Главные персонажи О. Бальзака

21.10.2019 Украшение

Оноре Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Изображая повседневную жизнь своих современников, в которой за обыденностью скрывается трагедия, писатель пишет цикл этюдов нравов, за беспристрастное изображение современности в которых критика не раз называла Бальзака безнравственным писателем.

Первым наиболее ярким произведением такого типа стала повесть «Гобсек», первоначально «Опасности беспутства», помещенная самим автором в раздел «сцены частной жизни».

Главная фигура этого произведения – ростовщик Гобсек, его фамилия, в переводе с голландского означает «живоглот», что вполне соответствует жизненной позиции персонажа. Бальзак обыгрывает семантику фамилии, его герой действительно, как удав, душит жертвы чудовищными процентами и проглатывает их состояния.

В соответствии со своим принципом изображать «мужчин, женщин и вещи» писатель дает подробный портрет, характеризующий героя, используя реалии внешнего мира, давая сравнения с вещами, раскрывающими авторское осмысление фактов.

Бальзак пишет, что Гобсек обладал «Лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминает цвет серебра, с которого слезла позолота»: в его внешнем облике отмечены цвета денег – золота и серебра. Бесстрастность ростовщика отражена в его неподвижных чертах, они казались отлитыми из бронзы. Глаза у него «маленькие, желтые, словно у хорька» - хищный, стремительный хорек никогда не принадлежал к числу животных, вызывающих симпатию. Длинный нос его был похож на буравчик – герой с его помощью словно бы проникал во все скрытые от других тайны. «Возраст его был загадкой», - отмечал хорошо знавший его Дервиль. Дервиль связывает его с векселем.

Зловещий облик Гобсека повторен в его предметном окружении: он живет в сыром и мрачном доме. «Дом и его жилец были под стать друг другу – совсем как скала и прилепившаяся к ней устрица». В его конторе обычно стоит «мертвая тишина», и бурное возмущение жертв живоглота, в результате, как правило, сменяется их полной безнадежностью и покорностью.

В своем исследовании Гобсек исходит из того, что все определяется деньгами: «В золоте все содержится в зародыше». В мире он видит постоянную борьбу богатых и бедных и предпочитает сам «давить», а «не позволять, чтобы другие тебя давили». Он знает силу тех, кто владеет деньгами. На примере Гобсека, Бальзак показывает ростовщиков, подобно паукам, оплетающих общество своей паутиной. Но писатель не упускает из виду, что само это общество не лучше ростовщиков. Кто попадает в сети Гобсека? Максим де Трай – жигало, светский проходимец, среди жертв – графиня де Ресто, обманывающая мужа и обманутая любовником де ТРаем, в свое время разорившая отца («Отец Горио»), который сам нажил состояние на голоде народа во времена искусственно созданного голода. А борьбе против всех Гобсек принципиально отрицает чувства, ибо видит, что они-то и становятся ловушкой, в которую попадаются и богатые и бедные.

Зловещий характер Гобсека подчеркивает экскурсом в его прошлое – почти вся романтическая тайна его восхождения, богатства неразрывно связана с преступлениями (связи с корсарами, поломанные судьбы). Для Бальзака важно, что его герой не только частное лицо, но столп общества. И вместе с тем, гнилой столп. Об этом свидетельствует картина его гибели, когда становятся никому не нужными его богатства, рушившие судьбы людей, когда в его чуланах гниют никому не нужные теперь припасы. Боясь продешевить, он обрекал свои богатства на гибель. Перед нами возникает картина падения и разрушения личности под влиянием денег, когда и сама денежная стоимость вещей утрачивает всякий смысл.

Французская литература

Виктор Ерёмин

Гобсек

«— Хе-хе! — проскрипел Гобсек, и возглас этот напоминал скрип медного подсвечника, передвинутого по мраморной доске»*.

_____________________
* Здесь и деле роман цитируется по книге: Оноре Бальзак. Гобсек. Евгения Гранде. Отец Горио. М.: Правда, 1979.

Кому-то, быть может, слова эти покажутся очередной любопытной деталью характера жестокого ростовщика, но не таков колоссальный гений Бальзака, чтобы любая деталь в его главных произведениях становилась всего лишь чёрточкой обыденности, а не принимала бы на себя смысл вселенского символа. И в данном случае гобсековское «хе-хе» — не стариковский радостный смешок, но тот самый протяжный грохот торжества всемирного капитала, который тешится копошащейся у его стоп серой человеческой массой, жаждущей хотя бы краешком судьбы прикоснуться к его безраздельному могуществу и за эту вожделенную химеру готовую накачивать его бездонную утробу всё новыми и новыми жертвами тщетных надежд.

Бальзака нередко называют величайшим из величайших романистов Франции. По философской наполненности сюжетов, по числу и разнообразию характеров, запечатленных пером великого писателя, по мощи проникновения в глубины человеческого бытия это бесспорно так — величайший из величайших…

Оноре де Бальзак

Оноре Бальзак родился 20 мая 1799 г.* во французском городе Туре**. Семья его происходила из крестьян, но отец его смог выбиться в провинциальные чиновники. Дед Оноре был безграмотным землепашцем по прозванию Вальса. Отец будущего писателя получил образование, стал судейским чиновником и переделал свою фамилию в Бальзак. Оноре же пошёл ещё дальше — воспользовавшись послереволюционной неразберихой, он добавил к фамилии дворянское де и стал именоваться Оноре де Бальзак.
_____________________
* Часто отмечают любопытную деталь — Бальзак родился всего на три недели раньше А.С. Пушкина.
** Тур — ныне главный город департамента Эндр-и-Луара.

Мальчик оказался нелюбимым сыном в доме. От него постарались поскорее избавиться: Оноре не было ещё и девяти лет, когда его отправили в Вандомский коллеж. Располагался он в угрюмом замке, окружённом крепостным рвом с водой. Шесть лет провёл Оноре в этом месте, и за всё время родители ни разу, даже на каникулы, не взяли мальчика домой. Утешением от заброшенности стали для него книги: Бальзак самозабвенно погрузился в чтение, а с двенадцати лет увлёкся сочинительством, и товарищи по коллежу сразу признали в Оноре писателя. Происходило это в самый разгар наполеоновских войн и оккупации Франции войсками союзников.

На шестнадцатом году жизни Бальзак серьёзно заболел, и родители были вынуждены забрать его домой. Образование юноша завершил в Париже, куда вскоре после окончательного разгрома Наполеона под Ватерлоо переехала вся семья Бальзаков.

Уже тогда Оноре был уверен в своей писательской стезе, однако отец заставил юношу изучать право. Ни адвокат, ни нотариус из Бальзака не получился, но судейские конторы, в которых ему довелось потолкаться в годы учёбы, дали писателю многих героев его будущих произведений.

Пришло время, и Оноре твёрдо заявил отцу, что выбрал карьеру литератора. Франсуа Бернар Бальзак, скрепя сердце, вынужден был согласиться на то, чтобы в течение двух лет содержать сына, предоставив ему возможность испытать силы на писательском поприще.

В 1819 г. семья переехала на жительство в Вильпаризи, а Оноре остался в столице и с головой ушёл в сочинительство. Первой из-под его пера вышла провальная историческая трагедия «Кромвель». Она была завершена в 1821 г., после чего отец отказал сыну в содержании.

Чтобы выжить, Бальзак бросился в писание бульварных авантюрных романов, которые издавались и приносили ему минимальные средства. Впоследствии автор отрёкся от этих своих вульгарных экзерсисов.

Попытки Бальзака заработать большие деньги сразу, посредством предпринимательства, с треском провалились и только ввергли его в пучину тяжелейших долгов. Казалось, сама судьба направляла писателя по единственному предопределённому ему пути.

Из-под пера Бальзака выходило одно произведение за другим, а писатель всё ещё не понимал, чему посвящён его труд, и мечтал только о славе. Но со временем количество перешло в качество. По воспоминаниям сестры Бальзака Лоры Сюрвиль* случилось это в 1833 г. Однажды Бальзак воскликнул:
_________________________
* Лора Сюрвиль (1800—1871) — всю жизнь она оставалась самым близким другом писателя.

— Поздравьте меня, я на верном пути к тому, чтобы стать гением!*.
_____________________
* Андре Моруа. Прометей, или Жизнь Бальзака. Собр. соч. в 5-ти томах. Т. 4. М.: АСТ, Астрель, Олимп, 1999.

Писатель решил создать из всех своих романов единое огромное произведение — энциклопедию человеческих характеров, которая получила название «Человеческая комедия». В одном из писем 1834 г. Бальзак разъяснил: «Моё произведение должно вобрать в себя все типы людей, все общественные положения, оно должно воплотить все социальные сдвиги так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской или женский, ни один образ жизни, ни одна профессия, ни чьи-либо взгляды, ни одна французская провинция, ни что бы то ни было из детства, старости, зрелого возраста, из политики, права или военных дел не оказалось забытым»*.
_______________________
* Там же.

Крупнейшим бриллиантом в собрании бальзаковских шедевров стал уже созданный к тому времени роман «Гобсек»*.
___________________
* Роман «Гобсек» был написан О. де Бальзаком в 1830 г. Имя Гобсек переводится с французского как «питающийся всухомятку».

В отечественной критике ростовщика Гобсека нередко пытаются сопоставлять с пушкинским Скупым рыцарем из «Маленьких трагедий»* или с гоголевским Плюшкиным из «Мёртвых душ». Сравнение такое, бесспорно, неправомерно в силу принципиального различия персонажей. Гобсека нельзя рассматривать как просто накопителя, болезненно жадного человека. Сравнив по ходу повествования своего героя с Талейраном** и Вольтером***, Бальзак фактически возвёл его в ранг идеолога современного нам общества, основы которого как раз и закладывались в XVIII — начале XIX вв.
_____________________
* «Скупой рыцарь» был написан в один год с «Гобсеком».
** Шарль Морис Талейран-Перигор (1754—1838) — великий французский дипломат; мастер тонкой дипломатической интриги; беспринципный политик; часто именно его называют отцом современной мировой школы дипломатии.
*** Подробнее о Вольтере см. в Главе 74. «Сочинитель» этой книги; философ является одним из основоположников идеологии современной мировой демократии.

Бальзак не раз подчёркивает, что Гобсек — философ от золота, который наслаждается не самим фактом наличия у него золота, а возможностью, благодаря обладанию богатством, наблюдать со стороны за теми процессами, которые происходят в обществе и людских душах по причине нехватки денег, и ещё больше — возможностью ради собственного развлечения управлять этими процессами с помощью золота. Именно по этой причине Гобсек присвоил себе право высшего судии и сказал о себе:

«— Я появляюсь как возмездие, как укор совести!».

Устами мудрого ростовщика писатель сформулировал основные принципы существования современного нам пресловутого «цивилизованного» мира. Процитируем важнейший в романе монолог Гобсека.

«Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны. Для того, кто волей-неволей применялся ко всем общественным меркам, всяческие ваши нравственные правила и убеждения — пустые слова. Незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения. В государствах европейской цивилизации этот инстинкт именуется личным интересом… из всех земных благ есть только одно, достаточно надёжное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото. В золоте сосредоточены все силы человечества. Я путешествовал, видел, что по всей земле есть равнины и горы. Равнины надоедают, горы утомляют; словом, в каком месте жить — это значения не имеет. А что касается нравов — человек везде одинаков: везде идёт борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили. Повсюду мускулистые руки трудятся, а худосочные мучаются. Да и наслаждения повсюду одни и те же, и повсюду они одинаково истощают силы; переживает все наслаждения только одна утеха — тщеславие. Тщеславие! Это всегда наше “я”. А что может удовлетворить тщеславие? Золото! Потоки золота. Чтобы осуществить наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности и усилия. Ну что ж! В золоте всё содержится в зародыше, и всё оно даёт в действительности».

Именно золото, по утверждению Гобсека, «заставляет знатных господ (сегодня читай: власть имущих. — В.Е.) пристойным образом красть миллионы, продавать свою родину. Чтобы не запачкать лакированных сапожек, расхаживая пешком, важный барин и всякий, кто силится подражать ему, готовы с головой окунуться в грязь».

Согласитесь, этот мудрейший «философ из школы циников» не может встать в один ряд с обыкновенными накопителями. Он слишком велик, слишком грандиозен в своём понимании главных человеческих пороков, чтобы оказаться посредственным стяжателем. Нет! Именно его в романе автор парадоксально определил как человека «самой щепетильной честности во всем Париже»!

В своё время Карл Маркс и Фридрих Энгельс предприняли попытку разработать практическую теорию*, которая позволила бы человечеству выйти из гобсековской ловушки, но, как мы видим на примере гибели Советского Союза, потерпели в этом существенное, если не смертельное поражение. К слову сказать, Фридрих Энгельс незадолго до своей кончины предвидел подобное развитие событий и писал, что ахиллесовой пятой марксизма является слабая разработка теории личностной психологии человека, которой им с Марксом некогда было заниматься, и высказывал надежду, что этой важнейшей проблемой займутся их преемники. Не занялись, и мы стали свидетелями торжества безграничного жлобства, воспетого Гобсеком, над данными свыше, но материально не подкрепленными нравственными идеалами. Более того, сегодня жлобы с помощью награбленного золота наняли торгашескую интеллигенцию, чтобы теоретически обосновать своё право на массовый грабеж народа России. Бессмысленная трата денег! Ведь это уже давным-давно сделал мудрый Гобсек. Он, по крайней мере, имел на это право…
_____________________
* В данном случае марксизм рассматривается как теория, разработанная совестливыми людьми, а не как подрывное учение, заказанное Ротшильдами. Хотя объективные исследования последних лет всё более склоняют к признанию верной ротшильдовской версии.

Роман «Гобсек», невзирая на всю его жизненность, был встречен читателями весьма сдержанно. Отношение к нему не изменилось по сей день. Невзирая на зрелищность, эмоциональную насыщенность и философскую глубину романа, не приходится говорить ни о музыке, ни о живописи, посвящённой этому произведению, хотя, казалось бы, благодатнее тему и не найти.

Кинематограф почти не обращается к великому роману Бальзака. Помимо советских экранизаций можно упомянуть только чешскую постановку 1985 г.

В СССР «Гобсек» впервые был поставлен режиссёром К.В. Эггертом* в 1937 г. Главную роль исполнил Л.М. Леонидов**.
_____________________
* Константин Владимирович Эггерт (1883—1955) — российский и советский драматический актёр и режиссёр. Как актёр работал в Московском художественном театре, Камерном и Малом театрах. С 1924 г. снимался в кинофильмах, а с 1928 г. сам стал режиссёром. Фильм «Гобсек» снимался в 1936 г., а вышел на экраны в 1937 г., в связи с чем возникла некоторая путаница в источниках с указанием года его создания.
** Леонид Миронович Леонидов (настоящая фамилия — Вольфензон) (1873—1941) — русский советский актёр, режиссёр и педагог; народный артист СССР; доктор искусствоведения. С 1903 г. до смерти актер МХТ—МХАТ.

В 1987 г. в СССР вышел совместный советско-французский фильм «Гобсек», снятый на киностудии «Молдова-филм». Режиссёр А.С. Орлов*, роль Гобсека исполнил актёр В.М. Татосов**.
__________________________
* Александр Сергеевич Орлов (р. 1940) — отечественный режиссёр, сценарист, актёр. Наиболее известные из снятых Орловым фильмов — «Женщина, которая поёт», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» и «Похождения Чичикова».
** Владимир Михайлович Татосов (р. 1926) — советский актёр; творческая судьба Татосова связана с крупнейшими ленинградскими театрами. В кино дебютировал в 1954 г. в фильме «Большая семья», зрителям актёр более всего запомнился по ярким образам, созданным в телесериалах «Соломенная шляпка» и «Крах инженера Гарина».

В 1830 году была написана бессмертная повесть французского писателя Оноре де Бальзака «Гобсек». Проблематика произведения полностью основана на одном из людских пороков - скупости, которая в конце жизни главного героя перешла в абсурд. Со временем повесть была внесена автором в многотомное произведение «Человеческая комедия».

Краткая биография автора

Родился в Париже 20 мая 1799 года. Согласно биографическим данным, его отец был крестьянином, а мать родом из буржуа. Аристократическую приставку «де» Оноре начал использовать в год выхода своей повести «Гобсек», сокращенно ознакомиться с которой вы сможете в этой статье.

Получив степень бакалавра, Бальзак приступил к трехлетней службе в нотариальной конторе. Предложение отца об открытии своей практики юноша уверенно отклонил. Своим увлечением и работой он видел только литературу. Стоит сказать, что на тот момент произведения юного парня не представляли ни малейшего интереса для издательств.

Переполненный нетерпением, Оноре переехал в нищий парижский квартал и взялся за работу. Роман, который он принялся писать, спустя много лет сделает его популярным среди истинных ценителей литературы, но критики того времени безжалостно не признавали его творений.

Возвращение к писательской деятельности

С 1829 года Бальзак продолжил творить свои бессмертные романы и повести. Ночью он писал, поддерживая в себе жизненные силы большим количеством чашек черного кофе, а вечером отдыхал. За сутки Оноре исписывал не одно гусиное перо.

Этот «армейский» режим наконец-то был вознагражден, а книги отмечены должным вниманием. Роман «Шагреневая кожа» принес писателю звание одного из лучших авторов того времени. Сей громкий успех очень вдохновил молодого литератора, благодаря чему он создал превосходную эпопею под названием «Человеческая комедия». В нее вошла повесть «Гобсек», содержание которой очень близко характерам и поступкам современников Бальзака.

Значение Украины в жизни писателя

Впервые Бальзак посетил эту страну в 1847 году. Здесь он был обвенчан с Эвелиной Ганской, поэтому часто посещал украинские земли. Множество очерков было написано им об этих чудесных местах, и одним из них является «Письмо о Киеве». Бальзак восхищался плодородной землей, на которой ежегодно сеют пшеницу, при этом совершенно не удобряя почвы.

Будучи в имении Ганской, Оноре искренне интересовался жизнью крестьян. Ему нравилось наблюдать за группами людей, которые шли с работы, напевая при этом веселые песни. В итоге любовь автора к Украине отобразилась не только в письмах для Парижа, но и в романе «Крестьяне».

Новшество Бальзака

Творчество молодого Оноре припало на рассвет двух основных жанров: романов об истории и личности. Бальзак же никогда не следил за модой в европейской литературе и создавал произведения, стремясь показать в них индивидуализированный тип каждого персонажа, как, например, всем известный образ Гобсека.

В центре внимания автора практически всегда находилось современное буржуазное общество со всеми его недостатками. Существование сословий того времени, социальные институции и общественные состояния как нельзя полнее раскрыты в «Этюдах о нравах», которые написал Бальзак. «Гобсек» также вошел в этот цикл как демонстрация человеческой скупости и жадности.

«Человеческая комедия»

Невзирая на постоянные придирки критиков, Бальзак не переставал работать. Через время автор решает объединить свои произведения в эпопею под названием «Человеческая комедия». По замыслу автора, книга должна была содержать повести, которые описали бы современное общество, каждую существующую черту характера, словом - создать своеобразную картину своего времени.

Цикл состоит из трех частей, наиболее обширной является «Этюды о нравах». Она развернула настоящую картину Франции, в которой жил Бальзак. «Гобсек» является одной из литературных шедевров, которые вошли в «Этюд».

Все персонажи Бальзака ярко прорисованы - они запоминающиеся и неоднозначные. Именно таким и является главный герой книги «Гобсек». Сокращенно повесть представлена ниже, но краткое содержание передает лишь малую часть того смысла, о котором хотел поведать читателю автор.

История начинается в салоне виконтессы де Гранлье, у которой в гостях были граф Эрнест де Ресто и Дервиль. Когда первый из них ушел, хозяйка дома стала пояснять своей дочери Камилле, что нельзя так прямо показывать хорошее расположение к графу, ведь ни одна парижская семья не захочет с ними породниться. Эрнест не был подходящей парой ее дочке, так как являлся несостоятельным.

Дервиль решает вмешаться в происходящее для пояснения истинной сути вещей. Начал он историю издалека, упомянув, что познакомился с Гобсеком будучи еще студентом и назвал его хладнокровным золотым истуканом.

Как-то ростовщик поведал историю о взыске долга с одной графини. Боясь разоблачения, она отдала ему бриллианты, деньги за которые по векселю получил ее любовник. Гобсек оказался прав, говоря, что разорит всю ее семью.

Позже к Дервилю обратился белокурый красавец граф Максим де Трай с просьбой о знакомстве с ростовщиком. Гобсек, в свою очередь, сначала отказывался дать графу ссуду, так как заемщик на тот момент был целиком в долгах. Но к ростовщику приходит та самая женщина с оставшимися и без сомнений соглашается на все условия. Все это графиня делала из-за шантажа де Трая, который заключался в перечислении ему денег, иначе он якобы покончит жизнь самоубийством.

В тот же день к Гобсеку врывается муж вышеупомянутой женщины с требованием возвращения бриллиантов. Но вместо этого он отдает ростовщику все свое имущество, дабы уберечь его от неверной жены и ее любовника. К завершению Дервиль сообщает, что этот случай произошел с отцом Эрнеста де Ресто.

Через некоторое время граф тяжело заболевает. Его жена по такому случаю разрывает все связи с Максимом и ухаживает за мужем. Спустя сутки после его смерти, ища завещание, женщина устроила разгром в кабинете усопшего. Но самым ужасным ее поступком стало сожжение бумаг, при отсутствии которых имущество умершего графа переходило во владение Гобсека. Дервиль умолял ростовщика вернуть все семье де Ресто, но тот был непреклонен.

В конце повести, доведавшись, что Камилла и Эрнест любят друг друга, Дервиль отправился к Гобсеку и обнаружил того при смерти. К концу жизни скупость полностью его поглотила. Дом был завален большим количеством испорченных продуктов, потому что он ничего не продавал, боясь продешевить. Образ Гобсека - это воплощение своеобразной хищной силы, с помощью которой человек стремительно пробивается к золоту и власти.

Завершается история тем, что адвокат Дервиль сообщает де Гранлье о скором возвращении утраченного имущества графом де Ресто. Знатная дама решает, что Камилла вполне может стать женой Эрнеста.

Характеристика главного героя

Образ Гобсека внутренне противоречив. Главный герой является сильной личностью, а также в какой-то степени философом и психологом. Наряду с этими чертами стоят жадность, подлость и жестокость. Скорее всего, именно из-за суровых условий существования ростовщик привык добиваться цели любыми способами.

Также характеристика Гобсека и его портрет четко видны в высказываниях о нем автора. Бальзак описывает главного героя как человека-векселя. Осознание того, в каком хищном мире он живет, привело его к ростовщичеству. Причем такое количество денег и золота ему необходимо не для шикарного существования, а для чувства защиты. Характеристика Гобсека дополняется его скудной речью, стандартным сухим набором фраз в разговоре с клиентами. Весь его внешний вид показывает презрение к богатым людям.

Прочие произведения

В молодости Оноре старался не обращать внимания на несправедливые слова критиков, продолжая свое дело. Ранними работами стали:

Роман «Шуаны»;

- «Шагреневая кожа»;

- «Гобсек»;

- «Дом кошки, играющей в мяч».

Бальзак стремился продемонстрировать индивидуализированный тип каждого своего персонажа. Центром его творчества являлись не выдуманные герои, а жизнь и поступки буржуазного общества. Полюбившийся образ Гобсека из одноименной повести показал читателям, какой может быть жизнь трагичной, если человеку приходится убить в себе все хорошее и стать бездушным обдиралой и накопителем.

«Гобсек » - твір французького письменника Оноре де Бальзака, написаний в 1830 році, увійшов до зібрання творів «Людська комедія». Головні герої твору Гобсек живуть в уяві кожного читача.

Головні герої Гобсека

  • Гобсек,
  • Віконтеса де Гранлье,
  • Камілла- дочка віконтеси,
  • Граф де Борнбрат - брат віконтеси,
  • Дервиль - друг їх сім’ї,
  • Фанні Мальво (дружина Дервиля),
  • Граф Максим де Трай,
  • Граф де Ресто і його дружина.

Характеристика Гобсека

Перше враження від образу Гобсека різко негативне.

Це пов’язано з його професією (лихваря) і визначальною рисою характеру (скупість).

Оноре де Бальзак був майстром слова і неабияким знавцем людської сутності. Кожен його літературний образ - це типовий представник якоїсь соціальної групи людей. Письменник вважав, що характер людини формується під впливом оточення. Герої Бальзака - люди далеко не ідеальні. Автор правдиво зображує їх пороки, хоча відкрито не засуджує.


Але його образ набагато глибше. Доведемо це твердження, створивши таблицю «протиріч» поведінки і характеру Гобсека: Гобсек багата людина (всього п’ять чоловік у Парижі можуть зрівнятися з ним по мірі багатств) Боітся афішувати своє багатство. Мізантроп.Ненавідить всю свою рідню. Підтримує дружні стосунки з Дервилем Зосередив у своїх руках владу над світом (… я володію світом, не напружуючи себе) При цьому сам ходить по клієнтам і принизливо збирає платежі Герой, позбавлений яких би то не було людських почуттів: «людина - автомат»; «людина - вексель»; «золотий істукан».

Як відомо, Бальзак дуже прискіпливо вивчав створені ним характери, але він у жодному разі не засуджував дійових осіб своїх творів. Кожен персонаж був глибоко індивідуальним і неповторним. У свою чергу і його герої ніколи не почуваються винними за свої вчинки. Кожен бальзаківський персонаж викладає свою точку зору з пристрасною переконливістю у власній правоті. Лихвар Гобсек не відчуває жодних докорів сумління через свою не зовсім людяну діяльність. І Бальзак, як сторонній спостерігач, його не засуджує. До того ж автор правдиво показує і позитивні риси його характеру : граф спитав у Дервіля, якої він думки про Гобсека, і той сказав, що в цій людині "живуть дві істоти: скнара і філософ, підла істота і вивищена". "Але якщо я помру, залишивши малолітніх дітей, то він буде їхнім опікуном", - сказав Дервіль.


Великодушний чоловік: випробував «почуття жалості» при вигляді насувається злиднів, що загрожує графині де Ресто; Гобсек «майже розчулився «, побачивши кімнату белошвейки Фанні «Дикун» (випробував «злісну радість дикуна, що заволодів блискучими камінчиками» після придбання діамантів графині) Освічена людина: Знає всі тонкощі юриспруденції, добре розбирається в політиці, мистецтві (не випадково автор порівнює його зі статуєю Вольтера - одного з найосвіченіших людей свого часу) Лихвар.

Другий бік цієї постаті, який можна вважати внутрішньою характеристикою героя, відзначається підвищеною емоційністю, бурхливими пристрастями, які людинаавтомат майстерно приховує. Непідробна зацікавленість у кожній людині відображує, з одного боку, пошуки героєм морального виправдання своєї - іноді надмірно жорсткої - поведінки, з іншого боку - його прагнення допомогти тим, хто заслуговує на допомогу. Відкрито проявити свою сутність герой не може, тому що це буде сприйматися суспільством як слабкість, але Гобсек, як виявляється, завжди опиняється на боці тих, хто - всупереч обставинам життя - зберігає моральність або хоча б залишки моральності.


“Гобсек - людина честна” У ньому живуть
  • «Скнара і філософ»
  • «Підла істота й піднесене»
  • Він «старий і дитина»
  • «Старе немовля»

Отже, Гобсек - складна, багатогранна і суперечлива особистість.

Чому Гобсек вибрав професію лихваря? Яке його життєве кредо?

Відповідь: Гобсек свідомо обрав професію лихваря.

Він вважає гроші товаром, який можна вигідно продати і купити.

Але таким жорстоким герой був не завжди. В юності це був скоріше романтичний, сповнений натхнення юнак. Але життєві обставини схилили його до думки про нікчемність людської природи. Бачачи яким чином впливає на людей золото, як воно їх підкорює - Гобсек прагне отримати таку владу. Все своє життя герой накопичує гроші, вижимаючи їх зі своїх клієнтів, майже нікого не шкодуючи. Та чи принесли вони дійсно йому щастя? Адже він не витрачав їх ні на добрі справи, ні на власні забаганки. Він просто ніби колекціонував золото, втішаючись самою його наявністю.


Тому він не бачить нічого аморального в тому, щоб давати гроші в борг під великі відсотки і отримувати від цього прибуток. Такі правила будь-якої торгівлі.

У що вірить сам Гобсек?

Відповідь: Гобсек вірить в безмежну силу і владу золота.

Він заявляє: «Золото - ось духовна цінність нинішнього суспільства».

Висвітлюючи відсталість дворянства, його обмеженість, Бальзак показує Гобсека, який тримає у своїй пам’яті цілі континенти. Він збагнув і основи сучасного йому суспільного ладу, стверджуючи, що скрізь йде боротьба між бідняками і багатіями. Але двадцятирічні поневіряння по світу зробили його байдужим до всього, крім золота. Він зневірився у моральних цінностях. Тому Габсек бездушний. Він упевнений, що з «усіх земних благ» є лише одне достатньо надійне - золото. А з усіх людських почуттів він визнає лише інстинкт самозбереження. Зі скептицизму виріс соціально-політичний нігілізм, бо Гобсек засуджує всіх тих, хто вболіває за своїми близькими. Він вбачає сенс лише у боротьбі бідняків і багатіїв, упевнений, що ця боротьба нескінченна, і тому вважає, що краще бути експлуататором, ніж експлуатованим. Мова Гобсека підкреслює бідність його філософії щодо власної гідності, адже людина, здатна лише на принизливі почуття, не здатна навіть на самоповагу, не говорячи вже про повагу з боку інших людей.


«Ви всьому вірите, а я нічому не вірю. Ну що ж, на сховок свої ілюзії, якщо можете. Я вам зараз підведу підсумок людського життя. Те, що в Європі викликає захват, в Азії карається, Те, що в Парижі вважається пороком, за Азарсков островами визнається необхідністю.

Жив Гобсек надзвичайно скромно, у всьому собі відмовляючи. В нього була неймовірна жага накопичення золота. Герой вважав, що той, хто володіє золотом - володіє світом. Він відчував своєрідну насолоду, коли до нього за позикою зверталися збіднілі аристократи. Гобсек пишався владою над цими людьми.


Немає на землі нічого міцного, є тільки умовності, і в кожному кліматі вони різні … усілякі наші моральні правила та переконання - порожні слова … Ось поживіть з моє, дізнаєтеся, що з усіх земних благ є тільки одне, досить надійне, щоб коштувало людині гнатися за ним.

Письменник зображує сильний чоловічий характер, який було сформовано дуже важкими, можна навіть сказати, екстремальними умовами життя. Це самодостатня людина, яка вміє робити правильні висновки із власних помилок, яка високо поціновує себе, свій моральний досвід, свою життєву філософію, тому ставить себе вище за звичайних людей. Вона вміє доводити іншим людям свою спроможність дотримуватися власних життєвих принципів, уміє підкоряти людей власній волі, завжди досягає того, що оточуючі її люди виконують вимоги, які вона висуває до них. Помітний егоцентризм цієї людини не заважає тому, що вона чутливо, з великою зацікавленістю приглядається до усіх, з ким її зводить доля, активно втручається в життя інших людей тоді, коли вважає це за доцільне. Втім, її поведінка майже завжди відповідає зовнішньому образу, який вона свідомо створює і який сприймається іншими людьми як її сутність. Основні ознаки цього образу: людинаавтомат , яка ніколи відкрито не виражає власні почуття, яку неможливо переконати навіть у дрібничках, погляди й життєву філософію якої неможливо змінити, до почуттів якої неможливо “достукатися”. Декларації, які вона проголошує, на перший погляд, стовідсотково збігаються з її поведінкою, оскільки ця поведінка носить цілком свідомий, виважений та послідовний характер .


Це … золото.

У золоті зосереджені всі сили людства … А що стосується моралі людина скрізь однакова: скрізь йде боротьба між бідними і багатими, скрізь. І вона неминуча. Так краще вже самому тиснути, ніж дозволяти, щоб інші тебе тиснули «.

Таким чином, Гобсек стверджує, що в світі немає абсолютних цінностей та істин.

У різних народів своя мораль, свої закони, своє поняття про моральність.

Хтось із сучасників Бальзака сказав, що автора "Гобсека" та інших його безсмертних творів не завадило б уважно читати в усіх комерційних училищах. Із творів Бальзака можна багато про що дізнатися - зокрема про закони кредиту, купівлі і продажу, про юридичну правомірність угод та ще про багато інших тонкощів ведення бізнесу.


І лише золото є абсолютною істиною і цінністю в усіх країнах і в усі часи. Тільки золото може дати людині абсолютну, реальну владу над світом.

Тепер ви згадали головних героїв Гобсека, а також риси характеру Гобсека, які багато в чому пояснюють його вчинки.

Гобсек - це не бездушна людина-автомат. Це душа, про яку Дервіль казав наступне: “… присягаюсь, що жодна людська душа у світі не знала таких жорстоких випробувань і так не загартувалась, як він” . Це “гартування” не знищило душу людини, а лише додало їй мудрості, змусило її приховувати власні почуття, обережно ставитися до людських стосунків, певною мірою взяти на себе роль людини, яка відновлює справедливість. А справедливість - це не лише покарання, а й допомога. Коли йдеться про дійсно мудру людину, то виявляється, що її покарання теж стає допомогою - звичайно, якщо той, кого карають, спроможний це зрозуміти.

Спробуємо підбити основні підсумки “психологічної реконструкції характеру” головного героя повісті Оноре де Бальзака “ ”.

Письменник зображує сильний чоловічий характер, який було сформовано дуже важкими, можна навіть сказати, екстремальними умовами життя. Це самодостатня людина, яка вміє робити правильні висновки із власних помилок, яка високо поціновує себе, свій моральний досвід, свою життєву філософію, тому ставить себе вище за звичайних людей. Вона вміє доводити іншим людям свою спроможність дотримуватися власних життєвих принципів, уміє підкоряти людей власній волі, завжди досягає того, що оточуючі її люди виконують вимоги, які вона висуває до них. Помітний егоцентризм цієї людини не заважає тому, що вона чутливо, з великою зацікавленістю приглядається до усіх, з ким її зводить доля, активно втручається в життя інших людей тоді, коли вважає це за доцільне. Втім, її поведінка майже завжди відповідає зовнішньому образу, який вона свідомо створює і який сприймається іншими людьми як її сутність. Основні ознаки цього образу: людинаавтомат, яка ніколи відкрито не виражає власні почуття, яку неможливо переконати навіть у дрібничках, погляди й життєву філософію якої неможливо змінити, до почуттів якої неможливо “достукатися”. Декларації, які вона проголошує, на перший погляд, стовідсотково збігаються з її поведінкою, оскільки ця поведінка носить цілком свідомий, виважений та послідовний характер.

Другий бік цієї постаті, який можна вважати внутрішньою характеристикою героя, відзначається підвищеною емоційністю, бурхливими пристрастями, які людинаавтомат майстерно приховує. Непідробна зацікавленість у кожній людині відображує, з одного боку, пошуки героєм морального виправдання своєї - іноді надмірно жорсткої - поведінки, з іншого боку - його прагнення допомогти тим, хто заслуговує на допомогу. Відкрито проявити свою сутність герой не може, тому що це буде сприйматися суспільством як слабкість, але Гобсек, як виявляється, завжди опиняється на боці тих, хто - всупереч обставинам життя - зберігає моральність або хоча б залишки моральності.

Добре розуміючи людей, він помічає людські чесноти і своєрідно “винагороджує” їхніх носіїв, допомагаючи ним таким чином, що вони зберігають власну гідність.

У цілому головний герой постає як людина, яка сформована відповідним суспільством, яка добре пристосувалася до умов життя цього суспільства і спромоглася зберегти свої уявлення про мораль, що багато в чому суперечать суспільній моралі. Життєвий досвід підказує цій людині “правильну” лінію поведінки, яка допомагає досягти поваги з боку майже усіх членів суспільства, нав’язати свою волю тим, кому, на її думку, потрібно її нав’язати.

Образ головного героя трагічний, оскільки “боротьба за існування” позбавила його друзів, можливості бути собою, відкрито виявляти звичайні людські почуття. Цей образ можна сприймати як художнє звинувачення суспільства, в якому людина для того, щоб вижити і досягти успіху, має відмовитися від щирості, людських.почуттів, доброзичливого ставлення до інших людей. Ще більше трагізму додає цьому образові те, що це - характер неабиякої сили, людина неззичайна, чесноти якої, якби вона їх не приховувала, завадили б досягти життєвого успіху. Ціною цього успіху стала втрата людяності, необхідність перетворитися на людинуавтомата, у душі якої було гаряче людське серце, що визначало ставлення цієї людини до себе, до світу, до інших людей тощо.

Узагальнюючи розгляд співвідношення соціального й індивідуального характерів Гобсека, доходимо висновку, що у стосунках героя з переважною більшістю людей домінує саме соціальний характер: старий лихвар поводиться так, як він і має поводитися, виходячи зі свого суспільного становища. Проте саме тоді, коли герой “дозволяє” собі проявити свій індивідуальний характер, ми бачимо справжнього Гобсека, який завжди спрямовує свої зусилля на те, щоб “відновити справедливість” щодо окремої людини. Можливо, таємність і привабливість образу старого лихваря зумовлена саме

цією суперечністю між його соціальним и індивідуальними характером?

“Психологічна реконструкція характеру” Гобсека ускладнюється тим, що цей образ створено на межі романтизму й реалізму, але саме це під час вивчення повісті учнями робить її необхідною: без заглиблення в психологію героя його осмислення школярами буде викривленим, не адекватним авторському задуму і моральноестетичній позиції письменника. Тривалий час Гобсек сприймався лише як цілковито негативний персонаж, своєрідний образзастереження від “влади золота”, але, як ми бачимо, геніальний письменник створив набагато складніший образ! Відповідно, його осмислення школярами має бути всебічним, що є неможливим без “психологічної реконструкції характеру” одного з найвідоміших образів світової літератури.

В. В. Гладишев, доктор педагогічних наук А. А. Веселкова Миколаїв

Збережи - » Образ головного героя у повісті Оноре де Бальзака «Гобсек» . З"явився готовий твір.