Александр никитин выступил с докладом на заседании госсовета рф. Сергей и татьяна никитины Сергей и татьяна никитины концерты

20.10.2019 Повседневные


Уважаемые коллеги, мы сегодня собрались в Академии повышения квалификации не случайно. Сегодня вся система повышения квалификации, все сотрудники этой системы являются совершенно конкретными практическими продолжателями чрезвычайно востребованного дела, начатого Л. В. Занковым. Ученики и последователи Л. В. Занкова достойно продолжают его дело, развивают то, что было заложено им, потому что потенциал идей Занкова еще не использован в полной мере. Мы надеемся, что его последователи сделают многое из того, что позволит имени Л.В. Занкова долгие годы существовать в российской школе.
Я позволю себе остановиться лишь на некоторых аспектах, связанных с деятельностью Л. В. Занкова, и поговорить о том, как сегодня в системе повышения квалификации реализуются идеи дидактики Л. В. Занкова. Напомню вам, что Л. В. Занков родился в 1901 г. в 1922-25 годы он учился в Московском госуниверситете на факультете общественных наук. Здесь произошла его встреча с Л.С. Выготским, под руководством которого студент Занков участвовал в экспериментальных педагогических исследованиях по проблемам памяти. После окончания университета Л. В. Занков был оставлен в аспирантуре Института психологии при Московском госуниверситете. Под руководством Выготского он начал исследование психики и особенности обучения аномальных детей. Уже в период работы в области дефектологии Л.В. Занков был крупным психологом-теоретиком, тонким экспериментатором, автором многих методик по изучению памяти. Вместе с тем, он прекрасно знал практическую работу учителей спецшкол. И его хорошо знали и уважали директора и учителя специальных школ Москвы и Подмосковья. Многие из них регулярно посещали лекции, семинары, проходившие в Институте дефектологии на Погодинке, 8. Л.В. Занков всегда работал на грани психологии и педагогики. Он изучал развитие психики ребенка, движущие силы этого развития, но с той же степенью внимания и интереса относился к исследованию и экспериментальной разработке педагогических условий, наиболее эффективных для развития детей. Одной из наиболее характерных черт этого большого ученого была исключительная приверженность научным фактам.
В 1957 г. Л.В. Занков с коллективом своей лаборатории приступил к исследованию проблемы соотношения обучения и развития. Задача исследования формулировалась так: раскрыть характер объективной, закономерной связи между построением обучения и ходом общего развития школьников. В результате этого исследования и была создана новая дидактическая система начального обучения, которая впоследствии получила название дидактической системой Л.В. Занкова. С 1996 года эта система стала государственной, вариативной системой обучения в начальных классах. И сегодня уже около 30% процентов учителей начальных классов не только обучают, но и развивают детей, следуя этому учению Л.В. Занкова. Вместе с ним развивающую систему обучения создавали его ученики и последователи, которые и сейчас продолжают это дело, развивая теорию, создавая новые учебники и обучая учителей всей нашей страны, в том числе в Академии, где существует Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова. Мне хотелось бы назвать учеников и последователей Л.В. Занкова: это Полякова Антонина Владимировна, Зверева Мария Васильевна, Нечаева Наталия Васильевна, Аргинская Ирэн Ильинична, Дмитриева Нинель Яковлевна, Товпинец Ирина Павловна, Цирулик Наталья Александровна, Чутко Нинель Яковлевна, Ригина Галина Сергеевна, Романовская Зинаида Ивановна.

Теперь остановимся в нескольких словах на значимости дидактической системы Л.В. Занкова для развития теоретических положений традиционной системы как наиболее распространенной сегодня системы обучения. Известно, что сегодня в государственной системе школьного образования начальное обучение имеет три направления реализации: одно традиционное и два развивающих. Концепция содержания обучения в начальной школе сегодня значительно обновлена. В этой концепции достойное и значимое место заняли идеи Л.В. Занкова, это одно из двух развивающих направлений. В новой концепции начального образования, сформулированной Министерством образования, сформулированы основные принципы отбора содержания для непрерывного образования детей младшего возраста. Цитируем: "Принцип развития стимулирования и поддержки эмоционального, духовно нравственного интеллектуального развития и саморазвития ребенка". Здесь виден прямой переход идей Л.В. Занкова на уровень государственного образования.
Принцип целостной, системной концепции начального образования. Принцип целостности образа мира, целостности общей картины мира. Формирование умения увидеть один и тот же предмет с разных сторон. Принцип культуросообразности, открытости различным культурам, создание условий для наиболее полного, с учетом возраста, ознакомления с достижениями культуры. Принцип гуманитаризации. Таковы основные принципы новой концепции, лежащей в основе реформирования начального образования в Российской Федерации, в которых учтены идеи Л.В. Занкова.

Мне хотелось бы процитировать значимые, рабочие понятия, которые вошли в практическую педагогическую деятельность нашего учительского цеха.
Это оптимальное общее развитие школьников, которое включает три линии развития: ум, волю и чувство и направлено на формирование человека высокой нравственности.
Затем, это влияние всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка. У Занкова это сформулировано так: "В обучении нет главных и второстепенных предметов, все предметы значимы для развития ребенка".
Далее, это общее психическое развитие ребенка, включающее формирование анализирующего наблюдения, умения увидеть один и тот же предмет с разных сторон. Кроме того, это формирование широкой картины мира на основе ценностей науки, литературы, искусства, на основе непосредственного познания действительности и познания себя. Рефлексия как содержание образования. И, наконец, знания и навыки - не как цель, а как средство развития ребенка, вариантность как одно из типических свойств системы. Сегодня традиционная система вобрала в себя эти принципы практически полностью. Это не может нас не радовать. Это признание ценности теоретических и практических идей Л.В. Занкова, востребованности дидактических идей, изложенных им. Можно сказать, что идеи Л.В. Занкова широко шагают по школам России.

За последние годы состоялось немало общественно-педагогических акций, подобных этой конференции. В честь 100-летия Л.В. Занкова в регионах прошли и проходят различного рода мероприятия. Например, конференции в С.-Петербурге, Туле, Нальчике, Красноярске, Ульяновске.
Федеральная система повышения квалификации России представлена 95 учреждениями. Они помогают распространению и применению идей Л.В. Занкова, его дидактики. Треть учителей работают по этим методикам. Практически все учреждения повышения квалификации включают в свою деятельность проведение курсов, проблематика которых напрямую выводит на дидактические основы системы Л.В. Занкова. Конечно, во многом этой работе способствует Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, с которым мы сегодня работаем рука об руку. Я хочу подчеркнуть, что практически нет коммерческих курсов по распространению учения Л.В. Занкова. Эта работа проводится под патронажем государства на бюджетные средства. В этом есть и некая нравственная основа. Мы не продаем эти идеи, не зарабатываем на этом деньги. Мы находим возможность организовать обучение учителей, повышение их квалификации на скромные бюджетные средства. Конечно, без активного понимания самих учителей, без поддержки на региональном уровне мы не смогли бы организовать эту деятельность, находясь здесь, в Москве. И сегодня эта деятельность происходит не только на базе Центра им. Л.В. Занкова. Да это было бы и невозможно сделать. В эту систему вовлечены тысячи учителей начальных классов. В связи с этим в ряде регионов мы уже имеем филиалы Центра. Нами разработана программа повышения квалификации учителей по ознакомлению с принципами работы по развивающей системе Л.В. Занкова, программа рассчитана на 500 часов. Сорок первоклассных специалистов получили возможность обучать работе по новым принципам учителей начальных классов.

В деле продвижения идей Л.В. Занкова имеет значение не только хорошо проработанная программа. Осуществление реформы образования невозможно без учебно-методического сопровождения. Методических разработок для системы повышения квалификации пока нет, они сегодня трагически запаздывают. В систему повышения квалификации должны прийти инновационные идеи, воплощенные в полностью отработанных учебно-методических комплектах. На данный момент вызывает тревогу положение дел во многих вариативных системах, где в качестве учебников, поддерживающих новое содержание образования, используют учебники, изданные три-четыре года назад. Учебники по ним еще пишутся, а когда же к ним будут созданы методические пособия, и когда же они придут в школу? Все эти вопросы уже замечательно решены в системе Л.В. Занкова, его учениками и последователями. Здесь мы видим прекрасную теоретическую проработку всех вопросов, хорошее концептуальное дидактическое оформление, и на этой основе профессионально созданное мощное учебно-методическое сопровождение. В этом смысле присутствующие здесь представители Корпорации "Федоров", которая много сделала для того, чтобы выпустить учебники и учебно-методическую литературу вовремя и на высоком полиграфическом уровне, делают нашу деятельность работников системы повышения квалификации и учителей-практиков абсолютно комфортной. Сегодня закончена работа над УМК для 4 класса. В государственную систему четырехлетнего начального образования система Л.В. Занкова входит с "открытыми глазами", то есть с четким и ясным пониманием того, с чего начинать в 1 классе и чем заканчивать в 4 классе обучение каждой предметной области.

Хотелось бы, чтобы этому примеру последовали все участники общегосударственной реформы системы образования.

Из сборника статей "Новое время - новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика", выпущенного по материалам конференции, посвященной 100-летию Л.В. Занкова .

Ученики и последователи Л. В. Занкова достойно продолжают его дело, развивают то, что было заложено им, потому что потенциал идей Занкова явно еще не использован в полную меру. Мы надеемся, что его последователи сделают многое из того, что позволит имени Занкова долгие годы существовать в российской школе.

Уважаемые коллеги, мы сегодня собрались в Академии повышения квалификации не случайно. Сегодня вся система повышения квалификации, все сотрудники этой системы являются совершенно конкретными практическими продолжателями сегодня чрезвычайно востребованного дела, начатого Л. В. Занковым. Я позволю себе остановиться лишь на некоторых аспектах, связанных с деятельностью Л. В. Занкова, и в значительной степени говорить о том, как сегодня в системе повышения квалификации реализуются идеи, дидактика Л. В. Занкова. Напомню вам, что Л. В. Занков родился в 1901 г. С 1922-25 годы он учился в Московском госуниверситете на факультете общественных наук. Здесь произошла его встреча с Выготским, под руководством которого студент Занков участвовал в экспериментальных педагогических исследованиях по проблемам памяти. После окончания университета Л. В. Занком был оставлен в аспирантуре Института психологии при Московском госуниверситете. И под руководством Выготского начал исследование психики и особенности обучения аномальных детей. Уже в период работы в области дефектологии Л. В. Занков был крупным психологом-теоретиком, тонким экспериментатором. Автором многих методик по изучению памяти. Вместе с тем, он прекрасно знал практическую работу учителей спецшкол. И его хорошо знали и уважали директора и учителя специальных школ г. Москвы и Подмосковья. Многие из них регулярно посещали лекции, семинары, проходившие в Институте дефектологии на Погодинке, 8. Л. В. Занков всегда работал на грани между психологией и педагогикой. Он изучал развитие психики ребенка, движущие силы этого развития, но с той же степенью внимания и интереса относился к исследованию и экспериментальной разработке педагогических условий, наиболее эффективных для развития детей. Одной из наиболее характерных черт этого большого ученого была исключительная приверженность научным факторам. В 1957 г. Л. В. Занков с коллективом своей лаборатории приступил к исследованию проблемы соотношения обучения и развития. Задача исследования формулировалась так: раскрыть характер объективной, закономерной связи между построением обучения и ходом общего развития школьников. В результате этого исследования и была создана новая дидактическая система начального обучения, которая впоследствии получила название дидактической системой Л. В. Занкова. С 1996 года эта система стала государственной, вариативной системой обучения в начальных классах. И сегодня уже около 70% процентов учителей начальных классов не только обучают, но и развивают детей, следуя этому учения Л. В. Занкова. Вместе с ним развивающую систему обучения создавали его ученики и последователи, которые и сейчас продолжают это дело, развивая теорию, создавая новые учебники и обучая учителей, всей нашей страны, в т. ч. в Академии, где существует центр обучения Л. В. Занкова. Мне хотелось бы назвать последователей и учеников Л. В. Занкова: это Полякова Антонина Владимировна, Зверева Мария Васильевна, Нечаева Наталья Васильевна, Аргинская Ирэн Ильинична, Дмитриева Нинель Яковлевна, Товпинец Ирина Павловна, Цирулик Наталья Александровна, Чутко Нинель Яковлевна, Регина Галина Сергеевна, Романовская Зинаида Ивановна. Теперь остановимся в нескольких словах на значимости дидактической системы для развития теоретических положений традиционной как наиболее распространенной системы обучения. Известно, что начальное обучение сегодня в государственной системе школьного образования троится - триада. Три направления реализации госсистемы начального обучения.
Сегодня мы имеем концепцию обновленного содержания обучения в начальной школе. И идеи Л. В. Занкова в этой концепции заняли заметное достойное и очень значимое место. В новой концепции начального образования, сформулированной Министерством образования или, скажем научным коллективом, организованным Министерством образования, даны основные принципы отбора содержания непрерывного образования детей младшего возраста. "Принцип развития стимулирования и поддержки эмоционального, духовно нравственного интеллектуального развития и саморазвития ребенка." Эта цитата из концепции. Здесь виден прямой переход идей Л. В. Занкова на уровень государственного образования.
Принцип целостной концепции начального образования. Принцип целостности образа мира, целостность картины мира и формирование умения увидеть один и тот же предмет с разных сторон. Принцип культуросообразности, открытости различных культур, создание условий для наиболее полного, с учетом возраста, ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества. Принцип гуманитаризации. Таковы основные принципы идей Л. В. Занкова, которые учтены в новой концепции, лежащей в основу реформирования начального образования в Российской федерации.
Мне бы хотелось процитировать значимые, рабочие понятия, которые вошли в педагогический и практический обиход деятельности нашего учительского цеха. Это оптимальное общение и развитие школьников, включает три линии развития: ум, волю и чувство формирования человека высокой нравственности.
Влияние всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка. У Занкова это сформулировано так: "В обучении нет главных и второстепенных предметов, все предметы значимы для развития ребенка."
Общее психическое развитие ребенка, включающее сформированность анализирующего наблюдения, умение увидеть один и тот же предмет с разных сторон. Широкая картина мира на основе ценностей науки, литературы, искусства, на основе непосредственного познания действительности, познания себя, рефлексия как содержания образования.
И, наконец, знания и навыки - не цель, а средства развития ребенка, вариантность как одно из типических свойств. Сегодня традиционная система вобрала в себя эти принципы практически полностью. Это не может нас не радовать. Это признание ценности Л. В. Занкова, востребованности изложенных им теоретических, практических и дидактических идей. Можно сказать, идеи Л. В. Занкова широко шагают по России. За последние годы состоялись общественно педагогические акции, подобные этой конференция. В регионах прошли и проходят различного рода мероприятия в честь 100-летия Л. В. Занкова. Такие конференции прошли в С.-Петербурге, Туле, Нальчике, Красноярске, Ульяновске. Федеральная система повышения квалификации представлена 95 учреждениями. Идеи Л. В. Занкова, его дидактика нашли самое серьезное применение и распространение. Треть учителей работают по этим материалам. Практически все учреждения повышения квалификации имеют в содержании своей деятельности проблематику курсов, напрямую выходящих на дидактические основы системы Л. В. Занкова. Конечно, во многом этой работе способствует Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова скоторым мы сегодня рука об руку работаем. Я хочу подчеркнуть, что практически нет коммерческих курсов по распространению учения Л. В. Занкова.
Все это делается под патронажем государства и при участии пусть небольших, скромных бюджетных средств. Может в этом и есть некая нравственная основа. Ну, как бы еще мы не продаем эти идеи, не зарабатываем на этом денег и не предполагаем делать это в ближайшем времени. Мы находим возможность организовать работу по обучению учителей, по повышению их квалификации на скромные бюджетные средства. Конечно, без активного понимания самих учителей, без поддержки на региональном уровне, мы не смогли бы организовать эту деятельность, находясь здесь, в Москве. И сегодня реально эта деятельность проходит не только на базе центра. Да и это не возможно делать. Тысячи учителей начальных классов вовлечены в эту систему. В связи с этим в ряде регионов мы уже имеем филиалы наших центров.
Мы разработали программу по идеям Л. В. Занкова, рассчитанную на 500 часов. И первые сорок настоящих классных специалистов получили возможность продвигать и обучать этим идеям учителей начальных классов.
Но не только хорошо проработанная программа имеет важное значение в деле продвижения идей Л. В. Занкова. Но и учебно-методическое сопровождение, без которого невозможно осуществление реформы образования. Методических разработок пока сегодня нет, они трагически запаздывают. Но как только таковые будут, будут сопровождающие концептуальные прор аботки, мы будем очень серьезно на эту тему говорить. В систему повышения квалификации должна прийти идея, новация, полностью отработанные учебно-методические комплекты. На данный момент вызывает тревогу, что сегодня в качестве учебников, поддерживающих новое содержание образования, используют учебники, изданные три-четыре года назад. Мы видим пока здесь реально складывающеюся политику, потому что учебники еще пишутся, а когда же к ним будут созданы методические пособия, а когда все это придет к нам в школу. Все эти вопросы уже замечательно решены в системе Л. В. Занкова, его учениками и последователями. Смотрите, прекрасная теоретическая, профессиональная проработка всех вопросов, очень хорошее концептуальное оформление, а дальше идет мощнейшее дидактическое и учебно-методическое сопровождение. И в этом смысле присутствующие здесь представители корпорации "Федоров", которая много сделала для того, чтобы поддержать учебно-методическое сопровождение на великолепном полиграфическом уровне и вовремя выпущенные учебники, делают нашу деятельность абсолютно комфортной и нам, работникам системы повышения квалификации, и практическим учителям.
Сегодня мы проработали 4 класс. В систему 1-4 система Занкова входит с открытыми глазами. С четким и ясным пониманием, с чего начинать в каждой области и на что выходить в 4-м классе.
Дай-то бог, чтобы эти примеры перешли и в общегосударственную реформу системы образования.

Глава администрации Тамбовской области Александр Валерьевич Никитин выступил с докладом на заседании Государственного совета России. Встреча на высшем уровне состоялась в Большом Кремлевском дворце. Участники заседания Госсовета РФ обсудили механизмы совершенствования системы общего образования.

Александр Валерьевич в своем выступлении выделил два, на его взгляд, наиболее актуальных направления в развитии системы общего образования и поделился региональным опытом. Первое: школа должна взять на себя ответственность за выбор каждым молодым человеком своей профессии, и второе: нужно создавать новые модели образовательных организаций – современных и экономически обоснованных. Что касается первой задачи, то ее можно решать только совместно с системой профессионального образования и реальным сектором экономики, отметил губернатор и рассказал о ситуации на Тамбовщине.

«Экономический профиль нашего региона – сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность, - обосновал свою мысль Александр Валерьевич Никитин . - Именно здесь создается большая часть валового регионального продукта. Вот почему мы построили две школы и завершаем строительство третьей сельской школы, в которых реализуются образовательные программы агротехнологической направленности» . На базе этих учебных заведений открыты колледж-классы и университетские классы, поэтому выпускники имеют не только аттестат о среднем образовании, но и свидетельство о профессиональной подготовке по рабочим профессиям. Профильные образовательные программы реализуются специалистами Мичуринского государственного аграрного университета и профессиональных колледжей. Причем дистанционные технологии позволили включить в эту работу учащихся из 58 сельских и городских школ. Это ребята, которые интересуются вопросами молекулярной генетики, биотехнологии, ландшафтной архитектуры, производства продуктов здорового питания. В работе активно участвуют будущие работодатели - компании «Русагро», «АБС», «Корнев-групп», которые уже сейчас помогают в оснащении школ, предоставляют места для практики, поощряют достижения школьников. Этот опыт был положительно оценен представителями более чем 70 регионов РФ в ходе Второго общероссийского съезда сельских учителей. Организована ассоциация агрошкол России.

Что касается второй задачи, то, по мнению руководителя области, в рамках программы Правительства по строительству, реконструкции и капитальному ремонту школ необходимо создавать новые модели образовательных организаций.

«Сегодня многие институты, компании, издательства разрабатывают комплексные решения по оборудованию школ, - сказал Александр Валерьевич Никитин . - Однако мы должны понимать, насколько экономически обосновано создание новой инфраструктуры, если школа организована по традиционному принципу. В этом случае дорогостоящее оборудование будет работать не с полной отдачей. Кроме того, встанет вопрос кадрового дефицита. Поэтому идет речь о создании новых моделей организаций». Например, в Тамбове два года назад был полностью переоборудован межшкольный учебный комбинат, на базе которого теперь действует ресурсный центр, реализующий программы инженерно-технологического профиля и молодежного инновационного творчества. Сейчас он принимает 3-5 тысяч школьников в год.

Еще одна модель, рассчитанная на городскую местность, – это крупные образовательные кампусы, построенные по принципу школ-ступеней и рассчитанные на обучение от 2 до 5 тысяч школьников. Тамбовщина вошла в число победителей конкурса «Школы Сколково», и регион уже приступил к строительству такого комплекса. Для сельской местности свою эффективность доказала модель школы, работающей в формате социокультурного комплекса. Такие проекты в области тоже успешно реализуются.

Дальнейшая деятельность в этом направлении, уточнил губернатор, требует внесения изменений в реестр типовой проектной документации, формируемой Минстроем России, и в государственные укрупненные цены строительства. «Мы сделаем школу современной, интересной для детей, развивающей способность решать жизненные задачи в реальных условиях, воспитывающей любовь к своему краю и своему Отечеству», - заверил Александр Валерьевич Никитин , завершая свое выступление.

Ректор ТГТУ Михаил Николаевич Краснянский прокомментировал выступление Главы администрации Тамбовской области: «Хочу отметить, что давно уже не было такого важного, принципиального обсуждения проблем образования в нашей стране. А они накопились. И говорить надо и о сегодняшнем состоянии дел, и о перспективах завтрашнего дня. Стране нужны настоящие профессионалы, квалифицированные рабочие кадры, грамотные инженеры и техники. Высшая школа даст соответствующее образование, научит на практике, как говорится, выведет молодого человека в жизнь. Поэтому я совершенно разделяю мнение главы администрации области Александра Валерьевича Никитина, которое прозвучало в рамках заседания Госсовета РФ о том, что школа должна взять на себя ответственность за выбор каждым молодым человеком своей профессии. Это позволит по-иному строить нашу современную экономику, внедрять современные методики и технологии обучения. Действительно, в нашей области есть талантливые ребята, которые интересуются вопросами самой передовой науки. Таких мы будем искать и привлекать в технический университет. Свидетельства о профессиональной подготовке, полученные юными тамбовчанами вместе с аттестатом о среднем образовании при поступлении в вуз только приветствуются. Комментируя выступление нашего губернатора, подчеркну важность того, что будут углубляться программы инженерно-технологического профиля и молодежного инновационного творчества, внедряться модели крупных образовательных кампусов, построенные по принципу школ-ступеней. Мы очень хотим, чтобы в ТГТУ обучались ребята, которые смогут в дальнейшем принести пользу нашему родному краю».

Татьяна Никитина – советская и российская исполнительница бардовской песни, заслуженная артистка России, физик, кандидат наук. Творчество дуэта Никитиных – пласт советской эстрады, на котором выросло не одно поколение слушателей. Песни в исполнении бардов дороги миллионам, от них веет теплом и нежностью.

Детство и юность

Татьяна Никитина (Садыкова) родилась 31 декабря 1945 года в столице Таджикской ССР Душанбе. Отец Татьяны - Хашим Умарович Садыков - физик. Мама Наталья Александровна Садыкова работала учителем русского языка и литературы.

Татьяна училась в школах №1 и №20 города Душанбе. Окончив школу, в 1964 году поступила в МГУ на физфак. Стала участницей агитбригады факультета. Окончив университет, в 1970 году поступила в аспирантуру Института биологической физики АН СССР, город Пущино. С 1973 по 1990 годы Татьяна Никитина работала сотрудником нескольких НИИ Академии наук СССР. В 1978 году защитила кандидатскую диссертацию.

Музыка

Учась в университете, Татьяна Садыкова начала творческую биографию – вступила в певческий кружок, организованный для младшекурсников студентом-физиком Сергеем Никитиным. Позже кружок приобрел формат квинтета. В состав квинтета входили также Кармен Сантакреу, Владимир Улин и Николай Туркин. С первых дней создания квинтет пользовался успехом у публики. Особый интерес песни вызывали у студенческой аудитории. В 1972 году артисты отправились на Фестиваль политической песни в Берлин. Тандем музыкантов просуществовал до 1977 года.


Сергей и Татьяна Никитины в молодости

Параллельно с выступлениями в квинтете в 1974 году Татьяна начала петь дуэтом с Сергеем Никитиным. Образовался творческий и семейный союз. Никитины исполняли песни, написанные как Сергеем Никитиным, так и другими авторами. Широкая публика узнала о дуэте благодаря кинофильмам и мультфильмам, в которых прозвучали песни артистов.

Впервые в кино песни в исполнении дуэта Никитиных прозвучали в картине «Золотая речка», продолжении фильма «Пропавшая экспедиция» режиссера Вениамина Дормана. В «Золотой речке» прозвучали песни композитора .

В 1977 году на экраны вышла комедия «Почти смешная история». Музыку к фильму Сергей Никитин написал совместно с композитором и ученым-физиком Виктором Семеновичем Берковским. В картине прозвучали песни, исполненные Сергеем и Татьяной Никитиными – «Под музыку Вивальди», «Я леплю из пластилина», «Любовь придет как привидение».

В 1978 году молодые барды познакомились с французским музыкантом . Через некоторое время Мориа выпустил диск «Dans les yeux d’Émilie», в который вошла инструментальная версия одной из самых популярных песен дуэта Никитиных «Под музыку Вивальди».

11 февраля 1980 года на экраны СССР вышел оскароносный фильм «Москва слезам не верит». Простодушная песня Никитина «Александра, Александра», исполненная дуэтом в картине, стала жизнеутверждающим гимном картины и Москвы времен 50-х. Музыка фильма погружает зрителей в ностальгию о давно ушедшем времени, когда жизнь была проще и размеренней.

В 1985 году любимый режиссер Никитиных Петр Фоменко вновь пригласил супругов поработать в своей картине, на этот раз – в мелодраму «Поездки на старом автомобиле». В фильме прозвучали авторские песни Сергея Никитина, традиционно исполненные им в дуэте с женой.


Кинематографическим событием 1987 года стал выход на экраны трагикомедии «Забытая мелодия для флейты» с и в главных ролях. «Песня чиновников», сочиненная Рязановым и исполненная за кадром Никитиными, стала одним из самых комичных моментов в картине. Герои фильма, чиновники от культуры, ходят в лохмотьях по электричке с баяном и поют:

«Мы не пашем, не сеем, не строим,
Мы гордимся общественным строем.
Мы бумажные важные люди,
Мы и были, и есть, мы и будем...».

В комедии «Привет, дуралеи!» (1996) Никитины исполнили произведения композитора Андрея Петрова. Мультфильмы, в которых звучали песни Никитиных, любила вся страна. Песенку из музыкального мультика «Большой секрет для маленькой компании», в котором подружились лошадь, собака и кошка, пели взрослые и дети.


Татьяна Никитина и Сергей Никитин на сцене

В мультике «Ежик плюс черепаха», снятом по мотивам сказки «Откуда взялись броненосцы», Сергей и Татьяна исполнили песню Виктора Берковского. В 1982 году на экран вышел таджикский мультфильм «Волчья шкура» с песнями Никитиных.

Творческий и семейный дуэт Никитиных пронес сквозь десятилетия популярность у зрителей. Барды часто участвовали в фестивалях авторской песни, являются неизменными членами жюри Грушинского фестиваля. В 1997 году артисты удостоены престижной поэтической Царскосельской художественной премии с формулировкой «За многолетнюю преданность русской поэзии».


Татьяна Хашимовна одновременно с работой в дуэте Никитиных занималась административной деятельностью. В 1990 году назначена заведующей отделом культуры Октябрьского райисполкома города Москвы, два года (1992-1994) работала замминистра культуры России.

Татьяна Никитина участвовала в документальных фильмах «Ты и я», «Я помню чудное мгновенье», «Времена не выбирают», «Живая история». Снялась артистка и в художественном кино: «Старый Новый год», «Али-Баба и сорок разбойников», «Поездки на старом автомобиле».

Личная жизнь

Татьяна и Сергей Никитины поженились 23 января 1963 года. В 1971 году у пары родился сын Александр. Сын владеет гитарой и, если есть возможность, выходит с родителями на сцену.

«Это счастье - выходить на сцену с собственным сыном не просто как с протеже, а как с достойным партнером», - говорит Сергей Никитин.

Александр Никитин женат на американке, живет в Америке. У Никитиных двое внуков: Наташа (2003) и Данила (2007). В Сети некоторое время муссировались слухи о разводе супругов Никитиных. Новость оказалась «уткой» бывших помощников Сергея Никитина.

Татьяна Никитина сейчас

На сегодняшний день Татьяна Никитина – глава итало-швейцарской арт-фирмы «Kartina». Дуэт Никитиных продолжает выступать. Большой тур творческий дуэт совершил осенью 2016 года по Украине. Никитины сразу предупреждали на концертах:

«Мы поем все – все песни, всю поэзию, которую мы всегда пели».

Барды собирали тысячные залы. Зрители после концертов долго не отпускали артистов со сцены, брали автографы, делали фото, говорили много теплых слов.

Дискография

  • 1994 – «Под музыку Вивальди»
  • 1995 - «Большой секрет для маленькой компании»
  • 1996 – «Брич–Мулла»
  • 1997 – «Часовые любви»
  • 1998 - «Поле чудес»
  • 1998 – «Времена не выбирают»
  • 1998 – «Девочка и пластилин»
  • 2000 – «Российские барды. Татьяна и Сергей Никитины» (сборник)
  • 2002 – «Черно-белое кино»
  • 2002 – «Зимний праздник»
  • 2010 – « И снова ретро вдвоем»
  • 2014 – «На этом береге…»

Сергей Никитин с 1962 году пишет песни на стихи поэтов, причем не только российских, но и зарубежных. Он с самой юности проявил себя как талантливый композитор, музыкант и автор. Родился Сергей Никитин в 1944 году в Москве и в принципе не собирался посвятить себя музыке. Но жизнь распорядилась иначе. Будучи организатором квартета в университете, где Сергей Никитин проходил обучение, судьба свела его с Татьяной Садыковой, которая в 1968 году стала его супругой и коллегой по сцене. Именно в то время и зародился их дуэт, причем очень успешный и плодотворный. Они работают в паре до сих пор и в исполнении Никитиных записано огромное количество дисков, пластинок. Это и Под музыку Вивальди, и Большой секрет для маленькой компании, и Со мною вот что происходит. Все эти названия у нас до сих пор на слуху. Кстати, по данным официального сайта агента Сергея и Татьяны Никитиных, в 1978 году они познакомились с великолепным Полем Мориа, который записал инструментальный вариант песни Под музыку Вивальди и включил в диск “Dans les Yeux d’Émilie”. А музыка Сергея Никитина в фильме Москва слезам не верит завоевала Оскар.

Сергей и Татьяна Никитины долгое время совмещали творческую деятельность с работой ученых биофизиков, но в конце восьмидесятых годов они полностью посвятили себя искусству. Просто замечательно, что теперь можно пригласить Сергея и Татьяну Никитиных на мероприятие, на праздник и насладиться их действительно душевными композициями. Их песни очень просты и лиричны, а прекрасное исполнение дуэтом под гитару делает их еще прекраснее. Основной репертуар написан самим Сергеем Никитиным и о том, что это действительно прекрасные работы говорит и тот факт, что его музыка постоянно используется в кино, в театре, на радио и телевидении.

Все билеты проданы!

- Что происходит на свете? - А просто зима.
- Просто зима, полагаете Вы? - Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
В ваши уснувшие ранней порою дома…

НИКИТИНЫ Татьяна и Сергей -
российские исполнители авторской песни.

Оба окончили физический факультет Московского университета
(Сергей в 1968, Татьяна в 1970), женаты с 1967.

С 1968 неоднократные лауреаты фестивалей авторской песни.
Постоянные члены жюри Грушинского фестиваля.

Лауреаты Царскосельской художественной премии
за 1997 год с замечательной формулировкой
«За многолетнюю преданность русской поэзии» .

Сергей Никитин - заслуженный деятель искусств России (1995).
Татьяна Никитина - Заслуженная артистка России (2003).

Песни Сергей Никитин начал писать в 1962 году на стихи поэта И. Уткина.
Позднее Сергей руководил самодеятельным квинтетом физиков,
в составе пела Татьяна.

С 1974 Татьяна и Сергей Никитины поют дуэтом.
Долгое время они совмещали песенное творчество с научной работой.

В 1980 году фильм режиссёра В. Меньшова «Москва слезам не верит»
с музыкой Сергея Никитина получил премию «Оскар»
в номинации «Лучший иностранный фильм года».

С 1987 Сергей Никитин заведует музыкальной частью
в театре Олега Табакова.
Татьяна Никитина с 1990 была заведующей отделом культуры
Октябрьского райисполкома города Москвы,
а в 1992-94 - заместителем министра культуры Российской Федерации.

Сергей Никитин автор популярных песен
«Резиновый ежик» , «Когда мы были молодые» (слова Ю. Мориц),
«Диалог у новогодней елки» (слова Ю. Левитанского),
«Александра» (слова Ю. Визбора),
«Переведи меня через майдан» (слова В. Коротича, перевод Ю. Мориц),
«Конец Пугачева, Смерть царя Ивана» (слова Д. Самойлова),
«Бричмулла» (слова Д. Сухарева),
«Сонет №90» (слова В. Шекспира в переводе С. Маршака),
«Под музыку Вивальди» (слова А. Величанского, музыка написана вместе с Виктором Берковским).

Помимо этого, Сергей Никитин написал музыку ко многим художественным и мультипликационным фильмам, театральным постановкам.
Наиболее известные из них:
«Почти смешная история» (1977), «Москва слезам не верит» (1980),
«Большой секрет для маленькой компании» (1979); «Я хочу сниматься в кино» (1989),
«А чой-то ты во фраке» (1991).

Сергей и Татьяна Никитины частые участники телепередач, их гастрольные выступления проходили во многих городах России и за рубежом,
в том числе, в парижском концертном зале «Одеон» - совместно с Юлием Кимом и Вероникой Долиной (1988),
на фестивале в американском Вудстоке с Питом Сигером (1994).
У Татьяны и Сергея Никитиных один сын, Александр (родился в 1971 году)
и двое внуков, Наталья и Данила.