Догадин сергей. Сергей догадин Сергей догадин скрипка

20.10.2019 Украшение

Какую роль играет семья в жизни музыканта? Российский скрипач Сергей Догадин убежден, что своим успехом он во многом обязан родителям – ведь на свет он появился в музыкальной семье. Отец будущего музыканта – профессор Андрей Сергеевич Догадин – преподает в Санкт-Петербургской консерватории, а также является концертмейстером оркестра филармонии, играет в этом оркестре и мать. И хотя исполнительская деятельность родителей Сергея связана со струнными инструментами (мать – скрипачка, отец – альтист), сына они поначалу желали видеть пианистом, и с пятилетнего возраста мальчик обучался фортепианной игре, но параллельно он осваивал и скрипку. Принципиальную разницу между инструментами он почувствовал сразу – скрипка требовала гораздо более углубленной работы над звуком, но в конечном итоге он почувствовал, что скрипка ему ближе, чем фортепиано, и вполне осознанно решил связать жизнь с этим инструментом.

Заниматься по пять-шесть часов в день в столь юном возрасте было нелегко, но с самого начала у Сергея Догадина были прекрасные наставники. Его первым учителем-скрипачом был Лев Александрович Иващенко, позднее он обучался у Владимира Юрьевича Овчарека. В консерватории наставником скрипача стал отец, а после ее окончания музыкант совершенствовал свое искусство в аспирантуре за границей – сначала в Кёльне у известной румынской скрипачки Михаэлы Мартин, затем в Граце – у Бориса Исааковича Кушнера. Здесь он узнал, что к его наставнику приезжают учиться не только молодые скрипачи, но и известные музыканты, у которых за плечами не одно десятилетие исполнительской деятельности – ведь совершенствование не должно прекращаться никогда.

Сольный дебют скрипача состоялся в 2002 г. в Санкт-Петербургской филармонии, и с тех пор Догадин не раз выступал в лучших концертных залах мира. Ему рукоплескали Кёльн, Берлин, Варшава, Токио, Шанхай, Баден-Баден, Стокгольм. К двадцатилетнему возрасту он уже был лауреатом множества международных состязаний, проходивших в Италии, Германии, России. Самым значимым для себя музыкант называет Конкурс им. П.И.Чайковского с его богатейшей историей, в которую он был счастлив вписать свое имя. Впрочем, как полагает Сергей Андреевич, при всей той колоссальной нагрузке, которая сопровождает конкурсные выступления, единственное значение – развитие исполнительской карьеры: сделать карьеру без конкурсов в современном мире нельзя, но все-таки в первую очередь жизнь музыканта должна проходить не в конкурсных выступлениях, а в концертных.

Высшая награда для исполнителя – это даже не премии, завоеванные на конкурсах, а право играть на инструментах, которых касались руки великих музыкантов. Сергей Андреевич дважды удостаивался такой чести – он играл на скрипках и Иоганна Штрауса и навсегда запомнил те неповторимые ощущения, которые порождает соприкосновение с такими инструментами – ведь в них, кажется, до сих пор обитают души гениев прошлого. У каждой скрипки – свой «характер»: скрипка Паганини обладает звуком мощным и насыщенным, в противоположность ей, скрипке Штрауса присущ звук камерный и очень утонченный (трудновато исполнить на таком инструменте концерт для скрипки с оркестром, но для камерной музыки он подходит идеально).

Репертуар Сергея Догадина разнообразен. Особую любовь музыкант питает к творениям финского композитора Яна Сибелиуса, в частности – к его скрипичному концерту. На одном из конкурсов он удостоился специальной премии за лучшее исполнение произведения . Разумеется, присутствуют в его репертуаре сочинения Никколо Паганини, и артист не разделяет расхожего мнения, что исполнить их способен любой скрипач с хорошей техникой: по мнению Сергея Догадина, исполнять на достойном уровне творения великого скрипача, который и по сей день остается непревзойденным, способны очень немногие музыканты. Артиста в равной степени привлекает творчество композиторов классической и романтической эпохи, а также Новейшего времени.

Сергей Андреевич не согласен с утверждением, что академическая музыка в современной России непрестижна – да, подобные концерты не собирают по двадцать или тридцать тысяч слушателей, но такого и не должно быть, ведь речь идет об искусстве элитарном, круг истинных ценителей которого сравнительно узок. Сам Догадин отличается широтой и разнообразием музыкальных пристрастий – он ценит не только классическую музыку, но и Бориса Гребенщикова, группу «Машина времени», Адриано Челентано, а также Демиса Руссоса.

Важным аспектом жизни музыканта он считает заботу о физическом здоровье, поэтому старается регулярно посещать спортивный зал.

С 2017 г. Сергей Догадин совмещает исполнительскую деятельность с педагогической, будучи приглашенным профессором Liangzhu International Arts Academy в Китае.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Сергей Догадин родился в сентябре 1988 года в семье музыкантов. Игрой на скрипке начал заниматься в возрасте 5 лет под руководством известного педагога Л.А. Иващенко. В 2012 году закончил Санкт-Петербургскую консерваторию, где был учеником народного артиста России, профессора В.Ю. Овчарека (до 2007 года). Далее продолжил обучение под руководством отца - заслуженного артиста России, профессора А.С. Догадина, а также брал мастер-классы у З.Брона, Б.Кушнира, Максима Венгерова и многих других. В 2014 году с отличием окончил Концертную аспирантуру Высшей школы музыки г. Кёльна (Германия), где проходил стажировку в классе профессора Михаэлы Мартин.

С 2013 по 2015 годы Сергей стажировался в сольной аспирантуре Университета искусств г. Грац (Австрия), профессор - Борис Кушнир. В настоящее время продолжает стажировку в классе профессора Бориса Кушнира в Венской консерватории.

Догадин - победитель десяти международных конкурсов, в том числе Международного конкурса им. Andrea Postaccini - Гран-при, Ι премия и специальная премия жюри (Италия, 2002), Международного конкурса им. Н.Паганини - Ι премия (Россия, 2005), Международного конкурса «ARD» - специальная премия Баварского радио (присуждалась первый раз в истории конкурса), специальная премия за лучшее исполнение концерта Моцарта, специальная премия за лучшее исполнение произведения, написанного к конкурсу. (Германия, 2009), XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского - II премия (I премия не присуждена) и приз зрительских симпатий (Россия, 2011), III Международного конкурса им. Ю.И. Янкелевича - Гран При (Россия, 2013), 9-го Международного скрипичного конкурса им. Йозефа Йоахима в Ганновере - I премия (Германия, 2015).

Стипендиат Министерства культуры России, фонда «Новые имена», Международного фонда К.Орбеляна, Моцартовского общества в городе Дортмунд (Германия), лауреат премии Ю.Темирканова, премии А.Петрова, молодежной премии Губернатора Санкт-Петербурга, премии Президента России.

Гастролировал в России, США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии, Испании, Швеции, Дании, Китае, Польше, Литве, Венгрии, Ирландии, Чили, Латвии, Турции, Айзербайджане, Румынии, Молдавии, Эстонии и Нидерландах.

С момента дебюта в 2002 году в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии с Заслуженным коллективом России под управлением В.Петренко, Догадин выступал на всемирно известных сценах, таких как Большие залы Берлинской, Кёльнской и Варшавской филармоний, зале «Herkules» в Мюнхене, зале «Liederhalle» в Штуттгарте, зале «Festspielhaus» в Баден-Бадене, зале «Concertgebouw» и «Muziekgebouw» в Амстердаме, зале «Suntory Hall» в Токио, «Symphony Hall» в Осаке, «Palacio de Congresos» в Мадриде, «Alte Oper» во Франкфурте, Концертном зале «Kitara» в Саппоро, Концертном зале «Tivoli» в Копенгагене, Концертном зале «Berwaldhallen» в Стокгольме, Большом театре в Шанхае, Большом зале Московской консерватории, зале им. Чайковского в Москве, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Концертном зале Мариинского театра.

Скрипач сотрудничал с такими всемирно известными оркестрами, как London Philharmonia orchestra, Royal Philharmonic orchestra, Berlin symphony orchestra, Budapest symphony orchestra, NDR Radiophilharmonie, Nordic Symphony orchestra, Munich Kammerorchester, Stuttgarter Kammerorchester, Nordwestdeutsche Philharmonie, Frankfurter Museum Orchestra, English Chamber Orchestra, Polish Chamber Orchestra, «Kremerata Baltica» Chamber Orchestra, Тайпейским филармоническим оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, оркестром Мариинского театра, Заслуженным коллективом России, оркестром Московской филармонии, национальными оркестрами Эстонии и Латвии, Государственным оркестром России и другими зарубежными и российскими коллективами.

В 2003 году компанией Би-Би-Си был записан скрипичный концерт А.Глазунова в исполнении С.Догадина с Ольстерским симфоническим оркестром.

Сотрудничал с выдающимися музыкантами нашего времени: Ю.Темиркановым, В.Гергиевым, В.Ашкенази, В.Спиваковым, Ю.Симоновым, Т.Зандерлингом, А.Чеккато, В.Третьяковым, А.Дмитриевым, Н.Алексеевым, Д.Мацуевым, В.Петренко, А.Тали, М.Таном, Д.Лиссом, Н.Токаревым, М.Татарниковым, Т.Васильевой, А.Винницкой, Д.Трифоновым, Л.Ботстайном, А.Рудиным, Н.Ахназаряном, В. и А.Чернушенко, С.Сондецкисом, К.Мазуром, К.Гриффитсом, Ф.Мастранжело, М.Нестеровичем и многими другими.

Принимал участие в таких известных фестивалях как «Звёзды белых ночей», «Площадь Искусств», «Шлезвиг-гольштайн фестиваль», «Festival International de Colmar», «George Enescu festival», «Baltic sea festival», «Tivoli festival», «Crescendo», «Владимир Спиваков приглашает», «Фестиваль Мстислава Ростроповича», «Музыкальная коллекция», «Скрипки Н.Паганини в Санкт-Петербурге», «Музыкальный Олимп», «Осенний фестиваль в Баден-Бадене», фестиваль Олега Кагана и многих других.

Многие выступления Догадина транслировались крупнейшими мировыми радио и телекомпаниями - Mezzo classic (Франция), Европейским союзом вещания (EBU), BR Klassic и NDR Kultur (Германия), YLE Radio (Финляндия), NHK (Япония), BBC (Великобритания), Польским радио, Эстонским радио и Латвийским радио.

В марте 2008 года вышел сольный диск Сергея Догадина, включающий в себя произведения П.Чайковского, С.Рахманинова, С.Прокофьева и А.Розенблатта.

Был удостоен чести играть на скрипках Н.Паганини и И.Штрауса.

В настоящее время играет на скрипке итальянского мастера Джованни Батисты Гваданини (Парма, 1765 г.), предоставленной ему в пользование «Fritz Behrens Stiftung» (Ганновер, Германия).

Скрипка

Биография

Сергей Догадин в 2012 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, где учился под руководством В.Овчарека и своего отца – А.Догадина. Принимал участие в мастер-классах З.Брона, Б.Кушнира, М.Венгерова. В 2014-м окончил Концертную аспирантуру Высшей школы музыки Кёльна (Германия), где проходил стажировку в классе М.Мартин. В 2013–2015 стажировался в аспирантуре Университета искусств Граца (Австрия) у Б.Кушнира. В настоящее время продолжает стажировку в его классе в Венской консерватории.

В 2019 году был удостоен I премии и Золотой медали на XVI Международном конкурсе имени П.И.Чайковского. В числе его значимых побед такие престижные конкурсы, как IX Международный скрипичный конкурс имени Й.Иоахима в Ганновере (I премия, Германия, 2015), Международный конкурс в Сингапуре (I премия, 2018) и многие другие. Стипендиат Министерства культуры России, фонда «Новые имена», Моцартовского общества в Дортмунде (Германия), лауреат премий Ю.Темирканова и А.Петрова, молодежной премии Губернатора Санкт-Петербурга и премии Президента России. Многие выступления музыканта транслировались крупнейшими мировыми радио-и телекомпаниями. Играл в лучших залах мира со всемирно известными оркестрами, сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как Ю.Темирканов, В.Гергиев, В.Ашкенази, В.Спиваков, В.Синайский, Н.Алексеев, В.Третьяков, А.Сладковский, В.Петренко, М.Хонэкк, Ш.Минц и многими другими.

Значимое место в творчестве артиста занимает камерная музыка. Среди его партнеров по сцене – Е.Леонская, Д.Герингас, Б.Кушнир, Д.Мацуев, Д.Трифонов, П.Амуаяль, А.Князев, Н.Ахназарян, М.Рысанов, Б.Андрианов, Д.Илларионов, В.Холоденко, А.Огринчук, Г.Шохат и другие.

Принимал участие в таких известных фестивалях как «Звёзды белых ночей», «Площадь Искусств», «Шлезвиг-Гольштейн фестиваль», "Crescendo", «Транссибирский Арт-Фестиваль», «Владимир Спиваков приглашает», фестиваль Мстислава Ростроповича, «Музыкальная коллекция», «Музыкальный Олимп», Осенний фестиваль в Баден-Бадене, фестиваль Олега Кагана и т.д.

Играет на скрипке итальянского мастера Доменико Монтаньяна (Венеция, 1721), предоставленной ему в пользование “The Rin Collection” (Сингапур).

С 2017 года – приглашенный профессор в Liangzhu International Arts Academy (Китай).

Я готовлюсь к записи интервью и проверяю свои записывающие устройства: диктофон и видеокамеру. На диктофоне нахожу кусочек скрипичного концерта И. Брамса в исполнении Д. Гарретта, записанный еще в марте в Концертном зале им. П.И. Чайковского, и делаю пометку о том, что нужно непременно спросить Сергея о его впечатлении от этого концерта. В результате решаю дублировать интервью на все имеющиеся записывающие устройства и очень волнуюсь…

Он необычайно сдержан и скромен, и очень вежлив – мы разговариваем на «вы», но постепенно я делаю попытки и перемещаюсь в комфортную для меня зону — «ты». Мы беседуем о выборе профессии, о музыке, о педагогах, о личном, которым Сергей делится скупо и немного смущенно, о планах и обо всем понемногу.

«Начало»

— Вы из семьи музыкантов?

— Да, родители оба музыканты: папа альтист, концертмейстер группы альтов Заслуженного Коллектива России под управлением маэстро Юрия Темирканова, а мама скрипачка, играет в группе первых скрипок Академического Симфонического Оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением маэстро Александра Дмитриева. Я начал заниматься музыкой в 5 лет с изумительным педагогом Львом Александровичем Иващенко. Потом продолжил обучение у профессора Владимира Юрьевича Овчарека, которого, к сожалению, уже нет с нами. Затем, во время учебы в Санкт-Петербургской консерватории, учился у своего отца и Павла Попова. По окончании учебы в Санкт-Петербурге я уехал учиться в Кельн, в высшую школу музыки, где учился два года в сольной аспирантуре в классе Михаэлы Мартин — это знаменитая румынская скрипачка, она сейчас очень известна, много где выступает, кроме того она в составе жюри многих мировых конкурсов. Затем я продолжил обучение в сольной аспирантуре в Граце в Австрии у одного из лучших педагогов современности — профессора Бориса Исааковича Кушнира. По окончании учебы в Граце – этой зимой — продолжил обучение у Бориса Исааковича, но уже в Вене.

— Скрипка – это был Ваш выбор или все-таки родители настояли?

— Думаю, что все-таки мой, так как родители изначально отдали меня на рояль и где-то около года я пытался играть на рояле, параллельно занимаясь на скрипке. И, видимо, скрипка оказалось мне ближе в чем-то, потому что пришло осознанное решение, что дальше мне надо заниматься именно на скрипке.

— Сколько часов в день занимались в детстве?

— Довольно много, полагаю, что где-то пять-шесть часов в день.

— Это не слишком много для ребенка?

— Разумеется — это много, но дело в том, что все основные технические азы нужно заложить чем раньше, тем лучше. Я думаю, что техническая база закладывается в первые пять-десять лет и нужно успеть это сделать, в частности, поставить правильно руки. Это требует большого количества времени, к сожалению. Наш инструмент один из самых сложных. Если на рояле через три месяца, скажем, уже можно что-то изобразить – какой- то минимум, то со скрипкой совсем иная история – надо очень долго и упорно заниматься, чтобы можно было хоть что-то сыграть.

— Вы окончили Санкт-Петербургскую консерваторию. Объясните, пожалуйста, чем «питерская» школа отличается от «московской»?

— Я не вижу слишком большого различия, дело в том, что само понятие «школа» — сейчас уже довольное размытое, если можно так сказать. Многие наши педагоги давно уже преподают не в России, и школа уже не по географическому принципу существует, она мировая. Может быть раньше, лет сто назад школы были изолированы несколько друг от друга, сейчас, в современном мире, таких границ нет.

«Петербуржцы»

— Ну, а то, что петербуржцы за аутентичность звука и не обвешивают скрипку мостиками и подбородниками – это верно? Ты используешь эти аксессуары?

— Лично я уже лет десять играю без моста! Но так делает минимальный процент скрипачей, потому что мостик это легко и удобно, и не надо напрягаться в некотором смысле. Надо заметить, что раньше, исторически, мостом не пользовались, поскольку мостик появился только лишь лет пятьдесят назад. В принципе, на мой взгляд, это лишняя деталь и мне она только мешает во время исполнения, хотя я много лет им пользовался.

— Ты учился у Владимира Юрьевича Овчарека. В одном из интервью он как-то сказал, что петербуржцы — народ верный и Россию не покидают.

— В принципе – да, я сам провожу много времени в Санкт-Петербурге и очень-очень почитаю и люблю наш город. Но для того чтобы дальше развиваться, надо уезжать, я думаю, потому, что, к сожалению, сейчас есть мало вариантов для того, чтобы раскрыться в России.

— То есть, скрипачу в России плохо?

— Возможно в профессиональном плане — да, особенно солисту. У нас много отличных оркестров, где можно просто сесть и сидеть долгие годы на отличной зарплате и ни в чем не нуждаться. Но поскольку у меня нет такой цели, я избрал иной путь, путь – солиста, а в Санкт-Петербурге для солистов складывается тяжелая ситуация.

— У тебя есть предложения играть за рубежом?

— Есть много стран, куда бы я мог уехать, но опять же таки, уехать так, чтобы порвать окончательно с Россией – я не хочу! Многие уезжают, но это тяжело, я часто это вижу по моим коллегам, которые живут на западе. Я бы хотел найти компромисс и совмещать жизнь там и жизнь здесь!

«Конкурсы»

— В 2005 году ты стал лауреатом 1 премии III Международного Московского конкурса скрипачей им. Паганини. А на скрипке Паганини играл когда-нибудь?

— Лет десять назад в Санкт-Петербурге проходил большой фестиваль и специально для этого фестиваля из Генуи привозили два инструмента, на которых играл Никколо Паганини. Это были скрипки итальянского мастера Джузеппе Гварнери (Guarnieri del Gesu) — всемирно известный инструмент и его копия, сделанная великим французским мастером Жаном-Батистом Вийомом. С одним из этих инструментов я играл концерт – это была скрипка Вийома «Сивори», названная так по имени единственного ученика Паганини Камилло Сиворе, к которому скрипка перешла незадолго до смерти маэстро — уникальный инструмент, где, кажется, еще присутствует душа Паганини. Это были феноменальные ощущения, которые, конечно, немного поблекли со временем, но они останутся со мной на протяжении всей жизни.

— Ты лауреат десяти международных конкурсов. Какой из них был самый значимый для тебя?

— Я думаю, что Международный конкурс им. П.И. Чайковского, потому что он занимает особое место в душе, особенно российского музыканта. Конкурс с богатейшей историей, и большая честь для меня, что я смог отметиться в истории этого конкурса в качестве участника и лауреата.

— Музыкальные конкурсы объективны?

— Я скажу вот что – наше искусство, в принципе не объективно. В принципе тот факт, что нужно оценивать музыкантов и выставлять им оценки, мне кажется ужасающе несправедливым. Но мы живем в этом мире и конкурсы — это большая помощь молодым музыкантам, вследствие чего в них приходится участвовать. Надо понимать, что очень трудно угодить всем членам жюри, поскольку мнение у всех разное, разный вкус, разные ожидания. Из-за этого возникает ощущение, что все необъективно… Музыка — не математика и не спорт, то есть здесь оценить однозначно очень тяжело.

— Что в профессиональном плане тебе дают конкурсы?

Конкурсы должны давать развитие карьеры – это основная их задача, больше они ни для чего не нужны. Мне лично многие конкурсы очень помогли.

— Ты закончил концертную аспирантуру в Кельне и продолжаешь учиться дальше — в Вене. Мне кажется — ты уже такой премированный, виртуозный скрипач – все умеешь, тебе есть еще чему учиться?

— Мой педагог Борис Исаакович Кушнир рассказывает, что к нему приезжают учиться скрипачи, которые уже и сорок, и пятьдесят лет являются солистами и звездами мировой сцены. Дело в том, что на протяжении всей профессиональной жизни нужен всегда взгляд со стороны; важен человек, музыкант высокого класса, который способен указать на детали, которые иногда, в силу многих причин, «замыливаются» с годами, но являются основополагающими элементами первоклассного исполнения. Нужна объективная качественная оценка со стороны, продуктивная помощь.

«Мнения»

— Наше (российское) толкование музыки Шуберта, Моцарта, Бетховена и других европейских композиторов отличается от западного?

— Безусловно, отличается и очень сильно! В частности это касается стиля исполнения: артикуляции, вибрации, звукоизвлечения, которые очень влияют на восприятие музыки. На западе этим деталям уделяется огромнейшее значение.

— Бытует мнение, что произведения Паганини по плечу каждому технически оснащенному скрипачу. В твоем репертуаре есть произведения Паганини?

— Есть, безусловно! Я не знаю, кто это говорит, но играть Паганини технически очень сложно, кроме того, сделать шоу из музыки Паганини и исполнить произведение на достойном уровне, могут единицы.

— Как ты относишься к направлению «кроссовер»?

— Я сам этим не увлекаюсь. Вероятнее всего, я бы не стал играть «кроссовер» если бы мне предложили, но, может быть, что-то изменится в будущем. Сейчас меня все устраивает – так, как есть.

— Это был феноменальный концерт, который был исполнен очень интересно, убедительно и на высочайшем уровне.

— Кто для тебя самая значимая фигура среди современных скрипачей?

— В настоящее время мне очень интересны Леонидас Кавакос, Юлия Фишер, Янин Янсон. Если говорить о солистах, которые уже несколько десятилетий на сцене, то это однозначно Максим Венгеров, Вадим Репин, Анна-София Муттер, и многие-многие другие.

— Сейчас, в России, интерес к классической музыке возвращается?

— Классика всегда получала мало внимания, но никогда не «умрет», потому что у классической музыки всегда есть свои слушатели и ценители. Наше направление не так популярно как скажем, рок и поп музыка, но оно на века!

«Сотрудничество»

— Ты сотрудничал с самыми именитыми дирижерами и оркестрами мира, с кем из них было наиболее интересно работать?

— Надо понимать, что оркестры, с которыми я работал, все примерно одного очень, очень высокого уровня и в данном случае, наиболее значимым является сотрудничество с дирижером. Мне было безумно интересно играть с маэстро Темиркановым и маэстро Гергиевым – это два великих мастера, работа с которыми всегда сопровождается потрясающими эмоциями.

— С кем из дирижеров хотелось бы еще поработать?

— С очень многими, но мне уже очень повезло, что я имел шанс сыграть концерты с Валерием Гергиевым, Юрием Темиркановым, Владимиром Спиваковым. С Владимиром Теодоровичем Спиваковым сложились особые отношения, можно сказать — сыновне-отеческие, мы душевно очень близки и я это очень ценю! Недавно, в апреле, я играл концерт Мендельсона на фестивале «Владимир Спиваков приглашает» в Казани и мне очень лестно, что Владимир Теодорович приглашает меня на свои фестивали, проходящие в России и на мировые гастроли.

«Репертуар»

— Как ты формируешь свой репертуар?

— Я каждый год пытаюсь добавлять что-то новое; есть много сонат и пьес, которые мне интересно учить. Скоро мне нужно будет играть концерт латвийского композитора Петериса Васкса «Distant Light». Этот концерт был написан около 20 лет назад и впервые исполнен Гидоном Кремером в 1997 году. Сейчас этот концерт заслуженно получает «новую жизнь» и внимание со стороны публики. Мне предстоит турне с этим концертом по Эстонии, Швеции и Финляндии. Дело в том, что еще, будучи юным, если можно так сказать, я задался целью максимально быстро набрать побольше концертов с оркестрами, поэтому сейчас осталось не так много концертов, которые мне предстоит выучить и сыграть. Но есть огромный лист из пьес и сонат, которые можно учить всю жизнь.

— Каков твой репертуар сейчас?

— У меня в репертуаре есть все большие скрипичные концерты: от Баха до современных авторов, включающий все крупные концерты великих композиторов XVIII-XX веков, в общем, очень разнообразный и обширный список концертов. Сейчас я стараюсь расширять свой репертуар за счет сонат и камерных произведений, исполняемых в составе квартетов, квинтетов и трио. У нас, слава Богу, большой пласт музыки, который можно учить всю жизнь.

— Есть какое-то произведение, которое ты бы очень хотел сыграть?

— Пожалуй, второй концерт Сергея Прокофьева, который я еще не исполнял, но надеюсь, что скоро я исправлю эту оплошность.

— У тебя есть любимый композитор?

— Думаю, что нет — есть очень много композиторов, чью музыку я люблю. И если я берусь играть какой-то концерт – каждый раз я делаю это с большим уважением и большой симпатией к автору. Можно сказать, что я влюбляюсь в каждое произведение, которое играю.

— То есть, соответственно, любимого произведения тоже нет?

— Любимого произведения нет, вернее – их очень-очень много.

— Когда ты готовишь концерт, на что в первую очередь обращаешь внимание – на технику или на замысел композитора?

— Дело в том, что одно без другого невозможно, то есть, если в арсенале нет достаточной технической подготовки, то недостаточно ресурсов, чтобы музакальность произведения и его интерпретацию донести в зал, до слушателя. Важны оба компонента — и техника исполнения, и персональный взгляд, понимание музыки.

— Анализируешь после концерта его исполнение?

— Конечно! У меня вообще очень редко наступает полное удовлетворение от исполнения, всегда находится то, что нужно еще доработать и улучшить.

— Ты волнуешься перед концертом?

— Каждый раз – когда-то чуть больше, когда-то чуть меньше.

— Как справляешься с волнением?

— Если бы я знал, то не волновался бы. Рецепта нет, но надо понимать, что волнение – это в некотором смысле помощь — идет большой прилив энергии, накал эмоций и это важно оставить на сцене, то есть от этого нельзя избавляться.

— Сколько концертов ты знаешь наизусть?

— Довольно много, но понятно, что необходимо от двух-трех дней до недели, чтобы повторить, обновить в памяти то или иное произведение перед выступлением.

— В каких странах тебя лучше принимают?

— У меня нет однозначного ответа, поскольку принимают везде по-разному. У нас в России, в небольших городах люди с удовольствием ходят на концерты и очень любят классику, может быть даже много больше, чем те, кто живет в Москве и в Санкт-Петербурге. На периферии зрители очень благодарные и эмоционально более отзывчивые, чем в мегаполисах.

— Из современных композиторов кто-нибудь пишет для скрипки?

— Безусловно. Есть московский композитор Александр Розенблат, который пишет много музыки для скрипки и недавно написал очень яркий и оригинальный концерт для скрипки с оркестром на стыке смешения жаров: джаза и классики.

— И ты играешь его музыку?

— Конечно! И очень часто! Мы с ним большие друзья и очень тесно общаемся в области творчества.

«Скрипка»

— На каком инструменте ты сейчас играешь?

— На скрипке итальянского мастера Гаэтано Антониацци, изготовленной в середине XIX века в Кремоне. Это один из последних известных мастеров кремонской школы старого поколения (прим. авт.: Скрипку итальянского мастера Гаэтано Антониацци, изготовленную в Милане во второй половине XIX века, Сергей получил в качестве награды на III Международном конкурсе скрипачей имени Юрия Янкелевича в Омске в 2013 году).

— Как ты перевозишь инструмент в самолете?

— Все просто – в ручной клади. Сейчас, конечно, труднее, многие авиакомпании поставили запрет на провоз инструмента в ручной клади, но основные крупные авиаперевозчики еще пока разрешают брать их с собой на борт.

— Со скрипкой у тебя какие-то особые отношения? Владимир Теодорович Спиваков как-то сказал в одном из интервью, что скрипка ревнива.

— Да, абсолютно согласен с этим. Она понимает твое отношение, если я день или два не подхожу к скрипке — она сразу это чувствует. Этакая связь высоких материй. Чем больше играешь, тем больше она раскрывается; важно то, как ты ее разыгрываешь под себя — под свой звук и свой стиль.

— Играешь еще на каких-то инструментах кроме скрипки?

— У нас был общий курс фортепьяно в школе, и я могу что-то для себя наиграть, но на любительском уровне, конечно. Если что-то делать, то делать это надо по-настоящему, профессионально, уделяя все свое время и внимание музыке, а не так, как это у нас делают иногда.

«За кулисами»

— Что ты сам любишь слушать, кроме классики?

— В основном классику слушаю, но когда за рулем в машине, слушаю «Queen», Майкла Джексона и Челентано, Демиса Руссоса, то есть разных исполнителей, разные стили и направления – то, что близко в данный момент душе и настроению.

— После участия в Международном конкурсе им. П.И. Чайковского ты кардинально изменил себя. С чем это связано? Ты занимаешься в спортзале?

— Просто решил, что пора начать вести правильный образ жизни и изменить свою форму и где-то около шести лет назад начал ходить в тренажерный зал. Слава Богу — это стало хорошей привычкой настолько, что трудно себе представить уже как без этого можно обходиться. Дело еще и в том, что в тренажерном зале я могу легко мысленно переключиться от концертов и репетиций и обо всем на время забыть.

— Тебе важно переключаться после концертов?

— Конечно, важно! Иногда даже если есть спортивный зал в отеле, то я после концерта обязательно иду туда позаниматься.

— Чем любишь заниматься на отдыхе?

— Люблю тренажерный зал, как я уже говорил, а летом на даче очень люблю порыбачить. Когда есть достаточно свободного времени, я беру моторную лодку, удочки и могу так целый день просидеть «на воде».

— Что ты еще умеешь делать своими прекрасными руками? Гвоздь сможешь забить?

— Если речь идет о том, чтобы сделать что-то по дому — то легко, у меня нет никаких проблем с этим, но иногда элементарно не хватает времени на это.

— А вообще руки бережешь?

— Понятно, что я не играю в баскетбол или волейбол, но никаких особенных запретов у меня нет – делаю все, что мне хочется и по душе.

«Карьера и Семья»

— В 2008 году ты записал сольный диск с произведениями П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, А.П. Розенблата. Планируешь еще записать диск с «сольниками»?

— Я бы хотел, безусловно, но на ближайшее время в планах такого нет.

— Ты доволен, как твоя карьера развивается? Есть еще к чему стремиться?

— В целом – да, надо признать, что моя жизнь – это мечта многих музыкантов. Но понятное дело, что мне есть куда расти, и есть высоты, которых я бы хотел достичь и реализовать свои планы и мечты. У всех есть к чему стремиться, даже самым именитым и признанным артистам. Мой учитель Борис Кушнир говорит, что самые «топовые» солисты приезжают к нему, чтобы еще чему-то научиться. Так что, важно никогда не останавливаться на достигнутом! Как только останавливаешься, то сразу же идешь вниз, то есть либо вверх, либо вниз, на одном месте не устоять!

— Не боишься звездной болезни?

— Абсолютно нет! Были опасения на сей счет раньше, но они уже развеялись, слава Богу!

— То есть ты доступный в жизни человек и не чувствуешь себя «звездой»?

— Ну, это решать не мне, но я себя «звездой» не ощущаю.

— Тебя узнают на улице, подходят за автографами?

— В Питере много раз такое случалось, но это и понятно — здесь меня знают, здесь я провожу больше времени, чем в других городах и много больше играю концертов, чем, скажем, в Москве.

— Не смущаешься, когда тебя узнают?

— Нет, напротив – очень приятно! Для меня это означает, что я смог подарить часть себя зрителям, и что это оценили и запомнили.

— То есть к тебе смело можно подходить за автографом, я поняла.

— Смело, да.

— Цветы дарят на концертах?

— Дарят. И я это очень приветствую. Я передаю все подаренные на концертах цветы своей супруге, и она дома делает из них чудесные композиции.

— Раз сказал о супруге, позволь спросить, как давно вы уже вместе?

— Более семи лет.

— Это значит, что любовь и семья не последнее место в твоей жизни занимают?

— Очень большое место занимают, я бы сказал. В творчестве чувство влюбленности особенно помогает, и я пытаюсь это чувство не потерять.

«Планы»

— Расскажи о предстоящем сезоне – что будешь играть, где и когда?

— Год будет, скорее всего, очень насыщенный: запланирован большой тур по Америке, в том числе концерты в Германии, Эстонии, Швеции и Финляндии. Кроме того, должны состояться концерты в России. Поскольку в 2015 году — 150 лет со дня рождения всемирно известного финского композитора Яна Сибелиуса, я буду играть его сочинения, которые очень люблю. Это, конечно же, знаменитый концерт для скрипки с оркестром, но так же и красивейшие скрипичные пьесы, достаточны тяжелые в техническом исполнении, которые я сейчас еще учу. Кроме того, в июне 2016 года запланирован концерт в Москве.

— Чудесно! Мы будем рады тебя видеть в Москве, очень тебя ждем!

— Обязательно приеду! Спасибо!

— Сергей, очень приятно было с тобой поговорить! Спасибо за интересную беседу!

— Взаимно! До свидания!

Справка:

родился в сентябре 1988 года в городе Санкт-Петербурге в семье музыкантов.

Победитель десяти международных конкурсов, в том числе:

-2002 — Международный конкурс им. Andrea Postaccini — Гран-при, Ι премия и специальная премия жюри (Италия);

-2005 — Международный конкурс им. Н.Паганини — Ι премия. (Россия);

-2009 — Международный конкурс « ARD » – Специальная премия Баварского радио (присуждалась первый раз в истории конкурса), Специальная премия за лучшее исполнение концерта Моцарта, Специальная премия за лучшее исполнение произведения, написанного к конкурсу (Германия);

-2011 — XIV Международный конкурс им. П.И.Чайковского — II премия (I премия не присуждена) и Приз зрительских симпатий (Россия);

-2013 – III Международный конкурс им. Ю.И.Янкелевича – Гран При (Россия).

Стипендиат Министерства культуры России, фонда «Новые имена», Международного фонда К. Орбеляна, Моцартовского общества в городе Дортмунд (Германия), лауреат премии Ю. Темирканова, премии А.Петрова, молодежной премии Губернатора Санкт-Петербурга, премии Президента России.

Гастролировал в России, США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии, Испании, Дании, Китае, Польше, Литве, Венгрии, Ирландии, Чили, Латвии, Турции, Айзербайджане, Румынии, Молдавии, Эстонии и Нидерландах.

С момента дебюта в 2002 году в Большом Зале Санкт-Петербургской филармонии с Заслуженным коллективом России оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением В.Петренко, выступал на всемирно известных сценах, таких как: Большие залы Берлинской, Кельнской и Варшавской филармоний, зале «Herkules» в Мюнхене, зале «Liederhalle» в Штуттгарте, зале «Festspielhaus» в Баден-Бадене, зале «Concertgebouw» и «Muziekgebouw» в Амстердаме, зале «Suntory Hall» в Токио, «Symphony Hall» в Осаке, «Palacio de Congresos» в Мадриде, «Alte Oper» во Франкфурте, Концертном зале «Kitara» в Саппоро, Концертном зале « Tivoli » в Копенгагене, Большом театре в Шанхае, Большом зале Московской государственной консерватории, Концертном зале им. П.И. Чайковского в Москве, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Концертном зале Мариинского театра.

Сотрудничал с такими всемирно известными оркестрами, как: Лондонский филармонический оркестр, Королевский филармонический оркестр, Берлинский филармонический оркестр, Будапештский симфонический оркестр, Северный симфонический оркестр (Nordic Symphony orchestra), Мюнхенский камерный оркестр, Штуттгартский камерный оркестр, Филармонический оркестр Северо-западной Германии (Nordwestdeutsche Philharmonie), Франкфуртский оперный театр и оркестр музея (Frankfurter Museum Orchestra), Английский камерный оркестр, Польский камерный оркестр, «Кремерата Балтика» камерный оркестр, Тайпейский филармонический оркестр, Национальный филармонический оркестр России, оркестр Мариинского театра, Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, оркестр Московской филармонии, национальные оркестры Эстонии и Латвии, Государственный оркестр России и другие, зарубежные и российские коллективы.

В 2003 году компанией Би-Би-Си был записан скрипичный концерт А.Глазунова в исполнении С. Догадина с Ольстерским симфоническим оркестром.

Катерина Слезкина

Фото: личный архив Сергея Догадина

Сергей Догадин родился в 1988 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессоров Владимира Овчарека и Андрея Догадина). Стажировался в Международной музыкальной академии имени Иегуди Менухина (IMMA) у Максима Венгерова (2012). В дальнейшем обучался в аспирантуре Высшей школы музыки Кёльна (класс профессора Михаэлы Мартин) и аспирантуре Университета искусств Граца (класс профессора Бориса Кушнира, у которого продолжил совершенствоваться в Венском университете музыки и исполнительского искусства).

Сергей Догадин родился в 1988 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессоров Владимира Овчарека и Андрея Догадина). Стажировался в Международной музыкальной академии имени Иегуди Менухина (IMMA) у Максима Венгерова (2012). В дальнейшем обучался в аспирантуре Высшей школы музыки Кёльна (класс профессора Михаэлы Мартин) и аспирантуре Университета искусств Граца (класс профессора Бориса Кушнира, у которого продолжил совершенствоваться в Венском университете музыки и исполнительского искусства).

Победитель международных конкурсов скрипачей имени Андреа Постаккини в Фермо, Италия (2002), имени Никколо Паганини в Москве (2005), имени Юрия Янкелевича в Омске (20130), имени Йозефа Иоахима в Ганновере (2015), в Сингапуре (2018), Виктора Третьякова в Красноярске (2018), имени П. И. Чайковского в Москве (2019; в 2011 году скрипач получил на этом престижном состязании II премию). Обладатель трех специальных премий (в частности, премия Баварского радио) конкурса ARD в Мюнхене (2009), II премии I Международного конкурса имени Исаака Стерна в Шанхае (2016). Лауреат премий Юрия Темирканова, Андрея Петрова, молодежной премии губернатора Санкт-Петербурга, премии Президента России.

Выступает в крупнейших залах мира, среди которых Музикферайн (Золотой зал) в Вене, залы Берлинской, Кёльнской и Варшавской филармоний, Геркулес-зал и Гастайг в Мюнхене, Альте Опер во Франкфурте, Консертгебау в Амстердаме, Тонхалле в Цюрихе, Национальная аудитория в Мадриде, Тиволи в Копенгагене, Сантори-холл в Токио и др. Сотрудничает с ведущими оркестрами и выдающимися дирижерами, в числе которых Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Владимир Ашкенази, Владимир Спиваков, Юрий Симонов, Томас Зандерлинг, Александр Дмитриев, Николай Алексеев, Василий Петренко, Владислав и Александр Чернушенко, Александр Рудин, Александр Сладковский, Дмитрий Лисс и др.

Участник фестивалей в Санкт-Петербурге («Звезды белых ночей», «Площадь искусств», «Скрипки Паганини»), Шлезвиг-Гольштейне, Кольмаре, Баден-Бадене, Тиволи, Фестиваля Балтийского моря, Фестиваля имени Джордже Энеску в Бухаресте, «Владимир Спиваков приглашает...» в регионах России, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, «Памяти Олега Кагана», Crescendo Дениса Мацуева, Vivarte Бориса Андрианова и других известных форумов. В 2018 году принял участие в европейском турне Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова.

Выступления Сергея Догадина транслировались крупнейшими радио- и телекомпаниями, такими как Mezzo, Medici.tv, Европейский союз вещания (EBU), BR-Klassik и NDR Kultur (Германия), YLE Radio (Финляндия), NHK (Япония), BBC (Великобритания), Польским радио, Эстонским радио и Латвийским радио. С 2017 года – приглашенный профессор Международной академии искусств Лянчжу (Китай). Был удостоен чести играть на скрипках Никколо Паганини и Иоганна Штрауса. В настоящее время играет на скрипке итальянского мастера Доменико Монтаньяны (Венеция, 1721), предоставленной ему частными владельцами (Сингапур).