Константин васильев валькирия. Константин васильев

20.10.2019 Оздоровление

Старинное здание музея сожжено, а коллекция картин стоимостью свыше 3 миллионов долларов исчезла. Корреспондент «КП» попытался разобраться в этой истории.

СЛАДКОЕ МЕСТО

Земельный участок, где находится музей художника, в последние годы иначе как сладким не называли. Судите сами: десять минут пешком от метро «Алтуфьево», Лианозовский парк. В парке, за чугунной оградой, два с половиной гектара земли с могучими елями и дубами и удивительный дом 1903 года постройки — бывший особняк промышленника Лианозова. «Инвесторы» щелкали острыми зубами и без устали годами бродили поодаль, облизываясь, как серые волки вокруг пионерлагеря. И добром это не кончилось.

Сейчас из причудливой ломаной крыши музея обгорелыми костями торчат балки. Вокруг здания все усыпано красной черепицей и жженой дрянью. Среди мокрого мусора стоят корреспондент «Комсомолки» и создатель этого музея, председатель Клуба любителей живописи Константина Васильева Анатолий Доронин.

Председатель поддевает носком ботинка оплавившуюся канистру из-под тосола:

— В ней они принесли горючую смесь. Кажется, это был бензин с маслом. Выбрали самый глухой угол здания, облили все и подожгли. Десять машин тушили…

Я нюхаю канистру — в ней на дне еще осталась горючая смесь, и на автомате спрашиваю:

— Кто это сделал?

Анатолий Иванович как-то просто и обыденно говорит мне:

— «Инвесторы». Днем они приезжали — хотели забрать печать, документацию музея и клуба. Мы не отдали, а ночью, 22 сентября, музей подожгли.

— А картины, что с картинами?

— Картины у нас отняли чуть раньше…

В голове у меня в тот момент была лишь одна мысль: «Просто повезло, что весной успел сводить в музей Васильева детишек». Вот эту фразу про детишек и музей я потом использовал как пароль и своеобразный тест на порядочность, когда влез в музейную историю. Такого клубка вранья, противоречий, злобы и взаимного недоверия я не встречал никогда. Единственный VIP-заступник музея и поклонник живописи Васильева сатирик Михаил Задорнов тоже первым делом, в лоб, спросил меня:

— Почему вы занялись этой темой? Чей это заказ?

Я даже растерялся:

— Мне нравится Васильев, я детей своих водил в этот музей…

— Все! Все! Вы ответили на мой вопрос! — закричал сатирик. Михаил Задорнов в этот момент был в Магадане, стоял на трапе самолета. Но две минуты для меня нашел:

— Этот музей создавался с большой любовью поклонниками творчества Васильева. Это особая каста людей. И сам художник — знаковая фигура. Потому что он ведал нашу Быль, а не Историю. История всего лишь написана летописцами, людьми. А то, что было на самом деле, знают не все. Константин Васильев знал. Но сейчас торгашеское время. Константин Васильев и торгаши несовместимы, как филармония и мясокомбинат. И, конечно, этот лакомый кусочек хотели отхватить. Там земля, там ночной клуб можно построить. Мне противно даже говорить про это… Те, кто любит творчество Константина Васильева, мыслят по-старому. Они не могут и не умеют защищаться, и, конечно, у них все это отберут…

Создатель музея Анатолий Доронин: — А картины у нас отняли чуть раньше…
Фото: Леонид ВАЛЕЕВ

ДЕЛО О РАВНОДУШИИ

Судьбе художника трудно позавидовать. Непризнанный и гонимый при жизни, он писал как одержимый, как будто чувствовал, что скоро уйдет. Если вдруг появлялся экстравагантный покупатель, заинтересовавшийся непризнанным гением, художник просто измерял свое творчество школьной линейкой по диагонали и брал с ошарашенного коллекционера по рублю за сантиметр. И только много лет спустя люди заметят, что картины Васильева порождают так называемый «итальянский синдром» и посетители выставок и музея будут терять сознание от безумной энергетики, которую мастер вложил в свои полотна. Ушел Константин Васильев в 34 года, как бы подтверждая зловещую теорию о связи гениальности и неизбежной ранней смерти. Художник погиб странно, я насчитал четыре версии его смерти: 29 октября 1976 года был избит хулиганами в пустой электричке, выброшен на ходу из поезда, был зарублен топором, был сбит поездом на станции Антропшино. Уголовное дело прокуратурой не возбуждалось, следствия не было, и обстоятельства и причины гибели Константина Ва
сильева, наверное, так и останутся тайной.

Мы сидим с директором клуба в последнем уцелевшем здании — гигантской русской избе, в которой помещается детский театр, много лет работавший при музее. Анатолий Доронин рассказывает, как удалось вытащить из небытия наследство замечательного художника:

— Я познакомился с художником в последние годы его жизни, хотя признание и слава пришли к Васильеву только после смерти. Так часто бывает, слишком часто… В 1978 году я уговорил его мать, взял картины Васильева, привез их в Москву. В лютый мороз люди по четыре часа стояли на улице, чтобы попасть на выставку. Почти 10 лет эту выставку возили по России. Мама художника, она была еще жива, сказала мне, дословно: «Картины — это не дрова, чтобы возить их взад-вперед, давайте подумаем о музее».

Место под музей искали долго. Мать поставила единственное, но трудновыполнимое условие: она будет жить там, где находятся картины сына. В 1988 году Анатолий Иванович организовал клуб, и почти сразу нашелся особняк промышленника Лианозова.

— От дома осталось три стены, — рассказывает Анатолий Иванович. — Почти десять лет мы восстанавливали его, своими руками, на свои деньги. И в 1998 году музей открылся. Почти три года я обивал пороги правительства Москвы. Прошел каждого члена правительства, от каждого получил подпись. На это ушло три года, но нам выделили землю в аренду на 49 лет под строительство «Центра искусств».

Анатолий Иванович выкладывает передо мной на стол кучу документов. «Постановление правительства Москвы»: «Предоставить Клубу любителей живописи на 49 лет участок 2,57 га. Изъять из состава Лианозовского парка культуры земельный участок». Распоряжение правительства Москвы за подписью Юрия Лужкова о строительстве на выделенном участке «Центра искусств». Я смотрю в окно на закопченные стены сгоревшего музея и думаю, что единственное, чего нет пока в этой истории, — крови. Но это временно, потому что куш огромный, сдаваться никто не собирается, а власти, которые когда-то подписывали все эти бумажки, история с музеем интересует мало. Я бы даже сказал, как-то демонстративно не интересует. Вот только равнодушие к делу не подошьешь…

В ОСАДЕ «ИНВЕСТОРОВ»

Незадолго до смерти мать художника Клавдия Парменовна передала коллекцию картин в аренду клубу. Вокруг картин, как грифы-падальщики, уже начали крутиться мутные личности. Есть в антикварном мирке «специалисты по наследникам»: они ждали, когда картины отойдут старшей сестре, рассчитывая на ее сговорчивость. По словам Анатолия Ивановича, мать перед смертью наказала ему: «Не позволяй ей (сестре. — Прим. авт.) продавать картины». Анатолий Иванович поклялся и сдержал свое обещание. Как только новая хозяйка бесценного состояния собиралась что-то продать, она обращалась к клубу, и клуб прилежно выкупал у нее картины, официально составляя соответствующие бумаги и акты. Разумеется, картины оставались в музее, который в начале XXI века уже приобрел всероссийскую известность.

Чертовщина началась в 2005 году, когда к сестре художника нашла подход некая Любовь Высоцкая, ныне проживающая в Англии. «Комсомолка» подробно писала в свое время, как лихо и ловко эта дама кинула фигуриста Плющенко, уговорив его подписать всего одну бумажку. Как в анекдоте, где футболист Бэкхем, дающий автограф, не знал, что подписывает контракт с ярославским «Шинником»…

Мадам Высоцкая собиралась построить на территории музея два высотных здания, пообещав сестре художника несколько квартир. Началась обычная рейдерская чехарда, которая тогда была в диковинку. Поддельные подписи и протоколы, иски и изнуряющие суды. В общем, ничего нового, только с музеем было все значительно проще, так как он являлся общественной организацией. Сменил председателя — и владей! Анатолий Доронин торчал у «инвесторов» как кость в горле. И каждый заход на цель липовые инвесторы начинали с того, что пытались устранить этого человека, который сопротивлялся с упорством обреченного. Атаки не прекращались — музей как был, так и оставался сладким объектом: не до конца оформленные документы на особняк Лианозова. Два собственника коллекции и музейного имущества — сестра художника и клуб периодически конфликтовали. При этом стоимость картин постоянно росла, и сейчас, по самым-самым скромным подсчетам, коллекция стоит свыше трех миллионов долларов! Сумасшедшие деньги принадлежали физическому лицу и общественно
й организации со смешным названием Клуб любителей живописи, с доверчивым и интеллигентным председателем во главе. Мне удалось дозвониться до сестры художника. Замученная женщина не очень хотела говорить со мной. И на мой вопрос: «Где картины?» — Валентина Васильева устало сказала:

«Ожидание» — у этой картины посетители музея теряли сознание. «Итальянский синдром» — энергетика художника продолжает жить в его полотнах.

— Спросите у Доронина, я не знаю…

Я спросил. Беда, по словам Анатолия Ивановича, пришла откуда ее не ждали, от людей, которым доверяли.

— В 2002 году сестра художника хотела продать картину, одну из самых известных — «Валькирия над сраженным воином». И когда она нашла покупателя, пока шли переговоры, я эту картину снял и унес. Я сдал ее на ответственное хранение в фирму «Частное право». Это была не просто какая-то случайная организация. Они оказывали нам юридическую поддержку. Один из ее сотрудников — член Попечительского совета музея. Я им верил и доверял.

ПОГОНЯ ЗА КАРТИНАМИ

Минувшее лето принесло музею новые беды в виде странного судебного решения: Бутырский суд на основании старого решения Коломенского суда о правах на картины постановил изъять из музея 15 полотен и передать их сестре художника. Собрание клуба в ответ постановило: перед передачей провести экспертизу всех картин музея на предмет их подлинности экспертами Академии художеств. Смею предположить, что у этого решения было две причины. «Инвесторы» не раз обвиняли Анатолия Доронина в том, что все картины давным-давно проданы, а в музее висят копии. Была еще одна, самая веская причина — члены клуба хотели сохранить в целости самую крупную коллекцию картин — 82 полотна. Тем более ходили слухи, что с сестрой художника много лет вели переговоры власти Татарстана. И я лично не сомневаюсь, что в республике нашли бы силы и средства, чтобы построить для работ своего гениального земляка музей. По другим слухам, на Западе нашелся крупный и богатый покупатель.

По словам Анатолия Доронина и судя по тексту его заявления в прокуратуру, юридическая фирма «Частное право» предложила поместить картины на территории закрытого режимного предприятия «Восход» и там же провести экспертизу.

— Мы вывозили картины на «Газели». Охранники ехали в первой машине, потом машина с картинами, потом я на своей машине. Ехали каким-то длинным путем, зачем-то выехали на МКАД. И как только выехали, ведущая машина перекрыла мне дорогу, а «Газель» рванула вперед — 100 — 120! Рванула так, что у части картин разбились стекла! Я водитель опытный, догнал их. Бросился на водителя, он стал оправдываться, нести всякую чушь: мол, жена рожает. Убедили меня, что это случайно, они не собирались от меня отрываться. Но когда мы разгрузили картины, мне дали фиговую расписку — мол, начальства на предприятии нет, печати нет. Завтра придешь, все оформим. В расписке было написано: «Я, такой-то, взял репродукции картин!» Репродукции!!! Без паспортных данных, без ничего! Деваться мне было некуда — ночь, а везти картины в музей я боялся. Оставил их до утра.

— И что вы сделали?

— Я на следующий день пришел в «Частное право» вместе с членами клуба. И мы ходили туда как на работу, требуя, чтобы нам вернули либо картины, либо отдали договор. Я дозвонился до начальника режима этого «Восхода», и он заверил меня, что картин там уже нет. В конце концов они отдали нам липовый договор от какой-то адыгейской фирмы. 28 августа я написал заявление в прокуратуру: «… все действия организации «Частное право» являются попыткой совершить рейдерский захват территории и имущества РОО «Клуб любителей живописи К. Васильева», а также присвоить себе картины художника К. Васильева».

«Человек с филином» — загадочный автопортрет Константина Васильева, написанный незадолго до его смерти. У ног художника сгорает свиток с надписью «Константин Великоросс», и пламя превращается в дубовый побег.

НЕДОВЕРЧИВЫЕ ЮРИСТЫ

Как выяснилось позже, все вышеописанные события не были спонтанными. У клуба взяли документы на здание под предлогом помощи в оформлении документов. Чуть позже юристы получили протокол никогда не собиравшегося собрания клуба, на котором был назначен новый временный председатель — Вячеслав Шатский. Его отрекомендовали как бывшего сотрудника МВД, который возьмется решать проблемы клуба в суде и прочих бюрократических организациях. За день до пожара временный председатель с группой поддержки приезжал в музей за печатью клуба и документами. Но у музея оказалось множество защитников. Крепкие мужики проводили гостей восвояси, а ночью музей подожгли…

Мне удалось встретиться с господином Шатским. У меня был всего один конкретный вопрос, который волновал больше, чем земельный участок, здание и подделка подписей: «Где находятся картины, может ли их увидеть корреспондент «Комсомольской правды»?» Ответ мне прислали по электронной почте: «Нет». Но встретиться согласились. Место и время встречи новый председатель клуба оговаривал строго по электронной почте или с помощью SMS-сообщений. Боялся, что его записывают на диктофон. Встречались в метро, где господин Шатский, отказавшись от разговора, передал мне папку с десятком страниц текста. Это было интервью с жутким названием «Заклинание огня», и его новый председатель, по-видимому, взял у себя сам. В придачу он попросил корреспондента «КП» расписаться на каждой страничке второго экземпляра, поставив рядом с подписью дату.

— Если вы исказите мои слова, — предупредил меня Вячеслав Дмитриевич, — встретимся в суде!

В этой истории и так слишком много судов, потому привожу самый важный фрагмент текста без искажений:

«- А что мешает организовать выставку коллекции уже сегодня? Это бы способствовало ее сохранению, успокоило бы общественное мнение и развеяло бы многие домыслы.

— Мешает не столько проблема подбора подходящего помещения (старое непригодно после пожара, но это — вопрос решаемый), сколько вопросы юридического порядка».

Картины, можно сказать, нашлись, и очень надеюсь, что молчащая прокуратура, получившая заявление о хищении еще 28 сентября, примет какие-то меры. Больше в автоинтервью Вячеслава Шатского ничего интересного не было, кроме обвинений Анатолия Доронина в бесхозяйственности и непрактичности. Непонятно только, как ему удалось вообще спасти наследие замечательного художника и создать этот музей на пустом месте?

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Чем закончится эта история, пока непонятно. Михаил Задорнов, несмотря на весь свой пессимизм, заверил меня, что по людям, забравшим картины, сейчас работают частные сыщики. Собирают компромат. Поможет ли это вернуть картины в музей, не знаю. Хотя выход из этой запутанной истории есть. Простой и понятный — признать картины Константина Васильева национальным достоянием. В этом-то, надеюсь, ни у кого нет сомнений?

Когда верстался номер:

Сотрудник Росохранкультуры Ерванд Цовян сообщил корреспонденту «КП», что частные коллекции находятся вне их компетенции. Но за сигнал поблагодарил и заверил, что картины художника Россию не покинут. Благо именно Росохранкультура дает разрешения на вывоз предметов искусства.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Константин ВАСИЛЬЕВ . Родился в Майкопе 3 сентября 1942 года во время оккупации. Вырос в поселке Васильево под Казанью.

В 1954 году газета «Комсомольская правда» поместила объявление, что Московская средняя художественная школа при Институте имени В. И. Сурикова принимает одаренных в области рисования детей. Константин Васильев был зачислен в эту школу, а в 1961 году с блеском окончил Казанское художественное училище. Мог писать в любой манере, переболел даже сюрреализмом. Художник оставил после себя около 400 картин, большая часть его творческого наследия — 82 полотна — хранилась в музее.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Картины сгубила доверчивость

В этой истории осталось множество вопросов, которые снять могут только компетентные люди в погонах. Разумеется, часть вины за утрату коллекции лежит на Анатолии Доронине. В этом журналистском расследовании он мог бы быть главным подозреваемым, если бы не несколько важных деталей, которые его оправдывают. Музей был делом его жизни — сейчас от этого дела остались лишь обгорелые развалины. Анатолия Ивановича поддерживают сотни людей, которые знают его много лет. Это тоже дорогого стоит. Создатель музея и клуба живет более чем скромно, ездит на отечественной машине с разбитой фарой. Деталь характерная. Пишет сам на себя заявления в прокуратуру — странно, правда? Но самое главное, он в этой истории оказался единственным, кто общался с прессой.

Разумеется, он многого недоговаривал. Его доверчивость и некоторые поступки вызывали вопросы — например, когда он прятал картины от законной владелицы, спасая их от продажи. Или, не глядя и не читая, подписывал серьезные документы. Но он, не стесняясь, рассказал про это журналисту. Причем не с глазу на глаз, а в присутствии других членов клуба. На этом фоне упорное молчание и анонимное общение с другой стороной конфликта выглядит очень и очень странно. И верить им не хочется, а хочется верить тем, с кем можешь общаться глядя друг другу в глаза.

Александр ПОНОМАРЕВ

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение. Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли – не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,адрес для ПОСЫЛОК ,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47,связаться можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ .или пишите на почту xxUbahbi4xx@yandex.ru Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

На севере Москвы есть небольшой лесной массив — Лианозовский лесопарк. На Череповецкой улице взгляд выхватывает из-за деревьев старинный бледно-розовый особняк постройки начала XX века. В 1998 году стараниями энтузиастов здесь был открыт Музей творчества Константина Васильева , позднее преобразованный в .

* Организатор экскурсии:

Бывшая дача Лианозова, ныне Музей славянской культуры имени Константина Васильева

Талантливый художник Константин Алексеевич Васильев прожил короткую — всего 34 года, но чрезвычайно насыщенную творчеством жизнь. Он оставил после себя около 400 работ, которые сейчас хранятся в музейных собраниях Москвы, Коломны, Казани и в частных коллекциях. Слава пришла к нему уже после смерти, а при жизни многие обвиняли его и в отсутствии таланта, и в русском фашизме. До сих пор не раскрыта тайна его гибели — то ли он попал под поезд, то ли был преднамеренно убит. Последнее предположение более вероятно.

Картины Васильева насыщены разнообразными символами, отсылкам к историческим и мифологическим сюжетам. Поэтому без опытного проводника здесь не обойтись. Для нас им стал директор музея Доронин Анатолий Иванович.

Директор музея Анатолий Иванович Доронин

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в Майкопе. После войны семья переехала в небольшой поселок Васильево недалеко от Казани. Мальчик с детства рисовал, предпочитая карандаши игрушкам. В 11 лет он поступил в Московскую художественную среднюю школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова. Затем из-за смерти отца был вынужден вернуться в родные края, где продолжил учебу в Казанском художественном училище.

После окончания учебы Васильев вернулся в родной поселок. Внешне жизнь была очень скромной: работа учителем рисования и черчения в средней школе, затем художником-оформителем на заводе. В тот период жизни Васильев пробовал себя в разных жанрах и техниках. Но в какой-то момент наступил творческий кризис. Полгода художник не брался за кисть. Пока не произошел один, на первый взгляд малозначительный эпизод.

Один его друг, гуляя в лесу, наткнулся на орла, сидящего на ветке и чистящего перья. Человек хотел подобраться к нему поближе, но птица встрепенулась и так грозно посмотрела, что тот поспешил убраться восвояси. Васильев, услышав эту историю, неожиданно пообещал написать картину.

У Константина Алексеевича существовал такой обычай: в назначенный день, перед тем, как представить работу, его друзья должны были прочитать стихи или рассказать истории по теме картины. Так было и на этот раз. После этого Васильев сдернул покрывало, и гости замерли в изумлении.

Именно так назвал Васильев эту работу. Самого орла мы здесь не увидим. Лишь мужчину средних лет с неестественно светлыми глазами, настороженно вглядывающегося в зрителя. Может, он и есть орел? Суровый житель Севера посреди таежного заснеженного леса. Потом мы не раз увидим это лицо на полотнах художника. Абсолютное воплощение силы и мужественности. Здесь же в правом верхнем углу славянской вязью выведен новый псевдоним мастера: «Константин Великорус».

Подпись «Константин Великорус», фрагмент картины

С этой работы начинается новый творческий цикл, который оборвет трагическая смерть. Подчас кажется, что художник словно предчувствовал свой скорый конец.

Два полюса — мужское и женское, это два начала бытия. В картинах Васильева мы постоянно будем видеть эту символику: крест, лед и пламя, холод и страсть. Воплощением женственности у Васильева выступает образ девушки с удивительными глазами в картине .

Когда эта работа была закончена, мать художника, Клавдия Парменовна, опешила, узнав себя в молодости. В конце августа 1942 года Майкоп заняли фашисты. Её муж ушел партизанить. А её, беременную, вызвали в гестапо. Потом отпустили, но дома поселили двух немцев: надеялись, что отец найдет способ связаться с женой, чтобы узнать, кто же родился. И его мать ночами стояла у окна со свечой, предупреждая таким образом об опасности. Каким-то неведомым образом художник уловил ту ситуацию и воплотил её на холсте.

А вот картина . На первый взгляд — молодая пара, возлюбленные. Но стоит приглядеться внимательнее, разобраться со всей системой символов, как понимаешь всю трагичность этого сюжета.

Молодой мужчина, в руках у которого вилы — символ мужественности. Причем вилы здесь необычные — с тремя зубьями, а не четырьмя, как обычно. Перед ним — девушка с коромыслом, олицетворяющим женское начало. Вилы и коромысло образуют крест — соединение женского и мужского начал. Мужчина целует девушку, но она отвернула от него лицо.

Страсть мужчины передана алым цветом рубахи под тулупом и крючковатыми пальцами, напоминающими когти орла. А девушка словно соскальзывает по коромыслу прочь от мужчины. Увидим мы и другие неблагоприятные знаки. В окне едва виднеется чей-то недобрый глаз. А наличники украшены воронами — символом беды и зла. Никогда этим двоим не быть вместе.

Есть у художника другая подобная картина — «Нежданная встреча» . Но и там мы увидим неблагоприятные знаки. Может, в этом образе нашли отражение неудачи Васильева в личной жизни?

Еще одна работа с не менее трагичным подтекстом, хотя на первый взгляд она кажется весьма умиротворяющей, хотя и чувствуется в ней некоторая тревожность: .

В прошлом, в первый день жатвы вся семья выходила в поле как на праздник. Но дозволялось убрать лишь один сноп. А здесь мы видим девушку в одиночестве. Острие серпа направлено в сторону её сердца. На голове — венок из васильков, который по некоторым поверьям символизирует связь с загробным миром. На то, что василек здесь имеет негативный оттенок, указывает еще один знак — раненный ствол березы. Да и сама береза — символ одиночества.

Печальна картина .

Девушка сидит около лесного озера, рядом с ней изображена береза — символ одиночества. Здесь совсем мало цветов, основные тона — зеленый, серый и бурый. Картина посвящена младшей сестре художника — Людмиле, которая, того не подозревая, искупалась в зараженном радиацией озере и «сгорела» за несколько месяцев…

Еще один цикл работ посвящен древним славянским, германским и скандинавским божествам. На них мы обнаружим знаки и символы, за использование которых Константина Васильева причисляли к фашистам и несколько раз вызывали на допросы в КГБ. Впрочем, и свастика, и сокол с орлом — это древние индоевропейские символы, которые нацисты лишь заимствовали, вложив в них новый, страшный смысл.

Или «Святовит» — бог войны и победы у западных славян, главный бог жителей острова Рюген и прилегающих земель, его статуя стояла в святилище города Аркона. Необычен выбор цветовой гаммы — игра на контрасте различных оттенков серого и красного.

Кажется, что по первоначальному замыслу вовсе не квадрат с косым крестом должен был быть изображен на шлеме и кольчуге. А сокол на щите напоминает тот, который мы обнаружили в экспедиции в Старой Ладоге.

Свентовит, фрагмент картины

Свентовит, фрагмент картины

А вот «Валькирия над сраженным воином» , забирающая его душу. Характерный взмах рукой, отстраненный взгляд… Огромное полотно, купленное на с трудом сэкономленные деньги, почти полностью занято изображением серых облаков. Писал эту работу Васильев под музыку «Полет Валикирий» Рихарда Вагнера: Вагнер был одним из самых любимых композиторов художника.

«Вотан» , или «Один» — верховное божество германо-скандинавской мифологии, бог войны и победы, волхв и шаман, знаток рун, предводитель валькирий.

Вотан — верховный бог древних скандинавов

Интересны работы «Князь Игорь» и . По первоначальному замыслу, это должен был быть триптих, но в результате было написано только две картины.

«Князь Игорь» и «Плач Ярославны», диптих

На картине «Князь Игорь» мы видим древние славянские символы, которые сегодня, увы, стали олицетворением разъединения двух братских народов.

На картине «Плач Ярославны» одеяния княгини напоминают змеев, которые душат её. Можно даже не вспоминать сюжет.

Рядом с ними висит еще одна картина с трагическим сюжетом — .

Княгиня Евпраксия Рязанская славилась своей красотой. Хан Батый хотел завладеть красавицей, убил её мужа, князя Федора Юрьевича Рязанского. Княгиня, узнав об этом, бросилась вместе с сыном со стены. В глазах её — решимость, готовность принять свою судьбу до конца. Её лоб украшает очелье — оберег и знак мудрости. Развевающийся плащ напоминает крылья.

Но не все работы Васильева так трагичны. Среди них мы найдем немало картин природы. Хотя и там мы увидим некоторую напряженность, слом.

Еще один большой цикл картин Васильева посвящен русским былинам и сказаниям. Большинство картин выполнены темперой.

Особо следует сказать о последней работе Васильева, которую художник завершил незадолго до гибели. Она называется .

Внизу огонь пожирает свиток со славянской вязью «Константин Великорус, 1976». Интересно, что свиток своей формой напоминает Сибирь. Васильев верил, что именно оттуда начнется возрождение России.

Человек с филином, фрагмент — надпись «Константин Великорус, 1976»

Было ли это самоисполняющимся пророчеством, или просто эту цифру следует понимать как год написания картины — каждый трактует по-своему. 29 октября 1976 года художник и его друг погибли при невыясненных обстоятельствах. Похоронен Константин Васильев в поселке Васильево, в его любимой березовой роще.

«Если мои картины не нужны Отечеству, то все мое творчество следует признать неудавшимся» — Васильев

К сожалению, в Музее выставлены далеко не все работы художника. Так, мы здесь не увидим его знаменитые картины, посвященные Великой Отечественной войне — «Парад 41-го», «Нашествие», «Прощание славянки», «Портрет Маршала Советского Союза Г.К.Жукова» и другие. Нет здесь и ранних работ в стиле сюрреализма и абстракционизма.

Здание, в котором ныне располагается Музей славянской культуры имени Константина Васильева, было построено в начале XX века одним из крупнейших российских промышленников, нефтяным магнатом и меценатом Степаном Георгиевичем Лианозовым (Лианосян, 1872-1949) в качестве дачи для своей возлюбленной. Вокруг дома был разбит большой парк, который украшали статуи. По другой версии, этот дом, который за цвет портика называли «белой дачей», занимал управляющий усадьбой Алтуфьево или начальник Савеловской железной дороги. В то время этот район был дачным пригородом Москвы.

Здание Музея славянской культуры имени Константина Васильева

После Октябрьской революции помещение дачи заняло уездное управление ВЧК, затем размещались квартиры военных. В 1986 году здание, которое к тому времени требовало капитального ремонта, было передано тресту столовых Тимирязевского района города Москвы для организации ресторана. Однако грянула печально известная антиалкогольная кампания Горбачева, и строение оказалось бесхозным. Спустя два года оно превратилось практически в руины: всё, что можно было разобрать, унести или сломать, было разобрано, вынесено и сломано. Власти приняли решение снести ветхое строение и расчистить территорию под парк.

В то время «Клуб любителей живописи Константина Васильева» под руководством военного журналиста и поклонника таланта художника Анатолия Ивановича Доронина активно искал помещение под галерею. Первоначально предполагалось организовать музей в Коломне, уже были выделены помещения в доме-музее писателя Ивана Лажечникова. Матери и сестре художника купили квартиру в этом городе. Однако нашлись противники такого решения. В результате от этого варианта пришлось отказаться. Тем не менее, некоторые из работ Васильева сейчас экспонируются в Коломне.

«Северный орел» и директор музея Доронин Анатолий Иванович

И тут очень удачно «подвернулась» дача Лианозова в Москве. Строение и прилегающая к нему территория были переданы на баланс общественной организации, начались работы по восстановлению. В 1998 году отреставрированное здание приняло первых посетителей. Рядом был возведен бревенчатый дом в древнерусском стиле, предназначенный для Центра искусств.

Первоначально все 5 залов занимала экспозиция картин Константина Васильева. Однако в 2000-х годах было осуществлено несколько попыток рейдерского захвата здания. В 2009 году дом даже подожгли, но пожар удалось потушить, картины не пострадали. Начались судебные тяжбы и, одновременно, медленное восстановление музея.

В целях безопасности было решено выставить только часть произведений художника, заменив некоторые из них копиями. Сейчас работы Васильева экспонируются в двух залах, остальные три занимают выставки работ современных художников, разрабатывающих славянскую тему. Музей получил новое название — «Музей славянской культуры имени Константина Васильева».

Русь дохристианская

Можно по-разному относиться к дохристианскому периоду нашей истории. Кто-то верит в существование Ведической Руси и Гипербореи. Другие практически полностью отрицают тот период как темный, лишенный света Истины. Я придерживаюсь в этом вопросе строгого научного подхода, основанного на данных истории и археологии.

Тот долгий исторический этап, несмотря на его малоизученность, сыграл огромную роль в нашей истории. Он оказал влияние на всю нашу культуру и наш менталитет. Его мы угадываем в сказках и былинах, орнаментах крестьянской одежды и хозяйственной утвари. Согласно теории Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном, оно прорывается в наше сознание в виде архетипов. Мы чувствуем древние пласты в различных символах и знаках. Увы, многие из них сейчас связывают исключительно с идеологией фашизма. Та эпоха бередит души, погружая нас на архаические уровни нашей психики.

И потому так цепляет творчество Константина Васильева и других мастеров, работающих в жанре реконструкции и творческого осмысления древних культур, народов, некогда населявших территорию нашей страны. Сейчас в музее можно увидеть работы замечательного художника Всеволода Иванова , создающего величественные образы Древней Руси, Владимира Семочкина с его неповторимым стилем, очень светлые работы его отца — Валерия (Радомира) Семочкина , работы в камне и дереве Виктора Гончарова и других.

На Череповецкой улице, недалеко от метро Алтуфьево расположился необычный Славянский музей. Здесь можно полюбоваться замечательными работами художника Константина Васильева. Основной темой творчества которого является славянская культура, былинные герои. Мы зашли в этот музей после прогулки по усадьбе Алтуфьево , оказалось не зря.

Славянский музей

В 1998 г. здание, где сегодня находится музей Славянской культуры, было практически разрушено, однако на него обратили внимание члены клуба любителей живописи замечательного русского художника Константина Васильева . Общественной организации удалось получить разрешение на использование здания, предназначенного под снос. Начался сбор средств на ремонт. Благодаря добровольным пожертвованиям и средствам, собранным от посещения выставок художника, особняк удалось восстановить. Возможно, не все знакомы с творчеством Константина Васильева, однако, мне кажется, стоит хотя бы раз увидеть его великолепные картины, и они навсегда оставят в душе каждого русского человека глубокий след. Основной тематикой его творчества были русские былины, истории славянской и скандинавской мифологии. К сожалению, Константин Васильев рано ушел из жизни: в 34 года он был сбит на переезде проходящим поездом. Однако за свою непродолжительную жизнь он успел создать довольно много произведений, которые выделяются и темой, и цветовым решением, и еще чем-то таким, что невозможно передать словами.


Валькирия над сраженным воином

У истоков создания клуба стоит Анатолий Иванович Доронин, который сейчас занимает должность директора музея. Именно он открыл широкой публике твор-чество Константина Васильева и несколько десятилетий занимался организацией выставок и созданием музея художника. К сожалению, много было препятствий в работе музея, картины похищали, здание поджигали, однако в настоящий момент мы снова можем любоваться великолепными полотнами замечательного художника.

Находится музей на Череповецкой улице, до которой можно добраться от метро «Алтуфьево» (можно совместить с посещением усадьбы Алтуфьево ). Для автомобилистов рядом есть парковка. Кроме основного здания музей располагает и небольшой территорией, где установлены каменные статуи, высажены деревья, поэтому кажется, что мы не в Москве, а в какой-нибудь деревушке.


На территории музея

Кроме того на территории есть еще небольшой деревянный терем, где проходят лекции и музыкальные выступления. Для детей в музее славянской культуры организуют тематические культурные программы, рассказывающие о героях русских былин и сказок, об укладе жизни наших предков.

В музее проводятся мастер-классы по изготовлению кукол, глиняных игрушек и росписи. Вход в музей стоит 200 рублей для взрослых. Столько же стоит экскурсионное обслуживание. Правда, на экскурсию лучше записываться заранее по телефону, указанному на сайте музея.

Нам же пришлось присоединиться к группе, которая уже начала осмотр, поэтому часть рассказа экскурсовода мы пропустили. В двух залах первого этажа выставлены картины Константина Васильева. Одной из самых известных его полотен является «Северный орел». Именно после создания этой картины художник стал подписываться псевдонимом Константин Великорос, и начался его цикл работ, посвященных изучению и воплощению на полотнах наших предков. На картине «Северный орел» изображен лесной старец с очень пронзительным взглядом. Художник пытался выразить таким образом понятие силы духа и мужского начала.


Северный Орел

В противоположность этому полотну картина «Ожидание», выражает женское начало и изображает девушку со свечой, которая ждет своего любимого.


Ожидание

Очень мощной является картина «Человек с филином», созданная в год смерти художника. Кстати внизу под ногами старца сгорает свиток с именем Константин Великорос, возможно, творческие люди каким-то образом предчувствуют свою судьбу.


Человек с филином

В картине «У чужого окна» можно увидеть в отражении стекла глаз, подглядывающий за мужчиной и женщиной.

Так же здесь мы видим ряд изображений исторических персонажей: «Князь Игорь», «Плач Ярославны», «Евпраксия».


Работы Васильева

С каждой картиной связана своя история, которую очень интересно рассказывают во время экскурсии. Выделяются три пейзажа Константина Васильева, особенно полотно «Осень», от которого веет необычайным умиротворением.


Пейзажи Васильева

В отдельном зале представлены картины былинного цикла. Вот что нам рассказали о некоторых из них. На картине «Русский витязь» изображен русский богатырь. По легенде они обладали сверхъестественной силой и могли превращаться в различных животных. Так формы облаков подсказывают нам как-бы другие ипостаси витязя: тур, сокол, волк и щука.


Русский витязь

Рядом две картины на тему страшной былины «Рождение Дуная». У богатыря Дуная была жена Настасья, которая сражалась наравне с мужчинами и отличалась необычайной меткостью. Однажды Дунай перед товарищами решил продемонстрировать военные способности своей супруги. Положил себе на шлем кольцо и велел ей попасть в колечко. У Настасьи все получилось, тогда Дунай, решил сделать то же самое, и положил кольцо на голову жены. Она просила его отказаться от этой затеи, так как знала, что носит ребенка, однако он не обратил внимания на ее слова, выстрелил и промахнулся, убив Настасью. Затем он вскрыл ей живот и увидел, что она действительно была беременна. Не выдержав такого горя, он бросился на свой меч, и из крови Дуная образовалась река, которая теперь носит его имя.


Рождение Дуная

Рядом картина «Авдотья-рязаночка», связанная с историей о девушке, которая во время разгрома Рязани войском Батыя была в гостях у родственников. Вернувшись домой, она увидела на месте родного города пепелище, а ее отец, брат и муж пропали. Тогда Авдотья решила отправиться пешком на юг в лагерь врага, чтобы узнать, нет ли из пленников кого-нибудь из ее родственников. Хан выслушал девушку и, поразившись ее отваге, разрешил ей посмотреть на пленников. К счастью, оказалось, что все ее родственники живы. Хан разрешил Авдотье забрать с собой только одного: либо отца, либо брата, либо мужа. Девушка по-думала, что муж у нее может быть другой, отец ее уже родил, а брата у нее больше не будет, поэтому выбрала брата. Хан, поразившись мудрости Авдотьи, отпустил с ней всех рязанских пленников.


Авдотья-Рязаночка

Также здесь представлены картины, изображающие Илью Муромца и Садко. Остальные произведения Константина Васильева можно увидеть в музее Казани. Затем мы прошли в другой зал, где выставлены работы еще нескольких авторов, создающий полотна на аналогичные темы. Андрей Клименко представлен работами «Последний бой Святослава», «Сварог-прародитель», «Перун» и другие.


Картины Клименко

Так же здесь можно увидеть картины Виктора Королькова, иллюстрирующие произведение Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».


Работы Королькова

Кроме того, я впервые познакомилась с творчеством другого художника-славяниста Всеволода Иванова. К сожалению, сейчас в музее можно увидеть только две его картины, остальные временно переехали на выставку работ художника.


Работы Иванова

Поднимаемся на второй этаж, где также не мало удивительных произведений. Прежде всего, это картины пермского художника Валерия Семочкина и его сыновей Владимира и Александра. Это очень талантливая семья, которая создает потрясающие произведения. Здесь и славянские боги Сварог и Лада, и потрясающая мозаика, изображающая бога солнца Ярило.


Семочкин. Сварог и Лада


Валерий Семочкин. Ярило

И цикл картин, посвященный горам Урала..


Владимир Семочкин. Урал

Один из сыновей Валерия Семочкина создает картины на дереве, используя раствор марганцовки. На каких только материалах не творят художники. В этом зале можно увидеть и картины на бересте, и работы по камню.


Картины на бересте

Поражает, какие удивительные вещи создаются из самых, казалось бы неподходящих для творчества, материалах.

Внизу можно приобрести различную литературу и сувениры на славянскую тематику. Мы были поражены великолепными экспонатами и потрясающим увлекательным рассказом о картинах. Оказалось, что нашу экскурсию проводил директор музея Анатолий Иванович Доронин, и его энтузиазм и удивительно простые и интересные пояснения помогли нам понять смысл каждого произведения.

Я настоятельно рекомендую посетить этот музей именно с экскурсией А. И. Доронина. Кроме того мы приобрели его книгу о К. Васильеве «Руси волшебная палитра», которую сейчас с удовольствием читаем. Музей славянской культуры один из немногих, в которые хочется вернуться еще не раз, поэтому если вы еще не открыли для себя это место, очень советую его посетить.

Как найти Славянский музей им. Константина Васильева

м. Алтуфьево, Адрес: 127572, г. Москва, ул. Череповецкая, д. 3-Б

Официальный сайт