Сообщение о эпическом жанре. Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры

21.10.2019 Оздоровление

Эпопея

Эпопея (от эпос и греч. poieo – творю) – это обширное художественное произведение в стихах или прозе, повествующее о значительных исторических событиях. Обычно описывает ряд крупных событий в рамках определенной исторической эпохи. Изначально была нацелена на описание героических событий.

Широкоизвестные эпопеи: «Илиада», «Махабхарата».

Роман

Роман – это крупное повествовательное художественное произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц (судьбы их переплетаются).

Роман может быть философским, историческим, приключенческим, семейно-бытовым, социальным, авантюрным, фантастическим и т.д. Выделяют также роман-эпопею, описывающий судьбы людей в переломные исторические эпохи («Война и мир», «Тихий Дон», «Унесенные ветром»).

Роман может быть как в прозе, так и в стихах, содержать несколько сюжетных линий, включать в себя произведения малых жанров (рассказ, басню, стихотворение и т.д.).

Роману свойственны постановка общественно-значимых проблем, психологизм, раскрытие через конфликты внутреннего мира человека.

Периодически жанру романа предрекают закат, но его широкие в озможности в отображении действительности и человеческой природы позволяют ему иметь своего внимательного читателя и в очередные новые времена.

Принципам построения и создания романа посвящено немало книг и научных трудов.

Повесть

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета, построенное в виде повествования о событиях главного героя в их естественной последовательности. Как правило, повесть не претендует на постановку глобальных проблем.

Широко известные повести: «Шинель» Н.Гоголя, «Степь» А.Чехова, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына.

Рассказ

Рассказ – это небольшое художественное произведение с ограниченным числом персонажей, событий. В рассказе может быть всего один эпизод из жизни одного героя.

Рассказ и новелла – это те жанры, с которых обычно начинают свое литературное творчество молодые прозаики.

Новелла

Новелла – это, так же как и рассказ, небольшое художественное произведение, которому присущи краткость, отсутствие описательности, неожиданная развязка.

Широко известны новеллы Дж. Боккаччо, Пр. Мериме, С. Моэма.

Видение

Видение – это повествование о событиях, которые открылись в (якобы) сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Этот жанр характерен для средневековой литературы, но используется и сегодня, обычно, в сатирических и фантастических произведениях.

Басня

Басня (от «баять» – рассказывать) – это небольшое художественное произведение в стихотворной форме нравоучительного или сатирического характера. В конце басни обычно содержится краткое нравоучительное заключение (так называемая мораль).

В басне высмеиваются пороки людей. При этом действующими лицами, как правило, выступают животные, растения или различные вещи.

Притча

Притча, как и басня, содержит нравственное поучение в аллегорической форме. Однако притча в качестве героев выбирает людей. Также она преподносится в прозаической форме.

Пожалуй, самая известная притча – «Притча о блудном сыне» из Евангелия от Луки.

Сказка

Сказка – это художественное произведение о вымышленных событиях и героях, в котором фигурируют волшебные, фантастические силы. Сказка является формой обучения детей правильному поведению, соблюдению общественных норм. Также она передает важную для человечества информацию от поколения к поколению.

Современный вид сказки – фэнтези, – своеобразный историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному.

Анекдот

Анекдот (фр. anecdote – байка, небылица) – малая прозаическая форма, отличающаяся лаконичностью, неожиданной, абсурдной и смешной развязкой. Анекдоту свойственна игра словами.

Хотя у многих анекдотов есть конкретные а вторы, как правило, имена их забываются или изначально остаются «за занавесом».

Широко известен сборник литературных анекдотов о писателях Н. Доброхотовой и Вл. Пятницкого, ошибочно приписываемый Д. Хармсу.

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

Специфическая черта эпоса – в организующей роли повествования: носитель речи сообщает о событиях и о их подробностях как о чем – то прошедшем, то что вспоминается, при этом прибегая к описаниям действий героев и их облика, иногда прибегает к к рассуждениям.

Эпопея – монументальное по форме произведение общенародной проблематики: « » Л. Толстого, «Тихий Дон» М. Щолохова.

Эпическая поэма – поэтическое, иногда прозаическое литературное произведение, обладает сюжетностью. Как правило воспевает славное прошлое народа, его дух, традиции и прочее: « » А. Пушкина, « » Н. .

Роман – литературное произведение в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, По словам роман – « эпос частной жизни»: «Обломов» А. Гончарова, « » И. .

Повесть – «средний» жанр эпического рода литературы. Она меньше романа по объему, но больше рассказа или новеллы. В романе основа состоит в целостном действии, в фактическом или психологическом движении сюжета, а в повести особое внимание уделяется статичным компонентам – душевным состояниям, описаниям пейзажей, быта и так далее: А. Пушкин «Метель», А. «Степь». Очень часто бывает трудно разграничить роман и повесть, в западном литературном жанре повесть не выделяется вовсе.

Новелла – малый прозаический жанр, который по объему можно сопоставить с рассказом.

Но она отличается от него тем, что в новелле острый центростремительный сюжет, часто парадоксальный, отсутствует описательность и композиционная строгость. Поэтизируя случай, новелла предельно выводит на первый план ядро сюжета, сводит жизненный материал в рамки одного события: ранние рассказы А. Чехова, Н. Гоголя.

Рассказ – малая эпическая жанровая форма литературного произведения. Небольшое по объему изображенных явлений. Имеет малый объем текста. Является прозаическим произведением.

Лирические жанры. Ода – жанр, который воспевает какое – либо важное историческое событие, лицо или явления. Этот жанр получил особое развитие в классицизме: «Ода на день восшествия на престол» М. Ломоносова.

Песня – жанр, который может относиться как к эпическому, так и к лирическому жанру. Эпическая песня обладает сюжетностью: «Песнь о Вещем Олеге» А. Пушкина. В основе лирической песни лежат душевные переживания главного героя или самого автора: песня мери из «Пира во время чумы» А Пушкина. Элегия – жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире: «Погасло дневное светило» А. Пушкина Послание – жанр, который не связан с определенной традицией Характерной чертой является обращенность к какому – то лицу: «К Чаадаеву» А. Пушкина. Сонет – жанр, который представляется в форме лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме В сонете должно быть 14 строк. Выделяется 2 типа сонета:

Английский сонет. Состоит из трех четверостиший и одного двустишия в конце: сонеты Шекспира;

Французский сонет. Состоит из двух четверостиший и двух трехстиший в конце. Особую популярность в России этот жанр приобрел в эпоху символизма: Бальмонт, .

Эпиграмма – короткое стихотворение, не более четверостишия, которое высмеивает или представляет в юмористической форме какое-то отдельное лицо:

«На Воронцова» А. Пушкина.

Сатира – более развернутое стихотворение, и по объему и по масштабу изображаемого.

Обычно высмеивает социальные недостатки. Для сатиры характерен гражданский пафос: сатиры Кантемира, «Румяный мой насмешник толстопузый» А. Пушкина.

Такое деление на жанры очень условно, потому что как правило в чистом виде представлены редко. Стихотворение может сочетать несколько жанров одновременно: «К морю» А. Пушкина сочетает в себе и элегию и послание.

Драматургия

Драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра – трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии был душевный конфликт в душе главного героя между совестью и долгом. Трагедия – высший род драмы С идеей трагедии соединяется идея

Ужасного, мрачного события, роковой развязки Античная драма имела свои особенности. Самой главной являлась – идея фатума, предопределенности судьбы. Важная роль в античной драме принадлежала хору. Он формулировал отношение зрителей к происходящему на сцене, подталкивал их к сопереживанию Посредством хора зрители втягивались в представление и сами являлись участниками действия.

Комедия строилась на бытовых сюжетах и считалась низким жанром. В основе сюжета лежали забавные истории, недоразумения, ошибки, комические случаи. В средние века христианская церковь способствовала возникновению новых жанров драмы – литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, школьная драма В 18 веке драма сформировалась как жанр, распространились мелодрамы, фарсы, водевили. В эпоху классицизма, сформировались правила драматургии. Основным правилом считается «единство места и времени» В современной литературе все больше преобладает трагикомический жанр. Драма последнего столетия включает в себя лирическое начало.

Комедия – жанр, где характеры, действия и ситуации представлены в смешных формах или проникнуты комическим.. Долгое время комедия считалась «низким жанром». Вплоть до классицизма под комедией понималось произведение противоположное трагедии В комедии всегда предполагался счастливый конец. Герои, как правило, были из низшего сословия. И только в эпоху Просвещения комедию признали «средним жанром» или как называли ее по-другому, «мещанской драмой». В 19 и особенно в 20 веке комедия стала свободным и разнообразным жанром. Комедия устремлена в первую очередь к осмеянию безобразного. Герои комедии внутренне не состоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, поэтому высмеиваются, что выводит их на чистую воду. И смех выполняет свою: идеальную» миссию. В таком жанре, как комедия, изображение человеческих чувств, страданий допустимо лишь в определенной мере, иначе сострадание вытеснет смех и перед нами предстанет драма.

Классицизм

Название этого направления образовано от латинского слова classicus, что в русском языке обозначает – образцовый. Существовал в европейской литературе и искусстве с 17 по начало 19 века. Особенности классицизма:

В основу эстетики положены принципы рационализма (ratio – разум). Художественное произведение рассматривается с этой точки зрения как оздание искусственное – сотворенное сознательно, разумно организованное, логически выстроенное.

Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на высокие средние и низкие.

Такую классификацию в русском классицизме дал М. Ломоносов.

К высокому жанру он относил трагедию, оду, эпопею. В них описывалась общественная жизнь, исторические события, мифология. Герои, которые описывались в высоком жанре должна обязательно были быть богами, царями, полководцы. К среднему жанру относились повести, летописи, жития.

Героями в этом стиле могли быть и высокопоставленные люди и простые. К низкому жанру относили комедии, басни, сатиры. Героями в них были простые люди. Каждый жанр имеет четкие границы и четкие формальные признаки, не допускалось никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического обыденного. Главным жанром, конечно, был трагедия. классицистическая литература утвердила принцип « единства места, времени и времени».

Это означало, что действие должно происходить в одном месте и в одно время. Время действия должно быть ограничено временем продолжительности спектакля (время, о котором повествует пьеса, должно быть ограничено одним днем). Единство времени подразумевало, что в пьесе должна быть отражена одна интрига, и не должно быть никаких побочных действий.

Эпический жанр - это что такое? Дело в том, что однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Это связано с тем, что данный жанр вмещает в себя несколько разновидностей. Давайте же разберемся в том, что это - эпический жанр, и какие направления он содержит? А также в том, что связывает эпос и лирику.

Что такое литературный жанр?

Представляется, что в начале повествования о жанрах эпических произведений будет целесообразным разобраться в понятии литературного жанра как такового. Слово «жанр» происходит от французского genre, взятого из латинского, где есть слово genus, оба они означают «вид, род».

Что касается литературного жанра, то им являются такие группы произведений литературы, которые складываются исторически и объединены совокупностью ряда свойств. Такие свойства носят характер как содержательных, так и формальных. Этим они отличаются от литературных форм, которые выделяются только на основании формальных признаков. Часто жанр путают с видом литературы, что является неправильным.

Теперь перейдем к непосредственному рассмотрению вопроса о том, что это - эпический жанр.

В чем состоит суть понятия?

Эпос (так еще называют рассматриваемый нами жанр) - это такой (так же, как драма и лирика), повествующий о событиях, которые предположительно происходили в прошлом. А повествователь вспоминает о них. Характерной чертой эпоса является охват бытия в таких различных аспектах, как:

  • Пластическая объемность.
  • Протяженность во времени и пространстве.
  • Сюжетность, или насыщенность событиями.

Аристотель о характере эпоса

Древнегреческий философ 4 века до н. э. Аристотель в своем произведении «Поэтика» писал, что эпический жанр - это (в отличие от драматических и лирических произведений) беспристрастность и объективность автора в момент повествования. Согласно Аристотелю, особенностями эпоса являются следующие:

  1. Широкий охват действительности, под которым подразумевается изображение и частной жизни отдельных персонажей, и явлений, происходящих в общественной жизни.
  2. Раскрываемость характеров людей в процессе протекания сюжета.
  3. Объективность в повествовании, при которой отношение автора к своим героям и миру, изображаемому в произведении, происходит посредством подбора художественных деталей.

Разновидности эпоса

Как уже было сказано выше, существует несколько видов эпических жанров, которые можно объединить по признаку их объема. Это крупные, средние и малые. В каждый из этих типов входят следующие разновидности:

  • К крупным относят эпопею, роман, эпическую поэму (поэму-эпопею).
  • К средним принадлежит такой вид, как повесть.
  • Среди малых называют рассказ, новеллу и очерк.

Несколько подробнее о разновидностях произведений, которые относятся к эпическим жанрам, будет рассказано ниже.

Что еще нужно отметить? Существуют также фольклорные, народно-эпические жанры, такие как былина, сказка и историческая песня.

В чем еще заключается значение эпоса?

Особенности этого жанра состоят еще и в следующем:

  • Произведение, относящееся к эпическому, не ограничено в своем объеме. Как говорил В. Е. Хализев, который был советским и российским литературоведом, эпос относится к такому роду литературы, который вмещает в себя не только короткие рассказы, но также и произведения, рассчитанные на длительное чтение или слушание - эпопеи, романы.
  • В эпическом жанре большая роль принадлежит образу рассказчика (повествователя). Он, рассказывая о самих происходящих событиях, о действующих лицах, в то же время отграничивает от происходящего себя. Но при этом в самом повествовании воспроизводится, запечатлевается не только то, о чем рассказывается, но и склад ума рассказчика, его манера изложения.
  • В эпическом жанре существует возможность использования практически любых художественных средств, известных в литературе. Присущая ему повествовательная форма дает возможность глубочайшего проникновения во внутренний мир отдельного человека.

Две крупные формы

Ведущим жанром эпической литературы до 18 века была Источником ее сюжета является народное предание, образы которого обобщены и идеализированы. В речи отражается относительно единое народное сознание, а форма, как правило, стихотворная. Примером являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

В 18-19 веках на смену ей, как ведущему жанру, приходит роман. Сюжеты романов в основном черпаются из современной действительности, а образы становятся более индивидуализированными. В речи героев отражается многоязычность общественного сознания, которое резко дифференцировано. Форма романа является прозаической. Примерами могут служить романы, написанные Львом Толстым и Федором Достоевским.

Объединение в циклы

Эпические произведения стремятся к возможно более полному отображению жизненных реалий, поэтому они тяготеют к тому, чтобы объединяться в циклы. Иллюстрацией такой тенденции является роман-эпопея под названием «Сага о Форсайтах».

Он представляет собой монументальную серию разноплановых произведений, описывающих жизнь состоятельной семьи Форсайт. В 1932 году за присущее Голсуорси искусство повествования, в котором вершиной является «Сага о Форсайтах», писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Эпопея - значит «повествование»

Эпопея (от древнегреческого ἔπος - «слово, повествование» и ποιέω - «творю») - это обширное повествование, которое изложено либо в стихах, либо в прозе, и посвящено выдающимся историческим событиям, имеющим национальный масштаб. В общем смысле эпопеей называют сложную, продолжительную историю, включающую ряд событий крупного масштаба.

Предшественниками эпопеи были былевые песни, имевшие наполовину лирический, наполовину повествовательный характер. Они были вызваны подвигами племени или клана, приурочены к героям, вокруг которых сгруппированы. Подобные песни складывались в масштабные поэтические единицы, называемые эпопеями.

В эпопеях, относящихся к героико-романическим, их главные герои целенаправленно и активно участвуют в значимых исторических событиях, в процессе чего осуществляется становление их личности, как, например, в романе А. Н. Толстого «Петр I». Выделяют также и эпопеи «нравоописательные», которые повествуют о состоянии общества в комическом ключе, как, например, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле или «Мертвые души» Гоголя.

Эпический и лирический жанры

Два жанра связаны между собой и в некоторых случаях могут составлять некий симбиоз. Чтобы разобраться в этом, дадим определение лирике. Это слово происходит от греческого λυρικός, что значит «исполняемый под звучание лиры».

Этот род литературы, называемый еще и лирической поэзией, воспроизводит личное чувство человека, его отношение к чему-либо или же настроение самого автора. Произведения в этом жанре характеризуются эмоциональностью, задушевностью, взволнованностью.

Но существует и промежуточный вариант между стихами и эпическим жанром - это лиро-эпика. В подобных произведениях имеется две стороны. Одна из них - это наблюдение и оценка читателем со стороны сюжетного повествования, представленного в форме стихов. А вторая, которая, впрочем, тесно связана с первой, это получение им определенной лирической (эмоциональной) оценки повествователя. Таким образом, для лиро-эпики характерны как эпические, так и лирические принципы в отображении окружающей действительности.

К лиро-эпическим относятся такие жанры, как:

  • Поэма.
  • Баллада.
  • Стансы.

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма. Определим его особенности и на примере рассказа А.П.Чехова » Хамелеон» рассмотрим их.

Особенности рассказа

  • Небольшой объём
  • Ограниченное число действующих лиц
  • Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
  • В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.
  • Второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.
  • По количеству страниц рассказ может быть и объёмным, но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.
  • Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.
  • В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
  • Рассказы имеют меткое, запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос. .
  • Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, поэтому, конечно, они отражают особенности литературы той или иной поры. Известно, что до 19 века рассказы были близки к новеллам, в 19 веке появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в более раннюю эпоху.

Пример.

Иллюстрации Герасимова С.В. к рассказу Чехова А.П.
« Хамелеон».1945 г.

Рассказ А.П. Чехова « Хамелеон»

  • Небольшой по объёму. Чехов вообще мастер короткого рассказа.
  • Главное действующее лицо – полицейский надзиратель Очумелов. Все остальные герои помогают понять характер главного, в том числе и мастеровой Хрюкин.
  • Сюжет строится вокруг одного эпизода – укуса собачкой пальца золотых дел мастера Хрюкина.
  • Главная проблема — высмеивание чинопочитания, подхалимства, угодничества, оценка человека по тому месту в обществе, которое он занимает, беспредел власть имущих людей. Всё в рассказе подчинено раскрытию данной проблемы — все изменения в поведении Очумелова по отношению к данной собачке — от желания навести порядок, чтобы не было бродячих собак, до умиления собачкой, которая, как оказалось, принадлежала брату генерала.
  • Важная роль в рассказе принадлежит детали. В данном случае это шинель Очумелова, которую он то снимает, то снова накидывает на плечи (в это время меняется его отношение к сложившейся ситуации).
  • Повествование ведётся от лица автора. В небольшом по объёму произведении Чехов сумел выразить своё негодование, сатирическое, даже саркастическое отношение к порядкам в России, в которой человек ценится не по его характеру, делам и поступкам, а по чину, им занимаемому.
  • Название рассказа – « Хамелеон»- очень точно отражает поведение главного героя, меняющего « свою окраску», то есть отношение к происходящему, в связи с тем, кому принадлежит собачка. Хамелеонство как социальное явление высмеивается автором в рассказе.
  • Рассказ написан в 1884 году, в период расцвет критического реализма в литературе России 19 века. Поэтому в произведении есть все черты данного метода: высмеивание пороков общества, критическое отражение действительности.

Таким образом, на примере рассказа Чехова А. П. « Хамелеон» мы рассмотрели особенности данного жанра литературы.

Особенности жанра рассказа :

  1. Небольшой объём.
  2. Кратковременность описываемых событий.
  3. Небольшое количество героев.
  4. Рассказ имеет сюжет и композицию.
  5. Изображаемое в рассказе выглядит правдиво, соответствует реальной жизни.
  6. В рассказе не бывает нравоучения.

Сюжет - цепь эпизодов, событий.

Элементы сюжета :

  1. ЭКСПОЗИЦИЯ - предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии.
  2. ЗАВЯЗКА - отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта.
  3. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - часть сюжета между завязкой и кульминацией.
  4. КУЛЬМИНАЦИЯ - высшая точка развития действия, напряжения конфликта перед окончательной развязкой.
  5. РАЗВЯЗКА - завершение сюжета, разрешение (или уничтожение) конфликта.

Композиция - соединение, стыковка разных частей произведения, в том числе и эпизодов (всё то, что не является сюжетом).

Элементы композиции :

  1. Портрет - описание внешности героя.
  2. Пейзаж - описание природы.
  3. Монолог - речь одного героя.
  4. Диалог - речь двух и более героев.
  5. Авторское отступление - оценка, замечание, наблюдение, которое делает автор произведения.

Примеры элементов композиции из рассказа "Бежин луг"

Пейзаж

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты - несомненный признак постоянной погоды - высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…

Портрет

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

Монолог

А вот как. Пришлось нам с братом Авдюшкой, да с Федором Михеевским, да с Ивашкой Косым, да с другим Ивашкой, что с Красных Холмов, да еще с Ивашкой Сухоруковым, да еще были там другие ребятишки; всех было нас ребяток человек десять - как есть вся смена; но а пришлось нам в рольне заночевать, то есть не то чтобы этак пришлось, а Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите». Вот мы остались и лежим все вместе, и зачал Авдюшка говорить, что, мол, ребята, ну, как домовой придет?.. И не успел он, Авдей-то, проговорить, как вдруг кто-то над головами у нас и заходил; но а лежали-то мы внизу, а заходил он наверху, у колеса. Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат; вот прошел он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит; застучит, застучит колесо, завертится; но а заставки у дворца-то спущены. Дивимся мы: кто ж это их поднял, что вода пошла; однако колесо повертелось, повертелось, да и стало. Пошел тот опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал, и этак слушается, словно не торопится; ступеньки под ним так даже и стонут… Ну, подошел тот к нашей двери, подождал, подождал - дверь вдруг вся так и распахнулась. Всполохнулись мы, смотрим - ничего… Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так… Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли… Уж как же мы напужались о ту пору!