придает
Эх, птиц свободных мне бы
Почувствовать полет.

Природа – это муза,
Что надобно беречь,
Ответственности груза
Не сбрасывая с плеч

Тема природы всегда была актуальна в литературе. Человек, растения, птицы и звери – неотъемлемая часть природы. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Э. Сетона-Томпсона (обращение к эпиграфу). А кто такой Э. Сетон-Томпсон? Человек, в одном лице которого соединились ученый, писатель и художник, который писал интереснейшие рассказы о животных. И сегодня на уроке нас ждет встреча с необычным героем одного из его произведений – могущественным волком «Лобо».

ІІ. Актуализация знаний учащихся

1. Беседа

– Какие сказки вы знаете, где героем был бы волк? («Волк и коза», «Иван царевич и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Лисичка-сестричка и волк»).
– Каким мы видим волка в сказках? (злым, трусливым, жадным, корыстным, хитрым, лукавым, притворщиком и плутом, вечно голодным).

По-другому показано его в колыбельных песнях: «Придет серенький волчок и укусит за бочок».

– Вспомните пословицы и поговорки об этом животном:

«Волка ноги кормят»
«Волков бояться – в лес не ходить»
«Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву»
«С волками жить – по-волчьи выть»
«Дружного стада и волк не берет».

– А какое произведение мы изучали совсем недавно, где упоминается это животное?

(«Маугли» Р. Киплинга. Я думаю, всех поразило благородство души волка-отца и матери-волчицы, которые не позволили съесть беззащитного человеческого детеныша. Мы восхищаемся мудростью и рассудительностью Акелы, Серого Одинокого Волка, вожака стаи).

– А какой волк с научной точки зрения?

(сообщение заранее подготовленного учащегося).

Волк (Canislupus) – хищное млекопитающее семейства псовых. Длина его тела может достигать 160 см, длина хвоста — до 52 см, высота – до 90 см; масса тела может доходить до 80 кг. Самка немного мельче самцов. Распространен волк в Европе, Азии, Северной Америке. Как правило, стая волков занимает «охотничий район» площадью до 400 км2 . За сутки волк пробегает 180-200 км.
Передвигаются они разным аллюром. Обычно идут рысью. К добыче подкрадываются шагом.
Самец и самка образуют семью раз и навсегда, только гибель одного из них заставляет другого искать себе пару. Вместе они воспитывают волчат, вместе учат их охотится, оберегают от опасности.
Волки – умные хищники. Большой урон они наносят скотоводству и охотничьему хозяйству.

ІІІ. Сообщение темы и цели урока

Итак, сегодня мы поговорим о другом волке: мудром, верном, терпеливом, преданном и способном бороться за свою жизнь.

IV. Изучение нового материала

– Что же лежит в основе написания этого рассказа?

1. История написания рассказа «Лобо» (сообщение заранее подготовленного учащегося)

В основе этого рассказа лежит случай, который произошел с писателем в 1893 году. Фиц Рандольф, один из его знакомых, пригласил Сетона-Томпсона на свою ферму в Нью-Мексико на охоту. Долину Куррумпо считали одной из богатейших скотоводческих областей в штате. А там, где много скота – много волков. Гигантским вожаком стаи там был волк, необычайно умный и смелый. Сетон-Томпсон решил поймать этого зверя.

– Что означает имя «Лобо»? (Лобо – в переводе с испанского «волк»).
– Почему мексиканцы называли старого волка властелином?

2. Словарная работа.

В словаре читаем:

Властелин
1. Тот, кто обладает властью, повелитель.
2. Правитель, обладающий всей полнотой власти, владыка.

– Что мы узнаем о Лобо и его стае? (Найдите в тексте и зачитайте).

3. Работа в группах.

– Составьте ассоциативный куст, подобрав эпитеты, характеризующие главного героя произведения (жестокий, своевольный, лукавый, опасный, гигантский, хищный, мудрый, смелый, старый, серый, могущественный, сообразительный).
– Какое впечатление произвел на нас этот хищник в начале рассказа?
– Найдите в тексте слова, которыми автор называет своего героя (великий старый хищник, герой бесчисленного множества беззаконных набегов, властелин края, гигантский вожак, волк-великан, волчий вожак, лукавый разбойник, волк-оборотень, король волков, серый хищник).

4. Работа с текстом

Попробуем с помощью цитат доказать, что волк Лобо – очень разумное существо.

«Старый Лобо был великаном среди других волков, и хитрость его и сила соответствовали его росту».
«Стая Лобо была невелика. Лобо имел их лишь столько, сколько ему хотелось иметь; возможно даже, что его свирепый нрав препятствовал увеличению стаи».
«Они точно надсмехались над всеми охотниками, презирали всякую отраву…».
«Эти хищники были толсты, упитаны и отличались большой разборчивостью в еде. Они никогда не прикасались к животному, умершему естественной смертью, больному или грязному…».
«Он (Лобо) всегда угадывал присутствие отравы и избегал ее».
«Одного он только боялся – огнестрельного оружия».
«Лобо никогда не нападал на человека и старался не встречаться с ним».
«Его тонкое чутье давало ему возможность тотчас же обнаружить прикосновение человеческих рук и присутствие отравы».
«Старый король волков был слишком хитер, и я не мог перехитрить его…».

Лобо – сильный, умный, хитрый хищник. Он способен оценивать опасную ситуацию и ему удается сберечь жизнь всей стаи. Лобо – необычный волк. Его способности удивляют людей. Именно поэтому его прозвали «волк-оборотень».

5. Беседа.

– Почему человеку все-таки удалось одолеть непобедимого волка?
(цитата с. 241-242 учеб.).
(Лобо опекал Бланку, но чувствуя особое отношение старого волка, Бланка позволяла себе «ослушаться» вожака. Поэтому она попала в железные капканы).

– Как вы считаете, за что «полюбил» грозный вожак стаи Бланку?
(цитата с. 243 учеб.).

– Что свидетельствует о том, что потеря Бланки для Лобо – страшное горе?
(«Жалобно выл», «протяжно выл», «в голосе слышалось горе», «будто звал свою подругу», «душераздирающе, горестно выл»).

Король волчьей стаи, мудрый и непобедимый Лобо, обманут и побежден. Его погубило вечное чувство любви, преданности, привязанности. Неосторожный Лобо, безразличный к жизни без верной Бланки, пошел навстречу наказанию сам.

«Говорят, лев, лишившийся своей силы, орел, потерявший свободу, и голубь, разлученный с подругой, умирают от разбитого сердца. И разве можно было подумать, что сердце этого свирепого хищника вынесет такое тройное испытание? Он потерял и силу, и свободу, и подругу».

Вот так и закончилась история канадского ученого-натуралиста Э. Сетона-Томпсона о величественном и гордом волке Лобо – властелине Куррумпо. Одинокий, обманутый, израненный зверь, умер.

– Какое отношение к Лобо возникает у нас в конце рассказа?
(его гордость; непокорность, преданность вызывают у нас любовь к зверю, восхищение им).

V. Итог урока

Игра «Закончи предложение».
Сегодня на уроке я узнал (узнала)….

VI. Домашнее задание:

Составить сенкан (ключевое слово «Лобо»).

Интегрированный урок

по рассказу Сетона-Томпсона «Лобо» (6 класс)

Появление в школьных программах по литературе имени писатели, художника и натуралиста Эрнеста Сетона-Томпсона не случайно. Проблема защиты животных и охраны среды их обитания в настоящее время стоит особенно остро, и её решение немыслимо без воспитания у подрастающего поколения любви к меньшим нашим братьям. Широта диапазона творческой личности канадского писателя обусловливает выбор методического подхода к изучению его наследия. Интегрированный урок, вести который могут три учителя литературы, зоологии и рисования, поможет ученикам глубже понять не только своеобразие таланта Сетона-Томпсона, но и мотивы и цели его творчества. Предлагаемый урок состоит из двух частей: первая – посвящена биографии писателя, вторая – осмыслению общего принципа, положенного в основу создания его произведений, через художественный анализ одного из них – рае- сказа «Лобо».

Учитель литературы. Ребята, представьте, что вы получили письмо, в котором прочитали такие слова: «Люди и звери, мы дети – дети одной матери – природы», а вместо подписи нарисован след волка, Что бы это могло означат; Мог ли это написать Чёрный Волк? Нет? Потому что волки не умеют писать? Действительно, обыкновенные волки не умеют, а Чёрный Волк умел. Он написал множество рассказов о животных, которые читают во всех странах мира. Ведь Чёрный Волк – человек. Гадкое имя дали! Канадские индейцы своему другу – писателю, ходожнику и натуралисту Эрнесту Сетону-Томпсону.

Родился Сетон-Томпсон в 1860 году в Англии, но детство и юность его прошли в Канаде, куда вскоре после его рождения переехала вся семья. С ранних лет Эрнест мечтал стать натуралистом. Украдкой от отца, который считал выбор сына наивный и глупым, мальчик наблюдал за повадками животных и птиц, покупал на заработанные своими руками деньги о лохматых и пернатых своих любимцах, выписывал самое интересное в тетради, вел собственный дневник наблюдений. Однажды Эрнест увидел в книжной лавке прекрасно изданный справочник «Птицы Канада». Стоила книга целый доллар! Отец никогда бы не дал деньги на приобретение такой, как он говорил, «чепухи». Надо было их заработать их самому. Целый месяц мальчик рубил и складывал в поленницы дрова во дворе богатого фермера. А когда узнал, что заработанных денег все еще не хватает до заветной суммы, стал ловить насекомых для коллекции приехавшей в Канаду англичанки. И вот желанная книга у него в руках. Со страниц смотрели на Эрнеста удивленные и озабоченные птицы. «Я был на седьмом небе от счастья», - вспоминал этот день через много лет Сетон-Томпсон в своей автобиографии.

Учитель зоологии. Произведения канадского писателя могут быть своеобразным пособием для юных натуралистов: они настоящая энциклопедия лесной жизни для тех, кто любит и готов защищать природу и её творения, особенно животных и птиц. Отметим такие из них: «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Биография гризли» (1900), «Из жизни гонимых» (1901), «Животные-герои» (1906), «Биография серебристой лисицы» (1909)…. Его перу принадлежат и книги, написанные в жанре приключенческого романа: «Маленькие дикари, или Повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились» (1903) и «Рольф в лесах» (1911).

«Я удивлен, - писал Сетон-Томпсон, - что каждое из животных представляет собой драгоценное наследие, которое не вправе уничтожать без крайней необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям». Правдиво и точно описывал известный натуралист повадки и поведение птиц и зверей. Кому, как не ему, было знать их жизнь! За исследования в области зоологии он получил в Канаде должность «Государственного натуралиста». А за научные труды был удостоен высокой награды, присуждаемой в США, - золотой «Элиот».

Учитель рисования . Кроме интереса к зоологии и литературе, с детских лет у Сетона-Темпсона было увлечение живописью. Мир знает его и как талантливого художника-анималиста. Отец рано обнаружил способности сына к рисованию. «Что такое быт натуралистом?» Чепуха! Разве это профессия? – думал он, отдавая мальчика учиться мастерству живописца у живущей неподалёку художницы. – Писать картины и продавать их – вот дело, заслуживающее внимание!»Старшему Сетону-Томпсону в голову и не приходило, что можно сочетать интерес к миру животных и талант художника. Юный Эрнест доказал, что это возможно. Первой картиной, написанной мальчиком маслом, был портрет ястреба. Эту птицу, как в последствии и других зверей и пернатых, Сетон-Томпсон рисовал с натуры. Художественное образование Эрнест получил в Торонтском колледже искусств и в Лондонской школы живописи и скульптуры при Королевской академии. Любимым местом его прогулок и занятий живописью становиться, зоосад. В Лондоне, а затем в Париже, где Сетон-Томпсон совершенствовал свое мастерство, посещая зверинцы, он рисовал любимых птиц и животных. Быть может тогда и возникла у него идея сопровождать свои рассказы о животных рисунками на полях книг. Рисовал он героев своих произведений с большой любовью, теплотой и юмором. Многим современникам писателя не нравились эти иллюстрации. Они обвиняли его в желании очеловечить четвероногих обитателей леса, утверждали, что изображение зверей, сделанные рукой художника-натуралиста, передают их настроение, чувства, и чувствами, дескать, животные обладать не могут. Тем не менее Сетон-Томпсон оставался верен себе. Известные натуралисты Альфред Врем, Бернград Гржимек, ДжеральдДа-релл, Джой Адамсон в своих исследованиях о мировой фауне подтвердили его наблюдения.

Учитель литературы: Рассказы Сетона-Томпсона о животных полны драматических событий и часто имеют трагический конец? Писатель восторгается «характерами» своих героев, замечая в них то, что, казалось бы, должно быть присуще только людям. Предпочитая смерть неволе, погибает дикая лошадь в рассказе «Мустанг-иноходец». Рискуя жизнью, спасает от своры собак свою серебристую подругу лис Домино (повесть «Домино»). Защищая хозяина, бросается на огромного медведя-гризли крохотная собачка («Глупый Билли»). Бесстрашно ведет себя куропатка, уводя за собой лисицу, пришедшую разорить гнездо и погубить птенцов («Красношейка»).Умирает от тоски вожак волчьей стаи Лобо, потерявший подругу-волчицу Бланку («Лобо»).

Рассказ о волке Лобо, пожалуй, одно из лучших произведений Сетона-Томпсона и уж наверняка лучший рассказ из его «волчьего» цикла, в который, кроме «Лобо», входят «Виннипегекий волк», «Бэдленский Билли, или Волк-победитель», «Тито». История луговой волчицы».

Учитель рисования . Рассказ «Лобо» пользовался собой особой любовью писателя. Не случайно он изобразил героя этого произведения на картинке, получившей название «Лобо – король волков» (1893).

Учитель зоологии . Поскольку речь в рассказе Сетона-Томпсона пойдет о волке, давайте вспомним, что собой представляет это животное с точки зрения зоологии. Волк – хищное млекопитающее семейства псовых. Длина тела до 160 см, масса до 50 кг. Отдельные особи достигают до 60-70 кг, но это бывает исключительно редко. Самки немного мельче самцов. Распространен волк в Европе, Азии и Северной Америке. Говорят: «Волка ноги кормят». Это близко к истине: на одном месте хищники живут не более 2-3 дней. Как правило, стая волков занимает «охотничий район» площадью до 400 кв. км. За сутки волки пробегают 180-200 км.

Б.И. Разумовский в книге «Охота на волка» пишет: «Передвигаются они разным аллюром. Обычно идут рысью, на которой звери неутомимы. К добычи волки подкрадываются шагом. От опасности уходят карьером, развивая скорость до 85 км в час»

Следует отметить, что волк-животное многогранное: самец и самка образует семью раз и навсегда, только гибель одного из них заставляет другого искать себе пару. Вместе они воспитывают волчат, вместе учат их охотиться, оберегают от опасности. Зоологи считают волков умными хищниками. Большой урон наносят волки скотоводству и охотничьему хозяйству. Люди вынуждены регулировать численность волков на той или иной территории. Однако они не должны забывать, что в природе должно быть строго определенное количество хищников. Поэтому охота на волка необходимо вести, опираясь на рекомендации биологов. «Если численность животных ниже критической, они постепенно исчезают, что уже случилось со многими видами. Вспомним тасманского сумчатого волка, скалистого голубя и т.п.»

Учитель литературы . Сюжет рассказа «Лобо» незамысловатый. В скотоводческой области, называемой Куррумпо, в краю «богатых пастбищ» и «огромных стад», появилась стая волков, вожаком который был старый Лобо. Стая была невелика. Тем не менее она приводила в ужас владельцев стад своей дерзостью и опустошительными набегами.

Дерзкие и стремительные набеги этой стаи заставили врасплох скотоводов и заканчивались, как правило, легкой победой волков и отчаянием ковбоев, не сумевших уберечь своих коров и овец. Охотники, изъявившие желание помочь жителям Куррумпо, как ни старались не могли уничтожить хищников. Их охотничья хитрость, житейский опыт оказывались пустым звуком: всякий раз Лоб обходил расставленные капканы, пренебрегал искусно разбросанными отравленными приманками. Волчий ум, казалось, ни в чем не уступал человеческому страху перед хитрым и изворотливым хищником породил суеверие. Местные жители называли старого Лобо оборотнем… И все таки развязка подтвердили верховенство людей над миром природы непобедимый Лобо был повержен. Скотоводы Куррумпо облегченно вздохнул! – охотник поразивший матерого, получи: обещанную премию. Вот и все. Чего уж проще. Но простота сюжета только усиливает психологизм рассказа, его драматическую напряженность. Противоборство человека и волка, заканчивающееся гибелью хищника, вызывает у читателя не, казалось бы, единственно нормальнее для человека чувство восхищения смелостью и умом охотника, а совершенно неожиданное чувство жалости к воли.

«Меня осыпали горькими упреками за то, я убил Лобо, - вспоминал Сетон-Томпсон, - а главное за то, что я – к великому горю мягкосердечных читателей – подробно рассказал об этом. На эти упреки я отвечу следующими вопросами: «Какое настроение вызвал у читателей рассказ о Лобо? На чьей стороне – на стороне человека, убившего Лобо, или на стороне этого благородного четвероногого, окончившего свои дни так же как прожил их с полным ДОСТОИНСТВОМ безбоязненно, мужественно?» Ясно, что если сочувствие читателей на стороне Лобо, то писатель этих упреков не примет: его задача выполнена.

Итак, Сетон-Томпсон признает, что в его авторскую задачу входило вызвать сочувствие к хищнику, волку, одно упоминание о котором на протяжении века порождало у человека только желание схватить ружье и стрелять до тех пор пока в округе не останется ни одного представителя этого вида животных.

Чем же обусловлен замысел Сетона-Томпсона? Оправдан ли он? Не оказался ли писатель в плену собственной нелепой фантазии? На эти вопросы можно ответить только после детального анализа произведения. Начать его следует с задания для учащихся: найти в тексте описание вожака стаи («волчий портрет») и фразы, характеризующие его как высокоодаренную особь, возвышающуюся над средним уровнем данного биологического вида.

Ученики . «Старый Лобо был гигантским вожаком стаи серых волков опустошавших долину Куррумпо в течение долгих лет»

«Старый Лобо был воин-великан, а его хитрость и сила соответствовали его росту.

«Лобо не хотел водить большую стаю а может быть, ее увеличению препятствует свирепый нрав».

«Один из них, помощник Лобо, был настоящим гигантом. Но даже он уступал Лобо в силе и проворстве».

«Но тонкое чутье давало ему возможность тотчас же обнаружить прикосновение человеческих рук и присутствие отравы и оберегать стаю».

«Старый Лобо хорошо умел выбрать местность».

«Всего в какой-нибудь тысяче ярдов от дома Лобо со своей подругой устроили логовище и вырастили детенышей».

«Я быстро напал на следы стаи, которую вел Лобо, - след всегда можно было легко отличить, так как он был значительно крупнее следа обычного волка».

«Я поехал дальше по его следу и увидел, что третья приманка тоже исчезла, а след вел дальше, к четвертой. И тут я убедился, что Лобо не проглотил ни одной из них, а только тащил их в своей пасти и затем, сложив в кучу, загрязнил их нечистотами, чтобы выразить свое полное презрение к моей хитрости».

«Старый Лобо, «волк-оборотень», знал не хуже пастухов, что моральную силу стада составляют именно козлы…»

Учитель литературы. Давайте теперь составим «портрет» героя рассказа Сетона-Томпсона. Лобо – сильный, умный, расчетливый и хитрый хищник. Он безошибочно находит выход из самых сложных и опасных ситуаций. Он – необычный волк. Его способности поражают воображение людей. Именно поэтому они называют его оборотнем. Лобо – лидер, вожак. Он деспотически управляет стаей, его свирепый нрав внушает страх его подданным. У Лобо есть только одна слабость – это странная привязанность к своей подруге – волчице Бланке. Но об этой слабости разговор впереди. А сейчас прочитаем отрывок из рассказа, который подтверждает: Лобо – высокоодаренное существо. Он – яркое свидетельство того, как щедра и богата природа, какими совершенными могут быть ее создания и как наивны мы, полагая, что наше превосходство над всеми другими существами, живущими на Земле, абсолютно.

Лобо отправился по тропе и находился уже между двумя параллельными рядами капканов, когда заметил единственный капкан спрятанный на самой тропе. Он остановился вовремя. Как и почему он догадался, в чем дело, я не знаю. Во всяком случае Лобо не свернул ни вправо, ни влево, а медленно и осторожно попятился, стараясь ставить каждую лапу на свой прежний след, пока не выбрался из опасного места. Затем, обойдя капканы с другой стороны, он стал скрести задними ногами камни и комья земли, пока не захлопнул все капканы. То же самое он проделывал и во многих других случаях, и как ни разнообразил свои способы, он всегда уходил невредимым.

Хотелось бы знать, не преувеличил ли писатель способности своего героя? Действительно ли волки столь умные животные? Мы привыкли восхищаться биологическими возможностями обезьян, дельфинов, но чтобы волки... Приятно считать, что в сказках отражены наблюдения человека за явлениями природы, поведением животных. Почему же тогда в них, как правило, волк показан глупым, в то время, как другой обитатель леса, лиса, предстает перед нами существом хитрым, изворотливым, предприимчивым?

Учитель зоологии. Сказка – плод фантазии. А фантазия часто желаемое выдает за действительное. Веками люди боялись волков и удивлялись их исключительным способностям. Это, кстати, отраженно в мифах различных народов мира. Вспомним хотя бы исландские саги или римскую легенду о волчице, которая вырастила Ромула и Рема, основателей Рима…Что же касается наблюдений ученых-натуралистов, то они почти абсолютно совпадают с описанием поведения и повадок волка в рассказе Сетона-Томпсона. Обратимся к «Жизни животных», великолепной книге немецкого натуралиста Альфреда Брема: «В сказках и баснях волк изображается дурковатым существом, которое постоянно дает себя перехитрить и обмануть лисице, но этот образ вовсе не соответствует действительности, так как в хитрости, лукавстве, умении притворяться и осторожности волк нисколько не уступает лисице и скорее во многом ее превосходит. В большинстве случаев он умеет прекрасно приноровиться к обстоятельствам, свои поступки обдумывает и умеет найти выход из затруднительного положения»

И еще о волке из той же книги: «Он старается обмануть свору собак, обнаруживая при этом большую осторожность и хитрость и не теряет присутствия духа даже, когда за ним гонятся. Его зрения, слух и обоняние одинаково хорошо развиты. Утверждают, что он не только хорошо чует следы, но даже слышит запахи на большое расстояние.

Учитель литературы. Что ж – поверим и Брему, и канадскому писателю. И вернемся к тексту произведения, а точнее – к его филиалу. Он трагичен. «Король волков», мудрый и непобедимый Лобо обманут и побежден. Что же произошло? Что погубило Лобо? Его погубило чувство, которое, как считалось долгое время, может быть присуще только человеку, что то среднее между любовью и привязанностью, между заботой предмете любви и преданностью.

Вероятно, он до сих пор продолжал бы свои опустошения, если бы не злополучная привязанность, которая привела его к гибели и прибавила его имя к длинному списку героев, которые в одиночку были непобедимы и погибали лишь из-за неосторожности товарища, которому доверяли.

Кто же овладел сердцем Лобо? Кому он позволял нарушать существенный тысячелетиями «волчий» закон – нельзя обгонять вожака стаи, нельзя пренебрегать «авторитетом» матерого? Это была красивая белая волчица, которую «мексиканцы назвали Бланкой» его подруга, его «волчья» привязанность.

По некоторым признакам, - пишет натуралист, - я заметил, что в статье Лобо происходит что то странное. Например, временами следы показывали, что впереди старого вожака бежал другой небольшой волк. Для меня это было непонятно. Но как-то раз один из ковбоев сказал мне:

Я видел их сегодня. Бежит впереди и своевольничает Бланка.

Неосторожность Лобо, основанная на его редком для животного чувства, была единственной возможностью наказать за дерзкие набеги на стада ковбоев, и охотник воспользовался ей.

Привязанность Лобо к волчице Бланке превзошла ожидания охотника. Он переживал ее гибель с тоской и отчаянием, свойственными, пожалуй, только разумному существу.

Весь этот день мы слышали его жалобный вой, и я сказал одному из ковбоев:

Теперь я уже не сомневаюсь, что Бланка действительно была его подругой.

К вечеру Лобо, очевидно, направился к нашему ущелью, так как его голос звучал все ближе и ближе. В этом голосе слышалось горе. Он выл не яростно, как прежде, а протяжно и жалобно. Он как будто звал свою подругу. «Бланка, Бланка!» В конце концов он, должно быть, напал на наш след и, когда достиг того места, где она была убита, издал душераздирающий жалобный вой. Раньше я никогда не думал, что мне так тяжело будет слушать его. Даже суровые ковбои удивлялись этому горестному вою.

Учитель зоологии. Следует заметить, что в «Жизни животных» Альфреда Брема, к которой мы уже не обращались, волк все-таки отличается от сетон-томпоновского. Брем полагал, что этот хищник не может сравниться с существами благородными, которых человек приблизил к себе.

«Волку свойственны многие качества собаки, - писал Альфред Брем, - он точно так же силен и настойчив, внешние чувства у него также хорошо развиты и замечаются так же понятливость. Но свойства эти имеют односторонние развитие, и волк кажется менее благородным, чем собака, без сомнения потому только, что на него воспитательно не влияет человек».

Учитель рисования. Мне думается, что по части знания повадок поведения волков Сетон-Томпсон опережает многих натуралистов, в том числе и Брема. Помните, в начале нашего урока речь шла о том, что вместо подписи канадский писатель часто в конце письма рисовал волчий след? Но это еще не все. Иногда он подписывал свои послания таким образом Волк Томпсон». Бесспорно, это связанно с именем, которые дали ему канадские индейцы: «Черный Волк», но согласитесь, что и подпись, и прозвище говорят и об особом интересе Сетона-Томпсона к серым хищникам. Более того, ест подтверждение, что он питал к ним симпатию как художник.

«Волки всегда были любимой темой моих рисунков», - писал автор рассказов о животных. Этой теме Сетон-Томпсон посвятил целые полотна. Одно из них Погоня» (1895) было широко известно и неоднократно выставлялось в художественных салонах. Передавая сюжет картины, художник написал: «Лес, по свежему пути мчатся русские сани, а позади за ними гонится стая из двенадцати волков».

Президент США Теодор Рузвельт, страстный охотник, увидев эту работу, воскликнул в восхищении: «Я еще никогда не видел картины, где бы так прекрасно изображены были волки!»

Учитель литературы . Наблюдая трагедию старого Лобо, люди невольно проникаются к нему сочувствием. И рассказчик хочет передать это настроение читателям, заронить в их сердца сомнение: всегда ли прав человек, посягая на жизнь животного, даже такого опасного, как волк. Гроза скотоводов Куррумпо, Лобо, становиться вдруг беспомощным и беззащитным. Допуская ошибку за ошибкой, забыв о страхе, одолев казалось бы неодолимую власть интеллекта самосохранения, он «не переставал искать любимую» и попал в капкан, увидеть и обезвредить который раньше не представляло для него никакой трудности.

Пойманный охотником Лобо продолжал оставаться опасным. Можно было ожидать, что он будет воем призывать на помощь свою разбежавшуюся стаю. Но, окончательно убедившись в том, что бланка погибла, он не только не пытается вырваться из плена, но и отказывается от пищи, которую поставил возле него охотник. Неволе и разлуке с любимой Лобо предпочел смерть. И это было так неожиданно, так противоречиво представлению о животных, что потрясло Сетона-Темпсона и побудило его написать рассказ об этом грозном представителе американской фауны.

О зверях и птицах писали и до Сетона-Томпсона. Но, как правильно заметил сам писатель, «были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей.» Канадский натуралист стал первым, кто писал исключительно о самих животных

Учитель зоологии. Их поведение вытекало из присущих им повадок, биологических особенностей, зависело от ареала, среды обитания. По словам Сетона-томпсона, его произведения имели в основе своей подлинные факты, которые нашли отражение в его дневниках наблюдений.

Учитель литературы. Во имя чего писал свои рассказы писатель? Безусловно, во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления, губительных последствий вмешательство людей в их популяцию. Персонажи рассказов Сентона-Томпсона в один голос взывают к разуму человека. Даже самая черствая душа после общения с книгами должна проникнуться ЧУВСТВОМ сострадания и жалости кменьшим нашим братьям. Мысль писателя, проходящая красной нитью через все его произведения, выражена словами охотника Яна из рассказа «По следам оленя», обращенными к гордому красавцу с «великолепными ветвистыми рогами»:

Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой. Но теперь все переменилось. Мы смотрим в глаза друг другу, мы дети одной матери – природы. Мы не можем поговорить, но мы не можем понять друг друга без слов. Теперь я понимаю тебя, как раньше никогда не понимал. И я уверен, что и ты понял меня. Жизнь моя в твоих руках, но ты уже не боишься меня… Никогда моя рука не поднимется, чтобы убить тебя. Мы – братья, прекрасное создание, только я старше и сильнее тебя. И если бы сила моя могла всегда оберегать тебя, ты никогда не знал бы опасности. Ступай, без страха броди по лесным холмам – никогда больше не стану я преследовать тебя.

Вопросы для закрепления:

Какой эпизод из жизни юного Сетона-Темпсона произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

Что означает понятие «художник-анималист»? Как Сетон-Томпсон, обладавший талантом художника-анималиста, использовал его в своей писательской работе?

На чьей стороне ваши читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетона-Томпсона сложившимся представлением о нем в науке о животных?

Есть ли в вашем доме уголок живой природы? Приходилось ли вам защищать наших маленьких братьев, помогать им?

Домашнее задание:

Написать рассказ о животном. В основу его должны быть положены подлинные факты. Рассказ может сопровождаться собственными иллюстрациями. Предшествовать вашему сочинению должна информация об этом виде животных, выписанная из зоологического справочника, журнала «Южный натуралист» или других изделий

Разработан на основе материалов методического журнала «Русский язык и литература в украинской школе»


Описание материала: урок основан на рассказах о животных Сетона-Томпсона и биологических сведениях о волке, лисице, медведе и голубе.

Цели урока:

  1. Знакомство с личностью и творчеством натуралиста, художника и писателя Э. Сетона-Томпсона;
  2. Знакомство с литературным жанром – зоорассказ;
  3. Развитие умения наблюдать за жизнью животных, умение отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  4. Воспитание интереса к жизни животных;
  5. Расширение кругозора учащихся.

Подготовительный этап: учащиеся читают рассказы Сетона-Томпсона «Лобо», «Медвежонок Джонни», «Домино» и «Арно»; готовят сообщения о жизни волка и лиса в дикой природе, о многообразии подвидов медведей и о разведении человеком голубей.

Учащиеся рассаживаются по группам.

Оборудование: портрет Сетона-Томпсона, выставка его книг, выставка журналов «NATIONAIL GEOGRAHIC. Юный путешественник», компьютерные презентации, подготовленные учениками о волке, медведе, лисе и голубе.

Ход урока

Слово учителя литературы: Канадский писатель Эрнест Сетон-Томпсон издал первый сборник своих рассказов в 1898 году. Сборник назывался «Животные, которых я знал». Этот сборник имел огромный успех и за короткое время вышел в нескольких изданиях. Книга открыла тогдашним читателям новый, совсем неведомый им мир. Многие люди того времени, даже ученые, считали, что животный мир существует сам по себе и никак не связан с миром человека. Людям казалась оскорбительной сама мысль о том, что человек и животные едины по своему происхождению. А героями литературных произведений животные становились лишь в сказках и баснях. Сетон-Томпсон был первый писатель, сделавший настоящих птиц и зверей героями своих произведений. Изучению этих героев он посвятил свою жизнь. Сетон-Томпсон хорошо знал их, понимал и очень любил. И сегодня вы, наши юные читатели и натуралисты, пройдете «по следам Сетона –Томпсона», познакомитесь с его героями, исследуете жизнь волка, лиса, медведя и голубя.

Слово работника библиотечного центра с обзором книжной выставки, демонстрации журналов о животных, краткий рассказ о жизни Сетона- Томпсона, с чтением отрывков из его книги «Моя жизнь».

Слово учителя биологии: Очень часто люди думают о животных как о существах, не умеющих чувствовать, переживать, не способных проявлять заботу или самоотверженность. Книги Сетона-Томпсона помогают преодолеть подобные взгляды, учат понимать животных, объясняют их поведение.

Разминка.

Знаете ли вы, что Сетон-Томпсон сам рисовал иллюстрации к своим произведениям.

Это были скорее не иллюстрации художника, а наброски натуралиста на полях своего дневника наблюдений. Эти рисунки передают не только внешний вид зверя или птицы, но и их характер, настроение и всегда - отношение к ним автора, полное любви и добродушного юмора. Именно эти рисунки предлагаются вашему вниманию, рассмотрите их и определите, к какому произведению они относятся.

I этап – рассказ «Лобо».

1. Ученики отвечают на вопросы учителя литературы, опираясь на текст произведения, зачитывая отрывки:

  • чем был знаменит этот волк?
  • как удалось его поймать?
  • отчего, по-вашему, он умер?

2. Ученики рассказывают о жизни волка в дикой природе и о способах его охоты. Отвечают на вопросы учителя биологии:

  • какой образ жизни ведут волки?
  • как устроена волчья стая?
  • как охотятся волки?

3. Вывод учителя биологии: Не случайно за волками закрепилась слава жестоких хищников, умных и жадных. Однако это не означает, что они не способны на трогательную заботу и самоотверженность.

II этап – повесть «Домино».

Знаете ли вы, что птицы и звери волновали Сетона-Томпсона еще в детстве. Как то в магазине он увидел книгу «Птицы Канады» и решил ее купить во что бы то ни стало. Книга стоила один доллар. Чтобы собрать эти деньги Эрнест чистил клетки кроликов, собирал насекомых для коллекции одной англичанки, целый месяц рубил дрова, зарабатывая недостающие 25 центов. И вот желанная книга в руках.

  • какой зверек является главным героем произведения?
  • почему его зовут Домино?
  • что стало верным другом Домино в минуту опасности?
  • кто был заклятым врагом Домино?
  • какую роль в судьбе лиса сыграла Гекла?
  • как Домино удалось спастись?

2. Ученики рассказывают о жизни лиса в дикой природе с момента рождения до старости.

Отвечают на вопросы учителя биологии:

  • объясните, почему в народных сказках лис, лиса – хитрый и ловкий обманщик?
  • что в повадках лиса подтверждает данную репутацию?
  • как устроена нора у лис?
  • как лисы занимаются воспитанием лисят?

3. Вывод учителя биологии: Смекалка, сообразительность и хитрость реальных лис замечены различными народами и легли в основу сказок, легенд и мифов.

Разминка.

У Сетона-Томпсона есть свой природный календарь. Январь у него – «Снежный», февраль – «Голодный», март – «Вороний», июль – «Месяц высоких трав», сентябрь – «Месяц красных листьев». .. Ученикам предлагается придумать по цепочке названия недостающих месяцев.

III этап – рассказ «Медвежонок Джонни».

Знаете ли вы, что Сетоном Томпсоном написан ряд научных трудов по зоологии. За эти работы он был удостоен высшей награды, присуждаемой в США за научные труды – золотой медали «Элиот».

1. Ученики отвечают на вопросы учителя литературы:

  • где жил Джонни?
  • каким было прозвище его матери?
  • где проще всего можно было «пообщаться» с медведями?
  • каким был Джонни по характеру?
  • кто стал для него приемной матерью»?
  • как закончилась история этого медвежонка?

2. Ученики рассказывают о медведях гризли, о многообразии видов медведей. Отвечают на вопросы учителя биологии:

  • почему большинство медведей на зиму укладываются спать в берлогу?
  • кто такой медведь-шатун? Чем он опасен?
  • расскажите о белых и бурых медведях?
  • чем от них отличаются панды

3. Вывод учителя биологии: Медведь – один из самых крупных наземных хищников. Медведи сильные и опасные, но агрессивность проявляют только в редких случаях, защищаясь сами или защищая своих медвежат.

IV этап – рассказ «Арно».

Знаете ли вы, что стараясь остановить бессмысленное и бесцельное истребление диких животных, Сетон-Томпсон организовал в Канаде «Лигу лесоведения». Эта организация ставила своей целью изучение родной природы и охрану животных. «Я убежден, что каждое из этих животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям», – так говорил Сетон-Томпсон.

1. Ученики отвечают на вопросы учителя литературы:

  • чем возвратный голубь отличается от обычного?
  • как отмечают достижения возвратных голубей?
  • как Арно сумел спасти пароход?
  • как голубь попал в плен? Сколько времени он пробыл в плену?
  • что случилось с Арно около дома?

2. Ученики рассказывают о породах голубей, о причинах разведения человеком голубей и об их необыкновенных способностях.

Ученики отвечают на вопросы учителя биологии:

  • что такое экстраполяция?
  • что помогает птицам ориентироваться в полете?
  • способны ли другие животные к предвидениям, предчувствиям?

3. Вывод учителя биологии: Экстрасенсорными способностями обладают не только животные, но и некоторые люди. Но то, что для многих животных – обычное явление, для человека – «дар, отпущенный природой».

Разминка.

Ученикам предлагаются рисунки с изображением следов различных животных и человека. Учащиеся должны определить, кому принадлежат данные следы, и соотнести этих животных с героями произведений Сетона-Томпсона.

Завершить урок можно словами другого знаменитого писателя, большого друга животных – Д. Даррелла. «Мы получили в наследство невыразимо прекрасный и многообразный сад, но беда в том, что мы никудышные садовники. Мы не позаботились о том, чтобы усвоить простейшие правила садоводства. С пренебрежением отнесясь к нашему саду, мы готовим себе в недалеком будущем мировую катастрофу, наподобие атомной войны, причем делаем это с благодушным самодовольством малолетнего идиота, стригущего ножницами картину великого художника. Из года в год повсеместно мы создаем пылевые пустыни и поощряем эрозию, сводя леса на нет и подвергая луга чересчур интенсивному выпасу, загрязняем промышленными отходами воздух и воду. Мы настолько оторвались от природы, что возомнили себя богами. Такое мировоззрение ни когда не приносило добра. В отличие от нас животные не властны над своим будущим. У них нет членов парламента, которых они могли бы засыпать жалобами, они не могут объявить забастовку и потребовать лучших условий. Их будущее, само их существование – в наших руках».

Е. Сетон-Томпсон - писатель, влюбленный в мир природы (на примере произведения «Лобо»)

Известный канадский писатель-натуралист захватывает читателей изображением природы и мира животных. Его произведения напоминают о том, что деревья и травы, родниковая вода и явления природы - это ценность земного бытия. К сожалению, мы нередко забываем об этом, наносим вред окружающей среде. Любим животных или птиц, что живут, например, с нами в квартире, а голодные собака или кошка с улицы нередко совсем не вызывают у нас сочувствие.

Проанализируем рассказ «Лобо», в котором Е. Сетон-Томпсон относится к животным с любовью, даже если они волки и приносят огромный вред человеку. Творении писатель впервые реалистично изображает действия и поведение животных. Открывает нам, что звери тоже могут любить, грустить и ненавидеть. Герои писателя погибают, ведь в природе выживают сильнейшие.

Главный герой произведения - огромный волк чрезвычайной силы и ума. Он чувствовал себя царем среди сочных трав, тенистых рощ и водопоев., где отдыхала скот. Волк дерзко нападал на коров даже среди белого дня. Его вой охотники узнавали среди других волков. Но убить хищника или поймать в капкан никому не удавалось. Лобо, так звали волка, всегда обходил опасное место и снова выбирал себе на обед еще одну лучшую корову.

Вскоре в волчьей стае появилась маленькая белая волчица, которую мексиканцы прозвали Бланкой. Сетон-Томпсон называет ее ласково витівницею. Она не боялась Лобо, ведь была его подругой. Когда Бланка попала в капкан, волк не оставил ее. Он звал подругу за собой, и она бежала за ним, пока хватило сил.

Бланка погибла. Лобо очень страдал. Искал ее след и печально выл. А потом отомстил тому, кто убил Бланке. Волк разорвал его собаку.

И все же человек умнее волка. Охотник сделал лапой Бланки следует. Глубоко скорбя за подругой, волк наткнулся на него и оказался в ловушке.

Писатель жалеет Лобо, называет его старым разбойником и прекрасным зверем. Достоинство волка поражает. Он только один раз позвал на помощь волков. Но они не откликнулись. Тогда Лобо даже не смотрел на охотника, не пил и не ел, лишь направлял взгляд на широкие поля, на волю, где он так долго царствовал.

Сердце Лобо не выдержало страданий, и он умер от тоски по Бланкой и волей. И в то же время послышалось громкое завывание волков. Они будто прощались с Лобо.

Вот такой интересный и реалистичный мир природы в рассказе Е. Сетона-Томпсона «Лобо».








Рассказ «Лобо» - одно из лучших и любимых автором произведений Э. Сетон-Томпсона; Пословицы и поговорки о волках- Волка ноги кормят. Волка бояться – в лес не ходить. Голоден, как волк. Выть волком. Волк не пастух, свинья не огородница. Отольются волку овечьи слезки. Сказки: «Красная шапочка». «Волк и семеро козлят». «Иван-царевич и серый волк». Колыбельную песенку: «Придет серенький волчок и ухватит за бочок».


Загадки: Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый. Хитрые, серые водятся в лесах. Разбойни- ки первые наводят на нас страх. Энциклопедическую справку: Волки –хищные, млекопитающие, которые обитают в Евразии, Африке, Северной и Центральной Америке, Гренландии. Они живут парами, образуемыми на всю жизнь, иногда собираются в стаи. Наиболее многочисленны волки в степи, в районах вольного выпаса скота, потому что для них главный объект питания – копытные животные, хотя охотятся они на сурков, зайцев…


Описание Лобо и его воя Отношение Лобо к отравленным приманкам Смерть Бланки Вой Лобо по Бланке Поимка Лобо Прощание Лобо с жизнью; Обобщение Волк не только умен и находчив, он к тому же обладает верным, любящим сердцем, тоскует по убитой подруге; Вой Лобо трогает даже «суровых ковбоев», видавших многое и привыкших ко всему. Охотники восклицают: «Бедный старый герой! Он не переставал искать любимую и, когда нашел след, проложенный её телом, безрассудно бросился по этому следу и попал в ловушку». Когда писатель описывает поимку Лобо, то сосредоточивает внимание на одиночестве и бессилии волка перед человеком и в то же время на его мужестве, бесстрашии, гордости, не сломлен насти.


Автор в рассказе не только рисует моменты охоты на волка, но создает художественное повествование, в центре которого животное, обладающее выдающимися способностями и качествами. И поэтому это не просто «огромный волк необычайной силы и ума», а «властелин», «гигантский волк», «волк- великан», опустошающий со своей стаей долину Куррумпо.










1. К волкам Сетон – Томпсон питал особое пристрастие. В письмах к друзьям он часто вместо подписи рисовал след волка, а иногда подписывал:»Волк Томпсон». Индейцы, с которыми он был очень дружен, называли его Черный Волк, а волк пользовался у них особым уважением. 2. Волкам посвящены не только рассказы, но и картины писателя художника. Взгляните на рисунок героя. Мы понимаем, как опасен зверь в такой момент, но не можем не восхититься его готовностью к битве, силой и отвагой. «Лобо – король волков»


В Ы В О Д Не случайно Сетон – Томпсон назвал его «королем Волков»: он привык властвовать и побеждать. Таким мы видим Лобо в рассказе. Сетон – Томпсон писал: «Каждое из этих животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней необходимости…»


Этот рассказ заставляет нас задуматься о тех, на кого человек легко поднимает руку, считая себя единственным властелином природы, имеющим право распоряжаться жизнями «меньших братьев», которые тоже хотят жить и продолжать свой род, способны к глубоким привязанностям и жертвам. Но человек часто забывает о том, что всякая тварь имеет свое предназначение и создана не зря, он помнит только о себе и своих правах и интересах. Не случайно в песне В.Высоцкого об охоте на волков поется: «Эту бойню затеял не Бог – человек…»