Маторин оперный певец. Владимир маторин - биография, информация, личная жизнь

20.10.2019 Украшение

Владимир Маторин - народный артист России, солист Большого театра России, профессор, председатель «Фонда возрождения культуры и традиций малых городов Руси», кавалер ордена «За заслуги перед отечеством IV степени». Награжден орденом «За заслуги перед отечеством III степени», орденом святого благоверного князя Даниила Московского, награжден памятными знаками и медалями многих общественных, благотворительных и военно-патриотических организаций», первый лауреат Народной премии «Признание». Лауреат международной Шолоховской премии - 2009 год.

Владимир Маторин - один из крупнейших мастеров Российской оперной сцены. Обладатель сильного, уникального по тембру голоса и яркого актерского дарования.

Владимир Маторин родился и вырос в Москве. В 1974 г. Он окончил институт им.Гнесиных, где его педагогом был Е.И.Иванов, в прошлом также знаменитый бас Большого театра. Будучи студентом 5 курса Маторин в 1974 г. стал лауреатом Международного конкурса вокалистов в Женеве, а в 1975 г. После окончания института - лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов им.Глинки.

Более 15 лет Маторин пел в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Станиславского и Немировича-Данченко, завершив свою работу на этой сцене исполнением партии Бориса в опере «Борис Годунов» М.П.Мусоргского.

С 1991 года Маторин является солистом Большого театра России. В Большом театре и на сценах театров мира им спето более 60 партий, таких как: Борис Годунов, Варлаам и Пимен в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов», Кончак и князь Галицкий в опере А.П.Бородина «Князь Игорь», Иван Хованский и Досифей в опере М.П. Мусоргского «Хованщина», Иван Сусанин в опере М.И.Глинки «Жизнь за царя», Король Рене в опере П.И.Чайковского «Иоланта», Князь Гремин в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин», Борис Тимофеевич в опере «Катерина Измайлова» Д.Д.Шостаковича, Царь Додон в опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», Король Треф в опере С.С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», Дон Базилио в опере Д.Россини «Севильский цирюльник», Рамфис в опере Дж.Верди «Аида», Спарафучиль в опере Дж. Верди «Риголетто», «Нос» Д.Д.Шостаковича, «Обручение в монастыре» Прокофьева и др.

Исполнение им Бориса Годунова было оценено как лучшая оперная роль в год юбилея М.П.Мусоргского. В этой партии певец выступал не только в Москве, но также в «Гранд-театре» (Женева), в Триесте (Италия), Окланде и Велингтоне (Новая Зеландия), в Хьюстоне (США) и «Лирик–опера» в Чикаго (США).

В концертных залах Москвы, России и за рубежом с большим успехом проходят концерты Маторина, включающие духовную музыку, вокальную лирику русских и зарубежных композиторов, народные песни, старинные романсы.

Профессор Маторин ведет активную педагогическую работу. До 2007 г. он возглавлял вокальную кафедру в Российской академии театрального искусства.

С творчеством Владимира Маторина знакомы слушатели многих стран мира, он пел на сценах театров Италии, Великобритании, Франции, Германии, США, Швейцарии, Испании, Ирландии, Новой Зеландии, Японии, Кореи, Китая, успешно выступал и как солист исполнитель концертных программ.

Владимир Анатольевич МАТОРИН: интервью

«ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА ТАК ЖЕ ВАЖНА, КАК МОЛИТВА»

Народный артист России Владимир МАТОРИН - обладатель уникального голоса и яркого актерского дарования. В Большом театре он исполняет ведущий басовый репертуар. Значительное место в его творчестве занимает исполнение православной духовной музыки. Артист много делает для поддержки Церкви и пропаганды русской православной культуры, дает благотворительные концерты в пользу храмов и монастырей, воскресных школ, больниц, детских домов, музеев.

- Владимир Анатольевич, в свои концерты Вы включаете и духовную музыку. Почему?
- Православная музыка - основа нашей музыкальной культуры. Она так же важна, как слово, как молитва. Я очень люблю эту музыку. В ней заключено все, что меня интересует: глубокое содержание, молитва, красивая мелодика и, наверное, какие-то корневые основы русского духа, выраженные в гармониях. Чем больше поешь молитвы, тем больше радости.

Большую часть своей жизни я зарабатываю на жизнь пением в опере. Но с тех пор, как в 1988 году - в год тысячелетия крещения Руси - появилась возможность исполнять в концертах православную музыку, я этим увлекся. По благословению Святейшего Патриарха Алексия записал пластинку с духовной музыкой.

После оперного спектакля не спишь ночь, маешься до восхода солнца, потому что герои умирают, сходят с ума, убивают. Утром встаешь разбитый. А после исполнения православных молитв легко засыпаешь, а просыпаешься здоровым и свежим. Удивительно: отдаешь и одновременно получаешь больше.

Но здесь есть сложности. То, что я пою с эстрады - не храмовое пение, а клирики полагают, что молитвы петь надо в храме. А многие в нашей наполовину атеистической стране, наоборот, думают, что мои выступления - это «идеологическая борьба» православия. Музыка красивая, но церковнославянский язык им непонятен...

Есть и мои внутренние трудности. Я человек стеснительный, хоть этого по мне и не видно. Молитва - все-таки интимный процесс, а на концерте приходится стоять не спиной к публике, как священник, а лицом.

Это, конечно, отвлекает. Поэтому на некоторых выступлениях я ставлю аналой, зажигаю свечку и делаю вид, что читаю, как это в церкви происходит, хотя знаю все на память. Мне очень приятно было познакомиться с Ярославским краем. И петь в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в Казанском соборе Казанского женского монастыря города Ярославля. Рад, что мне удалось хоть чем-то помочь в возрождении этой обители. Теперь в Ярославле я частый гость, (смеется)

- Как давно произошла Ваша встреча с Православием?
- При Советской власти я был пионером, комсомольцем, членом партии. А потом, в 42 года, покрестился. Мне сейчас почти 61 - значит, 18 лет назад. И то, о чем я мечтал - попасть в Большой театр - вдруг сразу свершилось. Мечтал записать пластинку с православными песнопениями - благословил Святейший, и нашелся спонсор...

К крещению я долго подступал, в храм меня тянуло, но я ходил туда как в исторический музей - посмотреть, как идет служба, как машут кадилом, как крестятся. Подглядеть что-то для театра.

Я каждое лето много езжу по Руси, в каждом храме пою то, что знаю, без хора. Я это люблю делать. Прихожу в храм: «Можно, я спою пару молитв?» - «Можно». Во Владимир приехали - собор закрыт. Стучимся. Открывают девчонки: «Мы убираемся к вечерней службе». - «А можно, я приложусь к мощам?» - «Можно». Приложился, говорю: «А можно мне попробовать молитвы спеть голосом?» - «Ой, не знаем». Я начал петь в намоленных стенах собора 1175 года, и так дал, что у самого мороз по коже от удовольствия. А это не всегда бывает.

Все свободное время, которое у меня есть, я разъезжаю. Не столько чтобы пропагандировать себя и зарабатывать, сколько чтобы приобщать людей к культуре. В некоторых городах говорили: «Ты ничего не соберешь. Людям нечего есть, они только огородами живут». Тогда те, кто побогаче, придумали: купили билеты по 50 долларов и десять рядов раздали бесплатно людям. Все по-честному.

- Владеете ли Вы диаконским искусством?
- К сожалению, нет. Но меня Святейший звал. Он мне как-то после концерта сказал: «У нас после Розова архидиакона хорошего не было». Смотрит на меня и улыбается. А кругом директора, мои начальники... Пришел домой, говорю: «Матушка, вот так и так, вроде, меня намеком зовут». Она говорит: «Ну, пойди, посоветуйся». Я к одному человеку пошел, ко второму. И они мне сказали, что Господь меня так ведет, что я свое дело хорошо делаю и всегда желанный гость в соборах и храмах. Но хорошие дела не обязательно только так делать... Когда мне было 50 лет, я был на Богослужении Святейшего Патриарха Алексия в Кремле. Архиепископ Арсений мне сказал: «Что, сам пришел проситься?» Я ответил: «Еще рано» (смеется) .

Владимир Анатольевич МАТОРИН: О Музыке

Владимир Анатольевич МАТОРИН (род. 1948) - оперный певец (бас), солист Большого театра России, народный артист России, профессор Российской академии театрального искусства: | .

С одним из лучших басов мира, преподавателем РАТИ, народным артистом России Владимиром Маториным и его супругой, музыкантом Светланой Маториной судьба свела меня на Международном телекинофоруме «Вместе». В эту супружескую чету невозможно не влюбиться: талант и масштабность личности Маторина, его огромное чувство юмора и энциклопедичность знаний прекрасно уживаются с красотой, тонким умом и профессионализмом Светланы. Добавьте к этому их колоссальную работоспособность, бескомпромиссность в работе и глубокую взаимную нежность - и вы получите самый беглый портрет замечательного творческого и семейного дуэта.

Владимир Анатольевич, трудно представить: 25 лет на сцене Большого театра… Вам рукоплещут зрители Англии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландов, Германии, Испании, Швейцарии, Греции, Китая, Японии, Монголии, Южной Кореи, США, Канады, Мексики, Новой Зеландии, Кипра. Патриарх Алексий II удостоил чести, написав предисловие к вашему компакт-диску «Песнопения Русской православной церкви». Патриарх Кирилл наградил вас орденом Даниила Московского за благотворительные концерты в Новодевичьем монастыре. Вы - кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней. Как же так случилось, что мальчик, чье детство и юность прошли в военных городках вдалеке от столицы, достиг таких немыслимых музыкальных высот?
- По всем законам логики я действительно должен был стать военным, а не певцом. Прадед был полным Георгиевским кавалером, за что получил дворянство. Оба моих деда за военные заслуги были награждены орденами Ленина. Папа окончил Академию имени Дзержинского и служил в войсках ПВО. И хотя все мое детство и вправду прошло в военных городках, но родиться я все же умудрился в Москве, на Тверской. Этим обстоятельством первые пятьдесят лет своей жизни чрезвычайно гордился. Потому что в Большом театре нет солистов, родившихся в Москве. Шаляпин приехал из Казани, хотя учился он в Тифлисе, Нежданова - из Одессы, Собинов - из Саратова. Эти «бриллианты» собирались по всей стране.

По мере того как у моего отца на погонах росло количество звездочек, наша семья удалялась от центра - в Балашиху, Ногинск, Тверь. Но я хорошо запомнил момент, когда моему младшему брату купили пианино, поскольку сам на пианино не учился. Видимо, по той же причине я женился на пианистке: всегда испытывал священный трепет перед теми, кто умеет играть на инструменте.

- Ну, а свой первый контакт с «живой» музыкой помните?
- Я помню, как мальчик из соседнего подъезда пригласил в гости и попросил свою мать сыграть что-нибудь. Прозвучал «Танец маленьких лебедей», и я потом с восхищением несколько дней думал: «Какая же у него мама!»

- А «подвиги» школьных лет имели место в вашей биографии?
- А как же?! В пионерском возрасте ради прекрасных девичьих глаз мог вылезти в форточку или пройтись по карнизу. Мог воткнуть в провод иголку, чтобы вырубить свет по всей школе. Видимо, за буйный нрав меня и выбрали председателем совета пионерской дружины. Но комсомольцем был скромным. Работать пошел в 16 лет помощником телеграфного мастера, чистил аппараты. Потом работал электриком в воинской части.

- И как же происходило приобщение к музыке?
- Видимо, все же через маму. Она писала тексты песен, которые исполнялись на радио, и что-то все время напевала. А я сидел рядом и внимал. Кстати, любовь к радио тоже осталась: до сих пор включаю приемник и с удовольствием слушаю классическую музыку.

Период вашего музыкального становления в Гнесинском институте совпал с периодом «золотого разлива» голосов?
- Да. Я очень счастливый человек: все педагоги меня любили, и я их любил. Они были старшего возраста. Все уже ушли. Бог дал мне возможность каждого из них проводить в последний путь.

Я учился у Евгения Васильевича Иванова - это наш замечательный бас, народный артист Казахстана. Он пришел в Большой театр во время войны. Пел ведущие партии. В это время было немало превосходных басов - Пирогов, Михайлов, были молодые, талантливые Петров и Огнивцев. На подходе - Эйзен и Ведерников.

По камерному классу я учился у Елены Богдановны Сенкевич. Это была первая женщина-дирижер в России. Она закончила Одесскую и Петербургскую консерватории. Елена Богдановна была уже старенькая, ничего не видела. Но когда я делал ошибку, она говорила: «Деточка, в третьем такте - там точечка. Еще раз, пожалуйста».

У меня был чудесный концертмейстер - Вера Яковлевна Шубина, с которой я завоевал свой первый приз на конкурсе в 1973 году в Женеве.

Мне повезло: меня «нянчил» дирижер Большого театра Семен Сахаров. И Майя Леопольдовна Мельтцер - ученица Станиславского, которая ввела меня в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко и репетировала со мной партии Зарецкого, Гремина и Базилио из «Севильского цирюльника». Эти три спектакля были поставлены еще самим Станиславским.

- Ваша супруга - музыкант, пианистка. Если не секрет, как вы познакомились?
- У наших отношений - сложная драматургия. Мы участвовали в лекциях-концертах, которые были организованы институтом. Я пел, а Светлана играла. За ней ухаживал мой товарищ. А по закону джентльменов даже смотреть в сторону «пассии друга» было нельзя. Но когда у них не сладилось, наша активная дружба и творчество переросли в бурный, бешеный роман. Этот «медовый месяц» длится до сих пор, я себя ощущаю бесконечно влюбленным.

«Но познакомились-то мы еще раньше, - рассказывает мне Светлана Маторина. - В первый год работы в Институте им. Гнесиных мой класс пополнился и вокалистами, которых я должна была обучать игре на фортепиано. В конце урока все просили поиграть и поучить с ними их вокальный репертуар, что я и делала с большим удовольствием, так как до этого работала концертмейстером. Ребята ждали своей очереди, и тут я заметила еще одного студента, который скромно сидел в углу, ожидая товарища. Владимир Маторин был из другого класса, не моего. В тот вечер он попросил: «А можно, я тоже спою?» Поставил ноты и запел «Пророка»: «Духовной жаждою томим». Он спел всего четыре фразы, а у меня все похолодело внутри. Потому что такого тембра никогда раньше не слышала. Это был столь насыщенный красотой и силой звук, что я даже перестала играть: «Боже мой, какой голос есть в институте! Это же надо!» Это ощущение у меня сохранилось на всю жизнь. До сих пор - слышу этот тембр - темный бархат с металлическим призвуком, и «умираю». Даже когда я злюсь, даже когда ругаюсь, стоит ему открыть рот - это все… я готова все простить. К тому же меня очаровывает сочетание внешности Владимира Анатольевича — его импозантности и потрясающей харизмы - я сижу в зале, и все мои мысли куда-то уходят. Я ловлю себя на том, что не могу оторваться! Маторин - это, конечно, глыба, явление в нашем искусстве».

Владимир Анатольевич, вы ведь вместе со Светланой уже сорок лет, и ваши интересы оставались сходными все эти годы?
- Так вышло счастливым образом. Светлана любит музыку, и я ее люблю. Она преподает, и я тоже стал преподавать, оценив колоссальное терпение своей жены. Понял, какой это титанический труд - молодые, они же сплошь - гении, и поэтому нужно раз сказать, и два сказать, и еще сто двадцать два раза повторить, чтобы добиться от них результата. Но ведь и мы такими были! Кроме того, Светлана - кристально чистый человек. И очень принципиальный, когда дело касается моего творчества. Она является моим самым строгим критиком.

- А какие ощущения испытывает артист, попадая на сцену Большого театра?
- Со мной, помню, сразу же сыграли шутку будущие коллеги: «Вы знаете наши традиции? Вы один раз ошибетесь, дирижер вас остановит. Второй раз он даже замечания не сделает. На вас просто перестанут обращать внимание. Вы, конечно, можете допевать, но при этом знайте, что для дирижера вы больше не существуете и, следовательно, здесь больше не работаете».

Выйдя на сцену, признаюсь, переживал ужасно: только бы не ошибиться! Но ведь я попал в Большой после 17 лет работы в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. А это была колоссальная школа. Придя в Большой театр, я не был новичком: мне сразу предложили исполнять несколько крупных партий - Сусанина, Гремина, Рене, Годунова…

- А как ощущает себя «звезда» на сцене?
- Не знаю, как ощущает себя «звезда», но любой артист ощущает прежде всего оборотную сторону профессии. Я в неделю 10 рабочих часов стою перед людьми в красивом костюме, а все остальное время каждый день по шесть часов «пашу». 25 рабочих дней на шесть помножьте. Вот это соотношение публичной деятельности и «засценической». И пока 200 раз не прокрутишь одно и то же, концертмейстер тебя не выпустит.

- У вас есть любимая роль?
- По большому счету жизнь моя сценическая сложилась счастливо. Я очень люблю «Бориса Годунова», играл в постановках различных режиссеров. Для баса это очень трудная задача. Особенно после исполнения Шаляпина, когда появилась еще и традиция не только хорошего пения, но и актерской игры. Я люблю «Сусанина». Сусанин психологически дается легче, чем Годунов. Почему? Сусанин грустит, тоскует, у него душа болит за Россию. Извечная нота… Потом свадьба дочери. Потом приходят враги, он их заводит в лес. Состояний несколько: озабоченность в начале, затем - радость на свадьбе. Потом грусть, смешанная с героизмом в конце.

С «Борисом Годуновым» сложнее. Потому что Борис - личность, взятая в двух пиковых точках своей жизни. Это человек некоронованный. Вначале его распирает радость, что он сейчас сведет счеты со всеми своими недоброжелателями. Но, с другой стороны, как умный человек, он понимает, что теперь он «улавливается» на своем высоком посту теми, кто будет искать виноватого. Он предчувствует, что это когда-нибудь случится…

И второй пик - через шесть лет - день, когда Годунов думает о судьбах государства и семьи и понимает, что пролитая кровь ребенка возвращается страшной карой. Вот этот страшный тупик играть сложно. Годунов умирает, а человеку (артисту) не дано смоделировать смерть, поэтому эта партия трудна не только тесситурно, но и психологически: сгусток чувств и галлюцинаций.

Владимир Маторин - народный артист России, солист Большого театра, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, профессор.

Родился в Москве, окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу Е. В. Иванова. Более 15 лет (1974-1991) пел в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 1989 году Борис Годунов в его исполнении был признан лучшей оперной партией года. В 1991 году Владимир Маторин стал солистом Большого театра. В его репертуар вошли партии: Король Рене, Гремин («Иоланта» и «Евгений Онегин» Чайковского), Борис Годунов, Варлаам («Борис Годунов» Мусоргского), Иван Сусанин («Жизнь за царя» Глинки), Галицкий, Кончак («Князь Игорь» Бородина), Царь Додон («Золотой петушок» Римского-Корсакова), Досифей, Иван Хованский («Хованщина» Мусоргского), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Старый цыган («Алеко» Рахманинова), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини) и другие. Всего в его репертуаре более шестидесяти партий.

Знаменитый бас Владимира Маторина звучал на лучших сценах мира. Певец гастролировал в Англии, Италии, Ирландии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Испании, Швейцарии, Польше, Чехии, Югославии, Турции, Греции, Эстонии, Узбекистане, Украине, Китае, Японии, Монголии, Южной Корее, США, Канаде, Мексике, Новой Зеландии, на Кипре.

Ему рукоплещут не только ведущие мировые театры, но прежде всего его хорошо знают и любят в малых городах России. Являясь создателем и главой «Благотворительного фонда возрождения культуры и традиций малых городов Руси», он много выступает в российской провинции. В 2015 году за цикл благотворительных концертов «Шедевры русской и мировой классики - малым городам» Владимир Маторин был удостоен Премии Правительства России. В 2018 году получил высшую ведомственную награду Министерства культуры РФ - нагрудный знак «За вклад в российскую культуру».

Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова

Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова является одним из самых известных и авторитетных оркестров мира. В 2014 году прославленному коллективу исполнилось 95 лет.

Оркестр был создан в 1919 году. Этот период совпал с растущим интересом к возрождению русского народного музыкального искусства. У истоков коллектива стояли выдающиеся музыканты: балалаечник Борис Трояновский (1883-1951) и домрист Пётр Алексеев (1892-1960). Именно они стали руководителями молодого оркестра, первый концерт которого состоялся в Москве в саду «Эрмитаж». Уже очень скоро ему аплодировали на многих ведущих концертных площадках нашей страны.

Б. Трояновский и П. Алексеев заложили основы оркестрового исполнительского мастерства, которое с годами совершенствовалось и развивалось. В дальнейшем коллективом руководили многие талантливые музыканты: Николай Голованов (1891-1953), братья Николай (1901-1945) и Дмитрий (1909-1954) Осиповы, Виктор Смирнов (1904-1995), Виталий Гнутов (1926-1976), Виктор Дубровский (1927-1994), Анатолий Полетаев (род. в 1935), Николай Калинин (1944-2004), Владимир Понькин (род. в 1951). С 2009 года оркестр возглавляет народный артист России, профессор, лауреат Премии Правительства РФ Владимир Андропов. Годы сотрудничества с мастерами высочайшего уровня сформировали особый почерк оркестра, который сделал его узнаваемым среди других и принёс ему мировую известность.

Оркестр носит имя выдающегося советского музыканта Николая Петровича Осипова. Его работа в оркестре (1940-1945) ознаменовала совершенно новый этап в творческой жизни коллектива. Этот период совпал с началом Великой Отечественной войны. В июне 1941 года оркестр расформировали. Практически все артисты были призваны в армию и ушли на фронт. Именно Н. П. Осипов в те сложные годы занимался восстановлением коллектива, разыскивая оркестрантов по фронтам Великой Отечественной войны, что позволило оркестру продолжить своё существование. Впоследствии Н.П. Осипову удалось открыть слушателям богатство и уникальность звучания русского народного оркестра, для которого практически не существует репертуарных ограничений. Своим ярким и самобытным звучанием оркестр привлёк внимание ведущих советских композиторов (Н. Будашкина, А. Новикова, А. Холминова и др.), обогативших репертуар коллектива оригинальными сочинениями.

В 1946 г. оркестру присвоено имя Н. П. Осипова. В 1969 г. коллектив получил почётное звание «академический».

В результате многолетней концертной практики оркестр сформировал вокруг себя дружную и творческую атмосферу. Коллектив постоянно сотрудничает как с ведущими музыкантами - певцами, инструменталистами, композиторами и дирижёрами, так и с молодыми исполнителями. В разные годы с оркестром выступали выдающиеся мастера: дирижёры Н. Аносов, А. Гаук, В. Дударова, Г. Рождественский, В. Федосеев; певцы И. Архипова, И. Богачёва, О. Воронец, Л. Зыкина, Л. Русланова, А. Стрельченко, Е. Нестеренко, З. Соткилава, Б. Штоколов, А. Эйзен, Д. Хворостовский, В. Маторин; исполнители на народных инструментах В. Городовская (гусли), А. Цыганков (домра), балалаечники П. Нечепоренко, М. Рожков, А. Тихонов, А. Горбачёв и многие другие музыканты.

Оркестр имени Н. П. Осипова ведёт активную творческую и просветительскую деятельность в лучших концертных залах Москвы, России и других стран. Ему рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Дании, Канаде, Корее, Мексике, Новой Зеландии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. Каждый сезон отмечен появлением совершенно новых концертных программ, как для взрослых, так и для самых юных зрителей. Так, в Концертном зале имени П. И. Чайковского за последние несколько лет оркестром было подготовлено более 60 новых программ, многие из которых стали крупными событиями культурной жизни России. Одна из них - абонемент для детей «Забавный профессор» - была удостоена Премии правительства Российской Федерации.

Уникальное звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень профессионального исполнительского мастерства позволяют оркестру занимать почётное место в ряду ярчайших явлений русского искусства.

Виктор Кузовлев

Виктор Кузовлев c 2009 года является дирижёром Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Музыкант родился в 1977 году в Москве. Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных и аспирантуры. Посещал международный мастер-класс по дирижированию В. Федосеева (2008), в 2005 стажировался в Национальном филармоническом оркестре России под руководством В. Спивакова.

В. Кузовлев сотрудничал с Государственным театром оперы и балета Удмурдской Республики (Ижевск), Астраханским государственным музыкальным театром, Московским Музыкальным театром «Амадей» под руководством О. Митрофанова, Московским государственным музыкальным театром «На Басманной», где дирижировал спектаклями «Волшебная флейта», «Бастьен и Бастьенна», «Директор театра», «Дон Жуан» В. Моцарта, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин», «Иоланта», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Сказка о царе Салтане», «Моцарт и Сальери», «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Леди Акулина» А. Покидченко, «Как жить замужем» В. Фридмана и др.

Музыкант неоднократно принимал участие в фестивалях «Московская осень», Всероссийском фестивале современной музыки для русского народного оркестра «Музыка России», «Музыка для всех» (худ. руководитель Л. Казарновская), фестивалях, посвященных 200-летию А.С. Пушкина и 150-летию со дня рождения Дж. Пуччини, оперном фестивале Л. Карташовой (Норильск), московских фестивалях «Июньский клуб», «Августовский клуб», фестивале студенческого творчества «Фестос».

Наряду с концертной деятельностью Виктор Кузовлев работает в Российской академии музыки имени Гнесиных на кафедрах оперной подготовки и оркестрового дирижирования (с 2006 года - доцент) и в оперном театре-студии (с 1998 года), где осуществил постановки спектаклей «Пиковая дама», «Дон Паскуале», «Джанни Скикки» и др. С его участием спектакли театра-студии прошли в разных городах России: Ульяновске, Норильске, Клину, Моршанске, Котовске, Мичуринске, Тамбове, Дубне.

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

История коллектива берет начало в 1936 году, когда на основе вокального ансамбля при Радиокомитете СССР, организованного легендарным хормейстером Александром Свешниковым, по приказу Комитета по делам искусств при СНК СССР был создан Государственный хор СССР. 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый концерт коллектива. Первыми руководителями Госхора стали заслуженный артист РСФСР Александр Свешников (1936–1937, 1941–1980) и профессор Московской консерватории Николай Данилин (1937–1939). В дальнейшем хор возглавляли прославленные дирижеры: Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012). В настоящее время художественным руководителем коллектива является ученик Бориса Тевлина Евгений Волков.

Госхор СССР стал флагманом отечественного хорового творчества, завоевавшим международный авторитет. Особое место среди множества записей Госхора занимает «Всенощное бдение» Рахманинова под управлением Александра Свешникова (1965) – исполнительский шедевр, удостоенный множества престижных наград.

В репертуаре коллектива – хоровая классика, музыка советских и современных композиторов, а также эксклюзивные авторские программы: «Русский хоровой концерт», «Православная музыка мира», «Композиторы – воспитанники свешниковской школы», «Русские песни в классических и современных обработках», «Русская и зарубежная светская классика», «Любимые песни минувшего столетия», «Гимны и торжества России», «Песни и марши Русской Императорской армии», «Музыка Революции 1917» и др.

Значимую роль в творческой деятельности Госхора играет участие в уникальных концертно-театральных проектах. В их числе концерт-спектакль к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады («Ленинградцы. 900 дней во имя жизни»), концерты-спектакли «Герой нашего времени» к 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова и «Музыка как судьба» к 100-летию Георгия Свиридова и др. Госхор – активный участник международных фестивалей. За последние годы коллектив выступил на ведущих концертных площадках Великобритании, Франции, Японии, Польши, Латвии, Литвы, Молдовы, Грузии.

В 2010 году Госхор записал на CD 12 хоров Сергея Танеева на слова Якова Полонского, в 2013-м – Гимн Российской Федерации в оркестровой версии Яна Френкеля (АСО МГАФ, дирижер – Юрий Симонов), в 2016 году создал фонограмму для заключительного концерта Всемирных хоровых игр в Сочи («Гимн Земле» Алексея Рыбникова – мировая премьера).

В рамках сотрудничества с фондом «Открытое море» Госхор выступил с концертно-сценической версией оперы «Кармен» Бизе (дирижер Михаил Симонян, режиссер Юрий Лаптев). При поддержке фонда состоялся концерт в честь 80-летия коллектива на Исторической сцене Большого театра. Также юбилейные торжества прошли в Колонном зале Дома союзов. Особенно яркой страницей в истории коллектива стало его участие в международном проекте «День России в мире – Russian Day»: в день национального праздника Российской Федерации хор дал сольные концерты в парижском зале Гаво (2015), лондонском Барбикан-центре (2016) и Зале конгрессов в Иерусалиме (2017).

В 2018 году с антологией воинской песни «Слава русская» Госхор стал победителем конкурса грантов Президента Российской Федерации. Исследовательская, просветительская и концертная деятельность в рамках проекта была поддержана полномочными представителями Президента во всех федеральных округах.

Евгений Волков родился в Москве в 1975 году. Окончил теоретическое отделение Академического музыкального училища при Московской консерватории, дирижерско-хоровой факультет МГК (с отличием) и аспирантуру (класс хорового дирижирования профессора Бориса Тевлина; класс оперно-симфонического дирижирования профессора Игоря Дронова). С 2000 года – преподаватель МГК, с 2009 года – доцент. В 2002–2008 гг. – ведущий хормейстер Камерного хора Московской консерватории под руководством Бориса Тевлина, в 2008–2012 гг. – главный хормейстер. По приглашению маэстро в 2008 году занял пост хормейстера Госхора имени А. В. Свешникова, в 2011 году стал главным хормейстером коллектива, в 2012 году – художественным руководителем. С 2013 года – член Президиума Всероссийского хорового общества.

"Я для вас - способ быть добрее"


Богатырская мощь и хрупкая сердечность, кураж и взвешенность, русская прямота и восточная загадочность, молодецкая удаль и мудрость былинного сказителя - всеми этими качествами, присущими самому Владимиру МАТОРИНУ, наделены и воплощенные им герои. Он не только эталонный Иван Сусанин, самый востребованный сегодня в мире Борис Годунов или немеркнущий Король Рене, внимать которому все еще можно в Большом театре.
Еще в репертуаре артиста (о чем мало кто знает) также Осмин в "Похищении из сераля" Моцарта, Бретиньи в "Манон" Массне, Фальстаф в "Виндзорских проказницах" Николаи, Барбаросса в "Битве при Леньяно" Верди и даже Порги в "Порги и Бесс" Гершвина. Всего - около 90 партий. Свою нынешнюю жизнь Владимир Маторин - солист ГАБТа, профессор РАТИ, счастливый муж, отец и дед - делит между пением, преподаванием и семьей. Мечтает написать сборник веселых баек из театральной жизни. Участвует в съемках фильма, который Российское телевидение готовит к его 60-летию. Но в последние годы важнейшим смыслом его жизни стала благотворительная деятельность в российской провинции. Мы встретились с артистом по его возвращении из одной такой поездки в глубинку накануне концерта в Москве, и снова благотворительного.

Владимир Анатольевич, сольный концерт в Зале Чайковского вы организовали в честь Года ребенка и проводите его совместно с Фондом "Самюсосьяль Москва", помогающим российским беспризорникам. У нас о нем мало знают...
- Представьте себе, по Москве бегает несколько автомобилей. Они собирают по улицам людей. Оказывают психологическую и медицинскую помощь, кормят. По Парижу (где находится штаб-квартира фонда. - Т.Д.) ездит целых 20 бригад, а там нет нашей зимы... Почетный президент фонда в России - Леонид Рошаль. А я выполняю художественную функцию, пою. В прошлом году фонд приглашал иностранную певицу (джазовую звезду Ди Ди Бриджуотер. - Т.Д.), в этом - меня.
- Как вы друг друга нашли?
- Мне позвонил продюсер и режиссер концерта Игорь Карпов (бывший директор Президентского оркестра). Мы с ним встретились, проговорили два часа и выработали программу. В первом отделении - песнопения Русской православной церкви с "Мастерами хорового пения" под руководством Льва Конторовича, во втором - арии, песни и романсы в сопровождении Оркестра радио и телевидения России под управлением Сергея Политикова.

Вы недавно снова были в провинции. Вы ездили туда как руководитель Фонда возрождения культуры и традиций малых городов Руси?
- И как руководитель фонда, и как "артист художественной самодеятельности". Я принимаю участие в фестивале "Жемчужины России". Он открылся в Москве (в СТД), потом мы были в Суздале, Переславле-Залесском, Нижнем Новгороде, заключительный концерт - в Грановитой палате.
- Когда был основан ваш фонд, и чем он занимается?
- Зарегистрировались мы в позапрошлом году. Слово "фонд" у нас вообще-то приобрело негативное значение: мол, если фонд, значит, большие деньжищи. У нас все не так. Группа энтузиастов объединилась, чтобы нести культуру и искусство людям. Как река состоит из ручейков и ключиков, так и наши малые города являются такими "ключиками", питающими Россию. Одно "Золотое кольцо" - пить не напиться. Много лет я даю там концерты, и такая отдача идет от слушателя! Такой эмоциональный заряд мне! Это и заряд им, ведь за 168 километров мало кто из артистов приезжает. Я там пою в основном русские песни и романсы, по которым все очень соскучились.
Как мы действуем? Собираем зал на 400 мест, первые два ряда продаем задорого - бизнесменам, последние ряды делаем бесплатными. Все собранные деньги, за вычетом расходной части, отдаем. В Зарайске - на ремонт храма (там потрясающий кремль!), в Кинешме - церковной школе и т.д. Отогревая сердца, мы отогреваемся сами и сами напитываемся. Идея фонда хорошая, но ходить и клянчить деньги ни времени, ни способностей у меня, к сожалению, нет.

Весной прошлого года Федеральное агентство по культуре и кинематографии и один банк подписали соглашение о программе поддержки малых городов России, на которую будет выделяться до 20 миллионов рублей в год.
- О, это хорошо! 2008 год назван Годом малых городов. Хотя на самом деле всегда так было. Россия богата талантливыми людьми, но давайте разберемся, откуда они, хотя бы среди музыкантов. Москвичей по рождению - раз, два, и обчелся.
- Где вы проводите большую часть года?
- В Москве.

Как изменилась ваша жизнь в Большом театре в связи с реконструкцией?
- Так получается, что в репертуаре я теперь ограничен. Чтобы приспособить, к примеру, старые декорации "Бориса Годунова" к Новой сцене, нужно потратить столько же денег, сколько стоят новые. Так что против 30 - 40 спектаклей в сезоне, что были раньше, теперь набегает 5 - 8. Зато недавно спел два спектакля в Ростове. В Большом я пою Рене в "Иоланте", еще остаются в репертуаре "Любовь к трем апельсинам" (Король Треф) и "Золотой петушок" (Додон). Мой контракт продлен до 2010 года, но артисту, как в одном замечательном мультфильме, всегда "маловато будет". Рельсы, если по ним не ездить, заржавеют и сгниют. С другой стороны, если по ним поезда ходят бесконечно, они разлетаются вдрызг. Так и у певцов.

В мае у вас 60-летие. Вы будете отмечать юбилей в Большом театре?
- 12 мая у меня концерт в Большом зале консерватории: с Капеллой имени Юрлова исполним церковную музыку, с Осиповским оркестром - народные песни и романсы. А ровно через неделю отпразднуем в Большом театре.
- Где вы еще поете?
- За последние два-три года были Нью-Йорк, Мадрид, Лондон, Брюссель, Страсбург, Нант-Анжер. С другой стороны, им ответ - Зарайск, Петушки, Черноголовка, Суздаль, Шуя, Переславль-Залесский... Кажется, блажь, ан нет - жизненная позиция. Я рад бы и дальше проехать. Вот в Оренбурге собирают деньги на спортивный комплекс для детей, зовут. Я отвечаю: "С вас - дорога, а там уж что соберете, то и ваше. Я для вас - способ быть добрее".

Кто приглашает вас в Европу?
- У меня два импресарио в Лондоне. Благодаря им в последние годы я много ездил. В основном пою русский репертуар, из зарубежного спел в Марселе и Нанте "Риголетто". Чаще других был "Борис Годунов", в котором я знаю все роли.
- Русский репертуар - это ваш выбор или выбор импресарио?
- Когда русские люди говорят, что у них есть свои ценности, их сразу обзывают скинхедами и славянофилами. Так вот, англичане никогда не пустят в английскую оперу даже очень хорошо говорящего по-английски чужака. У них профсоюз. И принцип, что свои деньги страна прежде всего своим дает. Один режиссер сказал: "Боже мой, какой артист, он будет принимать участие во всех моих постановках!" Потом, на перекуре, говорит мне: "Ты пойми, старик, что в Англии пока все англичане не откажутся, русского нельзя пригласить. Но когда откажутся все англичане, прежде пригласят американцев, а если итальянская опера - то всех итальянцев". Такой вот шовинизм в закрытой форме.
- Так только в Англии?
- Да везде. Везде свой интерес.

Сусанин и Борис Годунов так и остались вашими любимыми партиями?
- Если вы спросите у матери пятерых детей, какой ей дороже, что она ответит? Что с первым дольше знакома (смеется). На самом деле, если есть профессионализм, то всякие "нравится - не нравится" (партия, партнер, режиссер, учреждение) не имеют значения. Но, конечно, есть спектакли и роли, которые доставляют большее или меньшее удовольствие. У вокалистов же сложная конструкция, есть, что называется, "прибамбасы". Одному нравится, как верхняя нота звучит, другому, как в "Борисе", - четыре разных выхода и четыре разных костюма. Такое удовольствие - можно уже и не петь. Любовь и нелюбовь к разным партиям возникает по разным мотивам. Например, Гремин у меня долго не получался. Приходилось перед спектаклем целый день молчать, потому что если хоть слово скажешь - нижнюю ноту не возьмешь.
- Кончак в этом смысле еще хуже?
- Нет, Кончак лучше. Там от "до" до "до" в центральном регистре, а у Гремина сначала все в баритональном регистре, а потом - ух, и вниз!

Вы как-то назвали себя "абсолютным басом", которому по плечу любая роль, кроме Дон Кихота.
- Ну Калягин ведь сыграл Дон Кихота! Есть масса способов удлинить фигуру, выровнять силуэт - это все ерунда. Вообще-то я для себя выяснил, что в душе я тенор. Так уж получается, что артисты, исполненные тонких чувств, такие вот мордастые, квадратные. Несоответствие. Как-то я пел студентам "Моцарта и Сальери". Когда готовил роль, прицепились к бороде. Я обещал, что ради роли бороду сбрею. Потом придумал историю, что Сальери собирается побриться, и каждый раз ему мешает Моцарт.

Вы говорили в одном интервью, что "настоящее искусство - это прежде всего порядок и самодисциплина" и что вы всегда считаетесь с мнением постановщиков - дирижера и режиссера.
- Да, последние пятнадцать лет я придерживаюсь принципа, что ни с дирижером, ни с режиссером ругаться не нужно. Но на спектакле, когда действие не остановить, я могу сделать что-то по-своему. Забавно, что потом подходят и говорят: "Спасибо, маэстро, получилось!"
- Но ведь наверняка бывали случаи - сейчас это может быть повсеместно, - когда ту или иную концепцию вы не могли принять. Что если режиссер надумает выпустить вас на сцену в непотребном виде?
- О, я столько непотребных видов видел! Например, в Опере Лиона постановщики "Бориса Годунова" (режиссер Филип Химмельман. - Т.Д.) забабахали золотую лестницу в 46 ступеней. Слава богу, на генеральной репетиции появился потолок, и 15 ступеней оказались отсечены. У кого партия несколько нот, все поют внизу, и только одна бешеная собака Борис Годунов по лестнице бегает. Когда я два раза на репетиции пробежал, думаю, ну все, в гроб - и домой. Репетировали поначалу во вспомогательном помещении, куда все декорации не вошли. Потом, на генеральной, я вдруг увидел, что на сцену по колено помоев выкинули. То есть наверху - Кремль, царство русское, а все остальное - в дерьме. Бомжи спят в моем кабинете, даже при моей смерти, в помоях.
А костюм Юродивого был такой: джинсы, майка баскетбольная, лысина с волосами - такой хиппи. И на джинсах сзади задница вырезана полностью! Но там профсоюз. Исполнитель роли Юродивого сказал: "Нет, это не пойдет, на спектакль приедет моя семья, дети, как я им объясню это безобразие?!"
- Передумали?
- Передумали, дали ему кальсоны в обтяжку. Еще фуфайка на нем была, не нашего разлива. Он везде появлялся. Я пою "Скорбит душа", а он подходит, садится и смотрит. Можете себе представить, что в резиденции царя кто-то может подойти к нему даже на расстояние стрелы?!
Но самое интересное было в Сцене в корчме. Поставили две раскладушки, в одном углу два голеньких мальчика, в другом - две голенькие девочки. Такими вот парами распределились. Вошел Варлаам, к нему подошла Шинкарка, он ее поставил на колени, задрал юбку, себе - рясу, ну и потом поет "Как во городе было во Казани" и любовью занимается.
Многие любят Бориса "подтягивать" к образу Бориса Ельцина. А вообще режиссеры умеют очень красиво рассказывать. Они объяснят, что будет лестница, объяснят, зачем она, но многое остается неизвестным до генеральной репетиции.

Вы рассказывали, что, чтобы хорошо спеть Бориса, надо "прийти в театр Борисом"...
- Ни космический корабль, ни паровоз сразу не запустишь - вот он тронулся, вот поехал, а когда уже набрал скорость, быстро остановить его нельзя. Если у меня спектакль, я вхожу в образ за неделю. Потом, на спектакле, могут возникать разные неожиданности: партнер оказался не с той стороны, вступил позже, в первом ряду зазвонил мобильник - это все может сбивать.
- И как долго вы пребываете в образе?
- Долго. После спектакля могу часов до пяти утра не спать, в течение суток никому не могу звонить, даже если обещал. И на окружающих это плохо отражается.

Вы не только артист, но и педагог. Почему вы преподаете именно в РАТИ?
- Было счастливое совпадение - в 1991 году меня пригласил Георгий Павлович Ансимов, наш выдающийся режиссер, профессор, руководитель факультета музыкального театра. Я решил попробовать, начать с одного-двух учеников. По мере того как я втянулся, стало ясно, что это очень азартное дело. Во-первых, с молодыми ты всегда чувствуешь себя если не на 20, то на 21. Можешь через ступеньки прыгать, девчонкам глазки строить (хотя педагог не может, но сама атмосфера очень располагает!) Во-вторых, это великая школа мастерства.
- У студентов РАТИ есть отличие от студентов консерватории?
- Да, у них есть сильное отличие. Они получают нагрузку 800 часов пения в год и 1600 часов танца - классический, народный, степ и др. И если на ученом совете возникает разговор, что они плохо поют, я всегда говорю: "Ну давайте им в дипломы впишем, что они еще и артисты балета!"
На факультете музыкального театра, на мой взгляд, проблема в том, что берут талантливых ребяток, из которых одни не знают ни одной ноты, другие - несостоявшиеся пианисты и хормейстеры, третьи - из консерватории. Как говорил режиссер Лев Михайлов, "у всех высшее образование, но без среднего". А требования для всех одни.
У студентов много театральных предметов, они в целом музыкально образованны, но... Секрет ведь в чем? На первом году обучения каждый должен заниматься три урока по 45 минут. Вместо того, чтобы заниматься поначалу по 3 минуты, через некоторое время - по 6 минут и так далее. Голос - аппарат очень тонкий, он устает. А когда человек пробежал 40 километров в противогазе по пустыне Гоби (они натанцевались), он потом не может издать ни звука.
Еще одна проблема - нет помещения, где можно послушать, как звучит голос. У консерватории - есть. А наши выходят потом в театр или концертный зал и теряются, так как до этого они пели только на лестнице.

Чему вы стараетесь научить прежде всего?
- Это вопрос сложный. Научить понимать музыку. Ну и технологическая часть очень сложная - глубокое дыхание, свободная гортань, диафрагма, пение на зевке (как у льва), кантилена, нижние ноты (что особенно важно для басов), которые в идеале появляются лишь после тридцати. Научить-то пытаешься всему - с девизом летчиков "делай, как я". Может, первый год менее интересен - идет технологическое оснащение. Потом уже можно заниматься творчеством. Я бесконечно счастлив, что профессия певца по-прежнему манит молодых.
- Насколько широко, по вашему мнению, педагог должен выходить за рамки профессии?
- Конечно, чем шире, тем лучше. В РАТИ вот на каждого студента целая бригада работает, поэтому обучение такое дорогое. Я как завкафедрой хотел бы ввести для своих учеников мастер-классы больших артистов, устраивать творческий обмен между РАТИ и консерваторией, чтобы студенты посмотрели, что такое профессиональная работа.

На каком этапе сейчас ваша "Азбука вокалиста"?
- К сожалению, буксует. Я, как профессор, хотел написать методическую работу, отразив в ней свой практический опыт. Особенно важны две части - "Психология раскрытия образа" и "Режим дня и ритм жизни как основа певческого долголетия". Каждый должен понять для себя, что если ему можно чай с молоком - залейся, а если после литра водки не звучит, то надо что-то менять (смеется).
- К молодым солистам оперы современный театр предъявляет новые требования или все осталось по-старому?
- Реформа, начатая Станиславским, продолжается на новом витке. Актер музыкального театра должен и владеть голосовым аппаратом, и соображать, что он играет - комедию или трагедию, а кроме того, очень хорошо танцевать. Но если тебе повезло и ты попал в театр, то дирижер (один из десяти) и концертмейстер будут с тобой при подготовке роли заниматься и чуть-чуть помогать. Вокалу же обучать никто не будет. И если человек не подготовлен, это чревато, потому что из-за каких-то нот дело скрипит. Вся музыкальная правда - мелодия, интонация, звуковысотность, скорость - должна быть на автопилоте. Хотя сейчас учить партию стало проще: включил магнитофон, прослушал 400 раз - и пой.
- И начинается подражание.
- Да, бывает. Я всегда любил творчество Федора Ивановича Шаляпина. У него есть озарение, истовость, самобытность, хотя, если по нотам следить, много отсебятины. Нина Дорлиак как-то рассказывала о концерте Марии Каллас: "Все так странно... Но после пяти минут от нее нельзя оторваться. Это Шаляпин в юбке". Вот так, в пении должна быть магия. Но как ее передать?..


Председатель благотворительного Фонда возрождения культуры малых городов Руси.
Народный артист Российской Федерации. Лауреат Премии Правительства Российской Федерации.

Владимир Маторин родился 2 мая 1948 года в городе Москва. Отец мальчика являлся командиром воинской части, поэтому детство прошло в военных городках. В юные годы любил бродить по лесу и распевать все, что слышал по радио. Одно из незабываемых впечатлений детства стал первый спектакль в Большом театре: опера Римского-Корсакова «Царская невеста».

В 1974 году Владимир окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных, где его педагогом являлся Евгений Васильевич Иванов, который выступал солистом Большого театра. Маторин посвятил семнадцать лет Московскому академическому музыкальному театру имени Константину Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. В 1989 году Борис Годунов в его исполнении признан международной общественностью лучшей оперной партией года.

Солистом оперной труппы Большого театра стал с 1991 года. С этого же года Маторин преподает в Российском Институте Театрального искусства. С 1994 года на рпотяжении одиннадцати лет являлся профессором и заведующим кафедрой вокального искусства.

Владимир Анатольевич пел на лучших сценах мира, с гастролями выступал в Англии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Испании, Швейцарии, США, Канаде, Мексике, Новой Зеландии, на Кипре. Важная частью творчества артиста являются концерты в городах России, выступления на радио и телевидении, звукозапись.

В этот период артист принимал участие в ирландском Уэксфордском фестивале в постановке оперы Петра Чайковского «Черевички». Тогда же спел заглавную партию в «Борисе Годунове» Большом театре Женевы, а также исполнил партию Головы в опере Николая Римского-Корсакова «Майская ночь» в Кельнской филармонии.

В 1999 году Маторин выступил в партии Царя Додона в «Золотом петушке» в спектакле Королевской оперы на сцене лондонского театра Садлерс Уэллс. В 2002 году выступал в Парижской национальной опере на сцене Оперы Бастилия с партией Пимена в постановке «Борис Годунов». Через год пел заглавную партию в опере «Борис Годунов» в театрах Окленда и Веллингтона, Новая Зеландия и в той же опере партию Варлаама в спектакле Королевской оперы на сцене лондонского театра Ковент-Гарден в постановке Андрея Тарковского.

Дебютировал в партии Пимена в нью-йоркском театре Метрополитен-опера. В 2008 исполнил партию Квартального в опере Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в театре Maggio Musicale Fiorentino, Италия. Позже артист исполнил партию Афрания в рок-опере Александра Градского «Мастер и Маргарита».

Владимир Маторин признан одним из лучших исполнителей духовной музыки, выступает в сопровождении Капеллы музея «Московский Кремль» под руководством Геннадия Дмитряка с программами из песнопений Русской православной церкви. На юбилейном вечере артиста в Большом театре побывал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

На апрель 2019 года певец, являясь главой фонда «Возрождение культуры и традиций малых городов Руси» много выступает с благотворительными концертами в российской провинции: Зарайске, Суздале, Александрове, Шуе, Кинешме, Вологде, Коломне, Владимире, Переславле-Залесском. Сборы от концертов идут на строительство и реставрацию храмов, церковных школ.

В Российском фонде культуры 12 сентября 2019 года состоялась церемония награждения государственными и ведомственными наградами профильного министерства деятелей культуры и искусства. Министр Культуры Владимир Мединский наградил Владимира Анатольевича Маторина Орденом Дружбы - за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность.

Награды и Признание Владимира Маторина

Орден Дружбы (29 апреля 2019 года) - за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (29 апреля 2008) - за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 марта 2001) - за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства

Народный артист Российской Федерации (1997)

Заслуженный артист России (1986)

II премия Международного конкурса музыкантов-исполнителей в Женеве (1973)Досифей, Иван Хованский («Хованщина» М. Мусоргского)
Рамфис («Аида» Дж. Верди)
Король Треф («Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева)
Мельник («Русалка» А. Даргомыжского)
Собакин («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Мамыров («Чародейка» П. Чайковского)
Священник («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича)

"Я для вас - способ быть добрее"


Богатырская мощь и хрупкая сердечность, кураж и взвешенность, русская прямота и восточная загадочность, молодецкая удаль и мудрость былинного сказителя - всеми этими качествами, присущими самому Владимиру МАТОРИНУ, наделены и воплощенные им герои. Он не только эталонный Иван Сусанин, самый востребованный сегодня в мире Борис Годунов или немеркнущий Король Рене, внимать которому все еще можно в Большом театре.
Еще в репертуаре артиста (о чем мало кто знает) также Осмин в "Похищении из сераля" Моцарта, Бретиньи в "Манон" Массне, Фальстаф в "Виндзорских проказницах" Николаи, Барбаросса в "Битве при Леньяно" Верди и даже Порги в "Порги и Бесс" Гершвина. Всего - около 90 партий. Свою нынешнюю жизнь Владимир Маторин - солист ГАБТа, профессор РАТИ, счастливый муж, отец и дед - делит между пением, преподаванием и семьей. Мечтает написать сборник веселых баек из театральной жизни. Участвует в съемках фильма, который Российское телевидение готовит к его 60-летию. Но в последние годы важнейшим смыслом его жизни стала благотворительная деятельность в российской провинции. Мы встретились с артистом по его возвращении из одной такой поездки в глубинку накануне концерта в Москве, и снова благотворительного.

Владимир Анатольевич, сольный концерт в Зале Чайковского вы организовали в честь Года ребенка и проводите его совместно с Фондом "Самюсосьяль Москва", помогающим российским беспризорникам. У нас о нем мало знают...
- Представьте себе, по Москве бегает несколько автомобилей. Они собирают по улицам людей. Оказывают психологическую и медицинскую помощь, кормят. По Парижу (где находится штаб-квартира фонда. - Т.Д.) ездит целых 20 бригад, а там нет нашей зимы... Почетный президент фонда в России - Леонид Рошаль. А я выполняю художественную функцию, пою. В прошлом году фонд приглашал иностранную певицу (джазовую звезду Ди Ди Бриджуотер. - Т.Д.), в этом - меня.
- Как вы друг друга нашли?
- Мне позвонил продюсер и режиссер концерта Игорь Карпов (бывший директор Президентского оркестра). Мы с ним встретились, проговорили два часа и выработали программу. В первом отделении - песнопения Русской православной церкви с "Мастерами хорового пения" под руководством Льва Конторовича, во втором - арии, песни и романсы в сопровождении Оркестра радио и телевидения России под управлением Сергея Политикова.

Вы недавно снова были в провинции. Вы ездили туда как руководитель Фонда возрождения культуры и традиций малых городов Руси?
- И как руководитель фонда, и как "артист художественной самодеятельности". Я принимаю участие в фестивале "Жемчужины России". Он открылся в Москве (в СТД), потом мы были в Суздале, Переславле-Залесском, Нижнем Новгороде, заключительный концерт - в Грановитой палате.
- Когда был основан ваш фонд, и чем он занимается?
- Зарегистрировались мы в позапрошлом году. Слово "фонд" у нас вообще-то приобрело негативное значение: мол, если фонд, значит, большие деньжищи. У нас все не так. Группа энтузиастов объединилась, чтобы нести культуру и искусство людям. Как река состоит из ручейков и ключиков, так и наши малые города являются такими "ключиками", питающими Россию. Одно "Золотое кольцо" - пить не напиться. Много лет я даю там концерты, и такая отдача идет от слушателя! Такой эмоциональный заряд мне! Это и заряд им, ведь за 168 километров мало кто из артистов приезжает. Я там пою в основном русские песни и романсы, по которым все очень соскучились.
Как мы действуем? Собираем зал на 400 мест, первые два ряда продаем задорого - бизнесменам, последние ряды делаем бесплатными. Все собранные деньги, за вычетом расходной части, отдаем. В Зарайске - на ремонт храма (там потрясающий кремль!), в Кинешме - церковной школе и т.д. Отогревая сердца, мы отогреваемся сами и сами напитываемся. Идея фонда хорошая, но ходить и клянчить деньги ни времени, ни способностей у меня, к сожалению, нет.

Весной прошлого года Федеральное агентство по культуре и кинематографии и один банк подписали соглашение о программе поддержки малых городов России, на которую будет выделяться до 20 миллионов рублей в год.
- О, это хорошо! 2008 год назван Годом малых городов. Хотя на самом деле всегда так было. Россия богата талантливыми людьми, но давайте разберемся, откуда они, хотя бы среди музыкантов. Москвичей по рождению - раз, два, и обчелся.
- Где вы проводите большую часть года?
- В Москве.

Как изменилась ваша жизнь в Большом театре в связи с реконструкцией?
- Так получается, что в репертуаре я теперь ограничен. Чтобы приспособить, к примеру, старые декорации "Бориса Годунова" к Новой сцене, нужно потратить столько же денег, сколько стоят новые. Так что против 30 - 40 спектаклей в сезоне, что были раньше, теперь набегает 5 - 8. Зато недавно спел два спектакля в Ростове. В Большом я пою Рене в "Иоланте", еще остаются в репертуаре "Любовь к трем апельсинам" (Король Треф) и "Золотой петушок" (Додон). Мой контракт продлен до 2010 года, но артисту, как в одном замечательном мультфильме, всегда "маловато будет". Рельсы, если по ним не ездить, заржавеют и сгниют. С другой стороны, если по ним поезда ходят бесконечно, они разлетаются вдрызг. Так и у певцов.

В мае у вас 60-летие. Вы будете отмечать юбилей в Большом театре?
- 12 мая у меня концерт в Большом зале консерватории: с Капеллой имени Юрлова исполним церковную музыку, с Осиповским оркестром - народные песни и романсы. А ровно через неделю отпразднуем в Большом театре.
- Где вы еще поете?
- За последние два-три года были Нью-Йорк, Мадрид, Лондон, Брюссель, Страсбург, Нант-Анжер. С другой стороны, им ответ - Зарайск, Петушки, Черноголовка, Суздаль, Шуя, Переславль-Залесский... Кажется, блажь, ан нет - жизненная позиция. Я рад бы и дальше проехать. Вот в Оренбурге собирают деньги на спортивный комплекс для детей, зовут. Я отвечаю: "С вас - дорога, а там уж что соберете, то и ваше. Я для вас - способ быть добрее".

Кто приглашает вас в Европу?
- У меня два импресарио в Лондоне. Благодаря им в последние годы я много ездил. В основном пою русский репертуар, из зарубежного спел в Марселе и Нанте "Риголетто". Чаще других был "Борис Годунов", в котором я знаю все роли.
- Русский репертуар - это ваш выбор или выбор импресарио?
- Когда русские люди говорят, что у них есть свои ценности, их сразу обзывают скинхедами и славянофилами. Так вот, англичане никогда не пустят в английскую оперу даже очень хорошо говорящего по-английски чужака. У них профсоюз. И принцип, что свои деньги страна прежде всего своим дает. Один режиссер сказал: "Боже мой, какой артист, он будет принимать участие во всех моих постановках!" Потом, на перекуре, говорит мне: "Ты пойми, старик, что в Англии пока все англичане не откажутся, русского нельзя пригласить. Но когда откажутся все англичане, прежде пригласят американцев, а если итальянская опера - то всех итальянцев". Такой вот шовинизм в закрытой форме.
- Так только в Англии?
- Да везде. Везде свой интерес.

Сусанин и Борис Годунов так и остались вашими любимыми партиями?
- Если вы спросите у матери пятерых детей, какой ей дороже, что она ответит? Что с первым дольше знакома (смеется). На самом деле, если есть профессионализм, то всякие "нравится - не нравится" (партия, партнер, режиссер, учреждение) не имеют значения. Но, конечно, есть спектакли и роли, которые доставляют большее или меньшее удовольствие. У вокалистов же сложная конструкция, есть, что называется, "прибамбасы". Одному нравится, как верхняя нота звучит, другому, как в "Борисе", - четыре разных выхода и четыре разных костюма. Такое удовольствие - можно уже и не петь. Любовь и нелюбовь к разным партиям возникает по разным мотивам. Например, Гремин у меня долго не получался. Приходилось перед спектаклем целый день молчать, потому что если хоть слово скажешь - нижнюю ноту не возьмешь.
- Кончак в этом смысле еще хуже?
- Нет, Кончак лучше. Там от "до" до "до" в центральном регистре, а у Гремина сначала все в баритональном регистре, а потом - ух, и вниз!

Вы как-то назвали себя "абсолютным басом", которому по плечу любая роль, кроме Дон Кихота.
- Ну Калягин ведь сыграл Дон Кихота! Есть масса способов удлинить фигуру, выровнять силуэт - это все ерунда. Вообще-то я для себя выяснил, что в душе я тенор. Так уж получается, что артисты, исполненные тонких чувств, такие вот мордастые, квадратные. Несоответствие. Как-то я пел студентам "Моцарта и Сальери". Когда готовил роль, прицепились к бороде. Я обещал, что ради роли бороду сбрею. Потом придумал историю, что Сальери собирается побриться, и каждый раз ему мешает Моцарт.

Вы говорили в одном интервью, что "настоящее искусство - это прежде всего порядок и самодисциплина" и что вы всегда считаетесь с мнением постановщиков - дирижера и режиссера.
- Да, последние пятнадцать лет я придерживаюсь принципа, что ни с дирижером, ни с режиссером ругаться не нужно. Но на спектакле, когда действие не остановить, я могу сделать что-то по-своему. Забавно, что потом подходят и говорят: "Спасибо, маэстро, получилось!"
- Но ведь наверняка бывали случаи - сейчас это может быть повсеместно, - когда ту или иную концепцию вы не могли принять. Что если режиссер надумает выпустить вас на сцену в непотребном виде?
- О, я столько непотребных видов видел! Например, в Опере Лиона постановщики "Бориса Годунова" (режиссер Филип Химмельман. - Т.Д.) забабахали золотую лестницу в 46 ступеней. Слава богу, на генеральной репетиции появился потолок, и 15 ступеней оказались отсечены. У кого партия несколько нот, все поют внизу, и только одна бешеная собака Борис Годунов по лестнице бегает. Когда я два раза на репетиции пробежал, думаю, ну все, в гроб - и домой. Репетировали поначалу во вспомогательном помещении, куда все декорации не вошли. Потом, на генеральной, я вдруг увидел, что на сцену по колено помоев выкинули. То есть наверху - Кремль, царство русское, а все остальное - в дерьме. Бомжи спят в моем кабинете, даже при моей смерти, в помоях.
А костюм Юродивого был такой: джинсы, майка баскетбольная, лысина с волосами - такой хиппи. И на джинсах сзади задница вырезана полностью! Но там профсоюз. Исполнитель роли Юродивого сказал: "Нет, это не пойдет, на спектакль приедет моя семья, дети, как я им объясню это безобразие?!"
- Передумали?
- Передумали, дали ему кальсоны в обтяжку. Еще фуфайка на нем была, не нашего разлива. Он везде появлялся. Я пою "Скорбит душа", а он подходит, садится и смотрит. Можете себе представить, что в резиденции царя кто-то может подойти к нему даже на расстояние стрелы?!
Но самое интересное было в Сцене в корчме. Поставили две раскладушки, в одном углу два голеньких мальчика, в другом - две голенькие девочки. Такими вот парами распределились. Вошел Варлаам, к нему подошла Шинкарка, он ее поставил на колени, задрал юбку, себе - рясу, ну и потом поет "Как во городе было во Казани" и любовью занимается.
Многие любят Бориса "подтягивать" к образу Бориса Ельцина. А вообще режиссеры умеют очень красиво рассказывать. Они объяснят, что будет лестница, объяснят, зачем она, но многое остается неизвестным до генеральной репетиции.

Вы рассказывали, что, чтобы хорошо спеть Бориса, надо "прийти в театр Борисом"...
- Ни космический корабль, ни паровоз сразу не запустишь - вот он тронулся, вот поехал, а когда уже набрал скорость, быстро остановить его нельзя. Если у меня спектакль, я вхожу в образ за неделю. Потом, на спектакле, могут возникать разные неожиданности: партнер оказался не с той стороны, вступил позже, в первом ряду зазвонил мобильник - это все может сбивать.
- И как долго вы пребываете в образе?
- Долго. После спектакля могу часов до пяти утра не спать, в течение суток никому не могу звонить, даже если обещал. И на окружающих это плохо отражается.

Вы не только артист, но и педагог. Почему вы преподаете именно в РАТИ?
- Было счастливое совпадение - в 1991 году меня пригласил Георгий Павлович Ансимов, наш выдающийся режиссер, профессор, руководитель факультета музыкального театра. Я решил попробовать, начать с одного-двух учеников. По мере того как я втянулся, стало ясно, что это очень азартное дело. Во-первых, с молодыми ты всегда чувствуешь себя если не на 20, то на 21. Можешь через ступеньки прыгать, девчонкам глазки строить (хотя педагог не может, но сама атмосфера очень располагает!) Во-вторых, это великая школа мастерства.
- У студентов РАТИ есть отличие от студентов консерватории?
- Да, у них есть сильное отличие. Они получают нагрузку 800 часов пения в год и 1600 часов танца - классический, народный, степ и др. И если на ученом совете возникает разговор, что они плохо поют, я всегда говорю: "Ну давайте им в дипломы впишем, что они еще и артисты балета!"
На факультете музыкального театра, на мой взгляд, проблема в том, что берут талантливых ребяток, из которых одни не знают ни одной ноты, другие - несостоявшиеся пианисты и хормейстеры, третьи - из консерватории. Как говорил режиссер Лев Михайлов, "у всех высшее образование, но без среднего". А требования для всех одни.
У студентов много театральных предметов, они в целом музыкально образованны, но... Секрет ведь в чем? На первом году обучения каждый должен заниматься три урока по 45 минут. Вместо того, чтобы заниматься поначалу по 3 минуты, через некоторое время - по 6 минут и так далее. Голос - аппарат очень тонкий, он устает. А когда человек пробежал 40 километров в противогазе по пустыне Гоби (они натанцевались), он потом не может издать ни звука.
Еще одна проблема - нет помещения, где можно послушать, как звучит голос. У консерватории - есть. А наши выходят потом в театр или концертный зал и теряются, так как до этого они пели только на лестнице.

Чему вы стараетесь научить прежде всего?
- Это вопрос сложный. Научить понимать музыку. Ну и технологическая часть очень сложная - глубокое дыхание, свободная гортань, диафрагма, пение на зевке (как у льва), кантилена, нижние ноты (что особенно важно для басов), которые в идеале появляются лишь после тридцати. Научить-то пытаешься всему - с девизом летчиков "делай, как я". Может, первый год менее интересен - идет технологическое оснащение. Потом уже можно заниматься творчеством. Я бесконечно счастлив, что профессия певца по-прежнему манит молодых.
- Насколько широко, по вашему мнению, педагог должен выходить за рамки профессии?
- Конечно, чем шире, тем лучше. В РАТИ вот на каждого студента целая бригада работает, поэтому обучение такое дорогое. Я как завкафедрой хотел бы ввести для своих учеников мастер-классы больших артистов, устраивать творческий обмен между РАТИ и консерваторией, чтобы студенты посмотрели, что такое профессиональная работа.

На каком этапе сейчас ваша "Азбука вокалиста"?
- К сожалению, буксует. Я, как профессор, хотел написать методическую работу, отразив в ней свой практический опыт. Особенно важны две части - "Психология раскрытия образа" и "Режим дня и ритм жизни как основа певческого долголетия". Каждый должен понять для себя, что если ему можно чай с молоком - залейся, а если после литра водки не звучит, то надо что-то менять (смеется).
- К молодым солистам оперы современный театр предъявляет новые требования или все осталось по-старому?
- Реформа, начатая Станиславским, продолжается на новом витке. Актер музыкального театра должен и владеть голосовым аппаратом, и соображать, что он играет - комедию или трагедию, а кроме того, очень хорошо танцевать. Но если тебе повезло и ты попал в театр, то дирижер (один из десяти) и концертмейстер будут с тобой при подготовке роли заниматься и чуть-чуть помогать. Вокалу же обучать никто не будет. И если человек не подготовлен, это чревато, потому что из-за каких-то нот дело скрипит. Вся музыкальная правда - мелодия, интонация, звуковысотность, скорость - должна быть на автопилоте. Хотя сейчас учить партию стало проще: включил магнитофон, прослушал 400 раз - и пой.
- И начинается подражание.
- Да, бывает. Я всегда любил творчество Федора Ивановича Шаляпина. У него есть озарение, истовость, самобытность, хотя, если по нотам следить, много отсебятины. Нина Дорлиак как-то рассказывала о концерте Марии Каллас: "Все так странно... Но после пяти минут от нее нельзя оторваться. Это Шаляпин в юбке". Вот так, в пении должна быть магия. Но как ее передать?..