Что такое прозаическое произведение. Прозаическое повествование Небольшое прозаическое повествовательное

21.10.2019 Повседневные

Небольшое прозаическое произведение, сюжет которого основан на определенном (редко нескольких) эпизодах из жизни одного (иногда нескольких) персонажа. Небольшие размеры рассказа требуют неразветвленного, как правило, однолинейного, четкого по построению сюжета. Характеры показаны больше в сформированном виде. Описаний мало, они короткие, лаконичные. Важную роль играет художественная деталь (деталь быта, психологическая деталь и др.). Рассказ очень близок к новелле. Иногда новеллу считают разновидностью рассказа. Отличается рассказ от новеллы более выразительной композицией, наличием описаний, размышлений, отступлений. Конфликт в рассказе, если есть, то не такой острый, как в новелле. Повествование в рассказе часто ведется от лица рассказчика. Генезис рассказ - в сагах, очерках, произведениях античной историографии, хрониках, легендах. Как самостоятельный жанр рассказ оформился в XИX ст. С того времени и до сегодня - это продуктивный жанр художественной литературы.

Основателем украинской просветительской прозы, которая определила проблематику и стиль всей украинской прозы дошевченковского периода, судилось выступить Г. Квитке-Основьяненко.

Решающее влияние на формирование эстетичного идеала Квитка-Основьяненко оказала идея народной литературы. Начатая новой украинской литературой тенденция противопоставления морально-этических принципов трудового народа морали панства приобретает в творчестве Квитки-Основьяненко (при всех его попытках найти идеал в дворянской среде) характера идейно-художественной закономерности.

Как и у многих просветителей, у Квитки отношение к народу, его обычаям и культуре не было однозначным. Однако в основе представления об исторической и современной жизни народа со всем комплексом его культурных явлений, преодолевая отрицательное отношение к простонародной необразованности, суеверности и грубости, развивается через увлечение естественной непосредственностью, наивностью и поэтической красотой устной поэзии как положительное знание, которое оказывало содействие пониманию тогдашней жизни народных масс в гуманистично-демократическом духе. Познание народной жизни, эстетичное освоение фольклора как одного из формантов новой украинской литературы, с одной стороны, оказывало содействие общей «реабилитации» народных масс, а с другой - ускорило отход от классицизма до формирования черт просветительского реализма, от классицистического конфликта между личными интересами и обязанностью, человеком и судьбой - к соотнесению человека и общества, к концепции умного общественного устройства, которое опирается на естественное состояние человека как норму. Эта переориентация не только базировалась на идее естественного равенства людей, а и ставила в центр внимания обычного «маленького» человека, открывала самоценность личности и путь в художественном творчестве к созданию индивидуальных характеров. Изменяются в связи с этим и стиль, и характер пафоса в произведениях Квитки-Основьяненко - от классицистической сатиры к бурлеску, народному гротеску и сентиментальной растроганности и идеализации позитивного героя как олицетворение свойств «естественного» человека.

Стилевая ориентация повестей на эмоциональное влияние, на сопереживание читателя не только нуждалась в новом образном слове, а и вела к углублению в личную жизнь персонажей, усиление психологического анализа, попыток показать личность с середины (в ее самых тайных стремлениях, мыслях, чувствах, настроениях), а в конце концов и к очерчиванию индивидуального образа-характера. Продуктивно используя жанровые возможности большой эпической формы, писатель делает здесь заметный шаг по сравнению со своими предшественниками в новой украинской литературе.

Литературное Просвещение в Украине не ограничивается первой полооной ХИХ ст. Пройдя стадействие своеобразного симбиоза с сентиментализмом и романтизмом, просветительский реализм сосуществует с реализмом критическим почти до самого конца ХИХ ст. Питается он преимущественно народническим направлением литературы, когда подчиняют ее просветительской задаче, воспитанию народа или интеллигенции, которая неизбежно в художественной структуре произведения приводит к получению логической идеи.

Очень короткие рассказы. Краткость – сестра

Приглашаю желающих научиться писать прозу на

Макар Евграфович пошел с утра в продуктовый магазин за водкой, чтобы помянуть погибшего пять лет назад от удара затылком о мостовую своего закадычного товарища Сеню Кривошейко, но по дороге споткнулся о поребрик и едва не угодил под проезжавший мимо мусоросборочный КАМАЗ, отчего перепугался так, что……

Женя Прокопьев нарвал ромашек, собрал их в букет и принёс Наташе Грибковой, чтобы сделать ей приятное, а Наташа ромашкам предпочитала пионы, но все равно понюхала букет и поставила его в стакан с водой. А ночью она лежала в постели, чувствовала запах ромашек……

О боже, какие у вас голубые глаза! Это ведь с ума сойти! А волосы, волосы – натурально нимфа, нет – божественная наяда, не иначе! А губы, а улыбка… Да я для вас… да я! Я тучи разведу руками! Ой нет, это плагиат. Тогда – «Валентина, ты моя картина!» Э, нет, куда меня понесло……

Андрей Палыч упал с кровати на пол. Довольно ощутимо упал, болезненно, но без содрогания, а как-то даже бодряще. Сон приснился странный, гнетущий, про сосновые шишки, которые лежали на земле, а что и к чему – он не смог во сне понять. На что ему эти шишки? И мучился бы он в бреду, если бы не свалился с кровати……

Поэт Василий Подлунный после трех средненьких сборников лирических стихов решил наконец создать шедевр, чтобы все злопыхатели передохли, а почитатели посходили с ума от восторга. И не мелочиться, а прям поэму. О любви, разумеется. Трагической и безысходной. Чтоб все читали и содрогались в слезах……

Он ждал ее на углу – как раз по пути от кафе «Райское» до автобусной остановки. Она не могла пройти мимо, она всегда так ходила. И сегодня должна была пройти, непременно должна была. Ох, как он ее ждал, никого желаннее для него не было на всем свете! Ну где же ты, где?..…

Проза вокруг нас. Она в жизни и в книгах. Проза - это наш повседневный язык.

Художественная проза - это не имеющее размера (особой формы организации звучащей речи), нерифмованное повествование.

Прозаическое произведение - это написанный без рифмы, в чем его главное отличие от поэзии. Прозаические произведения бывают как художественные, так и нехудожественные, иногда они переплетаются между собой, как, например, в биографиях или мемуарах.

Как возникло прозаическое, или эпическое, произведение

Проза пришла в мир литературы из Древней Греции. Именно там появилась сначала поэзия, а потом и проза как термин. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки. Эти жанры определялись греками как нехудожественные, приземленные. Это были религиозные, бытовые или исторические повествования, получившие определение "прозаические".

В на первом месте стояла высокохудожественная поэзия, проза была на втором месте, как некое противопоставление. Положение стало меняться только во второй половине Прозаические жанры стали развиваться и расширяться. Появились романы, повести и новеллы.

В XIX веке писатель-прозаик оттеснил поэта на второй план. Роман, новелла стали главными художественными формами в литературе. Наконец, прозаическое произведение заняло свое законное место.

Прозу классифицируют по размеру: на малую и большую. Рассмотрим основные художественные жанры.

Произведение в прозе большого объема: виды

Роман - прозаическое произведение, которое отличается длиной повествования и сложным сюжетом, развитым в произведении в полной мере, а также роман может иметь побочные сюжетные линии, помимо основной.

Романистами были Оноре де Бальзак, Даниель Дефо, Эмили и Шарлотта Бронте, Эрих Мария Ремарк и многие другие.

Примеры прозаических произведений русских романистов могут составить отдельную книгу-список. Это произведения, ставшие классикой. Например, такие как «Преступление и наказание» и «Идиот» Федора Михайловича Достоевского, «Дар» и «Лолита» Владимира Владимировича Набокова, «Доктор Живаго» Бориса Леонидовича Пастернака, «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова и так далее.

Эпопея - это по объему большее, чем роман, и описывающее крупные исторически события или отвечающее общенародной проблематике, чаще и то и другое.

Самые значимые и известные эпопеи в русской литературе - «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова и «Петр Первый» Алексея Николаевича Толстого.

Прозаическое произведение небольшого объема: виды

Новелла - короткое произведение, сопоставимое с рассказом, но имеющее большую насыщенность событиями. История новеллы берет начало в устном фольклоре, в притчах и сказаниях.

Новеллистами были Эдгар По, Герберт Уэллс; Ги де Мопассан и Александр Сергеевич Пушкин также писали новеллы.

Рассказ - небольшое прозаическое произведение, отличающееся малым количеством действующих лиц, одной сюжетной линией и подробным описанием деталей.

Рассказами богато Бунина, Паустовского.

Очерк - это прозаическое произведение, которое легко перепутать с рассказом. Но все же есть существенные отличия: описание только реальных событий, отсутствие вымысла, сочетание литературы художественной и документальной, как правило, затрагивание социальных проблем и присутствие большей описательности, чем в рассказе.

Очерки бывают портретные и исторические, проблемные и путевые. Также они могут между собой смешиваться. Например, исторический очерк может содержать в себе также портретный или проблемный.

Эссе - это некие впечатления или рассуждения автора в связи с конкретной темой. Оно обладает свободной композицией. Этот вид прозы сочетает в себе функции литературного очерка и публицистической статьи. Также может иметь нечто общее с философским трактатом.

Средний прозаический жанр - повесть

Повесть находится на границе между рассказом и романом. По объему ее нельзя отнести ни к малым, ни к большим прозаическим произведениям.

В западной литературе повесть называют «короткий роман». В отличие от романа, в повести всегда одна сюжетная линия, но развивается она также полно и полноценно, поэтому ее нельзя отнести к жанру рассказа.

Примеров повестей в русской литературе множество. Вот лишь некоторые: «Бедная Лиза» Карамзина, «Степь» Чехова, «Неточка Незванова» Достоевского, «Уездное» Замятина, «Жизнь Арсеньева» Бунина, «Станционный смотритель» Пушкина.

В зарубежной литературе можно назвать, например, «Рене» Шатобриана, «Собака Баскервилей» Конан-Дойля, «Повесть о господине Зоммере» Зюскинда.


1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.

2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Сказка

1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.

2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.

Письмо

1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.

2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.

Заочная экскурсия

1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.

2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.

Очерк

1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.

2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.

3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка - писание с натуры.

Слово

1. Жанр ораторской прозы и публицистики.

2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще.

3. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.

Эссе

1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.

2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

4. В современном литературоведении – очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.

IV.4. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий.

Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям «История моего знакомства с …. (писателем или произведением)». Жанр – рассказ. «О чем книги говорят по ночам». Жанр – сказка. «Здравствуй, будущий читатель …. (писателя или произведения)». Жанр – письмо. «Где ты, где ты, отчий дом?» На родине С.А. Есенина». Жанр – заочная экскурсия. «Не гаснет памяти свеча». «Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого». Жанр – очерк. «Слово о Грибоедове». Жанр – слово. «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека» (Белинский), (размышления о романе, например, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского» или «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина»). Жанр – эссе. «…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (размышления, навеянные стихотворением Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»). Жанр – эссе. «В нашем городе есть памятник…» (о памятнике, посвященном Великой Отечественной войне). Жанр – очерк, заочная экскурсия. «История страны – это история людей» (о конкретном человек или семье в годы ВОВ). Жанр – рассказ, очерк. «Театральный музей – дело жизни А.А. Бахрушина». Жанр – заочная экскурсия, рассказ, эссе, слово. Данные примеры являются ориентировочными.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тихий шелест свежей травы под ногами, сладкий шёпот ветра и рубиновый закат на горизонте - идиллия. «Как же приятно отдыхать на даче!» - промелькнуло в голове. На любимых серебряных часах стрелка перевалила за девять вечера, издали слышен стрекот цикад, а в воздухе пахнет свежестью. «Ах да, я совсем забыл представиться! Меня зовут Семён Михайлович Долин, и сегодня мне стукнуло семьдесят лет. Семь десятков лет я живу на этой земле! Как же быстро бежит время», - думал я, не спеша прогуливаясь по даче. Идя по узенькой дорожке, я повернул направо, обогнул массивный дом из красного кирпича и ощутил великолепное благоухание цветков флокса и астры. Ещё через некоторое время я очутился в моём любимом месте нашего сада. После гибели жены в автокатастрофе я часто гуляю здесь и ухаживаю за цветами. Почти в центре сада растёт вишнёвое дерево - источник прекрасного. Это не просто вишнёвое дерево, а невероятно красивая японская сакура - символ жизни. Каким-то чудом она прижилась здесь и, расцветая каждой весной, пробуждает во мне воспоминания моей счастливой жизни.

…Полутёмная комнатка, крохотная и мягкая кроватка, через полуоткрытые шторы проникают солнечные зайчики. Слышится звук закипающего чайника, голоса родителей на кухне… Я сонно потягиваюсь, зевая и потирая глазки кулачками. Так начинался день, когда мне было пять лет. Встав с кроватки, я надеваю маечку и иду на запах свежеиспечённых блинчиков и малинового варенья. На светлой и просторной кухне за клеёнчатым столом сидят самые дорогие мне люди: вечно торопящаяся и суетливая мама, строгий и бородатый папа, а ещё добрая и весёлая бабушка. Я говорю им всем: «Доброе утро». Это не просто приветствие, ведь я правда считаю, что каждое утро с солнышком и блинчиками - доброе. Мне казалось, что папа меня боялся, ведь при моём появлении он зачем-то смотрел на часы, вскакивал и убегал до вечера. Наверное, прятался. Мама, казалось, вовсе не видела меня, погружённая в домашние хлопоты. «Как же она всё делает в этих стекляшках, которые крепятся где-то за ушами и на носу? Она даже не видит меня!» - думаю я, глядя на маму, протирающую линзы своих очков. И только лишь бабушка, увидев меня, говорит: «Доброе утро, Сёмка!». Тогда я был как никогда счастлив!

…Беспощадный ливень, яркие магазинные вывески, исполинские угрюмые здания, и, кажется, миллиарды машин, как и мыслей в разрывающейся голове: «Что теперь делать? Что будет дальше? Этого ли я хотел? Стоило ли оно того? Мне страшно. Очень страшно». Так заканчивался день, когда мне исполнилось пятнадцать. Я был напуган, молод, влюблён и искренне верил в чудо. Ещё бы! Сложно не поверить, когда это чудо, пахнущее розами и корицей, идёт с тобой под руку по ночному городу. Ей было около шестнадцати лет, у неё были голубые глаза и длинные волосы, заплетённые в две роскошные косы. На её бархатной щеке была родинка, а изящный носик мило морщился, когда рядом проезжал автомобиль и пускал струю дыма в апрельский воздух. И вот, мы не спеша уходили вглубь города, подальше от родителей, проблем, глупых шуток по телевизору, учёбы, от всех… Она была моей музой, ради которой я творил, была моим смыслом, ради которого я жил. «Да, мы сбежали, мы поступили как дети, но я буду с ней до конца и ни за что её не забуду!» - думал я. И стоя так посреди оживлённой улицы, нимфа говорила мне шёпотом: «Я очень люблю тебя. Я готова пойти хоть на край света с тобой». Слушая эти прекрасные слова, я был как никогда счастлив!

…Пугающе белоснежный коридор реанимации, мигающая лампа, багровый рассвет за треснувшим окном, опадающая листва кружится в неистовом фламенко с ветром. На плече сопит измученная жена. Я тру глаза в надежде на то, что это лишь сон, что всё это не по-настоящему, но кошмар предательски отказывается заканчиваться. В голову будто налили ртути, посиневшие руки безумно болели, а перед глазами вновь вспыхнули события этой ужасной ночи: дочка, переставшая дышать, кричащая и плачущая жена, одеревеневшие от животного ужаса пальцы, отказывавшиеся набирать спасительные цифры на мобильном. Позже рёв «Скорой», испуганные соседи и одна-единственная молитва в голове, которую я повторял вслух раз за разом… От звука открывающейся двери вздрогнули оба. Седой горбатый врач с трясущимися сухонькими руками и в огромных очках явился перед нами, словно ангел-хранитель. Спаситель снял маску. На лице - усталая улыбка. Он произнёс всего три слова: «Она будет жить». Жена упала в обморок, а я, Семён Михайлович Долин, сорока лет от роду, бородатый мужик, повидавший в жизни многое, упал на колени и начал рыдать. Рыдать из-за пережитых страха и боли. Рыдать из-за того, что чуть не потерял своё солнышко. Три слова! Вы только вдумайтесь: всего три слова, которые я тогда услышал, сделали меня как никогда счастливым!

…Розовые лепестки сакуры, исполняя шикарные пируэты, нежно ложатся на землю, слышится щебет птиц вокруг. Алый закат завораживает. Это дерево было свидетелем многих счастливых мгновений в моей жизни, добрых слов дорогих мне людей. Я много раз ошибался и заблуждался, многое видел и через многое прошёл в этой жизни, однако, я понял совершенно точно только одно: словом действительно можно поддержать, вылечить и спасти, сделать человека счастливым. Слово - это источник счастья.