Роль и значение штурманской службы в решении задач, стоящих перед современными ввс россии. Художник Михаил Звягин: «Я рисовал всю жизнь, даже в ленинградскую блокаду Отрывок, характеризующий Звягин, Михаил Николаевич

21.10.2019 Стрижки

Михаил Звягин
Позиция

защитник, тренер

Рост
Вес
Гражданство

СССР СССР →
Россия Россия

Родился
Игровая карьера
Тренерская карьера

Михаил Николаевич Звягин (род. 22 ноября ) - российский хоккеист и тренер, в данный момент главный тренер хоккейного клуба «Зауралье ».

Воспитанник тюменской школы хоккея.

За свою игровую карьеру играл за «Рубин » (Тюмень), «Металлург » (Серов), «Кедр » (Новоуральск). В составе серовского Металлурга провел 338 игр, в которых набрал 112 очков (39+73).

После окончания карьеры, с 2009 по 2013 годы работал ассистентом главного тренера в «Бейбарысе » (Атырау), с которым становился вице-чемпионом (2009/10) и трижды чемпионом Казахстана (2010/11 , 2011/12 , 2012/13). Затем, с 2013 по 2015 годы был ассистентом в «Иртыше » (Павлодар), с которым становился чемпионом Казахстана (2013/14) и обладателем Кубка Казахстана (2014).

20 апреля 2016 года, перед товарищеской игрой с тюменским Рубином, было объявлено о том, что он возглавит «Зауралье » (Курган) на предстоящий сезон. Это будет его первая работа в качестве главного тренера.

Михаил Николаевич Звягин имеет высшее образование (Тюменский гос. университет , факультет «физкультура и спорт»). Дополнительно окончил высшую школу тренеров при НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта в Санкт-Петербурге. Имеет государственную тренерскую лицензию на право работать в качестве главного тренера с хоккеистами высокой квалификации в командах мастеров и сборных командах.

Ссылка

Напишите отзыв о статье "Звягин, Михаил Николаевич"

Отрывок, характеризующий Звягин, Михаил Николаевич

В противность той жуткости, которая чувствовалась между пехотными солдатами прикрытия, здесь, на батарее, где небольшое количество людей, занятых делом, бело ограничено, отделено от других канавой, – здесь чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление.
Появление невоенной фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно поразило этих людей. Солдаты, проходя мимо его, удивленно и даже испуганно косились на его фигуру. Старший артиллерийский офицер, высокий, с длинными ногами, рябой человек, как будто для того, чтобы посмотреть на действие крайнего орудия, подошел к Пьеру и любопытно посмотрел на него.
Молоденький круглолицый офицерик, еще совершенный ребенок, очевидно, только что выпущенный из корпуса, распоряжаясь весьма старательно порученными ему двумя пушками, строго обратился к Пьеру.
– Господин, позвольте вас попросить с дороги, – сказал он ему, – здесь нельзя.
Солдаты неодобрительно покачивали головами, глядя на Пьера. Но когда все убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным: собакам, петухам, козлам и вообще животным, живущим при воинских командах. Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой.
Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.
– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
– А ты разве боишься? – спросил Пьер.
– А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь.
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их.
– Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин!
– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.

новости США по-русски


Читать полностью > > >

Еще читать в этом разделе

  • 08.09 «Скрытое напряжение» стало явным в Музее Гуггенхайма. Фотопортреты Роберта Мэпплторпа продолжают вызывать споры
  • 05.20 «Мягкая сила» современного искусства. Биеннале в Музее Уитни
  • 05.15 Актёр Стив Мартин представил свою коллекцию искусства австралийских аборигенов в галерее Гагосяна
  • 03.21 «Стога сена» Моне выставлены торги Sotheby’s в Нью-Йорке за $55 млн
  • 03.12 «Ты возьми конфету эту непременно на примету». Выставка прикладной советской арт-графики открылась в Нью-Йорке

Художник Михаил Звягин: «Я рисовал всю жизнь, даже в ленинградскую блокаду»

Художник, скульптор и коллекционер Михаил Звягин в своей квартире в Бруклине. 7 июня 2012 года. Фото © сайт


Спорсор интервью - Олег

Михаил Звягин в Энциклопедии Русской Америки. Михаил, у нас есть 15 минут - и вся Ваша жизнь. Но жизнь от начала, от дня рождения, места рождения, года рождения и до сегодняшнего дня. А там уже - дай бог здоровья и до 120-ти лет. Итак, давайте начнем с первого дня.
Родился в 1931-м году, 7-го июня, в Питере.

7-го июня? Поздравляем Вас с Днем Рождения. У нас видеозапись - 7-го июня!
В семье нас было… Сначала я был один, потом прибавилась сестрица. Как себя помню, я всегда рисовал. Матушка очень много уделяла внимания моему воспитанию, как полемическому, так и в искусстве. Она покупала мне всякие карандаши, красочки. Всегда показывала мои рисунки, там, соседям, кому-то. В общем, мама была домохозяйка, папа работал.

Рабочим?
Нет, он был инженер-электрик. Но это потом уже. Вначале он просто служил на каком-то заводе, я был маленький, я плохо помню. Он в 1942-м году погиб в Питере. Он ушел добровольцем на фронт, вернулся раненым. Его везли через Питер, и он в этот момент зашел к нам домой. Как сейчас помню его раненную спину и гимнастерку, пробитую мелкими осколками в спину.

Так он что, умер у Вас дома?
Нет, он умер в госпитале. При матушке он прожил 2,5 минуты: успел спросить о нас, сказал, что он очень ее ждал, и умер у нее на глазах. Для меня это была очень большая трагедия. Ну, потом была блокада, жить мы остались случайно.


Фото сайт

А как можно было в блокаду выжить? Ведь у каждого свой опыт.
Вы знаете, трудно говорить о блокаде, потому что как выживали дети блокады - это знают только матери. Мы остались живы случайно, это была чистая случайность. Это особый, долгий разговор, он не уместится.

Случайность, кто-то помог?
Да. Помогла одна знакомая.

Едой?
Да. Так мы бы умерли. Поэтому, когда говорят, что кто-то выжил на 125 г хлеба, я в это не верю.

На 125 г. в день? Умирали?
Невозможно было выжить. Потом была эвакуация, после прорыва блокады, через Ладожское озеро перебрались в Вологодскую область. Ну, там я рисовать уже не рисовал, ходил за 3 км в школу.

Вы сказали: “Рисовать я там не рисовал”. А в Питере Вы рисовали? И в блокаду рисовали?
Да. И в блокаду рисовал.

А чем Вы рисовали?
Карандашиком. Что попадалось под руку.

Сколько Вам тогда было лет?
Ну, война началась с 41-го года, мне было тогда 10 лет.

Вы до войны начали рисовать?
Да, как себя помню, я рисовал. Лет с пяти, или там… - всю жизнь. Потом вырвались, после блокады я потерял 2 года, в блокаду я не учился, был переросток. Попал в 5-й класс общеобразовательной, был старше всех ребят на два года. Там еще такие были ребятишки. Жилось тяжело, отец погиб, у матери специальности не было, она пошла работать в больницу Снегирева, а меня удалось устроить в ремесленное училище, было такое 11-е.
И там, надо сказать, потом уже по жизни я понял, было довольно неплохо поставлено искусство преподавания. Была история искусств, рисование, писали акварелью. По окончанию училища я получил диплом живописца-акварельщика 5-го разряда, и поступил в ЦХШ. Выдержал большой конкурс, говорят, что было 27 человек на место. Но через год меня отчислили за неуспеваемость по всем математическим предметам, а по искусству у меня было все хорошо.

А по математике до сих пор?
Дальше четырех действий арифметики не идет. Потом, после отчисления, попал на военный завод, там писал какие-то плакаты. Потом призвали в армию. Мне повезло, я служил в Москве, сначала в автобате, ну, это был полезный очень урок, но, так как я рисовал, меня потом забрали в штаб автотранспортного управления.

Это какие годы?
Это было с 1951-го по 1954-й, я служил. А потом забрали в штаб ПВО страны. И там я днем служил, на картах в основном был, а вечером рисовал. Там были комичные ситуации. Но пребывание в Москве мне позволило очень хорошо ознакомиться с московским Подмосковьем и с музеями-усадьбами подмосковными. Музей Пушкина, Третьяковка - солдатам везде можно было ходить бесплатно, проезд был бесплатный, так что я целиком был… Но школа у меня не была закончена. И мои друзья учились уже в Академии, когда я вернулся из армии. Друзья были очень хорошие. Мне помогли вольным слушателем поступить в Академию, и я с ними занимался на 5-м курсе. Чудесный педагог был, который мне тоже уделял много внимания, Борис Сергеевич Угаров. Но он потом был последним президентом Академии художеств в советский период. Очень много теплого я бы мог о нем рассказать. Он как-то относился ко мне очень тепло и просто. В Союз я поступил на декоративно-прикладное искусство, у меня высшего образования художественного нет, меня приняли, как говорится, по таланту. Но под конец я занялся только живописью. У меня закупали работы. Судьба, я считаю, сложилась очень хорошо.

А что значит «закупали работы», в то время? Продавали частным коллекционерам?
Нет, нет. Закупало Министерство культуры, закупал Художественный фонд…

И потом эти работы распространялись по музеям?
Да, у меня… Пять музеев я знаю, где хранятся мои работы: в Смоленске, в Туле, в Омске, в Воронеже, где-то в Москве, в общем - пять или шесть…

А частные коллекционеры были в то время?

Вы знаете, были. Я был знаком с многими из них. Мое знакомство с коллекционерами в основном, как ни странно, распространялось на разные ипостаси. Я интересовался стариной, я собирал какой-то период икону русскую, старую, обязательно на дереве, без серебра. Собирал рисунки. И мне в судьбе повезло, я был знаком с целом рядом очень серьезных собирателей. Один из них преподавал и был великолепный знаток искусства. У него впервые я увидел настоящие большие имена, например, ни в одном музее не был выставлен Шагал, а у него были «Голубые любовники», знаменитый холст. У него я впервые ознакомился с работами Филонова, у него я впервые увидел Ларионова, у него я увидел графику 16-го века итальянскую, немецкую великолепную.

Это все, естественно, было у него в квартире.
Причем, небольшая квартира, в которой ему принадлежала одна комната. Вот, он собирал икону тоже. Он же меня познакомил с очень известным в то время реставратором из Русского музея, Иваном Васильевичем Перцевым, советами которого я пользовался и которые пошли мне на пользу. Потому что есть много таких тонкостей в собирании икон, которые обычные люди не знают. Он мне передавал это из уст в уста. Так что, были очень интересные люди, но это, знаете, кануло. Был очень обширный круг коллекционеров, собирали все: собирали веера, собирали мебель, причем были люди, которые собирали резную мебель, или только красное дерево, или только карельскую березу. Очень интересные были люди. Были люди, которые собирали графику, были люди, которые собирали работы Союза русских художников, другие собирали “Мир искусства”, третьи - только модерн, червертые - передвижников. Были обмены, по телефонам тогда, общались, приезжали. Мне иногда какая-то попадалась вещь, я знал, кто может этим заинтересоваться и знал, какой предмет у этого человека меня заинтересует. Звонил по телефону. Помню, был очень интересный собиратель Ханамиров, он был адвокат, и у него было потрясающее собрание. Он однажды открыл бюро красного дерева, он собирал живопись только на дощечках, дощечки стояли, как книги, в каждом углу. В общем, собрание было большое, очень большое.

А Вы что собирали?
Я, знаете, в тот период собирал икону. Ну, у меня собрание было небольшое, но достаточно хорошее. Собирал рисунки. Меня рисунки до сих пор интересуют. У меня больших имен нет, но меня всегда интересовала рука.


Фото сайт

Несколько слов об африканском искусстве.
Вы знаете, с африканским искусством я впервые соприкоснулся в Америке, как ни странно.

Когда Вы сюда приехали?
Я приехал 20-22 года назад, в первый раз.

Как гость?
Да, случайно по гостевой, потом я прожил здесь 3 года, и мне дали грин карту, как художнику. Я не подавал ни на какие иммиграции, мне как художнику дали Грин карту, и я ездил и в Россию…

Но мы с Вами говорили, как раз до этой встречи, ведь африканского искусства ни в одной коллекции в России нет.
Нет. И сейчас нет.

А почему Вы этим заинтересовались?
Меня именно поэтому и заинтересовало. Когда я столкнулся в Метрополитене с африканским искусством, я очень пожалел, что не был знаком с ним раньше. Потому что я думаю, что мой творческий путь развития мог бы сложиться совсем иначе.

Африканское искусство в коллекции - из чего оно состоит? Картины, какое-то декоративное…
Африканское искусство - это прежде маски.

То, что потрясло в конце 19-го века европейских художников, отсюда тот же Модельяни, и.т.д.
Если бы не было Африки, не было бы и Модельяни, не было бы и Пикассо. То есть они, возможно, были бы, но в другом каком-то качестве.

Вы подарите свою коллекцию России?
Вы знаете, подарить… Я подарил, после выставки, которая была в музее Пушкина. Я подарил, 80 вещей мы подарили с сыном.

Музею Пушкина?
Музею Пушкина. Там предполагалось открыть отдел африканского искусства, и я решил подарить работы. Но пока это, как говорится, мои только намерения.

Вставить в блог

Скопируйте код для вставки в свой блог:

новости США по-русски

Художник Михаил Звягин: «Я рисовал всю жизнь, даже в ленинградскую блокаду»

"Как себя помню, я всегда рисовал. Матушка очень много уделяла внимания моему воспитанию, как полемическому, так и в искусстве. Она покупала мне всякие карандаши, красочки, и показывала мои рисунки соседям..."
Читать полностью > > >

А. Ермолин ― Добрый день всем, кто нас слушает, в эфире программа «Военный совет», мы продолжаем нашу работу. Ведущий в студии Анатолий Ермолин, наш гость сегодня Михаил Иванович Звягин, главный штурман Военно-воздушных сил России, генерал-майор. Тема нашего сегодняшнего разговора - роль и значение штурманской службы в решении задач, стоящих перед современными ВВС РФ. Добрый день, Михаил Иванович.

М. Звягин ― Здравствуйте.

А. Ермолин ― Михаил Иванович, у нас сегодня небольшие изменение формата, совсем небольшое потому, что есть приятное объявление, я хочу доложить всем нашим радиослушателям… Именно доложить, да? Что вчера в Минобороны были подведены итоги конкурса «Медиа-асс» среди СМИ, освящающих вооруженные силы. Ну, и мне приятно доложить нашим радиослушателям, что в номинации лучшая радиопередача, которая занимаемся освящением вооруженных сил, названа программа «Военный совет». Это особенно приятно, потому, что мы в эфире уже 8 лет, это первая награда нашей программы. У нас программа необычная, мы говорим о профессиональных вещах, мы говорим не формально. Вот и сегодня наш разговор о вашей службе, штурманской службе. Не секрет, что совсем недавно 24 марта вы отмечали почти круглую дату - 99 лет с момента создания штурманской службы. Поэтому мой первый вопрос такой: расскажите про историю развития штурманской службы, вот с чего и как она начиналась.

М. Звягин ― Спасибо большое за вопрос. Ну, позволю себе напомнить, что штурманская служба зародилась почти одновременно с военной авиацией, и именно первый опыт применения авиации в первой мировой войне, когда потребовалось вести воздушную разведку, когда потребовалось применять оружие, поставил очень остро вопрос о навигации и переносе этого термина в воздушную среду. Вот тогда, собственно говоря, решением или приказом начальника штаба верховного главнокомандующего, генерал-адъютанта Алексеева, его приказом была создана первая центральная аэронавигационная станция, которая объединила в себе многие службы, занимавшиеся воздушной средой, и с этого, собственно говоря, момента и считается, что начала функционировать штурманская служба. Ну естественно, первый опыт работы так называемых летчиков-наблюдателей, раньше так они назывались, был востребован в части касающейся непосредственно наблюдения за землей приборов на воздушных судах в то время никаких не существовало, летчик-наблюдатель оценивал метеосводку, погоду, указывал рукой направления летчика, связи потому, что в кабине тоже не было. Вот таким примитивным образом начала развиваться штурманская наука. В конце войны уже появились некоторые групповые действия, когда потребовалось применение более серьезных способов навигации. Но мы считаем, что основной вклад в развитие штурманского дела вложил известный навигатор, штурман - это Борис Васильевич Стерлигов. В основном это происходило в 30-е годы предвоенные, когда появилась необходимость сверхдальних полетов - это полеты как вы знаете и на Дальний Восток, и через Северный полюс в Америку. Собственно говоря, Борис Васильевич был основателем науки, которая позволила выполнять слепые полеты. То есть, появились… Им была разработана методика выполнения слепых полетов, использования радиокомпасов, использования курса, измерения курса, появилась целая линейка приборов специальных, оборудования. И венцом деятельности Бориса Васильевича Стерлигова стало основание трех школ летчиков-наблюдателей. Это в Краснодаре, в Челябинске. И, собственно говоря с 1933 года, с назначением Бориса Васильевича флаг-штурманом воздушного флота, раньше эта должность так называлась. И была введена дополнительно вся иерархическая структура штурманской службы. Мы этот день тоже считаем 28 февраля - одним из праздников штурманской службы. Тем не менее, отчет свой ведем с 16-го года.

А. Ермолин ― Как вы ставите ударение? Штурмана или штурмана? По-флотски, или по авиационному?

М. Звягин ― Нет, здесь однозначно только штурманы, мы очень дорожим этим термином. И вообще штурманы военной авиации - это люди высокоинтеллектуальные, подготовленные, достаточно грамотные. Не ханжи, умеющие и ценящие юмор, разумеется. Всегда считалось, что это некая прослойка интеллигенции среди летного состава.

А. Ермолин ― Вот про укажи рукой - это вы хорошо сказали. Все огромное количество анекдотов, в том числе, что настоящий штурман может (неразборчиво).

М. Звягин ― Штурманы любят шутить, в том числе и над собой, да.

А. Ермолин ― А скажите пожалуйста, вот в то время, когда создавалась ваша служба, вот вы говорите, что летчики-наблюдатели были. Но вот когда представляешь первые самолеты, которые по крайней мере в художественных фильмах, да и в документальных показывают, да? Там один пилот сидит. То есть, был такой момент, когда и летчик, и штурман совмещали это, или все-таки уже тогда появлялись, вот вы говорите второй летчик-наблюдатель. Это для крупных самолетов, да?

М. Звягин ― Нет, разумеется были самолеты, ведущие разведку, где сидел второй член экипажа. Конечно, много было истребителей одноместных и в период первой мировой войны. Но я хочу сразу предостеречь от некоего такого неправильного понимания штурманского дела. Ведь и сейчас у нас на некоторых самолетах летают по одному члену экипажа. Это не значит, что нет штурманского дела. То есть, штурманская подготовка, которая присуща всему летному составу, летящий пилот в одноместном самолете, он безусловно очень сильно подготовлен в штурманском отношении, одна из задач штурманской службы в том числе. Еще бы хотелось исторически один факт напомнить для некоторых наших радиослушателей, которые может быть, не знают. Вот те знаменитые сигналы точного времени, которые сейчас звучат в эфире многих радиостанций - это как раз придумал один из знаменитых наших штурманов, главный штурман ВВС Виктор Михайлович Лавский, который был в свое время… 14 лет возглавлял штурманскую службу ВВС Советского Союза. В 1957 году для синхронизации действий авиации, чтобы все было одновременно, чтобы штурманские часы показывали правильно, он предложил… Написал письмо, был вызван в ЦК коммунистической партии Советского Союза, и как единая система, или как метод синхронизации времени во всей стране, ввелись вот эти вот… За 5 секунд, 6 сигналов точного времени. То естественно продукт тоже изобретение штурманской службы.

А. Ермолин ― А вот в период великой отечественной войны, когда было такое массовое применение к авиации, были ли какие-нибудь события, которые повлияли на изменения качества вашей работы, появление новой техники?

М. Звягин ― Спасибо за вопрос. Безусловно великая отечественная война внесла очень много в штурманскую науку, в авиационную науку. Понятно, что в первые дни войны парк воздушных судов, или самолетов военных не везде отличался новизной, слабо оборудованы были именно штурманским снаряжением, приборами. И не секрет, что в первые месяцы войны, парк воздушных судов, или самолетов военных не везде отличался новизной, слабо оборудованы были именно штурманским снаряжением, приборами. И не секрет, что в первые месяцы войны, даже годы очень серьезно страдало качество боевого применения. Было много потерь ориентировки, не боевых потерь. Было много бомбометаний, применения оружия не по заданным целям. Было очень много случаев не выхода на объект удара. Руководство в то время вооруженных наших, красной армии, воздушного флота очень серьезно подходило к этой проблеме, и как раз вот я упоминал Борис Васильевич Стерлигов, который в то время руководил штурманской службой, были разработаны целые методики у оформленных настоящим образом. Проведен большой комплекс мероприятий по доработке территорий страны, средств (неразборчиво) технического обеспечения. Я должен привести пример только, что за годы войны, к концу войны качество воздушной навигации неизмеримо возросло. Только случаев потерь ориентировки сократилось в 5 раз, случаев не выхода на объект удара - более чем в 4 раза. И более чем в 1,5-2 раза повысилось точность бомбометания. Это естественно повлияло на результативность действий авиации. Много очень появилось точных приборов, прицелов. То есть, мы оцениваем вклад тех руководителей штурманской службы в тот период, как очень важный для развития штурманской службы. В целом очень высоко ценим заслуги, и в целом за годы войны 243 штурмана было удостоено звания героя Советского Союза. А Василий Васильевич Синько был удостоен этого звания дважды. Это наш легендарный штурман.

А. Ермолин ― Сейчас появились очень интересные документальные фильмы про то, как наши летчики, и я уверен, что и штурманы перегоняли (неразборчиво) самолеты. Вот как раз вели их по территориям, где вообще никакой инфраструктуры не было, соответственно не было никакого специального навигационного оборудования. Вот как организовывалась такая штурманская работа, это уже с точки зрения кухни что ли с той техникой, которая была в те времена?

М. Звягин ― Ну это как раз и явилось результатом очень серьезного осмысления роли штурманской науки в авиационном деле. И расчет, вы право абсолютно, расчет уникальной трассы из Америки в нашу страну, он тоже выполнялся специалистами-штурманами. Очень показательный момент, уже в первые годы войны, вы знаете 8 августа был нанесен удар по Берлину дальней бомбардировочной авиацией, это тоже уникальный полет был в те времена. Это было ночью, как вы знаете, да? Это было в режиме полного радиомолчания, с погашенными всеми сигналами и так далее, которые имеются на воздушных судах. И вообще, разработка дальних перелетов… Полет Чкалова, обратите внимание, пролететь абсолютно в кромешной тьме, без каких-то технических средств коррекции, и перелететь через полюс, где очень серьезные помехи и магнитному полю земли, и так далее. В то время это были просто действительно подвиги, и в послевоенное время уже, в период холодной войны, когда поставлена была задача освоения Арктики, вот подобные работы - они были продолжены. Силами штурманской службы было подготовлено много ледовых аэродромов, осуществлены… Вернее разработаны способы, методы полетов в Арктике. Это все очень сильно пригодилось нам ныне, когда мы опять вернулись к вопросу освоения арктических регионов, и активно эти способы и методы сейчас взяты на вооружение по подготовке летного состава, корректировки некоторых параметров работы наших навигационных комплексов, здесь очень все показательно.

А. Ермолин ― А кстати вот этот символический удар в 41-м году по Берлину. Действительно это же было событие.

М. Звягин ― Это знаковое событие было конечно.

А. Ермолин ― Для меня это событие очень ценное потому, что мой крестный Николай Дрозд участвовал в подготовке обеспечения вот этого вылета (неразборчиво) орденов славы. И много машин вернулось после этого вылета?

М. Звягин ― Вы знаете, мы естественно понесли потери в результате этого полета. Но все относительно, я сейчас не буду уточнять количество, боюсь ошибиться просто. Ну разумеется не обошлось без потерь. Задача была выполнена, это самое главное.

А. Ермолин ― Вот перекидывая мостик от вашей истории к тому, что происходит в наши дни. Расскажите, какие… 99 лет спустя какие изменения произошли, какие основные задачи сейчас стоят перед штурманской службой, и какое предназначение? Боевое предназначение вы исполняете?

М. Звягин ― Спасибо за вопрос. Я, готовясь к сегодняшнему интервью, внимательно почитал в интернете, что думают о нас жители, граждане о нашей профессии. Очень много по настоящему теплых отзывов, почтительных отзывов о нашей профессии. Но сразу бросается в глаза, я хотел бы немножко тут развенчать некоторые вещи: все почему-то связывают необходимость наличия штурмана на борту - это прежде всего возможностью отказа навигационного оборудования. Вот сразу хочу несколько иначе поставить вопрос. Для чего вообще в военной авиации нужен военный штурман? На борту военного самолета нужен штурман? Как мы знаем, многие гражданские компании отказались от наличия на борту штурмана. Собственно говоря, ключевая фраза здесь именно военного. Потому, что штурман военной авиации - это далеко… Работа штурмана далеко не ограничивается вопросом навигации. Штурман - это главный специалист по боевому применению. То есть, это применение оружия, это разведка, это радиоэлектронная борьба, это десантирование. То есть, вот всеми вопросами этими боевого применения… Применения военной авиации по предназначению, именно и занимается штурманская служба. А в части надежности наших комплексов - должен разубедить наших радиослушателей. Комплексы у нас достаточно надежные, они поэтому и называются комплексами, что включают в себя очень много различных систем, основу которых составляет бортовой компьютер. Всё много раз дублировано, и комплекс достаточно надежный. Но это не означает, что опять же роль штурмана снижается. Как раз подготовка комплекса к полету, будем так… Образно говоря, диалог с комплексом во время полета, переключение его из одного режима в другой, этим собственно говоря, и занимается штурман. И поэтому роль штурмана в военной авиации, она просто безальтернативна. Здесь чем больше будет поступать новых многофункциональных комплексов различным назначением, здесь будет все время возрастать роль штурмана. Вот если брать сегодняшнюю работу штурмана, или рассматривать какие-то перспективы, то с поступлением как мы знаем, достаточно современных авиационных комплексов, возрастает их многофункциональность. То есть, один самолет, он теперь уже является и истребителем, и ударным самолетом, и носителем соответствующим. И штурман большей частью выступает как оператор коллективных действий. То есть, самолет или вертолет как единица, она может выступать как самостоятельная единица, и как элемент автоматизированной системы управления. Поэтому экипаж занимается оценкой обстановки, приемом информации, селектированием информации, постановкой задачи группы до 30 участников допустим боевого полета, да? Группой мы будем называть, они получают непосредственно целераспределение в полете. Разумеется командиру экипажа, пилоту в данном случае, занятому активно пилотированием, иногда даже нет возможности вмешаться в информационный обмен. Поэтому на штурмане лежит очень важная задача: оптимизация эффективности коллективных действий. И в соответствии с этим растет и ответственность за выполнение полета именно коллективных действий. Вот этим и определяется развитие штурманской службы в перспективе.

А. Ермолин ― То есть, штурман отвечает полностью за боевое информационное пространство, в том числе за (неразборчиво) цели.

М. Звягин ― Абсолютно правильно, да. Вы абсолютно правильно акцентировали на этом. Потому, что даже та система индикации информационной управляющего поля в кабине, она в большей степени позволяет этим заниматься штурману. Потому, что у командира как правило информация идет о параметрах полета, по состоянию систем, работоспособности систем. А поскольку количество индикаторов ограничено для восприятия, у штурмана как раз имеется возможность заниматься прицелами: оптическим, (неразборчиво), тактической обстановкой, получать еще раз говорю цели указания земли в абсолютно автоматизированном режиме, тут в привычном слове радиообмена нет. И тут же сразу ставить задачу всей группе по той или иной цели. Командир просто будет утверждать это решение.

А. Ермолин ― Вот мы часто говорим и в нашей программе, и в «Военном совете», и в «Арсенале» о боевых информационных управляющих системах. То есть, собственно штурман получается, он является одним из главных операторов этой системы.

М. Звягин ― Совершенно правильно. Здесь уже роль штурмана больше как оператора выступает, именно как единицы в автоматизированной системе управления. Причем есть же… Среда в основном сейчас многовидовая. То есть, это и земля, и воздух, и море, да? Или океанические просторы. Все это в едином (неразборчиво) задействовано, и каждая единичка - она по сути дела является элементом вот этой автоматизированной системы управления. Поэтому работа с комплексом очень сложная. Даже перевести его из одного режима в другой, допустим из состояния навигационных каких-то задач, состояния решения той или иной боевой задачи, то нужно сделать определенный перечень манипуляций.

А. Ермолин ― А как далеко, и что видит штурман, когда воздушное судно уходит на выполнение боевых задач?

М. Звягин ― Ну опять же, если отталкиваться от того, о чем мы с вами сейчас говорили, об автоматизированной системе управления, то есть фактически нет ограничений в данном случае… Пространственных ограничений. Можно получать информацию с достаточно уделенных источников. Причем и ситуационная осведомленность в этом случае будет достаточно широкой. То есть, я буду понимать, с кем я взаимодействую, кто вокруг меня находится, каким образом мне ставится задача. Вот еще из задач, относящихся к деятельности штурманской службы, вот для того, чтобы…

А. Ермолин ― Давайте мы здесь прервемся. Потому, что время летит с такой скоростью, вот не успели начать наш разговор, уже время для небольшого перерыва. Я хочу напомнить нашим слушателям, что сегодня мы говорим о штурманской службе в ВВС РФ. Наш гость Михаил Иванович Звягин, главный штурман Военно-воздушных сил России. Уходим на небольшой перерыв.

А. Ермолин ― Мы продолжаем заседание «Военного совета», наш эксперт сегодня Михаил Иванович Звягин, главный штурман Военно-воздушных сил России, генерал-майор. Михаил Иванович, вот одно из преимуществ, когда работаешь с большой аудиторией, всегда найдутся люди, которые подскажут. Вот Николай из Саратовской области пишет: из налета на Берлин было потеряно 6 машин из 9. Ну, наверное, это не уменьшает вот той символической значимости этого налета, этой бомбардировки Берлина в 41-м году.

М. Звягин ― (Неразборчиво) об этом напоминать.

А. Ермолин ― Ну, на войне, как на войне. Я думаю, что летчики, которые были в составе этих экипажей, я думаю и три машины, три экипажа вряд ли рассчитывали на то, что они смогут вернуться обратно. Бывают такие задачи, когда ты летишь в один конец, и офицеры очень часто это знают. Наверное, это одна из составляющих воинской службы. Вот мы говорили про вооружение. Вот если вы хотите продолжить свою мысль, то заканчивайте, а у меня еще есть вопросы.

М. Звягин ― Да, продолжаем. Навигационных задач, я еще хотел остановиться. При всем притом, что мы с вами определили, что основная роль военного штурмана - это все-таки боевое применение авиации по предназначению, собственно говоря, всей линейкой в основном управляемого оружия. Готовит его применение, и наводит непосредственно штурман, но из навигационных задач необходимо тоже напомнить нашим радиослушателям, что помимо, собственно говоря, воздушной навигации, да? То есть, вождение летательного аппарата по месту и времени, существует еще несколько направлений: это так называемая межсамолетная навигация. Это сбор, построение, выдерживание боевых порядков, что собственно говоря, для гражданской авиации не приемлемо, да? Вот в роли еще военного штурмана.

А. Ермолин ― Не свойственно.

М. Звягин ― Не свойственно, да. Это если многие из вас были свидетелями допустим наиболее ярких примеров - это военные парады, где нужно собрать большое количество самолетов в единый строй, безопасно пролететь, безопасно распустить, обеспечить посадку. Вот это называется межсамолетная навигация. Вы знаете, что военная авиация не ведет коллективные действия, это как правило группы. И второе направление еще… Вернее даже уже третье - это наведение летательных аппаратов на наземные и воздушные цели. Это целый комплекс задач, который решается в первую очередь и при решении задач противовоздушной обороны, и управление армейской авиации: то есть, вертолетов на поле боя очень таком, динамичном варианте применения авиации. То есть, идет наведение. Это тоже специалисты с высокой штурманской подготовкой обеспечивают выход на объекты применения авиации.

А. Ермолин ― Так штурман отвечает еще и за боевые алгоритмы получается? За боевой порядок, за взаимодействие (неразборчиво).

М. Звягин ― Да, разумеется. Это все… Штурманская служба - это единственная служба, которая владеет инструментарием вот этим, методологией, методикой расчета, эффективности боевого применения. То есть все, что связано непосредственно с принятием решения командирами, в части касающейся эффективности применения, здесь все алгоритмы заложены как раз в работу штурманской службы.

А. Ермолин ― Вот мы говорим о современных технологиях, автоматизации, в том числе тех процессов, о чем вы говорите. Но все-таки, возвращаясь к тем пользователям интернета, о которых вы вначале программы говорили. И все-таки, что может сделать современный пилот, штурман в ситуации, когда он вдруг оказался в ситуации, что даже в результате радиоэлектронной борьбы выходят из строя все системы, которые есть. Вот в состоянии летчик и штурман в данном случае быть функционально пригодным? Что можно делать в этой ситуации?

М. Звягин ― Спасибо за вопрос. Вот существует очень много испытанных методой воздушной навигации. Они неподвластны времени, этим методом безусловно обучены все экипажи, штурманы конечно в первую очередь. Я вам должен сказать, что основной вообще прибор на борту - это секундомер. То есть, знание значит погоды, знание ветра. Вообще, всю свою как бы профессиональную жизнь штурман борется с ветром, если так можно сказать. То есть, зная ветер, зная курс, включив вовремя и выключив секундомер, есть специальные методы, прокладки, которые позволяют безошибочно водить летательные аппараты. Все остальное не автономное будем так говорить оборудование, оно связано с различного рода коррекциями комплексов. Поэтому уверяю вас, что все летчики наши обучены вождению летательных аппаратов в абсолютно критических ситуациях, в том числе при отсутствии работы каких-то специальных приборов радиотехнических.

А. Ермолин ― А такие надежные помощники навигаторов, как звезды, солнце… Помимо ветра и секундомера, они…

М. Звягин ― Я вам должен сказать, что астрономия - это особая сфера применения штурманских способностей. Безусловно, если имеется возможность работать со звездным небом, то это очень здорово облегчает работу штурмана. У нас в основном на дальних самолетах стратегической авиации есть астрономические приборы, есть астрокомпасы, которые позволяют ориентироваться, если есть возможность видеть какие-то светилы, солнце в том числе.

А. Ермолин ― А может штурман скажет опуститься ниже облачности, и ориентироваться по рельефу?

М. Звягин ― Ну, это основной метод. Как вы понимаете, я с него и начал. Когда…

А. Ермолин ― Когда рукой показывал.

М. Звягин ― Да. Методы навигации - они с этого и начинались. Ведение называется визуальной ориентировки. Помимо визуальной есть еще и (неразборчиво) ориентировка. Ну, визуальная ориентировка - это можно сказать основа всей навигации. Правило ее ведения, и вопросы безопасности еще в штурманском отношении хотелось бы упомянуть. Потому, что одно из направлений работы штурманской службы - это как раз обеспечение безопасности полетов, именно в штурманском отношении. Вот за сухими строчками вот этих вот сугубо уставных предложений кроятся очень важные аспекты. Это исключение потери ориентировки. Это исключение полной выработки топлива, это исключение попадания в зону разлетов осколков, применяемых авиационных средств поражения. Это исключение столкновения летательных аппаратов между собой, это исключение столкновений с земной, водной поверхностью, препятствие. То есть, целый спектр задач, который в том числе решает… Не только в том числе, она отвечает за это, штурманская служба.

А. Ермолин ― Есть ли специфика, и какая от особых погодных условий скажем зависящая, или от рельефа той же самой местности. Ну, взять тот же Афганистан, у меня есть друзья там, и летчики, и штурманы, которые рассказывают, что когда часто… Вот например Владимир Таланов, очень заслуженный летчик авиации погранвойск, он рассказывал, что в Кабул… Военно-транспортная авиация, мог идти там чуть ли не по вершинам. То есть, он уже 8 лет летал по этим трассам, и хорошо мог ориентироваться без оборудования. Вот вообще в горах есть своя специфика?

М. Звягин ― Безусловно. Не только в горах, и над морем, и над пустыней, везде своя специфика есть. Везде мало ориентиров, как вы понимаете, везде очень сложные ветровые режимы, везде очень сложные навигационные условия. Самое главное, и в этом основная черта всех штурманов - это просто скрупулезная точность. То есть, у штурманов никогда нет прикидов на глаз.

А. Ермолин ― Верь карте.

М. Звягин ― Они болезненно точны, они рассчитывают вот все эти условия безопасности, и требуют их неукоснительного соблюдения. То есть, я упомянул о том, что есть целая методика выполнения безопасных полетов. Вот если все хорошо посчитать, и все правильно соблюсти, то можно пролететь где угодно, и как угодно. Этим мы и занимаемся, в горах в том числе.

А. Ермолин ― Есть ли разница в подготовке штурманов для самолетов, и для вертолетов. Может например штурман самолета пересесть в кресло штурмана вертолета, и выполнять свои задачи?

М. Звягин ― Ну, я бы начал с другого. Во-первых, все рода авиации представленные ныне, да? Они все сейчас подразумевают наличие штурмана. Нет родов, в которых бы не летал штурман. В истребителях летает, в вертолетах летает, стратегических ракетоносцах летает. Все линейки оперативно-тактических судов, за исключением одноместных самолетов, которые еще имеются у нас. Безусловно есть отличия, но базовая подготовка достаточно общая. То есть, основы штурманской подготовки - они универсальные для многих летательных аппаратов. Дальше вот весь процесс освоения этих летательных аппаратов уже начинается с окончанием ВУЗа офицерами лейтенантами, с приходом их в строевые части, идет непосредственное освоение конкретного данного типа летательного аппарата.

А. Ермолин ― Вот мы и подошли к ВУЗам. Где вы готовите кадры?

М. Звягин ― Спасибо, очень знаковый вопрос, особенно на нынешнем этапе. Есть одно учебное заведение, оно образовано было в 1936 году, это знаменитое Челябинское высшее военно-авиационное училище штурманов, которому в следующем году исполняется как вы понимаете 80 лет. Училище с очень богатыми традициями, оно и поныне готовит очень профессиональных офицеров с высокой штурманской подготовкой. В нынешнем училище существует два факультета, это собственно говоря летный факультет, где готовят штурманов летной специальности, и факультет подготовки офицеров боевого управления. Это та часть работы, о которой я упоминал, о наведении летательных аппаратов, в том числе и с наземных пунктов управления. Еще раз подчеркну, что училище с очень богатыми традициями, мы возобновили не так давно набор в это училище потому, что по сути дела были приняты наверное не очень грамотные решения прежним руководством Минобороны о закрытии этого училища. Но его удалось к счастью отстоять, сейчас оно в полном объеме функционирует.

А. Ермолин ― Но 3 года был все равно перерыв, да? Когда ни одно военное училище не работало.

М. Звягин ― Да, мы сейчас в некотором плане немножко испытываем дефицит в штурманских кадрах. Вот в этой связи я хотел бы обратиться к нашей молодежи, которая возможно слушает нашу с вами передачу. Попросить их пересмотреть свои планы, возможно выбрать для себя героическую профессию штурмана. В этом году мы будем набирать около 500 человек в училище. Разумеется процедуры поступления, они там расписаны через военкомат.

А. Ермолин ― Это в Челябинское училище?

М. Звягин ― Да, ну у нас единственное училище, одно. Я хочу обратить внимание вот на что. Даже если у вас возникнут какие-то трудности со сроками подачи документов, с может быть прохождением каких-то процедур, в том числе и медицинских может быть. Может быть у кого-то истекли сроки сдачи ЕГЭ. Не отчаивайтесь, берите билеты, и приезжайте в Челябинск. Вас очень радушно, любезно встретят, мы организуем там и дополнительный прием экзаменов, по ЕГЭ я имею в виду, и медицинскую комиссию, все равно вам ее проходить второй раз. Есть какие-то сомнения, или наоборот в чем-то есть сомнения с точки зрения объективности прохождения каких-то медицинских заключений. Будьте добры, приедьте пожалуйста, мы еще раз проверим все, и будем рады очень, если вы поступите. Если будут отклонения в здоровье, значит пожалуйста, милости просим на не летный факультет. При этом надо понимать, что штурманская служба - это прежде всего летная служба, поэтому требование к состоянию здоровья - они универсальные, как для всего летного состава. Я даже могу сказать, что летчики сейчас летают на высокоманевренных… Вернее штурманы сейчас летают на высокоманевренных самолетах, такие как «СУ-30 СМ», где к здоровью предъявляются очень высокие требования. Поэтому хочу обратить внимание, наших потенциальных абитуриентов.

А. Ермолин ― Ну, вот вы подробно ответили на вопрос Алексей из Москвы, который как раз интересовался, работает ли Челябинское училище? Работает. И у нас есть вопрос от Евгения из Самары: существуют ли какие-нибудь специальные психологические тесты для штурманов? И я хочу задать его, этот вопрос чуть пошире. Есть мнение, что штурман и летчик - это два разных психологических типажа. И в том числе вот та практика, которая сейчас часто в гражданской авиации применяется из-за нехватки летных кадров. В общем-то, многие профессиональные военные считают не правильно, то есть когда штурман переучивается на летчика. Потому, что это другой тип личности. Потому, что летчик в первую очередь лидер, да? А штурман - это в первую очередь… Ну, мозг, если я могу употребить этот термин. Как вы к этому относитесь?

М. Звягин ― Если подходить к этому вопросу, имея в виду начальную подготовку, то я думаю, что разницы практически нет. То есть, проводятся те же самые психологические тесты в рамках профессионального отбора, а вот уже ломать стереотипы конечно тяжело. То есть, если вы упомянули в контексте переучивания, я бы наверное подверг бы сомнению возможность человеку, пролетавшему штурманом с десяток лет, потом осваивать профессию пилота. Вообще вы очень справедливо заметили, я такую вот маленькую баечку расскажу с точки зрения того, что каким должен быть летчик в экипаже, идеальный экипаж. Это смелый, отважный летчик, и хитрый и трусливый штурман. Экипаж будет идеальным.

А. Ермолин ― Хорошая (неразборчиво) компетенция.

М. Звягин ― Да, то есть трусливость не в смысле трусливость, а в смысле осторожность. Вот тогда наиболее полно реализуются все потенциальные возможности экипажа.

А. Ермолин ― Это кстати точно такой же принцип и в бизнесе исповедуется. То есть, всегда в команде должен быть человек, который будет осаждать и говорить: ты сначала подумай, а потом давай будем действовать. Ну, вот традиционный вопрос: а девушек берете? Хотя бы на не летные направления подготовки?

М. Звягин ― Да, на нелетные профили девушки принимаются. У нас уже есть опыт богатый, это училище, которое раньше готовило раньше в (неразборчиво) управления, это было Ейское училище, Краснодарское, потом сейчас факультет, как я уже назвал, Челябинского училища. Многие девушки закончили вот этот не летный факультет, в этом году мы девушек правда не набираем, но это не значит, что мы вообще отказались от услуг, будем так говорить, нашего прекрасного пола в части применения военных специалистов.

А. Ермолин ― А вот диспетчерские службы?

М. Звягин ― Это и есть как раз вот…

А. Ермолин ― То есть, это одна из…

М. Звягин ― В обиходе, де, ее и называют диспетчерская служба. Но она диспетчерская - боле применима к гражданскому воздушному флоту, а у нас это называется офицер боевого управления.

А. Ермолин ― Вот уже пошли конкретные вопросы, опять про девушек спрашивают. Вот Сергей спрашивает: если у меня европейская лицензия легкомоторная, могу ли я стать боевым пилотом? Ну, Сергей спрашивает, но мы говорим про штурманов сегодня, а не про пилотов. Но вот кстати вы приглашаете ребят, вот если действительно человек уже летает, пусть на легкомоторной авиации, и возраст позволяет. Вот до какого возраста человек может поступать в ваше Челябинское училище?

М. Звягин ― В наше училище мы берем до 21 года. Поэтому если у вас все нормально в этом плане… Есть индивидуальные подходы, я не скрываю. Если есть огромное желание, этот вопрос может обсуждаться. То есть, в любом случае должен быть задел достаточный для того, чтобы была возможность реализовать себя уже в службе ВВС.

А. Ермолин ― Вспомнил фильм «Мимино» сразу же, да? Когда настойчивость, все-таки человек добился того, чего он хотел. Вот большое количество… Ну, не большое количество, но значительное количество военных летчиков уходят на гражданку, и становятся гражданскими летчиками. Ну, например в западных странах это вообще практика. То есть, если у тебя есть опыт вылетов в качестве военного летчика, то тебя с большим желанием будут брать и в гражданские компании. А вот наоборот бывает, чтобы ребята, молодые штурманы из гражданской авиации просились к вам? Или такого вот… Или система «Ниппель» бывает только в одну сторону?

М. Звягин ― Нет, позвольте я несколько в иную плоскость переведу разговор. Мы начали с вами говорить о подготовке штурманских кадров, да? Я позволю себе напомнить, что у нас еще гражданские ВУЗы, которые готовят штурманов. Ну, это вот в первую очередь Московский государственный университет леса, и…

А. Ермолин ― Леса?

М. Звягин ― Да, и южно-российский технический университет в Новочеркасске. Очень много представителей их этих двух ВУЗов на протяжении всей истории, посвятили свою жизнь потом военной (неразборчиво). Это ВУЗы, в которых имеются военные кафедры, которые обучают и присваивают выпускникам звания. Не они конечно, министр обороны, и с профессией военного штурмана мы активно берем в армию, особенно на нынешние периоды так сказать. Приглашают тоже учащихся этих ВУЗов сделать заявочку, и послужить в ВВС.

А. Ермолин ― А лес-то тут причем?

М. Звягин ― Ну, так исторически сложилось как-то. Трудно обсуждать сейчас эту тему. Наверное, были какие-то моменты, которые так вот определили жизнь.

А. Ермолин ― Наверняка и авиация существует гражданская, которая обслуживает вот эти вот участки. Я пытаюсь додумать, домыслить.

М. Звягин ― Не берусь сейчас обсуждать эту тему. Кроме того гражданские авиации, которые готовят Ульяновские в данном случае училища, да? Они дают им военную специальность штурмана тоже. То есть, любой летчик гражданской авиации, он имеет еще и диплом штурмана.

А. Ермолин ― А что из себя представляет ваше хозяйство с точки зрения кухни? Потому, что у нас есть тут один вопрос от нашего постоянного слушателя под псевдонимом… А может и не псевдонимом Рупрехт. Просто он постоянно пишет: «Все равно не понятно, что это за должность такая - главный штурман страны». Вот объясните слушателю, что такое главный штурман страны?

М. Звягин ― Ну во-первых не главный штурман страны, а главный штурман ВВС. Я уже говорил о том, что чем занимается штурманская служба. Вот для военной авиации это профессия востребована собственно говоря сутью военной авиации, как я подчеркивал, да? Для того, чтобы проводить мероприятие всего этого… Всех этих мероприятий, чем занимается штурманская служба, создана структура. Она иерархическая структура, сверху донизу имеются везде штурманские кадры.

А. Ермолин ― Михаил Иванович, я вас вынужден прервать. Я думаю, что господин Рупрехт может почитать на вашем сайте ответ на этот вопрос. Времени у нас 15 секунд до выхода из эфира, у вас хорошая возможность поздравить коллег с недавно прошедшим праздником.

М. Звягин ― Да, дорогие друзья, позвольте мне в первую очередь поздравить наших ветеранов с днем штурманской службы в преддверии столетия, пожелать всем крепкого здоровья, всем ветеранам штурманской службы, тем, которые отдали много лет своей жизни этой замечательной профессии. Ну, и всех действующих штурманов.

А. Ермолин ― «Эхо Москвы» присоединяется к этим поздравлениям.