Чем понравилась мне немецкая народная сказка «Госпожа Метелица. Сравнительный анализ сказок госпожа метелица и морозко - сказка Развитие действий в сказке госпожа метелица

21.10.2019 Оздоровление

Сравнительный анализ сказок «Госпожа Метелица» и «Морозко».

I .Сказка.

1.Сказка как жанр. Сказка не создавалась сразу как жанр. Она коренится в обрядовой и культовой жизни народов, она развивается из мифа. Люди любят сказки. Существовали профессии, которые способствовали исполнению сказки. Сказочник в разные эпохи был различен. В царском указе 1649 года говорится, что многие люди «сказки сказывают небывалые». В XVI-XVII вв. бахарь-сказочник был необходимым лицом при царях. В середине XIX века сказочник был нередким гостем в городских трактирах.

Итак, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.

2 . Можно выделить три существенных признака сказки:

1.Целеустановка на развлечение слушателей;

2.Необычное, а бытовом плане содержание;

3.Особая форма её построения;

4.Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок.

3.Приметы волшебной сказки:

    Волшебные герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк и др.)

    Волшебное место действия («В тридевятом царстве…», в дремучем лесу и др.)

    Волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечёт река; Иван - Царевич может быть оживлён живой водой и др.)

    Волшебные предметы (скатерть – самобранка, ковёр – самолёт, избушка на курьих ножках, ступа и др.)

II .Обсуждение народной сказки «Морозко».

Вид : Волшебный персонажи - Морозко, говорящая собака, волшебные превращения девушек, противопоставления двух героинь, главная героиня – сирота.

Концовка: Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.

Почему так трагично заканчивается народная сказка? Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.

III .Признаки волшебной сказки госпожа Метелица.

Чудесные предметы : пирожок и яблочки.

Сказочный персонаж: госпожа Метелица.

Волшебное место действия: волшебный колодец.

IV .Что общего между сказками: «Морозко» и «Госпожа Метелица»?

Практически каждая фольклорная история современности может трактоваться как народная сказка. "Госпожа метелица" - не исключение. Описанная в ней история перекликается со многими другими, в которых красивая, милая и работящая девушка остается сиротой и терпит ущемления от мачехи или отчима.

Конечно же, сказки у разных народов хоть и похожи, но не идентичны. Яркими примерами тому могут служить "Морозко", "Бабина дочь, дедова дочь" - народные сказки. Они имеют ряд отличий, в них, прежде всего, главный сказочный персонаж - мужчина, к тому же падчерице не пришлось трудиться, чтобы получить вознаграждение. Хватило лишь ее кроткого нрава и доброты. Русская сказка "Госпожа Метелица" - это яркий пример того, как история призывает детей к добродетели, покорности и доброте.

Предыстория

Эта история повествует о милой девушке, которая осталась без отца и попала в подчинение к его жене с ее родной дочерью. Женщина нещадно эксплуатировала девушку и в конце концов вынудила ее прыгнуть в глубокий колодец за упавшим веретеном. Но она не сгинула в холодной воде, а очнулась в сказочном мире, где прошла испытания Метелицы, нашла у нее приют и награду за свое трудолюбие. Вернувшись домой целой и невредимой, да еще и с золотом, она вызвала лишь злость и досаду у мачехи, зависть у Последовав ее примеру, та тоже прыгнула в колодец, но честолюбивые планы и лень лишь сгубили родную дочь злой женщины, и вместо богатства принесла она с собой черную смолу как след несмываемого позора на всю жизнь. Таким образом, сказка "Госпожа Метелица" учит своих читателей добросовестно выполнять обязанности, не хитрить и не искать выгоду в добрых поступках.

Сказочный мир помогает не только детям, но и взрослым в облегченной форме осознать поступки и сущность отдельных персонажей и мир в целом, взаимосвязи в нем, разнообразные способы достижения результатов.

Кто написал сказку о Метелице?

Автор сказки "Госпожа Метелица" (а точнее, авторы, ведь ее написали братья Вильгельм и постарался донести до каждого читателя всю несуразность и несостоятельность жадных людей. Стоит отметить, что все сказки братьев основаны на народных фольклорных сказаниях. Они посвятили свою жизнь, многие годы кропотливого труда собиранию по крупицам историй, редактируя их, дополняя. Именно так свет увидели необычайные произведения, такие как сказка "Госпожа Метелица", истории "Рапунцель", "Гензель и Гретель" и многие другие.

Краткие характеристики главных героев

Персонажи в этой истории - абсолютно разнообразные и очень ярко описывают человеческую натуру во всех ее проявлениях. Главная героиня - это сама чистота и простота, иногда граничащая с наивностью и детской непосредственностью. Но какими бы смешными ни казались эти качества в человеке (особенно в наше жестокое время), именно они помогли ей выйти из затруднительной ситуации с достоинством и честью.

Вторым положительным стала сама Госпожа Метелица. Увидев домик и ее обитательницу, девушка сразу растерялась и испугалась, ведь повелительница зимы и вьюг показалась ей страшной и злой. В этом нет ничего удивительного, ведь людям свойственно приписывать природным стихиям негативные черты (и чем стихия немилосерднее, тем страшнее она в представлении человека). Однако на деле Метелица оказалась справедливой и милосердной. Она приютила у себя девушку и не стала перечить ее воле, когда та решила вернуться к близким.

Мачеха и ее родная дочь - одновременно персонажи схожие и далекие. И если мать превратилась в жестокосердную и бездушную женщину во многом ради своей дочери, то вторая - это самый низменный человек во всех его проявлениях: ленивый, тщеславный, себялюбивый и эгоистичный. Именно эти черты всегда считались пороками в обществе, и сказка " Госпожа Метелица" передала их наиболее точно. Ярким примером лицемерия стал момент, когда добрая дочь вернулась от Метелицы в золоте, а мачеха с сестрой, которые еще недавно на дух ее не переносили, рассыпались в любезностях и проявлениях мнимой доброты.

Что отличает братьев Гримм от других авторов?

Вообще, сказка Гримм "Госпожа Метелица" очень характерна для авторов. В своей работе они руководствовались максимальной реалистичностью и правдоподобностью по отношению к первоисточникам, а именно народным историям. Для времен Средневековья жестокость и наказание на грани пыток за неправомерные поступки были отличительными чертами общества. Экзекуции, клеймо позора, изгнание из городов и сел за проступки перед общиной были нормой того времени. Современному гуманному человеку порой сложно представить себе реалии прошлых столетий.

Не проявиться в народных сказках такие нормы не могли, и подчас сказки становились не добрым напутствием для ребенка, а скорее ужасной и страшной историей, которая действительно пугала. При издании своих сочинений братья Гримм пытались сохранить как можно больше фольклорной целостности, урезая лишь самые нелицеприятные моменты, в которых были сцены реального насилия, кровосмешения, жестокости как по отношению к людям, так и к животным. Часто на этом настаивали типографии, мотивируя свои пожелания тем, что сказки все же предназначены для детей.

Все сказки пытаются преподнести урок жизни, помочь распознать добро и зло. Но разные представления о рамках дозволенного, отличия в менталитете каждой отдельной страны приводят к тому, что перевод сказки с языка оригинала не всегда соответствует первоначальному содержанию. Многие авторы по своему усмотрению переводят имена, названия мест происходящего и часто смягчают некоторые подробности сюжета для более легкого восприятия.

"Госпожа Метелица": экранизации

Сюжет сказки "Госпожа Метелица" пользуется популярностью у представителей искусства. К сказке создано множество иллюстраций, которые совсем по-разному интерпретируют внешность главных героев. К сожалению, современного качественного мультфильма на основе именно этой истории не создали. Самая новая - экранизация чешского режиссера, датируемая 1985 годом. Также есть советский мультфильм, снятый еще раньше, в 1971 году. Вместе с тем состоятельность сказки, желание детей и их родителей увидеть любимых героев вживую подталкивают ставить на ее основе пьесы в театрах и создавать кукольные представления.



План:

    Введение
  • 1 Сюжет
  • 2 Происхождение сюжета
  • 3 Интерпретация и анализ сюжета
  • 4 Фольклорные данные
  • 5 Переводы на русский
  • 6 Экранизации
  • 7 Галерея
  • Примечания

Введение

Госпожа Метелица

«Госпожа Метелица» (нем. Frau Holle ) - сказка братьев Гримм о волшебнице из колодца, вознаграждающей трудолюбивую девушку и наказывающей нерадивую. По системе классификации сказочных сюжетов Aарне-Томпсона, имеет номер 480.


1. Сюжет

«Золотая девушка» и Госпожа Метелица, иллюстрация Анны Андерсон (1874-1930)

Девушка терпит разные обиды от мачехи-вдовицы. Наконец, мачеха принуждает её прыгнуть в колодец, чтобы найти случайно упущенное веретено. Так она оказывается в подземном мире, который одновременно является и миром облаков. Здесь ей предстоит пройти испытание на прилежание и доброту, оказывая помощь нуждающимся: вынуть из печи готовый хлеб, потрясти дерево со зрелыми яблоками. В конце концов дорога приводит к госпоже Метелице, страшноватой «старой женщине», у которой «длинные зубы», но доброе сердце. В новые обязанности девушки теперь входит каждодневное вытряхивание перины госпожи Метелицы, благодаря чему на всём белом свете идёт снег. По прошествии некоторого времени она начинает тосковать по родному дому и просит хозяйку о том, чтобы уйти. В воротах, ведущих на землю, на трудолюбивую девушку проливается золотой дождь, так что её одежда оказывается облепленной золотом. Также госпожа Метелица возвращает потерянное веретено и девушка возвращается домой, приветствуемая пением петуха: «Ку-ка-ре-ку! Вот чудеса! Наша-то девица в золоте вся!»

Позавидовав рассказу девушки, ее безобразная и ленивая сводная сестра идёт той же дорогой, отказывая нуждающимся, а её работа у госпожи Метелицы никуда не годится. Прискучив своей хозяйке, ленивица, мечтая о золотой награде, в воротах получает в награду опрокинутый котёл со смолой, которая пристаёт к ней на всю жизнь.


2. Происхождение сюжета

Была записана со слов Дортхен Вильд, невесты Вильгельма Гримма. Опубликованна в составе цикла сказок в 1812 году.

Невозможно однозначно определить родину этой сказки; в Германии «фрау Холле» почиталась на многочисленных горах, есть несколько вершин, на которых по утверждению жителей, живёт госпожа Метелица. Это гора Хохер Мейсснер между Касселем и Эшвеге, гора Хёрзельберг около Айзенаха и высоты Хёрзельберга и Холлериха (Hollerich).

Письменные следы «фрау Холле» прослеживаются как минимум 1000 лет. Самое раннее письменное упоминание находится в декретах Вормского архиепископа Бурхарда, которые были написаны между 1008 и 1012 годами.


3. Интерпретация и анализ сюжета

Госпожа Метелица сыплет снегом (рисунок Отто Уббелохде)

В сказке обращаются к частым в прошлом внутрисемейным конфликтам, когда много женщин умирало в послеродовой период, вдовцы часто вновь сочетались браком, а сводные братья и сестры конкурировали друг с другом за статус в семье.

Сказка, также, вероятно, основана на народной обработке мифологического материала.

Евгений Древерманн интерпретирует «Госпожу Метелицу» как историю, которая даёт ответы на философский и религиозный вопрос о смысле страданий и объясняет мнимый беспорядок и несправедливость бытия. Все, с чем соприкасается госпожа Метелица, можно считывать в рамках природной мифологии, в связи с солнцем, луной, землей. Одарённая златом выступает как солнечная дева, облитая смолой - как дева луны. Матушка Метелица - как великая богиня, мать земли, владеющая загробным миром. Мачеха же символизирует подлость внешнего, материального мира, и является противницей госпожи Метелицы .

Многочисленные архаичные мотивы сюжета, по мнению Геттнер-Абендрота, ведут к великой богине-матери эпохи неолита . К схожим выводам пришёл историк Карл Колльманн, по его мнению: «Признаки говорят, что фрау Холле - это не разновидность привидения и дух растительности, а региональное олицетворение древнего женского божества земли: почитали его почти всюду на свете под самыми различными именами» .

Германист Эрика Тимм исходит из того, что имя «Холле» (милостивая) первоначально было прозвищем германской богини Фригг, обособившись в самостоятельное после христианизации, в том числе потому, что прилюдно поминать имена языческих богов было нельзя, а отказаться от них совсем - трудно .

Часто «фрау Холле» идентифицируется также с древнескандинавской Хель, повелительницей мира мёртвых.

Другая, психологическая, интерпретация сказки указывает, что случай с яблоней связан с созреванием женского тела и сексуальностью, случай с печью - с проявлением женственности и родами .


4. Фольклорные данные

Рождество: «Фрау Холле» и ее поезд (рисунок 1873 г.)

Наряду с известным вариантом, записанном братьями Гримм, существовали и другие сказания, связанные с госпожой Метелицей (фрау Холле), собранные фольклористом Карлом Петовым . Исследовательница матриархата Хейда Гёттнер-Абендрот в своей книге «Frau Holle - das Feenvolk der Dolomiten» попыталась хронологически упорядочить сказания вокруг «фрау Холле» и реконструировать соответствующим образом древние представленния о матриархате .

В фольклоре она ответственна за зимние снегопады, чем основательней она вытряхивает свою постель, тем больше и сильнее снег идет на земле.

По другим сказаниям «фрау Холле» благословляет весенние поля, шагая по зеленеющим просторам, вследствие чего начинается движение сока в растениях и просыпается природа. Госпожа Метелица также научает людей разнообразному рукоделию, например прядению и ткачеству. Считается покровительницей прядильщиц и ткачей. Этим она отчасти схожа с древнегреческой Афиной, восточноевропейской богиней Макошью и древнегерманскими норнами.

Чёрная бузина (также: Холлер) считается особенным растением, посвященным «фрау Холле».

Также госпожа Метелица может подарить пироги, цветы или фрукты и помогает, в частности, женщинам и девочкам, даруя им «хороший год», здоровье и плодовитость. Кроме того, что «фрау Холле» способствует деторождению, она уводит души некрещеных умерших младенцев с собой. В тюрингской Готе до сегодняшнего дня сохранилось предание, что фрау Холле является «хранительницей источника», где находятся души ещё не рождённых детей .

Помимо всего, «фрау Холле» считается владычицей подземного мира. Есть поверье, что на Святки, между 23 декабря и 5 января (в это время отдыхают от домашней работы), она выходит на поверхность Земли, чтобы посмотреть кто был усерден в течение года, а кто был нерадив. Поэтому она связывается также с упоминаемой Тацитом богиней Нертус.

Несколько сказаний сообщают о том, как матушка Холле испытывает людей, являясь в облике старой и немощной женщины, «тётушки мельничихи», с просьбой о питании и крове. Те из людей, кто оказывают помощь, богато вознаграждаются. Если же люди глухи к мольбам из-за скупости, то таковые наказываются. Таким образом, например, богатый и жестокосердный крестьянин из Викенроде (Гессен) побил свою дочь за то, что та поднесла еду и питьё старухе (фрау Холле), и натравил на пожилую женщину собаку. В наказание «фрау Холле» сожгла двор. Крестьянин и его сын погибли в огне, в то время как его дочь осталась невредима.


5. Переводы на русский

  • Г. Петников (Бабушка Метелица)
  • А. Введенский, С. Маршак (Госпожа Метелица)
  • Б. Заходер (Бабушка вьюга)
  • К. Сергиенко (Госпожа Метелица)
  • И. Котовская (Бабушка Метелица)
  • В. Соловьева (Госпожа Метелица)
  • Г. Еременко (Бабушка метелица)
  • Г. Губанова (Госпожа Метелица)
  • Э. Иванова (Хозяйка Подземелья)
  • М. Шмидт (Госпожа Метелица)
  • Л. Вест (Госпожа Метелица)
  • Е. Неволина (Госпожа Метелица)
  • С. Прокофьева (Госпожа Метелица)
  • С. Кузьмин (Госпожа Метелица)
  • П. Полевой (Госпожа Метелица)
  • В. Найденов (Хозяйка подземелья)
  • Е. Песковская, П. Полевой, А. Фёдоров-Давыдов (Госпожа Метелица)

Русскому читателю наиболее известен классический перевод сказки с немецкого под редакцией Полевого.

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию (развитию речи) в старшей группе на тему «Путешествие по сказке Братьев Гримм «Госпожа Метелица». Интеграция областей : Познавательное развитие. Речевое развитие. Социльно - коммуникативное. Художественно-эстетическое развитие. Цель : Формировать у детей положительное отношение к трудовым действиям и отрицательное к лени. Задачи : 1) Познакомить детей с моральными качествами о трудолюбии. 2)Учить детей понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословиц с определенной ситуацией. 3)Учить детей характеризовать персонажей сказки по их поступкам. 4)Расширять представление о старинном быте людей. 5)Воспитывать любовь к труду. 6)Закреплять умение изображать фигуру человека, передавать характерные особенности и детали предметов старинного быта. 7)Развивать внимание, связную речь, память, мелкую моторику рук. Оборудование : - Сборники сказок, половиц и поговорок. (Фото 1) - Иллюстрации к сказке Братьев Гримм «Госпожа Метелица» (Фото 2) - Поделки предметов старинного быта (веретено, колодец, печка, яблоня и д.р.) из разного материала (картон, фольга, гафрированная бумага, елочная мишура, вата и т.д.) Предварительная работа : - Заучивание пословиц и поговорок. - Чтение сказки Братьев Гримм «Госпожа метелица» - Изготовление поделок из разного материала предметов старинного быта воспитателями совместно с детьми, родителями и детьми. - Рисование с детьми иллюстрации к сказке на тему «Колодец и петушок» (Фото 3) Ход НОД. – Воспитатель: Дети, сегодня по дороге в детский сад,я услышала необычный разговор, а спорили между собой Труд и Лень. Они не смогли выяснить кто из них важнее.В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются «нехочухи».В этом случае человеку ничего не хочется делать и нас держит в цепких лапах Лень. –А вы хотели бы дружить с ленью? Почему? Хорошо ли живется человеку, которому ничего не хочется? «Кто ленится, тот не ценится.» Как гласит русская народная поговорка: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» - Ребята, как вы понимаете смысл этой поговорки? - Как сказать о человеке, который любит трудиться?(трудолюбивый, труженик) - Вспомните, какими словами говорят о людях, которые все умеют делать хорошо? (« золотые руки», «рукодельница», «мастер своего дела») - Какие пословицы и поговорки вы еще знаете о труде? Чему учат эти пословицы? («То, что достается без труда. не приносит счастья никогда») («Птицу узнаешь в полете, а человека в работе.») - Дети, давайте вспомним сказки о трудолюбивых людях. (Русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»,сказка Братьев Гримм «Госпожа Метелица» Физкультминутка .(2раза) Две сестрицы, две руки-левая и правая (показ рук поочередно) Рвут на грядках сорняки и друг дружку моют. (имитация движений) Две сестрички, две руки-левая и правая (поочередно показывать) Воду моря и реки загребают, плавая. (выполняются плавательные движения) - Ребята, а теперь вспомним сказку Бр.Гримм «Госпожа Метелица». Это очень поучительная сказка. О ком говорится в сказке? (Об одной вдовице, у которой были две дочери-девицы. Одна была красивая и прилежная, но не родная(падчерица),а другая лицом некрасивая и ленивая, но родимая.) (Фото 4) - Как жилось падчерице? (Бедняжка должна была каждый день садиться у колодца и прясть, что кровь выступала у нее из-под ногтей.) - Что случилось однажды? (Девушка наклонилась к воде и хотела веретено обмыть, а веретено выскользнуло и упало в колодец.) - Что сказала мачеха, когда бедняжка рассказала о своей беде? (Умела веретено уронить,сумей и достать.) -Кто встретился на пути у девицы на дне колодца? Помогла ли им она? (печка, яблоня) (Фото 5, фото 6) - Наконец к кому она пришла? (к госпоже Метелице) (Фото 7) - Какую работу красавица-девица выполняла у хозяйки. (Взбивала ей постель так, чтобы перья летели, а когда перья от нее летят-на белом свете снег идет.) (Фото 8) - Как наградила госпожа Метелица девицу за ее труд и старание? («Просыпалось золото на нее дождем из-под свода ворот и так облепило ее,что она была вся золотом сплошь покрыта») (Фото 9) - Вернувшись домой девушка рассказала все, что с ней приключилось. Что задумала мачеха? (И другой своей дочке, злой и некрасивой, добыть такое же счастье.) - Очутившись на лужайке, помогла ли лентяйка печке и яблоне? («Вот еще! Стану ли я из-за вас пачкаться!» «Очень мне надо!») - Что получила девица за свою не старание и лень? (На нее опрокинулся целый котел смолы.) -Да, ребята, в сказках добро и зло постоянно борются. Что всегда побеждает? (Добро.) (Как вы думаете, что важнее: труд или лень? «Слаще всех плодов плод труда» -Да, ребята, все живое в природе, частичкой которого мы с вами являемся-трудится. Я уверена, что лени нет места среди нас. Ведь истинное сокровище людей-умение трудиться. Теперь давайте соберем всю «лень» в мешок и постараемся избавиться от нее. – Давайте мы с вами сейчас немного поработаем. Коллективно слепим героев этой сказки. Самостоятельная деятельность детей . Итог. Дети рассматривают работы и обсуждают.(Фото 10) фот ввФ рр