Сочинение «Жюль Верн. Анализ романа жюля верна "таинственный остров" Какое там! Книзу идем!»

21.10.2019 Уход

  1. Вспомните, какие произведения называют «робинзонадами». Докажите, что «Таинственный остров» — «робинзонада».
  2. «Робинзонадами» называют произведе-ния, повествующие о том, как человек справился с самыми неблагоприятными условиями, встретившись один на один с дикой природой. Именно это происходит и с героями «Таинственного острова». Им удается не только выжить, но и организо-вать трудовую жизнь на ранее безжизнен-ном острове. Тот коллектив, который воз-ник, радует читателя не только своими успехами, но и той дружбой, которая свя-зала воедино очень разных людей.

  3. Кто из героев «Таинственного острова» на-стоящий лидер и руководитель этого сообщества робинзонов? Как решают этот вопрос сами неволь-ные робинзоны?
  4. Ни у одного читателя никогда не возни-кало сомнения в том, что лидер на «Таин-ственном острове» — Сайрес Смит. В этом же были уверены и все, кто оказался на этом острове. Так определяется личность лидера: не желанием человека командо-вать, а тем, что окружающие, не раздумы-вая, с ним соглашаются и принимают его решения.

  5. Кто из героев романа представляется вам са-мым привлекательным? Кто самый лучший и пре-данный друг? Кто самый хладнокровный человек? Кто одарен технически? Попробуйте описать круг профессий, которыми владеет каждый из героев.
  6. Оценки героев читателями не всегда бы-вают одинаковыми. Однако при обсужде-нии качеств героев, которые оказались на таинственном острове, мнения часто сов-падают: все они представляются равно привлекательными людьми именно пото-му, что им удалось стать дружным кол-лективом. Способность дружить, надеж-ное чувство локтя обеспечивают им такую оценку.

    Те, кто любит технику, с особым внима-нием относятся не к герою романа, а к са-мим техническим решениям.

    На острове у героев возникают десятки обязанностей и появляется множество сфер деятельности: строительство, изобретальство, забота о растениях, животных, приготовление пищи, обустройство бы-та… И каждый человек может освоить любую из них, но любит обычно лишь не-которые. Например, Герберт, пристрастия которого еще не определились, тяготеет к тому, чтобы помогать своим друзьям в лю-бой работе.

  7. Назовите качества, которые отличают Сай-реса Смита, Гедеона Спилета, негра Наба, моряка Пенкрофа, юного Герберта. Есть ли у них качества, общие для всех?
  8. Проще всего решить, что дружбу на этом затерянном острове каждому помога-ет сохранить сознание, что они одни в этом бескрайнем океане и никто больше им помочь не может. Но кроме этого боль-шую роль играют личные качества каждо-го из членов сообщества: яркий организа-торский талант Сайреса Смита, сила и преданность его слуги негра Наба, неиз-бывная энергия журналиста Гедеона Спилета, навыки моряка, которыми владел Пенкроф, юношеский энтузиазм Гербер-та. Однако можно еще обозначить их об-щее свойство — порядочность и чувство взаимной выручки.

  9. Создайте устные портреты героев романа «Та-инственный остров».
  10. Чаще всего устный портрет создают своему ровеснику Герберту. Но не раз это задание подвергалось критике, посколь-ку среди имен героев романа нет капитана Немо — гениального индийского ученого. А именно он играет огромную роль во всех тайнах, которые связаны с этим островом.

    Портрет Герберта чаще всего воссозда-ют девочки, которые готовы его нарисо-вать по идеальным канонам: стройным, стремительным, легким в движениях, ум-ным, смелым.

    Те же, кто требовал включить в галерею портретов и капитана Немо, описывали его, вспоминая романы не Жюля Верна, а Александра Дюма: задрапированным в какие-то особые одежды и очень таинст-венным.

  11. Первая глава романа «Таинственный остров» начинается с диалога. Попробуйте решить, кому принадлежат реплики начала романа:
  12. «- Поднимаемся?

    - Какое там! Книзу идем!»

    Докажите свою правоту.

    Вопрос, скорее всего, принадлежит мис-теру Сайресу. Наверное, он спрашивает не столько потому, что не может сам оценить ситуацию, сколько потому, что стремится заставить всех быть крайне внимательны-ми к происходящему. Может быть, он да-же пытается несколько успокоить своих спутников. Но ответ, судя по его реши-тельности, скорее всего, принадлежит мо-ряку Пенкрофу, потому что он быстрее других мог оценить ситуацию над реву-щим морем.

    Однако вопрос может принадлежать и Спилету, который как журналист всегда стремится быстрее оценить ситуацию.

  13. Напомним вам, что основными темами в творчестве Жюля Верна были освоение Арктики и завоевание обоих полюсов, подводная навигация, авиация и воздухоплавание, использование элект-рической энергии, межпланетные путешествия. К какому из этих направлений отнесем мы «Таинст-венный остров»?
  14. Среди произведений Жюля Верна «Та-инственный остров» занимает особое мес-то. Хотя он входит в трилогию лучших ро-манов писателя (в нее входят также «Двадцать тысяч лье под водой» и «Дети капитана Гранта»), он все же отличается тем, что немного связан с темой подвод-ной навигации, немного — с воздухопла-ванием, немного — с использованием электрической энергии. Все это разнооб-разие проблем и вопросов объяснимо — перед нами еще одна «робинзонада». А «робинзонады» требуют решения мно-жества проблем. Но более всего вспомина-ют этот роман, когда говорят о том, каким хорошим может стать мир, когда люди су-меют на нем мирно жить. Именно потому, что маленький коллектив обитателей ост-рова сумел создать свой мир тружеников, этот роман называют утопией.

    Справка. Утопия — у этого слова два значения: 1) место, которого нет; 2) благословенное место. Само слово стало обозначать идеальное общество, когда То-мас Мор создал книгу о жизни на сказоч-ном острове, который назвал Утопия.

  15. Кто был таинственным помощником героев?
  16. Таинственным помощником героев ро-мана был капитан Немо, о чем с самого начала догадываются те, кто прочел не только этот роман, но и два предшествую-щих произведения трилогии.

  17. Подготовьте описание самого трудного техни-ческого решения, которое приняли жители острова.
  18. Перед обитателями острова одна за дру-гой вставали достаточно трудные пробле-мы, и не только технические. Каждая из них при ее появлении казалась неосу-ществимой, а затем переходила в разряд уже решенных проблем.

    Так что при обсуждении этого вопроса не стоит искать только Одного конкретно-го решения. Ведь для вынужденных робинзонов все было проблемой: создание жилья, отопление, освещение, способы приготовления пищи… Отвечая на этот вопрос, можно подумать и о том, решение какой из проблем было бы интересно и до-ступно каждому из учеников. Здесь возможен выбор ответа в зависимости от ва-ших интересов и возможностей.

  19. Что в этом романе от технической смекалки и знаний, а что — от научной фантастики?
  20. История того, как путешественники обустроились на необитаемом острове, предлагает описание того, как возможно выживание коллектива в трудных услови-ях. Для рядового шестиклассника все ре-шения и находки этих отважных людей могут представляться решениями из области научной или даже ненаучной фантастики. Но для некоторых учеников со спортивной подготовкой и тренировкой или навыками в области техники многое покажется доступным. Например, вопрос о сооружении жилища в условиях, в кото-рые попали герои, для опытных турис-тов не проблема. Так что ответ требует оценки собственных возможностей. Для одних ответ — возможность показать свою подготовленность устроить свой быт в условиях экстремальных, непривыч-ных. Для других — сигнал, который под-сказывает необходимость овладения прие-мами выживания в нестандартных усло-виях.

  21. Считаете ли вы, что и для сегодняшнего дня роман остается научно-фантастическим, или он стал только приключенческим романом?
  22. О Жюле Верне говорят как о писателе, который предсказал многие открытия по-следующих лет. Однако, если открытие уже осуществлено, а его результаты во-шли в обиход людей, оно перестает счи-таться чем-то недостижимым. И рассказ о технических решениях, которые стали привычны для сегодняшнего дня, может специально не возникать. Нельзя же об-суждать возможность существования под-водной лодки, когда такие лодки давно бороздят океаны. Поэтому многие романы Жюля Верна сейчас мы воспринимаем как приключенческие произведения. Материал с сайта

  23. Составьте краткий словарик терминов, кото-рые используют колонисты, осваивая остров.
  24. Подумайте о том, одинаковый ли слова-рик вы могли бы создать, описывая каж-дого из колонистов. Наверное, сразу же ясно, что у Сайреса Смита и у его слуги Наба словарный запас различен и по со-держанию и по объему. Но освоение ост-рова требовало от всех участников общих усилий. При этом возникала потребность в употреблении новых слов — при общей работе каждый должен был понимать сво-его соучастника в этом труде. Так, в том словарике, который можно создать для колонистов, могут быть разделы слов, связанных с их деятельностью: «Слова-рик строителя», «Словарик ботаника», «Словарик морехода», «Словарик метео-ролога»…

  25. Сопоставляя произведения Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» и «Таинственный остров» Жюля Верна, составьте словарики робинзонов (по вашему выбору): «Словарь первого дня Робинзона», «Сло-варь первого дня на таинственном острове», «Сло-варь Робинзона-строителя», «Ботанический слова-рик двух «робинзонад» и т. п.
  26. Выбирайте такой словарь, который помог бы обогатить вас словами в соответствии с вашими ув-лечениями. Еще лучше, если вы сами придумаете название словаря.

    Работа по составлению словаря требует перечитывания текста, внимательного от-бора слов, которые вошли в ваш активный словарь, в ежедневный обиход. При этом словарики вовсе не должны представлять собой набор незнакомых слов. Слова «то-пор» и «пила» не могут быть исключены из словаря строителя, а «зерно», «пшени-ца», «виноград» — из словаря ботаника.

  27. Как вы оцениваете команду таинственного острова? Можно ли назвать членов этой команды «друзьями по несчастью» или настоящими друзь-ями?
  28. Если в начале своего приключения лю-ди, попавшие на таинственный остров, были всего лишь «друзьями по несчас-тью», то совместная борьба за выживание сплотила их и превратила в замечатель-ный, сплоченный коллектив. Этот путь создания коллектива в совместном труде и преодолении трудностей всегда вызыва-ет уважение читателя и стремление под-ражать этим чудесным людям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие произведения можно отнести к робинзонадам
  • на какой остров герой романа жюль верна приплыл
  • герои рассказа таинственного острова
  • таинственный остров жюль верн основные герои
  • на кого из литературных героев похож сайрес смит

Сочинение

Проблематика произведений Ж. Верна, особенности его художественных приемов, гуманизм и демократизм писателя привлекали и привлекают не только юных, но и взрослых читателей, литературоведов и педагогов. Во многих странах мира написаны книги о Ж. Берне. В РОССИИ издан ряд исследований о творчестве замечательного автора научно-фантастических романов. На документальном материале построен роман о жизни Ж. Верна 2. Сама личность писателя вызывает большой интерес: кем был Ж. Верн? Гениальным провидцем, пророком грядущих научных открытий? Ведь многие научные гипотезы Жюля Верна были позже подтверждены учеными. Или был он всего лишь вдохновенным свидетелем великих научных открытий своего времени – второй половины XIX века, поры бурного развития науки и промышленности?

Но если биографы и исследователи, рассматривая творчество писателя на уровне науки той поры, не называют его прорицателем и рассказывают, например, о существовании до «Наутилуса» подводных лодок, снижает ли это поэтический образ «Наутилуса», в котором воплотилось то, что будило воображение, мечты изобретателей? «Ж. Берн не творил в области невозможного. Его романы, опережающие время, предусматривали высшие возможности того, что в действительности соответствовало эпохе»,- пишет замечательный итальянский революционер А. Грамши. Добавим, что у Ж. Верна эти «высшие возможности» оживали в действиях, образах, одновременно и фантастических, и реалистических, и что эти образы были подсказаны не только огромной эрудицией автора и его могучей фантазией, но и глубокой верой в силы человека. «Все то, что может представить себе человек, другие люди способны осуществить»,- писал Ж. Верн своему отцу. Один из любимых героев писателя – Паганель имеет звания секретаря Парижского географического общества, члена-корреспондента географических обществ Берлина, Бомбея, Дармштадта, Лейпцига, Лондона, Петербурга, Вены, Нью-Йорка, почетного члена Королевского географического и этнографического института Восточной Индии… Ж. Верн превосходил Паганеля: он мог быть членом не только географических обществ, но и технических, физических, математических и многих других.

Ж. Верн часто целыми днями не выходил из библиотеки, у него была огромная картотека, материал которой был почерпнут из книг самого различного научного содержания. Многие сведения он мог получить от своих друзей, среди которых были специалисты в разных областях знания. У писателя была своя яхта, на которой он объезжал берега Франции. А когда маленькая яхта была заменена большой, Ж. Верн не ограничился Средиземным морем, плавал по Северному и Балтийскому морям, побывал в Атлантике. На гигантском для своего времени пароходе «Грейт-Истерн» он отправился в Америку. Хотя эти путешествия и не были исчерпывающим источником для описания всех морей и континентов в романах Ж. Верна, но обогащали они автора чрезвычайно. Особенно если помнить о необычайной наблюдательности писателя, его интересе к людям, их быту, труду, общественным отношениям.

При жизни писателя вокруг его имени создавалась легенда: Ж. Верн – это не фамилия одного какого-то автора, а псевдоним целой группы писателей. Можно было бы не говорить об этих вздорных слухах, если бы они не были порождены поистине колоссальной работоспособностью и эрудицией Ж. Верна. По контракту с Этцелем, который угадал в малоизвестном авторе, принесшем ему в 1862 году свой первый роман «Пять недель на воздушном шаре», будущего «Жюля Верна», писатель должен был ежегодно в течение 20 лет поставлять по два романа «Необычайных путешествий» или один двухтомный роман той же серии.

Ж. Верн называл свои произведения «романами науки». Точнее можно назвать их «романами человека и науки». Ведь центральный образ романов Ж. Верна – человек, окрыленный стремлением к познанию, к раскрытию тайн природы. В этом главном для героев Ж. Верна чувстве много оттенков: и еще неясные, но властные, манящие догадки, и боль от ошибок, и сознание могущества человека, не только владевшего тайнами природы, но способного использовать их на благо человечества. Именно на благо человечества, ибо предостерегающе страшен образ Шульца, одного из героев романа «Пятьсот миллионов бегумы», мечтавшего использовать науку для уничтожения людей и всего ими содеянного. Читателя Ж. Верна захватывает благородство героев, поэтически переданный процесс научного познания, высокий пафос достижений, утверждение неогр
аниченных возможностей человека. Не в этом ли притягательная сила Ж. Верна?

Циолковский, например, свидетельствует, что в юности Ж. Верн пробудил в нем стремление к космическим полетам, Обручева он заразил страстью к путешествиям и исследованиям, Менделеев, Жуковский с благодарностью вспоминали его имя. И не случайно на поверхности Луны русские ученые обозначили кратер Жюля Верна.

Процесс созревания таланта Ж. Верна: влияние на него учения социалистов-утопистов, а также значение для его творчества современного ему научного прогресса и политической обстановки – революции 1848 года, событий 1870-1871 годов-рассматривает К. Андреев в своей книге «Три жизни Жюля Верна». По произведениям первого периода творчества, когда наряду с романами «Пять недель на воздушном шаре» (1862), «Приключения капитана Гаттераса» (1867) и другими Ж. Верн написал замечательную трилогию: «Дети капитана Гранта» (1868), «20 000 лье под водой» (1870) и «Таинственный остров» (1874),-можно судить и о социальных идеях писателя, и о его творческой манере.

Главное, что объединяет серию романов «Необычайные путешествия»,- это люди: их благородство, свободолюбие и обширные знания, благодаря которым они совершают чудеса. Некоторые герои (капитан Немо, Айртон, Роберт Грант) переходят из одного романа в другой, что углубляет образы, способствует заострению фабулы романов. Мастерство Ж. Верна в построении «интригующей, захватывающей фабулы» высоко ценил Л. Толстой.

В «Детях капитана Гранта» герои путешествуют по трем океанам, разыскивая неизвестно где потерпевшего кораблекрушение шотландского патриота – капитана Гранта. Капитан Грант отправился на поиски острова, куда могли бы переселиться шотландцы, тем самым освободившись от владычества Англии. Интрига завязывается сразу в виде загадки, тайны, к разгадке которой взволнованный читатель то приближается, то эта возможность внезапно ускользает от него. Борьба с препятствиями и опасностями требует величайшего напряжения, однако возможность победы заложена в характерах героев. В романе широко развернута картина природы и жизни людей в различных частях света. Вызывает негодование жестокая эксплуатация, тяготы порабощенных народов. Свободолюбивые убеждения писателя, а также влияние на него идей социалистов-утопистов налицо в этом романе, как и во многих других. Симпатии к угнетенным народам писатель выражает по-разному: то рассказывая об их ужасной судьбе, то создавая такие выразительные образы, как образ индейца Талькавы, мальчика Толине и других.

В большинстве случаев путешественников выручает ученый-географ Паганель. Для него природа всех стран, люди, их нравы, обычаи – открытая книга. Его осведомленность во всех областях географии поистине великолепна.

Паганель – один из наиболее удавшихся Ж. Верну образов. Отзывчивый, добродушный, веселый, остроумный, он пользуется неизменной любовью своих спутников.

«20 000 лье под водой» – вторая часть трилогии – одно из самых блестящих произведений романиста. Научная фантастика, опирающаяся на реальную сущность явлений, романтические черты героя-ученого, чудо «Наутилус» – его творение, само по себе захватывающее внимание, равнины подводного мира, гигантские леса, чудовищной величины животные, наконец, построение романа как непрекращающаяся разгадка тайны – все это воспринимается с неослабевающим интересом.

В романе в своеобразном единстве живут два героя: «Наутилус» с его по-сказочному «чудесными силами» (так капитан Немо называет электричество) и капитан Немо, образ которого многолик и загадочен. Гениальный ученый, властелин морских глубин, невидимый и неузнанный, он называет себя Немо, что значит «никто». Он топит английские военные корабли, и он же снабжает золотом восставших на Крите. Рискуя жизнью, спасает бедняка – ловца жемчуга, приняв на себя поединок со спрутом. «Это был индус, представитель угнетенного народа, а я до последнего вздоха буду защитником угнетенных». Эти слова и поступки, как и офорты в кабинете героя – портреты Костюшко, Боцариса, О’Коннеля, Вашингтона, Манина, Линкольна, Джона Брауна, приоткрывают несколько тайну капитана Немо, но полностью она в романе не раскрыта. Сам увлеченный образом Немо, Жюль Берн поведал о его судьбе лишь спустя 5 лет в «Таинственном острове». К концу своей жизни постаревший капитан, все еще сохраняя тайну, вызывает к себе обитателей «Таинственного острова», которых он, невидимый, не раз избавлял от смертельной опасности.

Проблематика произведений Ж. Верна, особенности его художественных приемов, гуманизм и демократизм писателя привлекали и привлекают не только юных, но и взрослых читателей, литературоведов и педагогов. Во многих странах мира написаны книги о Ж. Берне. В РОССИИ издан ряд исследований о творчестве замечательного автора научно-фантастических романов. На документальном материале построен роман о жизни Ж. Верна 2. Сама личность писателя вызывает большой интерес: кем был Ж. Верн? Гениальным провидцем, пророком грядущих научных открытий? Ведь многие научные гипотезы Жюля Верна были позже подтверждены учеными. Или был он всего лишь вдохновенным свидетелем великих научных открытий своего времени - второй половины XIX века, поры бурного развития науки и промышленности?

Но если биографы и исследователи, рассматривая творчество писателя на уровне науки той поры, не называют его прорицателем и рассказывают, например, о существовании до «Наутилуса» подводных лодок, снижает ли это поэтический образ «Наутилуса», в котором воплотилось то, что будило воображение, мечты изобретателей? «Ж. Берн не творил в области невозможного. Его романы, опережающие время, предусматривали высшие возможности того, что в действительности соответствовало эпохе»,- пишет замечательный итальянский революционер А. Грамши. Добавим, что у Ж. Верна эти «высшие возможности» оживали в действиях, образах, одновременно и фантастических, и реалистических, и что эти образы были подсказаны не только огромной эрудицией автора и его могучей фантазией, но и глубокой верой в силы человека. «Все то, что может представить себе человек, другие люди способны осуществить»,- писал Ж. Верн своему отцу. Один из любимых героев писателя - Паганель имеет звания секретаря Парижского географического общества, члена-корреспондента географических обществ Берлина, Бомбея, Дармштадта, Лейпцига, Лондона, Петербурга, Вены, Нью-Йорка, почетного члена Королевского географического и этнографического института Восточной Индии... Ж. Верн превосходил Паганеля: он мог быть членом не только географических обществ, но и технических, физических, математических и многих других.

Ж. Верн часто целыми днями не выходил из библиотеки, у него была огромная картотека, материал которой был почерпнут из книг самого различного научного содержания. Многие сведения он мог получить от своих друзей, среди которых были специалисты в разных областях знания. У писателя была своя яхта, на которой он объезжал берега Франции. А когда маленькая яхта была заменена большой, Ж. Верн не ограничился Средиземным морем, плавал по Северному и Балтийскому морям, побывал в Атлантике. На гигантском для своего времени пароходе «Грейт-Истерн» он отправился в Америку. Хотя эти путешествия и не были исчерпывающим источником для описания всех морей и континентов в романах Ж. Верна, но обогащали они автора чрезвычайно. Особенно если помнить о необычайной наблюдательности писателя, его интересе к людям, их быту, труду, общественным отношениям.

При жизни писателя вокруг его имени создавалась легенда: Ж. Верн - это не фамилия одного какого-то автора, а псевдоним целой группы писателей. Можно было бы не говорить об этих вздорных слухах, если бы они не были порождены поистине колоссальной работоспособностью и эрудицией Ж. Верна. По контракту с Этцелем, который угадал в малоизвестном авторе, принесшем ему в 1862 году свой первый роман «Пять недель на воздушном шаре», будущего «Жюля Верна», писатель должен был ежегодно в течение 20 лет поставлять по два романа «Необычайных путешествий» или один двухтомный роман той же серии.

Ж. Верн называл свои произведения «романами науки». Точнее можно назвать их «романами человека и науки». Ведь центральный образ романов Ж. Верна - человек, окрыленный стремлением к познанию, к раскрытию тайн природы. В этом главном для героев Ж. Верна чувстве много оттенков: и еще неясные, но властные, манящие догадки, и боль от ошибок, и сознание могущества человека, не только владевшего тайнами природы, но способного использовать их на благо человечества. Именно на благо человечества, ибо предостерегающе страшен образ Шульца, одного из героев романа «Пятьсот миллионов бегумы», мечтавшего использовать науку для уничтожения людей и всего ими содеянного. Читателя Ж. Верна захватывает благородство героев, поэтически переданный процесс научного познания, высокий пафос достижений, утверждение неограниченных возможностей человека. Не в этом ли притягательная сила Ж. Верна?

Циолковский, например, свидетельствует, что в юности Ж. Верн пробудил в нем стремление к космическим полетам, Обручева он заразил страстью к путешествиям и исследованиям, Менделеев, Жуковский с благодарностью вспоминали его имя. И не случайно на поверхности Луны русские ученые обозначили кратер Жюля Верна.

Процесс созревания таланта Ж. Верна: влияние на него учения социалистов-утопистов, а также значение для его творчества современного ему научного прогресса и политической обстановки - революции 1848 года, событий 1870-1871 годов-рассматривает К. Андреев в своей книге «Три жизни Жюля Верна». По произведениям первого периода творчества, когда наряду с романами «Пять недель на воздушном шаре» (1862), «Приключения капитана Гаттераса» (1867) и другими Ж. Верн написал замечательную трилогию: «Дети капитана Гранта» (1868), «20 000 лье под водой» (1870) и «Таинственный остров» (1874),-можно судить и о социальных идеях писателя, и о его творческой манере.

Главное, что объединяет серию романов «Необычайные путешествия»,- это люди: их благородство, свободолюбие и обширные знания, благодаря которым они совершают чудеса. Некоторые герои (капитан Немо, Айртон, Роберт Грант) переходят из одного романа в другой, что углубляет образы, способствует заострению фабулы романов. Мастерство Ж. Верна в построении «интригующей, захватывающей фабулы» высоко ценил Л. Толстой.

В «Детях капитана Гранта» герои путешествуют по трем океанам, разыскивая неизвестно где потерпевшего кораблекрушение шотландского патриота - капитана Гранта. Капитан Грант отправился на поиски острова, куда могли бы переселиться шотландцы, тем самым освободившись от владычества Англии. Интрига завязывается сразу в виде загадки, тайны, к разгадке которой взволнованный читатель то приближается, то эта возможность внезапно ускользает от него. Борьба с препятствиями и опасностями требует величайшего напряжения, однако возможность победы заложена в характерах героев. В романе широко развернута картина природы и жизни людей в различных частях света. Вызывает негодование жестокая эксплуатация, тяготы порабощенных народов. Свободолюбивые убеждения писателя, а также влияние на него идей социалистов-утопистов налицо в этом романе, как и во многих других. Симпатии к угнетенным народам писатель выражает по-разному: то рассказывая об их ужасной судьбе, то создавая такие выразительные образы, как образ индейца Талькавы, мальчика Толине и других.

В большинстве случаев путешественников выручает ученый-географ Паганель. Для него природа всех стран, люди, их нравы, обычаи - открытая . Его осведомленность во всех областях географии поистине великолепна.

Паганель - один из наиболее удавшихся Ж. Верну образов. Отзывчивый, добродушный, веселый, остроумный, он пользуется неизменной любовью своих спутников.

«20 000 лье под водой» - вторая часть трилогии - одно из самых блестящих произведений романиста. Научная фантастика, опирающаяся на реальную сущность явлений, романтические черты героя-ученого, чудо «Наутилус» - его творение, само по себе захватывающее внимание, равнины подводного мира, гигантские леса, чудовищной величины животные, наконец, построение романа как непрекращающаяся разгадка тайны - все это воспринимается с неослабевающим интересом.

В романе в своеобразном единстве живут два героя: «Наутилус» с его по-сказочному «чудесными силами» (так капитан Немо называет электричество) и капитан Немо, образ которого многолик и загадочен. Гениальный ученый, властелин морских глубин, невидимый и неузнанный, он называет себя Немо, что значит «никто». Он топит английские военные корабли, и он же снабжает золотом восставших на Крите. Рискуя жизнью, спасает бедняка - ловца жемчуга, приняв на себя поединок со спрутом. «Это был индус, представитель угнетенного народа, а я до последнего вздоха буду защитником угнетенных». Эти слова и поступки, как и офорты в кабинете героя - портреты Костюшко, Боцариса, О"Коннеля, Вашингтона, Манина, Линкольна, Джона Брауна, приоткрывают несколько тайну капитана Немо, но полностью она в романе не раскрыта. Сам увлеченный образом Немо, Жюль Берн поведал о его судьбе лишь спустя 5 лет в «Таинственном острове». К концу своей жизни постаревший капитан, все еще сохраняя тайну, вызывает к себе обитателей «Таинственного острова», которых он, невидимый, не раз избавлял от смертельной опасности.

Капитан Немо - принц Даккар, участник разгромленного англичанами восстания сипаев в Индии. Встреча с капитаном Немо, рассказ о его судьбе, погребение его вместе с «Наутилусом» в глубинах Тихого океана - интереснейшие страницы «Таинственного острова». Здесь же при последней встрече капитан Немо открыл Сайрусу Смиту, что остров Линкольн обречен на уничтожение из-за близости его недр к вулкану. В романах Ж. Верна много молодых героев, подростков и юношей. Они растут и мужают под влиянием своих взрослых друзей. Таков в «Детях капитана Гранта» мальчик Роберт Грант, разделявший все трудности путешествий. В «Таинственном острове» мы встречаемся уже с молодым отважным капитаном Робертом Грантом. Таков и Герберт: его пристрастие к естествознанию, смышленость и мужество не раз помогают в трудные моменты героям «Таинственного острова». Таков Дик Сенд - пятнадцатилетний капитан, которого обстоятельства заставляют принять на себя командование судном. В предисловии к роману «Два года каникул» Ж. Берн писал: «В «Пятнадцатилетнем капитане» я попытался показать, что могут сделать ум и храбрость подростка в борьбе с опасностями и трудностями, заставившими его возложить на себя ответственность, не соответственную его возрасту».

В России первый роман «Необычайных путешествий» - «Пять недель на воздушном шаре» - вышел в 1863 году под названием «Воздушное путешествие через Африку» и сразу же получил высокую оценку Салтыкова-Щедрина. Писатель отметил новаторство Ж. Верна, научную значимость и воспитательную ценность романа. Однако он считал, что над редакцией романа следует еще поработать: это касалось некоторых длиннот в беседах действующих лиц. Для дальнейшего ознакомления русского юношества с Ж- Верном много сделала украинская писательница , которая была лично знакома с Жюлем Верном и его издателем Этцелем. Марко Вовчок перевела на русский большинство романов Жюля Верна, которые горячо были встречены прогрессивными деятелями. По-иному отнеслись к Жюлю Верну реакционеры всех мастей. Книга «Путешествие к центру земли», например, за «дерзость и святотатство» была запрещена. У нас изданы отдельные романы Ж. Верна и собрание его сочинений в двенадцати томах.

Одновременно с «романами науки» Жюля Верна во Франции издавалось множество приключенческих романов. Наиболее популярными авторами таких романов были Постав Эмар, Луи Буссенар, Луи Жаколио. Стремительность переплетающихся действии, внезапность препятствий, столкновение со «злодеями», бешеные погони, чудесные спасения, упоение силой и ловкостью героев - эти и другие приемы, столь же привычные для приключенческих романов XIX века, придают занимательность произведениям упомянутых авторов. Люди богатого жизненного опыта (все они много путешествовали, каждый из них побывал в разных частях света), они в той или иной мере вводили в произведения свои наблюдения над природой и жизнью людей в малоизвестных далеких странах.

Проблема индивидуального стиля переводчика (на материале сопоставительного анализа переводов "Таинственного острова" Жюля Верна)

Введение

Переводы Жюля Верна на русский язык в историческом контексте

1 Общая характеристика русской ситуации

Анализ двух переводов на предмет соответствия оригиналу: топонимы

1 Специфические топонимы в интерпретации обоих переводчиков

2 Общая характеристика интерпретации топонимов в обоих переводах

Анализ двух переводов на предмет соответствия оригиналу: изменения, внесённые переводчиком

1 Изменения, сделанные из идеологических соображений

2 Изменения иного характера

Сравнительный анализ стилистики обоих переводов

1 Стилевая характеристика перевода Игнатия Петрова

2 Стилевая характеристика перевода Н. Немчиновой и А. Худадовой

3 Сопоставление одинаковых фрагментов романа в разных переводах как иллюстрация к вышесказанному

Заключение

Список источников

Библиографический список

Приложение №1

Приложение №2

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая курсовая работа посвящена изучению проблемы индивидуального стиля переводчика на примере произведения Жюля Верна «Таинственный остров».

Актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения проблем стилистического характера, касающихся издания Жюля Верна в современной России.

К сожалению, в связи со стагнацией книгоиздательского бизнеса всё меньшее и меньшее внимание уделяется переводам иностранной литературы, выпускаемой в последние годы. Издатели, стремясь к экономии средств, используют устаревшие переводы, характеризующиеся низким качеством и стилистикой, которая не соответствует современности. В подобных условиях необходимо чётко сознавать художественную ценность перевода, его актуальность и степень соответствия оригиналу. Несмотря на достаточно подробное описание переводов Жюля Верна на русский язык, сделанное место в прошлом веке, на сегодняшний день не существует полноценного анализа текстов Жюля Верна на русском языке и степени их актуальности.

Стилистический портрет переводов Жюля Верна является одним из основных критериев, помогающих определить ценность того или иного переводческого варианта.

Целью настоящей работы является выявление авторского стиля двух переводчиков романа «Таинственный остров» в соответствии с их задачами и видением оригинального текста.

Объект исследования: роман «Таинственный остров» в переводах Игн. Петрова и Н. Немчиновой и А. Худадовой.

Исходя из общей цели, объекта и предмета, ставятся следующие конкретные задачи исследования:

Выявить культурный и социальный контекст перевода Игн. Петрова и перевода Н. Немчиновой и А. Худадовой.

Проанализировать соответствие переводов оригинальному тексту на основе интерпретации авторских топонимов.

Проанализировать соответствие переводов оригинальному тексту на основе их целостности и законченности.

Провести сравнительный анализ стилистики обоих переводах, опираясь на ранее полученные сведения.

В качестве вывода определить перевод, наиболее соответствующей современной лингвистической и культурной ситуации в России.

Материалом для исследования послужило художественное франкоязычное произведение Жюля Верна «Таинственный остров» и два его перевода на русский язык, обладающие максимально различающимися характеристиками.

Методы исследования. Методика исследования, обусловленная многообразием рассматриваемых проблем, включала различные формы анализа: описательно-логический и собственно переводческий. Переводческий метод является комплексным диалогическим методом и состоит из сочетания лингвистических и литературоведческих методов: компаративного, типологического, трансформационного анализа.

Теоретической базой исследования послужили работы: Е.П. Брандиса, Кирилла Андреева, А. В.Фёдорова, Г. Е. Мирама, Норы Галь.

Структура данной работы: работа общим объемом 29 страниц состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка источников, библиографического списка, приложений.

Во введении обосновывается актуальность проводимого исследования, формулируются основные цели и задачи, определяются объект, предмет и методы исследования и указывается основная теоретическая база исследования.

В I главе делается краткий обзор издания произведений Жюля Верна в России, описывается социокультурная ситуация во время создания соответственно первого и второго перевода.

Во II и III главах проанализированы соответствия переводов оригинальному тексту на основе двух критериев: точности интерпретации специфических топонимов, выдуманных автором, и структурно-семантического соответствия перевода оригиналу (купюры и иные изменения). Эти два критерия выбраны из всех прочих возможных по той причине, что отражают специфику анализируемого текста: научная фантастика с элементами философии, перевод которой сделан в условиях особенного отношения к философско-идеологическим произведениям.

В IV главе даётся сопоставительный анализ стилистики переводов Игн. Петрова и Н. Немчиновой и А. Худадовой.

В заключении в виде выводов обобщаются основные результаты проводимого исследования.

.ПЕРЕВОДЫ ЖЮЛЯ ВЕРНА НА РУССКИЙ ЯЗЫК В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

1.1 Общая характеристика русской ситуации

«В каждой стране появлялся «свой» Жюль Верн. Итальянский чем-то отличался от испанского, немецкий - от шведского, американский - от английского, и так далее. В России его романы попали на благодатную почву». Так пишет Е.П. Брандис, начиная свой очерк «Голоса из России», описывающий столетние взаимоотношения великого пионера научной фантастики и его русских читателей. В самом деле: история проникновения жюль-верновских романов в русскую читательскую культуру заслуживает не меньшего внимания, чем собственная история написания этих романов. Данный тезис справедлив прежде всего потому, что образ иностранного писателя, его стилистический портрет, поэтика и комплекс основных идей доступны русскоязычной аудитории лишь на переводческой основе. Традиции книгоиздания, национальный взгляд на творчество того или иного автора, собственно практика перевода - всё накладывает отпечаток на бытование иностранной литературы в той или иной стране. Так происходит и с произведениями Жюля Верна. Е.П. Брандис совершенно справедливо отмечает: романам Жюля Верна в России «повезло». От Марко Вовчка до Кирилла Андреева, от материалистической философии шестидесятников до рационалистических идеалов Советского Союза - творчество Верна всегда было кстати и, как следствие, оно находит отклик в сердцах уже не одного поколения (Евг. Брандис, 1895, с. 160-164). Это происходит, разумеется, не в последнюю очередь благодаря переводам.

В рамках данной работы нет возможности делать обширный анализ переводов Жюля Верна на русский язык. За тематические рамки также вышел бы узкоспециальный анализ, направленный лишь на переводы романа «Таинственный остров». Однако необходимость пролить свет на проблему «русского Жюля Верна» и актуализировать с её помощью проблему индивидуального стиля переводчика даёт автору бесспорную возможность начать исследование. Мы выбрали два наиболее отличающихся друг от друга перевода, дабы обозначить и разъяснить их дифференциальные признаки.

1.2 Перевод романа «Таинственный остров» авторства Игнатия Петрова: появление

Проблема перевода произведений Жюля Верна на русский язык оставалась существенной на протяжении второй половины XIX века и остро встала в начале века XX. Книги великого французского фантаста, являющиеся программными для любого образованного человека, были признаны таковыми и на заре новой эры. Первопроходцам советского книгоиздания и нового народного просвещения приходилось бороться с засильем отживших свой век детских книг, чья литературная ценность единогласно признавалась нулевой. Это произведения, публиковавшиеся в журнале «Задушевное слово» (1877-1918 гг.), книги Лидии Чарской, Клавдии Лукашевич-Хмызниковой, Александра Круглова и т.д.

«Сейчас, - говорил Максим Горький, - одна хорошая детская книга делает больше добра, чем десяток полемических статей. Если вы в самом деле хотите, чтобы эта гниль уничтожилась, не бросайтесь на неё с кулаками, а создайте нечто своё, настоящее художественное, и она сама собою рассыплется. Это будет лучшая полемика - не словом, а творчеством… Но мало того: тут нужна не одна книга, а по крайней мере триста-четыреста самых лучших, какие только существуют в литературе всех стран…» (Чуковский К., 2001, т.5, 43)

В самом деле: детская культура чтения требовала порядка и системы: молодой Советский Союз стремился воспитывать новое поколение, которое должно быть взращено на соответствующих книгах. Выбор передовых литераторов пал в том числе и на Жюля Верна. Следует отметить, что дореволюционная книгоиздание оставило после себя богатые плоды своей деятельности: издательство И.Д. Сытина и бесплатные приложения к журналу «Вокруг света», «Товарищество М.О. Вольф», издательство П.П. Сойкина и бесплатное приложение к журналу «Природа и люди» - всё это составило богатое собрание книг Жюля Верна на русском языке. Потому, не имея возможности в кратчайшие сроки выпустить принципиально новый комплекс книжной продукции, дореволюционным достоянием воспользовались объединение «Земля и Фабрика» (ЗиФ), Госиздат РСФСР и Государственное издательство художественной литературы (ГИХЛ), в 1928 - 1931 гг. выпустив 24-томное собрание сочинений. Стереотипная перепечатка не способствовала высокому качеству, однако у новой книжной серии было немалое достоинство - был сделан научный комментарий к каждому тому.

сентября 1933 году вышло постановление ЦК партии «Об издательстве детской литературы»: Даниэль Дефо, Джонатан Свифт и Жюль Верн - вот иностранные авторы, которых необходимо переиздать в первую очередь (Евг. Бандис, 1960, 307-308). И с этого момента русский Жюль Верн начал новую жизнь: у него появилось советское лицо. «ДЕТГИЗ» - «Детское государственное издательство» - начало плановую работу по созданию новых, качественных переводов. Именно тогда на полках магазинов появились Игнатий Петров, С.П. Полтавский, Н. Егоров. Была основана серия «Библиотека приключений и научной фантастики». Завоёвывали детское воображение новые, отечественные иллюстрации: в свои права вступили П. И. Луганский, Г. П. Фитингоф, Н. М. Кочергин.

Именно на этой почве возник первый советский перевод «Таинственного острова» на русский язык - перевод Игнатия Петрова. Он был издан в полном соответствии с постановлением Партии: наиболее раннее известное издание датируется 1933 годом.

Перевод Игнатия Петрова, наряду с переводом М. А. Салье, являлся весьма распространённым текстом «Таинственного острова», издаваемым в СССР. Помимо книжного воплощения, Игн. Петров пришёл и на киноэкраны СССР: в 1941 году был снят одноимённый фильм, основанный на переводе Петрова («Одесская киностудия», реж. Эдуард Пенцлин).

Помимо «Таинственного острова», Петров дал советским читателям возможность заново познакомиться с романами «Пятнадцатилетний капитан» (альтернативного варианта не существует до сих пор), «Дети капитана Гранта» и «Двадцать тысяч лье под водой» («80 000 километров под водой» в варианте Петрова). Кроме произведений Жюля Верна, известны переводы Жозефа-Анри Рони-старшего, выполненные Петровым («Борьба за огонь» и «Пещерный лев») (Лаборатория фантастики [сайт]. URL: #"justify">1.3 Перевод романа «Таинственный остров» авторства Н. Немчиновой и А. Худадовой: появление

Второй перевод, являющийся центром исследовательского внимания в данной работе, возник также на волне книгоиздательского бума, однако социальные и культурные условия были иными. Послевоенный подъём наряду с развенчанием культа личности дали печати и книжному делу более широкие возможности. Выросли тиражи художественной литературы: в 50-е годы средний тираж изданий достигал 500-600 тыс. экз., а в ряде случаев - 1 млн. экз. Установилась стабильная практика выпуска собрания сочинений, что свидетельствовало о повышении интереса к классике (История книги, 1998, с. 290-293). Начало книгоиздательского бума совпала с выходом на сцену крупных советских исследователей Жюля Верна, его жизни и творчества: это Кирилл Андреев и Е. П. Брандис. При их деятельном участии было создано классической двенадцатитомное собрание сочинений (1954-1957, Гослитиздат), которое включило в себя переводы, издаваемые до сих пор. Это и работа Н. Г. Яковлевой и Е. Ф. Корша над романом «Двадцать тысяч лье под водой», и вариант «Вокруг света в 80 дней» Н. Габинского и Я. Лесюка, и, разумеется, перевод «Таинственного острова» Н. Немчиновой и А. Худадовой.

Тираж собрания сочинений составил 390000 экземпляров.

Перевод «Таинственного острова», выполненный Н. Немчиновой и А. Худадовой, является самым распространённым переводом этого романа на русский язык. Как станет видно далее, также это самый полный перевод, сохраняющий целостность текста: именно поэтому он издаётся по сей день.

К сожалению, вариант М.А. Салье, изданный в 1942 году и после подвергнутый купюре, с тех пор не воспроизводился и представляет собой библиографическую редкость.

Помимо «Таинственного острова» (единственный текст Жюля Верна, с которым переводчики работали в тандеме), Н. Немчинова перевела на русский язык романы «Клодиус Бомбарнак» и «Дунайский лоцман». Н. Немчинова и А. Худадова также обращались к творчеству Ж.-Ж. Руссо, О. де Бальзака, Стендаля, Альбера Камю, Ги де Мопассана и Франсуазы Саган, зарекомендовав себя таким образом как популярные переводчики классической литературы.

русский язык стилистика перевод

2. АНАЛИЗ ДВУХ ПЕРЕВОДОВ НА ПРЕДМЕТ СООТВЕТСТВИЯ ОРИГИНАЛУ: ТОПОНИМЫ

2.1 Специфические топонимы в интерпретации обоих переводчиков

Для удобства работы была составлена сравнительная таблица, где приведены названия в их оригинальном виде, в переводе Игнатия Петрова и в переводе Немчиновой и Худадовой (см. приложение №1). Также приведены два варианта карты острова Линкольна, соответствующие первому или второму переводу.

Существует важная деталь: Жюль Верн, преследуя как художественные, так и просветительские цели, стремился ввести в текст романа английские варваризмы, соответствующие оригинально-французским названиям (это видно из таблицы). Иногда французские названия и вовсе отсутствуют, заменённые английскими. (Подобная тенденция существуют не только в «Таинственном острове»: например, «Пушечный клуб» из дилогии о путешествии на Луну имеет оригинальный вид «Gun Club», а не «Club-Canon».)

В данной связи присутствует ряд сложностей, которые коснулись и задачи переводчиков.

Следует обратить внимание на топоним «Красный ручей», имеющий оригинальный вид «Creek Rouge». Он является не только примером стремления Верна проникнуть в языковую культуру персонажей, но и свидетельством прекрасной теоретической базы романа.

«Là, ainsi quon lavait présumé, le ruisseau promenait ses eaux vives et limpides entre de hautes berges de terre rouge, dont la couleur décelait la présence de loxyde de fer. Cette couleur fit immédiatement donner à ce cours deau le nom de Creek-Rouge».

Немчинова и Худадова: «Как и предсказывал инженер, там бежала речка, быстрая речка с чистой, прозрачной водой; её высокие берега были красноватого цвета, что свидетельствовало о наличии окиси железа в породах, из которых они состояли. По цвету берегов колонисты тут же дали речке название: «Красный ручей».

Цвет почвы дал колонистам повод назвать ручеёк «Красным».

В данном случае переводчики встали перед необходимостью адекватно оригиналу интерпретировать столь сложное название. Слово «creek» отсутствует во французском языке, а в американском варианте английского имеет значение "приток", "небольшая река", "ручей". Что касается «rouge», то это слово лишь во французском языке означает "красный", "алый" - а в современном английском соотносится с "румяна" и "губная помада". Однако существует и архаичное значение, несомненно, бывшее доступным Жюлю Верну. Это "порошок окиси железа красного цвета". Специализированная окраска не может удивлять: широко известны слова Жюля Верна «Таинственный остров» - роман о химии», а также его тщательное изучение научных основ, заключавшееся в многочисленных посещениях химических фабрик.

Итак, переводчик вынужден иметь дело с высокой концентрацией смыслов: здесь и попытка придать топониму «американский» колорит, и прямая отсылка к физическим особенностям объекта, и общая его характеристика. В обоих случая мы видим один и тот же вариант: «Красный ручей». Таким образом, два из трёх смыслов оказываются утерянными. Однако следует признать, что специально-архаичное значение слова «rouge» не является очевидным. Вполне возможно, в одном из случаев (либо и в том и в другом) переводчик посчитал, что Жюль Верн смешал в названии два языка и имел в виду только прямое значение французского слова «rouge» - "красный".

Необходимо заметить: Жюль Верн не владел английским языком, и в случае нужды он прибегал к помощи словарей, справочников, иностранной прессы, а также советовался с друзьями - знатоками языка. К сожалению, отсутствие возможности самому погрузиться в специфический английский дух не пошло на пользу роману о Новых Людях: герои-американцы несколько странным образом используют свой родной язык, давая названия различным географическим объектам. И если в случае «creek rouge» исследователь имеет полное право указывать не на ошибку, но на глубокий замысел писателя, почти на языковую игру, то в иных случаях дело обстоит иначе.

Выявить несомненное смешение английской и французской лексики, которое едва ли могло быть свойственно выходцам с Восточного побережья США, помогает название другого ручья, уже искусственного, - Creek-Glycérine. Самая орфография не оставляет никаких сомнений.

Также стоит взглянуть на соответствие «lîlot du Salut - Safety-island», где последнее сочетание дано в скобках, словно бы указывая, какие слова употреблялись на самом деле. Название свидетельствует о том, что именно островок Спасения избавил будущих колонистов от гнева бушующих волн. Однако слово «safety», призванное соответствовать французскому «salut», не вполне справляется с подобной задачей. Его значение - "безопасность", "надёжность", "сохранность", что соотносимо скорее с французскими «sûreté», «sécurité»; и в данном случае корректнее было бы употребить слова «salvation» или «redemption».

Так или иначе, и в данной ситуации, и в некоторый других (см. таблицу) переводчик не был вынужден гадать об авторском замысле: в его распоряжении находились оригинальные французские названия, и именно они были интерпретированы. Английские же эквиваленты оказались опущены (это справедливо для всех современных переводов «Таинственного острова» на русский язык).

2.2 Общая характеристика интерпретации топонимов в обоих переводах

Как явствует из таблицы, оба перевода находятся на весьма высоком уровне и дают адекватные эквиваленты оригинальным названиям, в целом сохраняя их смысл и их образность. Сравнительный анализ не позволяет выделить абсолютного лидера меж двумя переводами. Стоит отметить тот факт, что Немчинова и Хухадова несколько чаще Петрова употребляют Родительный падеж после родового названия объекта (ср. мыс Челюсти - мыс Челюсть, мыс Когтя - мыс Коготь). Тем самым не только происходит буквально-грамматическое отражение оригинального словосочетания: названия становятся менее конкретными, а связь между ними и признаком, породившим номинацию, слабеет.

Ошибки и недочёты свойственны как первому, так и второму переводу. Например, название «Baie de lUnion», вне всяких сомнений отсылающее к северным американским штатам («Je préférerais des noms empruntés à notre pays, répondit le reporter, et qui nous rappelleraient lAmérique»), переведено Немчиновой и Худадовой как «бухта Соединения». Напротив, в качестве интерпретации для «le marais des Tadornes» Игнатий Петров предлагает «болото Казарки», странным образом путая казарок с родственными им пеганками. Немчинова и Худадова же предлагают вариант «Утиное болото», по всей видимости, стараясь нивелировать название, малознакомое русскому читателю.

Наиболее известный пример проблемного перевода на русский язык, связанный с «Таинственным островом», - это название первого пристанища колонистов, в оригинале - «les Cheminées». Речь идёт о хаотичном нагромождении скал с множеством щелей, сквозь которые проходит свет и прорывается ветер.

Игнатий Петров даёт самый очевидный вариант перевода - «Камин»: это не только прямое значение слова «cheminée», но и специфическое название узкой расселины в горе во французской практике. Однако для русского читателя подобная отсылка была бы неочевидна: должно быть, именно поэтому Немчинова и Худадова называют «les Cheminées» «Трущобами», имея в виду «углубление, впадину; тесное непроходимое место (густой лес с буреломом, глубокий заросший овраг и т. п.)» (Виноградов В.В., 1999, с. 811-812). Данное значение является архаичным и соответствует времени действия романа.

Ещё одно место в переводах «Таинственного острова», которое приводит в замешательство рядового читателя, если он пытается сравнить два разных варианта его интерпретации. Речь идёт о «la (rivière) Mercy», в буквальном переводе - «река Милосердия». Здесь мы снова сталкиваемся со страстью Верна давать географическим объектам номинации-варваризмы. Вопрос, почему и Хемчинова и Худадова, и Петров, и М.А. Салье соотнесли слово «mercy» не с «милосердием», а с «благодарностью»/«благодарением», остаётся открытым. Текст романа действительно утверждает, что колонисты окрестили реку подобным образом в благодарность Провидению. Однако совершенно не выдерживает критики та гипотеза, будто три разных переводчика, работавшие независимо друг от друга, усмотрели в названии «la Mercy» отсутствие логики, потому решив его исправить. Так или иначе, и Петров, и Немчинова и Худадова предпочли дать перевод слова «mercy», пусть и вызывающий вопросы, и отказаться от прямого следования оригиналу, где река именуется просто «la Mercy». Данный выбор вполне понятен: не существующий в реальности объект было бы некорректно называть так же, как прежде был назван не один существующий.

Реку Мерси (Мерсей) можно найти и на карте Англии, и на карте Австралии. Во избежание путаницы оба переводчика избрали другой путь: название было переведено и поставлено в Родительный падеж («река Благодарности», «река Благодарения»), и оно вполне созвучно иным топонимам острова Линкольна (ср.: promontoire du Reptile, forêts du Far-West, pointe de lÉpave).

3. АНАЛИЗ ДВУХ ПЕРЕВОДОВ НА ПРЕДМЕТ СООТВЕТСТВИЯ ОРИГИНАЛУ: ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЁННЫЕ ПЕРЕВОДЧИКОМ

3.1 Изменения, сделанные из идеологических соображений

После того, как нами был проанализирована интерпретация географических названий в том и в другом переводе, нам необходимо затронуть ещё один вопрос: это целостность перевода и сохранение композиционной законченности оригинального текста. Данная проблема встаёт особенно остро при том условии, что оба перевода были сделаны в СССР, где информация, не соответствующая официально заявленным стандартам, не могла появиться в печати. Это касается в первую очередь таких неоднозначных моментов, как нравственно-оценочное начало в литературе для юношества, присутствие Божественных сил как высшего идеала, участие Провидения и т.д. Важные детали речевой характеристики персонажей, а в некоторых случаях - целые абзацы текста при переводе оказываются утрачены: и в данном случае это справедливо для перевода Игнатия Петрова.

За отсутствием доступных источников трудно судить на сегодняшний день, в какой степени сокращения, характеризующие петровский текст «Таинственного острова», принадлежат ему самому и являются авторскими, а в какой - сделаны в ходе редакторской правки и подготовки книги к печати. Однако возможно судить, опираясь на факт издания в 1942 году перевода М.А. Салье в «Молодой гвардии» без купюр, что Игнатий Петров сделал многие сокращения самостоятельно, искренне принимая идеологические установки. (Лаборатория фантастики [сайт]. URL: #"justify">Итак, отсутствующие и искажённые места в переводе, связанные с религией, представлены в следующем списке.

.Совершенное отсутствие финальных абзацев главы 2 части II:

«Ce jour-là - 29 octobre - était précisément un dimanche, et, avant de se coucher, Harbert demanda à lingénieur sil ne voudrait pas leur lire quelque passage de lÉvangile.

« Volontiers », répondit Cyrus Smith.prit le livre sacré, et allait louvrir, quand Pencroff, larrêtant, lui dit:

« Monsieur Cyrus, je suis superstitieux. Ouvrez au hasard, et lisez-nous le premier verset qui tombera sous vos yeux. Nous verrons sil sapplique à notre situation. »Smith sourit à la réflexion du marin, et, se rendant à son désir, il ouvrit lévangile précisément à un endroit où un signet en séparait les pages., ses regards furent arrêtés par une croix rouge, qui, faite au crayon, était placée devant le verset 8 du chapitre VII de lévangile de saint Mathieu.il lut ce verset, ainsi conçu:demande reçoit, et qui cherche trouve».

Замена последних фраз в главе 2 части III, формальная и содержательная.

«- Hum ! Six contre cinquante !

Oui ! six ! ... sans compter...

Qui donc ? » demanda Pencroff.ne répondit pas, mais il montra le ciel de la main».

(Пер. Игн. Петрова)

«- Шесть против пятидесяти!..

Ничего! На нашей стороне преимущество ума!»

Смысловая замена слов Сайреса Смита в главах 16 и 17 части III.

« Toutes les grandes actions remontent à Dieu, car elles viennent de lui ! Capitaine Nemo, les honnêtes gens qui sont ici, eux que vous avez secourus, vous pleureront à jamais ! »

«Cyrus Smith, élevant la main au-dessus de la tête du mort:

« Que Dieu ait son âme ! » dit-il, et, se retournant vers ses amis, il ajouta:

« Prions pour celui que nous avons perdu !»

«Правы ли вы или виноваты, но вам нечего бояться суда истории. Честные люди, стоящие перед вами, не будут вас судить, но будут вечно оплакивать вас».

«Сайрус Смит, подняв руку кверху, сказал:

Мы навеки сохраним о тебе благодарную память!..»

Опущен фрагмент обсуждения таинственной личности, помогающей колонистам, в главе 5 части III.

«- Pas dégoûté, mon garçon, riposta Pencroff, et moi aussi, et nous tous ! Je ne suis pas curieux, mais je donnerais bien un de mes yeux pour voir face à face ce particulier-là ! Il me semble quil doit être beau, grand, fort, avec une belle barbe, des cheveux comme des rayons, et quil doit être couché sur des nuages, une grosse boule à la main !

Eh mais, Pencroff, répondit Gédéon Spilett, cest le portrait de Dieu le père que vous nous faites là !

Possible, monsieur Spilett, répliqua le marin, mais cest ainsi que je me le figure !»

5. Кончина капитана Немо в главе 17 части III в переводе Игнатия Петрова произошла беззвучно.

«Vers une heure du matin, toute la vie sétait uniquement réfugiée dans son regard. Un dernier feu brilla sous cette prunelle, doù tant de flammes avaient jailli autrefois. Puis, murmurant ces mots: « Dieu et patrie ! » il expira doucement».

Пер. Игн. Петрова:

«К часу ночи все проявления жизни у него сосредоточились только в глазах.

Последний раз сверкнул огнём его взор, когда-то горевший пламенем.

Капитан Немо умер».

Текст подвергнут правке, в ходе которой оттуда изъяты все упоминания Бога и Провидения. Слово «бог» встречается в переводе Петрова всего два раза, и оба раза оно используется метафорически: «Плутон, бог подземного царства, а не Нептун, бог моря, создал его [тоннель] своими руками, и можно было различить на стенах следы этой вулканической работы, которую не могла целиком стереть даже текучая вода» (ч. I гл. 18). Слово «Провидение» встречается в тексте всего один раз, и это вымышленный топоним: «Мне Герберт однажды читал книжку про Робинзона. Назовём части острова «бухта Провидения», «мыс Кашалотов», «залив Обманутой надежды»…» (Заметим в скобках, что, скорее всего, речь идёт не о «Робинзоне Крузо» Дефо, а о «Швейцарском Робинзоне» Йоханна Висса, любимой книге Верна-подростка. Однако в последнем романе присутствует «бухта Спасения», а не «бухта Провидения». Возможно, путаницу вызвал некачественный перевод с немецкого на французский.)

Кроме этого, изъяты из текста все упоминания христианских праздников, молитв и благодарности Всевышнему.

3.2 Изменения иного характера

Также в переводе Петрова присутствуют сокращения и изменения, не мотивированные идеологией. Понять их причину представляется несколько более трудной задачей.

Ошибочная или намеренная замена действующего лица в следующем фрагменте главы 3 части I:

«Le reporter émit alors lidée dallumer sur un point de lîlot quelque feu qui pourrait servir de signal à lingénieur. Mais on chercha vainement du bois ou des broussailles sèches. Sable et pierres, il ny avait pas autre chose».

Пер. Игн. Петрова:

«Моряк предложил зажечь где-нибудь на островке костёр, который послужит сигналом для инженера. Но ни деревьев, ни сухих веток найти не удалось. Камни и песок - вот всё, что было на островке».

Отсутствие в главе 11 части II эпизода с альбатросом:

«Mais, le 30 juin, capture fut faite, non sans peine, dun albatros quun coup de fusil dHarbert avait légèrement blesséà la patte. Cétait un magnifique oiseau de la famille de ces grands voiliers, dont les ailes étendues mesurent dix pieds denvergure, et qui peuvent traverser des mers aussi larges que le Pacifique.aurait bien voulu garder ce superbe oiseau, dont la blessure guérit promptement et quil prétendait apprivoiser, mais Gédéon Spilett lui fit comprendre que lon ne pouvait négliger cette occasion de tenter de correspondre par ce courrier avec les terres du Pacifique, et Harbert dut se rendre, car si lalbatros était venu de quelque r