Инструментальный концерт антонио вивальди времена года. Инструментальный концерт Антонио Вивальди «Времена года» - презентация

20.10.2019 Украшение

Времена года

Соборная палата

«Времена года» Вивальди признаны самым исполняемым произведением в мире. Эту музыку узнают с первых нот. Она собирает лучшие концертные залы и останавливает прохожих на улицах и площадях. При этом, сколько бы раз вы ее ни услышали, она никогда не оставляет вас равнодушными. В чем ее секрет? Этого по-прежнему не знает никто!
В 1725 году Антонио Вивальди издает сборник своих сочинений, «Опыт гармонии и изобретения». Первые четыре из двенадцати виртуозных скрипичных концертов, вошедших в сборник, называются «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Для каждого из этих четырех концертов - свой поэтический текст-эпиграф. Авторство текстов легенда приписывает самому Вивальди. И, согласно той же легенде, концерты были созданы композитором во время путешествия по итальянским городам, когда он любовался картинами родной итальянской природы из окна дилижанса.
Почему эти музыкальные картины так трогают нас? Может быть, дело в том, что они ощутимо-достоверны, наглядны? Или в том, что в них легко угадывается параллелизм состояний природы и состояний души - и в этой музыке каждый узнаёт самого себя? Но только самого себя искреннего, чистого, настоящего - на мгновение ставшего действительно свободным. Да и сама природа здесь предстает в своей первозданной чистоте и величии. Когда в ней отражается Создатель…
«Музыка Вивальди - это прославление Бога через восхищение природой, через ощущение ее целостности, ее гармонии», - говорит Николай Хондзинский, дирижер и художественный руководитель Камерной капеллы «Русская консерватория». «Эпоха барокко - время удивительной чистоты. Время, когда композиторы могли прямо обращать свои произведения к Богу. Это очень яркая музыка - и в ней хочется быть самим собой».
21 ноября, в 19.00, в Соборной палате Камерная капелла «Русская консерватория» совместно с известной японской скрипачкой Аяко Танабе исполнит четыре изумительных концерта Вивальди. А значит, вы сможете прожить эту музыку так, словно проживаете ее впервые.
Концерт пройдет в одном из лучших концертных залов современной Москвы - в Соборной палате, в историческом здании Московского епархиального дома, расположенного по адресу Лихов переулок, дом 6.

Аяко Танабе (Япония), скрипка

Уникальная скрипачка, обладающая не только виртуозной техникой и безупречным вкусом, но редчайшим для нашего времени свойством рыцарского служения музыке. Будучи очень яркой солисткой, она демонстрирует замечательные качества: высокую культуру интонирования, тонкое чувство стиля при исполнении самой сложной и разнообразной музыки (от мастеров Барокко до авторов ХХI века). Лауреат международных конкурсов, среди которых Международный конкурс им. Дварионуса, Международный конкурс им. Бетховена, Международный конкурс им. Арама Хачатуряна и многие другие.

Николай Хондзинский, дирижер

"В умении эксклюзивно интерпретировать маэстро предстает на данный момент одним из лучших отечественных дирижеров"
Classical Music News

Лауреат Премии им. Бориса Чайковского.
Лауреат Международных Баховских фестивалей.
Лауреат Премии правительства Москвы.
Главный дирижер Симфонического оркестра Псковской филармонии
Дирижер сотрудничает с самыми известными оркестрами страны, среди которых: Симфонический оркестр Мариинского театра, Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и другие.

Купить билеты на концерт Вивальди «Времена года» Лондонский Гендель оркестр на сайте сайт. Вивальди «Времена года» Лондонский Гендель оркестр - концерт в Москве, в ММДМ Дом Музыки - Светлановский зал, 14 Декабря 2018 года. Забронировать и купить билеты на концерт Вивальди «Времена года» Лондонский Гендель оркестр без наценки, по официальным ценам на сайте Билетмаркет.ру и по телефону 8 800 550-55-99.

«Рождество в Лондоне» с Лондонским Гендель-оркестром – уникальный вечер барочной музыки в исторических костюмах XVIII века. Эта программа собирает тысячи зрителей в рождественские дни в лондонском Королевском Альберт-холле, и теперь она снова будет представлена в Москве!

Лондонский Гендель-оркестр исполнит величайшие произведения эпохи барокко (Баха, Генделя, Вивальди) и всемирно известные рождественские гимны и песни. В первом отделении прозвучит шедевр Антонио Вивальди – четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года», одно из самых популярных классических произведений всех времен. Солистом выступит выдающийся английский скрипач Роберт Гиббс. Основой второго отделения станут лучшие образцы музыки барокко для хора, органа и оркестра Баха, Генделя и Вивальди, а также популярнейшие рождественские гимны и песни.

В этот вечер сцена Дома музыки будет по-новогоднему украшена и празднично подсвечена, а музыканты Гендель-оркестра в исторических костюмах и париках XVIII века словно запустят машину времени, перенеся публику в эпоху барокко. Вы отпразднуете наступающее Рождество в элегантном стиле, мысленно оказавшись в Венеции с Вивальди, в Лондоне – с Генделем и в Лейпциге – с Бахом. Лондонский Гендель-оркестр (London Handel Festival Orchestra) был организован в английской столице специально для исполнения и популяризации музыки барокко и, в частности, одного из величайших творцов той эпохи – Г.Ф. Генделя. В оркестре играют лучшие музыканты Лондона, которые славятся непревзойденным мастерством исполнения шедевров эпохи барокко.

Продолжительность: 2 отделения по 45 минут

В программе:

1 отделение
А.ВИВАЛЬДИ-ВРЕМЕНА ГОДА - 4 концерта для скрипки с оркестром, солист Роберт Гибс
"Весна" (La Primavera) "Лето" (L"Estate)
"Осень" (L"Autunno)
"Зима" (L"Inverno)

2 отделение
И.С.БАХ - «Аллилуйя» BWV 143 - для оркестра, органа и хора
Г.Ф.ГЕНДЕЛЬ - «Zadok the Priest» – Королевский коронационный гимн - для оркестра, органа и хора
И.С.БАХ/Ш.ГУНО – «Ave Maria» - для оркестра, органа и хора
И.С.БАХ - Ария на струне «Соль» - оркестр
А.ВИВАЛЬДИ – «ГЛОРИЯ» (1 часть) - для оркестра, органа и хора
Г.Ф.ГЕНДЕЛЬ – «Аллилуйя» (хор из оратории "Мессия") - для оркестра, органа и хора
Cullen Joy to the World (Cчастье во всем мире) – рождественский гимн для оркестра, органа и хора
Hark the Herald Angels sing (Вести ангельской внемли)– рождественский христианский гимн для оркестра, органа и хора
O Come, All Ye Faithful (O придите, все верующие)– рождественский католический гимн для оркестра, органа и хора
O little town of Bethlehem (О малый город Вифлеем) – рождественская песня для оркестра, органа и хора
O Holy Night (Святая ночь) - рождественская песня для оркестра, органа и хора
We Wish You a Merry Christmas (Мы желаем вам Весёлого Рождества!) - рождественская песня для оркестра, органа и хора
Let it Snow (Пусть идет снег) - рождественская песня для оркестра, органа и хора Исполнители:
Лондонский Гендель-оркестр и хор (Великобритания)
Орган – дополнительно
Солист – Роберт ГИББС, скрипка (Великобритания)
Дирижер – Грэм ВИЛИ (Великобритания)

Вивальди «Времена года» Лондонский Гендель оркестр - концерт в Москве 14 декабря 2018 в Светлановском зале ММДМ. Купить билеты без наценки.
Билетмаркет.ру – официальный дилер хорошего настроения!

В 2019 году мы приглашаем вас на удивительные концерты «Времена года», которые будут организованы в Москве. Каждый концерт – это волшебная феерия музыки, личный взгляд великих композиторов на нежную весну и жаркое лето, буйство осенних красок и зимнюю тишину.

«Времена года» включают в себя выступления, на которых будет звучать Чайковский и Вивальди, Гайдн и Пьяцолла. Удивительно, насколько разной стали музыкальные размышления композиторов на одну и ту же тему, насколько по-разному видели они смену времен года за окном!

«Времена года»: общие сведения

В цикл «Времена года» включено 9 отдельных концертов, на каждом из которых будут звучать произведения того или иного композитора. Это значит, что каждый меломан может приобрести билет именно на то выступление, которое ближе ему по духу и характеру.

Следите за нашей афишей – в ней подробно рассказано о каждом выступлении, указан адрес, где послушать концерт, дано краткое описание произведений, включенных в его программу.

Обращайтесь – мы гарантируем, что вечер, проведенный в восхитительном мире возвышенной и вечной, как сама любовь, классической музыки, запомнится навсегда. Лучшие произведения из цикла “Времена года”, лучшие исполнители, лучшая организация концертов – все эти составляющие являются обязательными для мероприятий, билеты на которые вы можете приобрести у нас. Мы хотим привлечь к этому высокому искусству максимальное количество людей и будем рады видеть вас в зрительном ряду!

Один из крупнейших представителей эпохи барокко А. Вивальди вошел в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта, родоначальник оркестровой программной музыки.

Вивальди был родом из Венеции, где с юности прославился как великолепный скрипач–виртуоз. Ему было немногим больше 20 лет, когда его пригласили в лучшую из венецианских консерваторий. Вивальди проработал здесь более 30 лет, возглавляя хор и оркестр. По отзывам современников, оркестр Вивальди не уступал придворному французскому оркестру Люлли. Известный итальянский драматург Карло Гольдони написал в своих мемуарах, что Вивальди был больше известен под прозвищем «рыжий священник», чем под своим собственным. Композитор, действительно, принял сан аббата, но в нем было мало от священнослужителя. Очень общительный, увлекающийся, во время богослужения он мог покинуть алтарь, чтобы записать пришедшую ему в голову мелодию. Количество написанных Вивальди произведений огромно: он сочинял с поистине моцартовской легкостью и быстротой во всех жанрах, известных его эпохе. Но особенно охотно Вивальди сочинял концерты, их у него невероятное множество – 43 grosso и 447 сольных для самых разных инструментов.

Вивальди можно считать одним из родоначальников программного симфонизма. Многие его концерты имеют программные названия, поясняющие содержание музыки. Ярким примером может служить цикл из четырех концертов для скрипки, струнного квинтета и органа (или чембало) «Времена года». В современной исполнительской практике они объединяются в цикл «Le quattro stagioni» – «Четыре времени года» (в оригинале такого заголовка нет):

· Концерт E-dur «Весна» (La primavera)

· Концерт g-moll «Лето» (L’estate)

· Концерт F-dur «Осень» (L’autunno)

· Концерт f-moll «Зима» (L’inverno)

Программность концертов. Каждый из концертов имеет развернутую литературную программу, изложенную в 4-х сонетах: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Возможно, их автором был сам Вивальди (точное авторство не установлено). Кроме сонетов отдельным музыкальным эпизодам цикла «Времена года» предпосланы поясняющие ремарки, комментирующие содержание музыки. Так, например, в I части «Зимы», где композитор достигает вершин художественной изобразительности, ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, как притоптывают ногами, чтобы согреться.

В концертах много жанровости, ярких звукоизобразительных деталей. Здесь присутствуют не только раскаты грома и порывы ветра, но и лай собак, жужжание мух, рев раненого зверя, и даже изображение подвыпивших поселян с их нетвердой походкой. С первой же части «Весны» музыка наполняется «радостным пением» птиц, веселым журчанием ручейка, нежным веянием зефира, которое сменяемым грозовым шквалом. «Лето» ярко изображает напористые «раскаты грома». «Осень» передает настроение народных гуляний, празднеств. В «Зиме» остинатное «биение» восьмых мастерски передают ощущение пронизывающей зимней стужи.


Структура концертов. В каждом из концертов цикла «Времена года» медленные части написаны в параллельной (по отношению к основной) тональности. Их музыка выделяется спокойной картинностью после динамичных Allegri.

Тема «Времена года» в музыке. Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года. Если учесть, что все 4 концерта трехчастны, то не исключена параллель и с 12-ю месяцами года. Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни, и в таком аспекте весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность, а зима - конец пути - старость. Возможна также аллюзия на четыре региона Италии, соответственно четырем сторонам света.

История музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти произведения так и называются - "Времена года". Это цикл концертов Вивальди, оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес П. И. Чайковского (1876), балет А. К. Глазунова (1899).

Концерт «Весна».

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Первая часть данного концерта иллюстрирует первые два четверостишия, вторая часть - третье четверостишие, а финал - последнее.

Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны - "Весна грядет!"; играет весь оркестр (tutti). Этот мотив (каждый раз в исполнении всего оркестра и солиста) помимо того, что обрамляет эту часть, еще несколько раз звучит по ходу части, являясь своего рода рефреном , что придает всей части форму, похожую на рондо. Далее следуют эпизоды , иллюстрирующие следующие строки сонета. В этих случаях играют три солиста - главный (напомню, что все концерты этого цикла написаны для солирующей скрипки с оркестром) и концертмейстеры групп первых и вторых скрипок; все остальные участники молчат.

Первый эпизод изображает здесь "пение птиц ". Возвращается рефрен. Второй эпизод (после рефрена) иллюстрирует слова сонета о бегущих ручьях . И опять рефрен. Третий эпизод - гремит гром ("чернотой покрывается небо, весна возвещает о себе молнией и громом"). Грозу сменяет музыка рефрена. В четвертом эпизоде - поют птицы ("Потом он (гром) отгремел, и птицы начали снова свое прекрасное пение"). Это отнюдь не повторение первого эпизода - здесь другое пение птиц.

Вторая часть ("Сон крестьянина"). Образец поразительного остроумия Вивальди. Над аккомпанементом первых и вторых скрипок и альтов (басы, то есть виолончели и контрабасы, а, следовательно, и клавесин и орган, дублирующие их, здесь не играют) парит мелодия солирующей скрипки. Именно она иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Pianissimo sempre (итал. - "все время очень тихо") в мягком пунктирном ритме играют все скрипки оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам же Вивальди поручил изображать лай (или тявканье) собаки, охраняющей сон хозяина.

Третья часть ("Танец-пастораль") . Здесь царит полное энергии и жизнерадостности настроение. Удивительно, как Вивальди на небольшом звуковом пространстве удается передать столько оттенков радости, вплоть до своеобразной радости грустной (в минорном эпизоде)!

Концерт «Лето».

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.

Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

Первая часть. Надо было обладать талантом и фантазией Вивальди, чтобы в первой, то есть, быстрой, части отразить настроение и состояние лени и истомы, о которых говорится в первых двух четверостишиях, являющихся программой этой части. И Вивальди это блестяще удается. "Изнеможение от жары" - такова первая ремарка композитора. В музыкальной ткани много разрывов, "вздохов", остановок. Далее мы слышим голоса птиц - сначала кукушки , затем щегленка. Первый порыв холодного северного ветра изображают все скрипки оркестра (включая солиста), тогда как у альтов и басов, согласно ремаркам в партитуре, "резкие порывы ветра" и просто "разные ветры".Но этот первый порыв проносится, и возвращается настроение истомы от жары (рефрен этой части, та музыка, с которой начался концерт). Но и это проходит: остаются одна солирующая скрипка и бас. У скрипки слышатся интонации жалобы: это "жалоба пастуха" , поясняет свое намерение Вивальди. И вновь врывается порыв ветра.

Вторая часть замечательно строится на резком контрасте мелодии, олицетворяющей пастушка, его страх перед стихией природы, и грозными раскатами грома приближающейся грозы. Это, быть может, самый впечатляющий образец динамического контраста в музыке добетховенского периода - образец, который смело можно назвать симфоническим. Ремарки Вивальди чередуются: Adagio e piano (итал. - "медленно и тихо") и Presto e forte (итал. - "быстро и громко").

Третья часть – Буря. Потоки воды устремляются в разных направлениях, изображаемые гаммообразными пассажами и арпеджио (аккордами, звуки которых исполняются очень быстро один за другим, а не одновременно), устремляющимися вверх и вниз. Цельность всему концерту придают некоторые особенности композиции, которые обнаруживаются лишь при внимательном вслушивании в музыкальную ткань всего произведения: например, в середине, когда быстрые пассажи поручаются альтам и басам, скрипки исполняют ритмическую и мелодическую фигуру, родственную эпизоду с "разными ветрами" из первой части.

Концерт "Осень"

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утором на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.

Первая часть . "Танец и песня крестьян" - поясняет авторская ремарка в начале части. Жизнерадостное настроение передается ритмом, кстати, напоминающим ритм первой части "Весны". Яркость образам придает использование эффекта эха, столь излюбленного не только Вивальди, но и всеми композиторами барокко. Это играет весь оркестр и вместе с ним солист. Новый раздел первой части - жанровая сценка "Подвыпившие" (или "Захмелевшие"). Солист в струящихся у скрипки пассажах "разливает" вино; мелодии в оркестровых партиях, с их нетвердой походкой, изображают захмелевших поселян. Их "речь" становится прерывистой и невнятной. В конце концов, все погружаются в сон (скрипка замирает на одном звуке, тянущемся пять тактов !). Завершается первая часть тем, с чего она и началась - ликующей музыкой веселого празднества.

Вторая часть. Небольшая, всего на две страницы партитуры, часть рисует звуками состояние крепкого сна и тихой южной ночи. Особый колорит звучанию придает способ исполнения своих партий струнными инструментами: Вивальди предписывает музыкантами играть с сурдинами. Все звучит очень таинственно и призрачно. При исполнении этой части особая ответственность ложится на клавесиниста: его партия не выписана композитором полностью, и предполагается, что клавесинист ее импровизирует.

Третья часть ("Охота"). Музыкальный и поэтический жанр caccia (итал. - качча, "охота") культивировался в Италии еще в XIV - XV веках. В вокальных каччах текст описывал сцены охоты, преследования, а музыка изображала скачки, погоню, звучание охотничьих рогов. Эти элементы обнаруживаются и в этой части концерта. В середине охоты музыка изображает "выстрел и лай собак" - так поясняет этот эпизод сам Вивальди.

Концерт "Зима"

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

Первая часть. Здесь действительно царит очень холодная атмосфера. Ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, притоптывание ногами, завывание лютого ветра и бегание, чтобы согреться. Для скрипача в этой части сконцентрированы наибольшие технические трудности. Виртуозно сыгранная она проносится как бы на одном дыхании.

Вторая часть. А вот и зимние радости. Полное единение солиста и аккомпанирующего ему оркестра. Льется чудесная ария в стиле bel canto. Эта часть необычайно популярна как самостоятельное совершенно законченное произведение.

Третья часть. Вновь жанровая сценка: катание на коньках. А кто же в Италии умеет или умел во времена Вивальди, когда никакого искусственного льда не было, кататься на коньках? Конечно, никто. Вот Вивальди и изображает - в забавных "кувыркающихся" пассажах скрипки - как можно "легко поскользнуться и упасть" или как "ломается лед" (если дословно переводить содержание сонета). Но вот задул теплый южный ветер (сирокко) - предвестник весны. И между ним и бореем разворачивается противоборство - бурная драматичная сцена. Это и есть завершение - почти симфоническое - "Зимы" и всего цикла "Времен года".


Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко Был создателем жанра – инструментального концерта. Инструментальный концерт - концерт для одних только музыкальных инструментов, без пения.


Известно около 450 концертов Вивальди. Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику: насыщенность сменялась спокойствием, нежность – мощью, соло прерывалось оркестром. В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части.




«Времена года» Вершина творчества Вивальди. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания * скрипки - solo * оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все)


Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами. во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года. во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни * весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность * зима - конец пути - старость.




Цикл концертов «Времена года» - программное сочинение, в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла: «Весна» «Лето» «Осень» «Зима» Предполагается, что сонеты написаны самим композитором


Весна грядет! И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло, Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, Точно волшебство. Вдруг набегают бархатные тучи, Как благовест звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом. Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грез. Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пес. Пастушеской волынки звук Разносится гудящий над лугами, И нимф танцующих волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами. Март Апрель Май


Послушай концерт «Весна». Какие чувства выражает эта музыка? Как звучит главная мелодия 1-й части концерта? Как ее можно назвать? Что композитор изобразил в эпизодах? Какими средствами музыки передал пение птиц, журчание ручейков, вспышки молний? В какой форме написана 1 часть (рондо, вариации)?


Список используемых источников: 1.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Учебник «Музыка» 6 класс (стр). Москва, «Просвещение», Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Методические рекомендации к учебнику «Музыка» 6 класс. Москва, «Прсвещение», na.shtmlhttp:// na.shtml 5. ый_часослов ый_часослов