Эссе на тему что такое подвиг. Что такое подвиг, и каким он бывает? Как вы понимаете значение слова подвиг

21.10.2019 Стрижки

Когда мы слышим о героическом поступке, самопожертвовании, то часто задаемся вопросом о том, как бы поступили в данной ситуации сами. И часто для обозначения ситуации, из ряда вон выходящей, и поведении отдельного человека в ее условиях используется слово «подвиг». А что же это такое?

подвиг?

В словаре этим словом обозначают героический поступок, совершить который можно, лишь проявив самоотверженность, смелость, поборов свой страх и переступив через себя. Порой причиной для подвига является любовь - к детям, представителю противоположной стати, к родине, к людям вообще.

В разные эпохи под подвигом подразумевали разные действия. К примеру, античный герой Геракл уничтожал разных чудищ, совершал самые невероятные действия. Но разве сейчас можно назвать подвигом очищение конюшни, кражу пояса у царицы амазонок или в райском саду? Тем более, что совершал он эти поступки только по приказу своего царя. Но, конечно, он подвергался опасности, спасал жизнь людям. Без сверхчеловеческих способностей, огромной силы сделать это он не смог бы. Поэтому на вопрос о том, что такое подвиг, можно смело утверждать, что не совсем обычного человека.

Герои бывают разными

Если в героями становились исключительно по праву рождения (как правило, это были люди с божественным происхождением), то в современном обществе им может стать каждый человек. Экстраординарное поведение, вызванное следованием высшей цели, присуще всем. Но только что можно считать такой целью, ради которой не жалко и жизнь отдать? В любой культуре, во все века таковой считалось спасение человеческой жизни. Особенно если опасность нависла над более слабым - ребенком, калекой, пожилым человеком.

Но также подвиги различаются в зависимости от внешних обстоятельств. Ведь если человек переступает через себя, чтобы спасти большое количество других людей - то это, несомненно, подвиг. Если во время войны боец пытается со своей смертью унести жизни как можно большего числа врагов, то это также подвиг, но иного характера.

Подвиг народа: какой он?

Если с подвигом отдельного человека все понятно, то что стоит понимать под героизмом целого народа? Если в нескольких словах, то это массовое явление в экстраординарной ситуации, чаще всего во время военных действий. К примеру, взять Великую Отечественную войну, когда представители разных народов думали не только о себе и своих родных, но и о мирных жителях, которые защищали тылы. Несомненно, в годы сражения за свою свободу, независимость нации, герои были не только на поле боя. Простой народ (женщины, старики, дети) снабжали армию продовольствием, лечили и укрывали раненых, прятали гонимых от вражеской армии, брали на себя бытовые заботы, поддерживали морально бойцов. И благодаря этому они сумели одержать великую победу в нелегкой войне. Поэтому на вопрос о том, что такое подвиг, трудно дать ответ однозначный. Случаи бывают разные.

Подвиги современности

Что можно сегодня считать героизмом, когда на Земле в большей степени царит мир, а кровопролитные войны, к счастью, остались в истории? Даже в наше время имеют место великие подвиги. Сотрудники МЧС каждый день, выполняя свои профессиональные обязанности, спасают человеческие жизни. Сколько историй можно услышать о том, как сосед, друг или просто прохожий вынес из пылающего дома ребенка на руках? А разве не герой водитель КамАЗа, который сознательно свернул с моста, чтобы избежать столкновения со школьным автобусом?

Так что такое подвиг, Однозначно можно ответить, что им не рождаются, а становятся. Но психология героизма на сегодня окончательно не изучена. Ведь никто не сможет воссоздать в лабораторных условиях ситуацию, когда имеет место реальная угроза жизни человека. Но все же, героизм бывает физическим (когда риску подвержены жизнь или здоровье человека), моральным (когда человек идет вразрез с общепринятыми нормами и правилами) и витальным (когда человек преодолевает собственные фобии, недостатки, зависимости).

В сочинении имеются отсылки к рассказу Б. Кремнева «Бетховен».

Вариант 1

Подвиг, как я понимаю его, — это героический посту-пок, совершённый в трудных условиях. Подвиг требует большой самоотдачи, силы воли, бесстрашия.

Бетховен, известный композитор, оказался в невыноси-мых условиях, когда начал терять слух. Болезнь угнетала его, но он не сдавался, пытался избавиться от гула в ушах самостоятельно, обращался к различным врачам: он не мог отступить! Его спасла музыка, но дело не только в ней. Композитор упорно работал, и недугу не удалось сломить его. Бетховен, как «мужественный борец», продолжал писать. Результатом работы стала его знаменитая Вторая симфония — символ настоящего подвига, победы над болезнью и самим собой.

Действительно, подвиг — это поступок героя, удел само-отверженных людей!

Вариант 2

Подвиг — это удивительный, полный самоотдачи посту-пок человека. Результатом подвига может быть спасённая жизнь, важное открытие, выдающееся достижение.

В рассказе Б. Кремнева подвигом называется создание Бетховеном его Второй симфонии. Композитору пришлось пережить много тяжёлых минут из-за усиливающейся глу-хоты, он избегал людей, мучительно страдал. Однако это не сломило его дух, и Бетховен смог выиграть тяжелейшую схватку с болезнью и создать одно из своих самых светлых произведений.

Подвигом я считаю и работу Микеланджело Буонаротти, итальянского скульптора и художника, который, лёжа на спине, расписал плафон Сикстинской капеллы площадью в шестьсот квадратных метров. Это был титанический труд в течение четырёх лет!

Вариант 3

Я считаю, что подвиг — это важное дело, совершённое в труднейших условиях. Он иногда требует от человека ог-ромных усилий, душевных и физических.

С автором текста сложно не согласиться. Несмотря на страх потерять слух и профессию, композитор ухватился за возможность писать музыку. Он победил отчая-ние, сохранил уверенность в своих силах, пока-зав себя борцом, творящим во имя людей, и соз-дал прекрасное произведение.

Также примером подобного подвига может служить судьба лётчика Алексея Маресьева. Лишившись обеих ног, он впоследствии сумел вновь сесть за штурвал самолёта. Си-ла воли и самовоспитание помогли ему жить полноценной жизнью.

Подвиги, я уверен, совершают мужественные люди.

Вариант 4

Подвиг — это героический поступок, когда человек, пре-одолевая себя, совершает почти невозможное. Когда говорят о подвиге, сразу вспоминаются герои Великой Отечествен-ной войны. Это они, проявляя героизм, отвоевали мир на земле. Но самоотверженные поступки совершаются не толь-ко на полях сражений.

Доказательства этой мысли можно найти в тексте Б. Кремнева. Когда Бетховен понял, что его болезнь неизле-чима, он «вступил в схватку с судьбой». Музыка, ради ко-торой жил композитор, стала спасением для него.

Бетховен отвоевал у болезни такие высоты, о каких не-возможно и помыслить: он создал величайшее творение — Вторую симфонию. И в ней нет «ни одной мрач-ной нотки, ни единого намёка на боль и страдание». Это и есть настоящий подвиг!

Такие люди, как Бетховен, способные бросить вызов трудностям и мужественно преодолеть их, заслуживают уважения и восхищения.

Вариант 5

Подвиг — это такой поступок, когда человек, преодоле-вая свои возможности, совершает невозможное. Конечно, на этом пути могут быть и минуты сомнений, но важен лишь результат.

Бетховен, ощутив потерю слуха, вначале надеялся, что «всё пройдёт само собой», но, когда узнал, что «болезнь не-излечима», не опустил руки. Жизнь его превратилась в борьбу с болезнью, а музыка в этом поединке стала его со-юзником.

И композитор вышел победителем в схватке с недугом. Более того, в этот период он пишет «одно из самых радостных и светлых творений» — Вторую симфо-нию. Погружённый в пучину несчастья, Бетховен совершил почти невозможное: создал гимн радости и счастья.

Я думаю, что мужественное преодоление своих болезней и слабостей — это самый настоящий подвиг.

Вариант 6 Материал с сайта

Подвиг — это поступок, совершённый на пределе челове-ческих возможностей. Подвиг, я думаю, немыслим без му-жества, без преодоления себя.

Нетрудно представить, какое отчаяние испытывал Бет-ховен, когда понял, что глохнет, ведь музыка для него была смыслом всей жизни. Мысли о самоубийстве не раз прихо-дили ему в голову, но композитор вступил в «схватку с судьбой». Это были самые тяжёлые месяцы в его жизни.

И в это ужасное для него время композитор создаёт му-зыку, в которой возникает он, Бетховен, не сломленный и подавленный, а спокойный и мужественный борец. Вершиной же его жизненного подвига стано-вится Вторая симфония — гимн счастью. Да, композитору потребовалось немало мужества, чтобы в такое трагическое для него время рассказывать людям музыкой о счастье и радости.

Музыкант немыслим без слуха. Поэтому я считаю, что творчество Бетховена явилось величайшим подвигом его та-ланта, чувства и воли.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Не редкость. Ребенок должен понимать, каким образом нужно выполнять такую работу, чтобы получить хорошую отметку. Сочинение «Что такое подви?г» с легкостью дастся детям разных возрастов. Ведь каждый знает, что собой представляют героические поступки.

Как правильно писать сочинение?

Вне зависимости от того, насколько развиты творческие способности, следует придерживаться единых правил, слагая сочинение на тему «Подвиг». Признаки сочинения-рассуждения:

  • Оно должно иметь четкую структуру.
  • Также в сочинении следует расставить акценты на главном.
  • Лучше всего писать сочинение на тему «Подвиг», исходя из реальных событий. Но если ничего путного в голову не приходит, можно описать сюжет фильма или же пофантазировать.
  • А самое главное, чтобы описание героического поступка было написано своими словами, а не под диктовку. В любом случае учитель знает, на что горазд каждый из учеников.

Все эти параметры следует учитывать, когда ребенку задали написать сочинение.

План для сочинения «Что такое подвиг?»

Чтобы мальчику или девочке было проще написать сочинение, следует совместно составить план будущего произведения. Некоторые расписывают план в деталях, другие же пользуются стандартным вариантом, таким как:

  1. Вступительная часть. Здесь следует кратко описать, что означает понятие «Подвиг». Также можно изложить собственные мысли о том, кого можно считать настоящим героем и какие поступки следует расценивать, как подвиг.
  2. Основная часть должна донести до читателя какой-то конкретный поступок, который ученик считает подвигом. В этом отрезке сочинения можно в деталях описать событие и действия того, кто достоин звания героя, это - основа сочинения-рассуждения "Что такое подвиг".
  3. Завершение. В последней главе сочинения надо подвести итоги, внести ясность и провести черту под вышеуказанным. Следует рассказать, почему так важно совершать подвиги. Какие люди чаще всего становятся героями и по каким причинам.

Такой план поможет ученику любого класса написать сочинение на тему «Подвиг» и заслужить похвалу от преподавателя. Главное - четко и последовательно изложить собственные мысли.

Короткое сочинение на тему «Подвиг» для учеников 1-3 классов

Детям, которые учатся в первом, втором или третьем классах, сложно написать длинное и развернутое произведение. Поэтому мини-сочинение «Что такое подвиг?» - это лучшее решение для самых маленьких школьников. За пример можно взять такую идею:

"Совершать подвиги не очень просто. Нужно быть настоящим человеком, чтобы помогать другим. Не обязательно творить что-то необычное, иногда достаточно просто подать руку нуждающемуся, чтобы стать героем.

Я знаю много ситуаций, в которых люди поступили мужественно. Но особенно мне запомнился момент, который связан с моим папой. У нас на даче у кошки появились котята. Один котенок залез на дерево, а когда пришло время спускаться, ему стало страшно и он начал жалобно мяукать. Мой папа, как настоящий герой, решил спасти зверюшку. Он пошел в погреб и вынес оттуда лестницу. Но высоты ступенек не хватило, чтобы дотянуться до малыша. Тогда папа, переборов собственный страх, вылез на дерево и достал несчастное животное.

Я считаю, что папа в этой ситуации поступил как настоящий герой и совершил подвиг. Поэтому, когда я вырасту, очень хочу стать похожим на папу, стать таким же решительным и смелым. Думаю, что очень важно совершать подвиги - они делают из обычного человека настоящего героя."

Сочинение-рассуждение «Что такое подвиг?» подобного содержания подойдет для учеников младших классов. Такое изложение мыслей будет оценено педагогом наивысшим баллом.

Краткое рассуждение «Что такое подвиг?» для учеников 4-10 классов

Старшие школьники, которые учатся в средней школе, также порой предпочитают коротко рассказать о главном. Даже в сочинении «Что такое подвиг?» на несколько строчек вполне можно в полной мере изложить главную мысль. Старшеклассники и ученики средней школы могут написать следующее сочинение:

"Можно долго рассказывать о том, кто такой герой и что такое подвиги. Я буду краток и скажу, что считаю героями тех, кто ставит чужие интересы выше своих.

В моей жизни была ситуация, когда я с мамой шла домой пешком. По пути мы увидели, как на дорогу вышла пожилая женщина, пренебрегая правилами дорожного движения. Как потом оказалось, эта женщина плохо видела и слышала, и стоящий напротив стенд с рекламой приняла за светофор. Мама стала кричать, чтобы она остановилась, потом догнала пожилую женщину и перевела ее через дорогу в положенном месте. Благодаря маме женщина успешно перешла дорогу и подарила нам амулет, который теперь стал воспоминанием о мамином героизме.

Многие могли бы пройти мимо, увидев такую ситуацию. Но те, кто достоин звания людей с большой буквы «Л», никогда не упустят момент помочь тем, кто в этом нуждается."

Такое сочинение вполне подойдет для детей средней и старшей школы. Самое главное, что в рассуждении присутствуют эмоции и реальные события. А такие сочинения нравятся педагогам.

Развернутое сочинение на тему «Что такое подвиг?» для 1-3 классов

Если ребенок имеет творческие способности и в силах рассказать длинную историю, то можно предложить чаду написать развернутое сочинение на тему «Подвиги». Например, рассказ может быть таким:

"Подвиги бывают разные. Некоторые считают подвигом помощь нуждающимся, а другие считают, что подвиг - это риск собственной жизнью ради кого-то. В моем же понимании героем можно назвать человека, который сам счастлив и всеми силами ищет возможность сделать счастливым еще кого-то.

В моей жизни была такая ситуация. Моя тетя Ира и ее дочка Альбина очень хотели завести себе собаку, чтобы она охраняла их дачу. Долгие раздумья о том, какой породы четвероногого друга завести, не дали никакого результата. В этот же момент тетя Ира случайно увидела объявление о том, что в питомнике страдают без хозяев несчастные животные. Моя тетя, не раздумывая, отправилась в питомник за пушистым другом. Эти верные глаза, которые так и просили о приюте, она заметила сразу же. Дружка (так тетя Ира назвала собаку), невзирая на то, что это была овчарка, смешанная с дворнягой, моя родственница полюбила всей душой. Дружок очень благодарен за то, что он попал в любящие и заботливые руки. Это заметно по его поведению и верности.

Казалось бы, ничего особенного сестра моей мамы не сделала. А если подумать, то она совершила настоящий подвиг. Практически бездомная собака обрела хороших хозяев, и теперь Дружок чувствует себя нужным и значимым. Следует чаще делать добро, ничего не ожидая взамен."

Такое сочинение, написанное учеником младших классов, будет по достоинству оценено педагогом.

Развернутое сочинение про подвиг для учеников 4-10 классов

В средней и старшей школе также можно написать как краткое сочинение, так и развернутое. Детальное изложение мыслей на тему «Что такое подвиг?» может быть следующим:

"Подвиги - это очень важный момент в жизни каждого человека. Конечно, можно говорить о всемирно известных подвигах, например, Геракла, но это не обязательно. Ведь даже самый маленький поступок, совершенный человеком, может быть достоин похвалы и признания.

Я хочу рассказать про одну ситуацию, в которой мой друг повел себя, как настоящий герой. В один из светлых, но прохладных выходных, когда зима уже ушла, но ее следы все еще не покинули улиц, мы вышли прогуляться возле озера. Вся поверхность водоема была покрыта льдом, на первый взгляд казалось, достаточно толстым. Тут мне что-то взбрело в голову, и я решил проверить, насколько прочный лед. К сожалению, поверхность не выдержала моих сорока килограмм, и я с головой погрузился в ледяной водоем. Мой товарищ Юра тут же снял куртку и бросился меня спасать. К счастью, глубина озера была маленькой, поэтому уже через пару минут мы были на берегу. Промокшие и замерзшие, но убедившиеся в крепкой дружбе, мы побрели домой.

С тех пор я называю Юру героем, ведь он совершил подвиг. Не щадя себя и позабыв о холоде, мой друг бросился спасать меня. И не важно, что там было мелко, и я бы с горем пополам выбралась. Важна сама суть, мой друг не бросил в беде, а также показал, насколько героичным он может быть. Я бы тоже так поступил. Ведь герой - это тот человек, который готов пожертвовать собой ради других."

Такой рассказ в полной мере раскрывает тему о том, что в жизни всегда есть место подвигу. Не обязательно осознанно искать ситуации, в которых можно проявить себя. Разные моменты встречаются в жизни, и именно они описывают сущность человека. Преподавателю, без сомнений, понравится такое изложение мыслей.

Что такое подвиг? Услышав такой вопрос, сразу и не находишь, что ответить. Ведь в современном мире понятие подвига довольно «растяжимо». Попробуем разобраться, какие поступки можно зачислить к подвигам.

Что такое подвиг?

Подвигом считают доблестный героический поступок, который был совершен безвозмездно, исходя из внутренних побуждений, на благо определенного человека или группы людей. Эти побуждения настолько сильны, что заглушают чувство страха, боли, опасности.
К подвигам относят самопожертвенность по отношению к более слабым. Поскольку самым ценным является человеческая жизнь, то все поступки, направленные на ее спасение, несмотря на тяжесть последствий для себя, можно назвать подвигом.

Подвиги древности

В древние времена, подвиги совершали такие герои как Спартак, Геракл, Одиссей, Персей и др. Этих персонажей наделяли божественно силой, а героями становились, не исходя из действий и поступков, а по праву рождения (их мать или отец причислялся к Богам). Поэтому подвиги были не совсем реальными:

  • уничтожение чудовищ (Гидра, Критский человек-бык);
  • очищение конюшен царя Авгия;
  • одоление Циклопа;
  • добыча Золотого Руна.


Подвиг народа – что это значит?

Подвигом народа называют поступки людей, направленные на достижении общей цели. Ярким примером подвига народа, следует назвать Великую Отечественную Войну, когда:

  • солдаты по собственному желанию шли на передовую, понимая, что назад они уже не вернутся;
  • дети ходили в разведку, и рискуя жизнью, собирали данные о врагах;
  • люди рискуя жизнью, укрывали в своих домах партизанов и раненых;
  • отдавали солдатам последний хлеб, оставляя свою семью голодной.

Общая идея победы над фашистами сплотила разные национальности и толкала людей на самопожертвование во имя мира на их земле.


Что такое современный подвиг?

Герои нашего времени – кто они такие? Сегодня подвиг может совершить каждый. Для звания героя не нужно родителей Богов или военных действий. Работники МЧС ежедневно совершают подвиги, спасая простых людей от пожаров и прочих чрезвычайных ситуаций. Простые люди, проходя мимо тонущего человека, несчастных попавших в аварию, горящего дома останавливаются, и совершая акт самопожертвования, не думая о последствиях, пытаются помочь незнакомым людям. Современными героями можно назвать:

  • матерей, которые имея своих пятерых детей, берут из детских домов чужих детей и даже детей инвалидов, окружаю их бескорыстной любовью;
  • водителя, который пытаясь избежать столкновения со школьным автобусом, пожертвовал своей жизнью, свернул в сторону отбойника;
  • человека, доставшего из ранее незакрытого люка ребенка, который просидел там сутки;
  • больного раком, который не сдается и заставляет других бороться с этим недугом, тем самым спасая их жизни;
  • подростка, вынесшего на руках из соседнего горящего дома ребенка.

Таких примеров подвигов тысячи и совершаются они не за вознаграждение, а из-за внутренних порывов, появляющихся при определенных обстоятельствах.


Героями не рождаются, героями становятся. Подвиги совершаются “автоматически”, особенно если под угрозой жизнь более слабого человека: ребенка, инвалида или пенсионера.

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”. Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. То, что Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап – настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин “Уроки французского”. На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в “замеряшки” на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов “Домой”. Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов “Песчаная учительница”. Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники – от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Главный герой произведения – простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.