Современен ли образ татьяны лариной. Характеристика Татьяны Лариной

20.10.2019 Праздничные

Образ Татьяны Лариной вобрал в себя все мечты автора о женском идеале. Татьяна осталась на веки любимой героиней великого поэта и прозаика. Впервые читатель встречает героиню в родительском поместье, за которым сердобольно следит мама сестёр Лариных. Отец Татьяны — «добрый малый», немного «отстающий» от современного бега времени. Жизнь в семье спокойная, однообразная, патриархальная.

С самых юных лет Татьяна резко отличалась от прочих деревенских ребятишек. Она не любила простых детских забав, напоминая «пугливую лань», которой хорошо в уединении. Девушка была воспитана на преданиях старенькой няни и любила коротать время за чтением книг. Атмосфера «старины» в родном поместье привила Татьяне веру в старинные обычаи, девичьи гадания, толкования снов. Повзрослев, Татьяна превратилась в мечтательную и задумчивую барышню. Не обладая «кричащей» красотой, она притягивает к себе людей богатым внутренним миром, естественностью и простодушностью.

Настало время для любви. Татьяна, словно жила в ожидании, когда на её горизонте возник Онегин — загадочный и неизвестный. И девушка полюбила. Пылко, тревожно и всею душой. Истерзанная волнительными муками, Татьяна решается на отчаянный шаг и пишет возлюбленному письмо с признанием. Настоящую исповедь и саму себя с ней вручает она в руки Евгения Онегина. Татьяна надеется на взаимность, но её избранник отвергает её. Ему оказались чужды столь искренние чувства и порывы.

Татьяна же, не переставая, любила Онегина. Даже когда он стал причиной гибели Ленского, жениха её сестры. И когда он уехал в длительное путешествие. Она посещала его пустующую усадьбу, пытаясь лучше понять человека, которого полюбила. Спустя два года читатель вновь встречается с Татьяной. Она замужем за знатным князем. От той неопытной и откровенной девушки не осталось и следа. «Новая» Татьяна повзрослела духовно, стала неприступна, но при этом не растеряла своей естественной простоты. Вращение в высшем свете и знатность нового положения совершенно не испортили её. Встреча с Онегиным, безусловно, всколыхнула в Татьяне бурю чувств. Но она не показала этого. Получив от него письмо с признанием, героиня льёт слёзы печали, но не удостаивает бывшего возлюбленного ответом. Оказавшись наедине с Онегиным, Татьяна не скрывает, что всё ещё любит его, но при этом намерена сохранить верность законному супругу. Обиды Татьяна на Евгения не держит, но никакого повода его надеждам не оставляет.

Цитаты

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна…

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.

И были детские проказы
Ей чужды: страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей…

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо…

Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь…

Татьяна Ларина - один из центральных персонажей поэмы Пушкина «Евгений Онегин» занимает важное место в данном произведении, ведь именно в её образе гениальный поэт сосредоточил все самые лучшие женские качества, которые он когда-либо встречал в своей жизни. Для него «Татьяна, милая Татьяна» сосредоточение идеальных представлений о том, какой должна быть настоящая русская женщина и одна из самых горячо любимых героинь, которой он сам признается в пылких чувствах «Я так люблю Татьяну милую мою».

Пушкин с большой нежностью и трепетом описывает свою героиню на протяжении всей поэмы. Он искренне сопереживает вместе с ней по поводу неразделенных чувств к Онегину и гордится как благородно и честно она поступает в финале, отвергнув его любовь ради долга перед нелюбимым, но данным ей Богом супругом.

Характеристика героини

Мы знакомимся с Татьяной Лариной в тихом деревенском поместье её родителей, где она родилась и выросла, её мама - хорошая жена и заботливая хозяйка, отдающая всю себя мужу и детям, папа - «добрый малый», немного застрявший в прошлом веке. Их старшая дочь предстает перед нами совсем маленькой девочкой, которая не смотря на юнный возраст обладает уникальными, незаурядными чертами характера: спокойствием, задумчивостью, молчаливостью и некоторой внешней отстранненостью, которые отличают её от всех прочих детей и в частности от её младшей сестры Ольги.

(Иллюстрация к роману "Евгений Онегин" художника Е.П. Самокиш-Судковская )

«Татьяна, русская душою» очень любит окружающую поместье родителей природу, тонко чувствует её красоту и испытывает настоящее наслаждение от единения с ней. Обширные просторы уединенной маленькой Родины милее и ближе её сердцу, чем «постылая жизнь» петербургского высшего света, которую она ни за что не хочет менять на то, что навсегда стало частичкой её души.

Воспитанная, как и Пушкин простой женщиной из народа, она с детства была влюблена в русские сказки, легенды и предания, была склонна к мистицизму, к таинственным и загадочным народным верованиям и старинным обрядам. Уже в более взрослом возрасте ей открывается увлекательный мир романов, которые она читала взахлеб, заставляя её переживать головокружительные приключения и различные жизненные перипетии с её героями. Татьяна - чувствительная и мечтательная девушка, живущая в своем уединенном мирке, окруженная мечтами и фантазиями, абсолютно чуждая окружающей её действительности.

(К. И. Рудакова, картина "Евгений Онегин. Встреча в саду" 1949 )

Тем не менее, встретив героя своих грез Онегина, показавшегося ей загадочной и оригинальной личностью, заметно выделяющейся из окружающей толпы, девушка отбросив робость и неуверенность пылко и искренне рассказывает ему о своей любви, написав трогательное и наивное письмо, полное возвышенной простоты и глубоких чувств. В этом поступке проявляется и её своенравность, и открытость, а также одухотворенность и поэтичность тонкой девичьей души.

Образ героини в произведении

Чистая душою, искренняя и наивная Татьяна влюбляется в Онегина, будучи совсем юной и проносит это чувство через всю жизнь. Написав это трогательное письмо к своему избраннику, она не боится осуждения и трепетно ожидает ответа. Пушкин нежно умиляется светлым чувствам своей героини и просит у читателей снисхождения для неё, ведь она так наивна и чиста, так проста и естественна, и как раз эти качества для автора поэмы, не раз обжигавшегося на костре своих чувств, играют в жизни очень важную роль.

Получив горький урок, который преподал ей Онегин, прочитавший ей тягостные нравоучения и отвергший её чувства из-за боязни потерять свободу и связать себя узами брака, она тяжело переживает свою неразделенную любовь. Но эта трагедия не озлобляет её, она навсегда сохранит в глубине души эти возвышенные светлые чувства к человеку, с которым никогда не будет вместе.

Встретив Онегина через несколько лет в Петербурге уже будучи блестящей великосветской дамой с чувствами и разумом закованными в непроницаемую броню светских приличий и глубоко в душе запрятанной любовью к нему, она не упивается свои торжеством, не желает отомстить ему или унизить. Внутренняя чистота и искренность её души, блеск которых ничуть не потускнел в грязи столичной жизни, не позволяют ей опускаться до пустых и фальшивых светских игр. Татьяна по-прежнему любит Онегина, но не может запятнать честь и репутацию престарелого мужа и поэтому отвергает его такую пылкую, но уже слишком запоздалую любовь.

Татьяна Ларина - человек высокой нравственной культуры с глубоко осознанным чувством собственного достоинства, её образ литературные критики называют «идеальным образом русской женщины», который Пушкин создал, чтобы воспеть благородство, верность и великую чистоту их незапятнанной грязью жизни русской души.

Татьяна в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — это поистине идеал женщины в глазах самого автора. Она честна и мудра, способна на горячее чувство и на благородство и преданность. Это один из самых высоких и поэтичных женских образов в русской литературе.

В начале романа Татьяна Ларина — романтичная и искренняя девушка, которая любит уединение и кажется чужой в своей семье:

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Конечно, в семье Лариных, где серьезные и глубокие переживания не в чести, Таню никто не понимал. Ее отец не в силах понять ее увлечения чтением, а мать сама ничего не читала, но слыхала о книгах от своей кузины и любила их заочно, на расстоянии.

Татьяна выросла и в самом деле как чужая Лариным. Не зря она пишет Онегину: «Никто меня не понимает». Она задумчива, много читает, отчасти любовные романы и сформировали ее представление о любви. Но реальная любовь далеко не всегда похожа на любовные истории из книг, и мужчины из романов крайне редко встречаются в жизни. Татьяна как будто бы живет в своем собственном воображаемом мире, ей чужды разговоры о моде, игры с сестрой и с подругами совершенно неинтересны ей:

Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех …

У Татьяны имеется собственное представление об идеальном мире, о любимом мужчине, который, безусловно, должен быть похож на героя из ее любимых романов. Поэтому и себя она воображает ему под стать героиней Руссо или Ричардсона:

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!

Встретив Онегина, наивная девушка увидела в нем своего героя, которого так долго ждала:

И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!

Татьяна влюбляется в Онегина с первых минут и не может думать ни о чём, кроме него:

Все полно им; все деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем.

Онегин в мыслях Татьяны имеет немного общего с реальным мужчиной: он представляется влюбленной девушке то ангелом, то демоном, то Грандисоном. Татьяна очарована Евгением, но она сама «нарисовала» себе его образ, во многом предвосхищая события и идеализируя своего возлюбленного:

Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.

Татьяна - романтичная и наивная девушка, не имеющая опыта в любовных делах. Она не из тех женщин, которые умеют флиртовать и кокетничать с мужчинами и к предмету своей любви она относится со всей серьезностью. В своем письме к Онегину она честно признается в своих чувствах к нему, что говорит не только об ее искренности, но и о неопытности. Она не умела лицемерить и скрывать свои чувства, не желала интриговать и обманывать, в строчках этого письма она обнажила свою душу, признаваясь Онегину в своей глубокой и верной любви:

Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…

Татьяна «вверяет» свою судьбу в руки Онегина, не представляя, что он за человек. Она слишком многого ждет от него, ее любовь слишком романтична, слишком возвышенна, образ Онегина, который она создала в своем воображении, мало соответствует реальности.

Тем не менее Татьяна достойно принимает отказ Онегина, она молча и внимательно выслушивает его, не взывая к его жалости и не умоляя об ответных чувствах. Татьяна говорит о своей любви только няне, никто из её семьи больше не знает о ее чувствах к Онегину. Своим поведением Татьяна вызывает уважение у читателей, она ведет себя сдержанно и порядочно, не держит зла на Онегина, не обвиняет его в безответных чувствах.

Убийство Ленского и отъезд Онегина глубоко ранят сердце девушки, но она не теряет себя. Во время долгих прогулок она доходит до поместья Онегина, посещает библиотеку опустевшего дома и наконец читает те книги, которые читал Евгений – конечно, не любовные романы. Татьяна начинает понимать того, кто навеки поселился в ее сердце: «Уж не пародия ли он?»

По требованию семьи Татьяна выходит замуж за «важного генерала», ведь без Онегина ей «все были жребии равны». Но совесть не позволяет ей стать плохой женой, и она старается соответствовать статусу мужа, тем более что еще любимый мужчина дал ей справедливый совет: «Учитесь властвовать собою». Именно такой, знаменитой светской львицей, неприступной княгиней, и видит ее по возвращении из своей добровольной ссылки Онегин.

Однако и теперь её образ в произведении остается образом прекрасной и достойной девушки, которая умеет хранить верность своему мужчине. В финале романа Татьяна открывается перед Онегиным с другой стороны: как сильная и величественная женщина, умеющая «властвовать собою», чему он сам учил ее в своё время. Теперь Татьяна не идет на поводу у своих чувств, она сдерживает свой пыл, оставаясь верной своему мужу.

Как объемный роман нравов и характеров, поэтому женские образы в нем — важнейшая составляющая. А образ Татьяны – относится не просто к сюжетообразующим, но и является «любимым» для самого автора.

В начале своего появления в романе Татьяна получает от Пушкина достаточно краткое, но меткое портретное описание. Поэт выводит её как бледную, задумчивую, мечтательную,

«боязливую как лесную лань».

В конце романа образ героини получает также краткую портретную характеристику, где она – предстает неторопливой, неговорливой, но и не холодной женщиной.

Образ Татьяны – характер, становление героини в романе

По словам самого Пушкина – это его эстетический и этический женский идеал, прекраснейший тип современницы автора. , в свою очередь, Онегина подчеркивает цельность и «беспримесность» ее характера.

Жизнь Лариной в деревне, воспитание Татьяны

Сестры Ларины – провинциальные девушки, живущие в помещичьей усадьбе родителей вдали от столичной суеты. Размеренный традиционный быт, близость к природе, к народной среде внесли свои «коррективы» в становление и формирование характеров Татьяны и Ольги. По описаниям Пушкина жизнь в такой провинции сохранила и черты прошлого века, и «преданий старины глубокой».

Занятием для молодых сестер, впрочем, как и для их матери, было чтение. Сентиментальные романы «заменяли им все». Через них и наша героиня постигала жизнь, чувства и мир.

Уделом всех таких барышень было романтическое девичество и замужество. Ничего более не было для них ни реальным, ни более желанным. Русская женщина так и жила, сменив тетрадь «чувствительных стишков» на хозяйский «чепец», выходила замуж, обзаводясь детьми.

Это ожидало и Татьяну, и Ольгу.

Однако Пушкин в противовес простодушной и легкомысленной младшей сестре подчеркивает скромность, моральность, чистоту, сердечность и искания тревожной мысли — у старшей.

Воспитание девушки «седой Филиппьевной», к тому же, привило ей глубокую душевную и эмоциональную связь со всем народным, самобытно русским, воспитав в девушке внутреннюю поэтичность, отзывчивость к природным, народным проявлениям.

Пушкин отмечает, что его Татьяна не блистала внешней красотой, как Ольга, не участвовала в детских играх, не увлекалась светскими сплетнями. Она, как будто была «чужой» в своей родной семье. Меж тем, все это как бы «несоответствие» тогдашним «стандартам» не помешало героине выделиться в глазах . «Столичный гость» при знакомстве тотчас отметил именно старшую Ларину, а не зарядную, но красивую Ольгу.

Любовь героини к Онегину

Когда Онегин «потревожил» этот провинциальный покой своим появлением в доме Лариных, пришла пора Татьяне влюбиться. И здесь девушка совершает то, что по тем временам было вовсе немыслимым для светского общества. Она объясняется молодому незнакомцу в любви.

Это поступок внутренне свободной личности, неординарной девушки, которая искренне и чисто доверилась , избежав пошлости и надменного кокетства.

Возникшее в её душе чувство она определила как главное, как смысл, ради которого можно принести в жертву жеманное «общественное мнение» и даже свою репутацию. Её дар Онегину был преисполнен такой чистоты, открытости и силы, что действительно не мог не вызвать в адресате благородного, хотя и холодного, убийственного для ее любви ответа. Но и отказ Онегина, и высокомерного отповедь героя, как дальше станет ясно, не выкорчевали из её души любовь. Она полюбила навсегда.

Долг и честь как качества Татьяны

Героиня выходит впоследствии замуж, беря на себя исполнение супружеского долга, и всецело посвящает себя мужу – как и было в русских традициях издавна.

Повторное появление Онегина, конечно, сильно встревожит героиню, оно обнаружит её страстную и прямую натуру. Татьяна признается, что любит.

Но! Ни моральное предательство мужниной чести, ни осквернение своей чистой любви, ни принятие лживости общественных нравов – это невозможно для Лариной. Интрижка в данном случае убила бы и любовь, и саму душу героини.

Став для Пушкина «милым идеалом», явив читателю уровень душевной отзывчивости, нравственной безупречности, внутренней цельности и красоту образ Татьяна стал и нашим верным другом и ориентиром для девушек и открыла большую галерею женских образов в отечественной литературе.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

«Евгений Онегин» - роман в стихах. Если не лучшее, то одно из самых лучших произведений великого русского классика. А.С. Пушкин впервые раскрывает Татьяны Лариной, являющийся для него идеалом, который он нежно, с любовью воспевает.

Считают, что прототипом героини была реальная женщина, которая уехала вслед за своим сосланным в Сибирь мужем.

Идеальный образ героини в романе «Евгений Онегин»

Пушкин называет свою героиню простым и в то же время очень распространенным именем — Татьяна. Характер у нее искренний, народный, природный, но ее тем не менее нельзя назвать простушкой. Искренность героини сочетается с необычайной глубиной ее души.

Она - большая любительница книг, воспитанная на них и рассказах своей няни, отличается от своего окружения. Татьяна не привыкла ласкаться с родителями и играть с другими детьми, как все ее сверстники. Она предстает перед читателями несколько отстраненной от всего общества девушкой. Для Пушкина это идеальный образ героини в романе «Евгений Онегин».

Она любит природу и живет по ее ритмам и законам, чувствуя свое единство с нею.
Общественное мнение не столь важно для девушки. Но она живет в мире идеалов, искренней душевности, высокой духовной нравственности и чистоты.

Ей по душе больше деревенская жизнь, близость к природе, которую она чувствует и любит. Потом, выйдя замуж, живя в Петербурге и ведя светскую жизнь, она будет с тоской вспоминать о той жизни, которая была у нее в любимой деревне.

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»: герои и их любовь

Пушкин описывает в своем романе два ярких образа главных героев. Это Татьяна Ларина, Евгений Онегин, которые противопоставляются друг другу и в то же время притягиваются. Чистая и искренняя душа девушки соприкасается с уже много повидавшим на своем веку и разочаровавшимся в жизни молодым человеком. Душевная опустошенность Онегина и до краев наполненная душа Лариной драматично раскрываются в романе.

Казалось бы, любовь должна творить чудеса, и обязательно сможет все изменить сильная и искренне влюбившаяся Татьяна. Евгений Онегин, однако, отвергает ее после признания и оставляет в полной растерянности. Была ли это любовь или страсть? Татьяна, будучи мечтательной девушкой, влюбилась не в реального человека, а в придуманный ею образ, который нарисовала в своих мечтах.

Молодой человек, привлекший ее своей отстраненностью и загадочностью, теми чертами, которые были присущи и ей самой, внутри тем не менее оказался не тем романтичным героем из ее грез и мечтаний. Он оказался пустым, разочарованным и даже развращенным светской столичной жизнью человеком. Но, несмотря на это, в нем глубинно жило дворянское благородство, и обманутой не стала Татьяна. Евгений Онегин уехал, оставив девушку в полнейшем смятении.

У него был шанс измениться и обрести душевность, которая когда-то была. Но это было слишком сложным и непонятным для него, и молодой человек или "молодой старик", как его иногда называли критики, решил просто удалиться и продолжать свой привычный образ жизни.

Много позже Татьяна Ларина, Евгений Онегин встретятся в Петербурге. И тогда огонь страсти будет сжигать уже не ее, а Онегина. Татьяна же, в свою очередь, став великосветской дамой, не утратит свою способность любить. Однако в этот раз уже она отвергнет Евгения — не для того, чтобы отомстить или последовать нормам, принятым в обществе.

Она его любит, несмотря ни на что, и не скрывает от него этого. Но она продолжает руководствоваться в жизни своими высокими духовными и нравственными началами и не может нарушить обет, данный предначертанному судьбою мужу. В то же время она понимает, что не движет Онегиным, а страсть и эгоистичное самолюбие. И как она может ответить иначе? Решиться на внебрачную связь? Поступив так, она не только осквернила бы свою любовь, но и предала себя, поступившись внутренними своими правилами жизни.

В.Г. Белинский о Татьяне


Идеальный образ героини в романе «Евгений Онегин» подробно описывал В.Г. Белинский, называя его образом истиной русской женщины, а роман — настоящей энциклопедией русской жизни.

Татьяна в его восприятии является глубокой и сильной женщиной, без страдальческих противоречий сложных душ, в которых порой они сами не в силах разобраться. Она является цельной, единой и чистой натурой. И не важно, кто она сегодня: светская дама или простая девушка из деревни. Где бы она ни находилась, ее не покидает высокая душевная целостность, и что бы с ней ни случалось и ни происходило, она руководствуется живущими внутри нее и ценностями.

Татьяна и Ольга

Татьяна — идеальный образ героини в романе «Евгений Онегин», является полной противоположностью своей сестры Ольги. Последняя — ветреная девушка с беспечным и недалеким нравом. Ее образ во всей полноте раскрывается в пренебрежительном отношении к полюбившему ее молодому человеку - Ленскому, который из-за ее легкомысленного поведения вызывает Онегина на дуэль и там погибает.
Татьяна не может душевно дружить со своей ветреной сестрой, ей необходимы глубина и осмысленность своих и чужих мыслей и поступков, чего Ольга ей дать не может.

Природный образ

Татьяна способна созерцать красоту, чувствовать гармонию, понимать язык природы и любить окружающий мир. Она любит встречать восход и думать о луне, гулять по полям и лугам, восхищаться прекрасными природными пейзажами, особенно зимой, и даже

Ее образ близок к языческому, когда люди жили в единстве с окружающим миром, с природой, не выделяя себя из нее и находя в природе все ответы на возникающие у них вопросы. Татьяна верит в суеверия, приметы, гадания и сны. И эта вера еще больше укрепляет ее связь с природой.

Социальный образ

Социальная жизнь девушку тяготит. Ее глубокое внутреннее естество противится фальши но она вынуждена смириться с нею и жить так, как ей приказала судьба. К концу романа наивная деревенская девушка научилась надевать на себя светскую холодную маску и ходить в ней, как и все люди вокруг. Но, несмотря на это, она не теряет свою сущность и душевные качества.

Полюбившиеся цитаты

Те, кто читал, учил и проходил в школе роман «Евгений Онегин», цитаты из него могут помнить всю жизнь. Благодаря прекрасному и легкому слогу великого русского поэта, стихи запоминаются быстро и надолго: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива...»

В романе «Евгений Онегин» цитаты, характеризующие образ Татьяны, ярко и просто рисующие русскую оставаясь в памяти молодых людей, помогают в постижении таинственной русской души и более глубинном понимании самих себя.