Анализ повести «Простодушный» - Сочинение любую на тему. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв Простодушный главные герои

21.10.2019 Прически

Граница ХVII-ХVIIІ столетий - время глубочайшего кризиса религиозного сознания и подъема демократической идеологии, которые вступили в злую борьбу. Это была эпоха контрастов - чрезмерного богатства и ужасной убогости, смелых и талантливых строительных мероприятий и истребительных войн, передовых научных гипотез и схоластической рутины, дерзкого вольнодумства и отчаянного религиозного фанатизма. Передовая идеология эпохи проявляла себя во всех сферах. Просветители отстаивали позицию развития передовой науки и культуры, их распространения в обществе; уже одно это предоставило их деятельности революционный характер. Деятели передовой идеологии - писатели , ученые, мыслители - не просто боролись со старым и реакционным, но и создавали, выдвигая немало смелых гипотез во всех областях - от чистой науки к прагматической, «прикладной» философии и политики.

Просветительское движение было распространенным среди вольнодумцев. Среди тогдашних «философов» были не только представители передовой интеллигенции, но и некоторые аристократы и отдельные деятели церкви. Просвещение было модным; «философы» стали теперь желаемыми гостями в столичных салонах, а светские дамы любили, чтобы художники изображали их на портретах с томами «Энциклопедии» на туалетном столике. В литературных и светских кругах заинтересованно обсуждали не изысканный каламбур и не галантно-авантюрный роман , а философский трактат или даже какую-нибудь работу по физике, астрономии, ботаники.

С просвещением заигрывали (например, Фридрих II и Екатерина II), но его и боялись. «Старый порядок» вел с ним отчаянную борьбу. Книги передовых писателей запрещались, конфисковалось, сжигались. Чрезмерно смелые издатели подвергались штрафам, тюремному заключению, теряли «королевские привилегии» на печатание книг. Однако крамольные произведения публиковались не только во Франции, где цензура была довольно строгая, но и в соседних Голландии и Швейцарии и контрабандно переправлялись через границу. «Опасные» произведения гуляли в списках, причем переписывались и рискованные дерзкие эпиграммы, и яркие антифеодальные и антиклерикальные памфлеты, и научные трактаты, которые пропагандировали передовые идеи.

Просвещение не было целостным. В нем существовали разные пласты и элементы прошлого; его эволюция проходила несколькими этапами. Первая половина века - начальный этап просветительского движения - была, естественно, еще эклектичной и осторожной, во многом разъединенной, в отличие от второго этапа, когда просвещение приобрело небывалый размах и широты, когда «религия, понимание природы, общество, государственный порядок - все было подвергнуто беспощадной критике», «все должно было стать перед судом ума и или оправдать свое существование, или отказаться от него».

Оставленное Вольтером творческое наследие - огромное. Оно включает, наверное, все жанры, которые были популярны в те времена. Вольтер как-то заметил, что «все жанры хорошие, кроме скучного», и эта крылатая фраза не случайно сказана именно им. Он был ведущим драматургом своего времени. Его сатирическая лирика и его едкие, иронические, насмешливые памфлеты - безусловно, лучшее из всего, что было создано в этой сфере в XVIII столетии. Увлекательная, остроумная, стилистически безупречная его философская, историческая, научная проза . Повести, новеллы, философские сказки Вольтера - знаменательная страница в истории французской прозы. Все черты большой прозы присущи и его письмам, то лирическим, то неудержимо веселым, то гневным, то саркастическим. А их Вольтер написал больше пятнадцати тысяч!

Он всегда писал легко, быстро и весело - и в моменты благодатных творческих уединений, в суете светской жизни, в привлекательной тишине своего рабочего кабинета, и в приемной Фридриха II, и в провинциальной таверне. На большинство событий общественной или литературной жизни Вольтер откликался то эпиграммой, то памфлетом, то повестью, то большим темпераментным письмом.

В этом, однако, не было ничего парадоксального. Вся жизнь Вольтера, особенности его темперамента, система взглядов, черты таланта сделали писателя символом передовой мысли своего времени. Вольтер на протяжении длинной жизни не обошел ни одного вопроса, который волновал бы всех. И вдобавок откликался он на все очень умело и своевременно. Его восприимчивость к чужим мыслям была удивительно замечательной, и он не столько пускал в обращение оригинальные собственные мысли, сколько синтезировал и популяризировал чужие идеи, точно замечая их потенциальные возможности. Запрятанную до времени свежесть и прогрессивность этих идей он, конечно, должен был не только ощутить и понять, но и воссоздать. В его трактовании они становились его идеями. Вольтер стал «проводником современной мысли» (Пушкин) потому, что передовые для своей эпохи идеи - научные, философские, политические,- которые он отыскал в полузабытых трактатах или специальных произведениях, он сумел пересказать ярко, доступно и остроумно.

Как метко заметил Пушкин, в вольтеровских произведениях «философия говорила общепонятным и шутливым языком». Если у Вольтера и не было таланта яркого, оригинального мыслителя, то блестящим писательским талантом он владел целиком. Философ, ученый, историк, политик, он был прежде всего писателем. Все творчество его выросло на границе передовой идеологии и литературного мастерства. Причем это слияние никогда у Вольтера не было искусственным, неорганическим. Для него было так же естественно вкладывать взрывные идеи в мимолетный светский каламбур, как и воплощать в захватывающую шутливую форму ученые соображения по сложным философским или научным вопросам.

В повестях Вольтера прежде всего отразились события, которые волновали тогда всю Европу,- несчастье Семилетней войны, лиссабонская катастрофа 1755 года, государственные перевороты и изменения династий, борьба с иезуитами и инспирированные клерикалами судебные процессы, научные экспедиции и открытия, интеллектуальная, литературная, художественная жизнь европейских стран. Отразились в вольтеровской прозе и те философские и политические проблемы, которые занимали писателя в эти годы и которые он стремился решить, прежде всего, в своих научных работах.

Действенная сторона повестей подчиняется идеологической. И в больших произведениях (например, «Кандид» или «Простак»), и в небольших миниатюрах в центр поставлено другое философское положение, которое лишь иллюстрируется сюжетом (недаром эти произведения Вольтера называют философскими повестями). Можно сказать, что «героями» этих произведений , при всем их разнообразии, наполненности всяческими событиями и персонажами, проявляются не обычные нам действующие лица с индивидуальными характерами, собственными судьбами, неповторимыми портретами и т.п., а та или иная политическая система, философская доктрина, кардинальный вопрос человеческого бытия.

Основные проблемы, которые интересуют Вольтера уже в первой группе философских повестей, созданных в конце 40-х годов, - это соотношение в мире добра и зла, их влияние на человеческую судьбу. Вольтер убежден, что жизнь человека является объединением мелких случаев: часто судьба делает крутые виражи, то затаптывает песчинку мироздания в грязь, то поднимает ее на недоступные, казалось бы, вершины. Поэтому наши суждения о том или ином событии, однозначная оценка их, как правило, поспешные и не всегда правильные. И ошибочными, безосновательными могут быть как необдуманные, быстро выданные на-гора оценки, так и любознательное прожектерство.

В этом убеждают герои ранних рассказов Вольтера - молодой повеса Мемнон, что решил «запланировать» свою жизнь и сразу вынужден нарушать собственные обязательства; работяга крючник, грязный, неотесанный и вдобавок хромой, что становится на короткий миг любовником обольстительной принцессы; и добродетельная Козисанкта, что переходит из одних объятий в другие, именно этим спасая своих близких. Простодушный скиф Бабук, выучив жизнь большой европейской столицы, не берется выносить ей приговор, понимая, что «если и не все в ней хорошо, то все переносимо».

Вольтер, как и другие просветители, не столько создавал, сколько разрушал, выворачивал наизнанку, ставил с ног на голову. С тонкой насмешкой или насмешливым хохотом он демонстрировал безосновательность или абсурдность обычных истин, установок, обычаев. События в его ранних новеллах проносятся вихрем, не давая героям возможности осмотреться и оценить обстановку. Впрочем, хочет сказать писатель , такая оценка ни к чему: одинаково она будет опровергнута новым поворотом сюжета, новой ловушкой, которые готовит судьба героям. Жизнь подвижная, непредвиденная. Ей не присущи стабильность, определенность, покой. Добро и зло в ней постоянно борются, тянут каждый в свою сторону, но сосуществуют. Их гармония, однако,- мысленная, равновесие - динамическое, шаткое, с постоянными потрясениями, взрывами. Если человек и может быть «кузнецом своего счастья» то судьба его, в сущности, не зависит ни от высших сил, ни от провидения. Вольтер хочет видеть мир таким, каким он есть, без украшений и драпирований, но и без апокалипсических предсказаний. Вольтер судит человеческое бытие, выходя не из церковных догм и предопределений, а с точки зрения ума и здравого смысла, ничего не принимая на веру и подвергая все критическому анализу.

Сочинение

Философская повесть - трудный и интересный жанр, интеллектуальная игра ума, Он объединяет в себе и эссе, и памфлет, а автор выдвигает идее или смеется над этими идеями и событиями. Франсуа-Мари Аруе, знаемый как Вольтер, использовал жанр философской повести для того, чтобы научить человечество, показать ему, что в нем плохое, и не безопасное. Пушкин называл его «умов и моды проводником». Андре Моруа называл шедеврами Вольтера его «Задига», «Кандида» и «Простака». Он говорил, что стиль Вольтера отвесный, а к персонажам нельзя относиться серьезно - «не успеешь даже поплакать…» Каждого своего читателя Вольтер заставляет задуматься: кто этот герой? Верит ли он в судьбу? Или в Бога? Или хорошая обрисованная автором страна? Или она справедливая? Все эти идеи характерные именно для эпохи Просвещения, когда заведомо вышли идеи, провозглашенные Французской революцией - идеи Свободы, Равенства, Братства, В повести «Простак» Вольтер дискутирует с теорией «естественного человека» Жана-Жака Руссо. «Когда читаешь ваше произведение, - писал он Руссо, - так и хочется стать рачки»,

Герой «Простака» - дикарь Гурон, дитя природы. Он оказался в цивилизованном мире. Мы видим этот «цивилизованный» мир глазами простого человека, он воспринимает простые вещи и простые взаимоотношения между людьми, ко всему относится буквально. Гурон не понимает, чему люди все запутывают и делают поступки, где нет здравого смысла. «Я израсходовал на свое образование пятьдесят лет, но в отношении здравого смысла мне будет тяжело справиться с этим полудиким ребенком»,- так думает учитель Гурона. В повести Вольтер это прибегает к сказочному или фантастическому сюжету. Герои повести такие же реальные, как и действительность, современная писателю. Обыватели проявляют незаурядное любопытство, слушая рассказа Гурона. Они докладывают много сил, чтобы окрестить новонайденного родственника. Именно здесь Вольтер вкладывает в уста действующих лиц повести полемику о церкви и веротерпимости. Мадемуазели, не понимает, почему он до сих пор не не католик, будто в мире существует лишь католическая вера. Ответ на это Вольтер вкладывает в уста Гурона, она есть новой для того времени идеей свободы вероисповедания: «Каждый в Англии имеет право жить так, как ему захочется».

Решив добровольно принять католическую веру, Гурон изучает духовные произведения и начинает делать соответствующие этому духовному учению поступки. Воспринимая довольно буквально все прочитанное в духовных текстах, он, кончив для верующего исповедь, требует такой же исповеди от монаха, а креститься старается в реке, выполняя тем самым букву католичества. Такие ситуации, в которых оказывается Гурон, выдуманные Вольтером для того, чтобы поговорить, насколько бессмысленными есть законы и правила в так называемых «цивилизованных» странах. Какими ничтожествами выглядят европейцы в свои желаниях объяснить дикарю сомнительные преимущества своей жизни. Когда Гурон узнает, что для того, чтобы вступить в брак с любимой женщиной, не достаточно их личных обетов, требуются еще свидетеля, нотариусы, соглашения и разрешения, он доходит вывода: «Наверное, бесчестные люди, если вам нужны таки предостережения…», - говорит он.

Герой Вольтера не понимает и конфессионных взаимоотношений католиков и гугенотов, и требует объяснить, почему «такой большой король, чья слава дошла даже те страны Гуронов, оставил себя без такого большого количества сердец, которые могли бы любить его, и такого большого Количества рук, которые могли бы служить ему?» Глупость этих расхождений сегодня есть еще реальнее, Вольтер делал ударение на этом три столетия назад. К сожалению, она есть актуальной и сегодня. Представители разных концессий настроенные враждебно один до одного и не могут объединить человечество. Из далекого столетия фернейский мудрец подсказывает нам, людям двадцать первого столетия, что не надо искать зло в цивилизации или культуре, в науке или в цене. Зло кроется в аморальном устройстве общества, в отсутствии моральных принципов у людей. Итак, возможно, ответа мы найдем у Вольтера, который в Простаке утверждал: «Чтение поднимает душу, а просвещенный друг приносит идею».

Повесть «Простодушный» - одно из известнейших философско-сатирических произведений великого Вольтера, крупнейшего философа-просветителя Франции 18 века. Впервые повесть была опубликована в 1767 году и вскоре, благодаря большому успеху, переведена на многие языки.

Вольтер, «Простодушный»: краткое содержание. Завязка

На дворе стоял июль 1689 года. Как-то вечером в Нижней Бретани по берегу моря прогуливались аббат де Керкабон и его сестра. Аббат предавался размышлениям о судьбе своего брата и его семьи, которые 20 лет назад отправились с этого берега на корабле в Канаду, и с тех пор от них не было никаких известий.

В этот самый момент в бухту входит судно, причаливает, и на берег высаживается молодой человек. Он облачен в индейскую одежду и представляется Простодушным - именно так прозвали его за честность и искренность друзья-англичане. Аббат приглашает его к себе переночевать.

Следующим днем юноша, желая отблагодарить гостеприимных хозяев, дарит талисман - несколько портретов неизвестных Простодушному людей, связанных шнурком. Среди этих изображений аббат узнает своего брата и его жену, пропавших в Канаде.

Простодушный рассказывает, что не знает своих родителей, а вырастили его индейцы. Де Керкабон и его сестра становятся для юноши дядей и тетей, с этих пор он живет вместе с ними.

Простодушный не знал своих родителей, и его воспитали индейцы гуроны. Обретя в лице приора и его сестры любящих дядю и тётушку, юноша поселяется в их доме.

Сент-Ив

Высоконравственного и идеального, с точки зрения морали, создает персонажа Вольтер («Простодушный»). Сюжет же произведения призван убедить читателя в том, что поведение главного героя должно стать эталонным для всех.

Итак, приор решает крестить Простодушного. Но для начала нужно было посвятить его в основы новой для него религии. Юноша читает Библию и постигает ее смысл благодаря отсутствию влияния просветительского общества. Простодушный проходит церковный обряд и влюбляется в свою крестную Сент-Ив. Они признаются друг другу в любви, и юноша делает девушке предложение. Но для начала нужно испросить разрешения родителей. Аббат же объясняет Простодушному, что жениться на крестной - грешно. Юноша отвечает, что об этом ни слова не говорилось в Библии, как и о многом другом, что принято в обществе и считается частью религиозных обрядов.

Законы общества

Обнажает несуразности своего времени Вольтер. Простодушный не может понять, почему живущий за множество миль папа римский должен решать, жениться ему на любимой или нет. Юноша считает, что сам должен решить свою судьбу. После этого он врывается к Сент-Ив и предлагает выйти за него замуж, так как он обещал, и вообще, это его право. Но окружающие начинают объяснять, что без закона, нотариусов и договоров наступит анархия.

Простодушный отвечает, что лишь бесчестные люди нуждаются в таких предостережениях. Но ему отвечают, что законы были выдуманы как раз просвещенными и честными людьми. И если человек считает себя честным, то он должен покорно подчиняться правилам, подавая пример другим.

Родные Сент-Ив решают отправить девушку в монастырь, а затем выдать за нелюбимого, но выгодного жениха. Узнав об этом, Простодушный приходит в ярость и отчаяние.

Вторжение англичан

Показывает столкновение общества, погрязшего в пороках, и естественного человека, выросшего вдали от цивилизации, Вольтер («Простодушный»). Краткое изложение помогает понять, насколько далеко общество от моральных и истинных ценностей.

Итак, Простодушный в унынии бродит по берегу. И тут он видит, как в панике отступает отряд французов. Выясняется, что эскадра англичан высадилась на берегу и готовится к атаке города. Простодушный присоединяется к сражению и наносит ранение адмиралу противника. Увидев его храбрость, воодушевляются и французские солдаты и одерживают победу. Город удается спасти, а Простодушный становится знаменитым.

В пылу сражения юноша хочет захватить монастырь и освободить возлюбленную. Но его отговаривают и советуют отправиться к королю в Версаль и попросить в награду позволения жениться. Никто после этого не сможет оспорить его право на брак.

Гонения протестантов

Продолжаются скитания главного героя повести «Простодушный» (Вольтер). Содержание глав рассказывает, как юноша отправляется в Версаль. Его путь пролегает через небольшой городок. Здесь живут протестанты, которые только что были лишены всех прав и принудительно обращены в католичество из-за отмены Нантского эдикта.

В слезах жители покидают родной город. Простодушный не может понять, почему король в угоду папе римскому отказывается от 600 тысяч преданных ему граждан и обрекает их на скитания и нищету. Юноша приходит к выводу, что виноваты во всем недостойные советники и иезуиты, которые окружают монарха. Иначе что еще могло заставить правителя потакать своему врагу папе римскому?

Простодушный клянется изгнанникам, что как только встретит короля, расскажет ему правду. Узнав истину, правитель непременно поможет своему народу. К несчастью, эти слова слышит переодетый иезуит, работающий осведомителем при отце Лашез, духовнике короля, который и является гонителем протестантов.

Версаль

Обнажает главные недостатки французской власти Вольтер. Простодушный прибывает в Версаль одновременно с доносом иезуита. Юноша, по своей наивности, думал, что сразу же, как приедет, сможет увидеться с королем, рассказать о своих подвигах и получить в качестве награды разрешение на брак с любимой, да еще и открыть глаза монарху на истинное ужасающее положение гугенотов.

С огромным трудом Простодушному удается добиться аудиенции только у простого придворного чиновника. Тот сообщает герою, что в его положении он может рассчитывать лишь на покупку чина лейтенанта. Юноша возмущается тем, что его еще и заставляют платить за то, чтобы он рисковал своей жизнью во славу короны. Герой бранит чиновника и обещает рассказать о его глупости королю. Из этого монолога придворный делает вывод, что его гость сумасшедший, поэтому не придает никакого значения этим словам.

Отец Лашез в этот же день получает два письма. Первое - от иезуита, а второе - от родственников Сент-Ив, которые называют Простодушного смутьяном и сумасбродом, который подбивал солдат сжечь монастырь и украсть девушку.

После этих известий солдаты получают приказ арестовать юношу. Ночью за героем приходят и, несмотря на яростное сопротивление, отправляют в Бастилию. Здесь он попадает в одну камеру с философом-янсенистом Гордоном.

Бастилия

В свое время чудом избежал заключения сам Вольтер. «Простодушный» («Простак» в других переводах) призван был показать и то, как легко честному человеку во Франции оказаться за решеткой.

Отец Гордон, добрейшей души человек, оказался в Бастилии без суда и следствия за то, что отказался признать неограниченную власть папы во Франции. Старец за свою долгую жизнь накопил много знаний, а юноша имел большой интерес ко всему новому. Беседы двух заключенных постепенно становятся все занимательнее и поучительнее. Но здравость ума и наивность Простодушного часто ставят философа в тупик.

Юноша читает различные исторические книги. Из этого он делает вывод, что человечество на протяжении всего своего существования непрерывно совершало только преступления. Но, прочитав Мальбранша, герой понимает, что все вокруг - только часть огромного механизма, душой которого является бог. Постепенно ум Простодушного укрепляется, он осваивает физику, математику, геометрию.

Познание истины

Очень большой резонанс в обществе имело произведение, что написал Вольтер. «Простодушный» - это в первую очередь критика монаршей власти, а за такое можно было легко лишиться головы в то время.

Рассуждения юного ученика приводят старого философа в ужас. Гордон смотрит на юношу и понимает, что всю свою жизнь лишь занимался укреплением предрассудков, а его наивный ученик, прислушиваясь к голосу природы, сумел подобраться к истине намного ближе. Свободный от иллюзорных представлений, Простодушный понял, что главнейшее право человека - свобода. Он говорит, что споры схоластов пусты и бесполезны. Бог есть все сущее, поэтому бессмысленны споры верующих. Гордон осознает, что его ученик прав, и приходит в уныние от осознания своих ошибок. В уста своего героя вложил собственные суждения о природе религии Вольтер («Простодушный»).

В то же время Сент-Ив решает отправиться на поиски своего возлюбленного и едет в Версаль.

Развязка

Сент-Ив сбегает из-под венца и направляется в резиденцию короля. Девушка в отчаянии пытается добиться встречи с различными высокопоставленными лицами, вскоре она выясняет, что ее любимый находится в Бастилии. Чиновник, которой рассказал это Сент-Ив, сожалеет о том, что не может делать добро на занимаемой им должности, иначе потеряет ее. Но он подсказывает, что помочь может министр де Сент-Пуанж. Девушка получает аудиенцию у того, но в обмен на освобождение Простодушного он хочет любви Сент-Ив. Знакомые подталкивают ее к этой жертве. И вот Сент-Ив была вынуждена пасть ради спасения любимого.

Простодушный получает освобождение. Но девушка мучается из-за своего падения и умирает от лихорадки. Узнав о смерти Сент-Ив, Пуанж раскаивается в содеянном.

Проходит время, которое все смягчает. Простодушный становится офицером и до самой смерти хранит память о любимой.

Вольтер, «Простодушный»: анализ

Отличительной чертой этого произведения является то, что философ не только высказал свое мнение относительно устройства государство и церкви, но и уделил большое внимание изображению чувств главных героев.

В этой повести Вольтер пытался отыскать равновесие между добром и злом и найти мерило этим явлениям. И им стала человеческая свобода, которую должен был обеспечить король. Свобода же людей в основном в то время нарушалась церковью, именно поэтому философ выступает с критикой в ее адрес.

В 1994 году был экранизирован «Простодушный» (Вольтер). Фильм снят совместно США, Россией и Францией. Однако у зрителей большой популярности он не получил.

Значительным явлением философской прозы Вольтера была повесть «Простодушный» (1767). Здесь автор сделал большой шаг вперед по пути сближения литературы с живой современностью: события развертываются во Франции, они освобождены от экзотического камуфляжа. Если в «Задиге» и в «Кандиде» Вольтер прибегал к маскировке объекта критики или переносил действие на Восток, то в «Простодушном» он открыто говорит о пороках французского общества. Повесть в связи с этим богато насыщена бытовыми, социальными подробностями, приближена к реальной жизни. Обличительный пафос «Простодушного» весьма силен.

Обличение идет в идеологической области. Вольтер судит феодальную Францию с позиций просветительского разума, с точки зрения человека, не испорченного цивилизацией. Характерная для философских повестей мысль о враждебности феодальных отношений человеческой личности ее естественным чувствам доведена в «Простодушном» до логического предела. Герои этого произведения не только страдают, как в «Задиге» и «Кандиде», они оказываются в трагических ситуациях, приводящих к гибели.

Повесть построена не на столкновении характеров. В центре ее конфликт индейца-гурона (француза по рождению) с непонятными враждебными ему обстоятельствами европейской жизни. Феодальн; действительность постепенно раскрывает перед ним свою бесчеловечную сущность. Простодушный, названный при крещении Геркулесе де Керкабон, попадает в комические положения из-за нарушения всякого рода общественных условностей. Он судит обо всем с точки зр ния «естественного права», не признавая никаких моральных ограничений (таково его нападение на Сент-Ив, вызванное желанием немедленно на ней жениться). Вольтер вначале добродушно подсмеивается над своим героем и в то же время иронизирует над Руссо, показывав к каким несообразностям может привести поведение «естественного человека», игнорирующего нравы цивилизованного общества.

Однако постепенно обстановка меняется. Простодушный все шире знакомится с феодальной Францией. Ни в чем не повинную Сент-Ив заточают в монастырь. Сам герой, отправившийся к королевском двору, попадает в Бастилию. Из комической фигуры он превращаете в трагическую. Вся вина Простодушного состояла лишь в высказав сочувствии гугенотам. Вольтер не только наносит удар по фанатизму католиков. В лице преподобного отца де ла Шез он развенчивает шпионаж иезуитов, рисует страшные картины самоуправства беззакония, царящие в придворных кругах.

Чтобы вызволить Простодушного из тюрьмы, Сент-Ив жертвует своей честью. Нравственное «падение» оказывает столь сильное воз действие на психику девушки, что она умирает от невыносимых переживаний. Сент-Ив всецело во власти нравственных представление своей среды. Она считает себя преступницей, не понимая принятого ею жертвенного решения. Прекрасная Сент-Ив - жертва не только произвола и нравственной распущенности, царящих при дворе, но и того морального ригоризма, который был распространен в буржуазном обществе. Упрекая себя за «малодушие», она «не осознавала, сколько добродетели было в том преступлении, за которое она себя корила».

Характерно, что чуждый моральных предрассудков Простодушный отнюдь не считает свою невесту виновной, ибо она решилась на свой шаг во имя любви.

Простодушный изменяется в процессе повествования. Однако изменения касаются не его характера (от начала до конца он остается одинаковым в морально-психологическом плане), а некоторых форм его сознания. Оно обогащается. В результате столкновения с обществом Простодушный становится все более просвещенным. Особенно много дали для его интеллектуального развития беседы с узником Бастилии - янсенистом Гордоном. Гурон не только быстро освоил все тонкости богословия, но подверг его разрушительной критике, причем с помощью самых простых логических приемов.

Вольтер и на этот раз подходит к оценке всех явлений действительности с точки зрения интересов личности. Его позиция особенно ясно выражена там, где Простодушный в своих рассуждениях касается исторического прошлого. «Он начал читать исторические книги; они опечалили его. Мир представлялся ему слишком уж злым и жалким. В самом деле, история - это не что иное, как картина преступлений и несчастий. Толпа людей, невинных и кротких, неизменно теряется в безвестности на обширной сцене. Действующими лицами оказываются лишь развратные честолюбцы».

И все же Вольтер в «Простодушном», как и в «Кандиде», воздерживается от радикальных выводов, которые могли бы следовать из той острой критики, которой он подверг современное ему общество. В повести нет и речи о необходимости переустройства социальных отношений. Вольтер в целом мирится с существующим строем. Его Простодушный становится превосходным офицеров королевской армии. К лучшему устраивается и судьба Гордона. Финал произведения выдержан в примирительных тонах. Правда, критицизм сохраняется в последней фразе о том, что на свете много порядочных людей, которые в отличие от Гордона могли бы сказать: «От несчастья нет никакого проку». Но тем не менее примирение с действительностью Гордона и Простодушного значительно ослабляет общее впечатление о радикализме авторских суждений.

В прозе, как в драматургии, Вольтер выступает прежде всего выразителем просветительских взглядов. Это во многом определяет не только идейное, но и эстетическое своеобразие его произведений. И положительные и отрицательные его персонажи рационалистически заданы, являются, как правило, олицетворением тех или иных идей. Нерестан, Магомет воплощают фанатизм, Заира, Сафир - гуманность, Брут - дух республиканизма. Аналогичное наблюдается и в философских повестях. Но герои здесь психологически более сложны, хотя и сохраняют преимущественную тенденцию к односторонности. Задиг, Кандид, Простодушный во всех испытаниях проявляют свою положительность. Изменяются лишь их представления о жизни. В отличие от них Панглосс и Мартэн - образы-маски с ярко выраженной доминантой, не поддающиеся воздействию социальных обстоятельств. Через все жизненные невзгоды они проносят в неизменном виде свою убежденность, определенный взгляд на мир.

Искусство еще не осознано Вольтером как специфическая форма объективного изображения жизни. Художественное творчество им рассматривается прежде всего как средство пропаганды определенных морально-политических истин. Оно выполняет главным образом утилитарные функции. Вольтер-драматург превращает положительных героев в рупоры своих собственных взглядов. Таков, например, Орос-ман, выражающий идеи, характерные не для султана средневекового деспотического государства, а для просветителя XVIII в.

Анализ повести «Простодушный»

Философская повесть «Простодушный» впервые увидела свет в 1767 году. В ней Вольтер обратился к проблеме закостенелости общественных моральных норм, существовавших в период процветания французского абсолютизма. Центральной фигурой, вступающей в конфликт с современностью, автор делает «естественного человека» Руссо – двадцатидвухлетнего юношу, француза по происхождению, но гурона по воспитанию.

Выросший среди диких канадских индейцев, главный персонаж повести носит говорящее имя – Простодушный. Так героя назвали в Англии за его чистосердечность и поступки, совершаемые на основе «естественного», а не выдуманного обществом, законодательного права. В первой половине повести художественный образ Простодушного носит ярко выраженный комический характер. Молодой человек, руководствующийся прямым восприятием мира, хочет креститься в реке, как это делали библейские персонажи из прочитанного им «Нового завета», мечтает о свадьбе со своей крёстной матерью, прелестной Сент-Ив, и ни в какую не желает понимать, почему он не может женится на девушке, которая согласна стать его женой. Вторая половина произведения делает Простодушного фигурой трагической. Приобщившийся в тюрьме к наукам и искусствам, молодой человек, не лишаясь своей природной доброты, начинает проникать в сущность окружающего его французского общества.

Несколько глав, описывающих развитие умственных способностей главного героя, придают повести черты романа воспитания. Быстрое и правильное восприятие Простодушным культурной и научной информации Вольтер напрямую связывает с его «дикарским воспитанием», оградившим персонажа от «предрассудков»: «Он видел вещи такими, каковы они есть, меж тем как мы видим их всю жизнь такими, какими они не бывают».

Философия жизни раскрывается французским просветителем, во многом, посредством категории иронии. Беззлобный юмор и жёсткая сатира идут рука об руку, делая философскую повесть ещё и комедийной. В то время как образ молодого гурона вызывает у читателя добродушную, понимающую улыбку, описание представителей общества Нижней Бретани воспринимается, в лучшем случае, анекдотически. Дядя Простодушного, аббат де Керкабон, описывается Вольтером как большой любитель почитать Рабле после погружения в труды блаженного Августина. Его сестра, 45-летняя старая дева, изображается женщиной, которую задевает невнимание к ней мужчин – в начале английских моряков, затем юного гурона. Высоко просвещённое французское общество показывается как шумное сборище людей, говорящих и перебивающих друг друга одновременно.

Единственный персонаж, над которым автор лишь слегка подтрунивает, - возлюбленная Простодушного, м-ль де Сент-Ив. В повести она выступает как лицо сюжетообразующее: любовь к ней гурона, его последующие приключения и её самоотверженный, трагический поступок становятся централью повествования, на которую нанизываются все остальные события. Грехопадение девушки позволяет автору показать истинное лицо французского благонравия: все придворные должности, все военные чины и награды покупаются в нём не ценой личной самоотверженности, а красотой и юностью жён.

Религиозно-политическая ситуация, сложившаяся во Франции к концу XVII века, раскрывается Вольтером через эпизод посещения Простодушным небольшого, практически обезлюдевшего городка Сомюр. Бегущие из него протестанты рассказывают герою о своих злоключениях и недальновидности политики Людовика XIV, решившего поддержать ненавидящего его Римского Папу, а не свой народ – пусть и другой веры.

Философская повесть «Простодушный» - прекрасный литературный образец эпохи Просвещения, развенчивающий заблуждения своего времени.

Имейте ввиду, что повесть «Простодушный» также известна под названием «Простак». Кроме того, обязательно прочитайте другие сочинения по Вольтеру.