Народная культура и традиции эссе. Культурные народные традиции (эссе)

21.10.2019 Повседневные

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

Введение

Глава I. Сущность и особенность народных праздников и обрядов

1.1. История возникновения народных традиций

1.2. Классификация народных праздников и обрядов

1.3. Народный праздник как педагогическая система

Глава II. Практическая часть. Социологический опрос детей и подростков

в учебных заведениях г. Орла и г. Трубчевска на тему

«Народные традиции – что это?»

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений. Уже в начальных классах надо приобщать к народной культуре, ведь именно в начальных классах идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по народной художественной культуре в средне-специальных и высших учебных заведениях страны.

Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.

Объектом исследования курсовой работы является возрождение и развитие народных традиций России.

Предметом исследования является деятельность педагогов образовательных учреждений по регулированию процесса развития и формирование у детей и подростков любви к народным традициям России.

Изучить историю возникновения народных традиций, классификацию праздников и обрядов

Рассмотреть праздник как педагогическую систему

Изучить психолого-педагогическую характеристику детей и подростков.


Глава I Сущность и особенность народных

праздников и обрядов

1.1 История возникновения народных традиций.

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.

Фольклор не мог возникнуть на пустом месте. Он выделился из единой культуры первобытного общества в результате распада ее синкретизма и в связи с разделением труда.

К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.

Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора.

Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.

Культура традиционная составляет основу народной культуры.

Этнограф и фольклорист К.В. Чистяков отмечает, что «традиция - сеть (система) связей настоящего с прошлым, при чем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры».

Традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

Прекрасной основой для изучения истории материальной культуры русского народа, его образа и быта, нравственных ценностей являются источники представленные в музее Российского Этнографического музея Санкт – Петербург.

Музей знакомит посетителей с крестьянскими праздниками, семейными торжествами и обрядами, а также некоторыми верованиями русского народа.

Время повернуть назад и возродить к жизни естественные формы празднично-обрядовой культуры невозможно ибо «…любые попытки возрождения народной культуры, народных традиций без восстановления исторической среды их обитания обречены на провал. Вне данной среды любая традиция будет существовать в виде экзотики, которую можно посмотреть, послушать, но не воспринимать как собственного национального самоощущения».

Однако найти действенные средства и методы привлечения детей, молодежи, взрослого населения к традиционным формам развлечений, обрядам, праздникам, народным промыслам и ремеслам можно и необходимо, так как и ритуалы и их фольклорное сопровождение - это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта – всего, без чего мы не полные, не цельные. И, безусловно, прав был Д.К. Зеленин, когда говорил, что «в истории обряда форма меняется, а функции при этом часто остается, хотя иногда и перетолковывается на иной лад».

1.2. Классификация праздников и обрядов

В старом крестьянском быту (ровно как и в современном) жизнь человека развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая. В соответствии с этим появились два основных вида обрядов:

Календарно-земледельческого круга;

Социальные или семейно-бытовые

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности.

Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в ор, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, и похоронной.

(в народе Устреченья) –15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.

Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

Святки – зимний праздник, длящийся две недели от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января).

Старый Новый год как бы делит Святки на две половины. Время от Рождества Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения - «страстными вечерами».

Символом приближающейся весны были наполнены обряды другого праздника «Сретения Господня» (в народе Устреченья) –15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.

Воистину народным праздником считается масленица. Ее празднование связано с лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля начала марта. Длится целую неделю и традиционно связано с проводами зимы и встречей весны.

Праздником весны считается день весеннего равноденствия – 22 марта по новому стилю – «Сороки», вторая встреча весны,. Сорок птиц прилетает. Крестьяне считали, что приход весны можно устроить ускорив выполнив определенные обрядовые действия. Сегодня мы можем довольствоваться лишь записями «заклинаний весны, особыми песнями – закличками (веснянками) да выпечкой из теста фигурок птиц: «жаворонушков», «птюшек», куликов», «жайворонков», «жаворонушек», «голушек», «сорок». Вечером ребятишки съедали «жаворонков», а остатки бросали в реку, отдавали скотине, либо зарывали в землю, веря, что обрядовые фигурки принесут благополучие. Здесь же «играли» особые песни прибаутки.

Примечателен праздник Вербного воскресенья, предшествующий святой Пасхе. Праздником праздников называют в Брянске – Светлое Христово Воскресенье. И неудивительно, что предки обставили ее множеством обрядовых действ идущих из глубины веков. Прежде всего это обычай дарить яйца, который существовал у язычников задолго до Рождества Христово. Длился праздник всю Святую неделю вплоть до Красной Горки. Красная Горка народный праздник, который приходится на начало пробуждение всех животворящих сил природы. В этот день было принято «карагоды; танки и «ширинки» под плясовые песни водить, на релях, яйца с пригорков катать «на хороший урожай и достаток». Молодые парни и девки ходили в лес где жгли костры. Было много обрядовых действий ритуалов, песен, направленных на то, чтобы уберечь домашних животных от болезней, сглаза, хищного зверя и обеспечить плодовитость. Наделен праздник Георгия Победоносца или Егорьев день, покровитель скота.

Естественно с течением времени многие праздники видоизменялись.

Обряды рождения и детства, роды и все, что связано с ними окружалось тайной, а принятия ребенка в общину, то есть крещение происходило торжественно в присутствии близких людей.

Детский календарный фольклор представлен песнями календарно-земледельческого круга: калядки, щедровки, веснянки, купальские, различный закличник: дождю, радуге, солнцу – с просьбой мочить, обогреть; считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «Прятки», «салки», «Волк и гуси», и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте.

Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни.

1.3. Народный праздник как педагогическая система

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение и молодежь.

Современная система массовых народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действия тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета коллектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современной системе воспитательной работы.

Анализ опыта организации и проведение народных праздников по всей России позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы.

Принцип всеобщности

Принцип использования активности и самодеятельности людей

Принцип дифференцированного подхода к участникам.

Для системы воспитания немаловажное значение имеет и принцип дифференцированного подхода к участникам, позволяющий создать гибкую систему воздействия на массы, тем самым лучше и действенно показать свои возможности в любом виде искусства.

В каждом празднике, представляющем собой конкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества.

Праздник, как педагогическая система одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому в отдельности.

Как итог общественно-созидательного труда и формы организации досуга, ставящей личность в условиях активной духовной деятельности праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации людей. Коллектив – основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Он выступает как связующее звено между личностью и обществом, как условие и предпосылка индивидуального развития, как важнейший фактор формирования гуманистической направленности личности. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается индивиду и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы проведения.

Функции народных праздников:

Развивающая

Информационно-просветительная

Культурно-творческая

Рекреативно-оздоровительная.

Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции массовых праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Информационно-просветительная функция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.


Глава 2. Практическая часть. Социологический опрос детей и

подростков в учебных заведениях «Народные традиции – что это?»

(на примере учебных заведений г. Орла и г. Трубчевска)

В период прохождения педагогической практики в городе, обучаясь в трубчевском педагогическом колледже, мною был проведен социологический опрос путем анкетирования среди младших школьников и старшего школьного возраста на тему «Народные традиции – что это?».

Результаты показали. Дети начальных классов не знают «Что такое народные традиции?», не знают ни народные праздники, ни обряды, лишь 20% это знают благодаря своим бабушкам и дедушкам.» В средних и старших классах ситуация чуть-чуть лучше, но на вопрос: «Какие народные праздники, обряды вы знаете?» отвечали с затруднением. Отсюда следует сделать вывод: «Чтобы воспитать истинно русского гражданина своей родины нужно начинать с малого – с изучения традиций, праздников и обрядов, сложившихся у нас в России еще до рождества Христова. Дети любили свою родину, ценили, уважали своих близких и родных. Сейчас с каждым годом каждое новое поколение ожесточается, забывает свои истоки. СМИ перестало нести воспитательную, образовательную функцию. Нужно исправлять сложившуюся ситуацию. С ранних лет, с дошкольного возраста надо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций в формировании и развитии будущей личности очень огромная. «Будущее России – в подрастающем поколении».


Заключение

Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.

Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность будь это младший школьник или подросток, таким образом она активно влияет на весь уклад жизни и общества.

Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и ее традиционной составляющей – особенности; воспитание населения, особенно детей и подростков, на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формах народного творчества.

Традиционная народная художественная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности.

Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности народных творческих коллективах, в фольклоре.

Список литературы

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1994.Т.3.

2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969.

3. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. – М., 1988.

4. Бакланова Т.Н. Международный проект этнохудожественного образования «Русская художественная культура» // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. – М., 1994.

5. Баллер Э.А. Приемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1969.

6. Браглей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 1973.

7. Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. – М., 1995. – С. 5.

8. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. – М., 1995.

9. Богатырев ЛюГ. Вопросы теории народного искусства. – М., 1971.

10. Василенко В.М. «Русское прикладное искусство». – М., 1977.

11. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.

12. Зенцовский И.И. Методика календарных песен. – М., 1975.

13. Снегирев И.М. Русские народные праздники и суеверные обряды. – М., 1937 – 1839.

14. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой руси. – М., 1992.

15. Связующая нить. Праздники, обряды, традиции. – М.: Московский рабочий, 1984.

16. Тульцева Л.А. современные праздники и обряды народов СССР. – М.: Наука, 1985.

17. Щуров В.М. Песня. Традиции. Память. – М., 1987.

18. Щуров В.М. региональные традиции в русском музыкальном фольклоре //Музыкальная фольклористика.

19. Щеглов Е. Не здесь ли зарождаются национальные проблемы? – М. Дет.лит, 2001.

Сочинения на свободную тему (5-11 кл)

Сочинение по произведению на тему: Культурные народные традиции (эссе)

Придет Покров, девке голову покроет.
(Поговорка)

Русские народные традиции уходят своими корнями в глубь веков. Россия по сути - страна крестьянская, и культура наша берет начало из сельского быта. В деревенской жизни самим нашим народом, по завещанию предков, были установлены так называемые “свадебные недели”, которые тянулись от Крещения до Масленицы и особенно соблюдались в купеческом быту.
Последние в году свадьбы были приурочены к Покрову, а засидевшиеся в девках в эти дни обязательно ходили в церковь молиться, чтобы им Бог хороших женихов послал. В молитве были такие слова: “Покров, Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником”. Девушки обращались также к апостолу Андрею, великомученице Екатерине, к Ниле и Параскеве.
Крестьяне напряженно трудились весну и лето. Работы обычно заканчивались к Покрову. Наши предки и ко времени относились бережливо, по-хозяйски, поэтому парни, например, чаще всего использовали именно эти дни для поисков себе помощницы, притом даровой.
Красочные и поэтичные девичьи хороводы заводились еще весной и продолжались до самого Покрова. Осенние посиделки сближали юношей и девушек, на них девушки часто занимались рукоделием, а у парней как бы была возможность выбрать себе в жены мастерицу по душе. Парни, которые уезжали на заработки в дальние края, спешили к Покрову вернуться с деньгами, потому что надо было на что-то свадьбу справлять.
Как видим, важнейший момент в жизни наши предки приурочивали к более подходящим для их реализации годовым циклам.
Если посмотреть на это с психологической точки зрения, то и здесь все продумано. В Покров даже самые яростные противники брачных уз становились сговорчивее, а девушки мечтали побыстрее расплести девичью косу и покрыть голову бабьим повойником. Они верили, что если Покров не покроет, то не покроет и Рождество снегом землю. А без снега земля промерзнет и урожай не уродится.
Замечательно и то, что даже если не осуществлялись надежды, девушки не отчаивались, а продолжали как ни в чем не бывало веселиться вместе со своими счастливыми подружками. Никогда не завидовали и поэтому душой были прекрасны и в конце концов находили свое счастье.
Но не только брачными хлопотами отличался этот праздник. Важное значение он имел и в экономической жизни нашего народа. Именно к этому дню чаще всего определялись сроки найма сезонных рабочих. Наемные “срочники” обычно работали с Ильина дня до Покрова, потому и говорили: “Подожди до Покрова - весь долг выплачу”.
В эту пору спешили закончить все торговые сделки, платежи. Погреба заполнялись в зиму различными соленьями и вареньями. Последними хлопотами для зимнего стола были яблочные. В самый канун Покрова антоновку мочили. В избах в эти дни стоял изумительный яблочный дух. Сразу я вспомнила, как сладко описал в своей поэтической прозе это время Иван Алексеевич Бунин. Через аромат собранных антоновских яблок писатель выразил всю душу русского народа.
Праздник праздником, а работы хватало: “Дом не велик, а скучать не велит”. На Покров спешили подремонтировать дом к зиме: “ухитить избу”, “захватить тепла до Покрова”. На эту тему целые присловья слагались, например: “не ухитить до Покрова - не будет такова” - и придется просить: “Батюшка Покров, натопи нашу избу без дров”. Это чтобы Покров послал теплых деньков - осмотреться и успеть всего заготовить впрок.
Я всегда восхищаюсь гармоничности восприятия природы нашими предками. Они, как сейчас говорят, не дергались, а верили, что “укроет владычица своим Покровом землю и скажет сыну: “Господи, вот и зима пришла, все наработались, напаслись. благослови их, Господи, отдохнуть, лютую зиму пережить. Покров мой над ними будет”.
Через приметы этой поры наши замечательные талантливо передавали горе и радость русских тружеников. Например, по одной строчке Н. Некрасова: “Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она.” - читатель уже видит картину человеческой трагедии. Ясно, что крестьянин осенью не оставит хлеб неубранным. Значит, с ним произошла беда. А у Тютчева читаем: “Лишь паутины тонкий волос / Блестит на праздной борозде.” “Праздная” борозда говорит нам о том, что в жизни крестьянина все в порядке. Не могу не вспомнить в связи с этим и мальчика Ваню из “Лета Господня” И. С. Шмелева. Он жил по православному годовому циклу и мужал духовно.
Закончить эту любимую для меня тему я хочу стихами Е. Баратынского, очень созвучными моему сегодняшнему настроению и вообще, по-моему, объясняющими тягу русского человека к своим корням.

Практически у каждой нации есть свое наследие. Одним из основных инструментов его передачи является народная культура (фольклор). Далее в статье рассмотрим это понятие более подробно, сравним его с современными веяниями.

Общая информация

В истории каждой нации присутствует и народная, и Последняя представляет собой явление более современное. Пример популярной культуры: компания молодых людей поет песни какого-нибудь известного исполнителя, разгуливая по улицам. Другой вид имеет существенные отличия. Фольклорная культура заключается в том, чтобы изучать источники о или притчах, легендах и прочих произведениях. Если исходить из этого, становится понятно, что в первом случае мы имеем дело с современными нравами. А фольклорная -народная культура - описывает быт прошлого века. Все были созданы давно и сегодня считаются историческим наследием. Небольшая часть произведений прошлых веков стала неотъемлемой составляющей современного мира.

Степени развития

Выделяют два уровня народной культуры - высокий и сниженный. Первый включает в себя сказки, предания, старинные танцы, эпос и т. п. Сниженный считается проявлением поп-культуры. В основном, произведения, дошедшие до нас из глубины веков, имеют анонимных творцов. Сказки, эпосы, танцы, песни, мифы и легенды относятся к самым ценным высокохудожественным сочинениям. Они не имеют отношения к элитарным проявлениям. Принято считать, чтонародная культура пришла в современный мир из глубокой древности. Ее субъектом считается нация в целом. Здесь не существует отдельных творцов и профессиональных мастеров, которые ценятся каждый отдельно. Такая культура является частью быта и труда людей. Все произведения передавались по наследству в устном виде и имели несколько вариантов. Воспроизведение народной культуры может быть индивидуальным (это рассказ, легенда), массовым (карнавалы), групповым (станцевать танец или спеть песню).

Аудитория

Общество всегда проявляло интерес к народной культуре, так принято в индустриальном и традиционном обществах. Однако вот в постиндустриальном окружении ситуация немного другая. Если говорить о различиях народной и высокой культуры, то они аналогичны отличиям этнической и национальной. В чем же разница? Национальная и высокая культура передается только в письменном виде. При этом народная и этническая - в разных (устном, письменном и других). создается образованным населением, а этническая - малообразованными гражданами. В последнее время современную аудиторию стали интересовать народная культура и традиции.

Эстетическая составляющая

Что это такое? Народная художественная культура состоит в том, что человек, который является мастером, благодаря своему умению акцентировать внимание на определенной вещи, а также сформулировать все это в значимый фрагмент, может передать все это в форме песни, танца или стиха. Благодаря этому происходит эстетическое развитие личности в частности и общества в целом. может привлечь основную часть населения. Все произведения создаются как профессионалами, так и любителями. Все сочинения, песни, стихи, которые достойны внимания, переходят по наследству и становятся искусством. Человек, который умеет передать свои мысли в стихах, песнях или танцах, богат духовно, он имеет открытую душу и искренне делится своими впечатлениями. Благодаря таким художникам люди из года в год имели возможность обогатить свой внутренний мир, заполнить пустоту души.

Русская народная культура

Это явление изучает множество наук. Каждая дисциплина имеет свой взгляд на предмет и свои методы его исследования. Объем обновленной информации такой большой, что ученые не успевают следить за ней и осваивать ее для научного обогащения и личных знаний. Наследие народной культуры с каждым днем становится все больше. При этом каждый предмет претендует на место основного, в котором хранится весь смысл мира. Это значит, что каждая дисциплина представляет свои знания как самые обширные в области духовных ценностей: фольклористика, литературоведение, искусствоведение - от иконописи до музыковедения и архитектуры. Каждый человек, которого интересует народная культура России, знает обо всех успехах перечисленных культур, так как все они слышимы, читаемы и выставлены на всеобщее обозрение. Их количество и безымянность говорят о рождении народной стихии. А в символах, о которых безустанно твердят, что они стали шедеврами русской культуры, выразился русского народа.

Понимание

Существуют разные представления о самом термине "народная культура". Ниже приведены основные точки зрения:

  • просвещенность низов общества;
  • просвещенность "неграмотного" социума;
  • культура, которая создалась элитой, но была "спущена" вниз.

Такие определения несут познавательный замысел в случае рассматривания их в конкретном историческом отрывке.

Традиционная народная культура крестьян

Она была сформирована на основе религиозного понимания. Оно являлось не столько духовным основанием, сколько главным наполнением духовной жизни. Крестьянская культура имела в своем распоряжении разные инструменты, позволявшие воспринимать и правильно видеть мир, помогала освоить восприятие чувственного и сверхчувственного. В соответствии с мнением ряда авторов можно на один уровень ставить понятия "религиозность" и "народная культура". Развитие духовности крестьян является важным источником последующего прогресса в обществе в период Средневековья. В это же время в Европе стремительно растет количество городов. Заселялись самые решительные люди - это крепостные, феодалы, которые хотели изменить свою жизнь. Появились новые виды деятельности: ремесло, торговля.

Летописи

С классическим обучением на Руси в древности было не очень хорошо. Тогда торжествовало недоверие к "языческой" науке. При этом существовал ряд наиболее популярных направлений. Среди них стоит отметить иконопись, церковную архитектуру, литургическое пение и летописание. Русский летописец мог рассказать современникам весь смысл истории, он был историософом, философом и хронистом. Такие "поучения", "слова" были весьма популярными. В то время был создан первый писаный свод законов. Русская народная культура имела все особенности европейской. А впоследствии практически не имела никакого отличия от фольклора христиан.

Религия

Народная религия в России имела два названия в церковных и научных кругах 19-го века. Они определяли ее природу как синтез вероучения христиан и "языческих" верований. Первое название было таковым - "двоеверие", второе - "бытовое православие". Первое применяется в научном обиходе и в современном мире, оно воспринимается учеными формально. В прямом смысле под этим термином следует понимать соединение двух вер в народную религию. В многочисленных исследованиях верований славян Востока (а также русских) главный интерес этнографов направлен на "языческие переживания", реконструкцию архаических моделей и интерпретацию. В средневековье на Руси и на Западе случился разрыв между традиционным сознанием многих и книжной культурой меньшего количества населения. Интеллигенты России, которые имели желание владеть греческим языком, изучали его еще при князе Ярославе Мудром: в Киеве присутствовали свои переводчики. Возникла связь между ближневосточными центрами христиан и Русью, а со временем, несмотря ни на какие события, она больше не прерывалась.

Значение

Как происходило становление моральных ценностей? Массовая культура - это духовный продукт искусства, который создается широким тиражом. Он рассчитан на большую публику, на значительное количество зрителей. Основным ее преимуществом является то, что она предназначена не только для развлечения большого количества людей, но и обогащения их мыслей. Народная которой приведены выше, довольно актуальна в современном обществе. На сегодняшний день существует мало людей, которые не интересуются духовным наследием предков. Народную культуру может распознать практически каждый человек любого возраста и любого уровня образования. Ее основная черта - простота (тексты, движения, звуки легко воспринимаются людьми). Культура предназначена для людей эмоционального типа.

Духовное развитие

Любая культура рассматривается в динамическом и статическом аспектах. Безусловно, духовное развитие не является исключением. Становление культуры - довольно сложное явление. Статика предусматривает развитие в пространстве. Дисциплина исследует культурную типологию, морфологию и структуру. Это синхронное изучение процесса. Культуру также принято классифицировать на духовную, физическую, материальную и художественную. Подробно рассмотрим духовную культуру. В ее основе заложен творческий вид деятельности, который выражен в субъективной форме и удовлетворяет второстепенные потребности общества. В состав духовной культуры входят: религиозная (верования, современные культы), нравственная, правовая (законодательство, исполнительная система), политическая (идеология), педагогическая (идеалы воспитания детей), интеллектуальная (история, философия, наука) части. Необходимо знать о том, что к объектам данного предмета относятся музеи, театры, библиотеки, кинотеатры, учебные заведения, концертные залы, суды.