Гитара и ее жизнь проектная работа. Научно-исследовательская работа

20.10.2019 Стрижки

Ряд основополагающих документов в области национального развития, культуры и образования, социальной и молодежной политики, таких как: «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 –2017 годы», «Стратегия развития воспитания в Российской федерации до 2025 года», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» подчеркивается необходимость формирования условий максимально возможной самореализации человека в социально значимых видах деятельности и признается приоритетная роль культуры в развитии и самореализации личности. Особое распространение в России гитарное музицирование получило с конца 50-х гг. XX в., вместе с развитием молодежного туристического досуга и появлением клубов авторской песни. До сих пор данный вид любительской музыкальной деятельности остается актуальным и занимает ведущие позиции в досуговой сфере.

Стремление к самореализации личности в процессе творческой деятельности предполагает развитие субъектности, осознание человеком своего места в макросреде общественных отношений в целом и творческой среде музыкального коллектива в частности, расширения и обогащения его социального опыта . Именно эта идея и легла в основу педагогического проекта развития социального опыта подростков, обучающихся в гитарной студии «Надежда» МБУДО ДДТ «Кировский».

Почему подростки? Современный подросток строит свои миры и страны, осваивает свои знания в своём образовательном пространстве, из компетентностей выбирает три базовых: компьютер, иностранный язык, вождение автомобиля…, а ещё, как показал проведенный мной опрос – гитара.

Гитара и игра на ней, исполнение песен, публичные выступления на сцене, дружеские посиделки с гитарой по кругу – удовлетворяют все группы доминирующих интересов подростка.

Для современного подростка важна наглядность и культуросообразность, индивидуализация вкупе с виртуальными способами фасилитации социализации, вариативность и открытость. Что можно предложить такому подростку? Какое воспитательное средство способно расширить и обогатить социальный опыт современных подростков с одной стороны, а с другой – отвечает возрастным потребностям современных подростков, является для них привлекательным и значимым? Конечно же, гитара.

Почему гитара? Гитара – один из самых популярных и распространенных музыкальных инструментов, умеющие играть на гитаре, приобретают дополнительную возможность, раскрывать, объяснять многие ситуации, которые имеют для человека личностный смысл.

Почему социальный опыт? В воспитательных организациях социальное воспитание реализуется в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессах: организации социального опыта воспитуемых, их образования и оказания им индивидуальной помощи. Нисколько не умоляя двух других составляющих социального воспитания, мы в своей деятельности больший акцент делаем на развитии и обогащении социального опыта подростков – участников гитарной студии «Надежда». Организация социального опыта индивидуального опыта обучающихся осуществляется через:

– организацию быта и жизнедеятельности коллектива воспитанников;

– организацию взаимодействия, а также обучения ему;

– стимулирование самодеятельности участников студии.

Социальный опыт – это единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.

Таким образом, гитарное музицирование, исполнение песен под гитару, на наш взгляд решает не только задачи формирования музыкальной культуры, правильной постановки руки, знания аккордов и умения их исполнять, конечно, и это тоже, но не только. Ключевая идея проекта «Гитара +» заключается в том, что помимо тех результатов, что представлены в образовательной программе гитарной студии «Надежда», эта деятельность расширяет, развивает, обогащает, наполняет иным смыслом и ценностью имеющийся социальный опыт подростков. Именно этой воспитательной составляющей и посвящен мой проект.

Целью проекта является создание условий для обогащения социального опыта подростков, развития их субъектной позиции и формирования ценностных ориентаций в процессе деятельности гитарной студии «Надежда».

В основу всей программы студии игры на гитаре «Надежда» заложено воспитание думающего и чувствующего человека. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям, он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано ее отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно появляется желание его реализовать.

Программа студии предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным наследием прошлого и творчеством современных авторов-исполнителей (бардов); освоение средств, форм и методов творческого выражения; освоение основ гитарного аккомпанемента.

Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях. Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата. Второе – развитие потребности подростков в выражении своих чувств, мыслей и настроений через собственное сочинение поэтическо-музыкального произведения или оригинальное исполнение произведений других авторов .

Занятия в студии оказывают не только содействие в обучении игре на гитаре и вокалу, они воспитывают художественный вкус и этику поведения детей не только на сцене, но и в жизни.

Таким образом, педагогический проект развития социального опыта подростков «Гитара+» является дополнением к образовательной общеразвивающей программе гитарной студии «Надежда» и расширяет воспитательный компонент программы за счет сделанного акцента на обогащение социального опыта подростков и формирования их субъектной позиции.

Реализация проекта осуществляется за счет расширения традиционных для программы гитарной студии «Надежда» приемов и направлений работы за счет таких форм и авторских педагогических «находок», которые в большей мере ориентированы на организацию взаимодействия, общения, самореализации и самоутверждения каждого из членов студии, что в конечном итоге обогащает их социальный опыт и активизирует субъектную позицию каждого.

В основе реализации проекта лежат следующие подходы:

– базовые положения деятельностного подхода к структуре познавательных действий человека и формированию личности;

– гуманистическая система психолого-педагогических воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу развития и проявление всех способностей;

– личностно ориентированный подход в педагогике, определяющий сущность обучения и воспитания как процесс индивидуального саморазвития, способствующего самореализации личности;

– культуросообразный педагогический подход теории воспитания, представляющий человека как уникальный мир культуры, а формирование личности через взаимодействие с системой культурных ценностей;

– положения концепции экзистенциализма, акцентирующие внимание на уникальности, свободе и ответственности личности .

Реализация этих подходов в гитарной студии «Надежда» осуществляется за счет расширения традиционных направлений, приемов и форм работы авторскими педагогическими находками:

Я использую такие формы работы, которые ориентированы на создание общности увлечённых единомышленников и стимулирование активности участников студии. Это открытые гитарные встречи членов объединения, тематические бардовские вечера, вечера при свечах, праздничные капустники, музыкальные дни рождения членов студии, совместное музицирование, субботние кино походы, посещения концертов, а также встречи с Новосибирскими авторами-исполнителями.

Применяются формы работы, направленные на создание позитивного имиджа и установление связи с общественностью, посредством СМИ (студия записывает аудио и видеоматериалы, создаёт картотеку сайтов, а также ведёт 2 группы в «контакте»).

Также создается мобильная система самоуправления, способствующая проявлению инициативы и самостоятельности (это межвозрастное музыкальное наставничество, коллективное освоение музыкального материала и коллективное принятие, и обсуждение авторских песен).

Я активно использую формы работы, направленные на популяризацию и широкое распространение гитарного музицирования, продвижение творческого продукта, любительского объединения гитарного творчества (это открытая сцена, как возможность каждому заявить себя и сделать авторский концерт; квартирники, как неформальные тусовочные выступления, концертная деятельность для различных категорий зрительской аудитории и широкая исполнительская практика). Студийцы ведут не только бурную концертную деятельность, но и являются лауреатами многих районных, городских, областных, региональных, всероссийских и международных конкурсов.

Направленность выступлений: бардовская песня, авторская песня, военно-патриотическая песня, эстрадная песня. Но особое трепетное отношение у студийцев вызывают песни военно-патриотической направленности. Студия игры на гитаре «Надежда» выступала почти во всех ДК города, в филармонии, в консерватории, в школьных актовых залах и городских кафе, в краеведческом музее и музее оружия, на монументе славы и в высшем военно-командном институте, на городке аттракционов и в развлекательных центрах.

Результаты реализации проекта, к которым мы отнесли имеющиеся воспитательные эффекты деятельности гитарной студии «Надежда» и результаты-последействия, отложенные во времени и проявляющиеся в изменении субъектной позиции её участников.

Воспитательные эффекты. Под ними мы понимаем дополнительные, незапланированные результаты, результаты со знаком плюс к образовательной общеразвивающей программе гитарной студии «Надежда», те результаты, которые удалось получить благодаря реализации проекта «Гитара+», связанных в первую очередь с расширением социального опыта подростков. Это, прежде всего:

– развитие опыта публичности подростков через гастроли, авторские выступления;

– получение опыта успешности через реализацию себя не только в студии, но и за её пределами;

– активизация опыта создания, отстаивания, презентации своей позиции через создание авторских песни;

– проживание опыт преемственности. В студии всегда занималось чуть больше сотни учащихся, но в течении учебного года их становится только больше;

– формирование опыта творческого межвозрастного общения;

– развитие опыта ценностного отношения к гитарному музицированию, проявляющееся в выборе песен для исполнения;

– актуализация опыта личностной коммуникабельности: самый зажатый и стеснительный ребёнок, занимаясь в студии, становится более общительным и активным.

Результаты-последействия, понимаемые нами как пролонгированные последствия обучения в гитарной студии «Надежда», которые повлияли на профессиональное и личностное самоопределение его участников:

– профессиональное самоопределение и поступление в музыкальные образовательные учреждения;

– образ жизни, все ребята – выпускники студии «Надежда» уже не представляют своей жизни без гитары;

– возвращение в студию в качестве гостей, наставников и авторов новых песен.

Список литературы

1. Толочкова Е.В. Организационно-педагогические условия самореализации личности в процессе любительского гитарного музицирования. Автореф… дис. канд. пед. наук. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2013. – 7 с.

2. Черногоров С.С. Рабочая программа дополнительного образования «Аккорд» [Электронный ресурс]. –

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 с.Толбазы

Мой друг - гитара

Руководитель: Кириллова З.И.

с.Толбазы – 2012г.

«Музыка несёт в ce бe нечто вечное и универсальное: она побуждает в нас желание петь и танцевать, затрагивая в душе особые струны. От Бетховена до Битлз, от Баха до Блюза, великие певцы, музыканты и дирижёры дарят нам гармонию мелодий и ритмов. Даже после того, как, прозвучала

последняя нота, в нас продолжает жить волнующее чувство».

(Билли Холлидей)

1. Гитарное искусство как культурная ценность.

Замечательные русские традиции самостоятельного музицирования в наше время уступили натиску видео и аудио индустрии. Человеческие ценности подменяют культом денег. Даже взрослому человеку трудно разобраться в современных так называемых «культурных ценностях». Сверхгромкие завывающие звуки электрогитар и лихорадочное стаккато ударника заставляют вибрировать нервы и полностью отключают мышление, превращая своих слушателей в воющих чудовищ. Но что способно заменить человеческую радость собственного участия, проявления своих талантов, живого общения с музыкой? Музыкальное искусство, обладающее особенно большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому музыка может играть огромную роль в воспитании подрастающего поколения.

Занятия в гитарном кружке - это, прежде всего, интеллектуальная работа, в результате которой мы приобретаем знания, практические навыки, наши способности активно развиваются, поскольку интеллектуальные богатства добываются по собственной инициативе. На мой взгляд, умеющие играть на гитаре приобретают дополнительную возможность раскрыть, объяснить многие ситуации,

которые имеют для молодых людей личностный смысл.

Объект исследования: область музыки.

Предмет исследования: обучение игре на музыкальном инструменте гитара.

Цель: научиться играть на гитаре.

Задачи:

-Приобрести музыкальный инструмент.

-Записаться в кружок обучения игре на гитаре.

-Получить знания об истории гитары.

-Изучить методическую литературу

-Получить индивидуальные консультации у своего руководителя

-Познакомиться с биографией некоторых известных гитаристов.

ГИПОЗА: я научусь играть на гитаре, смогу принимать участие в
различных концертах, круг моих друзей расширится.

Проблема:

Выбор и правильное приобретение инструмента

Недостаточное количество времени для занятий

Возникновение различного вида трудностей при игре.

2 .Почему я решил научиться играть на гитаре?

Мой друг умеет играть на гитаре. Когда я приходил к нему в гости,
то просил, чтобы он мне сыграл Я садился рядом с ним и слушал. В моей душе
что-то менялось, хотелось самому сесть за инструмент и тоже играть. Также мне
очень нравится звучание гитары. Звук у гитары какой - то особенный, не такой как у других струнных инструментов. Я считаю, что гитара один из популярных
музыкальных инструментов, и я для себя твёрдо решил, что через некоторое время научусь играть на ней.

3.Посещение гитарного кружка.

Однажды я попросил учителя музыки Бондаренко Валерия Александровича помочь мне научиться играть на гитаре. Мои родители полностью поддержали меня. Затем мы с руководителем выбрали время для занятий. Так я стал посещать кружок гитары.

Прежде всего, на занятиях я познакомился с устройством музыкального инструмента. Я узнал, что гитара состоит из таких основных частей, как дека, гриф, головка, на которой находятся колки для регулировки тональности. Затем мы перешли к игре на гитаре. Первое упражнение, которое я пытался самостоятельно разучить была мелодия детской песенки «В траве сидел кузнечик», которая играется на одной струне. Даже такое простое упражнение получалось не сразу, пришлось приложить некоторые усилия. Далее мы приступили к изучению основ нотной грамоты - аккордовой сетки. Аккордовая сетка - это схематическое изображение аккорда на бумаге. Я познакомился с тем, как правильно аккорды отмечаются на аккордовой сетке. Далее я стал учиться ставить эти аккорды на гитаре. Первые мои аккорды звучали глухо и некрасиво, так как пальцы на моих руках были ещё не подготовлены к игре. Они болели, немного опухали, и я не мог вновь поставить аккорд. Эту трудность я преодолевал с помощью пальчиковой гимнастики, которую мне посоветовал Валерий Александрович. Иногда я помогал другой рукой ставить пальцы на нужные струны. Также у меня уставала спина. Усталость я также снимал с помощью незамысловатых физических упражнений. У меня иногда появлялась мысль о том, что я вообще уже никогда не смогу научиться играть на гитаре, но всё же желание владеть музыкальным инструментом победило чувство неуверенности в себе. Со временем я освоил основные аккорды и стал учиться их быстро переставлять. Это дело тоже потребовало много терпения, силы воли и времени. Затем я с Валерием Александровичем разучил первую песенку, которая состояла всего лишь из трёх аккордов (Ат, Dm , Em ). Дома я многоработал с гитарой, чтобы освоить игру на ней. Помимо изучения песен с Валерием Александровичем я изучал песни ещё и со своим другом. Со временем я узнал больше аккордов освоил аккорды с баре. Хочу сказать, что эти аккорды я долго не мог ставить, но благодаря своему упорству и старанию у меня это получилось. Затем я разучивал различные переборы и бой. С этим у меня тоже были трудности: я не мог, выдерживать чёткого ритма (заторапливал или запаздывал с ритмом), но, в конце концов, я достаточно хорошо овладел некоторыми из них.

3.1. Как покупать гитару

Параллельно обучению игре на гитаре я получил и другие знания, касающиеся игры на гитаре.

Прежде чем покупать гитару, нужно рассмотреть все возможные варианты. Сначала не пожалейте времени и выясните, в каком состоянии находится ваш бюджет и сколько денег вы можете потратить на гитару. Если вы планируете, что гитара будет занимать значительное место в вашей жизни, и вы будете часто ею пользоваться, то, возможно, захотите купить инструмент хорошего качества. Если ваши средства ограничены, то можно подумать о покупке гитары уже бывшей в употреблении. У таких гитар обычно нет гарантии производителя, в то время как в магазинах на новые гитары часто предлагают гарантию на определённый срок. Прежде чем покупать гитару, нужно её внимательно осмотреть и оценить качество изготовления. Попробуйте разные варианты гитар, подержите их в руках. Обратите внимание на корпус. Осмотр корпуса гитары позволит оценить качество её изготовления. Чтобы убедиться, что все части прочно приделаны одна к другой, поднимите гитару и легко ударьте по верхней и нижней деках, прислушиваясь, не стучит ли что внутри. Посмотрите, есть ли на корпусе пятна, равномерно ли положен лак, есть ли царапины и зазубрины, есть ли щели или трещины в дереве, особенно в месте соединения шейки с корпусом. Также следует обратить внимание на металлические детали. Некоторые из самых дорогих гитар снабжены металлическими деталями очень высокого качества и красивой формы. Проверьте, правильно ли работают все кнопки, колки и переключатели. Слегка покрутите каждую колку и убедитесь, что они двигаются легко и изменяют частоту струны. При покупке гитары неплохо будет, если вы обратите внимание на тип древесины. Древесина разных типов имеет разные звуковые характеристики.

Деки большинства классических и акустических гитар сделаны из ели или кедра. У гитар из ели звук несколько ярче, звук кедровых гитар более тёмный и тёплый. Но как же определить тип древесины? Гитара, сделанная из ели имеет яркий жёлтый цвет, а гитара из кедра имеет бежевый цвет.

3.2. Виды гитар

Классическая гитара

Классическая гитара-это специализированные инструменты, на которых играют
преимущественно классическую музыку или фламенко. У классической гитары, в целом похожей на акустическую, меньших размеров корпус, более широкая шейка и нейлоновые, а не стальные струны. Звучание классическое гитары более
насыщенное, чем у акустической гитары. .

Акустическая гитара

Акустические гитары легко переносить, на них можно играть где угодно. В отличие от электрогитар, акустическим не нужен усилитель или источник питания, поэтому они идеально подходят для тех, кто хотел бы просто наигрывать любимые песни. Акустические гитары могут отличаться по размерам и форме корпуса. От размеров и формы корпуса зависит, как гитара звучит и как она лежит в Руках. Гитара с большимкорпусом звучит громче, чем с меньшим. На акустическую гитару можно ПОСТАВИТЬ адаптер, чтобы подключить её к усилителю. Адаптер -это магнитное УСТРОЙСТВО преобразующее колебания струн в электрические импульсы, которые УСИЛИТЕЛЬ превращает в звук.

Электрогитара

Электрогитары меньше акустических и классических и обычно стоят дешевле акустических, поскольку сделать их проще. Однако для электрогитары требуется дополнительное оборудование - усилитель и динамики.

Корпус электрогитары может быть цельным или полностью полым. Стальные струны электрогитар обычно толще струн акустических гитар.

3.3*Настройка гитары

Обучаясь игре на гитаре я познакомил СЯ с различными способами настройки гитар. Су шествует несколько способов настройки гитары. Вот некоторые из них:

1 способ:

    струна на 9 ладу, как первая открытая

    струна на 9 ладу, как вторая открытая

    струна на 10 ладу, как третья открытая

    струна на 10 ладу, как четвёртая открытая

2 способ:

1 струна на 7 ладу = 2 струна на 5 ладу

    струна на 7 ладу = 4 струна на 5 ладу;

    струна на 7 ладу = 5 струна на 5 ладу

    струна на 7 ладу = 6 струна на 5 ладу

3 способ:

    струна настраивается по камертону или фортепиано

    струна, прижатая на5 ладу, настраивается в унисон с 1 струной

    струна, прижатая на 4 ладу, настраивается в унисон со 2 струной

    струна, прижатая на 5 ладу, настраивается в унисон с 3 струной

    струна, прижатая на 5 ладу, настраивается в унисон с 4 струной

    струна, прижатая на 5 ладу, настраивается в унисон с 5 струной

4» Каждый ли человек может научиться играть на гитаре?

При обучении игре на гитаре я задался вопросом: каждый ли желающий может НАУЧИТЬСЯ играть на гитаре? Я считаю, что нет. Чтобы научиться играть на гитаре нужно, во-первых, иметь желание, упорство, силу воли. Многие хотят научиться играть на гитаре, но не проявляют должного терпения, усердия и целеустремлённости. Также очень важно иметь музыкальный слух и чувство ритма, это самое главное, что нужно при обучении игре на гитаре. Если же человек, который хочет научиться играть на гитаре, не имеет такого качества, то, я считаю, что хорошего игрока из него не выйдет. Я знаю человека, который очень хочет владеть этим музыкальным инструментом, но он не желает начинать обучение с детских песенок и простого боя, ему хочется играть, как мастеру. Я считаю, что должно быть всё поэтапно: от простого к сложному. (Например, при обучении чтению, мы сначала изучаем азбуку, а затем читаем целые книги.)

5. Что я узнала нового при работе над проектом.

Для того чтобы написать этот проект, мне нужно было поработать с большим
количеством литературы. При работе с ней я много узнала нового и интересного. Я познакомилась с такими знаменитыми и интересными личностями, как Виктор Хара(1938-1973), Булат Окуджава, Татьяна и Сергей Никитины, Александр Розенбаум.
Все эти люди занимались гитарным творчеством. Мне представилась возможность познакомиться с их биографией. Особенно подробно я изучил биографию Виктора Хара. Жизнь этого чилийского певца, композитора,
фольклориста, общественного и политического деятеля была нелёгкой. Виктор
Хара родился в семье чилийского крестьянина. Мать Виктора умерла, когда ему
было пятнадцать лет, а отец спился. Несмотря на нищету и трудную жизнь Виктор смог получить среднее образование. После окончания католической школы он стал священником, но, в конце концов, отказался от этой мысли и сделался актёром.
Несколько лет он играл в театре пантомимы и путешествовал по чилийским
деревням, собирая народную музыку, а затем поступил в театральную школу, чтобы сделаться профессиональным актёром. В 1961 году Виктор посетил Советский Союз и европейские страны, входившие в коммунистический блок. В письмах к жене он восхищался стойкостью, с которой русские переносят свою нелёгкую жизнь. В 1960-е годы Виктор был руководителем Чилийского государственного театра . Постепенно он перешёл от интерпретаций народных песен к сочинительству. Его собственные песни были очень политизированы. Когда в 1969 году в городе Пуэнто-Морт полицейские, расправляясь по приказу министра внутренних дел с мирной демонстрацией бездомных и безработных фермеров, застрелили семерых и убили одного ребёнка, Виктор написал песню «Preguntas рог Puento Mont » («Вопросы о Пуэнто-Монте»), в которой решительно обвинил министра. Он выступил с этой песней перед тысячами слушателей во время демонстрации протеста. Виктор был в центре событий; он писал свой новые песни и всюду их исполнял. В 1973 году армейские разведывательные отряды арестовали всех, кто принадлежал к партии «Народного единства» или в ком они подозревали своих противников,- всех, кого смогли найти. Арестованных \ приводили на стадионы. Виктор Хара оказался на самом большом стадионе Сантьяго. После нескольких дней пыток он был казнён. Он оставил жене маленькую записочку со стихотворением «На стадионе», которую удалось тайно вынести. Официально Виктор Хара принадлежал к «без вести пропавшим», то есть к тысячам действительных и потенциальных противников мелитаристского режима, убийство которых осталось скрытным от общественности. Виктора Хару опознали те, кто
должен был похоронить его в общей могиле. Об этом сообщили его жене; она
забрала его тело и похоронила, как подобает.

6. История развития гитарного искусства

Работая над проектом, я очень подробно познакомился с историей, возникновения и развития гитарного искусства.

Предшественники гитары в древности

История гитары начинается многие тысячелетия назад. На протяжении веков она претерпела значительные изменения, начиная от количества струн и заканчивая внешней формой. На древнеегипетских памятниках нередко встречается изображение музыкального инструмента - наблы, отчасти напоминающего гитару. В Египте этот инструмент почитался, как символ добра. По данным археологических раскопок, инструменты, близкие гитаре, были распространены в государствах Ближнего Востока, в особенности в Ассирии, Финикии и Вавилонии. Как мы видим, в древности у гитары уже были свои непосредственные предшественники. По прошествии веков этот инструмент претерпел не менее интересную эволюцию в суровую эпоху Средневековья, когда, собственно, и сложилась его традиционная форма.

Струнные инструменты в Средние века

Родиной европейской гитары по праву считаются средневековые Испания и Италия. Слово «гитара» также имеет арабское происхождение. В Европе были известны и другие виды струнных инструментов. Так,Х IX веком датируется кифара - струнный щипковый инструмент, популярный среди знати. В это же время в Испании широкое распространение получает виуэла. Наравне с лютней и другими щипковыми инструментами она становится излюбленным инструментом, при дворах аристократов. В 1674 году в Испании появился сборник произведений для гитары с подробным описанием способа игры на этом музыкальном инструменте. Его автором был Гаспар Санз. В конце XVI века виуэла уступает место пяти струнной гитаре. Известный итальянский музыкант Франческо Кобетта сделал важный вклад в развитие пальцевого метода игры, превосходящего по уровню сложности аккордовый. Необычный стиль его игры стал едва ли не самой веской причиной того, что гитара обрела воистину элитарный статус в придворных кругах Франции и Англии XVII века.

Гитара в ХVIII -начале ХI Х века/

До XVIII века гитара была меньше размером, а её корпус был весьма вытянутым и узким. В конце XVII столетия гитара приобрела узнаваемый вид и звучание. Она приобрела шестую струну и окончательно лишилась двойных струн. Первые три струны гитары были изготовлены из бараньих кишок, три басовые из шёлковых нитей, обмотанных посеребренной медной проволокой. К середине XIX века она, наконец, обрела окончательную форму и стала больше. На гитаре появилось шесть струн со стандартным строем: ми, си, соль, ре, ля, ми.

история гитарного искусства в XX веже

В начале XX века гитара завоёвывает большие концертные залы, требовавшие принципиально иного, гораздо более громкого звучания. Производители гитар стали выпускать на порядок крупные инструменты и экспериментировать с формой корпуса. В 1920 - 1930 годы гитара начинает вытеснять банджо из джаз-бэндов. Именно тогда компания «Gibson » предлагает миру огромные инструменты с вырезом в форме буквы f , идеально подходившие для исполнения «громкого» джаза. В те годы на сцене работают гитаристы - виртуозы Эдди Лэнг и Джанго Рейнхард, сумевшие раскрыть потенциал новых инструментов.

Русское гитарное искусство

Не менее интересна и своеобразна история развития русского гитарного искусства.
Вплоть до XVII столетия гитара не имела большого распространения в России. Её можно было встретить лишь в домах знати, куда она попала совершенно случайно из-за границы. Талантливые русские гитаристы Марк Соколовский и Николай Макаров успешно концертируют в России и не меньшим успехом пользуются за рубежом. Со второй половины XIX века гитара надолго покидает концертные залы, уступив место виртуозам - пианистам, скрипачам и оркестрам,. В 1932 году преподавание гитары было введено в Московской, Киевской и других консерваториях страны. В это же время устраиваются первые конкурсы, в которых наравне с другими музыкантами участвовали и гитаристы. Великая Отечественная войнанадолго прервала преподавание гитары. Только к 1952 году, возобновились занятия на шестиструнной гитаре на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе им. Стасова. Через некоторое время и в других музыкальных школах открылись подобные классы.

В наше время композиторское исполнительское мастерство развивают Дмитрий Мамонтов, Владимир Дубовицкий, Пётр Панин, Сергей Орехов, Никита Кошкин, Юрий Наумов. Эти талантливые композиторы-гитаристы являют собой настоящий бастион Традиции во всеобщем хаосе потребительской сочинительской музыки. Их исполнительская манера и оригинальная техника нередко шокируют современного зрителя, вступившего в новое тысячелетие. Например, концерты Юрия Наумова можно сравнить с магическим действием, когда кажется, что на сцене выступает не один музыкант, а целый оркестр.

Результат работы:

В результате работы над проектом, на мой взгляд - я сумела достичь поставленную перед собой цель и подтвердил свою гипотезу, научиться играть на гитаре.
Также я познакомилась с биографией некоторых известных гитаристов, подробно изучил устройство гитары, историю развития
гитарного искусства прошлых веков и современности, узнал о современных
стилях, научился исполнять песни различными способами и приёмами игры,
получил навыки игры.

Вывод:

Несмотря на достигнутую цель, я решила, что и дальше буду совершенствовать
свои музыкальные навыки, повышать своё мастерство игры, изучая; другие методы и приёмы игры на гитаре. Я советую всем желающим научиться играть на этом замечательном музыкальном инструменте, обязательно попробовать свои силы, записавшись в кружок гитары.

Защита проектной работы по музыке на тему:

«Откуда родом гитара?»

Выполнил Капля Семён

ученик 6в класса

Для своего проекта я выбрал тему «Откуда родом ты моя гитара?». Я уже 5 лет осваиваю игру на классической гитаре в музыкальной школе. как приобрела свой современный облик и звучание.

Цель работы:

Ниже, вы видите те задачи, которые я решал во время работы над проектом.

Задачи работы:

Проектный продукт моей работы эта презентация. Я надеюсь, что мой рассказ поможет мне пробудить у товарищей желание взять в руки этот удивительный музыкальный инструмент и научиться играть на нём.

Гитара - это струнный щипковый инструмент, являющийся представителем семейства лютневых.Её история начитывает более 4000 лет.

Самые ранние свидетельства о струнных инструментах, предках современной гитары, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Вы видите киннор, струнный инструмент, упоминающийся в библейских сказаниях.

В древнем Египте также были известны похожие инструменты: набла, танбур в Египте, кифара в древней Греции. Как мы видим предки гитары пришли в Европу из Египта и Месопотамии.

Эти ранние инструменты имели чаще всего четыре струны. Слово гитара происходит от древнеперсидского «чартар», которое в прямом смысле означает «четыре струны». Изображения гитары встречаются на средневековых фресках и картинах.

В середине XIII века арабы завезли гитару в Испанию, где она стала подлинно народным инструментом, применяется для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев. К началу эпохи Возрождения 4-х струнная гитара стала доминирующей в большинстве стран Европы.

мавританская и латинская. Звук, издаваемый мавританской гитарой, был резким. Латинская, напротив, давала очень мягкое звучание.

В XVI веке в Испании гитара становится подлинно народным инструментом, к четырём струнам прибавляется пятая, и с этого времени гитара получает испанский строй и название испанской гитары .

В XVII веке появляется целый ряд талантливейших виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на очень высокий уровень. Среди них Франческо Корбетта, придворный гитарист королей Испании, его ученик Робер де Визе, придворный гитарист короля Франции Людовика XIV.

В течение XVIII -XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер придаёт гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими .

В это же время появляется целая плеяда выдающихся гитаристов и композиторов. Это испанцы иитальянцы..

Во второй половине XIX века испанский композитор, солист-виртуоз и педагог Франсиско Таррега Эшеа . В его руках гитара превращается в маленький оркестр. Он делал переложения произведений Шопена, Баха, Бетховена для гитары.

Андрес Сеговия . В истории Испании не было другого артиста, который так активно пропагандировал испанскую музыку по всему миру.

В конце XVIII века в России появляется шестиструнная гитара, но она не была приспособлена к строю русской народной музыки, поэтому появляется семиструнный вариант испанской гитары, получивший название «русской гитары».

Андреем Осиповичем Сихрой. Без семиструнной гитары трудно представить себе такое великолепное явление музыкальной культуры, как русский городской романс и цыганская музыка.

Александр Михайлович Иванов-Крамской – выдающийся исполнитель,композитор и педагог, который играл и соло, и с оркестром, и с органом, и в дуэте со скрипкой, и в составе квартетов и квинтетов.

Я выяснил, что в настоящее время существует много разновидностей гитары.

Классическая гитара. На ней как правило стоят нейлоновые струны, у них широкий гриф, и играют на них обычно без использования медиатора.

Акустическая гитара. Также их называют Кантри или Вестерн гитарами. У них громкий звук, так как на них ставятся металлические струны и играют в основном медиатором.

Эти гитары отличаются большими корпусами и очень громким звуком. Они наиболее подходят для аккомпанемента и используются в Рок, Поп, Блюз, Кантри музыке..

Она имеет шесть струн, под которыми натянута кожа. Играют на ней специальным плектром. В отличие от звонкого тембра других гитар. У гавайской мягкий, тянущийся, чуть гнусавый звук.

В ХХ веке произошло рождение новой – электрической гитары. С её появлением в мире музыки произошёл настоящий фурор.

Виктор Иванович Зинчук – самый сильный российский гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик, заслуженный артист России. Помимо создания своей собственной музыки, сделал много аранжировок классической музыки разных композиторов.

Полуакустическая гитара. Гитары этого типа чаще всего вы можете услышать в джазе, за что они и получили второе название - джазовые.

становится популярным музыкальным инструментом в России.

На мой взгляд, причины возрастающего интереса к гитаре среди молодёжи объяснимы. К ним относятся в первую очередь желание подростков повысить уважение к себе со стороны сверстников. Но самое главное, она привлекает своей красотой звучания.

Считаю, что проблему своего проекта я решил, так как была проделана большая работа, нацеленная на привлечение внимания к гитарному искусству. Если после моей презентации хотя бы один подросток захочет взять в руки этот инструмент или почувствует к нему чуть больше уважения, чем раньше, то я буду считать свою задачу выполненной.

Просмотр содержимого документа
«000 Откуда родом гитара проект»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Проектная работа по музыке на тему:

«Откуда родом гитара?»

Выполнил Капля Семён

ученик 6в класса

Научный руководитель: Вакуленко Г.А.

План:

I .Введение

II .Теоретическая часть

2.1. История появления гитары.

2.2. XVI -XVIII век (гитара в Испании).

2.3. XIX век.

2.4. История развития гитары в России.

2.5. XX век.

2.6. Разновидности гитары в наши дни.

III . Заключение

IV . Список литературы

I .Введение

Для своего проекта я выбрал тему «Откуда родом ты моя гитара?». Я уже 4 года осваиваю игру на классической гитаре в музыкальной школе. Мне захотелось узнать, когда появилась гитара, как приобрела свой современный облик и звучание, проследить путь развития инструмента, а также узнать о знаменитых композиторах-гитаристах и исполнителях.

Цель работы: познакомиться с историей возникновения гитары, разновидностями гитары, композиторами и гитаристами-исполнителями.

Задачи работы:

1. Изучить и проанализировать историю возникновения и развития инструмента.

2. Познакомиться с творчеством наиболее ярких гитаристов-исполнителей и композиторов, сочинявших музыку для гитары.

3. Продемонстрировать на примере своего выступления исполнительские возможности классической гитары.

Проектным продуктом моей работы будет презентация «Откуда родом ты, моя гитара». Этот проектный продукт поможет мне пробудить у некоторых из учащихся желание взять в руки этот удивительный музыкальный инструмент и научиться играть на нём.

II .Теоретическая часть

2.1. История появления гитары.

Гитара – самый загадочный своей историей инструмент. Много споров, но никто толком не может объяснить его историю. Откуда вообще к нам пришёл этот инструмент, и что он собой представлял в те далёкие времена? Давайте попробуем разобраться с историей возникновения гитары как прародительницы всех видов современных гитар.

Этот удивительный по красоте звучания и очень популярный сегодня музыкальный инструмент, имеет многовековую историю. После многолетних исследований учёных можно предположить, что начинается её история на Востоке, когда были созданы первые щипковые инструменты, изготовленные из панциря черепахи или тыквы. Первое изображение музыкального инструмента, по форме напоминающего гитару, было обнаружено при археологических раскопках храма Бель в Нуффаре, расположенном на бывшей территории Шумеро-Вавилонии. На глиняном барельефе, относящемся к середине III тысячелетия до н.э., изображён сидящий на камне и играющий на музыкальном инструменте пастух. Продолговато-округленный корпус инструмента и длинный гриф позволяют сделать предположение, что это киннор , прототип гитары, часто упоминаемый в библейских сказаниях.

На другом изображении, обнаруженном при раскопках на территории бывшей Новой империи хеттов (XV-XIV вв. до н.э.), изображён инструмент, имеющий корпус в виде восьмёрки с несколькими небольшими голосниками и длинный гриф с ладовыми пластинками. Имеется предположение, что инструмент у хеттов, так же как и у шумеров, назывался киннором.

Киннор был известен и в Древнем Египте. По одной версии, он попадает к египтянам примерно в XV веке до н.э. и получает название нефера или наблы . По другой – этот музыкальный инструмент появился в Египте и в Шумеро-Вавилонии примерно в одно время.

При раскопках ассирийского дворца в городе Ниневии (VIII – VII вв. до н.э.) был найден барельеф с изображением торжественного богослужения в храме. На барельефе мы видим двух танцовщиков в львиных масках и музыканта с инструментом, напоминающем гитару. Этот музыкальный инструмент замечателен тем, что похож на латинскую гитару и встречается в настоящее время у народов Малой Азии под названием тамбура.

У вавилонян времен Навуходоносора (VII – VI вв. до н.э.) был известен музыкальный инструмент саббека или самбук , имевший четыре струны, выпуклый корпус и гриф с ладами. Его переняли у вавилонян древние греки и римляне. Перейдя из Азии в Европу, самбук с течением времени у разных народов менял своё название (пектис, магадис ), но, в конце концов, стал известен под названием азиатской китары или просто китары (китарры).

В Афинском национальном музее есть скульптурное изображенье исполнительницы на этом инструменте. Изображение датируется 400-м годом до н.э.

Существует даже легенда о происхождении китары . «Бог солнца, поэзии и музыки Аполлон увидел Купидона, сына Венеры, зловредного и непослушного мальчика, и стал его бранить: «Малыш, тебе ещё слишком рано играть с луком и стрелами!». Купидон очень рассердился. Полный мстительного чувства, он выпустил стрелу в сердце Аполлона, который тотчас же влюбился в Дафну, красивую нимфу, случайно проходившую мимо. Купидон выпустил ещё одну стрелу, в сердце Дафны, чтобы та почувствовала отвращение к Аполлону. Аполлон стал преследовать Дафну, и когда её настиг, та взмолилась к богам о помощи. Боги вняли мольбе и превратили её в дерево лавр (греческое слово «Дафна» означает лавровое дерево). Аполлон из лавра сделал музыкальный инструмент китару, а листьями лавра с тех пор венчают великих поэтов и артистов». Китара сохранила от своего женского происхождения изящные формы тела, склонность к капризам и непредсказуемость поведения. На одном из древнегреческих барельефов IV века до н. э. изображена женщина, играющая на музыкальном инструменте, напоминающем гитару. Считается, что именно от китары и получила своё название гитара.

Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, об её свойствах, о роли её в музыкальной жизни становятся более точными. Именно в это время арабы завезли гитару в Испанию, где она стала подлинно народным инструментом, применяется для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев, о чём свидетельствуют миниатюрные рукописи, на которых художники запечатлели придворных менестрелей с гитарами.

2.2. XVI - XVIII век (гитара в Испании).

Одними из первых были две разновидности испанской гитары: мавританская и латинская. Первая имеет выпуклую нижнюю деку, музыкант пользуется в основном плектром, струны натянуты так, что крепятся на нижнем основании инструмента. Известно, что звук, издаваемый мавританской гитарой, был резким. Латинская, напротив, давала очень мягкое звучание, её дека была плоской, играли на ней при помощи пальцев. А вот положение, которое прослеживается для гитары на тот момент, наклонное.

Латинская гитара по конструкции и звучанию уже напоминает современную классическую гитару . При игре на латинской или римской китаре использовался приём punteado, то есть игра щипком. А при игре на мавританской или арабской китаре – приём rasgeado, то есть «бряцание» по струнам всеми пальцами правой руки. В последствии игра щипком – стала основой классической школы. В свою очередь, игра приёмом rasgeado стала основой испанского стиля исполнения flamenco, а звукоизвлечение при помощи различных приспособлений отразилось в современной игре медиаторами.

Расцвет музыкальной культуры Европы в эпоху Возрождения (XV – XVI вв.) благотворно сказалось и на развитии гитарного искусства. В XVI веке в Испании гитара становится подлинно народным инструментом, к четырём струнам, известных ещё с древних времен, прибавляется пятая, и с этого времени гитара получает испанский строй и название испанской гитары . Струны на такой гитаре были сдвоенными, и только первая струна «певунья» могла быть и одинарной.

Постоянно ведутся поиски усовершенствования конструкции инструмента и техники игры на нём. И в XVII веке появляется целый ряд талантливейших виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на очень высокий уровень. Среди них Ф. Корбетта, придворный гитарист королей Испании, Франции и Англии, его ученик Р. де Визе, придворный гитарист короля Франции Людовика XIV, Ф. Кампион, Г. Санз и многие другие. Начинают выходить первые табулатурные сборники и учебные пособия для гитары, в которых печатались старинные испанские танцы – пасскальи, чаконы, сарабанды, фолии и другие пьесы.

Следует отметить, что пятиструнные гитары изготавливали такие выдающиеся скрипичные мастера XVIII века как Антонио Страдивари и Джованни Гваданьини. Жильные струны, применяемые в то время, не могли обеспечить устойчивой, стабильной настройки, и двойные струны гитары приходилось часто подстраивать. Поэтому в конце XVIII века к испанской пятиструнной гитаре была добавлена шестая струна и гитара приобрела свой классический вид, слегка изменив строй для более полного использования звука открытых струн. В таком виде гитара стала серьёзным музыкальным инструментом с широкими возможностями.

И к концу XVIII века шестиструнная гитара проникла в камерную музыку и стала концертным инструментом. Это время в истории гитары называлось «золотым веком» гитары.

2.3. XIX век.

Следует отметить, что к концу XVIII века значительно расширяется и репертуар произведений, а в начале XIX столетия среди авторов можно встретить имена прославленных музыкантов. Превосходно играл на гитаре Николо Паганини. «Я король скрипки, – говорил он, – а гитара моя королева». Паганини написал немало произведений для гитары – романсы, сонаты, вариации. Он включал гитару в свои квартеты вместе со скрипкой, альтом и виолончелью.

Играли на гитаре и писали для неё Франц Шуберт, Карл Вебер, Гектор Берлиоз. В записках Берлиоза упоминается, что он обязан гитаре своим первоначальным музыкальным образованием.

В это же время появляется целая плеяда выдающихся гитаристов и композиторов (или гитаристов-композиторов), которые в значительной мере обогатили сам образ гитары как сольного инструмента. Сейчас эти композиторы – непререкаемые авторитеты, положившие начало современной гитарной школе.

Это испанцы Фернандо Сор, Дионисио Агуадо, итальянцы Мауро Джулиани, Фердинанд Корулли, Маттео Каркасси, а так же композиторы других стран, которые оставили музыкальную литературу для этого инструмента, начиная от мелких пьес и кончая сонатами и концертами с оркестром.

Во второй половине XIX века в истории гитары появилось новое яркое имя – испанский композитор, солист-виртуоз и педагог Франсиско Таррега Эшеа . Он создаёт свой стиль письма. В его руках гитара превращается в маленький оркестр.

Исполнительское творчество этого замечательного музыканта оказало влияние на творчество его друзей – композиторов Альбениса, Гранадоса, де Фалья и других. В их фортепианных произведениях часто можно услышать подражание гитаре.

Фанатичный приверженец гитары, Таррега сочинял, делал переложения произведений Шопена, Баха, Бетховена, а так же своих соотечественников и всё свободное время посвящал развитию своего мастерства. Его по праву считают отцом современной классической гитары, так как всё её дальнейшее развитие несёт на себе отпечаток творчества этого мастера. Таррега создал свою школу игры на гитаре, которую впоследствии использовали, развили и продолжили его ученики.

Дело, начатое Таррегой, блистательно продолжил другой испанский гитарист – Андрес Сеговия . В истории Испании не было артиста, который бы так активно пропагандировал испанскую музыку по всему миру. Как-то раз, объясняя, почему гитара любимый инструмент в Испании, Сеговия сказал, что один испанец – это уже целое общество, как и одна гитара – целый оркестр!

Техника игры этих великих музыкантов позволяла исполнять очень сложные произведения в больших концертных залах. Именно с этого периода гитара обрела статус сольного концертного инструмента, заняв одно из ведущих мест среди других классических инструментов.

Кроме того, в течение XVIII-XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в конце XIX века испанский гитарный мастер Антонио Торрес придаёт гитаре современные форму и размер, которые сегодня называют классическими.

2.4. История развития гитары в России.

Интересна и очень самобытна история гитары в России. В своём развитии она прошла примерно те же этапы, что и в странах Западной Европы. Русский историк Н.Карамзин писал, что ещё в VI веке славяне любили играть на кифаре и гуслях и не расставались с ними даже в суровых военных походах. Играли в России и на четырёхструнной гитаре. В 1769 году академик Я.Штелин писал о появлении в России в царствование императрицы Елизаветы итальянской пятиструнной гитары, для которой издавались специальные музыкальные журналы.

В конце XVIII века в России появляется шестиструнная гитара. История сохранила имена двух итальянцев – Джузеппе Сарти и Карло Каноббио, которые были в числе первых, кто познакомил русскую публику с этим инструментом. Вскоре она становится модным инструментом во всех слоях общества.

Итальянцы пытались обрабатывать для гитары русские песни, однако это плохо им удавалось, так как шестиструнная гитара не была приспособлена к строю русской народной музыки. Именно поэтому примерно в это же время появляется семиструнный вариант испанской гитары, получивший название «русской гитары».

Её популярность связывают с музыкантом Андреем Осиповичем Сихрой. Без семиструнной гитары трудно представить себе такое великолепное явление музыкальной культуры, как русский городской романс и цыганская музыка. Романс, цыганская песня и семиструнная гитара стали единым целым.

До Октябрьской революции семиструнная гитара в России доминировала, затем профессиональные музыканты обратились к классическому инструменту, а семиструнной продолжили пользоваться некоторые барды, а также живущие в России цыгане (откуда и название «цыганская»).

Композиторы А.Алябьев, А.Варламов, А.Гурилёв, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, М.А.Балакирев, А.Даргомыжский написали свои широко популярные романсы и песни в расчёте на сопровождение гитары или фортепиано в манере, близкой гитарному аккомпанементу. Путешествуя по Италии, Глинка под впечатлением игры на гитаре Феликса Кастильо создал свои гениальные произведения для симфонического оркестра: «Арагонскую охоту» и «Ночь в Мадриде». А такие русские писатели и поэты, как Г.Р.Державин, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, посвятили этому инструменту не одну страницу в своих произведениях.

В XIX веке, благодаря Марку Аврелию Цани де Ферранти , приехавшим в Петербург, а затем гастролировавшим Мауро Джулиани и Фернандо Сор , шестиструнная гитара упрочила своё положение в России. Западные гитаристы пробудили у русских музыкантов интерес к классической гитаре. В концертных афишах стали появляться имена наших соотечественников. Первыми из значительных русских гитаристов, игравшими на шестиструнном инструменте, были Николай Петрович Макаров, Марк Соколовский.

2.5. XX век.

Но уже в начале XX века в России гитару можно было встретить лишь, среди гитаристов-любителей, старинный романс в нашей стране в это время уже был запрещён, а к инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому. И вот в этих условиях в Россию на гастроли приезжает Андрес Сеговия. Гастроли великого испанского гитариста вернули инструмент к жизни.

Несколько раз с Сеговией встречался Александр Михайлович Иванов-Крамской – выдающийся исполнитель, композитор и педагог. Именно беседы с Сеговией помогли русскому гитаристу выдержать тяжелейшие условия 30-50-х годов ХХ столетия. Долгие годы он был единственным гитаристом-исполнителем в нашей стране. Концертное творчество Иванова-Крамского необычайно широко – он играл и соло, и с оркестром, и с органом, и в дуэте со скрипкой, и в составе квартетов и квинтетов.

Преподавать гитару в музыкальных училищах и школах в России начали только в 30-х годах ХХ столетия. Одними из первых педагогов на шестиструнной гитаре был Пётр Спиридонович Агафошин . До этого времени Агафошин участвовал как исполнитель во многих концертах, аккомпанировал выдающимся певцам Ф.Шаляпину, Д.Смирнову, Т.Руффо. Более 40 лет Агафошин проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. За 20 лет работы в Музыкальном училище им. Октябрьской Революции и Московской государственной консерватории он подготовил огромное количество гитаристов, педагогов, среди которых многие получили широкое признание.

Позже в середине ХХ века занятия на шестиструнной гитаре были введены на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе им. В.В.Стасова, в музыкальном училище при консерватории, в Гнесинском институте и других вузах России. В настоящее время обучение игре на гитаре широко используется в детских музыкальных школах, школах искусств, других учреждениях дополнительного образования детей, а также в средних и высших специальных образовательных заведениях России.

До сих пор в России существует два вида гитары: русская семиструнная и классическая шестиструнная гитары. Каждый инструмент хорош в своей, присущей ему роли. Техника игры на классической шестиструнной и на русской семиструнной гитаре практически идентична, однако строй семиструнной гитары менее удобен в сложных полифонических произведениях, он больше подходит для аккомпанемента.

К сожалению, семиструнная гитара сегодня практически забыта, и на профессиональной сцене она появляется крайне редко, а ведь она – творческое открытие русского народа. Это и общение с народной песней в изумительной аранжировке выдающихся русских гитаристов, и популярная классика, и романс, и песня бардов. Это приобщение к национальной духовности.

В настоящее время всё больше и больше молодёжь проявляет интерес к этому инструменту.Можно даже сказать, что гитара сегодня переживает своё очередное возрождение и

Возможности гитары безграничны, кажется, она может всё. И сегодня гитара получила признание как инструмент в высшей степени выразительный, которому оказались подвластны различные жанры и формы, а также и музыкальные средства, способные выразить самые глубокие чувства.

2.6. Разновидности гитары в наши дни.

Классическая гитара. Это наиболее консервативный вид инструмента. Именно она является прямым потомком той самой испанской гитары. На классических гитарах, как правило, стоят нейлоновые струны, у них широкий гриф, и играют на них обычно без использования медиатора (маленькой округлой пластинки, которой бьют по струнам). Звук при этом получается мягкий и негромкий. Поэтому эти инструменты наиболее подходят для игры классической музыки и потому их чаще всего используют для обучения в музыкальных школах.

Развитие классической гитары происходит и в наши дни. На гитару с нейлоновыми струнами в настоящее время можно установить звукосниматель, использовать электронную обработку звука эффектами. Также на классическую гитару можно установить и полифонический датчик, чтобы использовать MID-конвертор, дополняя звучание гитары синтезаторными звукам.

Также их называют Кантри или Вестерн гитарами. Это самые популярные акустические гитары для игры неклассической музыки. Этим они обязаны громкому звуку и приспособленности к игре в самых разных стилях. На них ставятся металлические струны и играют в основном медиатором.

Эти гитары отличаются большими корпусами и очень громким (даже по сравнению с дредноутом) звуком. Они наиболее подходят для аккомпанемента и используются,прежде всего, в Рок, Поп, Блюз, Кантри музыке. В наше время эти гитары стали большой редкостью. Так как эти гитары также предназначены для игры медиатором - на них стоят металлические струны, а на корпусе предохраняющая пластиковая накладка.

Об этих гитарах я расскажу подробнее, поскольку с её появлением в мире музыки произошёл настоящий фурор. А появилась она в 1930 г., когда уволенный из национальной компании струнных инструментов Джордж Бишамп изобрёл электрический звукосниматель.

Принцип был следующий: проводник, колеблющийся в поле, создаваемом одним или несколькими постоянными магнитами, производит изменения в этом поле, которое в свою очередь производит переменный ток в проволоке намотанной вокруг этих магнитов.

Ещё её называют, джазовая гитара сочетает в себе плюсы, как акустики, так и электрогитары. От первой ей достался полый корпус с резонирующими отверстиями, от второй звукосниматели и вся электронная начинка. Хоть у такой гитары и есть черты акустики, играть на ней без усилителя нельзя, так как отсутствует большое резонаторное отверстие на верхней деке и пустого пространства внутри неё слишком мало. Гитары этого типа чаще всего вы можете услышать в джазе, за что они и получили второе название.

В настоящее время всё больше и больше молодёжь проявляет интерес к этому инструменту.Можно даже сказать, что гитара сегодня переживает своё очередное возрождение и становится популярным музыкальным инструментом в России. Это подтверждается активной концертной деятельностью исполнителей и пропагандистов гитарного искусства, а также введением инструмента в музыкальные учебные заведения всех уровней.

На мой взгляд, причины возрастающего интереса к гитаре среди молодёжи объяснимы. К ним относятся в первую очередь желание подростков повысить уважение к себе со стороны сверстников. Но самое главное, как мне кажется, она привлекает своей красотой звучания. «В мировой музыкальной культуре существует множество прекрасных сольных инструментов, которые благодаря таланту блестящих музыкантов способны возвысить человеческий дух и обогатить его. Но гитара – это нечто особенное. Своим благородным, интимным звучанием, она способна создавать ни на что не похожую, внутреннюю, я бы сказал, философскую тишину» (А.К.Фраучи). Может быть, именно поэтому, в настоящее время так много желающих освоить гитару для себя, для круга родных и друзей.

III . Заключение

Считаю, что проблему своего проекта я решил, так как была проделана большая работа, нацеленная на привлечение внимания к гитарному искусству. И если после моей презентации хотя бы один подросток захочет взять в руки этот инструмент или почувствует к нему чуть больше уважения, чем раньше, то я буду считать свою задачу выполненной.

В заключении хочется сказать, что гитара – инструмент «живой», развивающийся на протяжении огромного исторического периода. В ХХ веке, вследствие так называемой электротехнической революции, произошло очередное рождение новой – электрической – гитары, или – электрогитары. И интерес к ней музыкантов, инженеров и изобретателей не ослабевает и возможно возникновение её новых форм и видов, но это уже будут новые инструменты, экспериментирующие со звуком и усилителями, ничего общего не имеющие с живым звуком обычной классической гитары.

IV . Использованные печатные источники и интернет-ресурсы:

1. Вайсборд М. Андрес Сеговия. – М.: Музыка, 1981.

2. Вольман Б. Гитара в России. – Л.: Музгиз, 1961.

3. Вольман Б. Гитара. – М.: Музыка, 1980.

4. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение, 1985.

5. Иванов М. Русская семиструнная гитара. – М. – Л.: Музгиз, 1948.

6. http://www.guitarplans.co.uk.

7. http://guitarra-antiqua.km.ru.

8. http://ru.wikipedia.org.

9. http://mirasky.h1.ru.

10. http://guitarists.ru.

11. http://maurogiuliani.free.fr.

Просмотр содержимого презентации
«000 Откуда родом гитара»


«Откуда родом гитара?»

Проектную работу

выполнил:

Капля Семён

ученик 6в класса

Научный руководитель: Вакуленко Г.А.


Цель работы:

познакомиться с историей возникновения гитары, разновидностями гитары, знаменитыми композиторами и гитаристами-исполнителями.

Задачи работы:

1. Изучить и проанализировать историю возникновения и развития инструмента.

2. Познакомиться с творчеством наиболее ярких гитаристов-исполнителей и композиторов, сочинявших музыку для гитары.

3. Продемонстрировать на примере своего выступления исполнительские возможности классической гитары.


Гитара это струнный щипковый инструмент, являющийся представителем семейства лютневых.



Набла, танбур в древнем Египте.

Кифара в древней Греции и Риме




Мавританская и латинская гитара

в музее



Франческо Корбетта

Робер

де Визе



Фернандо

Дионисио

Агуадо

Маттео

Фердинанд

Мауро

Корулли

Джулиани

Каркасси


Франсиско Таррега Эшеа

Андрес

Сеговия



Александр Михайлович

Иванов-Крамской



Акустическая гитара дредноут





Виктор

Зинчук


Полуакустическая

(джазовая) гитара



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ИСКУССТВА
(КОЛЛЕДЖ)

119017, Москва, ул. Б.Ордынка, 27, тел. 953-58-80
ОТЧЕТ
О проведении II Всероссийского фестиваля-конкурса "Многоликая гитара"

В апреле 2003 г. прошел II Всероссийский фестиваль-конкурс "Многоликая гитара". Конкурс проходил по следующим номинациям:

  • Классическая гитара
  • Фьюжн

Впервые на конкурсе была представлена номинация акустическая гитара.

Организатором и исполнительным директором являлся преподаватель по классу гитара "Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства (колледж)" Суджян М.А.

Оценивало участников жюри в составе:

  • Председатель - Заслуженный артист РФ - Гарин А.А.,
  • члены жюри - народный артист РФ - Кузнецов А.А.,
  • Лауреаты международных конкурсов и фестивалей - Малолетов Д.И., Суджян М.А., Петров А.Л.

В конкурсе приняли участие гитаристы различных регионов России: Москва, Московская область, Калуга, Сочи, Старый Оскол, Брянск, Приморский край, Владимир, Астрахань, Мурманск, Республика Коми. Так же в конкурсе принимали участие и гитаристы из стран СНГ. В частности из Украины, Башкирии, Казахстана.

Призовые места распределились следующим образом:

"Гран-При" фестиваля - конкурса - Ф.Досумов (г.Ташкент) и А.Давидянц (Москва)

В различных номинациях заняли призовые места:

1. "Классическая гитара"

I место - Минченко Н.. - (Москва)
II место - Нахумова И. (г.Александров)
III место - Болдырев Н. (Москва), Заболотин П.(г.Пенза)
Диплом -Якименко Н.(Москва)
Диплом Рощупкин С. (г.Старый Оскол)

2. "Джаз"

I место - не присуждено
II место - Маланов П. (Москва)
III место - Короп И. (г.Сыктывкар), Шибин М. (Москва)
Диплом - Аникина Е. (Москва)

3. "Рок"

I место - Изотов О. (Москва), Цыганков А. (Москва)
II место - Санок М. (г.Тюмень), Голубев Г. (г.Королев)
Диплом - Орловский С. (Москва)

4. "Фьюжн"

I место - не присуждено
II место - не присуждено
III место - Иванов А. (г.Жуков)

5."Акустика"

I место - Труханов И. (Москва)
Диплом - ансамбль ДМШ им. Верстовского г.Химки - рук.Смирнов А. (выпускник ГМУЭДИ)

Конкурс выявил новые яркие дарования в области гитарного исполнительства и создал условия для их дальнейшего профессионального обучения и совершенствования художественного мастерства.

В частности победители прошлого конкурса И.Кукало и И.Труханов создали группу "Акустик-Бэнд" и успешно выступают по России. Победители этого конкурса Ф.Досумов и А.Давидянц получили предложения для дальнейшего творчества.

Директор
Кандидат педагогических наук
Заслуженный работник культуры РФ