Ернест сетон томпсон лобо урок. Конспект урока по литературе на тему

21.10.2019 Украшение

Глущевская Елена Владимировна
Учебное заведение: МОУ"СШ№62 г.Макеевка"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-11-17 Конспект урока по литературе на тему. “Природа, у которой мы все учимся.” Глущевская Елена Владимировна МОУ"СШ№62 г.Макеевка" Разработка урока литературы в 5 классе создана с целью: продолжить знакомство учащихся с личностью писателя, художника, знатока животных и его творчеством, проследить, как интерпретируется образ волка в народном творчестве и литературе; раскрыть историю создания рассказа «Лобо»; углублять навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения и устной речи, развивать навыки логического мышления и поисковой деятельности; воспитывать любовь к природе, к животным

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект урока по литературе на тему. “Природа, у которой мы все учимся.”

Урок 2. Природа, у которой мы все учимся. (Авторские наблюдения за миром природы в рассказе Эрнеста Сетона- Томпсона «Лобо»).
Цель:
продолжить знакомство учащихся с личностью писателя, художника, знатока животных и его творчеством, проследить, как интерпретируется образ волка в народном творчестве и литературе; раскрыть историю создания рассказа «Лобо»; углублять навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения и устной речи, развивать навыки логического мышления и поисковой деятельности;
воспитывать любовь к природе, к животным.


Оборудование: портрет Э. Сетона-Томпсона, выставка книг, фото волков, иллюстрации к рассказу «Лобо»; тексты рассказа Е. Сетона- Томпсона «Лобо».


Тип урока: комбинированный


ход урока

эпиграф:
Люди и звери! Мы – дети одной матери природы. Черный Волк

Доброе утро вам!

Доброе утро вам!

Кому позволим сесть первыми? (Девочкам)

Сначала красота, а затем – сила (садятся мальчики)

I. Актуализация опорных знаний.
Прием «Снежный ком».
– Что вы можете сказать о Э.Сетон-Томпсона.
II . Подготовка к восприятию учебного материала.

Вступительное слово учителя
Как только мы начинаем говорить, нас плотным кольцом окружают различные животные и птицы. Иногда удивительные, иногда простые, обычные: Курочка Ряба, Котик и Петушок, Кот в сапогах, Конек- Горбунок … У Лукоморья ходит ученый кот, тянет в снежной пустыне свои нарты Болто, подкрадывается Багира. Наши любимцы, наши замечательные друзья, наши спутники. Постепенно в нашу жизнь входят имена людей, которые нам о них рассказали.

И сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Сетона-Томпсона.

III . Сообщения темы, задач, эпиграфа.
I V. Усвоения нового материала.
1. Беседа.
– Какие рассказы этого автора вы читали?
– Понравился ли вам произведение?
– Какие чувства возникли во время чтения?
– Какие произведения вы еще читали, где рассказывается о волке?
– Как его в них изображали?
– Как вы думаете, чем отличается волк у Сетона-Томпсона от того, что вы видели в народных и литературных сказках?
2. Слово учителя об истории создания рассказа «Лобо.»
Эрнест Сетон-Томпсон использовал такую литературную форму как биография того или иного животного. Этот прием позволял изобразить зверя на различных этапах развития, раскрыть отношения, которые существуют в мире животных. Жизненный путь изображен так, что подчеркивается благородство животных, мужество. Таким произведением является рассказ «Лобо».
В основе этого произведения лежит случай, который произошел с писателем в 1893 году. Фиц Рандольф, один из знакомых, пригласил автора на одну из ферм в Нью-Мексико на охоту в долину Курумпо. Эта долина – один из лучших животноводческих районов. А где много животных – там много волков.
Главарем одной стаи был огромный волк, сильный и умный. Эрнест решил его поймать. История Лобо (по-испански – волк), рассказ об охоте легла в основу сюжета.
3. Проверка опережающего задания.
. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?
– Волка ноги кормят
– Волчий аппетит
– Набросились как волчья стая
– Одинокий волк
– Волчье сердце (волчий характер)
– Вить волком
– Человек – волк
– Серый волк
Сообщение о волке, как представителе класса млекопитающих. Сообщение об образе волка в литературе и народном творчестве. Образ волка известен давно, у разных народов он трактуется по-разному. Волк – символ зла, жадности, жестокости, лицемерия, лжи, кровожадности. У древних римлян и египтян -это символ доблести, чести, мужества. Во многих мифологиях он ассоциируется с богом войны или вождем. Иногда волк является родоначальником племени. Об этом говорится в мифе о Ромуле и Реме, которых нашла и выкормила волчица, которые затем основали Рим.
В библейской традиции волк символизирует жестокость и кровожадность.
В Евангелии от Матфея волк – символ лицемерия и лжи.
В сказках он часто возникает мудрым и смелым зверем. А в украинском сказках еще и обладает даром уничтожать чертей. У славян еще известен сюжет об оборотнях
4. Словарная работа.
Оборотень – мифическое существо, человек, превращается в волка, или превращен в волка, то есть оборотень.
5. Слово учителя. Так какой он есть на самом деле, этот волк? Воплощение зла и жестокости настоящий рыцарь, как называет его Сетон -Томпсон? . Дома вы прочитали рассказ Э.Сетон – Томпсона “Лобо” и поняли, что у писателя достаточно своеобразный подход к изображению волков. В чем он заключается? Об этом можно сделать вывод, проанализировав рассказ “Лобо”.

6. Упражнение «Незаконченные предложения» Методический комментарий: учитель формулирует открытое предложение и предлагает учащимся закончить его.
1. Корумпо – это ….
2. Старого серого волка, вожака стаи зовут ….
3. Стая старого вожака насчитывала…

4. Бланка – это ….
5. Лобо боялся только ….
6. За его голову назначена ….
7. Работа иллюстрацией. Беседа.
– Какой момент, по вашему мнению, изображен на иллюстрации?
– Совпадают образы, которые возникли в вашем воображении, с изображенными?
8. Выразительное чтение.
– Найдите и прочитайте эпизод, где рассказывается о привычках стаи Лобо.
– Прочитайте описания волков.
– Прочитайте эпизод, где изображена ловкость Лобо как охотника.
– Докажите, что Лобо – очень осторожный и мудрый.
9. Беседа по самостоятельно прочитанному.
– Какие привычки пригодились стае, помогали избежать ловушек?
-Как пытались люди положить конец произволу волков?
– Какими способами пытались бороться люди со своевольной стаей?
– К какому выводу пришли люди, когда все попытки поймать волков оказались напрасными?
V. Обобщение и итоги.
1. Слово учителя.
Часто люди думают о животных, как о существах, которые не имеют чувств, переживаний, одним словом, как о чем-то ниже, чем мы, люди. Однако это не так. И именно книги Сетона- Томпсона помогают нам изменить свои взгляды, учат понимать животных, объясняют их поведение. Прочитав только первую часть рассказа, мы так много узнаем о волках, возможно, кто-то изменил свое отношение к этим хищникам?
2. Работа с эпиграфом .
Эпиграфом к нашему уроку стали слова Самого Э.Сетон-Томпсона, которого индейцы назвали Черным Волком и так он подписывал свои письма или просто рисовал волчий след: «Люди и звери! Мы – дети одной матери природы. »

3.Прийом «Микрофон».
Методический комментарий: отвечает только ученик, в руках которого находится воображаемый микрофон.
– Согласны ли вы с этим утверждением?
– Что из услышанного вами на уроке подтверждает их истинность?

НЕ оставлял надежду Лобо Бланку повстречать
Выл жалобно, протяжно … явно горе слышно,
Всю ночь он продолжал свою подругу звать,
И по следам нашёл, где всё в её крови … Убили!
И душераздирающий раздался вой … Словами и не передать …

Потом дошёл до самой фермы по следам,
Он мстит хотел … Искал он Бланки тело,
Но только смог собаку на кусочки разорвать
Как Обезумевший кружился он вокруг фермы
И Томпсон стал ему капканы расставлять.

Решил он вожака поймать пока тот не в себе
И трупом Бланки приманил и план сработал.
Убитый горем, Лобо вдруг почувствовал подруги след
И опрометчиво к ней кинулся и так был пойман,
Попал на несколько капканов и освободиться шансов нет.

Два дня так Лобо пролежал, Теряя кровь,
Слабел, но остальных он звал призывным воем,
Но ни один к нему на помощь НЕ пришёл.
Все предали, кому он жизни сохранял так долго.
Вожак попал в беду и был он обречён.

НЕ оказал сопротивления и дал охотникам себя связать
И ждал конца, смотрел с тоской он в сторону ущелья
Как сердце выдержит? Свободу, силу и подругу потерял,
Но мёртвый рядом с Бланкой, снова вместе,
Теперь уж Неразлучные навсегда …

По рассказу Эрнеста Сетона-Томпсона

V I . Домашнее задание.
Для всех.
Прочитать вторую часть рассказа, выполнить задание в тетради.
Индивидуальные задания.
1.Проследите по тексту, как меняется отношение автора к Лобо (назовите эти моменты).
2. Создать собственные иллюстрации к рассказу, составить комментарий к ним.

, . . Интегрированный урок

по рассказу Сетона-Томпсона «Лобо» (6 класс)


Появление в школьных программах по литературе имени писатели, художника и натуралиста Эрнеста Сетона-Томпсона не случайно. Проблема защиты животных и охраны среды их обитания в настоящее время стоит особенно остро, и её решение немыслимо без воспитания у подрастающего поколения любви к меньшим нашим братьям. Широта диапазона творческой личности канадского писателя обусловливает выбор методического подхода к изучению его наследия. Интегрированный урок, вести который могут три учителя литературы, зоологии и рисования, поможет ученикам глубже понять не только своеобразие таланта Сетона-Томпсона, но и мотивы и цели его творчества. Предлагаемый урок состоит из двух частей: первая – посвящена биографии писателя, вторая – осмыслению общего принципа, положенного в основу создания его произведений, через художественный анализ одного из них – рае- сказа «Лобо».

Учитель литературы. Ребята, представьте, что вы получили письмо, в котором прочитали такие слова: «Люди и звери, мы дети – дети одной матери – природы», а вместо подписи нарисован след волка, Что бы это могло означат; Мог ли это написать Чёрный Волк? Нет? Потому что волки не умеют писать? Действительно, обыкновенные волки не умеют, а Чёрный Волк умел. Он написал множество рассказов о животных, которые читают во всех странах мира. Ведь Чёрный Волк – человек. Гадкое имя дали! Канадские индейцы своему другу – писателю, ходожнику и натуралисту Эрнесту Сетону-Томпсону.

Родился Сетон-Томпсон в 1860 году в Англии, но детство и юность его прошли в Канаде, куда вскоре после его рождения переехала вся семья. С ранних лет Эрнест мечтал стать натуралистом. Украдкой от отца, который считал выбор сына наивный и глупым, мальчик наблюдал за повадками животных и птиц, покупал на заработанные своими руками деньги о лохматых и пернатых своих любимцах, выписывал самое интересное в тетради, вел собственный дневник наблюдений. Однажды Эрнест увидел в книжной лавке прекрасно изданный справочник «Птицы Канада». Стоила книга целый доллар! Отец никогда бы не дал деньги на приобретение такой, как он говорил, «чепухи». Надо было их заработать их самому. Целый месяц мальчик рубил и складывал в поленницы дрова во дворе богатого фермера. А когда узнал, что заработанных денег все еще не хватает до заветной суммы, стал ловить насекомых для коллекции приехавшей в Канаду англичанки. И вот желанная книга у него в руках. Со страниц смотрели на Эрнеста удивленные и озабоченные птицы. «Я был на седьмом небе от счастья», - вспоминал этот день через много лет Сетон-Томпсон в своей автобиографии.

Учитель зоологии. Произведения канадского писателя могут быть своеобразным пособием для юных натуралистов: они настоящая энциклопедия лесной жизни для тех, кто любит и готов защищать природу и её творения, особенно животных и птиц. Отметим такие из них: «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Биография гризли» (1900), «Из жизни гонимых» (1901), «Животные-герои» (1906), «Биография серебристой лисицы» (1909)…. Его перу принадлежат и книги, написанные в жанре приключенческого романа: «Маленькие дикари, или Повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились» (1903) и «Рольф в лесах» (1911).

«Я удивлен, - писал Сетон-Томпсон, - что каждое из животных представляет собой драгоценное наследие, которое не вправе уничтожать без крайней необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям». Правдиво и точно описывал известный натуралист повадки и поведение птиц и зверей. Кому, как не ему, было знать их жизнь! За исследования в области зоологии он получил в Канаде должность «Государственного натуралиста». А за научные труды был удостоен высокой награды, присуждаемой в США, - золотой «Элиот».

Учитель рисования . Кроме интереса к зоологии и литературе, с детских лет у Сетона-Темпсона было увлечение живописью. Мир знает его и как талантливого художника-анималиста. Отец рано обнаружил способности сына к рисованию. «Что такое быт натуралистом?» Чепуха! Разве это профессия? – думал он, отдавая мальчика учиться мастерству живописца у живущей неподалёку художницы. – Писать картины и продавать их – вот дело, заслуживающее внимание!»Старшему Сетону-Томпсону в голову и не приходило, что можно сочетать интерес к миру животных и талант художника. Юный Эрнест доказал, что это возможно. Первой картиной, написанной мальчиком маслом, был портрет ястреба. Эту птицу, как в последствии и других зверей и пернатых, Сетон-Томпсон рисовал с натуры. Художественное образование Эрнест получил в Торонтском колледже искусств и в Лондонской школы живописи и скульптуры при Королевской академии. Любимым местом его прогулок и занятий живописью становиться, зоосад. В Лондоне, а затем в Париже, где Сетон-Томпсон совершенствовал свое мастерство, посещая зверинцы, он рисовал любимых птиц и животных. Быть может тогда и возникла у него идея сопровождать свои рассказы о животных рисунками на полях книг. Рисовал он героев своих произведений с большой любовью, теплотой и юмором. Многим современникам писателя не нравились эти иллюстрации. Они обвиняли его в желании очеловечить четвероногих обитателей леса, утверждали, что изображение зверей, сделанные рукой художника-натуралиста, передают их настроение, чувства, и чувствами, дескать, животные обладать не могут. Тем не менее Сетон-Томпсон оставался верен себе. Известные натуралисты Альфред Врем, Бернград Гржимек, ДжеральдДа-релл, Джой Адамсон в своих исследованиях о мировой фауне подтвердили его наблюдения.

Учитель литературы: Рассказы Сетона-Томпсона о животных полны драматических событий и часто имеют трагический конец? Писатель восторгается «характерами» своих героев, замечая в них то, что, казалось бы, должно быть присуще только людям. Предпочитая смерть неволе, погибает дикая лошадь в рассказе «Мустанг-иноходец». Рискуя жизнью, спасает от своры собак свою серебристую подругу лис Домино (повесть «Домино»). Защищая хозяина, бросается на огромного медведя-гризли крохотная собачка («Глупый Билли»). Бесстрашно ведет себя куропатка, уводя за собой лисицу, пришедшую разорить гнездо и погубить птенцов («Красношейка»).Умирает от тоски вожак волчьей стаи Лобо, потерявший подругу-волчицу Бланку («Лобо»).

Рассказ о волке Лобо, пожалуй, одно из лучших произведений Сетона-Томпсона и уж наверняка лучший рассказ из его «волчьего» цикла, в который, кроме «Лобо», входят «Виннипегекий волк», «Бэдленский Билли, или Волк-победитель», «Тито». История луговой волчицы».

Учитель рисования . Рассказ «Лобо» пользовался собой особой любовью писателя. Не случайно он изобразил героя этого произведения на картинке, получившей название «Лобо – король волков» (1893).

Учитель зоологии . Поскольку речь в рассказе Сетона-Томпсона пойдет о волке, давайте вспомним, что собой представляет это животное с точки зрения зоологии. Волк – хищное млекопитающее семейства псовых. Длина тела до 160 см, масса до 50 кг. Отдельные особи достигают до 60-70 кг, но это бывает исключительно редко. Самки немного мельче самцов. Распространен волк в Европе, Азии и Северной Америке. Говорят: «Волка ноги кормят». Это близко к истине: на одном месте хищники живут не более 2-3 дней. Как правило, стая волков занимает «охотничий район» площадью до 400 кв. км. За сутки волки пробегают 180-200 км.

Б.И. Разумовский в книге «Охота на волка» пишет: «Передвигаются они разным аллюром. Обычно идут рысью, на которой звери неутомимы. К добычи волки подкрадываются шагом. От опасности уходят карьером, развивая скорость до 85 км в час»

Следует отметить, что волк-животное многогранное: самец и самка образует семью раз и навсегда, только гибель одного из них заставляет другого искать себе пару. Вместе они воспитывают волчат, вместе учат их охотиться, оберегают от опасности. Зоологи считают волков умными хищниками. Большой урон наносят волки скотоводству и охотничьему хозяйству. Люди вынуждены регулировать численность волков на той или иной территории. Однако они не должны забывать, что в природе должно быть строго определенное количество хищников. Поэтому охота на волка необходимо вести, опираясь на рекомендации биологов. «Если численность животных ниже критической, они постепенно исчезают, что уже случилось со многими видами. Вспомним тасманского сумчатого волка, скалистого голубя и т.п.»

Учитель литературы . Сюжет рассказа «Лобо» незамысловатый. В скотоводческой области, называемой Куррумпо, в краю «богатых пастбищ» и «огромных стад», появилась стая волков, вожаком который был старый Лобо. Стая была невелика. Тем не менее она приводила в ужас владельцев стад своей дерзостью и опустошительными набегами.

Дерзкие и стремительные набеги этой стаи заставили врасплох скотоводов и заканчивались, как правило, легкой победой волков и отчаянием ковбоев, не сумевших уберечь своих коров и овец. Охотники, изъявившие желание помочь жителям Куррумпо, как ни старались не могли уничтожить хищников. Их охотничья хитрость, житейский опыт оказывались пустым звуком: всякий раз Лоб обходил расставленные капканы, пренебрегал искусно разбросанными отравленными приманками. Волчий ум, казалось, ни в чем не уступал человеческому страху перед хитрым и изворотливым хищником породил суеверие. Местные жители называли старого Лобо оборотнем… И все таки развязка подтвердили верховенство людей над миром природы непобедимый Лобо был повержен. Скотоводы Куррумпо облегченно вздохнул! – охотник поразивший матерого, получи: обещанную премию. Вот и все. Чего уж проще. Но простота сюжета только усиливает психологизм рассказа, его драматическую напряженность. Противоборство человека и волка, заканчивающееся гибелью хищника, вызывает у читателя не, казалось бы, единственно нормальнее для человека чувство восхищения смелостью и умом охотника, а совершенно неожиданное чувство жалости к воли.

«Меня осыпали горькими упреками за то, я убил Лобо, - вспоминал Сетон-Томпсон, - а главное за то, что я – к великому горю мягкосердечных читателей – подробно рассказал об этом. На эти упреки я отвечу следующими вопросами: «Какое настроение вызвал у читателей рассказ о Лобо? На чьей стороне – на стороне человека, убившего Лобо, или на стороне этого благородного четвероногого, окончившего свои дни так же как прожил их с полным ДОСТОИНСТВОМ безбоязненно, мужественно?» Ясно, что если сочувствие читателей на стороне Лобо, то писатель этих упреков не примет: его задача выполнена.

Итак, Сетон-Томпсон признает, что в его авторскую задачу входило вызвать сочувствие к хищнику, волку, одно упоминание о котором на протяжении века порождало у человека только желание схватить ружье и стрелять до тех пор пока в округе не останется ни одного представителя этого вида животных.

Чем же обусловлен замысел Сетона-Томпсона? Оправдан ли он? Не оказался ли писатель в плену собственной нелепой фантазии? На эти вопросы можно ответить только после детального анализа произведения. Начать его следует с задания для учащихся: найти в тексте описание вожака стаи («волчий портрет») и фразы, характеризующие его как высокоодаренную особь, возвышающуюся над средним уровнем данного биологического вида.

Ученики . «Старый Лобо был гигантским вожаком стаи серых волков опустошавших долину Куррумпо в течение долгих лет»

«Старый Лобо был воин-великан, а его хитрость и сила соответствовали его росту.

«Лобо не хотел водить большую стаю а может быть, ее увеличению препятствует свирепый нрав».

«Один из них, помощник Лобо, был настоящим гигантом. Но даже он уступал Лобо в силе и проворстве».

«Но тонкое чутье давало ему возможность тотчас же обнаружить прикосновение человеческих рук и присутствие отравы и оберегать стаю».

«Старый Лобо хорошо умел выбрать местность».

«Всего в какой-нибудь тысяче ярдов от дома Лобо со своей подругой устроили логовище и вырастили детенышей».

«Я быстро напал на следы стаи, которую вел Лобо, - след всегда можно было легко отличить, так как он был значительно крупнее следа обычного волка».

«Я поехал дальше по его следу и увидел, что третья приманка тоже исчезла, а след вел дальше, к четвертой. И тут я убедился, что Лобо не проглотил ни одной из них, а только тащил их в своей пасти и затем, сложив в кучу, загрязнил их нечистотами, чтобы выразить свое полное презрение к моей хитрости».

«Старый Лобо, «волк-оборотень», знал не хуже пастухов, что моральную силу стада составляют именно козлы…»

Учитель литературы. Давайте теперь составим «портрет» героя рассказа Сетона-Томпсона. Лобо – сильный, умный, расчетливый и хитрый хищник. Он безошибочно находит выход из самых сложных и опасных ситуаций. Он – необычный волк. Его способности поражают воображение людей. Именно поэтому они называют его оборотнем. Лобо – лидер, вожак. Он деспотически управляет стаей, его свирепый нрав внушает страх его подданным. У Лобо есть только одна слабость – это странная привязанность к своей подруге – волчице Бланке. Но об этой слабости разговор впереди. А сейчас прочитаем отрывок из рассказа, который подтверждает: Лобо – высокоодаренное существо. Он – яркое свидетельство того, как щедра и богата природа, какими совершенными могут быть ее создания и как наивны мы, полагая, что наше превосходство над всеми другими существами, живущими на Земле, абсолютно.

Лобо отправился по тропе и находился уже между двумя параллельными рядами капканов, когда заметил единственный капкан спрятанный на самой тропе. Он остановился вовремя. Как и почему он догадался, в чем дело, я не знаю. Во всяком случае Лобо не свернул ни вправо, ни влево, а медленно и осторожно попятился, стараясь ставить каждую лапу на свой прежний след, пока не выбрался из опасного места. Затем, обойдя капканы с другой стороны, он стал скрести задними ногами камни и комья земли, пока не захлопнул все капканы. То же самое он проделывал и во многих других случаях, и как ни разнообразил свои способы, он всегда уходил невредимым.

Хотелось бы знать, не преувеличил ли писатель способности своего героя? Действительно ли волки столь умные животные? Мы привыкли восхищаться биологическими возможностями обезьян, дельфинов, но чтобы волки... Приятно считать, что в сказках отражены наблюдения человека за явлениями природы, поведением животных. Почему же тогда в них, как правило, волк показан глупым, в то время, как другой обитатель леса, лиса, предстает перед нами существом хитрым, изворотливым, предприимчивым?

Учитель зоологии. Сказка – плод фантазии. А фантазия часто желаемое выдает за действительное. Веками люди боялись волков и удивлялись их исключительным способностям. Это, кстати, отраженно в мифах различных народов мира. Вспомним хотя бы исландские саги или римскую легенду о волчице, которая вырастила Ромула и Рема, основателей Рима…Что же касается наблюдений ученых-натуралистов, то они почти абсолютно совпадают с описанием поведения и повадок волка в рассказе Сетона-Томпсона. Обратимся к «Жизни животных», великолепной книге немецкого натуралиста Альфреда Брема: «В сказках и баснях волк изображается дурковатым существом, которое постоянно дает себя перехитрить и обмануть лисице, но этот образ вовсе не соответствует действительности, так как в хитрости, лукавстве, умении притворяться и осторожности волк нисколько не уступает лисице и скорее во многом ее превосходит. В большинстве случаев он умеет прекрасно приноровиться к обстоятельствам, свои поступки обдумывает и умеет найти выход из затруднительного положения»

И еще о волке из той же книги: «Он старается обмануть свору собак, обнаруживая при этом большую осторожность и хитрость и не теряет присутствия духа даже, когда за ним гонятся. Его зрения, слух и обоняние одинаково хорошо развиты. Утверждают, что он не только хорошо чует следы, но даже слышит запахи на большое расстояние.

Учитель литературы. Что ж – поверим и Брему, и канадскому писателю. И вернемся к тексту произведения, а точнее – к его филиалу. Он трагичен. «Король волков», мудрый и непобедимый Лобо обманут и побежден. Что же произошло? Что погубило Лобо? Его погубило чувство, которое, как считалось долгое время, может быть присуще только человеку, что то среднее между любовью и привязанностью, между заботой предмете любви и преданностью.

Вероятно, он до сих пор продолжал бы свои опустошения, если бы не злополучная привязанность, которая привела его к гибели и прибавила его имя к длинному списку героев, которые в одиночку были непобедимы и погибали лишь из-за неосторожности товарища, которому доверяли.

Кто же овладел сердцем Лобо? Кому он позволял нарушать существенный тысячелетиями «волчий» закон – нельзя обгонять вожака стаи, нельзя пренебрегать «авторитетом» матерого? Это была красивая белая волчица, которую «мексиканцы назвали Бланкой» его подруга, его «волчья» привязанность.

По некоторым признакам, - пишет натуралист, - я заметил, что в статье Лобо происходит что то странное. Например, временами следы показывали, что впереди старого вожака бежал другой небольшой волк. Для меня это было непонятно. Но как-то раз один из ковбоев сказал мне:

Я видел их сегодня. Бежит впереди и своевольничает Бланка.

Неосторожность Лобо, основанная на его редком для животного чувства, была единственной возможностью наказать за дерзкие набеги на стада ковбоев, и охотник воспользовался ей.

Привязанность Лобо к волчице Бланке превзошла ожидания охотника. Он переживал ее гибель с тоской и отчаянием, свойственными, пожалуй, только разумному существу.

Весь этот день мы слышали его жалобный вой, и я сказал одному из ковбоев:

Теперь я уже не сомневаюсь, что Бланка действительно была его подругой.

К вечеру Лобо, очевидно, направился к нашему ущелью, так как его голос звучал все ближе и ближе. В этом голосе слышалось горе. Он выл не яростно, как прежде, а протяжно и жалобно. Он как будто звал свою подругу. «Бланка, Бланка!» В конце концов он, должно быть, напал на наш след и, когда достиг того места, где она была убита, издал душераздирающий жалобный вой. Раньше я никогда не думал, что мне так тяжело будет слушать его. Даже суровые ковбои удивлялись этому горестному вою.

Учитель зоологии. Следует заметить, что в «Жизни животных» Альфреда Брема, к которой мы уже не обращались, волк все-таки отличается от сетон-томпоновского. Брем полагал, что этот хищник не может сравниться с существами благородными, которых человек приблизил к себе.

«Волку свойственны многие качества собаки, - писал Альфред Брем, - он точно так же силен и настойчив, внешние чувства у него также хорошо развиты и замечаются так же понятливость. Но свойства эти имеют односторонние развитие, и волк кажется менее благородным, чем собака, без сомнения потому только, что на него воспитательно не влияет человек».

Учитель рисования. Мне думается, что по части знания повадок поведения волков Сетон-Томпсон опережает многих натуралистов, в том числе и Брема. Помните, в начале нашего урока речь шла о том, что вместо подписи канадский писатель часто в конце письма рисовал волчий след? Но это еще не все. Иногда он подписывал свои послания таким образом Волк Томпсон». Бесспорно, это связанно с именем, которые дали ему канадские индейцы: «Черный Волк», но согласитесь, что и подпись, и прозвище говорят и об особом интересе Сетона-Томпсона к серым хищникам. Более того, ест подтверждение, что он питал к ним симпатию как художник.

«Волки всегда были любимой темой моих рисунков», - писал автор рассказов о животных. Этой теме Сетон-Томпсон посвятил целые полотна. Одно из них Погоня» (1895) было широко известно и неоднократно выставлялось в художественных салонах. Передавая сюжет картины, художник написал: «Лес, по свежему пути мчатся русские сани, а позади за ними гонится стая из двенадцати волков».

Президент США Теодор Рузвельт, страстный охотник, увидев эту работу, воскликнул в восхищении: «Я еще никогда не видел картины, где бы так прекрасно изображены были волки!»

Учитель литературы . Наблюдая трагедию старого Лобо, люди невольно проникаются к нему сочувствием. И рассказчик хочет передать это настроение читателям, заронить в их сердца сомнение: всегда ли прав человек, посягая на жизнь животного, даже такого опасного, как волк. Гроза скотоводов Куррумпо, Лобо, становиться вдруг беспомощным и беззащитным. Допуская ошибку за ошибкой, забыв о страхе, одолев казалось бы неодолимую власть интеллекта самосохранения, он «не переставал искать любимую» и попал в капкан, увидеть и обезвредить который раньше не представляло для него никакой трудности.

Пойманный охотником Лобо продолжал оставаться опасным. Можно было ожидать, что он будет воем призывать на помощь свою разбежавшуюся стаю. Но, окончательно убедившись в том, что бланка погибла, он не только не пытается вырваться из плена, но и отказывается от пищи, которую поставил возле него охотник. Неволе и разлуке с любимой Лобо предпочел смерть. И это было так неожиданно, так противоречиво представлению о животных, что потрясло Сетона-Темпсона и побудило его написать рассказ об этом грозном представителе американской фауны.

О зверях и птицах писали и до Сетона-Томпсона. Но, как правильно заметил сам писатель, «были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей.» Канадский натуралист стал первым, кто писал исключительно о самих животных

Учитель зоологии. Их поведение вытекало из присущих им повадок, биологических особенностей, зависело от ареала, среды обитания. По словам Сетона-томпсона, его произведения имели в основе своей подлинные факты, которые нашли отражение в его дневниках наблюдений.

Учитель литературы. Во имя чего писал свои рассказы писатель? Безусловно, во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления, губительных последствий вмешательство людей в их популяцию. Персонажи рассказов Сентона-Томпсона в один голос взывают к разуму человека. Даже самая черствая душа после общения с книгами должна проникнуться ЧУВСТВОМ сострадания и жалости кменьшим нашим братьям. Мысль писателя, проходящая красной нитью через все его произведения, выражена словами охотника Яна из рассказа «По следам оленя», обращенными к гордому красавцу с «великолепными ветвистыми рогами»:

Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой. Но теперь все переменилось. Мы смотрим в глаза друг другу, мы дети одной матери – природы. Мы не можем поговорить, но мы не можем понять друг друга без слов. Теперь я понимаю тебя, как раньше никогда не понимал. И я уверен, что и ты понял меня. Жизнь моя в твоих руках, но ты уже не боишься меня… Никогда моя рука не поднимется, чтобы убить тебя. Мы – братья, прекрасное создание, только я старше и сильнее тебя. И если бы сила моя могла всегда оберегать тебя, ты никогда не знал бы опасности. Ступай, без страха броди по лесным холмам – никогда больше не стану я преследовать тебя.

Вопросы для закрепления:

Какой эпизод из жизни юного Сетона-Темпсона произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

Что означает понятие «художник-анималист»? Как Сетон-Томпсон, обладавший талантом художника-анималиста, использовал его в своей писательской работе?

На чьей стороне ваши читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетона-Томпсона сложившимся представлением о нем в науке о животных?

Есть ли в вашем доме уголок живой природы? Приходилось ли вам защищать наших маленьких братьев, помогать им?

Домашнее задание:

Написать рассказ о животном. В основу его должны быть положены подлинные факты. Рассказ может сопровождаться собственными иллюстрациями. Предшествовать вашему сочинению должна информация об этом виде животных, выписанная из зоологического справочника, журнала «Южный натуралист» или других изделий

Разработан на основе материалов методического журнала «Русский язык и литература в украинской школе»

Интегрированный урок

по рассказу Сетона-Томпсона «Лобо» (6 класс)

Появление в школьных программах по литературе имени писатели, художника и натуралиста Эрнеста Сетона-Томпсона не случайно. Проблема защиты животных и охраны среды их обитания в настоящее время стоит особенно остро, и её решение немыслимо без воспитания у подрастающего поколения любви к меньшим нашим братьям. Широта диапазона творческой личности канадского писателя обусловливает выбор методического подхода к изучению его наследия. Интегрированный урок, вести который могут три учителя литературы, зоологии и рисования, поможет ученикам глубже понять не только своеобразие таланта Сетона-Томпсона, но и мотивы и цели его творчества. Предлагаемый урок состоит из двух частей: первая – посвящена биографии писателя, вторая – осмыслению общего принципа, положенного в основу создания его произведений, через художественный анализ одного из них – рае- сказа «Лобо».

Учитель литературы. Ребята, представьте, что вы получили письмо, в котором прочитали такие слова: «Люди и звери, мы дети – дети одной матери – природы», а вместо подписи нарисован след волка, Что бы это могло означат; Мог ли это написать Чёрный Волк? Нет? Потому что волки не умеют писать? Действительно, обыкновенные волки не умеют, а Чёрный Волк умел. Он написал множество рассказов о животных, которые читают во всех странах мира. Ведь Чёрный Волк – человек. Гадкое имя дали! Канадские индейцы своему другу – писателю, ходожнику и натуралисту Эрнесту Сетону-Томпсону.

Родился Сетон-Томпсон в 1860 году в Англии, но детство и юность его прошли в Канаде, куда вскоре после его рождения переехала вся семья. С ранних лет Эрнест мечтал стать натуралистом. Украдкой от отца, который считал выбор сына наивный и глупым, мальчик наблюдал за повадками животных и птиц, покупал на заработанные своими руками деньги о лохматых и пернатых своих любимцах, выписывал самое интересное в тетради, вел собственный дневник наблюдений. Однажды Эрнест увидел в книжной лавке прекрасно изданный справочник «Птицы Канада». Стоила книга целый доллар! Отец никогда бы не дал деньги на приобретение такой, как он говорил, «чепухи». Надо было их заработать их самому. Целый месяц мальчик рубил и складывал в поленницы дрова во дворе богатого фермера. А когда узнал, что заработанных денег все еще не хватает до заветной суммы, стал ловить насекомых для коллекции приехавшей в Канаду англичанки. И вот желанная книга у него в руках. Со страниц смотрели на Эрнеста удивленные и озабоченные птицы. «Я был на седьмом небе от счастья», - вспоминал этот день через много лет Сетон-Томпсон в своей автобиографии.

Учитель зоологии. Произведения канадского писателя могут быть своеобразным пособием для юных натуралистов: они настоящая энциклопедия лесной жизни для тех, кто любит и готов защищать природу и её творения, особенно животных и птиц. Отметим такие из них: «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Биография гризли» (1900), «Из жизни гонимых» (1901), «Животные-герои» (1906), «Биография серебристой лисицы» (1909)…. Его перу принадлежат и книги, написанные в жанре приключенческого романа: «Маленькие дикари, или Повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились» (1903) и «Рольф в лесах» (1911).

«Я удивлен, - писал Сетон-Томпсон, - что каждое из животных представляет собой драгоценное наследие, которое не вправе уничтожать без крайней необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям». Правдиво и точно описывал известный натуралист повадки и поведение птиц и зверей. Кому, как не ему, было знать их жизнь! За исследования в области зоологии он получил в Канаде должность «Государственного натуралиста». А за научные труды был удостоен высокой награды, присуждаемой в США, - золотой «Элиот».

Учитель рисования . Кроме интереса к зоологии и литературе, с детских лет у Сетона-Темпсона было увлечение живописью. Мир знает его и как талантливого художника-анималиста. Отец рано обнаружил способности сына к рисованию. «Что такое быт натуралистом?» Чепуха! Разве это профессия? – думал он, отдавая мальчика учиться мастерству живописца у живущей неподалёку художницы. – Писать картины и продавать их – вот дело, заслуживающее внимание!»Старшему Сетону-Томпсону в голову и не приходило, что можно сочетать интерес к миру животных и талант художника. Юный Эрнест доказал, что это возможно. Первой картиной, написанной мальчиком маслом, был портрет ястреба. Эту птицу, как в последствии и других зверей и пернатых, Сетон-Томпсон рисовал с натуры. Художественное образование Эрнест получил в Торонтском колледже искусств и в Лондонской школы живописи и скульптуры при Королевской академии. Любимым местом его прогулок и занятий живописью становиться, зоосад. В Лондоне, а затем в Париже, где Сетон-Томпсон совершенствовал свое мастерство, посещая зверинцы, он рисовал любимых птиц и животных. Быть может тогда и возникла у него идея сопровождать свои рассказы о животных рисунками на полях книг. Рисовал он героев своих произведений с большой любовью, теплотой и юмором. Многим современникам писателя не нравились эти иллюстрации. Они обвиняли его в желании очеловечить четвероногих обитателей леса, утверждали, что изображение зверей, сделанные рукой художника-натуралиста, передают их настроение, чувства, и чувствами, дескать, животные обладать не могут. Тем не менее Сетон-Томпсон оставался верен себе. Известные натуралисты Альфред Врем, Бернград Гржимек, ДжеральдДа-релл, Джой Адамсон в своих исследованиях о мировой фауне подтвердили его наблюдения.

Учитель литературы: Рассказы Сетона-Томпсона о животных полны драматических событий и часто имеют трагический конец? Писатель восторгается «характерами» своих героев, замечая в них то, что, казалось бы, должно быть присуще только людям. Предпочитая смерть неволе, погибает дикая лошадь в рассказе «Мустанг-иноходец». Рискуя жизнью, спасает от своры собак свою серебристую подругу лис Домино (повесть «Домино»). Защищая хозяина, бросается на огромного медведя-гризли крохотная собачка («Глупый Билли»). Бесстрашно ведет себя куропатка, уводя за собой лисицу, пришедшую разорить гнездо и погубить птенцов («Красношейка»).Умирает от тоски вожак волчьей стаи Лобо, потерявший подругу-волчицу Бланку («Лобо»).

Рассказ о волке Лобо, пожалуй, одно из лучших произведений Сетона-Томпсона и уж наверняка лучший рассказ из его «волчьего» цикла, в который, кроме «Лобо», входят «Виннипегекий волк», «Бэдленский Билли, или Волк-победитель», «Тито». История луговой волчицы».

Учитель рисования . Рассказ «Лобо» пользовался собой особой любовью писателя. Не случайно он изобразил героя этого произведения на картинке, получившей название «Лобо – король волков» (1893).

Учитель зоологии . Поскольку речь в рассказе Сетона-Томпсона пойдет о волке, давайте вспомним, что собой представляет это животное с точки зрения зоологии. Волк – хищное млекопитающее семейства псовых. Длина тела до 160 см, масса до 50 кг. Отдельные особи достигают до 60-70 кг, но это бывает исключительно редко. Самки немного мельче самцов. Распространен волк в Европе, Азии и Северной Америке. Говорят: «Волка ноги кормят». Это близко к истине: на одном месте хищники живут не более 2-3 дней. Как правило, стая волков занимает «охотничий район» площадью до 400 кв. км. За сутки волки пробегают 180-200 км.

Б.И. Разумовский в книге «Охота на волка» пишет: «Передвигаются они разным аллюром. Обычно идут рысью, на которой звери неутомимы. К добычи волки подкрадываются шагом. От опасности уходят карьером, развивая скорость до 85 км в час»

Следует отметить, что волк-животное многогранное: самец и самка образует семью раз и навсегда, только гибель одного из них заставляет другого искать себе пару. Вместе они воспитывают волчат, вместе учат их охотиться, оберегают от опасности. Зоологи считают волков умными хищниками. Большой урон наносят волки скотоводству и охотничьему хозяйству. Люди вынуждены регулировать численность волков на той или иной территории. Однако они не должны забывать, что в природе должно быть строго определенное количество хищников. Поэтому охота на волка необходимо вести, опираясь на рекомендации биологов. «Если численность животных ниже критической, они постепенно исчезают, что уже случилось со многими видами. Вспомним тасманского сумчатого волка, скалистого голубя и т.п.»

Учитель литературы . Сюжет рассказа «Лобо» незамысловатый. В скотоводческой области, называемой Куррумпо, в краю «богатых пастбищ» и «огромных стад», появилась стая волков, вожаком который был старый Лобо. Стая была невелика. Тем не менее она приводила в ужас владельцев стад своей дерзостью и опустошительными набегами.

Дерзкие и стремительные набеги этой стаи заставили врасплох скотоводов и заканчивались, как правило, легкой победой волков и отчаянием ковбоев, не сумевших уберечь своих коров и овец. Охотники, изъявившие желание помочь жителям Куррумпо, как ни старались не могли уничтожить хищников. Их охотничья хитрость, житейский опыт оказывались пустым звуком: всякий раз Лоб обходил расставленные капканы, пренебрегал искусно разбросанными отравленными приманками. Волчий ум, казалось, ни в чем не уступал человеческому страху перед хитрым и изворотливым хищником породил суеверие. Местные жители называли старого Лобо оборотнем… И все таки развязка подтвердили верховенство людей над миром природы непобедимый Лобо был повержен. Скотоводы Куррумпо облегченно вздохнул! – охотник поразивший матерого, получи: обещанную премию. Вот и все. Чего уж проще. Но простота сюжета только усиливает психологизм рассказа, его драматическую напряженность. Противоборство человека и волка, заканчивающееся гибелью хищника, вызывает у читателя не, казалось бы, единственно нормальнее для человека чувство восхищения смелостью и умом охотника, а совершенно неожиданное чувство жалости к воли.

«Меня осыпали горькими упреками за то, я убил Лобо, - вспоминал Сетон-Томпсон, - а главное за то, что я – к великому горю мягкосердечных читателей – подробно рассказал об этом. На эти упреки я отвечу следующими вопросами: «Какое настроение вызвал у читателей рассказ о Лобо? На чьей стороне – на стороне человека, убившего Лобо, или на стороне этого благородного четвероногого, окончившего свои дни так же как прожил их с полным ДОСТОИНСТВОМ безбоязненно, мужественно?» Ясно, что если сочувствие читателей на стороне Лобо, то писатель этих упреков не примет: его задача выполнена.

Итак, Сетон-Томпсон признает, что в его авторскую задачу входило вызвать сочувствие к хищнику, волку, одно упоминание о котором на протяжении века порождало у человека только желание схватить ружье и стрелять до тех пор пока в округе не останется ни одного представителя этого вида животных.

Чем же обусловлен замысел Сетона-Томпсона? Оправдан ли он? Не оказался ли писатель в плену собственной нелепой фантазии? На эти вопросы можно ответить только после детального анализа произведения. Начать его следует с задания для учащихся: найти в тексте описание вожака стаи («волчий портрет») и фразы, характеризующие его как высокоодаренную особь, возвышающуюся над средним уровнем данного биологического вида.

Ученики . «Старый Лобо был гигантским вожаком стаи серых волков опустошавших долину Куррумпо в течение долгих лет»

«Старый Лобо был воин-великан, а его хитрость и сила соответствовали его росту.

«Лобо не хотел водить большую стаю а может быть, ее увеличению препятствует свирепый нрав».

«Один из них, помощник Лобо, был настоящим гигантом. Но даже он уступал Лобо в силе и проворстве».

«Но тонкое чутье давало ему возможность тотчас же обнаружить прикосновение человеческих рук и присутствие отравы и оберегать стаю».

«Старый Лобо хорошо умел выбрать местность».

«Всего в какой-нибудь тысяче ярдов от дома Лобо со своей подругой устроили логовище и вырастили детенышей».

«Я быстро напал на следы стаи, которую вел Лобо, - след всегда можно было легко отличить, так как он был значительно крупнее следа обычного волка».

«Я поехал дальше по его следу и увидел, что третья приманка тоже исчезла, а след вел дальше, к четвертой. И тут я убедился, что Лобо не проглотил ни одной из них, а только тащил их в своей пасти и затем, сложив в кучу, загрязнил их нечистотами, чтобы выразить свое полное презрение к моей хитрости».

«Старый Лобо, «волк-оборотень», знал не хуже пастухов, что моральную силу стада составляют именно козлы…»

Учитель литературы. Давайте теперь составим «портрет» героя рассказа Сетона-Томпсона. Лобо – сильный, умный, расчетливый и хитрый хищник. Он безошибочно находит выход из самых сложных и опасных ситуаций. Он – необычный волк. Его способности поражают воображение людей. Именно поэтому они называют его оборотнем. Лобо – лидер, вожак. Он деспотически управляет стаей, его свирепый нрав внушает страх его подданным. У Лобо есть только одна слабость – это странная привязанность к своей подруге – волчице Бланке. Но об этой слабости разговор впереди. А сейчас прочитаем отрывок из рассказа, который подтверждает: Лобо – высокоодаренное существо. Он – яркое свидетельство того, как щедра и богата природа, какими совершенными могут быть ее создания и как наивны мы, полагая, что наше превосходство над всеми другими существами, живущими на Земле, абсолютно.

Лобо отправился по тропе и находился уже между двумя параллельными рядами капканов, когда заметил единственный капкан спрятанный на самой тропе. Он остановился вовремя. Как и почему он догадался, в чем дело, я не знаю. Во всяком случае Лобо не свернул ни вправо, ни влево, а медленно и осторожно попятился, стараясь ставить каждую лапу на свой прежний след, пока не выбрался из опасного места. Затем, обойдя капканы с другой стороны, он стал скрести задними ногами камни и комья земли, пока не захлопнул все капканы. То же самое он проделывал и во многих других случаях, и как ни разнообразил свои способы, он всегда уходил невредимым.

Хотелось бы знать, не преувеличил ли писатель способности своего героя? Действительно ли волки столь умные животные? Мы привыкли восхищаться биологическими возможностями обезьян, дельфинов, но чтобы волки... Приятно считать, что в сказках отражены наблюдения человека за явлениями природы, поведением животных. Почему же тогда в них, как правило, волк показан глупым, в то время, как другой обитатель леса, лиса, предстает перед нами существом хитрым, изворотливым, предприимчивым?

Учитель зоологии. Сказка – плод фантазии. А фантазия часто желаемое выдает за действительное. Веками люди боялись волков и удивлялись их исключительным способностям. Это, кстати, отраженно в мифах различных народов мира. Вспомним хотя бы исландские саги или римскую легенду о волчице, которая вырастила Ромула и Рема, основателей Рима…Что же касается наблюдений ученых-натуралистов, то они почти абсолютно совпадают с описанием поведения и повадок волка в рассказе Сетона-Томпсона. Обратимся к «Жизни животных», великолепной книге немецкого натуралиста Альфреда Брема: «В сказках и баснях волк изображается дурковатым существом, которое постоянно дает себя перехитрить и обмануть лисице, но этот образ вовсе не соответствует действительности, так как в хитрости, лукавстве, умении притворяться и осторожности волк нисколько не уступает лисице и скорее во многом ее превосходит. В большинстве случаев он умеет прекрасно приноровиться к обстоятельствам, свои поступки обдумывает и умеет найти выход из затруднительного положения»

И еще о волке из той же книги: «Он старается обмануть свору собак, обнаруживая при этом большую осторожность и хитрость и не теряет присутствия духа даже, когда за ним гонятся. Его зрения, слух и обоняние одинаково хорошо развиты. Утверждают, что он не только хорошо чует следы, но даже слышит запахи на большое расстояние.

Учитель литературы. Что ж – поверим и Брему, и канадскому писателю. И вернемся к тексту произведения, а точнее – к его филиалу. Он трагичен. «Король волков», мудрый и непобедимый Лобо обманут и побежден. Что же произошло? Что погубило Лобо? Его погубило чувство, которое, как считалось долгое время, может быть присуще только человеку, что то среднее между любовью и привязанностью, между заботой предмете любви и преданностью.

Вероятно, он до сих пор продолжал бы свои опустошения, если бы не злополучная привязанность, которая привела его к гибели и прибавила его имя к длинному списку героев, которые в одиночку были непобедимы и погибали лишь из-за неосторожности товарища, которому доверяли.

Кто же овладел сердцем Лобо? Кому он позволял нарушать существенный тысячелетиями «волчий» закон – нельзя обгонять вожака стаи, нельзя пренебрегать «авторитетом» матерого? Это была красивая белая волчица, которую «мексиканцы назвали Бланкой» его подруга, его «волчья» привязанность.

По некоторым признакам, - пишет натуралист, - я заметил, что в статье Лобо происходит что то странное. Например, временами следы показывали, что впереди старого вожака бежал другой небольшой волк. Для меня это было непонятно. Но как-то раз один из ковбоев сказал мне:

Я видел их сегодня. Бежит впереди и своевольничает Бланка.

Неосторожность Лобо, основанная на его редком для животного чувства, была единственной возможностью наказать за дерзкие набеги на стада ковбоев, и охотник воспользовался ей.

Привязанность Лобо к волчице Бланке превзошла ожидания охотника. Он переживал ее гибель с тоской и отчаянием, свойственными, пожалуй, только разумному существу.

Весь этот день мы слышали его жалобный вой, и я сказал одному из ковбоев:

Теперь я уже не сомневаюсь, что Бланка действительно была его подругой.

К вечеру Лобо, очевидно, направился к нашему ущелью, так как его голос звучал все ближе и ближе. В этом голосе слышалось горе. Он выл не яростно, как прежде, а протяжно и жалобно. Он как будто звал свою подругу. «Бланка, Бланка!» В конце концов он, должно быть, напал на наш след и, когда достиг того места, где она была убита, издал душераздирающий жалобный вой. Раньше я никогда не думал, что мне так тяжело будет слушать его. Даже суровые ковбои удивлялись этому горестному вою.

Учитель зоологии. Следует заметить, что в «Жизни животных» Альфреда Брема, к которой мы уже не обращались, волк все-таки отличается от сетон-томпоновского. Брем полагал, что этот хищник не может сравниться с существами благородными, которых человек приблизил к себе.

«Волку свойственны многие качества собаки, - писал Альфред Брем, - он точно так же силен и настойчив, внешние чувства у него также хорошо развиты и замечаются так же понятливость. Но свойства эти имеют односторонние развитие, и волк кажется менее благородным, чем собака, без сомнения потому только, что на него воспитательно не влияет человек».

Учитель рисования. Мне думается, что по части знания повадок поведения волков Сетон-Томпсон опережает многих натуралистов, в том числе и Брема. Помните, в начале нашего урока речь шла о том, что вместо подписи канадский писатель часто в конце письма рисовал волчий след? Но это еще не все. Иногда он подписывал свои послания таким образом Волк Томпсон». Бесспорно, это связанно с именем, которые дали ему канадские индейцы: «Черный Волк», но согласитесь, что и подпись, и прозвище говорят и об особом интересе Сетона-Томпсона к серым хищникам. Более того, ест подтверждение, что он питал к ним симпатию как художник.

«Волки всегда были любимой темой моих рисунков», - писал автор рассказов о животных. Этой теме Сетон-Томпсон посвятил целые полотна. Одно из них Погоня» (1895) было широко известно и неоднократно выставлялось в художественных салонах. Передавая сюжет картины, художник написал: «Лес, по свежему пути мчатся русские сани, а позади за ними гонится стая из двенадцати волков».

Президент США Теодор Рузвельт, страстный охотник, увидев эту работу, воскликнул в восхищении: «Я еще никогда не видел картины, где бы так прекрасно изображены были волки!»

Учитель литературы . Наблюдая трагедию старого Лобо, люди невольно проникаются к нему сочувствием. И рассказчик хочет передать это настроение читателям, заронить в их сердца сомнение: всегда ли прав человек, посягая на жизнь животного, даже такого опасного, как волк. Гроза скотоводов Куррумпо, Лобо, становиться вдруг беспомощным и беззащитным. Допуская ошибку за ошибкой, забыв о страхе, одолев казалось бы неодолимую власть интеллекта самосохранения, он «не переставал искать любимую» и попал в капкан, увидеть и обезвредить который раньше не представляло для него никакой трудности.

Пойманный охотником Лобо продолжал оставаться опасным. Можно было ожидать, что он будет воем призывать на помощь свою разбежавшуюся стаю. Но, окончательно убедившись в том, что бланка погибла, он не только не пытается вырваться из плена, но и отказывается от пищи, которую поставил возле него охотник. Неволе и разлуке с любимой Лобо предпочел смерть. И это было так неожиданно, так противоречиво представлению о животных, что потрясло Сетона-Темпсона и побудило его написать рассказ об этом грозном представителе американской фауны.

О зверях и птицах писали и до Сетона-Томпсона. Но, как правильно заметил сам писатель, «были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей.» Канадский натуралист стал первым, кто писал исключительно о самих животных

Учитель зоологии. Их поведение вытекало из присущих им повадок, биологических особенностей, зависело от ареала, среды обитания. По словам Сетона-томпсона, его произведения имели в основе своей подлинные факты, которые нашли отражение в его дневниках наблюдений.

Учитель литературы. Во имя чего писал свои рассказы писатель? Безусловно, во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления, губительных последствий вмешательство людей в их популяцию. Персонажи рассказов Сентона-Томпсона в один голос взывают к разуму человека. Даже самая черствая душа после общения с книгами должна проникнуться ЧУВСТВОМ сострадания и жалости кменьшим нашим братьям. Мысль писателя, проходящая красной нитью через все его произведения, выражена словами охотника Яна из рассказа «По следам оленя», обращенными к гордому красавцу с «великолепными ветвистыми рогами»:

Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой. Но теперь все переменилось. Мы смотрим в глаза друг другу, мы дети одной матери – природы. Мы не можем поговорить, но мы не можем понять друг друга без слов. Теперь я понимаю тебя, как раньше никогда не понимал. И я уверен, что и ты понял меня. Жизнь моя в твоих руках, но ты уже не боишься меня… Никогда моя рука не поднимется, чтобы убить тебя. Мы – братья, прекрасное создание, только я старше и сильнее тебя. И если бы сила моя могла всегда оберегать тебя, ты никогда не знал бы опасности. Ступай, без страха броди по лесным холмам – никогда больше не стану я преследовать тебя.

Вопросы для закрепления:

Какой эпизод из жизни юного Сетона-Темпсона произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

Что означает понятие «художник-анималист»? Как Сетон-Томпсон, обладавший талантом художника-анималиста, использовал его в своей писательской работе?

На чьей стороне ваши читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетона-Томпсона сложившимся представлением о нем в науке о животных?

Есть ли в вашем доме уголок живой природы? Приходилось ли вам защищать наших маленьких братьев, помогать им?

Домашнее задание:

Написать рассказ о животном. В основу его должны быть положены подлинные факты. Рассказ может сопровождаться собственными иллюстрациями. Предшествовать вашему сочинению должна информация об этом виде животных, выписанная из зоологического справочника, журнала «Южный натуралист» или других изделий

Разработан на основе материалов методического журнала «Русский язык и литература в украинской школе»


Литература. Урок внеклассного чтения. «Мы дети одной матери - Природы!»

(по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе)

Цели: ввести учащихся в атмосферу художественного мира произведений

Э. Сетона-Томпсона; привлечь внимание к проблеме защиты животных, поднятой в произведениях писателя-натуралиста; совершенствовать навыки анализа опорных эпизодов художественного произведения; способствовать формированию мировосприятия, понимания взаимоотношений человека и природы.

Оборудование: портрет Э. Сетона-Томпсона, выставка его книг, иллюстра-тивный материал по теме урока.

Форма проведения урока: урок внеклассного чтения.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний.

Вспомните русских писателей, посвятивших своё творчество изобра-жению природы.

Слышали ли вы имя писателя Э. Сетона-Томпсона?

Эрнест Сетон-Томпсон известен во всём мире как писатель-натуралист и художник. Его книги пропитаны любовью к природе, многим людям они помогли сохранить чистое и бережное отношение к животным и растениям.

Эрнест стал художником, к нему пришла известность. Он рисовал птиц и диких зверей, будучи убеждённым в своём призвании - рисовать. Однако настоящую славу ему принесли книги. Впервые рассказы о животных были написаны столь правдиво и ярко, с предельно точным и глубоким знанием поведения и образа жизни героев. Книги Сетона-Томпсона издавались и переиздавались сотни раз. Наиболее известные из них - «Домино», «Рас-сказы о животных», « «Животные-герои», «Моя жизнь».

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока

Задумывались ли вы над тем, что мы, люди, являемся частью природы, а значит, как и весь животный мир, подчиняемся ей? И если какой-либо из законов природы нарушается, то страдают от этого все: и люди, и животные, и растения.

Особенно очевидным это стало в конце XX века, когда нависла реальная угроза существованию матери-природы и нас, людей, в ней. Человек и природа… В этих двух словах всё взаимосвязано, это целый мир. Мы всегда должны помнить: «Мы дети одной матери - Природы!». Она имеет собственную душу, язык. Его только нужно научиться понимать.

IV. Работа над темой урока.

Рассказ «Лобо»: утверждение в рассказе любви ко всему живому.

Выступления учащихся по вопросам, предложенным им накануне.

Каким изображён волк в рассказе «Лобо»?

Почему скотоводы рады были бы истребить стаю?

Почему охотникам долго не удавалось завладеть скальпом Лобо?

Почему же Лобо всё-таки оказался в руках охотников и так покорно принял свою смерть? Какой она видится вам?

На чьей стороне ваши читательские симпатии - на стороне волка Лобо или охотника?

Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетона-Томпсона сложившимся представлениям о нём в науке о животных?

Рассказ «Снап»

Сообщение учащегося.

Бультерьер - порода собак, которыми травили быков для потехи. В 1835 г.

английский парламент запретил это развлечение. Бультерьер - это гладиа-тор среди собак. Он должен быть крепко сбитым, Мускулистым, гармонично сложенным и подвижным. Всем своим видом он выражает настороженность, остроту ума и решительность. Он полон огня и абсолютно бесстрашен, но уравновешен и хорошо поддаётся воспитанию. Несмотря на довольно свирепый вид, бультерьер на самом деле очень ласков, ему можно доверять детей. Но если бультерьера заденет любая другая собака, он бесстрашно бросится в бой и будет сражаться до конца - никогда не сдастся!

Беседа.

- Как вёл себя Снап при первом знакомстве с новым хозяином?

- Какой способ воспитания Снапа избрал рассказчик?

- В телеграмме Снап не зря был назван замечательным щенком. Когда и при каких обстоятельствах Снап оправдал хвалебную телеграмму?

- «У гончих прекрасные носы, у борзых быстрые ноги, волкодавы и доги -силачи, но все они ничего не стоят, потому что беззаветное мужество есть только у бультерьера». Когда рассказчик пришёл к такому выводу?

- Что заставило старого Пенруфа пробормотать дрогнувшим голосом: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков»?

- Подумайте, какие слова из рассказа можно было бы поставить эпиграфом

к этому произведению.

Творческое задание. Сочинить синквейн к словам Лобо или Снап.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Приём «Микрофон». Представим себе, что у нас на уроке присутствует почётный гость - сам Эрнест Сетон-Томпсон.

Какой бы вопрос вы ему задали бы?

2. Заключительное слово учителя

Во имя чего создавал свои произведения писатель? Безусловно, во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления, губительных последствий вмешательства людей в их популяции. Персонажи рассказов Сетона-Томпсона в один голос взывают к разуму человека. Книгам Сетона-Томпсона предрекали долгую жизнь: «Пока одно поколение вырастет, другое уже будет готово слушать тебя». Эти слова оправдались…

VI. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к рассказам Э. Сетона-Томпсона.

Урок 2. Природа, у которой мы все учимся. (Авторские наблюдения за миром природы в рассказе Эрнеста Сетона- Томпсона «Лобо»).
Цель:
продолжить знакомство учащихся с личностью писателя, художника, знатока животных и его творчеством, проследить, как интерпретируется образ волка в народном творчестве и литературе; раскрыть историю создания рассказа «Лобо»; углублять навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения и устной речи, развивать навыки логического мышления и поисковой деятельности;
воспитывать любовь к природе, к животным.

Оборудование: портрет Э. Сетона-Томпсона, выставка книг, фото волков, иллюстрации к рассказу «Лобо»; тексты рассказа Е. Сетона- Томпсона «Лобо».

Тип урока: комбинированный

ход урока

эпиграф:
Люди и звери! Мы - дети одной матери природы.
Черный Волк

Доброе утро вам!

Доброе утро вам!

Кому позволим сесть первыми? (Девочкам)

Сначала красота, а затем - сила (садятся мальчики)

I. Актуализация опорных знаний.
Прием «Снежный ком».
- Что вы можете сказать о Э.Сетон-Томпсона.
II . Подготовка к восприятию учебного материала.

Вступительное слово учителя
Как только мы начинаем говорить, нас плотным кольцом окружают различные животные и птицы. Иногда удивительные, иногда простые, обычные: Курочка Ряба, Котик и Петушок, Кот в сапогах, Конек- Горбунок... У Лукоморья ходит ученый кот, тянет в снежной пустыне свои нарты Болто, подкрадывается Багира. Наши любимцы, наши замечательные друзья, наши спутники. Постепенно в нашу жизнь входят имена людей, которые нам о них рассказали.

И сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Сетона-Томпсона.

III . Сообщения темы, задач, эпиграфа.
I V. Усвоения нового материала.
1. Беседа.
- Какие рассказы этого автора вы читали?
- Понравился ли вам произведение?
- Какие чувства возникли во время чтения?
- Какие произведения вы еще читали, где рассказывается о волке?
- Как его в них изображали?
- Как вы думаете, чем отличается волк у Сетона-Томпсона от того, что вы видели в народных и литературных сказках?
2. Слово учителя об истории создания рассказа «Лобо.»
Эрнест Сетон-Томпсон использовал такую ​​литературную форму как биография того или иного животного. Этот прием позволял изобразить зверя на различных этапах развития, раскрыть отношения, которые существуют в мире животных. Жизненный путь изображен так, что подчеркивается благородство животных, мужество. Таким произведением является рассказ «Лобо».
В основе этого произведения лежит случай, который произошел с писателем в 1893 году. Фиц Рандольф, один из знакомых, пригласил автора на одну из ферм в Нью-Мексико на охоту в долину Курумпо. Эта долина - один из лучших животноводческих районов. А где много животных - там много волков.
Главарем одной стаи был огромный волк, сильный и умный. Эрнест решил его поймать. История Лобо (по-испански - волк), рассказ об охоте легла в основу сюжета.
3. Проверка опережающего задания.
. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?
- Волка ноги кормят
- Волчий аппетит
- Набросились как волчья стая
- Одинокий волк
- Волчье сердце (волчий характер)
- Вить волком
- Человек - волк
- Серый волк
Сообщение о волке, как представителе класса млекопитающих. Сообщение об образе волка в литературе и народном творчестве. Образ волка известен давно, у разных народов он трактуется по-разному. Волк - символ зла, жадности, жестокости, лицемерия, лжи, кровожадности. У древних римлян и египтян -это символ доблести, чести, мужества. Во многих мифологиях он ассоциируется с богом войны или вождем. Иногда волк является родоначальником племени. Об этом говорится в мифе о Ромуле и Реме, которых нашла и выкормила волчица, которые затем основали Рим.
В библейской традиции волк символизирует жестокость и кровожадность.
В Евангелии от Матфея волк - символ лицемерия и лжи.
В сказках он часто возникает мудрым и смелым зверем. А в украинском сказках еще и обладает даром уничтожать чертей. У славян еще известен сюжет об оборотнях
4. Словарная работа.
Оборотень - мифическое существо, человек, превращается в волка, или превращен в волка, то есть оборотень.
5. Слово учителя. Так какой он есть на самом деле, этот волк? Воплощение зла и жестокости настоящий рыцарь, как называет его Сетон -Томпсон? . Дома вы прочитали рассказ Э.Сетон - Томпсона "Лобо" и поняли, что у писателя достаточно своеобразный подход к изображению волков. В чем он заключается? Об этом можно сделать вывод, проанализировав рассказ "Лобо".

6. Упражнение «Незаконченные предложения» Методический комментарий: учитель формулирует открытое предложение и предлагает учащимся закончить его.
1. Корумпо - это....
2. Старого серого волка, вожака стаи зовут....
3. Стая старого вожака насчитывала…

4. Бланка - это....
5. Лобо боялся только....
6. За его голову назначена....
7. Работа иллюстрацией. Беседа.
- Какой момент, по вашему мнению, изображен на иллюстрации?
- Совпадают образы, которые возникли в вашем воображении, с изображенными?
8. Выразительное чтение.
- Найдите и прочитайте эпизод, где рассказывается о привычках стаи Лобо.
- Прочитайте описания волков.
- Прочитайте эпизод, где изображена ловкость Лобо как охотника.
- Докажите, что Лобо - очень осторожный и мудрый.
9. Беседа по самостоятельно прочитанному.
- Какие привычки пригодились стае, помогали избежать ловушек?
-Как пытались люди положить конец произволу волков?
- Какими способами пытались бороться люди со своевольной стаей?
- К какому выводу пришли люди, когда все попытки поймать волков оказались напрасными?
V. Обобщение и итоги.
1. Слово учителя.
Часто люди думают о животных, как о существах, которые не имеют чувств, переживаний, одним словом, как о чем-то ниже, чем мы, люди. Однако это не так. И именно книги Сетона- Томпсона помогают нам изменить свои взгляды, учат понимать животных, объясняют их поведение. Прочитав только первую часть рассказа, мы так много узнаем о волках, возможно, кто-то изменил свое отношение к этим хищникам?
2. Работа с эпиграфом .
Эпиграфом к нашему уроку стали слова Самого Э.Сетон-Томпсона, которого индейцы назвали Черным Волком и так он подписывал свои письма или просто рисовал волчий след: «Люди и звери! Мы - дети одной матери природы. »

3.Прийом «Микрофон».
Методический комментарий: отвечает только ученик, в руках которого находится воображаемый микрофон.
- Согласны ли вы с этим утверждением?
- Что из услышанного вами на уроке подтверждает их истинность?

НЕ оставлял надежду Лобо Бланку повстречать
Выл жалобно, протяжно... явно горе слышно,
Всю ночь он продолжал свою подругу звать,
И по следам нашёл, где всё в её крови... Убили!
И душераздирающий раздался вой... Словами и не передать...

Потом дошёл до самой фермы по следам,
Он мстит хотел... Искал он Бланки тело,
Но только смог собаку на кусочки разорвать
Как Обезумевший кружился он вокруг фермы
И Томпсон стал ему капканы расставлять.

Решил он вожака поймать пока тот не в себе
И трупом Бланки приманил и план сработал.
Убитый горем, Лобо вдруг почувствовал подруги след
И опрометчиво к ней кинулся и так был пойман,
Попал на несколько капканов и освободиться шансов нет.

Два дня так Лобо пролежал, Теряя кровь,
Слабел, но остальных он звал призывным воем,
Но ни один к нему на помощь НЕ пришёл.
Все предали, кому он жизни сохранял так долго.
Вожак попал в беду и был он обречён.

НЕ оказал сопротивления и дал охотникам себя связать
И ждал конца, смотрел с тоской он в сторону ущелья
Как сердце выдержит? Свободу, силу и подругу потерял,
Но мёртвый рядом с Бланкой, снова вместе,
Теперь уж Неразлучные навсегда...

По рассказу Эрнеста Сетона-Томпсона

V I . Домашнее задание.
Для всех.
Прочитать вторую часть рассказа, выполнить задание в тетради.
Индивидуальные задания.
1.Проследите по тексту, как меняется отношение автора к Лобо (назовите эти моменты).
2. Создать собственные иллюстрации к рассказу, составить комментарий к ним.