«Философские раздумья Вольтера в повести «Простак. Анализ повести «Простодушный» - Сочинение любую на тему Вольтер простодушный анализ

21.10.2019 Женские

Сочинение

Философская повесть - трудный и интересный жанр, интеллектуальная игра ума, Он объединяет в себе и эссе, и памфлет, а автор выдвигает идее или смеется над этими идеями и событиями. Франсуа-Мари Аруе, знаемый как Вольтер, использовал жанр философской повести для того, чтобы научить человечество, показать ему, что в нем плохое, и не безопасное. Пушкин называл его «умов и моды проводником». Андре Моруа называл шедеврами Вольтера его «Задига», «Кандида» и «Простака». Он говорил, что стиль Вольтера отвесный, а к персонажам нельзя относиться серьезно - «не успеешь даже поплакать…» Каждого своего читателя Вольтер заставляет задуматься: кто этот герой? Верит ли он в судьбу? Или в Бога? Или хорошая обрисованная автором страна? Или она справедливая? Все эти идеи характерные именно для эпохи Просвещения, когда заведомо вышли идеи, провозглашенные Французской революцией - идеи Свободы, Равенства, Братства, В повести «Простак» Вольтер дискутирует с теорией «естественного человека» Жана-Жака Руссо. «Когда читаешь ваше произведение, - писал он Руссо, - так и хочется стать рачки»,

Герой «Простака» - дикарь Гурон, дитя природы. Он оказался в цивилизованном мире. Мы видим этот «цивилизованный» мир глазами простого человека, он воспринимает простые вещи и простые взаимоотношения между людьми, ко всему относится буквально. Гурон не понимает, чему люди все запутывают и делают поступки, где нет здравого смысла. «Я израсходовал на свое образование пятьдесят лет, но в отношении здравого смысла мне будет тяжело справиться с этим полудиким ребенком»,- так думает учитель Гурона. В повести Вольтер это прибегает к сказочному или фантастическому сюжету. Герои повести такие же реальные, как и действительность, современная писателю. Обыватели проявляют незаурядное любопытство, слушая рассказа Гурона. Они докладывают много сил, чтобы окрестить новонайденного родственника. Именно здесь Вольтер вкладывает в уста действующих лиц повести полемику о церкви и веротерпимости. Мадемуазели, не понимает, почему он до сих пор не не католик, будто в мире существует лишь католическая вера. Ответ на это Вольтер вкладывает в уста Гурона, она есть новой для того времени идеей свободы вероисповедания: «Каждый в Англии имеет право жить так, как ему захочется».

Решив добровольно принять католическую веру, Гурон изучает духовные произведения и начинает делать соответствующие этому духовному учению поступки. Воспринимая довольно буквально все прочитанное в духовных текстах, он, кончив для верующего исповедь, требует такой же исповеди от монаха, а креститься старается в реке, выполняя тем самым букву католичества. Такие ситуации, в которых оказывается Гурон, выдуманные Вольтером для того, чтобы поговорить, насколько бессмысленными есть законы и правила в так называемых «цивилизованных» странах. Какими ничтожествами выглядят европейцы в свои желаниях объяснить дикарю сомнительные преимущества своей жизни. Когда Гурон узнает, что для того, чтобы вступить в брак с любимой женщиной, не достаточно их личных обетов, требуются еще свидетеля, нотариусы, соглашения и разрешения, он доходит вывода: «Наверное, бесчестные люди, если вам нужны таки предостережения…», - говорит он.

Герой Вольтера не понимает и конфессионных взаимоотношений католиков и гугенотов, и требует объяснить, почему «такой большой король, чья слава дошла даже те страны Гуронов, оставил себя без такого большого количества сердец, которые могли бы любить его, и такого большого Количества рук, которые могли бы служить ему?» Глупость этих расхождений сегодня есть еще реальнее, Вольтер делал ударение на этом три столетия назад. К сожалению, она есть актуальной и сегодня. Представители разных концессий настроенные враждебно один до одного и не могут объединить человечество. Из далекого столетия фернейский мудрец подсказывает нам, людям двадцать первого столетия, что не надо искать зло в цивилизации или культуре, в науке или в цене. Зло кроется в аморальном устройстве общества, в отсутствии моральных принципов у людей. Итак, возможно, ответа мы найдем у Вольтера, который в Простаке утверждал: «Чтение поднимает душу, а просвещенный друг приносит идею».

Анализ повести «Простодушный»

Философская повесть «Простодушный» впервые увидела свет в 1767 году. В ней Вольтер обратился к проблеме закостенелости общественных моральных норм, существовавших в период процветания французского абсолютизма. Центральной фигурой, вступающей в конфликт с современностью, автор делает «естественного человека» Руссо – двадцатидвухлетнего юношу, француза по происхождению, но гурона по воспитанию.

Выросший среди диких канадских индейцев, главный персонаж повести носит говорящее имя – Простодушный. Так героя назвали в Англии за его чистосердечность и поступки, совершаемые на основе «естественного», а не выдуманного обществом, законодательного права. В первой половине повести художественный образ Простодушного носит ярко выраженный комический характер. Молодой человек, руководствующийся прямым восприятием мира, хочет креститься в реке, как это делали библейские персонажи из прочитанного им «Нового завета», мечтает о свадьбе со своей крёстной матерью, прелестной Сент-Ив, и ни в какую не желает понимать, почему он не может женится на девушке, которая согласна стать его женой. Вторая половина произведения делает Простодушного фигурой трагической. Приобщившийся в тюрьме к наукам и искусствам, молодой человек, не лишаясь своей природной доброты, начинает проникать в сущность окружающего его французского общества.

Несколько глав, описывающих развитие умственных способностей главного героя, придают повести черты романа воспитания. Быстрое и правильное восприятие Простодушным культурной и научной информации Вольтер напрямую связывает с его «дикарским воспитанием», оградившим персонажа от «предрассудков»: «Он видел вещи такими, каковы они есть, меж тем как мы видим их всю жизнь такими, какими они не бывают».

Философия жизни раскрывается французским просветителем, во многом, посредством категории иронии. Беззлобный юмор и жёсткая сатира идут рука об руку, делая философскую повесть ещё и комедийной. В то время как образ молодого гурона вызывает у читателя добродушную, понимающую улыбку, описание представителей общества Нижней Бретани воспринимается, в лучшем случае, анекдотически. Дядя Простодушного, аббат де Керкабон, описывается Вольтером как большой любитель почитать Рабле после погружения в труды блаженного Августина. Его сестра, 45-летняя старая дева, изображается женщиной, которую задевает невнимание к ней мужчин – в начале английских моряков, затем юного гурона. Высоко просвещённое французское общество показывается как шумное сборище людей, говорящих и перебивающих друг друга одновременно.

Единственный персонаж, над которым автор лишь слегка подтрунивает, - возлюбленная Простодушного, м-ль де Сент-Ив. В повести она выступает как лицо сюжетообразующее: любовь к ней гурона, его последующие приключения и её самоотверженный, трагический поступок становятся централью повествования, на которую нанизываются все остальные события. Грехопадение девушки позволяет автору показать истинное лицо французского благонравия: все придворные должности, все военные чины и награды покупаются в нём не ценой личной самоотверженности, а красотой и юностью жён.

Религиозно-политическая ситуация, сложившаяся во Франции к концу XVII века, раскрывается Вольтером через эпизод посещения Простодушным небольшого, практически обезлюдевшего городка Сомюр. Бегущие из него протестанты рассказывают герою о своих злоключениях и недальновидности политики Людовика XIV, решившего поддержать ненавидящего его Римского Папу, а не свой народ – пусть и другой веры.

Философская повесть «Простодушный» - прекрасный литературный образец эпохи Просвещения, развенчивающий заблуждения своего времени.

Что ты собираешься делать в жизни, какой путь выберешь, кем станешь? - серьезно начинаешь над этим задумываться уже в седьмом-восьмом классе. Вообще-то вопрос "кем будешь?" звучит с самого детства. Взрослые с улыбкой спрашивали меня пятилетнего: "Ну, кем станешь, когда вырастешь?" И я отвечал с готовностью, очень гордо и радостно: "Летчиком!" А потом профессии менялись, как в калейдоскопе, и в ответах уже слышалось то врачом, то милиционером, то моряком или космонавтом. Став взрослее, с чувством уже вроде бы понимания жизни, все чаще повторялось: бизнесменом, экономистом, банкиром, юристом. А

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» была написана по аналогии с «Божественной комедией» Данте Алигьери и должна была состоять из трех частей, как и творение великого итальянца, включавшее в себя «Ад», «Чистилище» и «Рай». В первом томе «Мертвых душ» Гоголь стремился обрисовать страшный лик русской действительности, воссоздать «ад» российской современной жизни. О содержании двух последующих томов мы можем судить лишь по некоторым сохранившимся черновым вариантам глав, но, скорее всего, в них Гоголь хотел показать путь возрождения Руси и очищения душ героев. О чем же конкретно написано в первом т

Рассказ "Господин из Сан-Франциско" написан в 1915 году, в разгар Первой мировой войны. Хотя в рассказе ничего не говорится о войне, однако, безусловно, в нем отражены события, происходящие в мире, и прежде всего - обесценивание жизни, нивелирование личности, ставшее признаком европейской цивилизации. Очень характерно, что герой рассказа безымянен. Это значит, что он такой же, как все, ничем от других не отличается. Конечно, портрет его выписан очень детально: "Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый... Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными ус

Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкин написал 8 сентября 1826 года по пути из Михайловского в Москву. В мартовском издании «Московского вестника» 1828 года оно было напечатано. «Пророк» - это непосредственный отклик на казнь пятерых руководителей декабрьского восстания. В июле 1826 года непоправимое свершилось: зачинщиков казнили. Переживая глубокое потрясение, поэт думал и о лицейских своих товарищах, сосланных за участие в восстании на Сенатской площади. В памяти друзей Пушкина сохранился один из вариантов последней строфы: Восстань, восстань, пророк России, Позорной ризой облекись, Идя и с

Стефан ЦвейгПисьмо незнакомкиИзвестный беллетрист Р. после трехдневной поездки в горы возвращается в Вену и, взглянув на число в газете, вспоминает, что в этот день ему исполняется сорок один год. Просмотрев накопившуюся почту, он откладывает в сторону толстое письмо, написанное незнакомым почерком. Немного погодя, уютно устроившись в кресле и закурив сигару, он распечатывает письмо. Ни на нем, ни на конверте нет имени и адреса отправителя. Письмо начинается словами «Тебе, никогда не знавшему меня», и непонятно, что это - обращение или заголовок. Заинтригованный, Р. погружается в чтение. Незна

Сейчас смотрят: {module Анализ стихотворения:}

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ «ЕСТЕСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ ВОЛЬТЕРА «ПРОСТОДУШНЫЙ»

План

1. «Простодушный»- философская повесть Вольтера (история создания, тема, идея, построение, название произведения).

2. Характеристика главного героя Простодушного (Гурон), особенности его мировоззрения.

3. Проблема любви в повести. Образ Сентов.

4. Проблема религии и разоблачение церковной реакции в произведении.

Задания для подготовительного периода

1. Выписать цитаты для характеристики главного героя.

2. Выписать философские мысли из произведения.

Литература

1. Еременко О. В. Поборник естественных прав человека. Материалы к изучению повести Вольтера «Простак». 9 кл. // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 1999.-№ 6. - С. 39 - 40.

2. Лимборский И. В. Вольтер и Украина // Зарубежная литература в учебных заведениях. - 1999. -№ З, -С. 48-50.

3. Шалагінов Б. «Все к лучшему в этом лучшем из миров»? // Зарубежная литература. - 2000. - № 15 (175). - С. 1 - 2.

Инструктивно-методические материалы

Действие повести «Простодушный» (XVII 67) полностью разворачивалась во Франции, хотя главный герой - индеец из племени гуронів, который по стечению обстоятельств оказался на территории Европы.

Несмотря на довольно примитивную композиционное построение и сдержанный изложение мыслей, в течение произведения насквозь-прослеживалась его сатирическая направленность.

В философских повестях Вольтера зря искал психологизм, погружение в душевный мир персонажей, достоверное изображение человеческих характеров или правдоподобный сюжет. Главное в них - обостренное сатирическое изображение социального зла, жестокости и бессмысленности существующих общественных институтов и отношений. Этой суровой реальностью проверялись настоящая ценность философских витлумачень мира.

Обращение к действительности, к ее острых общественных и духовных конфликтов пронизавшей все творчество Вольтера - его философию, публицистику, поэзию, прозу, драматургию. При всей своей злободневности она глубоко проникала в сущность общечеловеческих проблем, которые далеко выходили за пределы той эпохи, когда жил и работал сам писатель.

Повесть построена в форме «адаптации» «естественного человека», не испорченного цивилизацией, в условиях тогдашней действительности, другими словами - это процесс преобразования Простодушного на обычного человека.

«Естественный человек» - «искусственная» человек (продукт цивилизации) - главное противоречие произведения.

В повести «Вольтер» полемизировал с Ж.-Ж. Руссо - создателем теории о «естественном человеке» и пагубном влиянии цивилизации на ней.

Главный герой «философской повести» принадлежал к «нецивилизованного» индейского племени гуронів и попал во Францию случайно. Все, что привычное для «цивилизованных» французов, вызвало у юноши простодушное удивление (это подчеркнуто именем героя).

В центре внимания те черты французской жизни, которые, по мнению писателя, противоречили здравому смыслу, естественному естеству человека: «Его ум, не искаженный ошибками, сохранил всю свою природную прямизну. Он видел вещи такими, какими они в действительности являются, между тем как мы, под влиянием усвоенных в детстве взглядов, видим их везде и всегда такими, какими они никогда не бывают». Природный ум выше здравого смысла, приобретенного в условиях цивилизации, ибо последняя насквозь отравлена предрассудками. В основе комического в произведении лежала именно несоответствие суждений природного ума и общераспространенных общественных нравов (предрассудков).

Вольтер поднял вопрос о роли церковной жизни для нравственного состояния общества, которое освещалось как в плане отдельного человека, так и всего государства, руководящего аппарата., юстиции.

Главная сюжетная линия - история любви Простака и юной красивой Сент-Ив. Сначала события происходили в Нижней Бретани, в пріораті Горной богоматери. Своими наивными, но меткими суждениями Гурон, сам того не зная, обличал различные общественные предрассудки и глупости, в частности поведение людей, основанная на буквальном понимании религиозных предписаний.

Во второй половине произведения Простак, отличившись в битве с англичанами, что напали на побережье, отправился в Париж за заслуженной наградой, а заодно за разрешением жениться на любимой Сент-Ив. Однако «естественный разум» не мог найти общего языка ни с «государственным умом», ни с «конфессиональным умом». Все чиновники, к которым обращался Простак, а за ним и Сент-Ив, - это духовные лица; люди, которые окружали героев, говорили почти исключительно на религиозные темы и смотрели на мир сквозь призму конфессиональности. Все общество разделено на враждующие религиозные группы. Здесь религиоВНОсть возникла скорее не как суеверие, а как прагматичный, эгоистическая позиция, что вела к личному обогащению. Вольтер стремился показать, что религиоВНОсть не предоставляет французскому обществу никакого строя, не делает его моральнее и счастливее. Произведение отразил атмосферу тех лет, когда в большинстве католических монархий начали запрещать деятельность иезуитов, пока решением папы Климента XIV орден не был распущен совсем (XVII 73).

Снисходительнее Вольтер относился к янсеністів, к которым относится в повести ученый заключенный Гордон. Иронично звучало то, что именно в тюрьме, вдали от научных центров цивилизации, под руководством опального еретика, гурон получил свои основательные знания о мире. Сочувственно вспоминали Вольтер и о гугенотов. Луи XIV, разорвав «Нантский эдикт», обрек на изгнание тысячи трудолюбивых и умных людей, «уйму рук, которые могли бы служить ему». Поскольку по убеждению писателя, природный разум должен победить, в конце произведения янсеніст Гордон «отказался от своих строгих убеждений и стал настоящим человеком».

Повесть закончилась трагически для ее героев. Маленький человек оказалась совершенно беззащитной перед произволом власть имущих. Все ее «естественные чувства» - добропорядочность, сердечность, вера в справедливость - безжалостно растоптаны государственной машиной.

Позиция английских моралистов - Шефтсбери, Ричардсона, Дефо и других - не выдержала проверки сарказмом Вольтера.

Значительным явлением философской прозы Вольтера была повесть «Простодушный» (1767). Здесь автор сделал большой шаг вперед по пути сближения литературы с живой современностью: события развертываются во Франции, они освобождены от экзотического камуфляжа. Если в «Задиге» и в «Кандиде» Вольтер прибегал к маскировке объекта критики или переносил действие на Восток, то в «Простодушном» он открыто говорит о пороках французского общества. Повесть в связи с этим богато насыщена бытовыми, социальными подробностями, приближена к реальной жизни. Обличительный пафос «Простодушного» весьма силен.

Обличение идет в идеологической области. Вольтер судит феодальную Францию с позиций просветительского разума, с точки зрения человека, не испорченного цивилизацией. Характерная для философских повестей мысль о враждебности феодальных отношений человеческой личности ее естественным чувствам доведена в «Простодушном» до логического предела. Герои этого произведения не только страдают, как в «Задиге» и «Кандиде», они оказываются в трагических ситуациях, приводящих к гибели.

Повесть построена не на столкновении характеров. В центре ее конфликт индейца-гурона (француза по рождению) с непонятными враждебными ему обстоятельствами европейской жизни. Феодальн; действительность постепенно раскрывает перед ним свою бесчеловечную сущность. Простодушный, названный при крещении Геркулесе де Керкабон, попадает в комические положения из-за нарушения всякого рода общественных условностей. Он судит обо всем с точки зр ния «естественного права», не признавая никаких моральных ограничений (таково его нападение на Сент-Ив, вызванное желанием немедленно на ней жениться). Вольтер вначале добродушно подсмеивается над своим героем и в то же время иронизирует над Руссо, показывав к каким несообразностям может привести поведение «естественного человека», игнорирующего нравы цивилизованного общества.

Однако постепенно обстановка меняется. Простодушный все шире знакомится с феодальной Францией. Ни в чем не повинную Сент-Ив заточают в монастырь. Сам герой, отправившийся к королевском двору, попадает в Бастилию. Из комической фигуры он превращаете в трагическую. Вся вина Простодушного состояла лишь в высказав сочувствии гугенотам. Вольтер не только наносит удар по фанатизму католиков. В лице преподобного отца де ла Шез он развенчивает шпионаж иезуитов, рисует страшные картины самоуправства беззакония, царящие в придворных кругах.

Чтобы вызволить Простодушного из тюрьмы, Сент-Ив жертвует своей честью. Нравственное «падение» оказывает столь сильное воз действие на психику девушки, что она умирает от невыносимых переживаний. Сент-Ив всецело во власти нравственных представление своей среды. Она считает себя преступницей, не понимая принятого ею жертвенного решения. Прекрасная Сент-Ив - жертва не только произвола и нравственной распущенности, царящих при дворе, но и того морального ригоризма, который был распространен в буржуазном обществе. Упрекая себя за «малодушие», она «не осознавала, сколько добродетели было в том преступлении, за которое она себя корила».

Характерно, что чуждый моральных предрассудков Простодушный отнюдь не считает свою невесту виновной, ибо она решилась на свой шаг во имя любви.

Простодушный изменяется в процессе повествования. Однако изменения касаются не его характера (от начала до конца он остается одинаковым в морально-психологическом плане), а некоторых форм его сознания. Оно обогащается. В результате столкновения с обществом Простодушный становится все более просвещенным. Особенно много дали для его интеллектуального развития беседы с узником Бастилии - янсенистом Гордоном. Гурон не только быстро освоил все тонкости богословия, но подверг его разрушительной критике, причем с помощью самых простых логических приемов.

Вольтер и на этот раз подходит к оценке всех явлений действительности с точки зрения интересов личности. Его позиция особенно ясно выражена там, где Простодушный в своих рассуждениях касается исторического прошлого. «Он начал читать исторические книги; они опечалили его. Мир представлялся ему слишком уж злым и жалким. В самом деле, история - это не что иное, как картина преступлений и несчастий. Толпа людей, невинных и кротких, неизменно теряется в безвестности на обширной сцене. Действующими лицами оказываются лишь развратные честолюбцы».

И все же Вольтер в «Простодушном», как и в «Кандиде», воздерживается от радикальных выводов, которые могли бы следовать из той острой критики, которой он подверг современное ему общество. В повести нет и речи о необходимости переустройства социальных отношений. Вольтер в целом мирится с существующим строем. Его Простодушный становится превосходным офицеров королевской армии. К лучшему устраивается и судьба Гордона. Финал произведения выдержан в примирительных тонах. Правда, критицизм сохраняется в последней фразе о том, что на свете много порядочных людей, которые в отличие от Гордона могли бы сказать: «От несчастья нет никакого проку». Но тем не менее примирение с действительностью Гордона и Простодушного значительно ослабляет общее впечатление о радикализме авторских суждений.

В прозе, как в драматургии, Вольтер выступает прежде всего выразителем просветительских взглядов. Это во многом определяет не только идейное, но и эстетическое своеобразие его произведений. И положительные и отрицательные его персонажи рационалистически заданы, являются, как правило, олицетворением тех или иных идей. Нерестан, Магомет воплощают фанатизм, Заира, Сафир - гуманность, Брут - дух республиканизма. Аналогичное наблюдается и в философских повестях. Но герои здесь психологически более сложны, хотя и сохраняют преимущественную тенденцию к односторонности. Задиг, Кандид, Простодушный во всех испытаниях проявляют свою положительность. Изменяются лишь их представления о жизни. В отличие от них Панглосс и Мартэн - образы-маски с ярко выраженной доминантой, не поддающиеся воздействию социальных обстоятельств. Через все жизненные невзгоды они проносят в неизменном виде свою убежденность, определенный взгляд на мир.

Искусство еще не осознано Вольтером как специфическая форма объективного изображения жизни. Художественное творчество им рассматривается прежде всего как средство пропаганды определенных морально-политических истин. Оно выполняет главным образом утилитарные функции. Вольтер-драматург превращает положительных героев в рупоры своих собственных взглядов. Таков, например, Орос-ман, выражающий идеи, характерные не для султана средневекового деспотического государства, а для просветителя XVIII в.

Сочинение

Значительным явлением философской прозы Вольтера была повесть «Простодушный» (1767). Здесь автор сделал большой шаг вперед по пути сближения литературы с живой современностью: события развертываются во Франции, они освобождены от экзотического камуфляжа. Если в «Задиге» и в «Кандиде» Вольтер прибегал к маскировке объекта критики или переносил действие на Восток, то в «Простодушном» он открыто говорит о пороках французского общества. Повесть в связи с этим богато насыщена бытовыми, социальными подробностями, приближена к реальной жизни. Обличительный пафос «Простодушного» весьма силен.

Обличение идет в идеологической области. Вольтер судит феодальную Францию с позиций просветительского разума, с точки зрения человека, не испорченного цивилизацией. Характерная для философских повестей мысль о враждебности феодальных отношений человеческой личности ее естественным чувствам доведена в «Простодушном» до логического предела. Герои этого произведения не только страдают, как в «Задиге» и «Кандиде», они оказываются в трагических ситуациях, приводящих к гибели.

Повесть построена не на столкновении характеров. В центре ее конфликт индейца-гурона (француза по рождению) с непонятными враждебными ему обстоятельствами европейской жизни. Феодальн; действительность постепенно раскрывает перед ним свою бесчеловечную сущность. Простодушный, названный при крещении Геркулесе де Керкабон, попадает в комические положения из-за нарушения всякого рода общественных условностей. Он судит обо всем с точки зр ния «естественного права», не признавая никаких моральных ограничений (таково его нападение на Сент-Ив, вызванное желанием немедленно на ней жениться). Вольтер вначале добродушно подсмеивается над своим героем и в то же время иронизирует над Руссо, показывав к каким несообразностям может привести поведение «естественного человека», игнорирующего нравы цивилизованного общества.

Однако постепенно обстановка меняется. Простодушный все шире знакомится с феодальной Францией. Ни в чем не повинную Сент-Ив заточают в монастырь. Сам герой, отправившийся к королевском двору, попадает в Бастилию. Из комической фигуры он превращаете в трагическую. Вся вина Простодушного состояла лишь в высказав сочувствии гугенотам. Вольтер не только наносит удар по фанатизму католиков. В лице преподобного отца де ла Шез он развенчивает шпионаж иезуитов, рисует страшные картины самоуправства беззакония, царящие в придворных кругах.

Чтобы вызволить Простодушного из тюрьмы, Сент-Ив жертвует своей честью. Нравственное «падение» оказывает столь сильное воз действие на психику девушки, что она умирает от невыносимых переживаний. Сент-Ив всецело во власти нравственных представление своей среды. Она считает себя преступницей, не понимая принятого ею жертвенного решения. Прекрасная Сент-Ив - жертва не только произвола и нравственной распущенности, царящих при дворе, но и того морального ригоризма, который был распространен в буржуазном обществе. Упрекая себя за «малодушие», она «не осознавала, сколько добродетели было в том преступлении, за которое она себя корила».

Характерно, что чуждый моральных предрассудков Простодушный отнюдь не считает свою невесту виновной, ибо она решилась на свой шаг во имя любви.

Простодушный изменяется в процессе повествования. Однако изменения касаются не его характера (от начала до конца он остается одинаковым в морально-психологическом плане), а некоторых форм его сознания. Оно обогащается. В результате столкновения с обществом Простодушный становится все более просвещенным. Особенно много дали для его интеллектуального развития беседы с узником Бастилии - янсенистом Гордоном. Гурон не только быстро освоил все тонкости богословия, но подверг его разрушительной критике, причем с помощью самых простых логических приемов.

Вольтер и на этот раз подходит к оценке всех явлений действительности с точки зрения интересов личности. Его позиция особенно ясно выражена там, где Простодушный в своих рассуждениях касается исторического прошлого. «Он начал читать исторические книги; они опечалили его. Мир представлялся ему слишком уж злым и жалким. В самом деле, история - это не что иное, как картина преступлений и несчастий. Толпа людей, невинных и кротких, неизменно теряется в безвестности на обширной сцене. Действующими лицами оказываются лишь развратные честолюбцы».

И все же Вольтер в «Простодушном», как и в «Кандиде», воздерживается от радикальных выводов, которые могли бы следовать из той острой критики, которой он подверг современное ему общество. В повести нет и речи о необходимости переустройства социальных отношений. Вольтер в целом мирится с существующим строем. Его Простодушный становится превосходным офицеров королевской армии. К лучшему устраивается и судьба Гордона. Финал произведения выдержан в примирительных тонах. Правда, критицизм сохраняется в последней фразе о том, что на свете много порядочных людей, которые в отличие от Гордона могли бы сказать: «От несчастья нет никакого проку». Но тем не менее примирение с действительностью Гордона и Простодушного значительно ослабляет общее впечатление о радикализме авторских суждений.

В прозе, как в драматургии, Вольтер выступает прежде всего выразителем просветительских взглядов. Это во многом определяет не только идейное, но и эстетическое своеобразие его произведений. И положительные и отрицательные его персонажи рационалистически заданы, являются, как правило, олицетворением тех или иных идей. Нерестан, Магомет воплощают фанатизм, Заира, Сафир - гуманность, Брут - дух республиканизма. Аналогичное наблюдается и в философских повестях. Но герои здесь психологически более сложны, хотя и сохраняют преимущественную тенденцию к односторонности. Задиг, Кандид, Простодушный во всех испытаниях проявляют свою положительность. Изменяются лишь их представления о жизни. В отличие от них Панглосс и Мартэн - образы-маски с ярко выраженной доминантой, не поддающиеся воздействию социальных обстоятельств. Через все жизненные невзгоды они проносят в неизменном виде свою убежденность, определенный взгляд на мир.

Искусство еще не осознано Вольтером как специфическая форма объективного изображения жизни. Художественное творчество им рассматривается прежде всего как средство пропаганды определенных морально-политических истин. Оно выполняет главным образом утилитарные функции. Вольтер-драматург превращает положительных героев в рупоры своих собственных взглядов. Таков, например, Орос-ман, выражающий идеи, характерные не для султана средневекового деспотического государства, а для просветителя XVIII в.