«Доходное место. Доходное место Доходное место а н островского анализ

21.10.2019 Оздоровление

Нам остается дать отчет о последнем из больших произведений Островского, о комедии его "Доходное место" . <...> Что сказать об этом загадочном, замечательном, неконченном и нестройном произведении — единственном нестройном произведении между всеми трудами Островского. <...> Если б комедия "Доходное место" казалась нам произведением, исполненным одних резких и легко подмечаемых недостатков, мы бы указали эти грехи без всякого затруднения, — но беда в том, что сказанная комедия с ее недостатками и достоинствами нелегко поддается критическому анализу.

Это хаос из странных красок, блистательных начинаний, драматических идей, самых безукоризненных, и дидактических тирад, самых необъяснимых. Все лица новы и замечательны по замыслу, но из них только одно (Юсов) обработано сообразно замыслу. Остальные, за исключением одного или двух самых второстепенных, будто испорчены нарочно. В незначительных подробностях действия видим мы обычный, удивительный язык Островского, в большей части главного действия комедии — небывалое дело! — язык выходит книжным. Жадов, увлекающий нас драматизмом своей постановки, местами говорит тирады, будто взятые из журнала сороковых годов; Вышневский — московский сановник и взяточник, лицо, замыслом авторским почти равное Фамусову, то высказывает сам свои пороки, подобно классическому злодею, то говорит как аллегорическое олицетворение целого порочного класса людей. Другие лица наполовину отделаны, наполовину испорчены непонятным произволом. Так, вдова Кукушкина, прямо взятая с натуры, однообразным тоном речей только и делает, что силится выдать скверную сторону своей личности, как будто бы она и без того не была ясна как нельзя более. В довершение всего, самый конец пьесы, резко прихотливый, все-таки оставляет интригу незаконченною и фокус света, ярко брошенного автором в этой части произведения, словно усиливает тьму, разлитую повсюду.

Где же именно, для довершения начатого нами сравнения, заключается тот уголок картины, который разителен по своему исполнению, где та удивительная подробность, из-за которой сильнейшие художники должны с почтением останавливаться пред комедиею "Доходное место"? <...> нас поражает не мелкая частность картины, выполненная художественно, но целая большая сцена, закончено выдающаяся вперед из всего, что есть в комедии неудавшегося исключением первого и последнего явлений. Жадов, герой комедии, женился по любви и уже до дна испил чашу лишений, бедствий и бесплодной борьбы, которой не миновать ни одному честному юноше в его положении. Он работает не покладая рук и едва-едва зарабатывает хлеб насущный, он страстно любит жену, а жена по глупости сетует на его служебную бескорыстность; он проникнут благородными убеждениями, и убеждения эти только вредят ему в глазах родных и товарищей. В горькую минуту раздумья заходит он в трактир, где перед тем весело пообедал его родственник Белогубов с начальником своим Юсовым и другими чиновниками своего разбора. Эти люди глядят на Жадова без злобы. Белогубов даже просит стесняясь сумрачным гостем; чиновники веселятся и по душе говорят между собою. Жадов молча слушает их беседу. В их речах нет ничего ярко безнравственного. Они даже добры и любезны по-своему, они совершенно безмятежны духом, у них нет ни малейшего сомнения в чистоте их морального кодекса, они даже правы по-своему, чисты перед обществом по-своему. Какой контраст с мрачным раздумьем честного труженика! Перед ним Белогубов умильно вспоминает о своем семейном счастии, с искренними слезами благодарит Юсова за его наставления и покровительство. Чиновники развеселились и упрашивают Юсова поплясать под музыку трактирного органа, старик соглашается, не ломаясь и не делая ничего неприличного; он танцует от всей души, и друзья его в полном восхищении. Может быть, Жадов улыбнулся при этом, но даже и тут Юсов не рассердился очень. "Мне можно плясать, — говорит старый чиновник, во всей ясности своего духа, — мне можно плясать. Я все в жизни сделал, что предписано человеку. У меня душа спокойна, сзади ноша не тянет, семейство обеспечил; мне теперь можно плясать. Я теперь только радуюсь на Божий мир. Птичку увижу, и на ту радуюсь, цветок увижу, и на него радуюсь: премудрость во всем вижу. Помня свою бедность, нищую братию не забываю. Других не осуждаю, как некоторые молокососы из ученых. Кого мы можем осуждать? Мы не знаем, что еще сами-то будем... Вот ты нынче посмеялся, что я плясал, а завтра, может быть, хуже меня запляшешь. Может быть, и за подаянием пойдешь и руку протянешь. Вот гордость-то до чего доводит! Гордость, гордость! Я никого не боюсь! Я хоть на площади перед всем народом буду плясать. Мимоходящие скажут: "Сей человек пляшет, должно быть, душу имеет чисту!" — и пойдет всякий по своем делу!"

Речь эта вызывает громкое, неподготовленное "ура!" у Белогубова и других чиновников.

Нужно ли разъяснять силу и глубокое значение переданной нами сцены, нужно ли указывать ее важность в ряду всех положений комедии, нужно ли истолковывать значение этой непоколебимой самоуверенной веселости безнравственных членов общества перед единственным честным зрителем ее, зрителем, бедным по кар- ману, заподозренным по службе, горьким по семейной жизни и уже глубоко потрясенным в глубине своего со-знания? Изобразить подобный контраст невозможно из одной головы своей, как бы она умна ни была, тут действует сила истинного, непосредственного художника, хотя, по-видимому, пляска под машину и тирада старого взяточника — предметы далеко не говорящие вдохновенно. Таков результат истинно драматического призвания в писателе. Сцена Юсова, очевидно, вылилась сама, без подготовки, без остроумных соображений, и, вылившись, подавила собою всю комедию с ее достоинствами и грехами, со всем, что даже не должно бы быть в ней подавленным. Сцена, переданная сейчас, обозначает собой одну из высших точек, до которых когда-либо поднималось дарование Островского. Она менее поэтична, чем, например, пятый акт "Бедной невесты", менее потрясет вас, чем катастрофа комедии "Свои люди — сочтемся", но в ней есть своя особая перед ними сила, особая глубина житейской мудрости, способная удивить всякого, сколько-нибудь развитого ценителя.

Статья наша давно уже вышла из пределов обыкновенной журнальной рецензии, а мы еще не успели слова сказать о драматических сценах и отдельных драматических очерках г. Островского, которые и по достоинству, и по разнообразию своему одни могут служить поводом к статье весьма серьезного содержания. Только теперь, перечитавши эти небольшие произведения, одно за другим в общей связи и в общем сборе, достойно их оцениваешь и радуешься тому, что разбросанные сочинения нашего автора наконец собраны и изданы достойным образом. О том, что между разбираемыми нами вещами нет ни одной не заслуживающей внимания в каком бы то ни было отношении, что почти все из них отличаются первоклассными красотами, конечно, знает всякий любитель литературы, но еще не все читатели и даже далеко не все ценители отдали полную справедливость бесконечной многосторонности очерков, набросанных рукою г. Островского. Каким удивительным языком они написаны! <...> Сколько лиц, живых, истинных, очень часто типических, в высшем смысле этого выражения, восстает перед нами, чуть только мы захотим припомнить один за другим эти драматические очерки. Иные из лиц, нам представляющихся, годны для самой обширной и правильной комедии — к ним уже не добавишь ни одной дополнительной черты, ни одного лишнего штриха. Таковы Пузатов и Ширялов в "Семейной картине", старик Брусков в сценах "В чужом пиру похмелье", несравненная Серафима Карповна в пьесе "Не сошлись характерами", Надя и Василиса Перегриновна в "Воспитаннице".

Сколько других лиц, намеченных и обрисованных так, что их можно развивать по авторскому произволу, возводить в типы, делать действующими лицами новых, стройных произведений! Вспомним Поля Прежнева и Мишу Бальзаминова, которых жизнь, конечно, не исчерпана вся неудачным браком или изгнанием из дома богатой невесты, назовем Андрея Титыча Брускова, едва мелькнувшего перед нами, но имеющего все залоги замечательных положений в будущем. Но как перечислить все собрание побочных, второстепенных лиц, лиц, едва произносящих по нескольку фраз, лиц, не имеющих важного влияния на ход действия и, при всем том, новых, правдивых, верных действительности, умных и глупых, серьезных и забавных. Практическая и бойкая на язык Матрена, набитая дура Ничкина, так страдающая от жаркой погоды ("Праздничный сон до обеда"), купеческий сын Капитоша, декламирующий по-театральному, курящий махорку и обладающий басом, таким, что "словно кто из пушки выпалил" ("В чужом пиру похмелье"), глубокомысленные кучера, беседующие о военных предметах, сентиментальная m-me Прежнева и болтливая Улита Савишна ("Не сошлись характерами"), политик Потапыч и подьячий Неглинтов ("Воспитанница") — все эти лица едва составляют половину того, что следует быть замеченным. В разбираемых нами сценах, во всех без исключения, сама жизнь кипит и поминутно высказывается нам разнохарактерными сторонами, очень часто важными и печальными, еще чаще смешными и веселыми.

/Александр Васильевич Дружинин (1824-1864).
Сочинения А. Островского. Два тома (СПб., 1859)/

В бенефис артистки Левкеевой; в московском Малом театре - 14 октября того же года, в бенефис артистки Васильевой.

История создания

Летом 1856 года Александр Островский отправился в путешествие к истокам Волги. Случилось дорожное несчастье: лошади понесли, тарантас перевернулся. Несколько месяцев он лежал со сложными переломами и написал пьесу с броским и выразительным названием «Доходное место».

Персонажи

Сюжет

В центре сюжета пьесы стоит молодой чиновник Жадов, амбициозный, но придерживающийся идеалистических взглядов. Он не желает выслуживаться, угождать, брать взятки, льстить, пользоваться протекцией. Он готов жить пусть и бедно, но честно. По мере развития сюжета Жадов подвергается всё большему давлению окружающих, считающих, что материальное благополучие важнее принципов, Жадов всё чаще ссорится с женой Полиной из-за денег. В последнем акте герой уступает жене и идёт просить доходного места, но подвергается насмешкам над «слабым поколением» и в итоге его принципиальность возобладает. Жадов сообщает, что в каждом поколении есть честные люди, и если его жена тяготится бедностью, то он её отпускает. Полина уверяет, что и не собиралась покидать его, а только следовала советам родных. Жадовы целуются и уходят.

Некоторые известные постановки

  • Самая первая постановка - 1857 в Казанском театре (антреприза Милославского ; Жадов - Дудукин, Юсов - Виноградов , Кукушкина - Стрелкова 1-я) .
  • 14 октября 1863 - в Малом театре поставлена в бенефис Е. Н. Васильевой . Режиссёр Богданов , Вышневский - Дмитревский , Вышневская - Васильева , Жадов - Шумский , Мыкин - Колосов , Юсов - П. Садовский , Белогубов - Рассказов , Кукушкина - Акимова , Юлинька - А. П. Савина, Полина - Колосова , Досужев - В.Ленский) (1907; реж. Н. Попов , Вышневский - Айдаров , Вышневская - Яблочкина , Жадов - Остужев , Юсов - К. Рыбаков , Белогубов - Н. Яковлев , Кукушкина - О. Садовская , Досужев - М. Садовский .
  • Малый театр (Николай Александрович Анненков исполнял роли Жадова и Белогубова ).
  • - Армянский театр имени Сундукяна в постановке Рубена Симонова (Вышневский - Вартанян, Кочарян, Жадов - Г. Нерсесян, Юсов - Манвелян, Белогубов - Вагаршян, Кукушкина - Гулазян , Юлинька - Гарагаш , Полина - Р. Вартанян) .
  • - Московский театр Сатиры в постановке Марка Захарова (в роли Жадова - Андрей Александрович Миронов , Юленька - Татьяна Николаевна Егорова). Энциклопедия Кругосвет об этой постановке:
    Известность Захарову принес поставленный в этом театре спектакль «Доходное место» А.Островского (1967). Режиссёр и художник В.Левенталь поместили Жадова (А.Миронов) «в лабиринт бесконечных дверей, стульев, столов, поставленных на два круга, один внутри другого». Герой петлял в лабиринте вращавшихся кругов в поисках выхода. «Понять жизнь» здесь означало «освоиться в сценическом пространстве». … После раннего и горького опыта с запрещенным спектаклем Доходное место Захаров словно зарекся ломиться в закрытые двери, но выучился входить в открытые .
  • - Театр «Сатирикон» в постановке Константина Райкина . .

Экранизации

  • - «Вакансия » - фильм режиссёра Маргариты Микаэлян
  • - «Взятки гладки » - фильм режиссёра Игоря Масленникова

Напишите отзыв о статье "Доходное место"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Доходное место

Из внутренних комнат отворилась дверь, и вошла одна из княжен племянниц графа, с угрюмым и холодным лицом и поразительно несоразмерною по ногам длинною талией.
Князь Василий обернулся к ней.
– Ну, что он?
– Всё то же. И как вы хотите, этот шум… – сказала княжна, оглядывая Анну Михайловну, как незнакомую.
– Ah, chere, je ne vous reconnaissais pas, [Ах, милая, я не узнала вас,] – с счастливою улыбкой сказала Анна Михайловна, легкою иноходью подходя к племяннице графа. – Je viens d"arriver et je suis a vous pour vous aider a soigner mon oncle . J`imagine, combien vous avez souffert, [Я приехала помогать вам ходить за дядюшкой. Воображаю, как вы настрадались,] – прибавила она, с участием закатывая глаза.
Княжна ничего не ответила, даже не улыбнулась и тотчас же вышла. Анна Михайловна сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась на кресле, пригласив князя Василья сесть подле себя.
– Борис! – сказала она сыну и улыбнулась, – я пройду к графу, к дяде, а ты поди к Пьеру, mon ami, покаместь, да не забудь передать ему приглашение от Ростовых. Они зовут его обедать. Я думаю, он не поедет? – обратилась она к князю.
– Напротив, – сказал князь, видимо сделавшийся не в духе. – Je serais tres content si vous me debarrassez de ce jeune homme… [Я был бы очень рад, если бы вы меня избавили от этого молодого человека…] Сидит тут. Граф ни разу не спросил про него.
Он пожал плечами. Официант повел молодого человека вниз и вверх по другой лестнице к Петру Кирилловичу.

Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и, действительно, был выслан в Москву за буйство. История, которую рассказывали у графа Ростова, была справедлива. Пьер участвовал в связываньи квартального с медведем. Он приехал несколько дней тому назад и остановился, как всегда, в доме своего отца. Хотя он и предполагал, что история его уже известна в Москве, и что дамы, окружающие его отца, всегда недоброжелательные к нему, воспользуются этим случаем, чтобы раздражить графа, он всё таки в день приезда пошел на половину отца. Войдя в гостиную, обычное местопребывание княжен, он поздоровался с дамами, сидевшими за пяльцами и за книгой, которую вслух читала одна из них. Их было три. Старшая, чистоплотная, с длинною талией, строгая девица, та самая, которая выходила к Анне Михайловне, читала; младшие, обе румяные и хорошенькие, отличавшиеся друг от друга только тем, что у одной была родинка над губой, очень красившая ее, шили в пяльцах. Пьер был встречен как мертвец или зачумленный. Старшая княжна прервала чтение и молча посмотрела на него испуганными глазами; младшая, без родинки, приняла точно такое же выражение; самая меньшая, с родинкой, веселого и смешливого характера, нагнулась к пяльцам, чтобы скрыть улыбку, вызванную, вероятно, предстоящею сценой, забавность которой она предвидела. Она притянула вниз шерстинку и нагнулась, будто разбирая узоры и едва удерживаясь от смеха.
– Bonjour, ma cousine, – сказал Пьер. – Vous ne me гесоnnaissez pas? [Здравствуйте, кузина. Вы меня не узнаете?]
– Я слишком хорошо вас узнаю, слишком хорошо.
– Как здоровье графа? Могу я видеть его? – спросил Пьер неловко, как всегда, но не смущаясь.
– Граф страдает и физически и нравственно, и, кажется, вы позаботились о том, чтобы причинить ему побольше нравственных страданий.
– Могу я видеть графа? – повторил Пьер.
– Гм!.. Ежели вы хотите убить его, совсем убить, то можете видеть. Ольга, поди посмотри, готов ли бульон для дяденьки, скоро время, – прибавила она, показывая этим Пьеру, что они заняты и заняты успокоиваньем его отца, тогда как он, очевидно, занят только расстроиванием.
Ольга вышла. Пьер постоял, посмотрел на сестер и, поклонившись, сказал:
– Так я пойду к себе. Когда можно будет, вы мне скажите.
Он вышел, и звонкий, но негромкий смех сестры с родинкой послышался за ним.
На другой день приехал князь Василий и поместился в доме графа. Он призвал к себе Пьера и сказал ему:
– Mon cher, si vous vous conduisez ici, comme a Petersbourg, vous finirez tres mal; c"est tout ce que je vous dis. [Мой милый, если вы будете вести себя здесь, как в Петербурге, вы кончите очень дурно; больше мне нечего вам сказать.] Граф очень, очень болен: тебе совсем не надо его видеть.
С тех пор Пьера не тревожили, и он целый день проводил один наверху, в своей комнате.
В то время как Борис вошел к нему, Пьер ходил по своей комнате, изредка останавливаясь в углах, делая угрожающие жесты к стене, как будто пронзая невидимого врага шпагой, и строго взглядывая сверх очков и затем вновь начиная свою прогулку, проговаривая неясные слова, пожимая плечами и разводя руками.
– L"Angleterre a vecu, [Англии конец,] – проговорил он, нахмуриваясь и указывая на кого то пальцем. – M. Pitt comme traitre a la nation et au droit des gens est condamiene a… [Питт, как изменник нации и народному праву, приговаривается к…] – Он не успел договорить приговора Питту, воображая себя в эту минуту самим Наполеоном и вместе с своим героем уже совершив опасный переезд через Па де Кале и завоевав Лондон, – как увидал входившего к нему молодого, стройного и красивого офицера. Он остановился. Пьер оставил Бориса четырнадцатилетним мальчиком и решительно не помнил его; но, несмотря на то, с свойственною ему быстрою и радушною манерой взял его за руку и дружелюбно улыбнулся.
– Вы меня помните? – спокойно, с приятной улыбкой сказал Борис. – Я с матушкой приехал к графу, но он, кажется, не совсем здоров.
– Да, кажется, нездоров. Его всё тревожат, – отвечал Пьер, стараясь вспомнить, кто этот молодой человек.
Борис чувствовал, что Пьер не узнает его, но не считал нужным называть себя и, не испытывая ни малейшего смущения, смотрел ему прямо в глаза.
– Граф Ростов просил вас нынче приехать к нему обедать, – сказал он после довольно долгого и неловкого для Пьера молчания.
– А! Граф Ростов! – радостно заговорил Пьер. – Так вы его сын, Илья. Я, можете себе представить, в первую минуту не узнал вас. Помните, как мы на Воробьевы горы ездили c m me Jacquot… [мадам Жако…] давно.
– Вы ошибаетесь, – неторопливо, с смелою и несколько насмешливою улыбкой проговорил Борис. – Я Борис, сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. Ростова отца зовут Ильей, а сына – Николаем. И я m me Jacquot никакой не знал.
Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него.

Действие комедии происходит в Москве, в первые годы царствования Александра II. Старый важный чиновник Аристарх Владимирович Вышневский, выходящий в большую «богато меблированную залу» вместе со своей молодой женой Анной Павловной (оба в утреннем неглиже) из её комнат, упрекает её в холодности, жалуется, что ничем не может преодолеть её равнодушие. Вышневский уходит в кабинет, а Вышневской мальчик приносит письмо, которое оказывается любовным посланием от немолодого человека, имеющего красавицу жену. Возмущённая Вышневская собирается вместе со знакомыми посмеяться над неприятным поклонником и уходит.

Появляется пришедший к Вышневскому с делами служащий в его департаменте старый опытный чиновник Юсов и проходит в кабинет. Входит Белогубов, молодой подчинённый Юсова. Заметно важничая, выходит от начальника Юсов и приказывает Белогубову переписать бумагу почище, сообщая, что в переписчики его выбрал сам Вышневский, довольный его почерком. Это вызывает восторг Белогубова. Он лишь жалуется, что в грамоте не силён и за это над ним смеётся Жадов, племянник Вышневского, живущий у него в доме на всем готовом и также служащий под начальством Юсова. Белогубов просит места столоначальника, которое будет ему «уж на всю жизнь», и объясняет просьбу желанием жениться. Юсов благосклонно обещает и также сообщает, что недовольный племянником Вышневский намерен предложить ему покинуть дом и попробовать самостоятельно пожить на десятирублёвое жалованье. Появляется Жадов, чтобы поговорить с дядюшкой, но ему приходится ждать в обществе Белогубова и Юсова, который ворчит на него и упрекает в чрезмерных амбициях и нежелании выполнять чёрную канцелярскую работу. Появившейся тётушке, с которой он дружен, Жадов сообщает, что решил жениться на бедной девушке и жить с ней своим трудом. Тётушка высказывает сомнение в том, что молодая жена захочет жить в бедности, но Жадов думает её воспитать по-своему, уверяет, что, как бы ему ни было тяжело, он не уступит даже «миллионной доли тех убеждений, которыми обязан воспитанию». Однако сообщает, что хочет просить у дядюшки прибавки к жалованью. Появившийся Вышневский и Юсов принимаются ругать Жадова за неаккуратное хождение в должность, за «глупые речи», которые он произносит перед сослуживцами, смеющимися над ним за глаза. Вышневский резко осуждает намерение не имеющего средств племянника жениться на бесприданнице, они ссорятся, и Вышневский, заявив, что прекращает с Жадовым родственные отношения, уходит.

Вышневский расспрашивает Юсова, на ком собирается жениться его племянник, узнает, что на одной из дочерей небогатой вдовы чиновника Кукушкиной. Вышневский и поручает предупредить вдову, чтоб она не губила дочери, не отдавала «за этого дурака». Оставшись один, Юсов бранит новые времена, когда «мальчишки стали разговаривать», и восхищается «гением» и размахом Вышневского. Однако выражает опасение из-за того, что он «в законе не совсем твёрд, из другого ведомства».

Второе действие происходит в небогатой гостиной в доме вдовы Кукушкиной. Сестры Юленька и Полина разговаривают о своих женихах. Выясняется, что Юленьке не нравится Белогубов («дрянь ужасная»), но она рада-радёхонька хоть за него выйти, чтоб избавиться от воркотни и попрёков матери. Полина говорит, что влюблена в Жадова. Появляющаяся Кукушкина принимается пилить Юлию за то, что Белогубов долго не делает предложения. Выясняется, что Белогубов намерен жениться, как только получит место столоначальника. Кукушкина удовлетворена, но в завершение беседы говорит дочерям: «Вот вам мой совет: мужьям потачки не давайте, так их поминутно и точите, чтоб денег добывали».

Приходят Белогубов с Юсовым. Кукушкина, оставшись наедине с Юсовым, просит места для Белогубова, тот обещает. Юсов предупреждает Кукушкину о «неблагонадёжности» и «вольнодумстве» жениха Полины Жадова. Но Кукушкина уверена, что все «пороки» Жадова «от холостой жизни», женится - переменится. Появляется Жадов, старшие оставляют молодых людей наедине с девушками. Белогубов беседует с Юленькой и обещает, что свадьба не за горами. Из беседы Полины с Жадовым видно, что, в отличие от сестры, она искренне любит Жадова, честно рассказывает о своей бедности, о том, что дома у них «все обман». Однако спрашивает Жадова, есть ли у него знакомые купцы, которые, по словам Белогубова, будут делать им подарки. Жадов объясняет, что этого не будет и что он откроет ей «высокое блаженство жить своим трудом». Жадов объясняется в любви и просит у Кукушкиной руки Полины.

Третье действие происходит в трактире, примерно через год. Входят Жадов и его университетский товарищ Мыкин, пьют чай и расспрашивают друг друга о житье. Мыкин учительствует, живёт, «сообразуясь со средствами», холостяку этого хватает. «Нашему брату жениться не след», - поучает он Жадова. Жадов оправдывается тем, что очень полюбил Полину и «женился по любви. Взял девушку неразвитую, воспитанную в общественных предрассудках», и жена страдает от бедности, «дуется немного, а иногда поплачет». Появляются Юсов, Белогубов и двое молодых чиновников, пришедших покутить по случаю удачного дела, принёсшего «куш» Белогубову, который угощает компанию. Он добродушно пытается пригласить и «братца» Жадова (теперь они родственники по жёнам), но тот довольно резко отказывается. Юсов формулирует своеобразную этику взяточника: «Живи по закону, живи так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы». Довольный своей молодёжью Юсов пускается в пляс и произносит речь о своих добродетелях: отца семейства, наставника молодёжи, благотворителя, не забывающего и бедных. Перед уходом Белогубов «по-родственному» предлагает Жадову денег, но тот возмущённо отказывается. Чиновники уходят. К Жадову подсаживается стряпчий Досужев, иронически комментирует виденную сцену. Они пьют. Оставаясь один, захмелевший Жадов запевает «Лучинушку», половой выпроваживает его со словами: «Пожалуйте-с! Нехорошо-с! Безобразно-с!»

Четвёртое действие развёртывается в «очень бедной комнате» Жадова, где в одиночестве у окна сидит Полина, жалуется на скуку и запевает. Приходит сестра, рассказывает, как успешно идут дела у её мужа, как Белогубов балует её, Юлия жалеет Полину, ругает Жадова, возмущаясь, что он «нынешнего тону не знает. Он должен знать, что человек создан для общества». Юлия дарит сестре шляпку и велит растолковать Жадову, что жена его «даром любить не будет». Оставшись одна, Полина восхищается умом сестры, радуется шляпке. Тут приходит Кукушкина. Она бранит Полину, что та не требует от Жадова денег, считает дочь «бесстыдницей» за то, что у неё «все нежности на уме», хвалит Юлию, рассуждает о вреде умников, полагающих, что брать взятки бесчестно. «Что за слово взятка? Сами же его выдумали, чтоб обижать хороших людей. Не взятки, а благодарность!»

Появляется Жадов, Кукушкина принимается его бранить, а Полина ей поддакивает. Происходит ссора, Жадов просит тёщу уйти. Он садится работать, но Полина, помня уроки родных, принимается его пилить за отсутствие денег на удовольствия и наряды, повторяя слова Юлии. Они ссорятся, и Полина уходит. Жадов чувствует, что не в силах расстаться с женой, и посылает прислугу догнать Полину. Вернувшаяся Полина требует, чтобы он шёл к дядюшке просить доходного места. Жадов сдаётся, рыдая, он поёт песню взяточников из комедии Капниста «Ябеда». Испуганная Полина готова отступить, но Жадов зовёт её вместе идти к Вышневскому.

Последнее действие возвращает нас в дом Вышневского. Вышневская в одиночестве читает письмо своего осмеянного поклонника, который сообщает ей, что в отместку за её поступок с ним перешлёт её мужу случайно доставшиеся ему письма Вышневской к молодому чиновнику Любимову. Она даже не испугана, собирается упрекнуть мужа в том, что он купил её у родных и сломал ей жизнь. В это время появляется Юсов, бормоча туманные фразы о превратностях судьбы и губительности гордости. Наконец выясняется, что Вышневского «за упущения» и «открывшиеся недостатки сумм» отдают под суд, а осторожный Юсов говорит, что сам-то он «не подлежит большой ответственности», хотя при нынешних строгостях его, пожалуй, отправят в отставку. Появляется Вышневский. Гневно отталкивая выражающую сострадание жену, он обращается к Юсову: «Юсов! За что я погиб?» «Превратность... судьба-с», - отвечает тот. «Вздор! Какая судьба? Сильные враги - вот причина!» - возражает Вышневский. Затем он отдаёт Вышневской присланные ему письма к Любимову и называет её «развратной женщиной». В обширном монологе Вышневская отрицает обвинения.

Тут появляются Жадовы. Скрепя сердце Жадов смиренно просит ради жены доходного места. Поражённый Вышневский проявляет злорадный восторг от такого поворота событий. Они с Юсовым издеваются над Жадовым и в его падении видят суть нового поколения. Жадов опомнился, говорит о своей личной слабости и о том, что в любом поколении есть честные люди, обещает, что более никогда не сойдёт с прямого пути, и, обращаясь к жене, он отпускает её на волю, если ей трудно жить в бедности, но Полина уверяет, что и не собиралась покидать его, а только следовала советам родных. Жадовы целуются и уходят, Вышневская напутствует их пожеланием счастья. Вбегает Юсов с сообщением, что у Вышневского удар.

Пересказала

  1. Обосновани е выбора пьесы. Идейно-художественные достоинства пьесы. Актуальность звучания пьесы. Необходимость постановки данной пьесы в дан-ном коллективе.

Свой дипломный спектакль я поставила с коллективом Одинцовского Любительского Театра, с которым работаю уже 7 лет. В работу мы взяли пьесу А. Н. Островского «Доходное место».

Наверное, излишне говорить о том, что это произведение Островского было и будет актуально для любого времени. Проблемы, поднятые в пьесе, за полтора века не потеряли своей остроты и для современного человека, для сегодняшнего зрителя.

Тема пьесы - взяточничество и казнокрадство. Разве не требует эта проблема обличения в сегодняшнем дне?

Кроме социальной проблемы Островский затрагивает проблемы семьи, нравственные проблемы долга, чести. Для меня лично особенно близки проблемы становления личности, проблемы выбора, перед которыми оказывается каждый человек в тот или иной момент своей жизни.

Пьеса заинтересовала не только меня, но и весь коллектив театра - каждому из актеров откликнулось что-то свое. А это особенно ценно в коллективе самодеятельных артистов, где творческие взаимоотношения могут построиться исключительно на неподдельном интересе к работе.

Еще один аспект, который повлиял на выбор пьесы - обучающий. Работа с актерами-любителями требует от руководителя постоянного обучения и воспитания коллектива. Какой же другой драматург, кроме Островского, смог бы лучше справиться с этой задачей?

Именно Островский дает четкие, яркие образы, острые характеры, работая с которыми, актеры учатся перевоплощению. У Островского характер каждого персонажа обладает, я бы сказала, «скульптурностью». Он словно вылеплен автором и являет собой цельный художественный образ.

Такая законченность образа будет подвигать актера к поиску точной формы. Он скорее увидит различия между образом и собой, и начнет поиск выразительных средств для воплощения.

Но характеры персонажей Островского выразительны не только по форме, они всегда существуют в развитии, что опять же, необходимо для развития самих актеров. У драматурга дан очень точный событий ряд, проходя через который, актеры могут отследить моменты изменения своих героев, а это - хороший способ научиться самостоятельно намечать в своей роли линию действий.

На реалистических пьесах Островского воспитывались и росли многие поколения выдающихся русских артистов: П. М. Садовский, А. Е. Мартынов, С. В. Васильев, П. В. Васильев, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, П. А. Стрепетова, М. Г. Савина и многие другие. На мой взгляд, любительскому коллективу, на том или ином этапе своего развития, просто необходимо обратиться к Островскому, как к великому учителю сценического искусства.

Наконец, есть еще одна причина, по которой наши актеры тяготеют к драматургии А. Н. Островского. Так уж получилось, что наш театр начался с пьесы Островского «Не все коту масленица», которую, мы сыграли в 2007 году. По удивительному совпадению, наш первый выход на сцену случился именно в день рождения Островского - 31 марта.

С этого дня наш коллектив работает уже 7 лет и, вместе с «Доходным местом», в его репертуаре три спектакля по пьесам А. Н. Островского. Желание работать с этим удивительным драматургом не пропадает.

2. Проблематика и трактовка пьес ы

Тема и идея пьесы. Сверхзадача спектакля. Проблема, по-ложенная в основу спектакля. Трактовка основных образов пьесы и их столкновение в главном конфликте. Сквозное действие и контрдействие.

«Доходное место» было написано Островским в 1856 году. В этот период только закончилась Крымская война, в которой Россия проиграла. Неудачи войны 1853-1856 годов вскрыли ряд преступлений должностных лиц всех рангов. Воровство в казенных учреждениях было настолько заметным явлением, что эта проблема нашла отражение в пьесе Островского.

Тема пьесы - взяточничество и казнокрадство в среде государственных чиновников.

Идея - конец мира воров неизбежен.

В конфликте сталкиваются расхожая бытовая мораль чиновничьего мира и идеальная мечта честного труженика.

Вышневский - высокопоставленный чиновник, исповедующий принцип «Не пойман - не вор», зарабатывает себе состояние и положение в обществе всевозможными преступлениями. Он делает это сознательно и убежден, что прав, ибо так живут все. Нет людей, которые бы смогли бы достичь благосостояния, не нарушив писаные законы. Мир Вышневского живет по законам понятий, принятых в качестве основной морали. В этом мире прав тот, кто сумел достичь максимальных благ. Цель Вышневского - достичь главенства в этом обществе.

Ему противостоит собственный племянник - Жадов - молодой, образованный человек, только окончивший университет и начинающий службу. Жадов мечтает переустроить общество так, чтобы взяточничество было искоренено. Он мечтает о честной трудовой жизни. Он хочет изменить сознание людей и начинает со своих же сослуживцев. В канцелярии дядюшки он проводит беседы, порицающие взяточничество и прославляющие честный труд. В своей борьбе он одинок, но он свято верит, что делает благое дело. Он открывает глаза людям на общественные пороки и неправду.

Сверхзадача Жадова - построить идеальное общество, которое будет жить по законам справедливости и честного труда.

Сквозное действие Жадова - изобличение взяточничества и воровства.

Позиции Жадова и Вышневского определяются драматургом в самом начале пьесы. Остроту конфликту придает то обстоятельство, что Жадов и Вышневский являются родственниками. Дядя вынужден изгнать своего племянника и прекратить с ним всяческие отношения. Позиция Жадова вредит его репутации. Племянник разрушает систему взаимоотношений между чиновниками, поддерживаемую Вышневским в канцелярии.

В лагере Жадова почти нет союзников - единственный персонаж, который, также как и он, борется с пороками общества - это Мыкин, бедный учитель.

Сочувствует Жадову и его тетушка - молодая жена Вышнеского. Но она мало что может сделать для него. Зато противников у него достаточно - его дядю Вышневского поддерживают многочисленные сослуживцы, опытные в делах интриг.

Один из них - старый чиновник Юсов, прошедший по карьерной лестнице от простого писца до крупного начальника. Он достиг своего положения сам, пробился из «простых». Следуя законам чиновничьей морали, Юсов никогда не отказывался от «благодарности» и всегда знал, как и кого отблагодарить. Старый взяточник нажил себе земли и дома, а теперь «дает дорогу в жизнь» молодежи. Он охотно протежирует малограмотных молодых людей, таких же «простых», как когда-то был он сам. Юсов учит их выслуживаться перед начальством и не забывает получить с них за науку причитающиеся ему «благодарности». Платой за протекцию и покровительство Юсова, зачастую становятся даже не деньги, а угощения, подарки, знаки внимания. Подобная форма взятки позволяет Юсову гордиться своей добротой. Он уверен, что помогает ближнему, практически бескорыстно.

Для Юсова Жадов представляет серьезную угрозу - образованный молодой человек не нуждается в покровительстве старого ограниченного канцеляриста. Его задевает независимость Жадова, свободное поведение, открытая насмешка «образованного» над безграмотными чиновниками - подчиненными Юсова. Жадов прямо называет вещи своими именами - то, что Юсов именует «благодарностью», Жадов смело объявляет взяткой.

До поры, до времени старый взяточник не может вступить в открытую борьбу с Жадовым - все-таки он родной племянник его начальника Вышневского. Он борется за спиной у Жадова, и совершает следующие действия: настраивает против него сослуживцев, ябедничает дядюшке на лень и нерадение к службе его племянника, протаскивает на свободную выгодную вакансию своего человека. Но когда Жадов оказывается без протекции Вышневского, Юсов торжествует и смеется ему в лицо.

Второй противник Жадова - Белогубов - молодой чиновник, так же, как и Жадов, только начинающий карьеру. Белогубов главный претендент на место столоначальника в канцелярии. Он плохо обучен грамоте, на зато превзошел науку Юсова. Он знает, кому поклониться пониже. Являясь ставленником Юсова, Белогубов, все же, до конца не уверен, что желанное место достанется ему. А вдруг предпочтение отдадут «образованному».

Белогубов, так же, как и Юсов, не смеет открыто конфликтовать с Жадовым. Он старается заручиться поддержкой Юсова, чтобы получить доходное место. Белогубов действует чужими руками - играет на неприязни Юсова к «образованным», разжигает ненависть Юсова к Жадову. Получив место столоначальника, он издевается над Жадовым, демонстрирует ему свое богатство, нажитое на «доходном месте». Но и для Юсова Белогубов вскоре начнет представлять серьезную опасность. Вчерашний низкопоклонник, выбившийся в люди, будет метить на место своего начальника.

Отдельное место в конфликте занимают женские образы. Как уже было сказано выше, на стороне Жадова играет только его тетушка - Анна Павловна Вышневская. Она разделяет его принципы, поддерживает идеи, но для нее время открытой борьбы еще не пришло. Будучи во власти своего мужа, она ограничивается лишь сочувствием к молодому человеку. Правда, она противостоит своему супругу, уличая его во взятках и отказываясь принимать его подарки, заработанные нечестным путем. Вышневская ослабляет действенную линию Вышневского. Она вступается за Жадова в спорах между дядей и племянником; опровергает своим поведением высказывания Вышневского, касающиеся женской корысти; поддерживает решение Жадова жениться. Она вселяет в молодого человека уверенность, что в женщине он сможет найти друга и помощника.

Совсем другую позицию занимает мать невесты Жадова - Кукушкина . Она исповедует ту же мораль, что и Юсов. Вдова чиновника, Кукушкина, знает всю подноготную мира взяточников и полностью ее оправдывает. «От благодарности отказываться грех - обидеть человека надо» - так трактует она явление взяточничества. Вдвоем с Юсовым они объединяются против Жадова. Но у Кукушкиной своя цель - ей нужно заполучить выгодного зятя. Жадов со своими идеями не соответствует ее запросам. Но у Кукушкиной свой расчет - она собирается действовать через свою дочь - Полину, которую Жадов очень любит. У тещи уже готов план переделывания Жадова на свой лад. Кукушкина уверена, что бытовая необходимость перевесит идейную сторону и молодой муж оставит свои идеи ради содержания семьи. Она учить дочь, как влиять на мужа, чтобы он отступился от своих убеждений.

По пути матери идет ее вторая дочь - сестра Полины - Юлинька. Она ведет игру против Жадова через Полину. Будучи невестой Белогубова, Юлинька еще до свадьбы прикидывает чего и сколько сможет получить со службы ее жених. Выйдя замуж за Белогубова и получив все блага с «доходного места» мужа, Юлинька начинает вмешиваться в жизнь своей сестры. Юлинька, убежденная в том, что «даром» мужа не любить не стоит, начинает сеять сомнения в Полине. Она настраивает Полину против Жадова. Соблазняет ее нарядами, которые мог бы обеспечить Жадов, сверни он со своего пути, уговаривает бросить мужа, если он не одумается.

Полина - это персонаж, чья позиция на протяжении пьесы активно меняется. За ее мировоззрение постоянно идет борьба между Жадовым и ее родственниками. Она искренне любит своего мужа, но ей тягостна жизнь, которую приходится разделять с супругом. Полина старается терпеть бедную жизнь и лишения ради любви, но она не понимает и не разделяет убеждений своего мужа. Под давлением матушки и сестрицы Полина ломается и начинает борьбу с мужем - она склоняет Жадова изменить себе, пойти к богатому дядюшке и униженно просить у него доходного места. Но в самый последний момент, когда Жадов терпит поражение, Полина остается с ним. На этот раз она делает свой выбор сама, сознательно. Любимый человек ей дороже богатства и сытой жизни. Есть надежда, что Жадов, со временем приобретет в ней настоящего друга и союзника. Полина - первый человек, который готов разделять с ним, если не убеждения, то хотя бы образ жизни.

Мы видим, что по расстановке сил в конфликте, Жадов оказывается практически один против всех. Контрдействие его противников вернее всего было бы назвать осмеянием.

Если Жадов по своему сквозному действию изобличает своих врагов, то они осмеивают его. Разумеется, каждый действует по-своему и пользуется не только этим способом. Но, если попытаться найти общее в их действиях, то мы четко увидим, что все они прибегают к высмеиванию Жадова и его убеждений. Это оказывается очень действенным оружием, т. к. зачастую молодой человек не находит что ответить. Убеждениям Жадова суждено воплотиться в жизнь лишь отчасти, а его противники оперируют понятиями, на которых строится вся система продажного общества. Это общество уже построено, оно растет, живет и оправдывает себя для тех, кто готов исповедовать его мораль.

«Всегда это было и всегда будет» - слова Вышневского, контролирующего заведенный порядок в системе, обезоруживают своей прямотой и цинизмом.

Жадова высмеивают не только те персонажи, которых мы видим на сцене, врагов у него гораздо больше: «ты стал посмешищем всей канцелярии. Ты уж достиг своей цели, успел сделать так, что все с улыбкой переглядываются и перешептываются, когда ты входишь, и распространяется общий хохот, когда ты уйдешь», - продолжает его дядюшка Вышневский, с целью образумить племянника.

Насмешки, звучащие с самого начла пьесы, превращаются в откровенное издевательство, когда противники Жадова добились своего. Это раскрывается в сцене «В трактире».

Жадов за свои убеждения лишился покровительства богатого дяди, он вынужден работать без отдыха, чтобы как-то обеспечить молодую жену, времени и сил на борьбу у него все меньше, связи с прежними товарищами потеряны, поддержки нет. Он встречает старого друга Мыкина и заходит в трактир поговорить с ним.

Появляется Белогубов и Юсов с компанией чиновников. Они видят Жадова и устраивают кутеж - Белогубов заказывает дорогие вина и лакомства, кичится своими успехами, показывает пачку денег, «заработанных» им на «доходном месте» столоначальника, которое он приобрел, унижаясь перед Юсовым. Белогубов прекрасно понимает, что должен чувствовать Жадов, но ему этого мало. Он продолжает вести себя вызывающе: протягивает Жадову бокал вина с барского стола, предлагает ему деньги в виду его бедности. «От души», как говорит он сам. На самом же деле, это всего лишь один из ходов изощренного издевательства над поверженным противником. Своими действиями Белогубов явно дает понять Жадову, насколько он уверен в своей силе. Теперь его черед смеяться. А ведь когда-то он жаловался Юсову, что Жадов смеется над его орфографическими ошибками.

Юсов и компания чиновников усиливают линию Белогубова. Юсов, прежде остерегавшийся открыто бороться с Жадовым, теперь высмеивает его: в присутствии всей компании и трактирных слуг называет его «ученым молокососом», читает ему мораль, как следует жить «по закону». Чиновники поддерживают Юсова, находят в его словах великую премудрость и пьют за его здоровье.

Кукушкина и Юлинька подхватывают эстафету насмешек. Юлинька является в дом Жадова и смеется над бедностью Полины. Она вроде бы сочувствует сестре, но текст, который она произносит, говорит о ее истинном отношении.

Она видит, что сестра не может себе позволить даже необходимого, но произносит: «Да, я могу про себя сказать, что я счастлива. А ты, Полинька, как ты живешь? Ужасно! Нынче совсем не такой тон. Нынче у всех принято жить в роскоши».

Делая подарок Полине, Юлинька не может удержаться, чтобы не сказать: «У нас теперь есть средства, так что мы решились даже другим благодетельствовать». Юлиньке удается сделать то, что не смог ее муж Белогубов - она уговаривает Полину принять деньги. При этом она пренебрежительно отзывается о Жадове: «Представляет из себя умного человека, а нынешнего тону не знает. Он должен знать, что человек создан для общества».

Насмешкам Юлиньки вторит маменька, приехавшая вслед за ней. Наконец, сама Полина, поддавшись на провокации маменьки и сестрицы, начинает смеяться над мужем.

Сломленный Полиной, Жадов идет просить у дяди доходного места. Он рассчитывает на снисхождение дяди, но Вышневский встречает его градом насмешек и отказывает ему. Именно здесь для Жадова происходит момент окончательного выбора своего пути. Он понимает, что не сможет предать свои убеждения. Делая уступку Полине, он был готов поменять не сами убеждения, а образ жизни. Теперь же, оказавшись лицом к лицу со своими противниками, он видит, что ему придется унизиться еще больше, чтобы получить доходное место. Дядюшка ждет от него не просто извинений, а рабской покорности. Жадов окончательно определяется в своем выборе. Теперь уже насмешки его противников не ослабляют, а укрепляют его. Сделав свой выбор, он опосредованно помогает и Полине осознать, что ей на самом деле нужно. Полина понимает, что без Жадова она не сможет.

Если определять событийный ряд пьесы, то

исходное событие - Жадов отказывается разделять мировоззрение своего дяди Вышневского и лишается его покровительства,

главное событие - Жадов идет просить у дядюшки доходного места,

финальное событие - Жадов окончательно выбирает свой путь.

Сверхзадача спектакля - обретение своего пути.

Каждый человек в своей жизни делает выбор, который определяет его дальнейшую жизнь, его будущее. Верный или неверный выбор определяет не только будущее человека, но и его взаимоотношения с самим собой.

Ситуация выбора, в которой оказался Жадов, раскрывает его, как личность. Он готов пожертвовать своим честным именем ради любимой женщины. Но он не способен на предательство. В итоге, он не изменяет сам себе - он делает правильный выбор. В своем стремлении быть честным он абсолютно прав, даже если он оказывается один против всех.

К финалу изменяются все действующие лица пьесы. Усиливается позиция Жадова - от мечтателя-идеалиста он идет к убежденному борцу. Полина перестает быть игрушкой чужого мнения. Вышневский терпит крах - его отдают под суд за финансовые махинации. Вместе с ним теряют свои «доходные места» Юсов с Белогубовым. Все, кто исповедовал мораль Вышневского, оказываются ни с чем.

3. Образное видение пьес ы. Замыс ел спектакля

«Зерно" спектакля. Образ спектакля. Атмосфера спектакля. Темпо-ритмическое решение спектакля.

Работа с художником над оформлением спектакля. Принцип декорационного решения, его колорит, планировка. Му-зыка в спектакле.

«Зерно» роли Жадова - его честность. «Зерно» же спектакля, на мой взгляд, заключается в предчувствии правды. В каждом молодом поколении живет стремление жить чище и лучше, чем предыдущее поколение. Молодежь острее реагирует на любое проявление лжи, фальши, лицемерия и вступает в борьбу с ними. Ей дано предчувствовать рождение новых общественных норм, прогрессивных идей.

Лучшие люди молодого поколения сначала провозглашает новые моральные принципы, а потом и устанавливают их.

Жадов, как один из лучших представителей своего поколения, остро чувствует всю несправедливость сложившегося социального строя. Он понимает, что еще не пришло время для кардинальных преобразований. Он видит, что людей, готовых начать изменения, крайне мало. Осознавая всю трудность ситуации, он видит свое предназначение в просвещении тех людей, которые стали заложниками социальной системы. В этом его миссия.

Жадов понимает, что его задача почти невыполнима на данном этапе развития общества: «Невежественное большинство сильно. Борьба трудна и часто пагубна», - говорит он сам.

Но предчувствие правды, которая когда-нибудь наступит, делает его сильнее и укрепляет его веру в справедливость.

Если говорить о замысле спектакля, то моей главной задачей было максимально сохранить стиль и жанр автора. Мне важно было передать зрителю дух того времени. Время Островского - время зарождения свободы мысли. Инакомыслие всячески подавляется, но сдерживать его проявления для сильных мира сего все труднее. Тем не менее, противники мыслящих людей, собирают все силы для их искоренения. Борьба требует не столько внешнего выражения, сколько внутреннего напряжения. Это выразилось в мизансценах и манере актерской игры - все персонажи подчеркнуто подтянуты. В мизансценах присутствует некоторая статика. Мне хотелось, чтобы зритель сосредоточил свое внимание на мысли текста, поэтому при построении сцен я избегала лишних передвижений актеров, если они не подчеркивают остроты конфликта.

За основу декораций были взяты треугольные ширмы, оснащенные колесами. Подвижные конструкции ширм позволили быстро делать перестановку с одного места действия на другое. Закрепив на разных гранях ширм детали отделки, мы смогли обозначить три места действия в спектакле - «Дом Вышневского», «Дом Кукушкиной», «Дом Жадова».

Собственно, дом Жадова не требовал какого-либо дополнительного декора - мы оставили серый холст ширм без отделки - грубая фактура и цвет подчеркивали бедность жилища.

Условия любительского театра предполагают разработку оформления режиссером вместе с актерами. Цветовую гамму оформления мы выбирали сами, без художника.

В доме Вышневского, преобладали темные, коричневые тона. Мы выбирали тяжелые ткани, чтобы дать ощущение стабильности его мира, неизменности быта и жизненного уклада. Золотая отделка на портьерах и предметах реквизита подчеркивает богатство этого вельможи. Слуга в его доме поддерживает образцовый порядок и тщательно следит, чтобы все вещи находились на своих местах. Все, чем управляет Вышневский, - от дома до канцелярии, - не терпит никаких изменений. Он построил идеальную систему, строгий порядок и оберегает его. Составленные попарно ширмы создавали ощущение монолитных стен. Расположение мебели сохраняло строгую симметрию.

Для дома Кукушкиной выбирали белые и сиреневые тона. Отделка комнаты перекликалась по цветовой гамме с платьями барышень - они часть маленького мирка, в котором их жизнь протекает до замужества.

В доме Кукушкиной также царит порядок. Она небогата и замещает роскошь чистотой - белые покрывала и скатерти с кокетливыми оборками и бантиками создают эффект уютного гнездышка. Но, в то же время, подчеркивают пустоту и ограниченность хозяйки дома. Кроме оборок и бантиков в комнате ничего нет. Ее дочерям буквально нечего делать. Их развлекает жизнь за окном и пустые разговоры. Ширмы в доме Кукушкиной расположены так, что дают больше воздуха и пустого пространства.

Дом Жадова, как я уже отметила выше, лишен каких-либо украшательств, из мебели только самое необходимое - стол, несколько стульев, вешалка. Мы постарались подобрать универсальный комплект мебели, таким образом, чтобы на разной фактуре он смотрелся по-разному. Например, стулья и столы играют во всех картинах спектакля, но у Вышневского они блестят лаком на фоне тяжелых портьер, а в доме Жадова на фоне серых стен выглядят старыми и жалкими.

Ширмы в доме Жадова мы расположили углом - это сузило пространство и дало актерам и зрителям ощущение тесноты и убогости жилища. Угол - это не только место жительство Жадова, но и его положение в настоящий момент времени - обстоятельства жизни загнали его в угол.

Мебель в его доме расположена хаотично - в доме нет служанки, а Полина не следит за порядком. Книги, разложенные на стульях и столе, дополняют образ жилища бедного, но стремящегося к истине мечтателя.

Все три места действия получились достаточно разными по организации пространства и по антуражу.

Костюмы актеров мы также постарались выдержать в стиле той эпохи. Не могу сказать, что мы скопировали все детали костюма того времени, скорее стилизовали под эпоху, но постарались сделать костюм максимально приближенным по форме к тому времени.

Женские костюмы потребовали более тщательной разработки, чем мужские. Через крой и фасон платья каждой из героинь выражался ее характер - Юлинька кокетливее Полины, а значит, ее костюм декорирован обильнее, чем костюм Полины. При этом они сестры, общий цвет и покрой платьев объединял их. Кукушкина, их мать, старше по возрасту - ее платью соответствовал более темный цвет, но не лишенный кокетства фасон. Ведь она и сама подумывает о замужестве.

Во втором действии смена костюмов героинь отражала не только их характер, но и социальное положение, и уровень достатка их мужей.

Костюмы мужчин были выдержаны примерно в одной цветовой гамме и одного кроя. Различие было в незначительных деталях и в манере носить платье. Общий стиль и крой уравнивал их, как обитателей мира чиновников, а разница в манере держаться подчеркивала индивидуальность людей этого мира.

По темпо-ритму первое действие спектакля идет сравнительно ровно. Напряжение нарастает в конце первой сцены, когда Вышневский изгоняет Жадова.

На контрасте с этим событием идет следующая сцена - в доме Кукушкиной. Появление барышень-невест и их разговор о женихах идет в легкой непринужденной манере с долей комизма. Маменька Кукушкина добавляет остроты происходящему, заставляет девушек действовать активнее в деле обольщения женихов.

Приезд Юсова становиться событийным для всей женской компании - действие развивается - Кукушкина включается в борьбу за доходное место для своего будущего зятя Белогубова.

Последующие сцены Белогубова с Юлинькой и Полины с Жадовым раскрывают взаимоотношения обеих пар и проходят на контрасте. Напряжение в сцене Белогубова с Юлинькой острее - Юлинька стремится скорее получить от Белогубова предложение о замужестве. Белогубов же находится между двух огней - у него пока нет доходного места, чтобы жениться, а упускать невесту не хочется. Между ними идет активная борьба: Белогубов уговаривает Юлиньку подождать, а она провоцирует Белогубова на немедленный ответ.

Жадов - Полина - в этой сцене активность приобретает другой характер. Они по-настоящему любят друг друга, и все их действия направлены на заботу друг о друге. Сцена приобретает лирическую окраску, но ритм активизируется за счет беспокойства молодых людей за судьбу друг друга. Полина волнуется - сможет ли она составить счастье Жадова, он, в свою очередь, выбирает момент, когда сделать предложение Полине. Финал первого акта - светлое событие - Жадов предлагает Полине руку и сердце.

Второй акт начинается динамичной сценой в трактире. Жадов встречает своего старого товарища - Мыкина. Эту сцену можно назвать экспозицией - из их разговора мы узнаем о жизни Жадова за прошедший год.

Приход чиновников во главе с Белогубовым выявляет конфликт между Жадовым и Белогубовым, который в первом акте прослеживался лишь намеками.

Разгул Белогубова с компанией чиновников противопоставлен одиночеству Жадова. Кульминация разгула - пляска чиновников-взяточников с пачками денег в руках. Сцена своей динамикой задает тон всему второму акту, который идет в нарастающем напряжении.

Конфликт Жадова с обществом взяточников начинает втягивать в себя всех действующих лиц. Юлинька, Кукушкина, наконец, Полина. В итоге все персонажи пьесы оказываются против Жадова.

Даже слуга в трактире - он совершенно по-разному обслуживает денежную компанию чиновников, щедро дающую на чай, и крайне небрежно обходится с Жадовым, заплатившим только то, что следует.

Кульминация спектакля приходится на момент, когда Жадов отказывается от своей мечты остаться честным тружеником и соглашается идти к дяде за доходным местом.

В пьесе Островского Полина идет просить доходное место вместе с мужем. Но в спектакле я сделала по-другому. Жадов отправляется один. Он один принимает все унижения дядюшки и получает отказ. Полина появляется, когда он собирается уходить. И тогда наступает час выбора для нее. Жадов прямо говорит ей: «Полина, теперь ты можешь идти к маменьке; я тебя держать не стану. Уж теперь я не изменю себе. Если судьба приведет есть один черный хлеб - буду есть один черный хлеб».

Мне было важно отделить Полину от Жадова для того, чтобы подчеркнуть значение ее выбора. Принимая решение самостоятельно, она становится равна Жадову. Он уже не одинок. В финале их двое. Впереди у них новая жизнь и они вместе будут за нее бороться.

Мне хотелось, чтобы Жадов в спектакле не остался единственным представителем честных молодых людей. Полина не случайный человек в его жизни. Ей предстоит многое понять, но она достойная спутница Жадова - борца за новое общество.

Музыкальное оформление спектакля скорее носило служебный характер. Музыка предваряла начало спектакля, накладывалась на перестановки внутри действий и завершала финальные части.

Мы ограничились двумя романсами - «Если жизнь тебя обманет…» композитора А. А. Алябьева и «Матушка-голубушка» А. Л. Гурилева.

«Матушка-голубушка» - романс, заявленный Островским в пьесе. Его трудно игнорировать, т. к. на его фоне построен монолог Полины во втором действии. Полина скучает в одиночестве и напевает его машинально. Она тоскует о доме, из которого так стремилась вырваться. В пьесе романс звучит один раз.

В спектакле этой музыкальной теме отводится больше места. «Матушка-голубушка» звучит в самом начале второй картины, в момент, когда идет перестановка на дом Кукушкиной. Этой мелодией заявляется и новое пространство, и мир барышень-невест. Как только затихает минусовка, за кулисами начинает звучать рояль и голоса барышень, разучивающих романс. Музыкальный фрагмент в этой части спектакля звучит легко, весело, непринужденно.

Эта же мелодия предваряет перестановку на дом Жадова, но звучит уже совсем в другом характере. Она грустная, протяжная. Полина под нее передвигает мебель, обустраивает, как может, свое бедное жилище. Музыка замолкает, и Полина напевает слова уже без аккомпанемента. Романс звучит устало, безнадежно.

Одна и та же мелодия напоминает нам о доме, в котором Полина беззаботно жила до замужества и, в то же время, под нее разворачивается картина совсем иного образа жизни. Музыка задает ощущение безнадежности. Становится понятно, что Полине очень тяжело переносить все лишения ее новой жизни.

Романс «Если жизни тебя обманет»… звучит исключительно как мелодия, без слов. Он предваряет начало спектакля, заканчивает первую часть, начинает спектакль после антракта и звучит в финале.

Мне понравилась светлое настроение этой мелодии. По инструментальному исполнению эти романсы перекликаются между собой, таким образом, музыкальный фон спектакля становится, как бы, однородным.

Нейтральное настроение романса «Если жизнь тебя обманет…», мне показалось, очень хорошо для начала и завершения. Мелодия ничего не навязывает зрителю, в ней нет острых акцентов, усилений.

Она позволяет перед началом настроиться на восприятие, а по окончании оставляет зрителю пространство для собственного отношения.

Кроме того, оба композитора жили примерно в один временной промежуток с Островским. Таким образом, музыка вполне соответствует духу того времени и работает на мою задачу - выразить, прежде всего, автора пьесы.

4. Изучение действительности и мате риалов при постановке пьесы

Организация работы с участниками коллектива по изучению материалов к спектаклю.

Островский - автор 49 пьес, семь из которых написаны им в соавторстве. Среди его пьес нет ни одной, похожей на другую. Проблемы, поднятые в его произведениях, актуальны в любом обществе, в любое время. Сюжеты его пьес всегда жизненны и правдивы. Это не случайно - несколько лет драматург проработал в Московском совестном суде. Дела, разбиравшиеся в этом учреждении, давали богатую пищу для создания проблемных и острых произведений.

По словам великой актрисы М. Н. Ермоловой «Вместе с Островским на сцену явились правда и сама жизнь». Но этой правде пришлось прокладывать себе дорогу на сцену, преодолевая препоны цензуры. Самая первая пьеса А. Н. Островского, написанная им в 1849 году, «Банкрут» («Свои люди - сочтемся!») была запрещена к постановке. «Напрасно напечатано, играть же запретить», - такая резолюция вышла от Николая I. За Островским был установлен полицейский надзор, снятый только в 1855 году. Пьеса же увидела свет лишь в конце 1860 года.

Такая же судьба постигла «Доходное место». Написанная в 1856 году, пьеса попала на сцену спустя шесть лет - в 1863 году. Причем, поначалу она не встретила каких-либо препон со стороны цензуры - в год написания она была напечатана в журнале «Русская беседа» и тут же вышла отдельным изданием. В 1857 году пьеса единогласно одобрена театрально-литературным комитетом и допущена к постановке на сцене.

Пьесу берут Александринский театр в Петербурге и Малый в Москве. Пока в Александринском репетируют, в Малом назначается день премьеры - 20 декабря 1857 года. И тут «Доходное место» попадает в опалу. Представление запрещают. После запрета в Малом, Александринский театр также вынужден отказаться от постановки.

Работая на репертуар Малого театра, Островский прекрасно знал данные актеров труппы. Часто он прописывал роль для того или иного актера. Всей душой болея за будущее русского театра, он не ограничивался должностью драматурга, а брал на себя неизмеримо больше. Отлично понимая природу актерского искусства, он вел подготовительные занятия с актерами.

«Я каждую свою новую комедию, еще задолго до репетиций, прочитывал по нескольку раз в кругу артистов. Кроме того, проходил с каждым его роль отдельно» (2) - говорит он сам о своей работе с актерским составом.

  1. А.Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том XII. Статьи о театре. Записки. ГИХЛ, М., 1952

Воспитывая актеров, Островский создает Артистический кружок. Глубоко постигая психологию творчества актера, Островский закладывает театральные принципы, которые впоследствии разовьет Станиславский.

театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);

неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;

ставка не на одного актёра; создание в спектакле ансамбля

Сами актеры, осознавая вклад Островского в дело театра, платили драматургу искренней любовью. Не только столичные, но и актеры периферии высоко оценивали его деятельность. В 1872 году, по случаю 25-летнего юбилея творчества Островского, провинциальные артисты писали ему: «Александр Николаевич! Все мы развивались под влиянием того нового слова, которое внесено было вами в русскую драму: вы наш наставник». (3)

Малый театр именуют «Домом Островского». Его пьесы не сходят с театральных подмостков по сей день.

Изучать биографию Островского и его творческий путь с коллективом актеров мы начали после постановки его первой пьесы. Еще в 2008 году посетили дом-музей Островского. Особый интерес тогда вызвала история написания пьесы «Свои люди - сочтемся!»

При подготовке дипломного спектакля вывезти весь состав актеров в музей не было возможности, и мы ограничились изучением автора и эпохи при помощи фотодокументов.

Несколько подготовительных занятий было посвящено изучению жизни чиновников в этот период времени. Все актеры получили задание - найти к установленному сроку сведения:

О политической ситуации в России в 1857 г.

Об общественных настроениях
- о настроениях, господствующих в студенческой среде

О службе чиновников, их обязанностях, размере жалованья, бытовом укладе

Особый интерес вызвали темы, касающиеся образования того времени:
- какие дисциплины преподавали в университете?
- чему обучали барышень в пансионах?

Иногда темы делились на «мужские» и «женские». Мы даже проводили раздельные занятия, посвященные подробному изучению «мужского» и «женского» вопросов.

Большое внимание каждый уделил своему образу. Актерам было предложено самим найти вариант костюма и сделать эскизы или найти фотографии, в которых было бы выражено их представление о персонаже. Исполнители успешно справились с этим заданием. Были найдены колоритные портреты, с которыми мы впоследствии работали - сверяли костюм, искали прическу, грим.

Разрабатывая декорации, искали интерьеры того времени, виды и стили мебели. Иногда возникали спорные вопросы - например, были ли в покоях Вышневского свечи или он пользовался каким-либо другим видом освещения. В связи с этим была изучена тема карсельской лампы.

Работа над спектаклем обогатила весь коллектив театра новыми знаниями.

Изучая историю постановок «Доходного места» мы обращались и к творчеству актеров прошлых времен, воплотивших на сцене бессмертные образы Островского.

Заинтересовал своей биографией актер Александр Остужев - исполнитель роли Жадова. Его талант, скромность и сила духа достойны подражания. Не случайно, что именно этому артисту выпало играть Жадова - его внутреннее содержание вполне соответствовало образу, который был создан Островским.

Многих актеров заинтересовали современные постановки «Доходного места». Просматривая телеверсии спектаклей, они делились впечатлениями друг с другом в перерывах между репетициями, искали сходства или различия с тем спектаклем, который получался у нас.

Отдельного внимания заслужила постановка Михаила Царева от 1981 года в Малом Театре. Артистам показалось, что она наиболее близка к пьесе Островского. Но желания скопировать что-либо ни у кого не возникло - все искали свой образ.

Обращали на себя внимание и постановки других театров. Было интересно сравнить, как видят героев Островского другие художники. «Доходное место», как выяснили, мы с актерами, является очень востребованной пьесой для постановки в наше время. Его играют профессиональные театры в Петербурге и Тюмени, Самаре и Воронеже, Свердловске и Екатеринбурге.

У каждого коллектива свое решение и свой взгляд на автора. Для нашего же коллектива воплощение пьесы ценно еще и тем, что позволило всем участникам постановки приобрести новые знания и умения.

5. Работа с исполнителями, этическое и эстетическое воспи-тание коллектива в пр оцессе создания дипломного спектакля

Морально-этические задачи, поставленные студентом-дипломником в его работе над спектаклем, их конкретное реше-ние в данном конкретном коллективе.

Конкретные трудности и удачи в работе дипломника с коллективом (на примерах).

Коллектив нашего самодеятельного театра работает уже 7 лет. Актерский опыт у всех членов коллектива очень разный. Есть несколько человек, занимающихся уже около 5 лет. Есть те, чей стаж насчитывает не больше года. А были и такие, что только влились в коллектив, и им предстояло освоить азы актерского мастерства.

При подготовке такой сложной пьесы мне, как руководителю, предстояло объединить весь коллектив, сплотить его и добиться командной работы.

Коллектив нашего театра очень дружный, конкуренция и соперничество в нем не приживаются. Все актеры охотно помогают друг другу и переживают, если у кого-то что-то не получается. Но за последнюю пару лет у нас не было спектакля, в котором бы участвовал весь состав. А эта пьеса требует еще и достаточно большого количества актеров.

Поэтому, такая работа явилась для наших актеров немного непривычной. Каждому предстояло найти свое место в спектакле, свое место на сцене, добиться слаженности действий - будь то работа техническая, организационная или творческая.

А мне, как режиссеру, потребовалось учесть все особенности моих 14 актеров, а также их рабочие графики. Ведь репетировать мы могли по только вечерам и на выходных.

Количество людей, занятых в спектакле, потребовало жесткой дисциплины и точной организации. Все актеры очень скоро поняли, что на период работы над спектаклем им придется поставить интересы коллектива над личными интересами.

Очень помогали «старички» нашего театра. Они видели, что режиссер иногда не успевает отследить какой-либо момент или решить важный вопрос, и сами проявляли инициативу. Причем, не только в технических вопросах, но и в деле воспитания начинающих актеров - помогали им советом, подсказывали на какие моменты обратить внимание в подготовке роли, направляли в процессе репетиций. Иногда ругали за опоздания или небрежное отношение к реквизиту. Новички очень быстро схватили принципы работы в коллективе и на сцене, и результат не замедлил проявиться - больше всего похвал заслужили артисты-новички, исполнявшие роли слуг.

По-новому раскрывались в работе над спектаклем и «старые» артисты. Некоторые из них получили роли на преодоление. В процессе репетиций кому-то удалось сделать ощутимый шаг вперед.

Комедийный талант обнаружился у актрисы Дарьи Буймовой - исполнительницы роли Кукушкиной. Это стало открытием для всего коллектива и вызвало множество положительных эмоций.

Не все получилось у актерской пары, играющей Вышневского и Вышневскую. Но ребята мужественно преодолевали все трудности. На каждой репетиции искали ходы, которые бы приблизили их к роли. Поддерживали друг друга. К моменту показа спектакля они не освоили всего объема своих сложных ролей, но ушли далеко от себя прежних.

Много нового в работе с любительским коллективом для себя открыли молодые актеры - исполнители ролей Жадова и Полины. Мои однокурсники - Мира Умарова и Сергей Карпович, которых я пригласила в этот спектакль, оценили работу «непрофессионалов» по достоинству. Весь коллектив работал наравне со студентами-выпускниками, получившими профессиональное образование.

На репетициях шел активный обмен опытом. Ребята-выпускники делились с артистами-любителями полученными знаниями, а любители, в свою очередь, подсказывали наработанные актерские приемы, приобретенные ими в процессе практической работы на сцене.

Сплотила ребят и работа по изготовлению декораций, реквизита, костюмов. Весь спектакль был оформлен руками студийцев. Возникшие проблемы решали вместе. Работа не делилась на «мужскую» и «женскую». Когда мужской состав театра понял, что девушки не успевают пришить пуговицы к костюмам, все дружно взялись помогать.

Помощь и поддержку ребята оказывали друг другу не только на репетициях. В процессе подготовки спектакля, но и во время спектакля. Все очень волновались за трудные места в роли друг друга. Дожидаясь своего выхода, актеры не уходили со сцены в гримерку, а стояли за кулисами и

смотрели, как играют их товарищи. Они были готовы предупредить любую неожиданность, подсказать текст или просто морально поддержать. Те, кто находился на сцене, очень чувствовали эту поддержку. Спектакль прошел практически без накладок.

Работа сплотила весь коллектив и вывела актеров на новый уровень осознания себя в коллективе. Кроме того, новым артистам сразу была задана высокая художественная планка.

Наблюдая, как работают другие над сложными многогранными образами, они понимали, что на них лежит ответственность не меньшая. Им предстоит многому научиться и начинать свой старт им придется с той черты, до которой уже доросли их опытные товарищи.

Я очень благодарна всем своим артистам за веру в эту работу и за любовь к тому делу, которое мы вместе делаем.

6. Работа во круг спекта кля

Популяризация театрального коллектива среди населения. Пропаганда дипломного спектакля: афиши, анонсы в местной пе-чати. Сдача спектакля местным общественным организациям. Реклама премьеры дипломного спектакля: афиша, программки. Эксплуатация спектакля. Доработка выпущенного спектакля: репетиции после пре-мьеры, вводы новых исполнителей, замены, исправления недос-татков, отмеченных принимавшей спектакль комиссией и зрите-лями.

За 7 лет работы у нашего коллектива появился свой зритель. С каждым годом количество зрителей, посещающих спектакли, увеличивается. Премьеру «Доходного места» зрители уже ждали.

Информация о спектакле была заранее размещена на городских сайтах, в том числе на сайтах городских газет и местной администрации. За неделю до спектакля районная газета проинформировала читателей о готовящейся премьере (в приложении № 3).

Как обычно, мы подготовили и расклеили около 50 афиш на информационных досках города и прилегающих поселков. Рекламная кампания оправдала себя, и на премьеру собрался полный зал.

Перед началом зрители были оповещены, что они присутствуют на дипломном спектакле и им были представлены члены экспертной комиссии - педагоги и представители от культурной общественности города.

Спектакль прошел успешно.

После показа вышла заметка в местной прессе, (в приложении № 3). «Доходное место» войдет в репертуар театра и будет играться согласно репертуарному плану. Уже планируются его показы на других площадках города.

По первому показу на зрителя стали видны те эпизоды, которые требуют доработки. В ближайшее время будут назначены репетиции, на которых будут прорабатываться все слабые места и активизироваться действенные линии каждого персонажа.

Спектакль будет проверяться и расти на зрителе. На премьере произошло его рождение, а теперь нам всем предстоит его дорастить. В процессе дальнейшей работы в нем что-то непременно измениться. Все артисты готовы идти дальше по пути поиска и совершенствования своих ролей. Сейчас, после выпуска спектакля у каждого идет внутренняя работа над образом. И, я уверена, что тот заряд положительной энергии, который подарил нам зритель на премьере, поможет актерам сделать их роли еще глубже и убедительнее.

Произведение относится по жанровой направленности к комедии и основной темой имеет авторское исследование общественной жизни в качестве социального новообразования.

Композиционная структура пьесы представляется пятью действиями

Основу пьесы составляет противостояние старшего и молодого поколений, выражающееся в принципиально разных жизненных позициях героев произведения по отношению к старым порядкам и новым веяниям.

Основным персонажем пьесы писателем представляется Жадов, изображенный в качестве амбициозного молодого человека, имеющего университетское образование, живущего в московском доме дядюшки, но стремящегося к независимости от презираемого им образа жизни родственника и окружающих его людей.

Главному герою противопоставляется чиновничье общество, в которой самой яркой фигурой становится образ старого чиновника Юсова, убежденного взяточника, являющегося типичным представителем чиновничьего мира, где главенствует принцип торговли законами в виде жизненного правила. Каста чиновников представляется помимо Юсова генералом Вышневским, молодым служащим Белогубовым, вдовой Кукушкиной, являющимися типичными образцами царской бюрократии. С точки зрения чиновников, служащий, отказывающийся от взяток и выражающий честную позицию, является врагом и вольнодумцем, тем самым писатель утверждает собственное отношение к российской бюрократии, считая взяточничество широко распространенным негативным явлением.

Чиновничьему обществу в пьесе противопоставляется главный персонаж Жадов, выражающий искреннее негодование образом жизни бюрократического слоя населения, проповедующий демократические жизненные взгляды, но осознающего собственное бессилие перед самодурством. При этом писатель демонстрирует слабые черты Жадова, подчеркивая необходимость претворения благородных целей в жизнь путем преодоления трудностей, выстрадав их подлинную ценность.

Среди многочисленных проблемных вопросов, затрагивающихся в пьесе, присутствуют семейная тема, коррупционная составляющая власти, тема бедности и неравного брака, а также выбора жизненного пути и становления отдельной личности.

Динамичная сюжетная линия пьесы повествует о сопротивлении Жадова существовать по правилам чиновничьего мира в виде угождения, взяток, дести и лжи, принимая материальное благополучие в форме истинного жизненного смысла.

Повествование произведения иллюстрируется яркими и острыми диалогами, мастерски представленными писателем, в которых автор использует художественные приемы в виде тонкой иронии, юмора и сатиры.

Отличительной особенностью пьесы является изображение быта мещанства, описанного в правдивой и достоверной реальной действительности.

Смысловая нагрузка произведения состоит в убеждении зрительской аудитории о правильности жизненного выбора каждого человека, стремлении к его реализации и нравственной самореализации.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Ивана Васильевича из рассказа После бала

    Центральным персонажем в рассказе Л. Н. Толстого является Иван Васильевич. В произведении «После бала» он рассказывает историю, которая оставила неизгладимый след в его жизни.

  • Образ и характеристика Дон Кихота сочинение

    Для испанской культуры образ Дон Кихота является одним из центральных и основополагающих, также, наверное, и для всей европейской культуры Дон Кихот обладает огромным значением. Мне кажется, для российской культуры он не так понятен

  • Темы поэмы Полтава Пушкина: тематика и проблематика произведения

    После кровавого восстания декабристов российское общество столкнулось с вопросом об отношениях царской власти и обычных людей, а так же об историческом развитии России. А. С. Пушкин, проанализировав события прошлого, обратился к эпохе правления Петра I

  • Образ и характеристика Герасима в рассказе Муму Тургенева 5 класс сочинение

    Главный герой рассказа Герасим – дворник, высокий и богатырского телосложения, которого барыня забрала из деревни с собой в Москву.

  • Анализ глав повести Путешествия из Петербурга в Москву Радищева

    Начинается произведение сообщением Радищева к приятелю А.М. Кутузову. Автор показывает почему он, решил написать эту повесть. Глава «Выезд» повествует, как он, сидя за столом с приятелями, начинает поездку в кибитке