Роберт шекли - биография, информация, личная жизнь. Роберт шекли краткая биография Краткая биография шекли

21.10.2019 Праздничные

Кратко о статье: Роберт Шекли - один из самых любимых в нашей стране зарубежных фантастов. Любовь была взаимной: вплоть до своей кончины в прошлом году Шекли часто приезжал в бывший СССР. Читайте в «Мире фантастике» об авторе «Координат чудес» и множества рассказов, таких же добрых и мудрых, как улыбка самого Шекли.

ПОИСКИ ЛАКСИАНСКОГО КЛЮЧА

Меланхолические странствия Роберта Шекли

Ему оставалось лишь одно - бежать. В космосе хватало места для тех, кто не прижился на Земле.

Роберт Шекли, «Проблема туземцев»

Великих фантастов много, но если попробовать навскидку назвать самых-самых, то одним из первых придет на ум имя Роберта Шекли. Когда мы успели подружиться с ним? Сложно припомнить. Кажется, он был с нами всегда. Его искрящийся заводной юмор, знакомый еще по потертым советским книжкам, его фантазия и жизнелюбие так зажигали нас, что за всем этим мы часто не замечали лица самого автора и его улыбку...

Впрочем, эту улыбку нельзя назвать радостной. Скорее, напротив. В одном из рассказов Шекли мы попадаем на планету, целиком заваленную серым веществом под названием тангриз. Производят его древние машины, отключить которые можно лишь с помощью некоего Лаксианского ключа . Но в том-то и беда, что никто этого ключа отродясь не видел. А ведь стоит его найти - и планету ждет новая жизнь.

Эту метафору можно применить к жизни и творчеству самого Шекли. Размышляя над земными проблемами, он пытался найти свой Лаксианский ключ. Не получилось: то ли ключа не существует, то ли найти его невозможно. В этом заключается основной парадокс мироощущения Шекли. Поэтому так мало веселого в его улыбке.

Ключ есть, но его нет. Удивительно, не правда ли?

Бремя человека

Особую популярность Шекли обрел в нашей стране. Он оказался одним из немногих американских авторов, кого в советское время активно переводили и издавали. Связано это с тем, что, будучи гражданином США, Шекли органически не мог переварить окружающую его американскую действительность. Его произведения - в первую очередь реакция на современность и на ее тенденции. Творчество Шекли очень рефлексивно. Это не отстраненные фантазии Азимова и не разложенные по полочкам политические доктрины Гаррисона - это именно размышления. Шекли не склонен делать выводы, обычно он отдает их на откуп читателю, причем читателю думающему. Произведения автора, как и его личность, очень неординарны. Никогда не знаешь, какой сюрприз он для тебя приготовил. Писатель обожает неожиданные сюжетные ходы, розыгрыши и головоломки - когда даже очень умный читатель от удивления уронит очки и захлопает глазами.

В творческой папке Шекли немало повестей и романов, но, по признанию самого писателя, наибольшее удовольствие получал он от работы над рассказами. Именно многочисленные рассказы принесли Шекли всемирную славу, поставив его имя в ряд величайших мастеров малой формы. Пожалуй, не найдется на свете читателя, которого оставили бы равнодушным эти маленькие шедевры Шекли. Темы, волнующие писателя, актуальны по сей день. Он подает их в своей фирменной манере - непринужденной и легкой, сдабривая великолепной порцией юмора. Рассказы эти можно было бы назвать юмористической фантастикой, но юмор их подобен щекотке: на поверку оказывается, что то, над чем мы так весело хохочем, вовсе не смешно, а иногда так просто страшно. Можно было бы назвать это сатирой, но не заметно, чтобы писатель кого-либо разоблачал или высмеивал. Это не юмор и не сатира - это Шекли, ни на кого не похожий и ни с кем не сравнимый.

Герои большинства произведений Шекли - люди, так или иначе недовольные своей ролью в этом мире. То ли у них не хватает личных качеств, чтобы понять и принять окружающую действительность, то ли сама действительность оказывается к ним жестока. Будущее в его рассказах обычно имеет своим истоком современную западную цивилизацию, основные принципы существования которой доведены до гротескного абсолюта. Земля - невыносимый шум и суета больших городов, которые задыхаются от переизбытка жителей-трутней, убивающих время в погоне за низкопробными развлечениями. Все продается и все покупается. У вас комплекс неполноценности? Вы жаждете подвигов? Не беда! Заплатите - и вы «здесь и сейчас» почувствуете вкус лихих приключений («Похмелье »)! Вам нужна настоящая любовь? В наше время нет ничего невозможного! Платите и наслаждайтесь! («Паломничество на Землю », «Рыцарь в серой фланели »)

Нет, мир, в котором даже самые сокровенные чувства можно выразить в денежном эквиваленте, - этот мир не для Шекли. Поэтому-то его герои бегут с Земли, бегут без оглядки и сожаления. В этом плане особенно показателен рассказ «Наконец-то один », где писателю удается создать запоминающийся и сильный образ человека, ищущего спасения и от людей, и от цивилизации, - и находящего приют на маленьком, затерянном в космосе астероиде. Шекли любит посылать своих героев на астероиды, он показывает, что даже там человек может быть счастлив, если жизнь его одухотворена каким-нибудь смыслом («На берегу спокойных вод », «Бремя человека »).

Космос - место действия множества произведений писателя. Как его герои оказываются в космосе? По-разному: одни по собственной воле, другие по принуждению или влекомые силой обстоятельств. Большинство рассказов, действие которых происходит вдали от Земли, начинаются похоже: на какую-нибудь планету, как гром среди ясного неба, сваливается космический корабль, после чего отважные путешественники вступают во взаимоотношения с местным населением, как правило, туземным. Впрочем, стандартная завязка служит для Шекли лишь поводом к самым неожиданным поворотам сюжета. Порой он сам не прочь весело посмеяться над стереотипностью мышления, как, например, это происходит в необычайно остроумных рассказах «Проблема туземцев » и «Вымогатель ». Часто иные миры не поддаются земной логике, обычаи далеких планет оказываются настолько непостижимо-абсурдными, что не всегда понимаешь, то ли писатель из чистого озорства умело играет на читательских нервах, то ли за всем этим стоят какие-то реальные ассоциации («Чудовища », «Жертва из космоса »). У Шекли бывает и так, и эдак. И даже если не всегда догадываешься, о чем идет речь, - все равно получаешь огромное удовольствие и от бьющей ключом писательской фантазии, и от неподражаемого юмора - неотъемлемой части практически любого произведения Шекли.

Шекли по природе своей романтик, и большинство его героев тоже романтики. В железном и рациональном мире будущего они пытаются найти что-то светлое и особенное, правда, обычно выходит либо недоразумение, либо разочарование. Ценности и убеждения человека далеко не всегда выдерживают проверку космосом. Казалось бы, сильная любовь неожиданно оборачивается собственной пародией («Язык любви »), а мечта об идеальном обществе - женоненавистничеством («Билет на планету Транай »). Шекли не верит в утопии, но верит в идеальную любовь, поискам которой посвящено так много его фантастических историй.

Авантюристы поневоле

Игра со смертью - ведущий лейтмотив многих произведений Шекли. Мир будущего жесток, и чтобы добиться в нем чего-либо стоящего, нужно поставить на кон самое дорогое, что у тебя есть, - жизнь. Создается целая система правил, чтобы убивать и быть убитым, и смерть человека превращается в великолепное театрализованное шоу, призванное развлекать и одновременно снижать социальную напряженность («Гонки », «Премия за риск », «Бесконечный вестерн »). Впрочем, жизнь - это тоже игра. Чтобы играть по ее правилам, не нужно подписывать контракт: и по собственному желанию человек будет подвергать себя сотне опасностей, в смутной надежде найти золотоносную жилу и обрести счастье («Особый старательский »).

Десятая жертва

По улицам города бежит человек. За ним следом - вооруженный до зубов убийца. Прохожие, улыбаясь, оборачиваются им вслед. Одни подбадривают жертву, другие - преследователя. Кто-то делает ставки. Надрывается голос телевизионного комментатора: «Дамы и господа! Игра приближается к развязке! Смотрите, он его догоняет!.. «.

Да, именно такие развлечения могут ждать нас в недалеком будущем, если верить прогнозам Роберта Шекли. К теме «кровавых игрищ» писатель возвращался снова и снова. Так рассказ «Седьмая жертва » перерос в роман «Десятая жертва ». В том же ключе писатель создал еще несколько остросюжетных произведений: «Первая жертва », «Охотник-жертва »... Тема охоты на человека не нова в современной фантастике, но, пожалуй, именно у Шекли она обрела наиболее совершенное воплощение. Недаром мотивы его произведений неоднократно использовались Голливудом.

Двадцатый век поднял цивилизацию на новую ступень развития: впервые человек испугался собственного могущества. Он понял, что может создавать оружие, от которого содрогнется планета. Разумеется, Шекли не мог оставаться в стороне от подобной темы. Именно ему суждено было создать пронзительные до дрожи рассказы-символы, направленные против человеческой алчности и милитаризма («Абсолютное оружие », «Пушка, которая не бабахает »), именно ему принадлежат крылатые слова, которые в рассказе «Попробуй докажи » последний оставшийся на Земле человек высекает молотком на стене пещеры - предупреждение всем грядущим завоевателям:

«Я восстал из планетной грязи, нагой и беззащитный. Я стал изготовлять орудия труда. Я строил и разрушал, творил и уничтожал. Я создал нечто сильнее себя, и оно меня уничтожило. Мое имя Человек, и это мое последнее творение».

Впрочем, не гнушался Шекли и чисто развлекательного жанра с фэнтези-уклоном. Особенно хочется выделить произведения писателя о демонах и тому подобной потусторонней силе («Демоны », «Предел желаний »), а также его сотрудничество с Роджером Желязны («Принеси мне голову прекрасного принца »).

Почерк мастера

Творческая оригинальность Шекли еще заметнее проявляется в его крупных произведениях - повестях и романах. Здесь он развивает свои любимые темы и приемы, порой доводя их до немыслимых крайностей. Практически в каждом романе чувствуется одержимость автора психологией и философией. Все это выливается на страницах его книг неудержимым потоком сюрреалистического абсурда. Мир снов и подсознания - вот стихия сюрреализма. Логика снов абсурдна и непредсказуема, как и действие многих произведений Шекли, чтение которых потребует от читателя мужества и выдержки, ибо писатель будет играть с ним в игру - странную, но безумно захватывающую. Пытаясь найти логику, можно еще сильнее запутаться в лабиринте писательской фантазии, почувствовать себя еще более неуютно, чем кэрролловская Алиса на чаепитии у Болванщика.

Шекли любит жонглировать человеческим разумом и телами, нередко в его произведениях раздаются невесть кому принадлежащие голоса - и тут же начинают блистать цицероновским красноречием. Запутанные, часто лишенные смысла диалоги - один из излюбленных приемов писателя. Герои по десять раз переспрашивают одно и то же, соревнуясь друг с другом в искусстве логики или в ее отсутствии. Лучший пример - роман «Координаты чудес » и особенно его «продолжение» «Возвращение в координаты чудес ».

Романы Шекли тем лучше, чем больше в них действия. Впрочем, автор и сам понимал, что крупная форма - не его стихия. Яркий пример тому - роман «Цивилизация статуса », где яркая, динамичная завязка оборачивается неожиданной и парадоксальной концовкой - оригинальной, но вызывающей искреннее недоумение. Впрочем, для многих это будет делом вкуса. Многие романы Шекли можно смело рекомендовать ценителям хорошей остросюжетной фантастики. Написаны они живо, доходчиво и с великолепным чувством юмора. Это и его цикл про охотников и жертв, начатый романом «Десятая жертва », и отличная вариация на тему психологии «Четыре стихии », а также незаменимый справочник путешествий в чужих телах - романы «Корпорация «Бессмертие » и «Обмен разумов »...

Фантастика Роберта Шекли

Трилогия «Жертва»

Десятая жертва (The 10th Victim, 1965)

Первая жертва (Victim Prime, 1987)

Охотник-жертва (Hunter/Victim, 1988)

Принеси мне голову прекрасного принца (Bring Me the Head of Prince Charming, 1991)

Коль с Фаустом тебе не повезло (If at Faust You Don"t Succeed, 1993)

Театр одного демона (A Farce to Be Reckoned With, 1995)

Координаты чудес

Координаты чудес (Dimensions of Miracles, 1968)

Новое путешествие в Координаты чудес (Dimension of Miracles Revisited, 1998)

Отдельные романы и повести

Корпорация «Бессмертие» (Immortality Inc., 1958)

Цивилизация статуса (The Status Civilization, 1960)

Хождение Джоэниса (The Journey of Joenes, 1964)

Обмен разумов (Mindswap, 1966)

Оптимальный вариант (Options, 1975)

Алхимический марьяж Элистера Кромптона (The Alchemical Marriage of Alastair Crompton, 1978)

Драмокл (Dramocles: An Intergalactic Soap Opera, 1983)

Лабиринт минотавра (Minotaur Maze, 1990)

Майрикс (Myryx, 1990)

Машина Шехерезада: Шесть историй (The Scheherezade Machine,1991)

Жар чужих звезд (Alien Starswarm, 1990)

Божий дом (Godshome, 1999)

Великий гиньоль сюрреалистов (The Grand Guignol of the Surrealists, 2000)

* * *

Роберт Шекли - бесспорный классик. Жаль, что на его родине, в США, он сейчас далеко не так популярен, как раньше. Развлекательная фантастика все сильнее вытесняет с прилавков образцы жанра, призванные давать читателю богатую пищу для собственных размышлений о будущем и настоящем. Тем приятнее, что в нашей стране творчество великого писателя и большого гуманиста Роберта Шекли по-прежнему привлекает самое пристальное внимание.

Биография

Роберт Шекли (англ. Robert Sheckley; 16 июля 1928 - 9 декабря 2005) - американский писатель, автор множества философско-сатирических рассказов и нескольких романов.

Родился в Бруклине (Нью-Йорк) и вырос в Нью-Джерси. В детстве он был очарован произведениями Рэя Бредбери (Ray Bradbury), Теодора Старджона (Theodore Sturgeon) и Генри Каттнера (Henry Kuttner). После окончания школы проходил армейскую службу в Корее (с 1946 по 1948 годы), затем учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Он также прослушал факультативный курс литературного творчества у Ирвина Шоу. По окончании университета работал на металлургическом заводе.

Начиная с 1951 года Шекли стал предлагать свои рассказы во многие научно-фантастические журналы, выпустив за последующие несколько лет сотни произведений. В этот же период Шекли написал также 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» (Captain Video) и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зеленой двери» («Behind the Green Door»), которые были прочитаны по радио известным актером Бэзилом Рэтбоном (Basil Rathbone). Рассказы Шекли составили авторские сборники «Где не ступала нога человека» («Untouched by Human Hands», 1954), «Гражданин в космосе» («Citizen in Space», 1955), «Паломничество на Землю» («Piligrimage to Earth», 1957), «Идеи: Без ограничений» («Notions: Unlimited», 1960), «Лавка бесконечности» («Store of Infinity», 1960), «Осколки космоса» («Shards of Space», 1963), «Ловушка на человека» («The People Trap», 1967), «Чувствуешь что-нибудь, когда я делаю вот так?» («Can You Feel Anything When I Do This?», 1971), «Робот, который был похож на меня» («The Robot Who Looked Like Me», 1978), «Удивительный мир Роберта Шекли» («The Wonderful World of Robert Sheckley», 1979) и другие. Рассказы Шекли отличает парадоксальный взгляд, позволяющий представить, казалось бы, самые обычные обстоятельства с необычной стороны и благодаря этому ярко показать человеческий или социальный тип. Одним из основных интересов Шекли всегда было социальное поведение конкретного человека, его стереотипы, которые писатель высмеивал безжалостно и ярко. Эти же черты ярко проявились и впоследствии, когда писатель начал работать и в крупной форме. Это позволило Шекли делать более серьезный и углубленный художественный анализ социального поведения человека, сохранив при этом иронические и сатирические интонации. Его первый роман «Корпорация „Бессмертие“» («Immortality Inc.», 1958), рассказывающий о человеке, который был реанимирован в отдаленном будущем в чужом теле, стал сюжетной основной поставленного в 1992 фильма «Беглец» («Freejack»). Также по его произведениям сняты художественные фильмы «Десятая жертва» («La Decima Vittima», 1965), «Побег с Адского Острова» («Escape from Hell Island», 1963), «Цена риска» («Le prix du danger», 1983) и другие. Хотя произведения Шекли и публиковались постоянно, но его известность на родине никогда не была особенно широка - возможно, сюрреалистические сюжеты рассказов, самоирония автора и его несвязанность обычными приемами научной фантастики затрудняли их восприятие массовым читателем. Однако удивительным образом эти же произведения, опубликованные на русском языке, мгновенно сделали Шекли одним из самых читаемых и любимых в СССР зарубежных писателей-фантастов - его популярность вполне могла соперничать с популярностью Станислава Лема. Из его творчества, помимо рассказов, наиболее известны романы «Корпорация „Бессмертие“» («Immortality Inc.», 1958), «Цивилизация Статуса» («The Status Civilization», 1960) и «Путешествие в послезавтра» («Journey Beyond Tomorrow», другой перевод названия - «Хождение Джоэниса», 1962), повести «Обмен разумов» («Mindswap»), «Координаты чудес» («Dimension Of Miracles») и «Билет на планету Транай» («A Ticket to Tranai»). Совместно с Роджером Желязны им была написана серия из трех книг «Принеси мне голову прекрасного принца» («Bring Me The Head Of Prince Charming»), «Если с Фаустом вам не повезло» («If At Faust You Don’t Succeed») и «Пьеса должна продолжаться» («A Farce To Be Reckoned With»). Им написаны также три юмористических детективных романа о частном сыщике Бобе Дракониане: «Детективное агентство „Альтернатива“» («The Alternative Detective»), «Между Сциллой и Харибдой» («Draconian New York») и «Сома-блюз» («Soma Blues»). Роберт Шекли также работал над сценарием компьютерной игры «Netrunner». Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал около 65 книг. В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галана (Daniel F. Gallun) за вклад в жанр научной фантастики. В 1998 в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дана (англ. Gail Dana) и жил в Портленде, штат Орегон. Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его читатели. Кстати, гонорары из России, где Роберта всегда помнили, ценили и переиздают, составляли в конце жизни основную часть его скромных доходов. Весной 2005 во время визита на Украину на фан-конвент «Портал» Шекли попал в украинскую больницу без медицинской страховки. Денег на лечение у бедного в прямом смысле Шекли не было. В результате немалые украинские больничные счета оплатили поклонники творчества мастера из СНГ. Роберт Шекли скончался 9 декабря 2005 года в Покипси, штат Нью-Йорк, от последствий инсульта.

Американский писатель, презентующий в основном научную фантастику, Роберт Шекли(1928 – 2005) появился на свет в Нью–Йорке, а детство и юность провел в Нью–Джерси. С детских лет мальчику нравилась фантастика. После школы пришлось служить в Корее два года. Гуманитарное образование получал в университете Нью-Йорка. У Ирвина Шоу прослушал курс литературного творчества. Как только закончил учебу в университете, устроился рабочим на металлургический завод.

С 1951 года Роберт Шекли пишет научно-фантастические рассказы и предлагает свои работы во многие издания. А еще им созданы 15 эпизодов для теленовеллы «Капитан Видео» и 60 радионовелл для цикла «По ту сторону двери» по 5 минут каждая. В 1954 -1972 гг. выходят многочисленные сборники рассказов. В основном Шекли высмеивает стереотипы своего времени. Первый роман писателя «Бессмертие»(1958) рассказывал о реанимированном человеке в чужом теле. Его экранизировали (фильм «Беглец»). Еще по произведениям Шекли сняты такие ленты, как «Десятая жертва», «Побег с Адского Острова» и «Цена риска».

Совместно с Роджером Желязны Шекли написал серию из 3 книг. Его перу принадлежат 3 юмористических романа-детектива, в которых главный герой частный сыщик Боб Дракониан: «Детективное агентство „Альтернатива“», «Между Сциллой и Харибдой» и «Сома-блюз». Некоторое время Шекли отдал разработке сценария игры для компьютера «Netrunner». За всю жизнь Робертом Шекли создано 65 книг. В 1991 году писателю вручили награду имени Даниэля Галана за вклад в научную фантастику.

Женой писателя была писательница Гэйл Дана. Жили они в Портленде. Так, как основные читатели находились в России, то Шекли часто наведывался сюда. Умер 9 декабря 2005 от инсульта.

Роберт Шекли родился в Нью-Йорке. Окончил технический колледж, факультативно прослушал курс литературы у Ирвина Шоу. В 1951 г. Шекли окончил Нью-Йоркский университет и получил степень бакалавра искусств, а год спустя опубликовал свой первый рассказ. Роберт Шекли является общепризнанным мастером юмористической и сатирической фантастики. Многие российские любители фантастики в числе самых любимых классических произведений называют повести Шекли «Обмен разумов» и «Билет на планету Транай», рассказы «Страж-птица», «Призрак V» и многие другие.

Успех и устойчивую репутацию блестящего юмориста и сатирика принесли Шекли именно короткие рассказы, в основном, написанные в 1950-е гг. Хотя по большей части творчество Шекли-рассказчика ограничено задорным, искромётным и достаточно безобидным юмором, в показном безоблачном «веселье» отчётливо слышны тревожные ноты, особенно это касается тех произведений, где автор ставит под сомнение способность человека совладать с внутренними демонами саморазрушения. В «Абсолютном оружии» (1953) исследователи на Марсе, польстившись на местное сверхоружие (уже сработавшее на ставшей пустынной планете), забыли о том, что таковое и предназначалось, видимо, абсолютно против всех, включая нашедших его; та же идея является центральной в «Пушке, которая не бабахает» (1958). Абсолютным (в смысле - саморазрушительным) оружием может стать и простая человеческая агрессивность, которую «моралисты» пытаются канализировать, придав убийству форму легального контракта - «Ордер на убийство» (1954) - или массового спорта и досуга в будущем, как в одной из самых известных новелл Шекли «Седьмая жертва» (1953); после экранизации рассказа Шекли опубликовал романизацию сценария - «Десятая жертва» (1966), а спустя 20 лет вернулся к теме в романах-продолжениях: «Первая жертва» (1987), «Охотник/Жертва» (1988). Изящный рассказ «Бесконечный Вестерн» (1976) посвящён демифологизации, в духе фильма М. Крайтона «Мир Дикого Запада», ещё одного кровавого американского развлечения.

Более мягким юмором проникнуты многие рассказы, посвящённые контакту и инопланетянам: «Не тронуто руками человека» (1952; рус. 1968 - «Где не ступала нога человека»), «Запах мысли» (1953) , «Пиявка». Культурный геоцентризм при встрече с экзотическими формами внеземной жизни может привести к трагедии - как это случилось в рассказе «Чудовища» (1953). Самый, вероятно, любопытный звездолёт в НФ, члены экипажа которого одновременно являются и его составными частями, образуя в совокупности исправный биомеханизм, нарисован в рассказе «Специалист» (1953). Другой неиссякающий источник вдохновения Шекли-сатирика и юмориста - роботы, земные и инопланетные: «Мятеж шлюпки» (1955), «Особый старательский» (1959) , «Мой двойник - робот» (1973) и другие; кибернетическая антиутопия, в которой преступников ловят и карают с помощью электронного «стервятника», изображена в «Страж-птице» (1953); проблемам криминологии будущего посвящён также рассказ «Вор во времени» (1952). В шутливой «Битве» (1954) Армагеддон представляет собой финальную битву демонов против автоматов; в отличие от традиционно фольклорных сверхъестественных существ в «Демонах» (1953), герой рассказа «Бухгалтер» (1953) - мальчик из семьи чародеев - мечтает, оказывается, о более прозаической профессии «нормальных» людей. С присущим Роберту Шекли блеском и остроумием деликатные проблемы секса и эротики решаются в рассказах «Идеальная женщина» (1954) , «Паломничество на Землю» (1956), «Язык любви» (1957), «И люди занимаются этим?» (1972), «Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?».

Роберт Шекли опубликовал около двадцати романов и приблизительно столько же сборников рассказов. Использовал псевдонимы Филлипс Барбе, Нэд Лэнг и Финн О`Донневан. На русском языке изданы два собрания сочинений писателя - первое выпущено издательством «Полярис» (в 12 томах), а второе - издательством ЭКСМО.

В апреле 2005 г. Шекли приехал на Украину по приглашению организаторов конвента фантастов «Портал». Там он почувствовал себя плохо и был помещён в частную клинику. После проведения курса лечения, писателя отправили на родину, где поместили в один из лучших госпиталей. Писателю была проведена операция по поводу аневризмы сосудов головного мозга, после чего его состояние несколько стабилизировалось. Он даже планировал ещё раз посетить Украину в следующем году.

Однако в последнее время здоровье писателя стало неуклонно ухудшаться, и 9 декабря в больнице города Пафкипси (штат Нью-Йорк) Роберт Шекли ушёл из жизни.

Роберт Шекли, известный как самый влиятельный фантаст двадцатого века, родился в Бруклине 16 июля 1928 года в семье бизнесмена. Писатель успел выпустить собственную биографию. О матери Роберт рассказывал как о простой девушке Рахиль из деревни.

Она преподавала в начальных классах саскачеванской школы. Отец фантаста, Дэвид, мечтал плотно закрепиться в бизнесе и, несмотря на частые неудачи, нашел свое место. Его последним и главным местом работы стала страховая фирма Шиффа Терхью. Там он получил должность секретаря-казначея.

Детство и юность

Четыре года после рождения Роберта семья Шекли жила в Нью-Йорке, а затем обосновалась в штате Нью-Джерси, в городе Мейплвуд. По происхождению его родители были польскими евреями, которые до 1980 года жили в Варшаве, но ближе к концу 19 века им пришлось иммигрировать в Америку.


Во время летних каникул дедушка забирал Роберта и его сестру Джоан на ферму. Будущий писатель рос любознательным ребенком, который любил приключения, книги и джаз. Шекли зачитывался книгами , Старджона и Каттнера. Грезил стать признанным автором бестселлеров и начинал первые работы на печатной машинке.

Попытки попробовать себя в качестве писателя не увенчались успехом, поэтому Роберт продолжил читать и учиться в школе. Когда Шекли исполнилось шестнадцать лет, он принял решение жить отдельно от родителей, однако это ни к чему не привело. Юному Роберту пришлось окончить обучение, а затем устраиваться на работу.


Он зарабатывал на жизнь за прилавком в магазине и с инструментами в саду. В 1940-х годах мужчина отправляется на службу в Корею. Там и начинается его писательская деятельность. Шекли занялся редактурой газеты полка.

После возвращения из Кореи Роберт поступил в университет в Нью-Йорке, где стал изучать гуманитарные науки. Университетские занятия будущий фантаст совмещал с лекциями . Помимо плотного увлечения литературой, Роберт играл на гитаре и даже успевал зарабатывать этим на жизнь. Обстоятельства сложились так, что ему пришлось оставить университет и устроиться работать на завод.

Литература

В 1951 году Роберт Шекли предложил сотрудничество журналу “Воображение”. Фантастические рассказы понравились главному редактору и были все опубликованы. В дальнейшем писатель восторженно рассказывал о рабочих буднях в офисе журнала, где он творил с утра до вечера.


Долгое время фантаст работал над рассказом “Лавка бесконечности”. В 1959 году антиутопия публикуется и приобретает популярность среди любителей философских размышлений на тему “как стать счастливым”.

Шекли создавал рассказы, романы и сценарии фантастического содержания, которые использовались на телевидении и в радиоэфирах. Зрителям полюбились “Капитан Видео” и “По ту сторону зеленой двери”. В 1960 году популярность Роберта Шекли стала набирать обороты. Все свои работы он успешно продавал в популярный “Галакси”.


Роман Роберта Шекли "Цивилизация статуса"

1965 год также становится знаменательным для творчества Роберта Шекли. “Галакси” опубликовал повесть “Обмен разумов”, а затем через год выходит доработанный книжный вариант.


Роман Роберта Шекли "Обмен разумов"

В 1968 году выпускается повесть “Координаты чудес”. Считается, что с нее начинается всемирная слава фантаста. Произведение о космическом путешествии Тома Каморди в полной мере демонстрирует писательский талант Шекли, чей взгляд на мироустройство и смысл существования притягивают внимание читателей.

Позже, во время визита в Россию, Шекли был приятно удивлен, что его произведение произвело такой фурор. Известно, что образы некоторых героев второй части “Координат чудес” Роберт писал с реальных людей, русских поклонников. Фантастический роман переведен на несколько языков и стал классикой в мире фантастики. Едва ли не всю книгу можно разбить на цитаты - настолько тонок юмор и свежа мысль.


Роман Роберта Шекли "Координаты чудес"

Каждое произведение фантаста - особый мир необыкновенной философии, размышления о добре и зле, поиск смысла человеческого существования. Любой герой произведения Шекли представляет собой уникальную многогранную личность, которая раскрывается с каждой новой страницей.

В 2000 годах Шекли познакомился с Роберто Квалья, чье имя широко известно в литературном сообществе. У них даже были запланированы совместные работы, но в связи со смертью Шекли они остались незаконченными.

Личная жизнь

Личная жизнь классика американской фантастики оказалась бурной. Первую жену, Барбару Скардон, Шекли встретил во время учебы в университете. Она родила ему первенца Джейсона, но брак распался.

Второй брак тоже сложился неудачно. Супруга Зива родила Роберту дочь Алису, но мнения молодоженов разошлись, когда пришлось выбирать место жительства. Горожанка Зива отказалась следовать за мужем, который хотел обосноваться на Ибице.


На новом месте Роберт Шекли сошёлся с Эбби Шульман. Ибица стала источником вдохновения для писателя, но отношения с новой женщиной никак не складывались. Очередной громкий скандал стал последним для пары: Шекли собрал все свои работы и отправился в путешествие по Дальнему Востоку.

Творческий путь писателя наполнился трудностями в связи с наркотической зависимостью. Временами ему казалось, что таким образом стимулируется работа мозга, открываются новые грани. В 1990 году, по возвращении в Лондон, Шекли отказался от употребления галлюциногенов. В Нью-Йорке ему пришла концепция журнала “Омни”, который он возглавлял пару лет до очередной женитьбы на писательнице Джей Розбелл.


Однако и этот брак не был последним. Главной женщиной и вдохновителем стала для него журналистка Дана Гейбл. Во время совместной жизни с пятой супругой Шекли продолжает упорно и плодотворно трудиться.

Несмотря на количество браков, последние годы жизни Роберт Шекли провел в одиночку, много болел и меньше уделял времени творчеству. В 2005 году Шекли прилетел в Украину и там же был срочно отправлен в больницу.

Смерть

Перелет в Украину оказался губительным для пожилого фантаста. Шекли почувствовал недомогание, и его госпитализировали. Стоимость лечения составила более $10 тыс. Болезнь оказалась неожиданностью для писателя, поэтому для оплаты дорогостоящих процедур поклонники организовали благотворительный сбор. Часть суммы внес украинский политик, чье имя осталось в тайне.


Когда состояние Роберта Шекли улучшилось, он вернулся в Нью-Йорк вместе с дочерью Анной. Но там врачи оказались бессильны. В 77 лет не стало знаменитого фантаста. Причиной смерти, по версии специалистов, стала аневризма мозга.

Цитаты

“То, на что природе потребовались миллионы лет, человек может стереть в порошок в один день!” (Обмен разумов)
“Легче понять вселенную, чем себя” (Координаты чудес)
“Любовь - чудесная игра, которая начинается с веселья и счастья и заканчивается женитьбой” (Обмен разумов)
“Историю делают мелочи. Настоящее состоит из огромного числа ничтожно малых факторов, которые сформировались в прошлом. Если ввести в прошлое еще один фактор, то в настоящем неминуемо будет получен иной результат” (Травмированный)
“Капли чистого опыта добывают из дряни бытия” (Координаты бытия)

Библиография

  • 1954 - “Где не ступала нога человека”
  • 1955 - “Не тронуто рукой человеческой”
  • 1955 - “Гражданин в космосе”
  • 1957 - “Паломничество на Землю”
  • 1960 - “Идеи: без ограничений”
  • 1960 - “Лавка бесконечности”
  • 1962 - “Осколки космоса”
  • 1968 - “Ловушка на человека”
  • 1978 - “Робот, который был похож на меня”

,боевик
Супруга: Яй Ротнвелл (развод, один ребенок), Барбара Скадрон (развод, один ребенок), Зива Мира Квитней (развод, двое детей), Абба Шульман (развод, двое детей), Гэйл Дане (двое детей)

Биография

Роберт Шекли - знаменитый американский писатель-фантаст, автор нескольких сотен фантастических рассказов и нескольких десятков научно-фантастических романов и повестей. Мастер иронического юмористического рассказа. Один из самых оригинальных юмористов научной фантастики. В начале своей карьеры писал под псевдонимами Finn O’Donnevan и Ned Lang.

Роберт Шекли родился в 1928 году в Нью-Йорке, в ассимилированной еврейской семье; вырос в Мэйплвуде (штат Нью-Джерси), потом опять переехал в Нью-Йорк.

Начал читать рано, с детства любил читать и мечтал стать писателем. В юности увлекался творчеством таких авторов, как Роберт Хайнлайн, А. Ван Вогт, Джон Кольер. После окончания школы учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Служил писарем в армии в Корее. Вернулся в США из-за конфликта с начальством. Некоторое время работал на металлургическом заводе.

С начала 50-х годов Шекли начал писать первые рассказы и, предлагая их в научно-фантастические журналы, встретил очень тёплый приём редакторов и читателей. За последующие десять лет написал несколько сотен коротких, остроумных фантастических рассказов. Как Шекли признался в одном из своих последних видеоинтервью (2004 г.), то были самые счастливые годы его жизни. Он снимал вначале комнату, а затем однокомнатную квартиру в тихом месте центра Нью-Йорка. Сочинял по несколько рассказов в неделю, печатая их на пишущей машинке, и на своём скутере «Ламбретта» развозил их по редакциям. Телефон писателя разрывался от редакционных звонков.

Однажды один известный редактор научно-фантастического журнала, ознакомившись с несколькими рассказами начинающего автора, сказал молодому Шекли: «Я куплю каждое ваше слово, всё, что вы ни напишете, потому что я продам всё, что вы ни напишете». Шекли говорил, что это были одни из самых приятных для него слов. (Из автобиографических воспоминаний).

«Почему именно фантастика?» - часто спрашивали его впоследствии. Ответ был неизменным: «Только она дарит творцу полную свободу». (Видео-интервью с Р. Шекли)

Молодой талантливый автор не остаётся незамеченным редакцией самого популярного в те годы в США нового ежемесячного научно-фантастического журнала «Galaxy» (вначале называвшегося «Galaxy Science Fiction»). Шекли начинает постоянно печататься в нём, получая уже не один, а 3-4 цента за слово; и с каждым новым выпуском приобретая всё большую популярность. Таким образом, гонорары писателя за один рассказ в 5000 слов составляли до 200 $, что в пересчёте на сегодня составляет примерно 2000 $.

В 1954 г. Шекли получает награду «Лучший дебют» - самое высокое звание, присуждаемое в жанре фантастики наиболее перспективному молодому автору. Многие маститые коллеги по перу и критики признавали Роберта Шекли лучшим фантастом 50-60-х годов.

В 60-е он активно печатает свои фантастические рассказы в самых известных журналах, в том числе в литературных колонках журнала «Плэйбой», очень популярного в то время и платившего крупные гонорары своим авторам (благодаря громадному в те годы тиражу - более 7 млн экземпляров только в США).

Шекли быстро завоёвывает признание и известность именно как мастер короткого рассказа. Однако продолжению «звёздного» времени журнальной прозы в США в 60-е годы помешало массовое распространение телевидения. С появлением телевизоров в каждом доме тиражи журналов упали, многие журналы вообще закрылись, и писатели короткой формы в большинстве своём остались не у дел. «Galaxy» снижает ставки авторам до 1,5 центов за слово, начинает выходить нерегулярно, потом уже и не ежемесячно, а 6 раз в год; пока вообще не закрывается.

Шекли пробует себя в больших литературных формах, идя на это из-за требований рынка. Однако здесь, в не столь любимом для себя жанре, успех меньше сопутствовал писателю. Его перу принадлежат также несколько детективных рассказов, написанные в основном под псевдонимами.

Шекли пишет также сценарии 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» («Captain Video») и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зелёной двери» («Behind the Green Door»). Они были прочитаны по радио известным актёром Бэзилом Рэтбоном, сыгравшим знаменитого сыщика в американском сериале «Шерлок Холмс».

Шекли сотрудничал с такими фантастами, как Роджер Желязны, Гарри Гаррисон, Харлан Эллисон и другими. Был близким другом фантаста-сатирика Уильяма Тенна. В 90-е годы Роберт Шекли работал над сценарием компьютерной игры «Netrunner».

Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал 15 романов и более 400 рассказов и повестей, составивших 13 авторских сборников. Его произведения были переведены на многие языки мира, что составило более 65 книг.

В 70-е годы писатель много путешествовал, ходил под парусом, был редактором журнала «Omni».

В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галлана за вклад в жанр научной фантастики. В 1998 в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики.

Шекли был женат пять раз. У него есть сестра Джоан Клейн; сын Джейсон от первого брака; дочь Алиса Квитней от второго; дочь Анна и сын Джед от третьего; а также три внука. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дане и жил в Портленде. Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его поклонники и почитатели.

В 1999 г. Шекли подружился со своим поклонником, итальянским писателем Роберто Квальей (вице-председателем Европейского общества научной фантастики с 2002 г.), у которого часто и долго гостил в Генуе; и вместе с которым много путешествовал по миру, давал интервью, участвовал в ток-шоу и выступал на телевидении. С ним Шекли планировал написать две совместные книги. Они были начаты, но не закончены из-за смерти писателя.

Роберт Шекли всегда был страстным курильщиком, а в последние годы жизни - ещё и гурманом. На выступлениях ему, в качестве исключения, разрешали курить везде и всюду, в том числе даже в пожароопасных местах - библиотеках, типографиях и т.п.: писатель не мог провести без сигареты и десяти минут.

В последние годы он жил на Ивисе вместе со своей пятой женой, а впоследствии - в одиночестве. В это время Шекли писал немного, почти не издавался, жил скромно, болел и часто нуждался в деньгах.

Помня о своей популярности в России и на Украине (где фантастика всегда была развита, и куда он неоднократно приезжал по приглашению, в качестве почётного гостя); в последние годы жизни Роберт Шекли рассматривал возможность поселиться на черноморском побережье - недорогом, тёплом и романтическом месте, располагающем к творчеству. Однако этим планам писателя не суждено было сбыться.

Весной 2005 г., во время визита на Украину на литературный конвент «Портал», состояние здоровья Шекли (вследствие простуды, перенапряжения и преклонного возраста) резко ухудшилось, и он был госпитализирован. Писатель задержался на Украине, его медицинская страховка, скорее всего, на момент госпитализации была просрочена. В связи с серьёзностью болезни, было принято решение поместить его не в бесплатную государственную, а в дорогую частную клинику. Решение было правильным, но Шекли не имел возможности оплатить лечение в ней самостоятельно, и его долг (10 000 $) был оплачен известным украинским политиком. Также для него был организован сбор средств, что помогло ему (в тяжёлом состоянии, под присмотром украинских врачей) вернуться на Родину, в США. На Украину за ним приезжала его дочь Анна.

Роберт Шекли не смог поправиться и ушёл из жизни 9 декабря 2005 года, на 78-м году жизни, в больнице города Покипси, штат Нью-Йорк. Он умер от осложнения аневризмы сосудов головного мозга, через две недели после не слишком удачно проведённой операции.

Библиография

Циклы произведений:

Цикл о Грегори и Арнольде / The AAA Ace Series

Цикл о секретном агенте Стивене Дэйне / Stephen Dain

«Смертельные гонки / Dead Run ("Мертвый бег", "Смертник")»
«50-й калибр / Calibre .50»
«Живое золото / Live Gold»
«Белая смерть / White Death»
«Времени в обрез / Time Limit ("Ограничение во времени")»

Жертва / Victim

«Седьмая жертва / Seventh Victim»
«Десятая жертва / The Tenth Victim ("The 10th Victim")»
«Первая жертва / Victim Prime»
«Охотник-жертва / Hunter/Victim»

История рыжего демона / The Millennial Contest
Со

«Принесите мне голову прекрасного принца / Bring Me the Head of Prince Charming»
«Коль с Фаустом тебе не повезло / If at Faust You don"t Successed ("Коль в роли Фауста тебе не преуспеть")»
«Театр одного демона / A Farce to Be Reckoned With»

Детективное агентство «Альтернатива» / The Alternative Detective

«Детективное агентство «Альтернатива» / The Alternative Detective»
«Между Сциллой и Харибдой / Draconian New York»
«Сома-блюз / Soma Blues»

Координаты чудес / Dimensions of Miracles

«Координаты чудес / Dimensions of Miracles»
«Новое путешествие в Координаты чудес / Dimension of Miracles Revisited («Координаты чудес: второе путешествие», «Второе путешествие в координаты чудес»)»

Город Мертвых / The City of the Dead

«Город мертвых / The City of the Dead»
«Всё по порядку / Weather Sirens»
«Персей / Perseus»

Романы:

«Корпорация «Бессмертие» / Immortality Inc. ("Time Killer, rev. Immortality Delivered")»
«Цивилизация статуса / The Status Civilization («Omega!», «Тоже цивилизация», «Статус-цивилизация»)»
«Хождение Джоэниса / The Journey of Joenes («Хождения Джоэниса», «Путешествие Джоэниса», «Путешествие в послезавтра» / «Journey Beyond Tomorrow»)»
«Обмен разумов / Mindswap»
«Агент Х, или Конец игры / The Game of X»
«Оптимальный вариант / Options (Выбор, Варианты выбора; Условия выживания)»
«Алхимический марьяж Элистера Кромптона / The Alchemical Marriage of Alastair Crompton (Четыре стихии; Алхимический марьяж Алистера Кромптона / Crompton Divided; The Humours)»
«Драмокл: Межгалактическая мыльная опера / Dramocles: An Intergalactic Soap Opera ("Дромоклес: Интергалактическая мыльная опера")»
«, герой Галактики, на планете закупоренных мозгов / Bill, the Galactic Hero on the Planet of Bottled Brains // Соавтор: Гарри Гаррисон»
«Кровавый урожай / Alien Harvest»
«The Laertian Gamble»
«A Call to Arms»
«Божий дом / Godshome»
«Великий гиньоль сюрреалистов / The Grand Guignol of the Surrealists»

Повести:

«Билет на планету Транай / A Ticket to Tranai»
«Четыре стихии / The Humors ("Join Now", под псевдонимом Finn O"Donnevan)»
«Человек за бортом / The Man in the Water»
«Поединок разумов / Meeting of the Minds»
«В стране чистых красок / In a Land of Clear Colors»
«Охотники каменных прерий / Carhunters of the Concrete Prairie»
«Лабиринт Минотавра / Minotaur Maze»
«Майрикс / Myryx»
«Жар чужих звезд / Alien Starswarm ("Пришелец - горячий, как звезды")»
«Машина Шехерезада / The Scheherezade Machine»
«Джордж и коробки / George and the Boxes»

Сборники:

«Где не ступала нога человека / Untouched by Human Hands»
«Гражданин в космосе / Citizen in Space»
«Паломничество на Землю / Pilgrimage to Earth»
«Идеи: Без ограничений / Notions: Unlimited ("Фантазия без границ")»
«Лавка бесконечности / Store of Infinity»
«Осколки пространства / Shards of Space»
«Ловушка для людей / The People Trap»
«Того же и вам - вдвойне / Can You Feel Anything When I Do This? ("The Same to You Doubled")»
«Робот, который был похож на меня / The Robot Who Looked Like Me»
«Так люди ЭТИМ занимаются? / Is THAT What People Do?»
«Машина Шехерезада: Шесть историй / The Scheherezade Machine»
«Uncanny Tales»
«Лавка старинных диковин»
«В тёмном-тёмном космосе»