Сергей Ахунов и “Elephant orchestra”. Сергей ахунов Сергей ахунов композитор

20.10.2019 От выпадения

“Посмотрите, как я стремительна, изысканна и сложна, какой глобальный общечеловеческий месседж я несу избранным и посвященным” - так зачастую обращается современная музыка к своему слушателю.

Музыка же Сергея Ахунова говорит: “Остановись и вслушайся в самого себя”. Нет важнее и прекраснее той музыки, которая звучит внутри каждого из нас, и Сергей Ахунов простыми и, на первый взгляд, почти наивными приемами позволяет этой вибрации войти в резонанс с теми звуками, которые он фиксирует на бумаге. Его музыка красива и изначально “знакома”, ей веришь абсолютно и немедленно, с первых тактов. Ее хочется слушать и переслушивать, играть и интерпретировать, хочется смотреть в партитуру и любоваться переплетениями голосов, как любуешься чертами давно знакомого и любимого лица. И когда выясняется, что простота этой музыки кажущаяся (а выясняется это очень скоро), слушатель беспрекословно следует за звуковыми коллизиями, без рассуждений, полностью и с удовольствием доверив себя этой красоте.

При всей своей современности и актуальности звуки Сергея Ахунова апеллируют к простым и “вневременным” категориям - любви, состраданию, желанию жить. Для меня знакомство с его музыкой стало одним из самых замечательных профессиональных и творческих открытий последних лет, и я уверен, что его сочинения надолго останутся в репертуаре нашего коллектива.

Илья Иофф

__
Sotto Voce

Музыка Сергея Ахунова в последние годы обретает все большее признание. Она востребована концертными залами и фестивалями, премьеры каждого нового сочинения проходят в переполненных аудиториях и сопровождаются горячим откликом публики, лучшие музыканты обеих столиц почитают за честь стать первыми исполнителями новых произведений композитора.

Основная область музыкального высказывания Ахунова – камерно-инструментальная и камерная вокальная музыка. Именно в этих жанрах композитор ощущает максимальную сочинительскую свободу и создает ряд значительных сочинений. Программа представляемого продюсером Раисой Фоминой и лэйблом FANCYMUSIC двойного альбома “Пустая страница Гюго” включает основные на сегодняшний день инструментальные сочинения Ахунова, исполненные и записанные идеальной командой превосходных музыкантов.

Нас познакомил давний друг и эксклюзивный исполнитель музыки Сергея Ахунова замечательный виолончелист Рустам Комачков. Обстоятельства первой встречи знаковы и таковы. Несколько лет назад мы с Рустамом задумали провести в Московской консерватории Вечер памяти его отца – выдающегося солиста-контрабасиста Рифата Комачкова. Тщательно выстроили программу, и в какой-то момент поняли, что такой вечер немыслим без нового камерного сочинения, в котором был бы воссоздан состав Forellen Quintett Шуберта – одного из любимых сочинений Рифата Курбановича, многократно исполненное им с лучшими пианистами, список которых возглавляет Святослав Рихтер. И такой Квинтет появился. Сергей Ахунов назвал его “Квинтет памяти музыканта”. Хорошо помню свое первое впечатление от знакомства с новым для меня музыкальным текстом и стилем – необычайно красивая, тонкая, ранимая музыка, интонационно близкая композиторам-романтикам XIX века. Мы пригласили исполнить новое сочинение Александра Тростянского, Сергея Полтавского и Илью Комачкова. Репетировали ответственно и вдохновенно. Премьера прошла триумфально. Присутствовавшие в зале, глубоко почитаемые мною Леонид Десятников и чуткая к музыке Ингеборга Дапкунайте высоко оценили прозвучавший Квинтет, чем поддержали уже жившее во мне желание продолжить сотрудничество с композитором.

И мы с Ахуновым пошли дальше. В год 175-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского для нашего Левитановского фестиваля в Плесе Сергей написал свое следующее сочинение – фортепианное трио “Чайковский”. Идею обсуждали вместе. Мне хотелось, чтобы в коде будущей композиции возникала затухающая ритмическая пульса-ция из последних тактов финала Шестой симфонии Чайковского. Сережа согласился и воспроизвел наш замысел по-своему впечатляюще. Вдохновенная простота, чистота и ясность музыки, уходящей в тишину, вновь произвели глубокое впечатление на зал. На премьере мы с Айленом Притчиным и Рустамом Комачковым сыграли Трио два раза подряд – зал не хотел с ним расставаться. Мне кажется, так и должно быть с любой но-вой музыкой, просто случается крайне редко.

Упомяну еще одно сочинение, которое подарил мне Сергей Ахунов. К юбилейному вечеру Беллы Ахмадулиной в театре “Мастерская Петра Фоменко” я попросил Сережу написать фортепианную пьесу, в которой была бы использована анаграмма имени великого поэта – BELLA. Всего три ноты: си бемоль (B), ми (E) и ля (LA), из которых родилась чудесная тихая музыка.

“Квинтет памяти музыканта” и Трио “Чайковский” моментально обрели известность в музыкальной среде. Многие мои замечательные коллеги-музыканты стали исполнять музыку Ахунова и заказывать ему новые произведения. Для альтиста и дирижера Максима Рысанова Сергей пишет виртуозную пьесу “Лесной царь” по мотивам знаменитой песни-баллады Шуберта, Полина Осетинская выпускает диск фортепианной музыки Scetches, Юлия Игонина представляет новые “Времена года” для скрипки и камерного оркестра, которым дирижирует гуру Александр Рудин, Три пьесы для скрипки и фортепиано получают Айлен Притчин и Андрей Гугнин, в круг исполнителей входят Новый русский квартет, Евгений Румянцев, Григорий Кротенко, продолжают активное сотрудничество с композитором Наталья Ардашева, Юрий Полубелов, Дмитрий Щелкин, Сергей Полтавский и, конечно, Рустам Комачков. К этой когорте московских музыкантов недавно присоединились наши друзья-петербуржцы – скрипач и дирижер Илья Иофф и баянист Владимир Розанов. Большинство этих артистов вы услышите на представляемом диске.

Сергей Ахунов переживает счастливый период творческого подъема. Невероятная продуктивность, с которой в тишине московских двориков вблизи Чистых прудов работает композитор, восхищает и радует. Уверен, что новый авторский альбом “Пустая страница Гюго” обретет своего глубокого, восприимчивого и преданного слушателя.

Алексей Гориболь

Contemporary music often likes to flaunt its exclusive appeal. “Look at me!” it seems to say to listeners, “See how dynamic I am, how refined and complex, bearing my universal message for the select and enlightened few.”

Sergey Akhunov, on the other hand, calls on us to stop and listen to the music that lives inside all of us, for there is nothing more vital or more wonderful. The composer allows these natural vibrations to resonate with the notes on the page in simple and seemingly unsophisticated ways. From the opening bars, there’s something familiar about his beautiful pieces; something you can trust immediately and wholeheartedly. You want to listen again and again, to play the music yourself so that you can truly get under its skin, to delve into the score and feast on the interweaving voices as if they were the features of a familiar, much-loved face. Soon, you recognize the truth behind the apparent simplicity of his work, and then you give yourself up wholly and willingly to the beauty of the music.

For all its contemporary relevance, it is from the simple, timeless concepts of love, compassion and a desire to live that Sergey Akhunov’s music draws its inspiration. Discovering his work has been one of the most remarkable experiences of my professional and creative life in recent years, and I have no doubt that it will feature in our repertoire for many years to come.

Ilya Ioff, translated by EclecticTranslations

__
Sotto Voce

Recent years have seen a considerable growth in stature of the music of Sergey Akhunov. His works enjoy high demand from concert halls to festivals; and new premieres, played to packed out venues, are invariably the subject of loud praise. It is considered an honour by the greatest musicians of Moscow and St Petersburg to be among the first to perform Akhunov’s latest compositions.

Akhunov’s musical expression has found its voice in both instrumental and choral chamber music, genres that give rise to untrammelled creative freedom and which have produced a number of important compositions. The double album Victor Hugo’s Blank Page, produced by Raisa Fomina and released on the FANCYMUSIC imprint, boasts some of Akhunov’s key instrumental works to date, performed and recorded by a top ensemble of gifted musicians.

It was through my old friend Rustam Komachkov, a wonderful cellist who specializes in Akhunov’s music, that I was introduced to Sergey. It was a most unforgettable first meeting: a few years ago, Rustam and I decided to hold an evening in memory of his father, the great double bass soloist Rifat Komachkov, at the Moscow Conservatory.

We had spent some time carefully deliberating the programme, when we realized that the evening would be amiss without a new chamber work composed for the same instruments as Schubert’s Trout Quintet. This had been one of Rifat Komachkov’s favourite pieces, which he performed time and again with some of the world’s greatest pianists, chief among them Sviatoslav Richter. That’s how the quintet was composed – Sergey named it Quintet in Memory of a Musician.

This new style made quite the impression on me – I was hearing incredibly beautiful, delicate, vulnerable music, its intonations reminiscent of the Romantic composers of the 19th century. We invited Alexander Trostiansky, Sergei Poltavsky and Ilya Komachkov to perform the new work. Passion infused the rehearsals, inspiring us towards triumphant premiere. Leonid Desyatnikov, for whom I have the utmost respect, and Ingeborga Dapkunaite, with her exquisite ear for music, were among those present in the audience. They praised the Quintet very highly, thus fuelling my burgeoning desire to continue working with the composer.

So Sergey and I went further still, discussing an idea for the 175th year of Tchaikovsky’s birth. I wanted the decaying, pulsating rhythms of the final bars of Tchaikovsky’s Sixth Symphony to appear in the coda of this future composition. Sergey agreed, and put our idea into practice in his own remarkable way: the Tchaikovsky Piano Trio, a composition for our Levitan Festival in Plyos. The elegant simplicity, clarity and purity of the music as it faded away into silence once more left a deep impression on the audience. At the premiere, Aylen Pritchin, Rustam Komachkov, and I performed the Trio twice in a row – the audience wasn’t prepared to let go of it so quickly. I believe any new piece of music should be welcomed into the world this way; but sadly it only happens very rarely.

But that is not all that Sergey Akhunov has given me: I asked him to write a piano composition for an evening in memory of Bella Akhmadulina at the Pyotr Fomenko Workshop Theater, using notes that spelled out the great poet’s name: BELLA. There would be just three notes, B flat (B), E, and A (la), which gave life to a wondrous and restrained work of art.

The Quintet in Memory of a Musician and the Tchaikovsky Piano Trio won instant renown in musical circles. Many of my extremely talented fellow musicians started performing Akhunov’s pieces, and new works began to be commissioned. Sergey’s masterful piece Der Erlkönig, inspired by Schubert’s famous Lied of the same name, was written for violist and conductor Maxim Rysanov. Polina Osetinskaya is releasing an album of piano music entitled Sketches. Julia Igonina is performing Akhunov’s recreation of The Four Seasons for violin and chamber orchestra, conducted by maestro Alexander Rudin. Aylen Pritchin and Andrey Gugnin are taking on Three Pieces for Violin and Piano. His music is being performed by the New Russian Quartet, Evgeny Rumyantsev and Grigory Krotenko, while Natalia Ardasheva, Yuri Polubelov, Dmitry Shchelkin, Sergei Poltavsky and of course Rustam Komachkov continue their close collaboration with the composer. This illustrious cohort of Moscow musicians was recently joined by the St Petersburg violinist Ilya Ioff and his chamber ensemble Divertissement. The artistry of most of these musicians is in full evidence on this album.

Sergey Akhunov is enjoying a welcome surge of creative energy. The extraordinary levels of productivity he is able to maintain in the quiet Moscow courtyards close to Chistye Prudy is a cause for delight, and worthy of great admiration. I am certain that his new album, Victor Hugo’s Blank Page, will find the devoted, discerning, and sensitive listener it deserves.

Alexei Goribol, translated by EclecticTranslations

Related Releases


Родился в 1967 году. Окончил консерваторию в Киеве по классу гобоя. Долгое время работал в самых разных жанрах, включая электронную музыку и рок-н-ролл. Начиная с 2005 года работает в русле академической музыки.

По словам Сергея Ахунова ему понадобилось почти 40 лет, чтобы понять какую именно музыку он хочет писать.

В первые пять лет он пишет ряд камерных произведений, а также работает над музыкой для кино.

Однако настоящий прорыв начался в 2010 году, когда он познакомился с ведущим московским виолончелистом Рустамом Комачковым. Вместе с ним, скрипачкой Юлией Игониной и пианисткой Натальей Ардашевой они записывают piano trio “BIG ELEGY TO JOHN CAGE”, написанную в том же году. Эта запись становится популярна среди российских и зарубежных музыкантов.

С тех пор музыку Сергея Ахунова начинают исполнять ведущие музыканты мирового уровня.

В течение последующих пяти лет Сергей Ахунов получает заказы на написание музыки. Он пишет Трио «Чайковский» для Левитановского фестиваля в Плесе, 2 пьесы для специального проекта «In Schubert’s company” Максима Рысанова и Simfonietta Riga, (в июне 2017 пластинка с таким названием вышла на английском лейбле ONYX classic”, “Two keys to one Brodsky’s poem” для аккордеонистки Ксении Сидоровой, “Quartet Belle Epoque” для престижного фестиваля Vivarte, проходящего в Третьяковской галерее в Москве, “Квинтет Памяти музыканта» по заказу виолончелиста Рустама Комачкова и пианиста Алексея Гориболя и многие другие произведения.

В 2017 году его пластинка Sketches c Полиной Осетинской и Ильей Гофманом была номинирована на престижную премию ICMA (International classical music awards)

В том же году пластинка с его участием In Schubert’s company стала Gramophone critic’s choice 2017

Музыка Сергея Ахунова звучала и продолжает звучать в залах Moscow State conservatory, Moscow International House of Music, Moscow Philharmony, Mariinski Theatre (Saint Petersburg), Wigmore hall (London), и во многих других престижных залах мира.

Дискография

2014 MELODIA. ANTONIO VIVALDI & SERGEY AKHUNOV: THE SEASONS

Julia Igonina & pARTita ensemble

2015 TEREM-MUSIC. Sergey Akhunov CHAMBER WORKS with various artists.

2016 FANCYMUSIC. Sergey Akhunov SKETCHES with Polina Osetinskaya & Ylia Hoffman

2017 ONYX Classic Maxim Rysanov & Sinfonietta Riga “In Schubert’s company” music by Franz Schubert, Sergey Akhunov, Leonid Desyatnikov & Dobrinka Tabakova.

2018 FANCYMUSIC. “Victor Hugo’s blank page” (2 CD) Julia Igonina, Rustam Komachkov, Alexei Goribol, Sergei Poltavsky, Ailen Prithin, Andrei Gugnin, Musica Viva Orchestra, Divertissement Orchestra, Dmitry Schelkin, Yuri Polubelov, New Russian Quartet, Evgeny Rumyantsev, Grigori Krotenko, Maria Bushueva, Elena Kharitonova, Ekaterina Nazarova.

Солисты:
Айлен Притчин – скрипка,
Дмитрий Щелкин – перкуссия

Музыка Сергея Ахунова.

Проект московского композитора – минималиста Сергея Ахунова собрал прекрасных, ярких музыкантов. В программе SOTTO VOCE прозвучат произведения написанные композитором для струнных инструментов и перкуссии.

Почти вся музыка будет исполнятся впервые. Даже цикл "Времена года", записанный скрипачкой Юлией Игониной и ансамблем pARTita (в 2014 году пластинка с этой записью вышла на фирме Мелодия), будет звучать под другой редакцией. Так что слушателей ожидает много свежей музыки.
Впрочем, есть одна часть ВРЕМЕН ГОДА, которую не коснулась редакция. Именно в таком виде она прозвучит на концерте.
ОСЕНЬ:

Сергей Ахунов

Отрывок из статьи Анны Кочаровой к буклету пластинки “Сергей Ахунов – Chamber works”:

"ХХ век приучил нас к сложностям в искусстве. Говоря о современной музыке, мы подразумеваем диссонанс, самые невероятные способы звукоизвлечения и работы с инструментами, непонятную форму. Одним словом – сплошную загадку, которая требует от слушателя кропотливой интеллектуальной работы.

На фоне невероятных звуковых экспериментов музыка композитора С.Ахунова (р.1967) традиционна. Автор использует привычные методы работы с инструментами, в его произведениях всегда прослеживается четкий и ясный для уха гармонический строй, очевидная форма. Сам композитор подчеркивает, что для него важно продолжение традиций, переосмысление того, что уже было сделано до него. Однако любое упрощенное отношение к себе – это личный взгляд автора, который, как водится, может быть слишком требователен. Говоря о композиторском труде, С.Ахунов подчеркивает, что любое произведение складывается только тогда, когда наступает откровение и музыка «приходит». И это признание очень точно характеризует его творчество. К счастью, оно полностью лишено какой-либо конъюнктурности, стремления понравиться слушателю и удивить профессионалов. Эта музыка глубоко искренна и открыта. И в этом ее неоспоримое преимущество.

Впрочем, в кажущейся простоте слушателя подстерегает некоторый подвох, потому что простоту эту никак нельзя уравнять с примитивностью. За каждой композицией – целая вереница смыслов и ассоциаций, поэтические строки и живописные прообразы. За стройностью и прозрачностью звучания – интерес автора к музыке добаховской эпохи. И не только добаховской, а еще дальше, назад, к греческим ладам и числовым теориям строения интервалов. За идеями – конкретные исполнители и друзья, которые, так или иначе, влияли на автора. Но все это является лишь импульсом для сочинительства, ни в коей мере не давая нам конкретной расшифровки."

Ансамбль ELEPHANT ORCHESTRA

Скрипки:
Екатерина Назарова,
Илья Мовчан,
Елена Харитонова
Сергей Пранович

Альт:
Владимир Куница

Виолончель:
Стас Петченко

Айлен Притчин


В свои 27 лет этот молодой музыкант выиграл ряд международных конкурсов, в том числе гран-при в престижнейшем конкурсе Лонг-Тибо-Креспен, который проходит в Париже.

Сергей Полтавский


Один из наиболее востребованных солистов-альтистов, исполнителей на виоле д"аморе и камерных музыкантов молодого поколения.
Выпускник Московской консерватории (класс Р. Балашова кафедры альта Ю. Башмета), лауреат международных конкурсов, он принимает участие во множестве фестивалей в России и за рубежом в качестве солиста и в составе камерных ансамблей. Работает в разнообразных жанрах, не ограничивая себя сугубо академическим рамками.

Дмитрий Щелкин


По мнению телеканала «Культура», Дмитрий Щёлкин является одним из самых перспективных российских ударников.
«Дмитрий Щёлкин - обладатель уникального музыкального таланта, который реализуется им абсолютно нетрадиционным способом… Его музыкальные привязанности делятся в равной мере между современной и старинной музыкой, - и если в современной части он с успехом овладевает традиционным сольным репертуаром, то в сфере старинной музыки он ищет свой особый путь, коренным образом отличающийся от догм так называемой аутентики» -Марк Пекарский

Сергей Ахунов (р. 1967) - выпускник оркестрового факультета (кафедра духовых и ударных инструментов) Киевской государственной консерватории. Пишет в основном камерную музыку, простую и благозвучную, оставаясь в рамках все еще популярной сегодня стилистики минимализма. Таковы, к примеру, его трио «Чайковский, квинтет Памяти музыканта», «Шесть миниатюр о пастухе и корове» по рисункам японского монаха XV века Т. Сюбуна, «Китайское путешествие» на стихи О. Седаковой, «Времена года» для двух скрипок и струнного оркестра, «Книга чисел», цикл пьес для инструментов solo «Кентавры». «За каждой композицией – целая вереница смыслов и ассоциаций, поэтические строки и живописные прообразы. За стройностью и прозрачностью звучания – интерес автора к музыке добаховской эпохи. И не только добаховской, а еще дальше, назад, к греческим ладам и числовым теориям строения интервалов. За идеями – конкретные исполнители и друзья, которые, так или иначе, влияли на автора», – так слышит сегодня музыку С. Ахунова доброжелательный критик. А среди друзей С. Ахунова – пианисты А. Гориболь, П. Осетинская, Ю. Полубелов, скрипачи Ю. Игонина, А. Притчин, альтисты М. Рысанов, С. Полтавский, И. Гофман, виолончелисты Е. Румянцев, Р. Комачков. К ним можно добавить такие коллективы, как Литовский камерный оркестр, Симфониетта Риги, Scotish ensemble, Opus posth. Татьяны Гринденко, Люцернский квартет, «Новый русский квартет» и др.

Сергей Ахунов (р. 1967) - выпускник оркестрового факультета (кафедра духовых и ударных инструментов) Киевской государственной консерватории. Пишет в основном камерную музыку, простую и благозвучную, оставаясь в рамках все еще популярной сегодня стилистики минимализма. Таковы, к примеру, его трио «Чайковский, квинтет Памяти музыканта», «Шесть миниатюр о пастухе и корове» по рисункам японского монаха XV века Т. Сюбуна, «Китайское путешествие» на стихи О. Седаковой, «Времена года» для двух скрипок и струнного оркестра, «Книга чисел», цикл пьес для инструментов solo «Кентавры». «За каждой композицией – целая вереница смыслов и ассоциаций, поэтические строки и живописные прообразы. За стройностью и прозрачностью звучания – интерес автора к музыке добаховской эпохи. И не только добаховской, а еще дальше, назад, к греческим ладам и числовым теориям строения интервалов. За идеями – конкретные исполнители и друзья, которые, так или иначе, влияли на автора», – так слышит сегодня музыку С. Ахунова доброжелательный критик. А среди друзей С. Ахунова – пианисты А. Гориболь, П. Осетинская, Ю. Полубелов, скрипачи Ю. Игонина, А. Притчин, альтисты М. Рысанов, С. Полтавский, И. Гофман, виолончелисты Е. Румянцев, Р. Комачков. К ним можно добавить такие коллективы, как Литовский камерный оркестр, Симфониетта Риги, Scotish ensemble, Opus posth. Татьяны Гринденко, Люцернский квартет, «Новый русский квартет» и др.