Донателло художник работы. Донателло - итальянский скульптор эпохи возрождения

17.07.2019 Стрижки

Один из самых знаменитых скульпторов мирового искусства Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился в 1386 году во Флоренции. Мастер был настоящим гением гипсовой лепки, скульптуры в мраморе и бронзе, и считается одним из величайших художников итальянского ренессанса.

Из официальных источников довольно много известно о жизни и карьере Донателло, но совсем немного информации имеется о его характере и личности, а то, что известно, не может считаться полностью достоверным. Исходя из его биографии, Донателло никогда не женился, и был человеком, предпочитающим простоту и скромность в быту. Меценатам часто приходилось сталкиваться с трудностями в общении с великим скульптором, когда условия работы художников регулировались правилами гильдии. Донателло всегда требовал художественной свободы и отказывался подстраивать свои работы под общепринятые правила и стандарты.

Несмотря на близкое знакомство с рядом знаменитых гуманистов, художник не был культурным интеллектуалом. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Надписи на его произведениях являются одними из самых ранних примеров возрождения классической римской прописи. Донателло обладал более подробным и обширным знанием древней скульптуры, в сравнении с любым другим скульптором и художником того времени. Его работа была вдохновлена ​​древними визуальными примерами, которые он часто смело трансформировал. Хотя традиционно Донателло принято считать реалистом, более поздние исследования показывают, что нередко в своих работах мастер намеренно, подчеркивал самые неэстетичные стороны жизни.

Ранняя карьера

Донателло был сыном Никколо-ди-Бетто Барди, флорентийского шерстяного кардера. Доподлинно неизвестно, как он начал свою карьеру, но большинство историков уверяют, что будущий гений изучал техники работы с гипсовой лепниной и каменной резьбой у одного из скульпторов, работающих в соборе Флоренции (Дуомо) начиная с 1400 года. В период между 1404 и 1407 годами он стал учеником мастерской Лоренцо Гиберти, скульптора, работающего в основном с отливкой статуй из бронзы.

Одна из первых работ Донателло, в которой явно прослеживается умение работы с гипсом и мрамором, статуя Давида, демонстрирует сильное влияние Гиберти, который тогда был ведущим флорентийским экспонентом международной готики. Давид изначально создавался для главного флорентийского собора, но был перенесен в 1416 году в Палаццо Веккьо, мэрию, где он долгое время стоял как гражданско-патриотический символ. В XVI веке скульптуру Донателло затмил гигантский Давид Микеланджело, который служил той же цели.


Фото:

Другие ранние произведения Донателло - впечатляющая сидящая мраморная фигура святого Иоанна Богослова (1408-15), созданная для фасада собора Флоренции, и деревянное распятие (1406-08) в церкви Санта-Кроче, сохранили готические элементы, ставшие визитной карточкой мастера. Последний, согласно одному из популярных анекдотов, был сделан в дружеской конкуренции с Филиппо Брунеллески, скульптором и известным архитектором.

Полная мощь таланта и творческого потенциала Донателло впервые проявилась в двух мраморных статуях - Св. Марка и Св. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. В этих скульптурах , впервые после периода классической древности и в отличие от средневекового искусства, человеческое тело демонстрируется как функциональный организм, а личность человека излучает уверенность в собственной ценности.

Те же качества все чаще выходили на первый план в серии из пяти статуй пророков, над созданием которых Донателло работал начиная с 1416 года для ниш колокольни собора Дуомо. Внешность пророков, особенно характерные индивидуальные черты лица, вдохновленные древними романскими портретами, обладает исключительной выразительной силой и производит впечатление на каждого без исключения зрителя. Статуи настолько отличаются от традиционных изображений пророков Ветхого Завета, что к концу 15-го века их можно было ошибочно принять за портретные скульптуры.

Уникальная живописная тенденция в скульптуре и лепнине Донателло, во многом связана с техникой создания знаменитых рельефных панелей Гиберти, которые предназначались для северной двери баптистерия собора Дуомо. Мастеру удалось расширить видимую глубину сцены, смело округляя передние фигуры против более деликатно смоделированных элементов ландшафта и архитектуры. Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа, известный как schiacciato («сплющенный»). Отличительной особенностью этой технологии эксперты считают чрезвычайно мелкую резьбу и тонкую лепнину, которая создает поразительный эффект атмосферного пространства.

Донателло продолжал изучать и расширять возможности новой техники в своих мраморных барельефах, созданных в конце 1420-х и начале 1430-х годов. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. Его самой ранней бронзовой работой стала статуя Святого Луи из Тулузы в натуральную величину. Интересно, что долгое время ученые имели неблагоприятное мнение о Сент-Луисе, но позже ведущие искусствоведы стали считать скульптуру поистине уникальной, как технически, так и художественно. Одежда полностью скрывает тело фигуры, но Донателло успешно передал впечатление гармоничной органической структуры тела под драпировкой.


Фото:

Донателло поручили не только создание статуи, но и ниши и ее рамки. Ниша является самым ранним примером, демонстрирующим новый архитектурный стиль Ренессанса, существенно отличающийся от архитектуры Брунеллески, без остаточных готических форм. В своей работе Донателло активно сотрудничал с Микелоццо. Уход от стандартов Брунеллески привел к отчуждению между двумя старыми друзьями, которые так и не смогли восстановить отношения. Брунеллески даже сочинял эпиграммы против Донателло.

Многие ученые считают, что именно сотрудничество с Микелоццо легло в основу создания знаменитого бронзового Давида — первой крупномасштабной отдельно стоящей обнаженной статуи эпохи Возрождения. Хорошо сбалансированный и превосходно сложенный, он был задуман независимо от архитектурных установок. Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. Статуя, несомненно, была сделана для частного покровителя, но его личность до сих пор точно не установлена. Изначально скульптура занимала центр двора дворца Медичи во Флоренции во время свадьбы Лоренцо Великолепного в 1469 году. После изгнания Медичи в 1496 году статуя была помещена во двор Палаццо Веккьо, откуда далее переехала в Барджелло.

Независимо от того, был ли Давид заказан Медичи, Донателло работал для них с 1433 до 1443 года, создавая скульптурное украшение для старой церкви Медичи в Сан-Лоренцо. Его работа там заключалась в создании 10 больших барельефов из гипса и двух небольших бронзовых дверей.

Падуанский период

В 1443 году, когда Донателло собирался начать работу над двумя более амбициозными парами бронзовых дверей для собора Медичи, но его пригласили в Падую, заказав бронзовую конную статую знаменитого венецианского кондотьера Эразмо да Нарми, который умер незадолго до этого. На тот момент такой проект был беспрецедентным - действительно, скандальным, ведь бронзовые конные статуи до этого посвящались только величайшим Римским правителям.

Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. Донателло выполнил большую часть работы в период между 1447 и 1450 годами, но статуя не была поставлена ​​на пьедестал до 1453 года. Он изображает Гаттамелату в великолепных доспехах, в спокойной горделивой позе, максимально реалистично отражая достоинство всадника. Лицо наездника - идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Еще до того как скульптура была представлена общественности, король Неаполя хотел, чтобы Донателло сделал для него такую ​​же конную статую.


Фото:

В начале 1450-х годов Донателло работал над декорированием церкви Падуан в Сан-Антонио. Здесь скульптор создал великолепное выразительное бронзовое распятие и новый высокий алтарь, самый амбициозный в своем роде, не имеющий аналогов в Европе 15-го века. Его богато украшенный архитектурный каркас из мрамора и известняка дополнен семью бронзовыми статуями в натуральную величину, 21 бронзовыми барельефами разных размеров и большим известняковым рельефом, изображающим Христа.

Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Работа для алтаря Сан-Антонио не оплачивалась, а памятник Гаттамелате не был размещен до 1453 года, в связи с чем он вынужден был отказаться от работы вспомогательных скульпторов и каменщиков, используемых в этих проектах. Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». В 1456 году флорентийский врач Джованни Челлини в своей учетной записи отметил, что он успешно лечил мастера от длительной болезни.

Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами - деревянная статуя Св. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции. Обе работы показывают новое понимание реальности автора, на фоне тяжелого психоэмоционального состояния. Ранее мощные и хорошо сложенные тела Донателло стали иссохшими, а лица выражали сильное эмоциональное напряжение внутри. Когда статуя Марии Магдалины была повреждена во время наводнения 1966 года во Флоренции, реставрационные работы показали оригинальную окрашенную поверхность, в том числе реалистичные оттенки плоти и золотые блики на волосах святой.

Поздний флорентийский период

Во время отсутствия Донателло во Флоренции возникло новое поколение скульпторов, преуспевших в чувственном и реалистичном изображении мраморных поверхностей. Таким образом, деревянные фигуры Донателло стали настоящим шоком для избалованных флорентинцев. Многие проекты после этого были приостановлены, а предложения отозваны.

В последние годы жизни Донателло занимался проектированием двух бронзовых кафедр для Сан-Лоренцо. В это время скульптор снова пребывал на службе у его старых покровителей Медичи. Именно в процессе работы над этим заказом мастер умер. Декорирование стен лепными рельефами, показывающими страсть Христа - работа огромной духовной глубины и сложности. При этом некоторые элементы барельефов остались незавершенными и были доделаны другими художниками уже после смерти Донателло.

Сегодня работы Донателло признаны настоящими шедеврами мирового художественного искусства и занимают важнейшее место среди экспонатов самых богатых музейных коллекций и архитектурных комплексов.

Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi, ок. 1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) — итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.

Донателло. Скульптура в Уффици

Донателло родился во Флоренции или близ неё между 1382 и 1387 г.г. в семье чесальщика шерсти, учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, изображающий Благовещение.

Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него можно выделить два стиля: реалистический и классический.

К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Это исхудалая старуха с длинными волосами. То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне — быть может, просто копии с антиков.

Но лучшие работы — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о мраморной статуе св. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, во Флоренции. Несколько статуй вырублено Донателло для фасада флорентийского собора; между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.

В 1444г. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Она стоит теперь перед церковью Св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.

Художник остался в Падуе до 1456. и произвёл там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Антония. Самые замечательные из них — бронз. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом.

Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434, изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в Opera
Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло.

Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их законченности.

Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица.

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции. Донателло — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб». То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни.

Донателло исполнил также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Equestrian Statue of Gattamelata

Конный памятник кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата

Bust of Niccolo da Uzzano

Miracle of the Ass (detail)

Funeral Monument to John XXIII (detail)

Agony in the Garden

Tomb of Giovanni Crivelli (detail)

Herod"s Banquet

Madonna and Child between St Francis and St Anthony

Panel of the door with the Apostles

Miracle of the Ass

Miracle of the New-born Child (detail)

Musician Angels

Pulpit (on the left)

Annunciation

St Cosmas and St Damian

St John the Baptist

St Mary Magdalen (detail

Judith and Holofernes (detail)

Resurrection of Druisana

St Cosmas and St Damian

St George (detail)

St George and the Dragon

St John the Evangelist

Old Sacristy

Полностью

Донателло (Донатело ди Никколо ди Бетто Барди ок. 1386 - 13 декабря 1466, Флоренция) - итальянский скульптор эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.

Обучение Донателло получил в мастерской Л. Гиберти. Огромное влияние на его творчество оказала проторенессансная школа А. Пизано.

Он работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни. Рассказывали, что бескорыстный Донателло вешал кошелек с деньгами около двери своей мастерской, и его друзья и ученики брали из кошелька столько, сколько им было нужно.

К ранним работам относятся статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы. Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов. Особенно известен "Святой Георгий" - юноша-воин со щитом в руке. У него сосредоточенный, глубокий взгляд; он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, грубоватые, даже уродливые, но живые и естественные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум - цельные и духовно богатые натуры. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел.

В 1430 г. Донателло создал "Давида" - первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Библейский пастух, победитель великана Голиафа,- один из излюбленных образов Ренессанса. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига.

Поездка в Рим вместе с Брунеллески расширила художественные возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и приёмами, в которых сказалось влияние античности. В творчестве мастера наступил новый период. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти - нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков, иногда крылатых, изображённых в движении. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв.

Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, родине глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского. Для городского собора, посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил в 1446-1450 г огромный скульптурный алтарь со множеством статуй и рельефов. Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по обеим сторонам которой располагалось шесть статуй святых. В конце XVI в. алтарь был разобран. До наших дней сохранилась только его часть, и сейчас трудно себе представить, как он выглядел первоначально.

Четыре дошедших до нас алтарных рельефа, изображающие чудесные деяния Святого Антония, позволяют оценить необычные приёмы, использованные мастером. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа. Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной жизненной обстановке. Фоном им служат огромные городские постройки и аркады. Благодаря передаче перспективы возникает впечатление глубины пространства, как в живописных произведениях.

Донателло выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находившегося на службе у Венецианской республики. Это один из первых ренессансных конных монументов. Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой на римский манер головой, которая является великолепным образцом портретного искусства. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Монумент поставлен параллельно фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов.

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции - барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.

Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе, выполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб». То же самое и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, - в барельефах двух кафедр церкви св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни.

Донателло создал также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.

В последние проведённые во Флоренции годы Донателло переживал душевный кризис, его образы становились всё более драматичными. Он создал сложную и выразительную группу "Юдифь и Олоферн"; статую "Мария Магдалина" в виде дряхлой старухи, измождённой отшельницы в звериной шкуре; трагические по настроению рельефы для церкви Сан-Лоренцо, завершённые уже его учениками.

Донателло умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Святой Марк

Св. Иоанн Креститель

Юдифь и Олоферн

Скульптор Донато ди Никколо ди Бетто Барди, прозванный Донателло, родился во Флоренции в 1386 году. Он рано потерял отца, который был, видимо, человеком зажиточным, растяжчик шерсти по профессии.

Донателло – крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения . С его именем, как с именем Мазаччо в живописи и Брунеллески в архитектуре, связан период расцвета реалистической скульптуры флорентийского кватроченто (XV века). Он работал в мраморе, бронзе, дереве, камне, терракоте; был автором конного памятника, реалистического портрета, надгробий, круглой скульптуры, рельефов.

Мой Пушкинский. Печать Донателло

О годах учения Донателло нет достоверных сведений. Возможно, что свой трудовой путь он начал в качестве подмастерья у известного флорентийского скульптора Лоренцо Гиберти .

В первой половине XV века Флоренция – «итальянские Афины», крупный промышленный и культурный центр страны – интенсивно отстраивалась и украшалась.

За короткий период было завершено строительство знаменитого собора Санта Мариа дель Фьоре. Это здание, заложенное на грани XIII – XIV веков, увенчал куполом друг Донателло – Филиппе Брунеллески. Первые работы Донателло были связаны с отделкой собора.

Автор «Святого Георгия» становится любимым скульптором Флоренции; правитель Козимо Медичи оказывает ему неизменное покровительство. Однако, достигнув славы, Донателло продолжал вести скромный образ жизни; его часто видели на улицах города в кожаном фартуке и грубых деревянных башмаках, громко стучавших о каменную мостовую. «Он был, – пишет Вазари, – человеком чрезвычайно щедрым, ласковым и приветливым и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда он не придавал никакой цены деньгам и держал их в корзинке, подвешенной веревкой к потолку, откуда каждый из его учеников и друзей мог черпать по мере надобности, не говоря ему об этом ничего».

В период между 1416 и 1436 годами Донателло работал над четырьмя статуями пророков для кампаниле Джотто (ныне в музее Флорентийского собора), дав в этих образах реалистические портреты своих современников. Особую популярность завоевала статуя пророка Аввакума. Флорентийцы нашли в ней сходство с одним из своих сограждан Джованни Керикини, прозванным за лысую голову Цукконе, что значит тыква. Сам Донателло высоко ценил «Цукконе» и зачастую даже клялся его именем, а в период работы над статуей в творческом порыве обращался к нему, как к живому: «Говори же, говори, чтоб ты лопнул!»

В 1431 году Донателло вместе с Брунеллески отправился в Рим, где изучал, обмеривал, зарисовывал античные памятники. Глубокое познание искусства древних поставило перед флорентийским скульптором ряд проблем, которые он разрешил в своих работах, созданных по возвращении домой на протяжении 1432 – 1443 годов.

Первой из них была проблема изображения обнаженной фигуры в монументальной пластике – проблема, разрешенная искусством древности, но преданная забвению средневековьем. В этом смысле бронзовый «Давид», исполненный Донателло по заказу Козимо Медичи, явился откровением.

В основу произведения положено сказание Ветхого завета о юноше-пастухе Давиде , убившем в единоборстве воина вражеского племени, великана Голиафа. Донателло представил Давида в момент апофеоза: он стоит погруженный в раздумье, опустив правую руку с мечом, захваченным у врага, попирая его голову ногою. Лицо Давида в рамке длинных волос, прикрытое полями пастушеской шапки, почти не видно из-за легкого наклона головы. Внимание привлекает прекрасно моделированное обнаженное тело – угловатое сухощавое тело подростка. Фигура тщательно обработана со всех сторон, т. е. рассчитана на круговой обзор (статуя первоначально стояла в одном из внутренних двориков палаццо Медичи, ныне – в Национальном музее Флоренции).

Донателло. Давид, 1430-е

Это было новшеством, так как средневековые статуи были тесно связаны со стеною, подчинены архитектуре; современники Донателло хотя и «оторвали» статую от стены, но не разрешили полностью проблему круглой скульптуры. Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть торса ложится на правую, прямо и крепко стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры («хиазис» – греч.), известный скульпторам древности, был возрожден Донателло и использован им еще ранее в статуях пророков.

Античностью навеяны и другие работы этого периода: «Благовещение» (церковь Санта Кроче, Флоренция), соборная кафедра для певчих (музей Флорентийского собора), бронзовый амур – Атис (Национальный музей, Флоренция) и портрет Никколо да Уццано (1432. Национальный музей, Флоренция).

Донателло был одним из первых скульпторов-портретистов эпохи Возрождения. Портрет Уццано, общественно-политического деятеля Флоренции первой половины XV века, выдержан в традициях древнеримского портрета: погрудный обрез, римская тога, обнаженная шея и главное – острая передача индивидуальных особенностей лица, раскрывающих духовный мир модели. Бюст выполнен в раскрашенной терракоте, что придает ему своеобразную выразительность.

Обращение Донателло к жанру портрета весьма показательно: эпоха Возрождения приносит интерес к человеческой личности. «Человек – великое чудо...», – писал флорентийский гуманист Пико делла Мирандола . Донателло не только утверждает в искусстве образ своего современника, но и героизирует его.

В 1443 году Донателло отправился в Падую, где пробыл десять лет. Около бокового фасада падуанского собора – Базилики дель Санто, в том месте, где площадь пересекает улицу, лицом к городу, спиною к собору, стоит «Гаттамелата» – конный памятник кондотьеру Эразмо Нарни – творение Донателло, поставившее его в один ряд с величайшими монументалистами всех времен.

Донателло. Кондотьер Гаттамелата, 1447-1450

«Гаттамелата» (ит. – «пестрая кошка», прозвище Эразмо Нарни) – первый конный памятник эпохи Возрождения – создан в 1443 – 1453 годах. Естественно, что в поисках образца для своего монумента скульптор обращался к традициям прошлого, но нашел его не в чуждых духу Возрождения произведениях средневековой пластики, а в искусстве античности. Во время путешествия в Рим он видел памятник римскому императору Марку Аврелию – единственную уцелевшую конную статую из тех, что во множестве украшали когда-то древний город.

Творение флорентийца в общих чертах напоминает античный монумент. Но трактовка образа у Донателло глубже и полнокровнее. Образ человека, профессия которого – война, передан с большой реалистической силой. Старый полководец, облаченный в доспехи, с непокрытой головою, уверенно сидит на тяжелом, неторопливо выступающем коне. В руках он держит жезл. Лицо статуи портретно – значительное, суровое лицо воина, состарившегося в битвах, равнодушного к опасностям и страданиям людей.

В эти же годы для Базилики дель Санто Донателло оформил алтарь, украсив его статуями и рельефами. Алтарь в целом не сохранился, но бронзовые рельефы и сейчас являются лучшим украшением собора, богатого произведениями искусства.

Когда в 1453 году Донателло вернулся в родной город, ему шел шестьдесят восьмой год. Он продолжал интенсивно работать. Из поздних вещей наиболее известны «Магдалина» и «Юдифь». Около 1455 года Донателло отлил в бронзе группу, которая изображала библейскую , отрубающую голову Олоферну. Казалось бы, идея подвига, вдохновлявшая мастера прежде, и теперь должна была вдохнуть жизнь в его произведение. Но этого не получилось – в нем нет ни ясности, ни гармонии, присущих ранее созданным вещам.

Донателло. Юдифь и Олоферн, 1455-1460

Первоначально «Юдифь» украшала фонтан во дворе дворца Медичи . После изгнания рода Медичи из Флоренции, в 1494 г., группа была поставлена у входа в палаццо Веккио, но в 1504 г. уступила место «Давиду» Микеланджело; затем ее перенесли в Лоджию деи Ланци. Сейчас она находится перед палаццо Веккио.

Деревянная статуя Магдалины с 1500 года находится во флорентийском Баптистерии: из темноты стенной ниши, подобно страшному видению, выступает фигура изможденной, беззубой старухи с пустым взглядом и спутанными космами длинных волос. Трудно поверить, что этот трагический образ старости, неумолимо разрушающей и тело и душу, создан автором «Георгия» и «Давида».

Последние годы жизни Донателло – время заката героической поры флорентийского кватроченто. Во второй половине XV века правители Флоренции Медичи стремятся подражать вкусам и быту аристократии. Не героика, а утонченность, изысканность, изящество – вот что требовалось от искусства. Это направление, характерное для позднего флорентийского кватроченто, выражало творчество художников так называемого медичейского круга.

Донателло умер 13 декабря 1466 года. Крупнейший скульптор Италии домикеланджеловского периода, он оставил много учеников и предопределил основную реалистическую линию развития итальянской пластики эпохи Возрождения.