Скульптор Донателло – биография, личная жизнь, творчество и интересные факты. Донателло – величайший скульптор и его творения Картины донателло с названиями

17.07.2019 Прически

Продолжаю серию постов по флорентийской школе эпохи Реннесанса. Сегодня рассказ пойдет о творчестве великого Донателло .

Донателло (Donatello; собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386, Флоренция, — 13.12.1466, там же), итальянский скульптор. Один из основоположников скульптуры Возрождения в Италии.

Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти , где изучил технику бронзового литья. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески . Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда не придавал никакой цены деньгам... ».

Деятельность Донателло в 1410-е годы связана с коммунальными заказами по украшению общественных построек Флоренции. В творчестве Донателло глубокий интерес к реальности во всём многообразии её индивидуальных, конкретных проявлений сосуществует со стремлением к возвышенному обобщению и героике. Эти качества проявились уже в ранних работах мастера — статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции - статуи св. Марка (1411-13) и св. Георгия (1415-17). Несмотря на то что статуи находились в нишах, они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов. В своих произведениях Донателло стремился не только к объективной правильности пропорций и построения фигуры, но всегда учитывал впечатление, которое будет производить статуя, установленная на предназначенном ей месте.

Святой Марк Святой Георгий

Сосредоточенный взгляд Святого Марка полон глубокой мысли, под внешним спокойствием угадывается внутреннее горение. Все в этой фигуре весомо и материально. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Впервые в истории итальянского Возрождения с такой классической ясностью была решена проблема устойчивой постановки фигуры. Донателло воскрешает здесь распространенный в античном искусстве прием постановки, этот мотив выявлен в фигуре Святого Марка с предельной четкостью и определяет как положение слегка изогнувшегося торса, рук и головы, так и характер складок одежды.

В облике святого Георгия Донателло с непревзойденным мастерством воплотил красоту молодости, мужество и доблесть воина. Св. Георгий облачен в воинские доспехи. Широко расставив ноги, он прочно стоит на земле, легко опираясь на свой щит. Завязанная плотным узлом накидка свободно спадает с левого плеча. Основание ниши, в которой установлена статуя, украшено барельефом с изображением битвы между святым воином и драконом, закончившейся освобождением принцессы. Здесь Донателло создает глубоко индивидуальный образ и вместе с тем воплощает тот идеал сильной личности, могучего и прекрасного человека, который был в высокой мере созвучен эпохе и позднее нашел отражение во многих произведениях мастеров итальянского Ренессанса.

Донателло, по словам Вазари, заслуживает всяческой похвалы за то,"что он работал столько же руками, сколько расчетом", не уподобляясь художникам, чьи "произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают совершенно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте".

В 1415 заканчивает статую св. Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора.

В 1415 строительная комиссия флорентинского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-35; пять статуй — в Музее Собора). Приведу здесь изображения двух статуй: Пророка Аввакума и Пророка Иеремия.

Пророк Аввакум Пророк Иеремия

В статуях пророков Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры. Их крепкие жилистые фигуры скрыты тяжелыми складками плащей. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблекшее лицо Аввакума, пророк совсем облысел, за что его во Флоренции прозвали Цукконе (Тыква). По свидетельству Вазари, во время работы над скульптурой Донателло все время повторял, обращаясь к «Аввакуму»: «Говори же, говори, чтоб ты лопнул!», словно видел свою задачу в том, чтобы вдохнуть в каменную статую жизнь.

Статуи пророков и «Давид» (ок.1430-32) еще во многом связаны с позднеготической традицией: фигуры подчинены отвлеченному декоративному ритму, лица трактованы идеально однообразно, тела скрыты за тяжелыми складками одеяний. Однако уже в них Донателло ставит своей задачей воспроизвести новый идеал эпохи — индивидуальную героическую личность (особенно — св. Марк, 1412; св. Георгий, 1415, Аввакум, так называемый Цукконе, и Иеремия, 1423-26): формы постепенно приобретают пластическую ясность, объемы становятся цельными, типовое выражение лиц сменяется портретностью, складки одеяний естественно облекают тело и вторят его изгибам и движению.

Сюжет заимствован из Ветхого Завета. Давид был простым пастухом из Вифлеема. Царь Саул взял его к себе в услужение, т.к. Давид умел хорошо играть на гуслях. В то время филистимляне пошли войной на израильский народ. Из филистимского стана выступил могучий боец — Голиаф — огромного роста, на голове медный шлем, сам одет в чешуйчатую броню и медные наколенники, в руках — медный щит. Голиаф кричал, чтобы из израильского войска вышел против него боец, и пусть этот поединок решит исход войны. Но израильтяне испугались при виде силача Голиафа. Лишь один Давид не испугался. Он взял несколько камней и пращу и вышел против Голиафа. Приблизившись к врагу, он пустил камень из пращи и убил Голиафа. Потом взял его меч и отсек ему голову. После этого Саул сделал Давида начальником над всем своим войском. (Первая книга царств, гл. 17).

Статуя Давида работы Донателло явилась первым изображением обнаженного человеческого тела в статуарной скульптуре Возрождения. Первоначально «Давид» был установлен во дворе дворца Медичи-Риккарди, но после конфискации дворца в 1495 г. статую перевезли во двор палаццо Веккио, где и установили на мраморной колонне. Ныне памятник находится в Национальном музее Флоренции. Давид стоит задумчивый, невозмутимый, в затеняющей лицо пастушьей шляпе; в правой руке он держит меч, левой ногой в знак победы попирает только что отрубленную голову Голиафа. Вид у него такой, как будто он не сознает в полной мере важность совершенного им подвига. Изображая юношеское тело Давида, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, однако переработал их в духе своего времени. Выражение лица юного героя, его поза, жесты, взгляд — всю сцену, до мельчайших подробностей, отличает необыкновенная живость и непосредственность.

В 1425—38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423—34 и 1457—61), Риме (1430—33), Падуе (1444—53). В 1451 посетил Мантую, Венецию, Феррару. Творчество Донателло, впитавшее демократические традиции культуры Флоренции 14 в., представляет собой одну из вершин развития искусства флорентинского кватроченто. В нём воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру. Глубокий интерес к реальности во всём многообразии её индивидуальных, конкретных проявлений сосуществует в творчестве Донателло со стремлением к возвышенному обобщению и героической типизации. Донателло одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры (свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, «живописного» рельефа).
Первым известным нам произведениям Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентинского собора, 1406—08) ещё присущи готическая скованность и нерасчленённость форм, измельчённость линейного ритма. Однако уже мраморная статуя св. Марка, выполненная в 1411—13 для фасада церкви Орсанмикеле, является произведением скульптуры Ренессанса. Она отличается ясной тектоникой построения фигуры, спокойным величием и силой. В созданной для той же церкви статуе св. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу внутреннюю собранность и напряжение, патриотическое гражданственное звучание. Выполненные Донателло в 1416—35 совместно с помощниками статуи пророков для кампанилы флорентинского собора (мрамор, Музей собора, Флоренция) представляют собой галерею остро индивидуальных образов, исполненных суровой правды.

В 1420-е гг. Донателло, развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображений (рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423—27).


В содружестве с архитектором Микелоццо он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425—27, баптистерий, Флоренция). Пребывание Донателло в Риме в начале 1430-х гг. углубило интерес художника к наследию античности. Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти, известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428—33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами «путти» (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433—39, Музей собора, Флоренция).

Донателло вернулся из Рима во Флоренцию, где осуществил несколько художественных проектов, в которых преобладали классические тенденции. К 1440 скульптор закончил работу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора в Прато. К 1430-м годам относятся также классически сдержанный рельеф Благовещение для церкви Санта Кроче (т.н. алтарь Кавальканти), Амур из Барджелло. Еще одно крупное произведение второго периода творчества Донателло - бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1434-1443).

В 1434—43 Донателло оформляет интерьер Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, где им совместно с Брунеллески осуществляется новый тип синтеза искусств, для которого характерна равнозначность архитектурных и скульптурных форм.

Наивысший расцвет творчества Донателло связан с падуанским периодом. В Падуе Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения — конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447—53), отличающийся величественной простотой построения, спокойствием и мужественной целеустремлённостью образа.

Создавая алтарь собора Св. Антония в Падуе, Донателло одновременно работал над конным монументом кондотьеру Эразмо де Нарни. Эразмо де Нарни был уроженцем Падуи, однако находился на службе у Венецианской республики. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Монумент расположен параллельно фасаду собора Св. Антония, что позволяет видеть его в эффектном сопоставлении с мощными куполами последнего. Почти восьмиметровая статуя, установленная на высоком пьедестале, одинаково выразительна со всех четырех сторон. Донателло блестяще справился с изображением лошади: пропорции лошадиного тела, поворот головы, важная неторопливая поступь — все выглядит чрезвычайно живо и естественно. Одетый в римские доспехи всадник всем своим видом излучает спокойное достоинство. Обнаженная на римский манер голова является великолепным образцом портретного искусства. Эта работа, по всей вероятности навеянная конной статуей Марка Аврелия в Риме, стала прототипом конного монумента для последующих поколений скульпторов


Для церкви Сант-Антонио в Падуе Донателло выполнил в 1446—50 один из наиболее крупных скульптурных алтарей эпохи Возрождения, состоявший из статуй и рельефов, заключённых в строгое ордерное обрамление. В рельефах алтаря многофигурные сцены, жизненные и драматичные, мастерски развёрнуты в иллюзорном пространстве. Огромный скульптурный алтарь, состоял из двадцати девяти статуй и рельефов. Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по сторонам от нее располагались шесть статуй святых (св. Франциска, св. Антония и других). Для Мадонны скульптор выбрал весьма необычную позу. Богородица не сидит и не стоит — мастер запечатлел ее встающей с трона между головами двух улыбающихся сфинксов. Не исключено, что на такого рода композицию его вдохновила какая-нибудь византийская икона или даже этрусская статуэтка.

Святой Антоний падуанский (1195—1231) (собственно Фернандо де Буйон) — католический святой, выдающийся проповедник, один из самых знаменитых францисканцев. Согласно легенде, как-то раз проповедник попросил одного еретика, чтобы тот три дня подряд не кормил своего осла. После этого животное привели на площадь, где уже ждал Антоний с дароносицей в руках; рядом с ним на земле лежала связка сена. Ослик сначала склонил голову перед Святой Жертвой и лишь после этого жадно набросился на еду. Антоний сказал еретику: «Если голодное животное не пало пред Телом Христовым на колени, то следует винить в этом не Таинство, а мои грехи».

Огромный алтарь в соборе Св. Антония в Падуе украшают четыре бронзовых рельефа с изображением чудесных деяний св. Антония. Донателло использовал здесь весьма необычные приемы. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа. Многофигурные композиции, исполненные динамики и драматизма, представлены Донателло в реальной жизненной обстановке. Фоном им служат огромные городские постройки и аркады. Благодаря передаче перспективы создается ощущение глубины пространства, что делает их (рельефы) похожими на живописные произведения.

Последние годы жизни Донателло провел во Флоренции. Мрачное и тревожное настроение овладевает в эти годы художником. В произведениях его все чаще звучат темы старости, страданий, смерти даже в статуе"Марии Магдалины" (1445) он, вопреки традиции, представил святую не цветущей и юной, а в виде высохшей, изможденной постом и покаянием отшельницы, одетой в звериную шкуру. Старческое лицо Магдалины с глубоко запавшими глазами и беззубым ртом обладает потрясающей силой экспрессии.

Поздние произведения Донателло, созданные в условиях нарастающего кризиса демократических традиций треченто и раннего кватроченто, полны обострённой экспрессии и духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий, группа «Юдифь и Олоферн», бронза, около 1456—57, площадь Синьории, рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., завершены учениками Донателло, — все во Флоренции).


Сюжет этой скульптурной группы заимствован из Ветхого Завета. Юдифь, богатая и красивая вдова из города Ветилуе была уважаема за набожность. Когда ассирийская армия под предводительством Олоферна осадила Ветилуе, Юдифь пробралась во вражеский лагерь. Дав Олоферну ложные сведения о ситуации в осажденном городе, Юдифь снискала его расположение: Олоферн пригласил ее на вечеринку. Дождавшись когда Олоферн напьется пьян, Юдифь отрубила ему голову. Голову Олоферна она отнесла в родной город. На следующий день, выставив на обозрение врагам голову их военачальника, израильтяне прогнали ассирийцев от стен своего города.

Эта довольно сложная по композиции и великолепная по исполнению работа была выполнена Донателло по заказу Козимо Медичи в качестве украшения фонтана в саду дворца Медичи-Риккарди. Фигура скромно одетой молодой женщины, лишенной какого-либо пафоса, но твердой в своей решимости довести начатое дело до конца, воплощает мужество и храбрость, которые Бог дарует верующим в Него. Совершенно иное впечатление производит полусонный пьяный Олоферн, покорно подставляющий свою голову под меч. Создается ощущение, что его душа уже покидает не способное к сопротивлению тело, а члены холодеют и превращаются в камень. По свидетельству Вазари, Донателло до такой степени был доволен своей работой, что даже поставил на ней свою подпись: «DONATELLI OPUS», чего ранее никогда не делал.

Созданные Донателло образы являются первым воплощением гуманистического идеала всесторонне духовной личности и отмечены печатью яркой индивидуальности и богатой духовной жизни. Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его тяжесть, массу. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Намеченные в творчестве Донателло проблемы надолго определили развитие европейской скульптуры.

Влияние творчества Донателло на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами кватроченто, а также живописцами Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантеньей и др. Произведения Донателло изучали Микеланджело и Рафаэль.

На этом я закончу свой небольшой экскурс в творчество Донателло. Из-за обилия материала и желания отразить как можно больше, пост получился несколько скомканным, поэтому заранее прошу принять мои извинения. Здесь описана только маленькая толика того, что можно рассказать об этом замечательном флорентийском скульпторе. Кто хочет более подробно ознакомитьсяя с его творчеством, смогут посмотреть те ссылки, которые я привел в конце поста, там же можно найти много иллюстративного материала.

При подготовке поста использованы материалы:

книга "100 великих скульпторов", Москва, "Вече", 2007 г. и некоторые другие источники.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 16.10.2016 17:48 Просмотров: 2450

Итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения, Донателло был основоположником индивидуализированного скульптурного портрета.

Его полное имя – Донато ди Никколо ди Бетто Барди .

Из биографии

Скульптурный портрет Донателло в Уффици (Флоренция)

Родился будущий скульптор во Флоренции около 1386 г. и там же умер и похоронен в 1466 г.

Его отец был простым чесальщиком шерсти, но смог заметить способности сына. Он отдал его в мастерскую живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, где он получил художественное образование. В конце обучения Донателло побывал даже в Риме (1404-1407) вместе с архитектором Брунеллески , там они совершенствовались у Лоренцо Гиберти, известного итальянского скульптора, ювелира, историка искусства Раннего Возрождения.

Творчество Донателло

Одной из первых работ Донателло был горельеф, изображающий Благовещение.

Донателло «Благовещение»

Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Церковь Санта Кроче (Флоренция)
Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Вокруг он изобразил цветочный узор... а наверху шесть младенцев, расположенных попарно, с цветочными гирляндами, друг друга обхватывают, будто боясь головокружительной высоты.
Большой талант и мастерство он проявил в фигуре Девы, испуганной внезапным появлением ангела, грациозно склоняется она, робко и почтительно приветствуя ангела. В её лице отражены кротость и благодарность за неожиданный Дар».
До поездки в Рим у Донателло преобладало реалистическое направление творчества. Изучив классические образцы скульптуры, он принял в свой творческий арсенал и греко-римскую пластику. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом.

К реалистическому стилю относится, например, статуя Марии Магдалены (около 1454 г.), которую он изображает в виде исхудалой старухи с длинными волосами. Статуя находится во флорентийской Крестильнице.
Но всё-таки лучшими работами скульптора считаются те, в которых он искал свой собственный путь в соответствии со своими внутренними идеалами. Например, бронзовая статуя Давида.

Донателло «Давид»

Донателло «Давид» (около 1440). Высота 1,58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)
Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно.
Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Донателло изображает его не в соответствии с традиционными изображениями библейских героев. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе.

Фрагмент

Бронзовый Давид – почти ещё мальчик с юношеским телом и длинными волосами. Он абсолютно наг: на нём только пастушеская шляпа и сандалии с поножами (часть доспехов, защищающая переднюю часть ноги от колена до щиколотки). Поза героя – свободная, тяжесть тела переносится на правую ногу, а левой он попирает голову побеждённого им Голиафа.

Фрагмент

В левой руке он держит камень от пращи – орудие победы. На его лице торжество: он победил Голиафа (огромный филистимлянский воин). Но при взгляде на него трудно представить себе, что он способен справиться с великаном – поэтому событие явствует силу Божественного вмешательства. Следовательно, статуя, изображающая слабого юношу, стоящего над побеждённым врагом, говорит о невидимом присутствии Бога в этой сцене.

Донателло. Статуя апостола Марка

Донателло. Евангелист Марк (1411). Мрамор. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)
В 1411-1412 гг. Донателло выполнил статую cвятого Марка для ниши на южной стороне здания церкви Орсанмикеле, которая и до настоящего времени украшает предназначенную для нее нишу. Статуя Марка была заказана старшинами цеха льнопрядильщиков, возможно именно поэтому Донателло так тщательно проработал драпировки одежды, изобразив их самых различных форм. Статуя сразу привлекла внимание современников, т.к. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который спадает свободными складками, обрисовывая рельеф ноги. Фигура исполнена достоинства. В этой фигуре всё зна́чимо. Микеланджело сказал о статуе Марка, что он «никогда еще не видел статуи, столь похожей на порядочного человека; если таким был св. Марк, можно поверить и его писаниям».

Донателло. Евангелист Иоанн

Донателло. Евангелист Иоанн (1410-1411). Мрамор. Музей собора (Флоренция)

В 1408-1415 гг. для фасада кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции разными скульпторами были созданы статуи четырех евангелистов: Иоанн Богослов работы Донателло, апостол Лука работы Нанни ди Банко, апостол Марк – Николо Ламберти, апостол Матфей – Чуффаньи. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Сидящий апостол Иоанн изображён мощным стариком с могучими руками, исполненный сдержанного достоинства и благородства.
Начиная с этой работы, Донателло вступает в новый период своего творчества и создает шедевры, которые открывают новую эпоху в искусстве.

Донателло. Статуя Гаттамелаты (Падуя)

В 1444 г. Донателло в Падуе отлил из бронзы конную статую кондотьера (руководитель военных отрядов) Венецианской республики Гаттамелаты. В настоящее время эта скульптура находится перед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было отлито в Италии ни одной подобной статуи.

Донателло воскресил портретные бюсты, которые были любимы греками и римлянами, но забыты в средние века. Особенно удачными у него были детские образы, они очень индивидуальны.

Донателло «Аллегорическая фигура мальчика» (1430). Бронза. Национальный музей Барджелло (Флоренция)

Донателло «Летающий мальчик с рыбой»
В ризнице церкви св. Лаврентия во Флоренции находятся барельефы-медальоны, изображающие евангелистов, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, исполненные драматизма.
Вместе со своим учеником Микелоццо Микелоцци Донателло создал несколько надгробных памятников в церквях.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости. Он работал во многих городах: во Флоренции, Пизе, Сиене, Прато, Риме, Падуе, Ферраре, Модене, Венеции. Мастер умер в 1466 г. и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Церковь Сан-Лоренцо (Флоренция)
Его работы вызывали восторг у современников, несмотря на определенную бескомпромиссность мастера – он не гнался за внешней красивостью, не потакал вкусам публики, не стремился чрезмерно отделывать свои статуи, чтобы не лишить их свежести первого замысла. Он всегда делал так, как считал нужным.
Творчество таких мастеров бывает востребовано во все времена.

Лев, заказанный Фердинандо I Медичи. 1594

Скульптор - Фламинио Вакка (итал. Flaminio Vacca, 1538-1605). Лоджия Ланци, Флоренция

Сегодня мы поговорим о скульптуре Кватроченто, потому что, наверное, именно в скульптуре искусство сделало самый большой шаг по сравнению даже с Проторенессансом. Это видно уже в самом начале XV в., в первой его половине, на примере известных скульпторов Донателло, Гиберти, Верроккьо.(о нем уже был пост)

Рельефы на притолоке портала собора в Пьяченце. XII в.

И чтобы понять масштаб этого шага, надо немножко отступить назад, потому что романская архитектура Италии, в отличие, скажем, от Франции и даже от Германии, была не столь заполнена скульптурой. Ну, вот рельефы… В основном, конечно, романские рельефы - это не очень глубокие композиции, и практически совсем отсутствие круглой скульптуры. Т.е. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Это мы видим на соборах в Пьяченце, Ферраре, знаменитой церкви Сан-Дзено в Вероне… И это такая итальянская специфика.

Портал церкви Сан-Дзено Маджоре, Верона

Отчасти в Северной Италии можно видеть прекрасные, похожие на то, что мы видим в Германии, врата, например, в том же Сан-Дзено, со скульптурными изображениями.

Магдебургские врата. XII в.
Собор Святой Софии, Новгород

Кстати, похожие врата, так называемые Магдебургские врата, мы можем видеть в церкви Святой Софии в Новгороде. Конечно, эти врата были когда-то привезены в Новгород из Западной Европы, но это была такая общая романская культура, которая использовала фигуры невысоких рельефов и не очень замысловатые композиции.

Рельеф бронзовых врат церкви Сан-Дзено Маджоре. XII в.

Но постепенно, конечно, скульптура набирала свою пластику, и в XIII в. мы уже видим развитые композиции. Мы вспоминали Никколо и Джованни Пизано, которые делали интересные рельефы и уже почти приближались к круглой скульптуре.

Снятие с креста. Ок. 1259

Скульптор - Николо Пизано (итал. Nicola Pisano, ок. 1220-1280). Портал собора Святого Мартина, Лукка

Можно вспомнить Арнольфо ди Камбио, который делал и надгробия, и знаменитую статую святого Петра, которая сегодня находится в Риме. Но все равно они все были привязаны к плоскости, горизонтальной или вертикальной, стояли в нишах или были прислоненными к стене.

Статуя св. Петра. Ок. 1300

Скульптор - Арнольфо ди Камбио (итал. Arnolfo di Cambio, ок. 1240-1310). Базилика Св. Петра, Рим

А вот Кватроченто, конечно, сдвинуло скульптуру, выдвинуло ее вперед, может быть, впервые после античности вернуло скульптуре круговой обход. Вообще-то началом скульптуры раннего Возрождения считается 1401 год. Это знаменитый конкурс на украшение врат флорентийского баптистерия Сан-Джованни. Как мы знаем, в этом конкурсе победил Гиберти. Хотя были два победителя, Брунеллески и Гиберти, но делал это Гиберти, мы к этому еще вернемся.

Жертвоприношение Авраама. 1401

Скульпторы - Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377-1446) (слева) и Лоренцо Гиберти (итал. Lorenzo Ghiberti, 1378-1455). Музей Барджелло

А начнем разговор мы не с соперника Брунеллески, которым в этом конкурсе был Гиберти, а с его друга Донателло, потому что именно Донателло можно считать действительно основателем скульптуры Кватроченто и вообще ренессансной скульптуры. Именно он сделал ее такой пластически совершенной.

Донателло. XIX в.

Скульптор - Джироламо Торрини (Girolamo Torrini, ок. 1800-1858). Галерея Уффици, Флоренция

Вот, например, статуя Донателло на фасаде галереи Уффици. Ну, конечно, она более поздняя и не может считаться портретной, но тем не менее мы с нее начинаем.

Вымышленный портрет Донателло. 1767
Иллюстрация к «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари

Донателло, или Донато ди Никколо ди Бетто Барди, родился в семье Никколо ди Бетто Барди, богатого чесальщика шерсти. Обучался он в мастерской Лоренцо Гиберти, где освоил, в частности, технику бронзового литья, в чем, собственно говоря, и преуспел Гиберти.

Но на творчество Донателло больше оказал влияние не его непосредственный учитель, а его друг, Филиппо Брунеллески. Они довольно рано подружились. Разработка Брунеллески линейной перспективы повлияла и на взгляд, на видение пространства Донателло. И вообще их дружба, - они вместе много путешествовали, ездили на раскопки в Рим - повернула Донателло к античному пониманию пластики.Вазари пишет, что Донателло был очень щедрым человеком, весьма любезным, относился к друзьям очень хорошо, не придавал никогда никакого значения деньгам. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги, и туда мог руку запустить любой. Мы, конечно, знаем, что Вазари был таким человеком, склонным к беллетристике, но все-таки я думаю, что эта характеристика близка к реальности, потому что действительно, судя по всему, Донателло был человеком открытым, щедрым, творческим и не сильно приземленным.

Церковь Орсанмикеле. 1337-1350
Флоренция
Родился он в 1386 году. В 1410-е он работает на так называемых коммунальных заказах, т.е. на заказах города, и делает, как, собственно, и многие, скульптуру для очень интересной церкви - Орсанмикеле. Остановимся немножко на этой церкви, потому что в ней отметились многие скульпторы этого времени и даже более позднего периода.Сама по себе эта церковь очень интересна, потому что внешне она никак не похожа на церковь. Это трехэтажное довольно большое здание, которое служило одновременно и зернохранилищем, и церковью. Т.е. на верхних этажах были конторы и хранилища, а в нижнем этаже была часовня, наверное, для того, чтобы люди перед своими сделками могли помолиться.

Интерьер церкви Орсанмикеле, Флоренция

Само название Орсанмикеле переводится как «Святой Михаил в саду», потому что на этом месте когда-то был монастырь, посвященный святому Михаилу, архангелу Михаилу. То ли там был сад, то ли он просто так назывался, «в саду», потому что идея Девы Марии в саду, или ангелов в саду - это такая одна из позднеготических идей, вроде как возвращение к райскому состоянию.

Табернакль церкви Орсанмикеле. 1352-1360
Скульптор - Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna, 1308-1368). Флоренция

Интересно, что когда Флоренция пережила чуму, очень многие вкладчики стали вкладывать сюда благодарность Богу - свои пожертвования. И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. Может быть, впервые, а может быть, даже единственный раз, потому что Флоренция все-таки очень такой своеобразный город, основанный на капитале, на торговле, на всем таком земном. Может быть, впервые, а может, даже редкий единственный раз искусство и религия вытеснили отсюда вот этот рыночный элемент и весь нижний этаж отдали под церковь.

В 1348 году была чума, и выжившие в эпидемию чумы пожертвовали 35 тысяч флоринов, что превышало годовой бюджет города. И как раз на эти деньги в Орсанмикеле сделали большой табернакль из мрамора с образом Богоматери работы Бернардо Дадди. Это середина XIV в., когда действительно отсюда как бы вытеснился вот этот зерновой рынок, зернохранилище и торговые лавки, которые сначала были в аркадах этого здания. Церковь расширилась и заняла практически весь первый этаж.

Скульптуры в нишах фасада церкви Орсанмикеле, Флоренция

А снаружи уже различные ремесленные объединения, различные торговые объединения стали заказывать своих покровителей, статуи которых помещали в красивых нишах.

Святой Георгий. 1415-1417

Вот одну такую статую делает как раз Донателло, еще достаточно молодой. Он делает святого Георгия. И уже этот святой Георгий заявляет о молодом скульпторе как об очень интересном, смелом новаторе, человеке, который не боится оторвать скульптуру от стены. Хотя она в нише помещается, но она свободно там стоит, и так и кажется, что святой Георгий может выйти из нее, и мы спокойной обойдем его вокруг и увидим со всех сторон. Т.е. она такая полноценная.

Давид. 1408-1409
Мрамор. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Музей Барджелло, Флоренция

Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие, и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Но он уходит от того, на чем сосредотачиваются другие, от разработок каких-то отдельных деталей, а скорее он начинает обобщенно трактовать форму, свободно давая литься вот таким складкам, давая свободу позе и т.д. Мы видим, что именно в лице Донателло скульптура уходит от того, что было в готике, от таких графических элементов, а переходит к очень пластическим толкованиям. Ну и, конечно, сама голова Давида похожа на статую какого-нибудь римского юного бога - т.е. явно он апеллирует к античному наследию.

Давид. Фрагмент. 1408-1409
Мрамор. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Музей Барджелло, Флоренция

Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид»

Давид. Ок. 1440

Здесь немножко другая история. Во-первых, другой материал. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Потому что и в первом, более раннем «Давиде», и в этом мы видим, что он берет юное существо. Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным… А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа.

Давид. Фрагмент. Ок. 1440
Бронза. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Музей Барджелло, Флоренция

Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. Он отказался от доспехов, потому что любые доспехи ему были велики[i]. И он выходит с одной пращой. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. Но в одной руке он все равно держит камень, который он, собственно говоря, через пращу запускал в Голиафа. И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут… Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме.

Давид, в трех ракурсах. Ок. 1440
Бронза. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Музей Барджелло, Флоренция

Здесь мы видим вот этот действительно революционный шаг вперед, потому что такая почти юношеско-девическая красота этого героя как-то не вяжется с этой борьбой. И ты понимаешь, что совершил он ее не человеческим усилием, а той Божьей благодатью, которая была в человеке, отданном Богу. Он вышел против великана Голиафа, надеясь только на Божью силу. Вот это прекрасная, несколько кокетливая шляпка - она как-то даже не вяжется с образом воина.

Тем не менее именно такого Давида делает Донателло. Это скульптура, которая со всех сторон интересно смотрится. Это скульптура, которая полностью сделана в расчете на круговой обход.Можно даже сравнить двух «Давидов», раннего и более позднего. Бронзовый Давид - это уже зрелая работа, 1440 года. Давид, выполненный в камне, — это 1408, может быть, 1409 год. У них есть, конечно, что-то общее, но видно, как внутри творчества Донателло идет завоевание пластики, объема, свободы, движения, пропорции и т.д.

Распятие. 1406-1408

Известен спор Донателло и его друга Брунеллески. Они на спор сделали распятия: Донателло для церкви Санта-Кроче, а Брунеллески для церкви Санта-Мария-Новелла. Обе церкви во Флоренции. И тоже мы здесь видим разницу подходов.

Распятие. 1410-1415

Скульптор - Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377-1446). Капелла Гонди, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция

Брунеллески начинал как скульптор, но потом оставил скульптуру. Он всегда стремился к гармонии, рассчитывал свой купол очень скрупулезно, обдумывал его, чтобы пространство было, чтобы все пропорции были соблюдены. Поэтому его распятый Христос, хотя прекрасно выполнен анатомически и прекрасно показаны его страдания, все равно это гармоничный подход, произведение, которым можно любоваться.У Донателло все-таки показано тело, которое уже обезображивается смертью, уже в нем нет гармонии, оно как бы обвисает, потому что для Донателло важнее была вот эта правда образа. Как правда торжествует в юном Давиде, такая своеобразная правда, он как бы подчеркивает эту юность, которая сама не могла победить, а победила только Божьей силой, так и здесь - мы видим обвисание этого тела, которым уже невозможно любоваться, а можно только рыдать и плакать.

Мадонна Пацци. 1425-1430
Мрамор. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Государственные музеи Берлина

Конечно, он был не только мастер круглой скульптуры, но и мастер рельефа, и его рельефы прекрасны. Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. Вообще, надо сказать, заслугой Донателло было то, что он как бы уходит от отстраненных образов в скульптуре, а идет к такому вот реализму. Реализм понимали в это время как правду земного. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т.е. небесной реальности. Самым реальным, единственной реальностью тот же Фома Аквинский называет Бога, все остальное реально ровно постольку, поскольку присутствует в нем божественное.


Madonna di Citerna sculpure de Donatell Madonna della Mela

А с этого времени, начиная с Кватроченто, даже, может быть, чуть-чуть раньше, когда взгляд с небес опускается на землю, реализмом уже называется то, что отражает правду жизни. И здесь такая, может быть, не очень красивая Богородица, не идеальный образ, но зато это образ реальной матери, которая с реальным чувством обнимает своего сына. У нас как-то очень принято это принижать и говорить, что вот, начинается период, когда Богоматерь рисуют как простую флорентийку, жительницу Сиены или любого другого города. Но на самом деле для тех мастеров это было завоеванием: они показывали, что это не абстрактные чувства Святой Девы Марии к своему сыну, а это реальные чувства. А если это реальные чувства, значит, это реальность боговоплощения, значит, реальны будут и страдания Матери и Сына и т.д. Т.е. для мастеров Возрождения этот реализм был наполнен религиозным переживанием, приближением Бога к человеку. Зазор между небом и землей становится все меньше.

Пир Ирода. 1423-1427
Бронза. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Баптистерий Сиенского собора

Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. У него есть несколько планов в рельефе. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Мы видим в архитектуре несколько планов. Это то, что еще не всем удается сделать в живописи, а Донателло уже делает это в скульптуре. Может быть, в это время он - наиболее последовательный в этом смысле ученик Брунеллески, который разрабатывал перспективу, конечно, применял ее в архитектуре, применял ее в рисунках и т.д. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло.

Смерть Христа. 1446-1453
Бронза. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Базилика Святого Антония, Падуя

Или вот, например, этот рельеф в пизанском соборе Святого Антония, где изображен умерший Христос. Здесь тоже есть анатомия человеческого тела, материальность складок. Здесь, может быть, нет перспективы, потому что есть очень четкий задник, но, во всяком случае, есть вот это стремление к достоверности. Реализм понимается как достоверность. Ты смотришь на это и понимаешь, что страдания Христа реальны. Реально его человеческое тело, реальны его человеческие страдания и реальна его человеческая смерть.

Благовещение. Алтарь Кавальканти. Ок. 1435
Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Церковь Санта-Кроче, Флоренция

Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче - Святого Креста. Здесь применено даже золото с мрамором, и очень изящно сделана эта сцена, когда архангел Гавриил приносит деве Марии весть о рождении Спасителя. Эта композиция очень интересна именно в том плане, что здесь скульптура приближается к живописи. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике.

Благовещение. Фрагмент. Архангел Гавриил. Ок. 1435
Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Церковь Санта-Кроче, Флоренция

И, конечно, мы опять видим удивительные лики. Они совершенно человеческие, просто с человеческой психологией. Такой несколько удивленно-возвышенный архангел, такая несколько созерцательная и чуть-чуть испуганная Мария.

Вазари пишет так, называя его Донато:

Это очень важное замечание, потому что, как я уже говорила, вместе с Брунеллески Донателло ездил на раскопки в Рим. Действительно, многое еще не было раскопано, и то малое, что он видел, он как-то сразу претворял в свои работы. Видимо, он настолько был увлечен античностью, что заразил и одного из своих заказчиков, самого влиятельного, Козимо Медичи, так что тот приобретал античные вещи. И он же, Донателло, их реставрировал. Это очень важный момент, потому что в период Кватроченто действительно происходит накопление знаний об античности. Можно сказать, что возвращение к античности произошло немножко раньше, что оно было скорее интуитивным. А с этого времени развивается археология, развиваются, как мы бы сказали, и научные знания, т.е. исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т.д. И все это сразу выливается и в художественную практику. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно.

Рим в XV в. Нюрнбергская хроника (лат. Liber Chronicarum, нем. Die Schedelsche Weltchronik). Инкунабула. 1493

Одним из блестящих и, может быть, первых в этом жанре произведений является конная статуя кондотьера Гаттамелаты, которая была сделана Донателло для Венеции. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Но сначала, может быть, два слова о том, кого, собственно говоря, прославил этим памятником Донателло.

Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Гаттамелата - это прозвище. Оно довольно странно звучит по-итальянски, потому что «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» - «соты». Поэтому это прозвище очень по-разному объясняют. Все вместе - либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. Может быть, льстивым был человек. Либо «кошка цвета меда». Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери - Гаттелли. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. В общем, очень непонятно. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно.

Конная статуя кондотьера Гаттамелаты. Фрагмент. 1447-1453
Бронза. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Соборная площадь, Падуя

Донателло отлил эту статую в 1447 году, но установлена она была намного позже, уже в 1453 году. Как я сказала, образцом послужил памятник Марку Аврелию, который сейчас стоит на Капитолии.

Конная статуя кондотьера Гаттамелаты. 1447-1453
Бронза. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Соборная площадь, Падуя

Но здесь как-то все более брутально: более мощный конь и так немножко крепко, даже, я бы сказала, не очень изящно сидит на нем всадник. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги. А чтобы две фигуры как-то соединить, Донателло поступает очень интересно: с одной стороны он дает жезл в правую руку кондотьеру, а слева у него диагонально висит меч. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. Во всяком случае, это действительно монументальное и очень значительное произведение, показывающее, что Донателло умел монументально мыслить.

Иоанн Креститель. 1455-1457
Бронза. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Сиенский собор

Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. Он, кстати, долгую жизнь прожил, когда он умер, ему было около 80 лет, что, конечно, для того времени довольно значительный срок жизни. Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Хотя иногда некоторые исследователи об этом пишут, называя его поздние работы немножко ретроградными, возвращающимися к какой-то до-возрожденческой пластике, немножко, может быть, более готическими.

Кающаяся Марии Магдалина. 1455-1456
Дерево. Скульптор - Донателло (итал. Donatello, 1386-1466). Музей собора, Флоренция

Мне это не кажется. Мне кажется, что они, может быть, менее монументальны, вот если мы посмотрим, например, две последние работы - скульптуры Иоанна Предтечи и святой Марии Магдалины. Они помечены 1450-ми годами, скорее всего, это 1455-й, т.е. это даже не самое последнее, а предыдущее перед смертью десятилетие. Может быть, действительно, к концу жизни он не так много работал. Но эти работы, выполненные ближе к концу жизни, показывают, что все-таки он остается скульптором, который очень четко чувствует пластику человеческого тела.


Fonte battesimale di siena, c, donatello, fede, 1427

Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. И он чувствует скульптуру не просто как изображение некой абстракции, а он как бы вживается в каждого своего героя, он видит человека. Он видит человека в Иоанне Предтече, он видит кающуюся, уже потерявшую всю свою красоту Марию Магдалину. Но видно, что внутри он сопереживает ей. Он - скульптор, который пропускает все через себя. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. Поэтому можно сказать, что он действительно во многом основоположник. Хотя Гиберти, может быть, начинает раньше, он даже у него учился, но много ключевого, поворотного сделал именно Донателло.

Портрет Донателло. 1490-1550
Фрагмент картины «Пять основателей флорентийского искусства». Неизвестный художник. Лувр, Париж

На известной панели работы Паоло Уччелло, где изображены пять художников Возрождения, он запечатлен уже в таком преклонном своем возрасте, видимо, каким его запомнило уже следующее поколение мастеров.


Donatello, santi stefano e lorenzo, 1434-43

Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Лаврентия во Флоренции — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновлёнными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, полные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Антония в Падуе. То же относится и к последнему произведению скульптора, законченному после смерти автора его учеником Бертольдо, — барельефам двух кафедр церкви св. Лаврентия, изображающим Страсти Господни.

Гробница антипапы Иоанна XXIII

Донателло создал также, вместе со своим учеником Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквях; особого внимания заслуживаетмонумент развенчанному папе Иоанну XXIII, послуживший образцом для многочисленных надгробных памятников, созданных в XV-XVI столетиях во многих церквях Италии.

Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости. Умер в 1466 году, погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

Вазари пишет: «Смерть его причинила бесконечное горе его согражданам, художникам и всем, кто знавал его при жизни. Посему, дабы после смерти почтить его больше, чем чтили его при жизни, устроили ему почетнейшие похороны в означенной церкви, и провожали его все живописцы, архитекторы, ваятели, золотых дел мастера и почти весь народ этого города, в котором еще долго не переставали сочинять в честь его разного рода стихи на различных языках…» Я думаю, что здесь Вазари не преувеличивал, потому что действительно Донателло прожил такую длинную жизнь, пережил своего учителя Гиберти, пережил своего друга Брунеллески, и в таком почетном возрасте его, конечно, очень многие превозносили.



Donatello Borromeo Madonna Kimbell. madonna col bambino, firenze, 1400-1430 ca

Niccolo da Uzzano by Donatello - cast

Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века, — была воскрешена Донателло. Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидны. Донателло с необыкновенной верностью предвидел впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии, и умел определять степень их законченности.Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны[чего?]. Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица.

Baptismal font of the Siena Baptistry, Donatello

А было за что превозносить! Действительно, он первым, например, начал изучать механизм движения. Вот почему у него такие свободные фигуры: потому что он изучал механизм движения человеческого тела. Он пытался в своих скульптурах не просто повторить принцип античной скульптуры - опора на одну ногу, - а повторить вот это движение. У него всегда более сложное движение. Он первым изобразил в своих рельефах массовое действо. Он стал трактовать одежду в связи с пластикой тела.

Saint Jerome by Donatello

Он поставил задачу выразить индивидуальный портрет в скульптуре. Его святых хочется назвать портретными. Не просто каноническое изображение с таким общим выражением лица, а что-то такое психологическое и реалистическое, что дает индивидуальность тому или иному персонажу.

Он довел до совершенства бронзовое литье, моделировку мрамора. Он очень тщательно, удивительно отделывал работы с мрамором. Круглая скульптура - он первый вот так свободно делал этот круговой обход. И, конечно, вот эти трехплановые рельефы - т.е. он ввел перспективу в рельефы. Все это сделал именно Донателло.

источники

Донателло: Альбом / Автор-составитель М. Либман; Оформление художника Е. Ганнушкина. — М.: Изогиз, 1960. — 52 с. — (Мастера мирового искусства).
История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. М., «Изобразительное искусство», 1982
История зарубежного искусства. М., «Изобразительное искусство», 1984
Либман М. Я. Донателло. — М.: Искусство, 1962. — 252 с.
Флоренция. Город и его шедевры. Флоренция, CASA EDITRICE BONECHI, 1994
История мирового искусства. БММ АО, М., 1998

О чем вам говорит имя Донатто ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolò di Betto Bardi, 1386–1466) ? Вероятно, ни о чем. Потому что этого человека весь мир знает как великого скульптора Донателло . Знаменитый флорентийский скульптор эпохи Возрождения жил и творил в XIV веке, но и сегодня его имя остается легендой.

Он работал с камнем, бронзой, деревом, глиной, штукатуркой и воском, а также разработал очень мелкий тип барельефа. Самые знаменитые его творения – «Давид», «Кающаяся Магдалина», «Пророк Аввакум», «Пир Ирода», «Юдифь и Олоферн», «Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами».

Донателло прожил длинную и интересную жизнь, посвятив целых 60 лет творчеству. Новаторские идеи мастера удивляли современников своей смелостью и произвели настоящий переворот в итальянском искусстве. Критики утверждают, что его работы не вписывались в общепринятые рамки того времени. Видимо, это послужило причиной того, что Донателло стали называть «отцом раннего Ренессанса».

Скульптор получил признание еще при жизни, его работы неизменно вызывали восхищение у современников. Поэтому и самооценка у мастера была соответствующая: однажды без ложной скромности он заметил, что в своем искусстве является патриархом. Но это не мешало ему быть скромным и непритязательным в быту: он мало ел, стеснялся носить дорогой плащ, который ему подарили почитатели его таланта. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования.

Конечно, многие факты из биографии великого скульптора уже утеряны, так как прошло слишком много времени. И хотя некоторые даты и события являются всего лишь предположениями историков, но сохранились сведения, которые можно с большой долей вероятности считать достоверными. Так, у биографов не вызывает сомнения происхождение Донателло: он появился на свет в семье богатого чесальщика шерсти, но уже подростком потерял отца. В юности будущий великий скульптор был подмастерьем ювелира, затем занимался литьем из бронзы. Непревзойдённого скульптора мир узнал, благодаря флорентийскому меценату Мартелло, который заметил талантливого юношу и оплатил его учебу у Лоренцо Гиберти, ювелира, скульптора и историка искусства.

Во время учебы в самой большой ювелирной и литейной мастерской Флоренции Донателло познакомился с Брунеллески, будущим известным архитектором. Молодые люди подружились и позднее вместе отправились в Рим изучать античное искусство. Эта поездка оказала большое влияние на их творчество.

Вернувшись во Флоренцию, Донателло начал искать собственный стиль, так как его не устраивали готические формы, которым отдавалось предпочтение в мастерской Гиберти. Вскоре молодого новатора приняли в Гильдию живописцев, и он стал настоящим народным художником, выполняя различные общественные заказы. Первой крупной работой художника стала роспись фасада церкви Ор Сан Микеле и создание статуй для наружных ниш. Самые известные среди них – это статуи Евангелиста Марка, Святого Людовика Тулузского и Святого Георгия.

В процессе работы Донателло обращал большое внимание на две вещи: пропорции и построение фигуры и место, где будет стоять статуя, так как считал, что от этого зависит впечатление, которое она будет производить на зрителя.

Говоря о творчестве Донателло, нельзя не упомянуть о полутораметровой бронзовой статуе Давида (1430-е), которая сейчас находится в Национальном музее Флоренции. Есть сведения, что она создавалась для фонтана во дворце Риккарди-Медичи, но установлена была на мраморной колонне во дворе Палаццо Веккьо.



Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Герой изображен обнаженным, его тело совершенно и прекрасно. Скульптура отличается живостью исполнения. Гибкая фигура, длинные волосы, свободная поза, спокойное выражение лица – именно так герои-победители обычно описывались в эпосе. Нога юноши стоит на отрубленной голове поверженного врага, в руках он держит меч и камень от пращи, а у подножия скульптуры лежит лавровый венок, которым у древних греков награждали победителей.

Статуя интересна тем, что Давид создан обнаженным, хотя в Средневековье это считалось греховным. Культ красоты нагого тела человека появился позже, когда наступила эпоха Ренессанса. Поэтому неудивительно, что статуя произвела настоящую революцию в сознании людей того времени и открыла новую страницу в истории искусства.

Донателло - итальянский скульптор, который творил и создавал в эпоху Возрождения. Произведения искусства, принадлежащие ему, сохранились до наших дней. Сегодня ознакомиться с ними можно во многих европейских музеях.

Биография скульптора Донателло

В жизни этого великого человека происходило многое. Его творчество привлекало многих людей. Сказать кратко о биографии скульптора Донателло невозможно. Вся его жизнь была наполнена яркими событиями, которые сильно повлияли на эту известную личность.

Родился Донателло во Флоренции. Точный день появления на свет скульптора неизвестен. Историки утверждают, что его дата рождения выпала на 1386 год.

Семья скульптора Донателло ничем не отличалась от других рабочих семей. Отец мастера был простым чесальщиком шерсти, чем и зарабатывал на жизнь. Он никогда не понимал страсть и любовь сына к искусству. Поэтому считал, что заработать себе на жизнь таким способом почти невозможно. Неоднократно отец пытался втянуть Донателло в ряды обычных рабочих. Однако скульптор сопротивлялся и следовал за своей мечтой.

Еще в ранние годы мальчику представилась возможность учиться в мастерской. Первым наставником совсем юного скульптора Донателло стал Биччи ди Лоренцо, который на тот момент был владельцем этого небольшого местечка, где создавалось прекрасное. Вся мастерская спонсировалась одним из богатейших вельмож Флоренции.

Чтобы получить полное художественное образование, Донателло пришлось уехать в Рим, где тогда жили и развивались самые известные "рабы искусства". В этой учебной поездке юношу сопровождал его друг - не менее известный архитектор Брунеллески, который потом прославился своими волшебными и необыкновенными работами. Учителем для молодых талантливых людей стал Лоренцо Гиберти. Именно ему удалось заложить те основы прекрасного в этих парней, которые потом остались в памяти людей.

Если говорить о личной жизни скульптора Донателло, то о ней практически ничего неизвестно. Многие историки утверждают, что у столь талантливого человека не было возлюбленной, потому как всю свою жизнь он посвятил искусству. Не изменяя делу всей своей жизни, Донателло так и не оставил после себя потомков.

Стили искусства

Скульптор Донателло творил в двух стилях, которые были свойственны только ему. Первые работы отличались своим чрезмерным реализмом. Более поздние произведения уже выглядели куда приятнее. Два абсолютно разных стиля, которые выбрал для своего творчества мастер, стали основными. Именно благодаря им мы и сегодня знаем, кем был этот выдающийся человек.

Одной из работ скульптора Донателло, принадлежащих раннему этапу творчества, стала статуя. Она изображала худую и длинноволосую женщину. Именно так мастер представил миру святую Магдалину. Сегодня эта скульптура находится в Крестильнице во Флоренции.

Работа, которая стала представителем второго направления или стиля, это скульптура святого Георгия. Она была выполнена из мраморного камня. Сейчас эта статуя находится на территории Флоренции.

Новая работа

В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. От скульптора требовалось лишь одно - проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Работа удалась на славу. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Местоположение статуи не изменилось. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Самым интересным фактом остается то, что эта статуя стало первой, которую можно было бы поставить в один ряд с монументами древних римлян.

После удачно выполненного задания Донателло предложили работу в самом соборе. На это скульптор дал положительный ответ. Ему требовалось украсить церковный алтарь святого Антония. Коллегой по работе стала такая известная личность, как Никколо Пиццоло.

Именно кропотливый труд в Падуе стал решающим в карьере Донателло. За всю его жизнь ему не сделали ни одного более выгодного предложения, чем отливка бронзовой скульптуры и невообразимо богатое украшение алтаря.

Дальнейшая работа

Скульптор остался в Падуе и не стал возвращаться домой. Там он продолжил целиком отдаваться искусству.

До 1456 года Донателло жил в Венецианской республике, где создал множество прекрасных статуй и памятников. Собор святого Антония был украшен работами скульптора, среди которых особенно выделялись отлитые из бронзы барельефы. Они изображали жизненные события покровителя по имени Падуе.

Возвращение домой

В 1957 году Донателло работал над созданием памятника, который изображал образ святого Иоанна Крестителя из мраморного камня. Сегодня эту статую можно увидеть в музее Барджелло.

Работу мастер выполнял уже не в Падуе, а в родном краю - во Флоренции. Скульптура Иоанна способна впечатлить каждого и сегодня. Она изображает худого мужчину с пустым взглядом, в котором невозможно прочитать какие-либо мысли. Его уста слегка приоткрыты. Будто через несколько секунд он произнесет что-то невообразимое, пророческое. Статуя изображена в движении. Святой пророк спокойно идет, но из-за худобы даже обычный шаг уже кажется действием, к которому приложено немало усилий.

Другие отрасли искусства

Кроме скульптур, Донателло увлекался созданием бюстов. Всем известно, что портретный бюст - это отдельное направление искусства. Донателло преуспел и в этой отрасли. Произведения греческих и римских художников уже канули в века. Однако скульптору удалось воскресить и снова сделать этот вид искусства популярным.

Бюсты

Еще в детских работах Донателло можно увидеть, насколько сильно скульптор придерживался реализма. Одновременно с этим бюсты не казались жуткими от того, что они изображали лица людей в точности. Статуи выглядели мило и приятно.

Особенности работ великого мастера

Искусство мастера отличается еще и тем, что только он сам определял тот момент, когда скульптура будет завершена. Донателло заранее предугадывал, какое впечатление окажут его работы на людей, которые в скором будущем их увидят. Главная особенность работ мастера заключалась в том, что ему удавалось воплотить внутренний мир человека и духовное развитие в чертах его лица.

Работа во Флоренции

Самые лучшие и интересные произведения Донателло сегодня находятся на родной земле скульптора - во Флоренции. Барельефы, медальоны, различные изображения известных евангелистов того времени в тяжелых раздумьях - все это сохранилось и до наших дней. Двери, на которых были изображены апостолы, вылитые руками Донателло, стали входом в великие храмы эпохи Возрождения.

Все яркие эпизоды жизней святых мастер всегда изображал с присущей ему резкостью и даже некоторой жестокостью.

Смерть Донателло

До самых последних своих дней скульптор жил во Флоренции. Работал мастер до глубокой старости, не зная при этом истинного чувства усталости.

Донателло скончался в 1466 году. Его тело было погребено в Сан-Лоренцо - одной из самых больших и старых церквей Флоренции, которая была украшена работами мастера как снаружи, так и изнутри. Во время похорон этому поистине талантливому человеку было отдано огромное количество почестей. Его смерть была большим ударом для тех, кто знал скульптора лично. В качестве знака уважения к творчеству скульптора Донателло, его работы стали особенно оберегать, что помогло их сохранить до нашего времени.