Технологии и технические приспособления каменного века. Примитивные технологии каменного века

20.10.2019 Украшение

У вас возникли проблемы с поиском определенного видеоролика? Тогда эта страничка поможет вам отыскать так необходимый вам ролик. Мы с легкостью обработаем ваши запросы и выдадим вам все результаты. Неважно чем вы интересуетесь и что вы ищете, мы запросто отыщем необходимый ролик, какой бы направленности он не был бы.


Если же у вас интересует современные новости, то мы готовы предложить вам самые актуальные на данный момент новостные сводки во всех направлениях. Результаты футбольных матчей, политические события или же мировые, глобальные проблемы. Вы всегда будете в курсе всех событий, если будете пользоваться нашим замечательным поиском. Информированность предоставляемых нами видеороликов и их качество зависит не от нас, а от тех, кто их залил в интернет просторы. Мы всего лишь снабжаем вас тем, что вы ищете и требуете. В любом случае, пользуясь нашим поиском, вы будете знать все новости в мире.


Впрочем, мировая экономика это тоже довольно интересная тема, которая волнует очень многих. От экономического состояния различных стран зависит довольно многое. Например, импорт и экспорт, каких либо продуктов питания или же техники. Тот же уровень жизни напрямую зависит от состояния страны, как и зарплаты и прочее. Чем же может быть полезна такая информация? Она поможет вам не только адаптироваться к последствиям, но и может предостеречь от поездки в ту или же иную страну. Если вы отъявленный путешественник, то обязательно воспользуйтесь нашим поиском.


Нынче очень сложно разобраться в политических интригах и для понимания ситуации нужно найти и сравнить очень много различной информации. А потому мы запросто найдем для вас различные выступления депутатов ГОСДУМЫ и их заявления за все прошедшие года. Вы сможете с легкостью разобраться в политике и в ситуации на политической арене. Политика различных стран станет вам ясна и вы запросто сможете подготовить себя к грядущим переменам или же адаптироваться уже в наших реалиях.


Впрочем вы можете найти тут не только различные новости всего мира. Вы также запросто сможете подыскать себе киноленту, которую будет приятно посмотреть вечером с бутылкой пива или же попкорна. В нашей поисковой базе существуют фильмы на любой вкус и цвет, вы без особых проблем сможете найти для себя интересную картину. Мы запросто найдем для вас даже самые старые и трудно находимые произведения, как и известную всем классику - например Звездные войны: Империя наносит ответный удар.


Если же вы просто хотите немного отдохнуть и находитесь в поиске смешных роликов, то мы можем утолить и тут вашу жажду. Мы найдем для вас миллион различных развлекательных видеороликов со всей планеты. Короткие приколы запросто поднимут вам настроение и еще целый день будут вас веселить. Пользуясь удобной системой поиска, вы сможете найти именно то, что рассмешит вас.


Как вы уже поняли, мы трудимся не покладая рук, что бы вы всегда получали именно то, что вам необходимо. Мы создали этот замечательный поиск специально для вас, что бы вам удалось найти необходимую информацию в виде видеоролика и посмотреть её на удобном плеере.

Самых древних людей ученые называют до историческими, пещерными и время в которое они жили называют каменным веком. Об умении в до историческое время обрабатывать камень написано очень много, о каменных орудиях, каменных наконечниках стрел и копий всем все известно - берешь камень пару часов упорного труда и готово примитивное орудие! А где жили примитивные люди каменного века? Конечно же в пещерах! Следующий технологический уклад это бронзовый век т.е. вылез человек из пещеры и сразу же сделал бронзу, из бронзы сделал себе рубило - зубило и понаделал древних мегалитических строений Египта, Индии, возвел античные шедевры архитектуры Греции и Рима. Тяжело было расставаться с привычным камнем, по этому, чисто по привычке, брал скальные массивы и нарезал их, делал себе привычные пещеры, а из обрезков мастерил храмы Юпитера, парфеноны всякие. Все логично - плавный переход из каменного века в век бронзовый, из пещеры в храмы. Привык к камню человек - сделал храмы в Баальбеке, Сирии, Индии, Америке. Такова логика современной историографии.
А вот так примерно, камешком, камешком вырубали древние Египтяне обелиски. Запрягали ослика и развозили по всему миру.

РИС.1

Я хотел бы начать плавный переход из пещеры в античность с Асуанской каменоломни. потому что там есть все что нам нужно, все следы применения орудий древнего человека.

РИС.2

На первом рисунке человек имитирует тот способ которым древние люди вырубали обелиски - просто брали другой камень и долго колотили.....

РИС.3

РИС.4

На обработанной стенке и поверхностях обелиска видны очень характерные полосы выработки камня, ученые эти полосы объясняют тем что камнем так удобно, рука привычно берет в ширину именно такую полосу....ну да Бог с ними, с учеными.
Полосы, вот эти полосы мне показались очень знакомыми, я из много раз видел когда разглядывал разные древние каменоломни.
Это Китай, очень древние, доисторические пещеры Лонгью. Обратите внимание на такие же полосы.

РИС.5

РИС.6

Это Крым, каменоломни Инкермана

РИС.7

РИС.8

Это Индия. Элора.

РИС.9

Это Крым, Инкерман....так и хочется в этот выпил засунуть либо Будду, либо еще какого бога...

РИС.9

РИС.10

Это Египет, Асуан.

РИС.11

Для слишком "альтернативных" историков, которые такие выпилы гор валят на современность или ближайшую историю, сразу скажу - нет. У меня есть фото конца 19 века и Инкермана и Египта где эти следы уже есть.

РИС.12

РИС.13

Таки образом, люди каменного века не зря так названы, любили они с камнями возиться, особенно когда так легко получается - взял булыжник в мозолистую руку и пошел горы косорезить...А теперь все таки стоит заглянуть в пещеры.

Это катакомбы Одессы. Как пишут в официальных источниках, до конца не изведанные, длинной от 2000 до 5000 километров! Я не описался, это не опечатка - так и пишут около пяти тысяч километров общая длинна, но до конца не исследованы!

РИС.14

РИС.15

РИС.16
Очень интересная фотография - по полу этого коридора тянется каменная колея, как на поверхности в Мальте, Турции, Чутуф - Кале, везде где есть каменоломни везде есть эти колеи.

РИС.17

На рисунке 17 хорошо видны "полосы" на стене. Катакомбы есть практически везде, по крайней мере Одесса не одинока, широко известны каменоломни Керчи, Феодосии, из каменоломен Инкермана якобы камень возили в РИМ!!! Еще в античную пору! Хотя и в самом РИМЕ есть катакомбы и они примерно такие же. Но давайте вдумаемся в цифру 2000 км! На каждый метр длинны приходится два кубометра породы - итого как минимум четыре тысячи кубических километров породы только в Одессе! И куда все это делось, по моему сейчас вся Одесса вряд ли потянет такой объем со всеми ее домами! А еще Керчь, а там катакомбы по длиннее говорят....ну только если весь камень на античность ушел и Египет, ну а возили его на папирусных лодках....
Давайте присмотримся на "полосы", по ближе что же там, чем из интересно делали, в Египте уже видели, там для туристов специально камни насыпали рядом - хочешь бери и реж асуанский гранит.

РИС.18

На твердом асуанском граните точечные выемки, на породе по мягче черты и резы, ну якобы от зубила и булыжника...

РИС.19

Найти подобные следы в современных горных разработках не проблемма, вот они полосы, так они делаются сегодня!

РИС.20

РИС.21

РИС.22


РИС.23

Казалось бы все понятно, пригоняли технику горнопроходческую и работали, ну и что что ее археологи не находят - спрятали где нибудь или вывезли на другие планеты, новые древние Римы делать.
Но все мои ранние предположения ломает один Асуанский обелиск, он вообще то ломает все предположения о развитии технологий и навевает мысль о "помощниках - инопланетянах", ну нечего им было делать больше как обелиски вырубать! Вот взял бы всех историков и притащил бы в Асуан и что бы про историю не слова пока не объяснят как это сделано!!!

РИС.24

РИС.25

РИС.26

Вот этому веселому туристо весело пока его не засунули в узкий проход между стенкой и обелиском с камешком....
Мало того в такое узкое пространство и техника современная не залезет, ни какие пилы и плазменные резаки строителей асуанской плотины 20 века(есть такая версия).

Ну даже если взять и рассмотреть для прикола версию зубила, пусть не бронзового, пусть с алмазным наконечником.....

РИС.28

РИС.29

Вот если бы отстраниться от того что это гранит - то похоже что взяли совковую лопату и как в мокром песке выкопали.... Я назвал этот инструмент "волшебная лопата" если у Вас мои читатели есть версии, то я буду рад из выслушать....

Хорошая подборка в видео,только вот утверждать что цивилизация,как говорит автор,была единой,только по тому,что использовались по всему миру одни и те же технологии – не приходится. В наше время тоже везде используются одни и те же технологии,но цивилизация у нас не единая – наблюдается противоборства и, вообщем, до единства еще очень далеко. Кроме того,если бы древняя цивилизация, о которой речь идёт в видео,была действительно единой,то она бы существовала и по сей день,но мы этого не наблюдаем-значит что-то её сгубило,ввиду её разобщенности.
Что касается самих “технологий”,есть в Коране упоминание о народе Самуд,которые высекали в скалах себе жилища -«Помните о том, как Он сделал вас преемниками адитов и расселил вас на земле, на равнинах которой вы воздвигаете дворцы, а в горах высекаете жилища….» (7 аль-Араф (Ограды), 74) ,«Они высекали в горах безопасные жилища» (15 аль-Хиджр, 82),«И будете искусно (или горделиво) высекать в горах жилища?» (26 аш-Шуара (Поэты), 149),«С самудянами, которые рассекали скалы в лощине?» (89 аль-Фаджр (Заря), 9)«Неужели вы будете оставлены в безопасности среди того, что есть здесь: среди садов и источников, среди посевов и пальм с нежными плодами, и будете искусно (или горделиво) высекать в горах жилища?» (26 аш-Шуара (Поэты), 146-149),но в течение длительного времени Самудяне жили в благоденствии и достатке, пока не начали забывать Бога, который ниспослал им всю эту благодать. Люди племени стали вытёсывать из скал идолов и обожествлять их. Кроме того, они впали в грех гордыни: стали высокомерным и надменным народом, где богатые угнетали бедных: не признавали их права на пользование пастбищами для скота и водой.Самудяне знали о страшной участи, постигшей племя Ад (наследниками культуры которых они стали), но ослепленные языческими заблуждениями, считали, что причиной его гибели от урагана стали недостаточно крепкие жилища (что и стало возможно причиной не строительства зданий из камня,а высечения их в скалах).-и Бог покарал горделивый народ.
«И к самудитам – Салиха, их брата, (Мы послали), и он сказал: «О мой народ! Богу поклоняйтесь! Кроме Него, у вас иного бога нет. Пришло к вам ясное свидетельство от вашего Владыки: Это верблюдица Бога, что станет вам знамением Его. Дайте пастись ей на земле Господней, не причиняя ей вреда, чтоб на себя суровой кары не навлечь. Вы вспомните, он вас поставил преемником народа Ад и поместил вас на земле, где вы в долинах строите себе дворцы и замки и иссекаете себе дома из скал. Так помните (обо всех) благодеяниях Бога и не ходите по земле, бесчинствуя на ней (и тем внося беду в Его порядок)» (Сура «Преграды»: 73-74).

1) Понятия науки и техники. Круг теоретических проблем.

Дружно открываем конспект первой лекции и изучаем, изучаем, изучаем.
2) Технологии и технические приспособления каменного века.

В конце XIX столетия каменный век был подразделен на палеолит и неолит. Однако в дальнейшем и в палеолите удалось выделить целый ряд периодов. Основой для этого послужили наблюдения за изменениями в формах и технике обработки каменных орудий. Чтобы быть понятым, мне придется сказать хотя бы несколько слов о технике скола.

Даже для того, чтобы получить простейший отщеп - тонкий скол с острыми краями, - требуется ряд предварительных целесообразных действий. На куске камня нужно подготовить место нанесения удара и ударить по нему под определенным углом и с определенной силой. Еще труднее изготовить орудие строго заданной, подчас достаточно сложной формы. В древности для этого применялась система оббивки мелкими сколами, называемая в археологии ретушью.

Указанные технические приемы развивались и совершенствовались в течение очень долгого времени - от одной эпохи к другой. В наши дни ученые изучают технику скалывания специальными методами. Большую помощь в этом оказывает эксперимент, - то есть археолог сам начинает раскалывать камни и изготавливать каменные орудия, стремясь лучше понять, как это осуществлялось в древности.

Напомню также, что интересующие нас сообщества охотников на мамонтов жили в эпоху верхнего (или позднего) палеолита, продолжавшуюся, по современным данным, примерно с 45 до 10 тысяч лет назад. Не так давно считалось, что начало этой эпохи приблизительно совпадает с возникновением человека современного типа - Homo sapiens sapiens. Однако сейчас установлено, что это не так. В действительности люди того же физического типа, что и современное человечество, появились значительно раньше - быть может, около 200 тысяч лет назад. Однако развитие техники шло у них достаточно медленно. Долгое время Homo sapiens sapiens изготавливал столь же примитивные орудия, что и люди более архаичного типа - архантропы и палеоантропы - в дальнейшем полностью вымершие.

Ряд ученых считает, что начало верхнепалеолитической эпохи следует связывать с массовым внедрением в человеческую практику нового материала - кости, рога и бивня. Этот материал оказался более пластичен, чем камень, и более тверд, по сравнению с большинством древесных пород. В ту далекую эпоху его освоение открыло перед человеком совершенно новые возможности. Появились более длинные, легкие и острые ножи. Появились наконечники копий и дротиков, а с ними - простые, но остроумные приспособления для их метания в цель.

Тогда же люди изобрели себе новые инструменты для снятия и выделки шкур убитых животных. Появились изготовленные из кости шилья и иглы, самые тонкие из которых по размерам почти не отличаются от наших, современных. Это было важнейшим достижением человечества: ведь наличие таких иголок означало появление у наших предков сшитой одежды! Кроме того, из бивня и рога стали изготавливать орудия, специально предназначенные для рытья землянок и ям-кладовых. Вероятно, в тот период было много и других специализированных предметов из кости. Но назначение многих из них, находимых на палеолитических стоянках, до сих пор остается загадкой для археологов... Напоследок стоит заметить: подавляющее большинство разнообразных украшений и произведений палеолитического искусства тоже было изготовлено из кости, рога и бивня.

Люди обрабатывали эти материалы разными способами. Иногда с куском бивня или толстой кости поступали так же, как с кремнем: обкалывали, снимали отщепы, из которых потом выделывали нужные вещи. Но гораздо чаще применялись специальные технические приемы: рубка, строгание, резание. Поверхность готовых предметов обычно шлифовалась до блеска. Очень важным техническим достижением явилось изобретение техники сверления. Как массовый прием она возникла в начале верхнего палеолита. Впрочем, самые первые опыты сверления, по-видимому, осуществлялись уже в предшествующую среднепалеолитическую эпоху, но крайне редко.

Важнейшим достижением технологии верхнего палеолита явилось первое соединение в одном орудии двух различных материалов: кости и камня, дерева и камня и другие сочетания. Простейшие примеры такого рода - кремневые скребки, резцы или проколки, закрепленные в костяную или деревянную рукоять. Более сложными являются составные или вкладышевые орудия - ножи и наконечники.

Самые ранние из них найдены в сунгирском погребении: ударные концы бивневых копий были усилены двумя рядами маленьких чешуек кремня, приклеенных смолой прямо к поверхности бивня. Несколько позднее такие орудия усовершенствуются: в костяной основе начнут прорезать продольный паз, куда должны вставляться вкладыши, специально подготовленные из маленьких кремневых пластинок. В дальнейшем эти вкладыши закреплялись смолой. Однако подобные наконечники копий характерны не для охотников на мамонтов, а для их южных соседей, обитателей причерноморских степей. Там обитали племена охотников на бизонов.

Сразу отметим один момент, исключительно важный для археологов. В архаических обществах не только одежда, не только украшения и произведения искусства умели «говорить» о своей принадлежности к тому или иному роду-племени. Орудия труда - тоже. Хотя и не все. Орудия простейших форм - те же иглы и шилья - по сути, везде одинаковы и, следовательно, в этом отношении «немы». Но вот более сложные орудия в различных культурах выглядят по-разному. Так, например, для охотников на мамонтов, пришедших на Русскую равнину с территории Центральной Европы, характерны бивневые мотыги с богато орнаментированными рукоятями, использовавшиеся для рытья земли. При выделке шкур эти люди использовали изящные плоские костяные лопаточки, рукояти которых были орнаментированы по краям и заканчивались тщательно вырезанной «головкой». Вот такие предметы, действительно, способны «сообщать» о своей культурной принадлежности! Позднее, когда пришельцев с берегов Дуная сменили на Русской равнине племена строителей наземных жилищ из костей мамонта, формы орудий того же назначения сразу же изменились. «Говорящие» вещи исчезли - вместе с людским сообществом, обитавшим тут прежде.

Обработка нового материала неизбежно требовала нового инструментария. В верхнем палеолите меняется основной набор каменных орудий, совершенствуются технологии их изготовления. Одно из главных достижений этого периода - развитие техники пластинчатого скола. Для снятия длинных и тонких пластин специально подготавливались так называемые призматические нуклеусы; скалывание с них велось с помощью костяного посредника. Таким образом, удар наносился не по самому камню, а по тупому концу костяного или рогового стержня, острый конец которого приставлялся точно в то место, с которого мастер предполагал отколоть пластину. В верхнем палеолите впервые возникает отжимная техника: то есть снятие заготовки осуществляется не ударом, а давлением на посредник. Однако повсеместно эта техника начала применяться позднее, уже в неолите.

Раньше мастера довольствовались, в основном, тем сырьем, которое находилось в окрестностях стоянки. Начиная с верхнего палеолита, люди стали особо заботиться о добыче сырья высокого качества; для его поисков и добычи совершались специальные походы на десятки и даже сотни километров от стоянки! Конечно, на такое расстояние переносились не желваки, а уже подготовленные нуклеусы и сколотые пластины.

Призматические нуклеусы охотников на мамонтов имеют настолько сложную и совершенную форму, что находки их долго определяли как очень крупные топоры. На самом деле это предмет, специально подготовленный для последующего скола пластин.

Позднее было установлено, что такие нуклеусы действительно использовались как орудия - однако не для рубки дерева, а для рыхления плотной породы. Видимо, в дальних походах за кремневым сырьем люди noiryrao использовали уже имевшиеся под рукой нуклеусы, чтобы извлекать из меловых отложений новые желваки. Такой меловой кремень особенно хорош.

Совершенствуется на данном этапе и техника ретуширования. Применяется отжимная ретушь - особенно, при изготовлении изящных двусторонних наконечников. Мастер последовательно нажимает на край обрабатываемой заготовки концом костяного стержня, отделяя тонкие, идущие в строго заданном направлении мелкие сколы, придающие орудию нужную форму. Для оформления каменных орудий иногда использовались не только камни, кости или дерево, но и... собственные зубы! Именно так ретушируют наконечники некоторые аборигены Австралии. Что ж, можно лишь позавидовать удивительному здоровью и прочности их зубов! Наряду с ретушью развиваются другие приемы обработки: широко распространяется техника резцового скола - узкого длинного снятия от удара, нанесенного в торец заготовки. Кроме того, впервые появляется техника шлифовки и сверления камня - правда, применялась она далеко не везде и только для изготовления украшений и специфических орудий («терочников»), предназначавшихся для растирания краски, зерен или растительных волокон.

Наконец, сам набор орудий в верхнем палеолите терпит сильные изменения. Прежние формы полностью исчезают, или их количество резко сокращается. На смену им приходят такие формы, которые либо отсутствовали в памятниках ранних эпох, либо встречались там как немногочисленные курьезы: концевые скребки, резцы, долота и стамески, узкие острия и проколки. Постепенно все больше становится различных миниатюрных орудий, употреблявшихся либо для очень тонких работ, либо как составные части (вкладыши) сложных инструментов, закреплявшиеся в деревянной или костяной основе. Археологи насчитывают сегодня уже не десятки, а сотни разновидностей этих орудий!

Стоит отметить одно обстоятельство, о котором порой забывают даже специалисты. Названия многих каменных орудий как бы предполагают, что нам известно их назначение. «Нож», «резец» - это то, чем режут; «скребок», «скребло», - то, чем скребут; «проколка», - то, чем прокалывают, и т. д. В позапрошлом столетии, когда наука о каменном веке только зарождалась, ученые действительно пытались «угадать» назначение непонятных предметов, добытых раскопками, по их внешнему виду. Так и возникли все эти термины. Позднее археологи поняли, что при таком подходе они слишком часто ошибались.

Одна из особенностей верхнего палеолита заключается в том, что человек не просто активно осваивает новый материал, но впервые приступает к художественному творчеству. Он начинает украшать костяные орудия богатым и сложным орнаментом, вырезает из кости, бивня или мягкого камня (мергеля) фигурки животных и людей, занимается изготовлением самых разнообразных украшений. Все эти тонкие работы, выполнявшиеся порою с удивительным мастерством, требовали специального набора инструментов.

Техника обработки камня стала настолько развитой, что в разных коллективах, живших подчас бок о бок, люди стали делать орудия одинакового назначения по-разному. Обрабатывая наконечник копья, скребок или резец иначе, чем это делают соседи, придавая им иную форму, древние мастера как бы говорили: «Это мы! Это - наше!». Группируя памятники с наиболее близким набором орудий в археологические культуры, ученые получают возможность в какой-то степени представить картину существования древних коллективов, их распространения, особенностей жизни и, наконец, их взаимоотношения друг с другом.

Наконечник с боковой выемкой - форма, особенно характерная для одной из культур охотников на мамонтов. Впрочем, время от времени (хотя и не часто) форма того же наконечника, характерная для одной культуры, по той или иной причине «заимствовалась» иноплеменниками. Однако в подобных случаях орудия, как правило, приобретали специфические черты, хорошо заметные археологу.

В некоторых культурах особое внимание уделялось высокому мастерству в изготовлении тонких листовидных наконечников, обработанных плоскими сколами с двух сторон. В верхнем палеолите известно три культуры, где производство таких орудий достигло исключительно высокого уровня. Самая древняя из них - стрелецкая культура - существовала на Русской равнине в период между 40 и 25 тысячами лет назад. Люди этой культуры изготавливали наконечники треугольной формы с вогнутым основанием. В культуре солютре, распространенной на территории современных Франции и Испании около 22-17 тысяч лет назад, не менее совершенные по обработке листовидные наконечники имели иные, вытянутые формы - так называемые лавролистные или иволистные. Наконец, исключительно высокого развития производство двусторонних наконечников различных типов достигло в палеоиндейских культурах Северной Америки, существовавших примерно 12-7 тысяч лет назад. Следует заметить, что на сегодняшний день никаких связей между этими тремя культурными вариантами не установлено. Различные группы людей изобретали сходные технические приемы совершенно самостоятельно, независимо друг от друга.

Восточно-европейские охотники на мамонтов принадлежали культурам иного типа, где необходимая форма орудия достигалась обработкой только края заготовки, а не всей ее поверхности. Здесь особое внимание уделялось получению хороших пластин, с необходимыми размерами и пропорциями.

Следует еще раз заметить: после того как на большей части Русской равнины культуры выходцев из Центральной Европы сменились культурами строителей домов из костей мамонта, там произошли заметные изменения и в обработке камня. Формы каменных орудий становятся проще и мельче, а техника скола заготовок, ведущая к получению тонких длинных пластин и пластинок правильной огранки - все более совершенной. Это ни в коей мере нельзя считать «деградацией». Охотники на мамонтов, жившие на берегах Днепра и Дона 20-14 тысяч лет назад, достигли для своей эпохи настоящих вершин и в домостроительстве, и в обработке кости и бивня, и в орнаментике (тут стоить напомнить, что орнамент типа «меандр» был создан впервые вовсе не древними греками, а обитателями Мезинской стоянки!). Так что, по-видимому, их «упрощенный» каменный инвентарь на тот момент просто соответствовал своему назначению.

^ 3) Керамика и ее революционное значение.

КЕРАМИКА (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина; англ. ceramics, фр. ceramique, нем. keramik), наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Просвечивающий, обладающий стекловидным спекшимся черепком и в основе белый, настоящий фарфор получают из специальных сортов глины, полевых шпатов и кварца или кварцевых заменителей.

Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.

ТЕХНИКИ

Материал.

Основным материалом для производства керамики является глина . Добытая глина обычно смешана с песком, мелкими камнями, остатками сгнивших растений и другими инородными веществами, которые должны быть полностью удалены, чтобы глина стала годной к употреблению. Сегодня, как и в древние времена, это делается путем смешивания глины с водой и отстаивания смеси в большой ванне. Грязь оседает на дно, а верхний слой глины и воды откачивается или вычерпывается в примыкающий резервуар. Затем процесс повторяется, иногда несколько раз; глина очищается с каждым последующим осадком, пока не будет получен материал нужного качества.

Очищенная глина до ее использования хранится во влажном состоянии в закрытых помещениях. Выдержка глины в течение нескольких месяцев значительно улучшает ее рабочие качества, позволяя глине сохранять форму в процессе создания изделия, оставаясь податливой и пластичной. Свежую глину часто соединяют со старой, из предшествующей смешанной партии; это усиливает бактериальную активность и, по-видимому, улучшает качество материала.

Любое формованное в глине изделие претерпевает некоторую степень сжатия, как во время просушивания, так и в процессе обжига. Для равномерного высыхания и минимального сжатия в глину добавляют грубо притертые кусочки терракоты, обычно гончарный лом. Это также увеличивает прочность глины, сокращая возможность ее резкой усадки во время формовки.

Формовка.

Лепная керамика.

Самой ранней техникой изготовления глиняной посуды, изобретенной ок. 5000 до н.э., в эпоху раннего неолита , была лепка сосуда вручную из комка глины. Глину мяли и выдавливали до получения нужной формы. Образцы изделий, выполненных в этой древней технике, которая и сегодня используется некоторыми гончарами, были обнаружены в Иордании, Иране и Ираке.

^ Ленточная керамика.

Более поздним изобретением была техника кольцевой лепки, при которой сосуд выстраивался из нескольких глиняных полос. Плоское, вылепленное от руки глиняное основание окружали толстой полосой, а затем давлением и разглаживанием достигали прочного соединения основания и ленты. Остальные полосы добавляли до тех пор, пока горшок не приобретал желаемую высоту и форму. Для облегчения процесса выстраивания и выглаживания стенок внутрь горшка иногда клали округлый камень, а снаружи поверхность обрабатывали лопаткой. В этой технике изготавливали прекрасную глиняную посуду со стенками одинаковой толщины. Метод ленточной керамики напоминает технику плетения корзин из длинных волокнистых веревок (или лыка), и, возможно, техника ленточной керамики ведет свое происхождение именно от этого метода.

Усовершенствование ленточной техники привело к формовке горшка на маленьком куске тростниковой циновки или изогнутом черепке (фрагменте разбитого сосуда). Циновка или черепок служили в качестве базы во время выстраивания горшка и как удобная ось вращения, благодаря чему сосуд легко поворачивался в руках гончара. Это вращение вручную давало гончару возможность непрерывно выглаживать горшок и симметрично выравнивать форму в процессе ее построения. У некоторых первобытных народов, таких, например, как американские индейцы, не создано ничего более прогрессивного, чем такая техника, и вся их керамика изготавливалась этим методом. Ленточным методом изготавливали большие кувшины для хранения продуктов даже после изобретения гончарного круга.

^ Гончарный круг.

Изобретение гончарного круга относится примерно к концу IV тыс. до н.э. Его применение не сразу получило широкое распространение; некоторые регионы усвоили новую технику значительно раньше других. Одним из первых был Шумер в Южной Месопотамии, где гончарный круг стали применять около 3250 до н.э. В Египте он использовался уже к концу II династии, около 2800 до н.э., а в Трое выполненная на гончарном круге керамика была обнаружена в слое Троя II, ок. 2500 до н.э.

Древний гончарный круг был тяжелым, прочным диском из дерева или терракоты. На нижней стороне диска было углубление, которым он насаживался на низкую фиксированную ось. Все колесо уравновешивалось так, чтобы вращаться без шатания и вибрации. В Греции обычно колесо вращал ученик гончара, регулируя скорость по команде мастера. Большой размер и вес колеса обеспечивали достаточно длительный период его вращения после запуска. Наличие помощника, вращающего колесо, позволяло гончару использовать обе руки в формовке вазы и уделять этому процессу все свое внимание. Ножной гончарный круг, по-видимому, не применялся до времен Рима. В 17 в. колесо приводилось в движение посредством накинутой на шкив веревки, а в 19 в. был изобретен гончарный круг на паровом ходу.

Процесс изготовления горшка на гончарном круге начинается с вымешивания глины с целью удаления пузырьков воздуха и превращения ее в однородную, пригодную для работы массу. Затем глиняный шар помещают в центр вращающегося круга и придерживают согнутыми ладонями до тех пор, пока не выровняется ход круга. Вдавливанием большого пальца в середину глиняного шара формируется кольцо с толстыми стенками, которое постепенно вытягивается между большим и остальными пальцами руки, преобразуясь в цилиндр. Цилиндр этот затем по желанию гончара может раскрываться в форме чаши, вытягиваться наподобие длинной трубы, уплощаться в тарелку или закрываться, создавая сферическую форму. В конце готовое изделие «срезают» и ставят для просушки. На следующий день, когда глина высохнет до твердой корочки, сосуд опрокидывают в центр круга вверх дном. На вращающемся круге оттачивают, или зачищают, форму, срезая ненужную часть глины, для чего обычно используют инструменты из металла, кости или дерева. На этом формовка изделия заканчивается; сосуд готов для украшения и обжига. Ножка и другие части сосуда могут выделываться и обтачиваться отдельно и затем прикрепляться к тулову сосуда глиняной обмазкой – жидкой глиной, используемой гончаром в качестве скрепляющего материала.

Литье.

Техника литья используется для создания серийной керамики. Сначала по образцу, который должен быть воспроизведен, изготавливается гипсовая форма. Затем в этот шаблон вливается жидкий глиняный раствор, называемый литейным раствором. Его оставляют, пока гипс не впитает влагу из раствора и оседающий на стенках матрицы слой глины не затвердеет. На это уходит примерно час, после чего форма перевертывается и оставшийся раствор выливается. Полая глиняная отливка дорабатывается вручную и затем обжигается.

В древние времена мягкую, податливую глину вжимали в форму рукой, а не вливали, как в технике литья. Производственный процесс начинался с формовки самой модели. Выполненный мастером глиняный образец (патрикс), создавался в расчете и на конечное применение вазы, и промежуточные производственные этапы. В большинстве этих вылепленных ваз лепная часть присоединена к детали, например устью, сформованной на гончарном круге. Поэтому изготовление патрикса ограничивали только этой лепной частью.

Обжиг.

Техника обработки просушенной глины жаром для превращения ее из мягкого хрупкого вещества в твердый стекловидный материал была открыта ок. 5000 до н.э. Открытие это, несомненно, было случайным, возможно, результатом устройства очага на глиняном основании. Вероятно, когда огонь потухал, люди замечали, что глиняное основание очага стало чрезвычайно твердым. Первый изобретательный гончар мог повторить этот феномен, слепив что-нибудь из мягкой глины и положив в огонь, и затем убедиться, что огонь не повредил его изделию, а напротив, придал ему твердую, устойчивую форму. Так могла появиться техника керамического обжига.

Перед тем, как смотреть ролики о производстве и об использовании каменных топоров, краткий ликбез на тему, что есть каменный топор и что из себя представляют реконструкции. Начнем с реконструкций. Как уже было отмечено ранее, что это не научные реконструкции, а лишь наглядная визуализация первобытных технологий. Как пишет сам их автор, он опирается на SAS survival book:


  • "SAS survival book - this teaches you how to survive in all climates"

То есть это визуализация SASовского руководства по выживанию, а не археологически точная реконструкция. В образовательных целях такой подход выглядит даже более удобным, так как позволяет увиденное применить к себе, ощутить происходящий процесс, а значит как бы принять в нем участие. С другой стороны, после просмотра одного из вариантов SASовского учебника (Джон Уайзмэн. «Полное руководство по выживанию - 2011», а какой именно автор реконструкции имеет ввиду — непонятно) видно, что есть тут определенное лукавство. Во-первых, практической информации об обработке камней маловато:


Даже в обычном учебнике истории техники, к примеру, дается куда больше практически полезной информации на этот счет :


Реконструкция из

А во-вторых, предлагаемый в качестве примера тип топора — одно из распространенных заблуждений по этой теме. Это не топор, а скорее форма палицы или дубинки. Проламывать ею голову удобно, а вот работать как инструментом - едва ли:


Из Джон Уайзмэн. «Полное руководство по выживанию - 2011»


  • Топор - одно из древнейших составных орудий, но родословная его началась с простого камня, который с одной стороны был заостренным, а с другой, округлым. Именно с подобного инструмента реконструктор в прошлых роликах начинал строительство. Называется такой примитивный ручной топор - рубилом .



Реконструкция из

Первые топоры, имеющие рукоятку, появились в позднем (верхнем) палеолите (35—12 тыс. лет назад). Топоры, изначально, и в течение долгого времени, использовались, в первую очередь, как инструмент, война в мир людей пришла позже. К сожалению, хорошей работы по истории топора найти не удалось, стандартно эволюцию топора представляют как-то так :


Реконструкция эволюции топоров из

Хотя подобная схема вызывает у меня большие сомнения. Ну во-первых, шлифовать камень начали с эпохи неолита, а до этого топоры выглядели примерно как на . Кроме того, повторюсь, есть сомнения, что второй в ряду топор вообще использовался как топор. Сложно себе представить на практике работу с его помощью. Это, скорее, вариант палицы. В любом случае, пока реконструкции работы с подобным типом топора мне не попадались. В-третьих, в предложенной последовательности показаны разные типы топоров, которые развивались не последовательно, а параллельно, так как были специализацией изначального рубила под разные задачи.

Одной из основных технологических сложностей было надежно прикрепить к топору рукоятку. И тут шли на разные ухищрения. Позже, когда камень научились сверлить, по одной из технологий топорище стали вращивать в топор. Выглядело это примерно так :

Из всего многообразия типов топоров и техник их изготовления мы в роликах рассмотрим два: кельт (сельт) и тесло :


Кельт и тесло

Оба будут изготовлены уже с применением технологии шлифовки, но еще без сверления.

Изготавливаем каменный кельт (сельт):

На что обратить внимание? Помимо топора, реконструктору приходится сделать еще каменное долото, а вместо сверла использовать огонь, точнее горящие угли. И где-то в комментариях он написал очень интересное замечание о психологии доисторического "ремесленника". Он сказал, что работа по производству топора очень хорошо шла вечером у костра, правда очень не хватало собеседников, чтобы работать и общаться, обмениваясь новостями за день. То есть труд тогда был частью социальной жизнью, а скорее всего и сакральной, а вовсе не повинностью, которую надо было отбывать за вознаграждение, как часто происходит сейчас.

Изготавливаем тесло:

И что хочется сказать напоследок. Мнение о примитивности технических возможностей доисторических народов сильно преувеличено, и, как правило, является следствием модернизации истории . Да, современному человеку, без специальных знаний создать нефритовые топоры из Трои, наверно практически невозможно.


Эти четыре каменных топора-молота происходят из клада L, обнаруженного Шлиманом в 1890 году, завершившем одновременно и его раскопки,
и его жизненный путь. Шлиман рассматривал топоры-молоты как свое самое ценное открытие, сделанное за весь период троянских раскопок.

Но даже обычный человек, вооружившись знанием из роликов, через какое-то время в состоянии делать вполне технологичные топоры. Наши же предки из Древнего мира обладали не только обширным опытом обработки камня, но и использовали достаточно впечатляющие устройства механизации своей деятельности:

Сверлильный станок :


Реконструкция эволюции топоров из

Шлифовальный станок :


Реконструкция эволюции топоров из

Источники

1. С. А. Семенов. Развитие техники в каменном веке. Ленинград: Наука, 1968. 376 с.
2. Н.Б. Моисеев, М.И. Семенов. Реконструкция насадки каменных орудий. Гуманитарные науки. История и политология. ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 1 (69), 2009
3. Б. Богаевский, И. Лурье, П. Шульц и др. Очерки истории техники докапиталистических формаций. 1936. Изд-во АН СССР. 462 с.
4. Зворыкин А. А. и др. История техники. М., Соцэкгиз, 1962. 772 с. [Акад. наук СССР. Ин-т истории естествознания и техники]