Образ лидера в школьных произведениях. Известные лидеры

21.10.2019 Оздоровление

«Лидер не только указывает путь своим последователям, но имеет желание делать это, а его последователи без принуждения идут за ним также по собственному желанию», так пишет О.А. Макарова . К лидерам следует отнести такие психологические качества как: уверенность в себе, острый ум, умение понять особенности психологии людей, сильную волю, организаторские способности. В отечественной литературе данной теме посвящены исследования Г.К. Ашина, И.Р. Колтуновой, Л.И. Кравченко, Л.Р. Кричевского, Е.С. Кузьмина, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, Л.И. Уманского и других.

В ходе изучения феномена лидерства Э.Х. Шейн были выделены основные функции лидерства, которые можно также считать его видами .

Одной из них является интегративная функция , которая заключается в том, что лидерство объединяет определенных людей, имеющих общие цели, общие интересы, похожие хобби в одну организованную группу.

Дезинтегративная функция предполагает, что люди, объединенные своими целями в одной группе, становятся единственным в своем роде обособленным коллективом.

Также к функциям лидерства относится и организационная функция - создание одной общей для всех системы управления и таких условий, в которых бы комфортно существовали и общались члены коллектива, планирование всех предполагаемых действий, событий, своевременное распределение обязанностей и ролей между членами коллектива, кроме этого, регулирование существующих отношений между участниками данной группы.

Конструктивная функция выражается в определенной программе, в которой предусмотрены общие интересы членов команды. Эта программа должна подходить для всех участников группы, удовлетворять их интересы, не ущемляя ни в чем других членов группы.

Координационная функция предполагает то, что все решения, принятые в коллективе, были согласованы с общественным мнением, со всеми системами, принятыми в данном обществе.

Выяснить действительные возможности лидера - значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства - это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями .

Любая социальная группа людей нуждается в лидере, который поставит перед членами группы задачи и найдет способ решить их, обеспечит совместные действия в команде и ее сплоченность, кроме этого удовлетворит ожидания всех членов этой команды. Б.Д. Парыгин приводит следующие характеристики лидера:

1. Лидерство возникает стихийно.

2. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения в группы.

3. Лидер в основном призван осуществлять регулировку межличностных отношений.

4. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды.

5. Лидер принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности .

Между тем, в детском коллективе часто можно услышать, «А вот, Валера, самый умный у нас в классе!». Опираясь на научные исследования , которые показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы, это можно легко объяснить.

Лидерские качества в онтогенезе человека закладываются и развиваются, по мнению ученых уже в младшем школьном возрасте . Особенностями детей младшего школьного возраста является то, что это возраст спокойного и равномерного физического развития, когда происходит повышение работоспособности, основной ведущей деятельностью становится учение. Обычно уже в шестилетнем возрасте выявляются те дети-дошкольники, которые могут придумать и организовать игры, руководить распределением ролей, подсказывать другим детям действия, нужные в игре. Именно поэтому в начальной школе важно определить лидера и развивать его способности в верном русле.

Когда формируется коллектив младших школьников, в последнее время часто возникает проблема, что лидерами становятся большое количество детей. Это объясняется тем, что родители желают для своего ребёнка успешной жизни, а в наше время успешный - это лидер. Осознание данной проблемы привело многих учителей начальных классов к тому, чтобы проводить просветительские беседы с родителями учащихся о том, что чрезмерно большое количество лидеров в классном коллективе приводит к дезадаптации первоклассников к школе.

В психологии известно, лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать . Ведь психология лидерства такова, что многочисленные лидеры активно влияют на других членов коллектива первоклассников, а деадаптированные учащиеся просто не могут чувствовать себя защищенными от их постоянного руководства.

Как показывает практика, психологический климат в классном коллективе определяется прежде всего деловыми отношениями руководства со стороны учителя и подчинения со стороны учащихся, отношениями ответственной зависимости. Следовательно, от стиля руководства учебной деятельностью в значительной мере зависит эффективность деятельности коллектива первоклассников, их адаптация к школе, уровень осознанности общих целей и задач каждым его членом, степень личного участия в их реализации.

Деление лидеров и руководителей с точки зрения стиля и методов работы на авторитарных и демократических берет начало в экспериментах по лидерству, проведенных в свое время под руководством К. Левина . Эти эксперименты выявили три типа лидерства, которые по-разному влияют на эффективность групповой деятельности (авторитарный, демократический, попустительский), в том числе и классного коллектива.

Авторитарный (административный, директивный, волевой) стиль отличается тем, что группой (классом) управляет один человек - руководитель, в нашем случае - учитель. Он вырабатывает, координирует и контролирует ее деятельность. Этот стиль усиливает фрустрацию и способствует тем самым возникновению неформальных групп.

Демократический стильуправления (руководства) называют еще коллегиальным, товарищеским. Его характерная черта - активное общение между учителем и его учениками, составляющими классный коллектив. Этот стиль способствует распространению информации и облегчает принятие решений, однако, при авторитарном стиле решения принимаются быстрее. Демократический стиль управления труднее реализовать. Он предполагает наличие у учителя таких качеств, как чувство личной ответственности, способность понимать других, толерантность и пр.

Попустительский стиль руководства (либеральный, невмешивающийся, анархический) характеризуется тем, что функция управления полностью передается учащимся класса, который становится «группой без руководителя». В действительности лидер существует, но его позиция незаметна. Такая группа живет очень динамично, но расходует много сил на свою организацию.

Каждый из перечисленных стилей управления классным коллективом имеет как свои достоинства, так и недостатки, которые показаны в таблице 1.

Таблица 1

Достоинства и недостатки стилей управления учителем классным коллективом в начальной школе

Формальная сторона

Деловые, краткие распоряжения

Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме)

Запреты без снисхождения, с угрозой

Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны

Четкий язык, неприветливый тон

Похвала и порицания субъективны

Эмоции не принимаются в расчет

Показ приемов - не система

Позиция лидера - вне группы

Демократический стиль

Инструкции в форме предложений

Не сухая речь, а товарищеский тон

За реализацию предложений отвечают все

Похвала и порицание - с советами

Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

Распоряжения и запреты - с дискуссиями

Позиция лидера - внутри группы

Попустительский стиль

Тон - конвенциональный

Дела в группе идут сами собой

Отсутствие похвалы, порицаний

Лидер не дает указаний

Никакого сотрудничества

Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера

Позиция лидера - незаметно в стороне от группы

В целях определения места учащихся в классном коллективе была проведена диагностика, в которой приняли участие младшие школьники 1 «Д» класса, обучающиеся в МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара в количестве 29 человек. С помощью метода социометрии в составе класса определялись наиболее и наименее популярные учащиеся - с одной стороны своего рода «вожаки», с другой стороны - дети, которых класс не любит, не принимает, игнорирует. По этой методике диагностики были выявлены статусные группы класса: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «не принятые». С помощью социометрии определены «звезды класса», то есть учащиеся, к которым максимально положительно расположены остальные учащиеся, и диагностировали симпатии учащихся. После обработки результатов диагностики в 1 «Д» классе выделились следующие группы учащихся: 5 человек - «звезды» класса, 13 обучающихся - наиболее предпочитаемые, 10 учащихся - «принятые» и 1 человек — менее предпочитаемый.

Для определения уровня адаптации первоклассников к школе была выбрана диагностика Н. Лускановой . Результаты данной работы показали что, в 1 «Д» классе 8 дезадаптированых учеников. Причинами этого могут быть разные факторы, но один из них, на наш взгляд, как показала диагностика, тот, что в классе много лидеров, и поэтому был сделан вывод о том, мера притязаний этих лидеров к готовности других учащихся принять их ведущую роль не совпадают. Эти 8 первоклассников, которые имеют трудности в адаптации, постоянно чувствуют давление со стороны «звезд» и наиболее предпочитаемых учащихся класса, что к их дезадаптации. Делая выводы по этим диагностикам, определено, что лидерство может привести к дезадаптации из-за того, что в любой группе должен быть лидер, который ведет и направляет членов группы, но большое количество лидеров приводит к разладу среди других учащихся. Ведь люди привыкли выбирать лидера, являющегося для всех авторитетом, а этот процесс очень динамичен.

Для работы над этой проблемой использована следующая программа действий. В начале учебного года с первоклассниками проведена беседа о том, как важно в коллективе иметь лидера и что их должно быть немного или лучше один. Ярким примером для них стал прайд львов. Беседа в форме круглого стола способствовала общению учащихся, где каждый первоклассник высказывал своё мнение, и осознания себя как части классного коллектива.

На уроках кубановедения, окружающего мира вновь затрагивалась тема о лидерах. В процессе изучения учебного материала на них учащимся 1 «Д» класса давались яркие примеры успешных организаций и компаний. В них родители учащихся занимали высокие должности и обучающимся было привычно слышать про это. Эти примеры эффективного руководства наглядно показывало им на то, что лидер всегда должен быть один, но и у него могут быть помощники.

Во внеурочной деятельности с этой целью проводился ряд игр, которые наглядно демонстрировали работу в одной команде под руководством учителя. К примеру, игра «Карабас». Для её проведения первоклассников рассаживают в круг, вместе с ними садится учитель, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово: «Ка-ра-бас» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. Вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев». Эта игра развивает внимание и быстроту реакции учащихся, но в этом игровом тесте необходимо участие двух руководителей. Задача одного - проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные, но в классе. есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся.

Игра «Большая семейная фотография» также проводилась в период адаптации первоклассников к школе для выявления лидеров классного коллектива 1 «Д» класса, а также в середине учебного года, чтобы проследить динамику их места среди учащихся в классе. Младшим школьникам предлагалось представить, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Для этого необходимо выбрать «фотографа», он должен расположить всю семью для удачной фотографии. Первым из «семьи» выбирается «дедушка», он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи» для фотографирования. Более никаких установок для детей не даётся. Они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Во время проведения игры учитель, кто-то из родителей или несколько родителей наблюдали за поведением первоклассников. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству учащиеся. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Всем наблюдающим будет очень интересно следить за распределением ролей, активностью или пассивностью в выборе месторасположения на будущей фотографии. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Цель приведенных выше в 1 «Д» классе игр - на практическом примере продемонстрировать первоклассникам то, что лидеры и другие ученики могут работать слажено и дружно, и не обязательно «делить» классный коллектив на части, а быть единым целым и выполнять задания вместе.

По окончанию работы по данной программе к концу первого класса были вновь предложены игры на определение лидеров в 1 «А» классе. Результаты удивили всех и учителя, и родителей первоклассников. По результатам игр, определено, что, хотя в классе был еще не один лидер, но их уже имелось не пятеро, а трое и они не конфликтовали между собой, а старались договориться. Конечно, учитель еще подсказывал первоклассникам в общении и помогал найти компромисс, но большое продвижение в сплочении коллектива класса и адаптации учащихся было заметно.

В итоге работы по программе учащиеся 1 «Д» класса вместе с учителем составили правила поведения «хорошего лидера»:

1. Лидер помогает, а не делает, так как ему самому нравится.

2. Лидер добрый, умный, справедливый.

3. Лидер четко объясняет правила и требования.

4. Лидер не кричит, а объясняет.

Итак, лидерство в классном коллективе может привести к дезадаптации первоклассников к обучению в школе. Учитель начальных классов, учащиеся и их родители должны осознавать уровень ответственности настоящих лидеров. Систематический и структурированный подход к решению данного вопроса способствует к снижению количества лидеров в классном коллективе и осознанию учащихся важности командной работы.

Детский коллектив - это начало жизненного пути каждого человека как части общества и если их не научить работать слажено, то даже опытный лидер не сразу сможет сплотить его. Поэтому учителя начальных классов вместе с родителями учащихся должны воспитывать из них не только лидеров, но и дружный коллектив класса.

Если человек дожил до 30 лет и ни разу не попробовал себя в качестве лидера, он может не справиться с этим, когда про- бьет его час. Он может быть идеальным организатором, пока все идет нормально. Но вдруг, независимо от его желания, воз- никнет ситуация, когда ему просто придется взять дело в свои руки. И что тогда? Начинать учиться будет уже поздно.

обеспечат ему успех среди окружающих. Это умение ярко го- ворить самому и умение слушать, когда говорят другие.

Искусство общения во все времена признавалось обяза- тельной чертой лидера. У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдви- нуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусст- вом не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим - в военное. Вожди бы- ли уверены, что сила речи имеет то же значение, что и физи- ческая сила на войне.

Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем интонация, артистизм, расстановка правильных ак- центов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший ора- тор обладал чувством такта, умело учитывал характер собе- седников, знал историю народов и их взаимоотношений. «Большие люди» выступали в конце собрания, когда точки зрения были выяснены и надо было выразить мнение боль- шинства.

Искусство публичного выступления и умения общения с другими высоко ценится и сегодня. Многие народные депута- ты выдвигаются именно благодаря своему красноречию.

Умение общаться с людьми - это навык, который каждый может постепенно освоить. Чтобы произвести хорошее впе-чатление, вы должны понятно писать и правильно говорить.

При составлении доклада или реферата по какому-нибудь предмету помните, что это не сочинение по литературе, здесь необходимы простота и ясность

Еще одно правило. Не старайтесь поразить учителя умны- ми словами и выражениями, почерпнутыми из учебника. Учи- тель все равно поймет, что они не ваши. Если от вас требуется всего лишь собрать информацию и изложить ее так, чтобы тот, кто будет это читать, мог получить представление о пред- мете, то лучше действовать по заранее составленному плану.

Общение - это не односторонний процесс, при котором мы просто сообщаем информацию. Общаясь, мы также получаем информацию, а этот процесс требует от нас умения слушать.

Слушать означает больше, чем просто слышать.

Мы часто «слышим» только то, что хотим услышать. Когда мы слушаем, мы пропускаем через себя слова, интонацию и жесты собесед- ника. К этому мы должны добавить свои собственные реакции, которые дают понять собеседнику, что мы внимательно его слушаем. В число этих реакций входят: выражение лица, улыбка, кивание головой и различные реплики.

При получении информации необходимо полностью уде- лять внимание говорящему, не строя догадок о том, что вам собираются сообщить. По возможности записывайте наибо- лее ценную информацию. Это особенно важно при получении информации по телефону, когда происходящее в том месте, откуда звонят, вам незнакомо и легко может вас сбить с толку.

Когда вы слушаете, то:

Делайте это с полным вниманием;

Не стройте поспешных догадок о том, что собирается вам сказать собеседник;

Не теряйте время, пытаясь сформулировать ответ, слушая другого;

Глядя в глаза, покажите, что вы действительно внима- тельно его слушаете;

Слушая собеседника по телефону, не позволяйте происхо- дящему в комнате отвлекать вас;

Разговаривая по телефону, давайте понять звонящему, что вы его внимательно слушаете, время от времени произно- ся: «Так...», «Да...», «Хорошо...» и т.д.;

При необходимости делайте пометки.

Слушание представляет собой умение, которое можно вы- работать. Оно заключается в правильных ответах на постав ленные вопросы, в способности реагировать на актуальные для собеседника темы. У последнего должно сложиться впе-чатление, что вы им живо интересуетесь, и то, что вы внима- тельны и желаете продолжить беседу.

Реакция на вопросы должна быть спокойной и краткой, т.е. такой, чтобы она не мешала ходу мыслей выступающего или говорящего. Реакция может быть манипулирующей, непра- вильной и неэффективной, если она не совсем искренняя. Ре- акцию на смысл произнесенного лучше всего выражать в мо- мент паузы.

В школьной практике учителя, родители и психологи часто поднимают вопрос о выявлении лидеров среди обучающихся.

Правильный ответ заключается в том, что в школе, среди детей, нет и не может быть лидеров. Потому что лидер - это человек, который ведёт за собой других людей к общей для всех цели . У школьников нет общей цели . Цель у каждого своя: получить аттестат с наилучшими оценками. Эта цель напрямую не зависит от других учеников: каждый получит свой аттестат со своими оценками . Дети просто учатся рядом друг с другом , а не идут к общей цели.

Я никогда ничего не делал в одиночку – может, только экзамены сдавал.

Это высказывание прирождённого лидера - Билла Гейтса, очень хорошо иллюстрирует тот факт, что школа - одно из редких мест, где нет почвы для лидерства. Там многое делается в одиночку, хотя рядом очень много людей.

Кто тогда есть в школе, если в ней нет лидеров? Есть дети, которых путают с лидерами.

В первую очередь, это агрессивные дети . Поскольку они опасны и жестоки, другие дети их побаиваются и иногда им подчиняются из страха. К лидерству это не имеет никакого отношения, потому что лидеру подчиняются добровольно из уважения к его достоинствам.

Во-вторых, за лидеров часто принимают приятных детей . С ними другие ребята хотят дружить и проводить вместе время. Это, опять же, не про лидерство, а про симпатию.

Социометрия

Существует хороший метод выявления эмоциональных предпочтений в коллективе, в том числе в детском, - социометрия . Школьникам предлагают ответить на вопросы:

  1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.
  2. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.

Анализ полученных ответов позволяет выделить популярных (звёзд) и непопулярных членов группы (пренебрегаемых, отверженных, изолированных). Психологи обычно говорят, что социометрические "звёзды" - это лидеры, выявленные с помощью профессионального инструмента.

Однако, лидеры нужны для решения общегрупповых, трудных задач, нередко связанных с конкуренцией с другими группами. Подобных задач в жизни школьного класса нет. Переход из одной школы в другую, используемый в социометрии, является сменой одной нейтральной ситуации на другую.

Поскольку лидеры решают нелёгкие, рискованные задачи, они обладают такими качествами, как твёрдость, принципиальность, воля, дерзость, способность принимать непопулярные решения. Поэтому в реальных ситуациях лидером станет скорее кто-то из непопулярных, с точки зрения социометрии, членов группы.

Сержант Волков в повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» описывается как "вечно сумрачный", "неразговорчивый", "злой в службе и в бою". Неприятный человек, однако пользовался огромным уважением и у сослуживцев, и у командования: был лидером среди солдат. Он, наверняка, и в детстве был "злым", "неразговорчивым", "сумрачным". Кто хотел бы взять такого с собой в другую школу? Зачем нам мрачный молчун за соседней партой? Мы выберем кого-то более жизнерадостного, общительного и позитивного.

Война же совсем другое дело. Бой, безусловно, трудная задача. Чтобы победить опасного противника, нужен лидер. Солдаты называли сержанта Волкова "правильным человеком". "Сумрачный, "злой", "неразговорчивый" но "правильный". Он был убит у пулемёта, прикрывая отступление товарищей. Если бы бойцов спросили, кого они взяли бы при переходе в другой полк, то сержант Волков был бы одним из самых популярных. Зачем нам в бою жизнерадостный и общительный солдат? Чтобы выжить мы выберем кого-то смелого , хладнокровного и правильного, чья злость вселяет уверенность в победе.

Таким образом, социометрия - это про эмоциональную структуру группы, симпатии и антипатии, но никак не про лидерство и влияние.

Ситуационный лидер

Стивен Кови. Лидер во мне: Как школы и родители по всему миру помогают детям стать великими .

Всё-таки в школе есть лидеры, но только в определённых ситуациях. Например, на уроке химии учитель разбил класс на группы и дал им задания: тот, кто лучше всех разбирается в химии, станет лидером для своей группы, то есть будет вести свою команду к достижению трудной, общей для всех цели. Но с окончанием урока лидер-химик перестаёт быть лидером. То же самое может произойти на уроке физкультуры, когда самый спортивный парень может стать лидером во время игры в баскетбол.

Персональное лидерство

О персональном лидерстве говорят, когда человек ведёт к своей цели только себя. Многие люди не являются лидерами ни для себя, ни для других; ни к какой цели себя не ведут, а просто, занимая , реагируют на внешние стимулы.

С этой точки зрения все дети в школе могут быть лидерами. Стивен Кови в книге "Лидер во мне" описывает внедрение

Образ подростка в русской литературе разных десятилетий (1970-2000е гг)

Центр дистанционного образования «Эйдос»

Образ подростка в русской литературе разных десятилетий (1970-2000е гг)

Исследовательская работа по литературе

Выполнила: Леонтьева Светлана,

ученица 6 класса МОУ Агинской средней общеобразовательной школы №2

Руководитель: Морева Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы, Агинская средняя школа №2, mog uk @ mail . ru

Web-адрес , по которому размещена работа: Mif 106. narod . ru

Я заметила, что в литературе образ подростка представлен неоднозначно, и решила исследовать эту проблему.

Цель нашей работы – выявить особенности образа подростка в различные периоды в русской литературе. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности образа подростка в 70-80 е гг. ХХ века (на материале произведений В.Крапивина, В. Железникова)

2. Определить характер изменения образа в 90-е гг. ХХ века -первого десятилетия XXI века (на материале произведений В.Железникова,В.Крапивина, Е.Мурашовой)

3. Определить причины изменений образа подростка в литературе

Многие русские и зарубежные писатели посвятили свое творчество подростку, его поступкам, интересам, проблемам. Это неудивительно: образ подростка является одним из самых важных в литературе и отражает взгляды людей на его жизнь и проблемы. Человек, вступивший в пору полового созревания, может совершать особые поступки, мыслит иначе. Поэтому часто люди оценивают подростков неоднозначно. Эта особенность отразилась в литературе.

В разных произведениях подросток представлен по-разному. По всей видимости, писатели пытаются определить, что оказывает влияние на характер и действия подростка. Эта проблема интересовалаписателей в различные периоды и продолжает подниматься сейчас. Эта особенность определила актуальность нашего исследования.

В ходе работы мы опирались на художественные произведения указанных авторов, а также на Интернет-ресурсы, посвященные их творческой биографии, фильмографии и интервью. Так, на сайте http :// www . book - review . ru / news / news 1976. html опубликованастатья о произведенияхАнатолия Алексина, где особое внимание уделяется образу подростка. Авторы статей указывают на то, что творчество писателя должно иметь воспитательную ценность и «…сегодня нас не может не беспокоить даже единичный факт эмоционально-эстетической неразвитости среди школьников» .Однако в одной из работ, размещенных на данном сайте, отмечена разница в творчестве А.Алексина различных периодов: в последние годы он более резко показывает столкновение людей различных эпох . На наш взгляд, таким произведением является рассказ «Шаги», написанный в 2000е годы.

Творчеству В.Крапивина также посвященсайтhttp://www.rusf.ru/vk/, где этот писатель ставится в один ряд с А.Гайдаром и Л.Кассилем. Автор одной из работ, Цукерник Я.И., называет их«тремя комиссарами» русской детской литературы , однако он отмечает, что «Крапивинне с самого начала подошел к комиссарскому уровню» . Как и у Алексина, произведения разных десятилетий поднимают разные проблемы и по-разному раскрывают образ подростка.

Но Крапивин идет дальше: он указывает на причины поведения подростка, на формирование его характера: «На первом плане – дети? Да. Но и родители (или их отсутствие). И соседи. И общественность –без кавычек и с оными. И вся жизнь вокруг. И причины, вызывающие неполадки в этой жизни. И любовь автора к одним, вынужденное терпение к другим, насмешка над третьими, ненависть к четвертым, безудержная ярость к пятым. И прямые вопросы, и очень ясные ответы на них» . Качмазова Н. пытается ответить на вопрос, почему так происходит: «Мотивы поступков иные, чем у обычных людей? Да. Потому что система ценностей другая» .

На сайте, посвященном творчеству В.Железникова, фактически нет анализа его произведений. Здесь можно познакомиться с его биографией и фильмографией. Для анализа мы взяли две повести В.Железникова о подростках, написанные в 80-е и 90-е гг., - «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков». В этих произведениях писатель обращается к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы . Его мнение в разные десятилетия меняется.

Все эти источники посвящены творчеству отдельных писателей, однако из приведенного обзора становится ясно: образ подростка в русской литературе разных лет меняется, даже в творчестве одного писателя он преображается, является неоднозначным.

В. Лукъянинсказал по этому поводу: «К сожалению, и в обиходе, и даже в сочинениях ученых педагогов получило широкое распространение (если только не возобладало) примитивное представление, будто ребенка надо с детства “психологически закаливать” - готовить к мерзостям “взрослой” жизни и вообще к тем беспощадным отношениям, с которыми ему, повзрослев, непременно предстоит встретиться. При этом почему-то не обсуждается другая версия - что, заранее готовя себя к вступлению во враждебный мир, этот “реалистически воспитанный” ребенок сам станет дополнительным источником агрессивности» .

Проблема отношения к подростку, его воспитания и восприятиясуществовала всегда и продолжает существовать сегодня. В нашей работе мы попытаемся определить, какие черты характерны для образа подростка в определенный период, а какие он постепенно приобретает, и в чем причины этих изменений.

С этим связана гипотеза нашего исследования: образ подростка в литературе разных десятилетий имеет особые черты.

Глава 1

Художественный образ

Образность – общее свойство всех видов искусства. И этим прежде всего искусство отличается от науки.

Н.И. Громов отмечает: «Сложную картину человеческой жизни, изображенную писателем в художественном произведении, принято называть образом. Это могут быть образы людей, интерьера, природы и так далее» .

Критик говорит также о том, что образ обязательно связан с жизнью: «Источником художественного образа является сама жизнь. Писатель изучает ее, обобщает свои наблюдения, но результат этих наблюдений и обобщенийвыступают не в отвлеченной форме понятия, закона, как в научных трудах, а в форме образов людейи широких картин общественной жизни» .

Авторы статьи «Образ» в книге «Литература: справочные материалы» соглашаются с мнением Н.Громова и тоже указывают на обязательную связь образа и жизни. Они отмечают, что «…человек существует не изолированно, а находится в тесной связи с миром природы, миром животных, вещным миром и пр.» .Значит, писатель должен показать эти связи, «…показать человекаво всех его взаимодействиях со всеми сторонами жизни в целом, иначе человек будет выглядеть обеднено и неестественно» .

Связь жизни и образа определяет задачу автора: «Перед писателем встает задача показать человека в окружающейего общественной, природной, вещной и пр. среде, в которой он реально находится, воспроизведя ее с достаточной степенью полноты, опять-таки образно. В этом смысле образ представляет собой не только изображение человека – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит человек, но которая включает в себяи все то, что его в жизни окружает.

В «Энциклопедическомсловаре юного литературоведа»,кроме указанных особенностей, отмечается также, что в критике можно встретить более узкое и более широкое понимание этого термина. «Так, часто любое красочное выражение, каждый троп называютобразом, например:«Я волком бы выгрыз бюрократизм» .

Авторы этой статьирекомендуют в подобных случаях употреблять термин «словесный образ», так какв приведенном сравнении нет других свойств образа как картины человеческой жизни.Кроме того, следует разграничиватьобраз и образ-деталь.

Многие критики указывают на проблему расширения термина «образ»: «Наконец, иногда образ слишком расширяют, говоря об образе народа, образе родины. В этих случаях вернее говорить об идее, теме, проблеме, скажем, народа, поскольку как индивидуальное явление он не может быть обрисован в произведении, хотя его художественная значимость чрезвычайно высока» .

Приведенные точки зрения свидетельствуют о том, чтотермин «образ» может иметь несколько толкований, но говоря об образе, важно помнить о том, что образ отражает жизнь во всей ее сложности.

Однако несмотря на это, качеством образа также являетсяналичие художественноговымысла: «Искусство словесного творчества, создания человеческих характеров и жизненных ситуаций требует воображения и художественного вымысла».

В нашей работе мы будем употреблять термин «образ» в его традиционном понимании, избегая его узкого и более широкого толкования.

Глава 2

§2.1 Образ подростка в 70ые-80ые годы

Исследователь творчестваВ. Крапивина Яков Цукерник отмечает: «На первом плане - дети? Да. Но и родители. И соседи. И общественность - без кавычек и с оными. И вся жизнь вокруг. И причины, вызывающие неполадки в этой жизни. И любовь автора к одним, вынужденное терпение к другим, насмешка над третьими, ненависть к четвёртым, безудержная ярость к пятым. И прямые вопросы, и очень ясные ответы на них. И рекомендации - как держаться в том или ином случае, и как добиться поставленной перед тобою цели...» .

Эта особенность проявляется почти во всех произведениях Крапивина. Из его рассказов и повестей данного периода можно отметить «Колыбельную для брата», «Гвозди», «Старый дом», «Победители». Отношение автора к героям определяет их черты, свойства, поступки. Так, главный герой рассказа «Гвозди» Костиквстречаетсяне толькос положительными персонажами, такими, как пионеры, но ис отрицательными – Глотиком и его друзьями.Костя сравнивает их и делает выбор в пользу пионеров: «Костику казалось, что, если станет он пионером, жизнь его сделается в тысячу раз лучше. Красивее, смелее, интересней» .Мальчикхочет сделать свою жизнь интересной, и этим определяется его желание стать пионером. Он до конца не понимает смысла поступков пионеров. Это осознание появляется лишь после столкновения с Глотиком, а окончательное понимание происходит после знакомства с Володей. Этот герой занимает особое место в рассказе: как и пионеры, он стремится к добру. Разница в том, что Володя знает, что такое настоящая война, а не играет в нее.

Смерть Володи оказала влияние на героя рассказа: онпонял, что любой человек, независимо от возраста,может противостоять трусости, подлости, злу. Именно это стало причиной очередного столкновения Костика и Протасова, взрослого мужчины, соседа мальчика. В отличие от предыдущих подобных встреч, заканчивающихся победой Протасова, в этот раз Костя смог отстоять свое мнение.Он не вернул гвозди, которые были необходимы для сколачивания корпусов для мин: «Он бежал и видел перед собой немецкий танк, охваченный ревущим пламенем. И никакие силы не заставили бы его разжать ладонь и отдать гвозди» .Оносознал значимость своих поступков, их место не только в своей жизни, но и жизни других.

В рассказе «Старый дом» причиной подобного противостояния становится желание и умение мечтать, находить романтику в простых вещах, делать обычное волшебным. Главный герой Вовка живет рядом с взрослыми людьми. С одной стороны, это такие удивительные личности, как Старый Капитан, научивший его любить неизведанное, новое и открывший для него Очень Синее Море. С другой – Аделаида Федоровна, считающая подобные стремлениядерзкимии ненужными .

Пока не было Старого Капитана, Вовка мирился с требованиями Аделаиды Федоровныи не отстаивал свои убеждения. С его появлением все изменилось. Вовка понял, что у человека должны быть свои взгляды и их нужно отстаивать. Это понимание проявилось в столкновении с соседкой и родителями: «Конечно, родители думали так: захочет Вовка спать и всё равно отправится в постель. Но Вовка не отправился. У него появилась гордость. Ведь он был уже немного капитаном: он умел обращаться с компасом, держал в руках настоящий штурвал и поднимал на ветер морские флаги» ..

В рассказе«Победители» умение отстаивать свои взгляды находится в центре.Вовка Локтевпроявляет стойкость в командной игреи продолжает сражаться, несмотря на то, что остальные члены команды сдались и игра закончена. Он отказываетсяпризнаватьпоражение. Для него это не просто игра, как для других, - это настоящая жизнь. Лишь немногие поддерживают его в этом: большинство считает, что он стал нарушителем дисциплины и его необходимо наказать. Только победители игры, братья Метелкины, поняли его стремления и оценили их: «В раскрытых ладонях Дима, Федя и Ромка несли свои медали – на каждой мальчишка в буденовке и надпись «За отличие». Вовка понял. Понял раньше, чем медали, звякнув, повисли на егоперемазанной смолой майке. Он только не поверил сразу, что все три…» .

Герои В. Крапивина постепенно приходят к выводу, что стать настоящей личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать.

К такому же выводу приходят герои другого писателя – В.Железникова.В его повести «Чучело» поднимаются те же вопросы. У Лены Бессольцевой непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешнене похожа на остальных: «…у меняведь дурацкая улыбка - досамых ушей. Поэтому я и уши тогда прятала под волосами» .

Постепенновыясняется, что внутренний ее мир также отличается от мира одноклассников. Им, находящимся под влиянием родителей и живущим теми же материальными ценностями, кажется непонятным увлечение Бессольцевых картинами, и за это ониее называют Чучелом. По всей видимости, это происходит потому, что этим подросткам не хватаеттой моральной основы, которая присутствуету их родителей и позволяет с уважением относиться к другому человеку, несмотря на его непохожесть.

Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоятьлжи и сохранить духовное начало. Мироновапонимает, чтовина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же как они.

Проблема кроется еще и в том, что многие зависят от коллектива. Так, Рыжий, несмотря на положительное отношение к Ленке, старался скрывать его и поступал заодно с остальными. Это происходило потому,что он боялся высказать свое мнение.В этом отмечается схожесть взрослого и детского общества: они живут по одним и тем же законам.

Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, он кажется необыкновенным. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить Лену, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому.Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость,поэтомуон оказался способен на неоднократное предательство.Он предает Бессольцеву, когдане признается в своем проступке, когдавместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытаетсянапугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу.

В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретовпредков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для еерода.

Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на всеиспытания,онане теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.

Таким образом, подросток в литературе 70-80х годов имеет свои идеалы и стремится к ним, он учится отстаивать свое мнение и взгляды в столкновениях с другими детьми, например, как Лена Бессольцева, Костик, Вовка и другие герои рассказов В.Крапивина и В.Железникова.

§2.2.Образ подростка в литературеконца ХХ – начала ХХ I вв.

В литературе этого периода такжевозникает образ подростка. Он по-прежнему занимает важное место в творчестве В.Крапивина. Например, в его

повести «Семь футов брамсельного ветра» центральное место занимает образ девочки Кати. Особенности творчества этого писателя, характерные для произведений 70-80х гг., возникают и в этой повести. Девочку интересуют приключения, стремление к неизведанному. Как и другие герои этого автора, Катя учится отстаивать свое мнение в борьбе с другими подростками.

Однако нельзя говорить о том, что образ подростка в литературе этого периода неменяется. Это доказывает повесть«Чучело – 2, или игра мотыльков» , название которойпредполагает связь с «Чучелом» В.Железникова.В этом произведении также присутствуют герои, внешне похожие на персонажей первой повести: Зойка на Ленку, Костя на Димку, Глазастая на Миронову, а Ромашка на Шмакову.

По всей видимости, образ Зойки изначально должен был продолжить образ Ленки. Однако сходство оказалось неполным. Образ Бессольцевойменяется на протяжении повести, он развивается. Если в ее начале Ленкабездумно поддерживает класс, действуя заодно с ними, то уже в финале она способна на протест против общества, предавшего ее. В ней присутствует моральная основа, которая определяет все ее действия. Нравственное начало Зойки не так устойчиво: она соглашается вместе с остальными угнать машину, при этом не задумываясь, что идет на преступление.

Главныйгерой этой повести – Костя. На первый взгляд, он похож на Димку Сомова: внешне красив, выделяется на фоне окружающих, способен быть лидером и является таковым, посколькупостоянно привлекаетк себе внимание.Как и Димка, он способенна протест: « Еще маленьким, в пятом классе, поднял бунт: «Все вы притворщики! Родители и учителя!» Директору крикнул – из-за этого пришлось переходить в другую школу» .В нем есть положительное начало: он старается быть честным.

Однако со временем он изменяется и становится эгоистом. Костядумает лишь о себе. К чувствами мыслям других людей он относитсяс презрением. Он не принимает ничьего мнения, кроме собственного. Его мать, Лиза, это понимает: « И правда, мама, он все видит и слышит по – другому. Вместе смотрим телик: там, где я смеюсь, он сидит мрачно, вздыхает, ему противно, скучно; там, где я плачу, - хохочет: вот, мол, дают! Я уж пристраиваюсь к нему, пристраиваюсь, и слева, и справа, но редко достигаю успеха. Школу свою разнес в клочья. Учителя придурки, цепляются за старое, не понимают ни фига. А литераторша вообще идиотка» .Он демонстрирует свое неприятие окружающих, не принимая их чувств и мыслей.

В своем поступке - угоне машины он не видит ничего особенного: «Ну и что? Подумаешь… Угнал машину. – Костя продолжает себя взбадривать. – Нея первый, не я последний… - Он махнул рукой. – Да вам все равно нас не понять… Все вы рабы. Этого нельзя, того нельзя… Подыхай и надейся – вот что вы предлагаете» . Он противопоставляет себя старшему поколению, потому что не хочет жить, как они, в соответствии с законом и моралью. Он пытается нарушить все нормы, доказать, что без них можно жить.

Одна из причин такого поведения кроется в воспитании. Мать Кости относится ко всему легко, стараясь взять многое от жизни. Она думает о мужчинах, а деньгитратит, не задумываясь. Именнок ней относится понятие «мотылек», вынесенное в название книги, тем самым определяя степень ее вины.К сыну она относилась с любовью, но слишком баловала, исполняя все желания. Именно поэтому Костя стал уверенным в том, что он – лучший.

Другая причина заключается в окружении Кости, философии людей. Большинство людей стараются жить в свое удовольствие, ни в чем не отказывая себе и думая лишь о себе. Например, Куприянов заявляет в разговоре с Каланчой: «У тебя одна жизнь, другой не будет, так что надо ее прожить, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы. А по – нашему, спасай свою шкуру до последнего вздоха. Вот какая наука».Именно поэтому Глебов, раздумывая о причине поведения Кости, приходит к выводу, что виновато во многом общество: «А кто виноват в его завихрениях, в духовной и нравственной путанице, которая царит в его голове? Не он ли сам и ему подобные, не окружающий ли мир, который Костя яростно отторгал? Отторгал, потому что был неспособен жить в притворстве и лжи?» .

Долгое время Костя пытается сам себе доказать, что ничего особенного в его поступке нет. Затем, когда он понимает, что понесет наказание, в нем появляется злоба: «Когда он окончательно пришел в себя, то почувствовал, что злоба на весь мир захватывала его целиком. Он сейчас ненавидел всех, потому что был один, среди темноты, холода и враждебного мира» .Его озлобленность доходит до предела, пока в суде разбирается его дело. Он не хочет отвечать за свой проступок.

Нравственная перестройка происходит в Костев тюрьме. Именно там он осознает, что самое главное для человека – любовь родных людей, и прощает их. Понять это ему помогла баба Аня, его бабушка, человек, для которого родные люди были самыми дорогими. Она умела убеждать других, потому что сама жила по законам Бога. Это человек, сумевший отказаться от своего дома с тем, чтобы продать его ради нужд других. В этом она схожа с Николаем Николаевичем Бессольцевым. Поскольку для нее тоже важна прежде всего человеческая душа.

Взаключение следует отметить, что образ Кости, как и образ Лены Бессольцевой,сложен - это образ запутавшегося подростка, сумевшего пройти испытание и сохранившего человеческие качества. Онсмог понять, что главное для человека – несмотря ни на что, сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних; что жить следует не для себя,а для других.

Особое место в литературе 90х-2000х гг. занимает творчество Екатерины Мурашовой. В центре некоторых ее произведений также возникает образ подростка. Прежде всего, это повести «Обратно он не придет» и «Класс коррекции». Она продолжает развивать ту же мысль, что и В.Железников:подросток сталкивается не только со сверстниками, как герои Крапивина, но и с действительностью. Как и Костя из повести «Чучело-2», им приходится проходить жизненные испытания.

Так, в первой повести девочка Ольга знакомится с беспризорниками Васькой и Жекой, живущими в сарае. После встречи с ними она начинает задумываться над серьезными вопросами: «Жека и Васька – беспризорники. Сегодня, а не давно. Войны нет. Войны нет, революции нет, а беспризорники есть. Откуда? Жеку бросила его родная мать. Как же она теперь живет на свете? Неужели не вспоминает? Жека болен. В гнилом сарае лучше ему, чем в детдоме, «в инкубаторе», как говорит Васька. Почему? И что же это за детдом такой? А сам Васька? Откуда он взялся?От него тоже отказались родители? Но он уже большой. Все время жил в детдоме, а теперь сбежал?..И я ничего этого не знала? А другие знают? А если знают, то почему ничего не делают?» .

Подростки стараются выжить в условиях, в которых не должны жить, и Оля понимает, что такого не должно быть в их жизни: «Получается, что про Васькину жизнь нельзя сказать: интересная или неинтересная. Тут было что-то другое. Но ясно одно: у Васьки такая жизнь, какой у него недолжно быть» .

Есть и другая проблема: болезнь Жеки. Его эпилепсия может закончиться сумасшествием в подобных условиях, и Ольга с Васькой это знают. Они пытаются спасти Жеку от безумия, уберегают его от страданий, но им это не удается. Жека испытывает потрясение, увидев любимого пса убитым, и сходит с ума.

Екатерина Мурашова поднимает вопрос: кто виноват в такой ситуации? Наверное, взрослые, все общество. Этот вопросвозникает и в повести«Класс коррекции». Действие происходит в школе, и сразу становится понятным: детей разделили на разные классы, и отношение к этим классам различается. «Первые два класса в каждой параллели – гимназические. У них лучшие учителя, три иностранных языка, а кроме того, им преподают всякие важные и нужные предметы, вроде риторики и истории искусства. «Ашки» покруче, чем «бэшки». Там больше зубрилок и детей спонсоров. Классы «В» и «Г» нормальные – там учатся те, у кого более- менеетип-топ и в голове, и в семьях. В «В» скорее более, в «Г» - менее. А мы – класс «Е». Можете себе представить» .

Получается, что разделение по классам происходит не по уму, а по положению – семейному, материальному, физическому. В мире взрослых такое деление на группы существует, и они решили поделить детей на те жегруппы.

Подростки из класса «А» совершают преступление – похищение девочки из класса «Е», но взрослые стараются оградить преступников от наказания. Этому есть несколько объяснений:

1. Родители виновных – влиятельные люди, и скандал им не нужен.

2. Школе невыгодны проблемы с родителями преступников, так как они- спонсоры.

3. Преступление можно «замять», потому чтоученик из класса «Е» - никому не нужный ребенок.

Значит, в проблемах подростка виноваты взрослые. Они влияют на его отношение к другим людям, к себе и к жизни. Мнение Екатерины Мурашовой совпадает с точкой зрения В.Железникова.

Подобный взглядна образ подростка есть в творчестве А.Алексина. Например, в рассказе «Шаги». Здесь показана благополучная семья, старающаяся дать сыну все лучшее. «Я знаю, какой должна быть его дорога. И я ее проложу» - сказала мать.Она сама старалась сделать многое за него, родители давали сыну, все, что он хотел. В результате такого подхода вырос эгоист. Автор показывает, что виноваты в этом взрослые: они с раннегодетства внушали своими поступками емумысль о том, что ондолжен думать о себе, и приучили его не заботиться о других. Можно даже не прийти на похороны бабушки, если есть в это время другие, более важные дела. Заканчивается рассказ тем, что сын выселил собственных родителей из дома.

Таким образом, Железников и Мурашова показывают причину поведения подростков - это влияние взрослых и их отношение к детям, а Алексин рассказывает о последствиях такого отношения.

Заключение

В ходе нашей работыбыл проанализирован ряд произведений, написанных в разное время. Центральным образом рассмотренных рассказов и повестей является образ подростка.

Мы обнаружили, что в зависимости от периода взгляд на подростка меняется. В произведениях 70-80х годов герои постепенно приходят к выводу, что стать настоящей личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать. В центре большинства произведений представлен обычный ребенок с тягой к романтике.

Следовательно,подросток в литературе 70-80х годов имеет свои идеалы и стремится к ним, он учится отстаивать свое мнение в столкновениях с другими детьми, например, как Лена Бессольцева, Костик, Вовка и другие герои рассказов В.Крапивина и В.Железникова.

В литературе 90х - первого десятилетия ХХ I века подростки сталкиваются не только со сверстниками, но с жизнью. В них уже нет стремления к идеалам и приключениям. Они оказываются в сложных жизненных ситуациях, проходят серьезные испытания. Это запутавшиеся подростки, беспризорники, больные дети, дети из неблагополучных семей.

Писатели показывают, что, прежде всего,взрослые виноваты в том, что подростки оказываются в таких условиях. Они уделяют им мало времени, не замечают, что их тревожит, а иногда сами создаютпроблемы для них. Однако становится ясно, что и недостаток внимания, и его чрезмерность опасны, как в случае с Герой из рассказа «Шаги» и Костей из повести «Чучело-2».

Кроме того, дети берут пример со взрослых, стараются подражать им. В результате подростки, у которых нет еще достаточного опыта, сталкиваются с жизнью, совершаютпоступки, которые окажут влияние на дальнейшую жизнь. Так, Костя в произведении «Чучело-2» оказывается в тюрьме, Жека в повести «Обратно он не придет» сходит с ума, Юра в «Классе коррекции» погибает.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: образ подростка в литературе конца ХХ – начала ХХ I века меняется. Писателив своих рассказах и повестях отражают изменения самой жизни, которые влияют и на детей, и на взрослых.

Список литературы

1. Алексин А. Шаги. http ://readr .ru /anatoliy -aleksin -shagi .html /

2. Владимир Карпович Железников. http://imhonet.ru/

3. Железников В.К. «Чучело». М., 1989г.

4. Железников В.К. «Чучело – 2, или игры мотыльков». М.,2005г.

5. Качмазова Н. Завтрашние паруса // http://www.rusf.ru/vk/

6. Книжное обозрение // http ://www .book -review .ru /news /news 1976.html

7.http://bookz.ru/authors/krapivin-vladislav/starii-d_952/1-starii-d_952.html

11. Литература: справочные материалы. М., 1988 г..

12. Лукъянин В. Владимир Крапивинв системе ценностей переходного времени// http://www.rusf.ru/vk/

13. Мурашова Е. Класс коррекцииhttp://lib.rus.ec/b/174147/read

14. Мурашова Е. Обратно он не придет http://lib.rus.ec/b/175545/read#t1

15. Русская литература: учебник для 8 класса. М., 1988 г..

16. Цукерник Я.И. Три комиссара детской литературы//http://www.rusf.ru/vk/

17. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1987г.

Рефлексия и самооценка: У меня получилось фактически все. Единственное, что вызвало затруднения -вопрос: почему в творчестве Крапивина подросток не изменился? Поэтому дальше хочу более подробно рассмотреть творчество именно этого писателя. Хотелось бы также взять для анализа литературу других периодов, например, довоенного.

Я достигла поставленных целей на 90 %. Считаю, что полученные результаты являются интересным открытием. Эта работа помогла мне развить навыки анализа, исследовательской деятельности, критической оценки своей работы. Думаю, стоит обратить внимание в последующей работе на умение формулировать мысли.

Хотя в любом случае лидерские качества необходимы в равной степени как в бизнес-сфере, так и на личном фронте. Так что сегодня, чувак, мы постараемся вдохновить тебя на поиски внутренней харизматичной персоны с помощью очередной подборки отличных . Готов? Поехали!

1. «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта», Дэниел Гоулман

Пусть тебя не обманывает скучное длинное название этой книги: на самом деле мысли и идеи, высказанные в ней, могут вполне считаться достойными твоего драгоценного внимания. Возьми ее в руки и познакомься с классическими уроками межличностной коммуникации, основанными на сопереживании и понимании, ведь это невероятно мощные инструменты, которые абсолютно недооценены в нашем современном обществе. Автор книги описывает, как с помощью эмпатии ты сможешь манипулировать людьми и вести их за собой, ослепляя несчастных ореолом своей харизмы и обаяния. Главное, помни, что мы в ответе за тех, кого приручили.

2. «Сезоны жизни», Джим Рон


Книга-размышление, основная мысль которой сосредоточена на основах человеческого поведения и на том, как оно влияет на оптимальную производительность, личную и профессиональную. Автор книги старается помочь читателю научиться генерировать сложные идеи и упрощать их таким образом, чтобы они приносили скорейшие результаты. Своего рода это еще один учебник о том, как научится жить хорошо. Но в отличие от тонны другой подобной макулатуры эта книга действительно умеет «зацепить» и достучаться до сознания читателя.

3. «Лидер без титула», Робин Шарма


Все книги этого канадского писателя и тренера по лидерству читаются легко и с интересом. «Лидер без титула» – произведение, которое по достоинству оценит как состоявшийся владелец бизнеса, так и те, кто только встал на тернистый путь предпринимательства. Автор пишет: «Чтобы стать великим лидером, для начала стань великим человеком», – и эта мысль красной линией проходит через всю его работу, которая пользуется популярностью как у психологов, так и у простых смертных, озадаченных личностным ростом и саморазвитием.

4. «21 неопровержимый закон лидерства», Джон Максвелл


Мораль сей книги такова, что если ты будешь следовать описанным «законам» лидерства, то лидерство станет следовать за тобой. Произведение Максвелла – это мощный набор принципов, которые очень легко понять, а яркие описательные примеры, сопровождающие каждый пункт, помогут даже самой жалкой тряпке найти в себе зачатки лидерских качеств и применить эти навыки в своей сегодняшней жизни.

5. «Эмоциональный интеллект 2.0», Тревис Бредбери


Оказывается, успешные люди обязаны своему состоянию не cтолько высоким уровнем IQ, сколько EQ – эмоциональному интеллекту. Именно он определяет эффективность взаимодействия человека с окружающими людьми и с миром вообще. Самосознание, самоконтроль, эмпатия и навыки отношений – неотъемлемые составляющие гармоничного эмоционального развития человеческого существа. Как наладить взаимосвязь всех этих компонентов и улучшить качество своей жизни, ты можешь узнать, если прочитаешь книгу Тревиса Бредбери, ну, или просто выпив холодного пива в теплой компании своих лучших друзей.

6. «Разверните ваш корабль», Дэвид Марке


Книга, написанная командиром атомной подводной лодки ВМС США «Santa Fe», капитаном Дэвидом Марке, – убедительное и четкое руководство для тех, кто хочет поменять русло своей жизнедеятельности, но пока не знает, с чего начать свои поиски. Советы, примеры, инструменты и тактики – все это ты найдешь на страницах этого толкового произведения, где предпочтение отдается практике, нежели теории.

7. «7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови


Это одна из самых популярных книг о личностном развитии из всех когда-либо опубликованных. Стивен Кови создал настольное руководство для всех, кто держит в своих руках бразды правления или только задумывается о подобном. Мировой бестселлер, написанный доходчивым языком и не лишенный при этом практичности и юмора, восполнит твои пробелы знаний о лидерстве, как личном так и профессиональном, и задаст верный курс на изменения, на которые ты, наконец-то, решишься.

8. «Как становятся лидерами», Уоррен Беннис


Автор обозначает нехватку лидеров как новую социальную болезнь и стремится своей книгой помочь читателю разобраться в себе, тем самым пополнив ряды врачевателей вышеупомянутого недуга. Листая эти страницы, мы читаем о том, что лидерами не рождаются – ими совершенно точно становятся. Менеджеры любого звена и любой сферы, которые считают инвестиции в свое образование самыми полезными инвестициями, обязательно должны прочитать произведение признанного гуру и тренера по лидерству – Уоррена Бенниса.

9. «От хорошего к великому», Джим Коллинз


Джим Коллинз познакомит тебя с лучшими практиками лидерства, почерпнутыми из опыта известнейших мировых организаций и предприятий. Журнал Forbes включил «От хорошего к великому» в список лучших бизнес-книг, которые издавались за минувшие 20 лет. Эта энциклопедия рекомендуется к прочтению директорам компаний, собственникам бизнеса, директорам по развитию, консультантам менеджмента да и всем тем, кто хочет поднять свою собственную планку и попытаться замахнуться на нечто большее, чем имеет сейчас.

10. «Жизнь на полной мощности», Джим Лоэр и Тони Шварц


Авторы этой книги утверждают, что реальный ключ к высокой производительности не то, насколько хорошо ты умеешь управлять своим временем, а то, насколько ты умело контролируешь свои эмоции и растрачиваемую энергию. Так что, даже если ты сожрал пару собак на планировании и тайм-менеджменте, ты бессилен без крепкого здоровья и стабильного эмоционального состояния. «Жизнь на полной мощности» – это необходимый тебе ускоренный курс по весьма важной тематике: «Благополучие».